+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Защита прав детей. Комитет по защите прав ребенка. Международная защита прав детей

Содержание

Отдел по защите прав детей как организация защищает ребенка

Защита прав детей. Комитет по защите прав ребенка. Международная защита прав детей

Ежегодно 1 июня в нашей стране отмечает праздник – день защиты детей. В этот день принято организовывать представления для деток, дарить им подарки, катать на каруселях. Идентичны ли эти действия с понятием защиты детей? Вряд ли.

От кого или от чего стоит защищать детей? Какие права они вообще имею, давайте разбираться.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 113-18-96. Это быстро и бесплатно!

Законодательство в сфере защиты прав детей

Права ребенка – это те возможности, свободы, которыми может воспользоваться каждый человек до достижения им 18 лет. Они не зависят ни от каких характеристик человека – раса, пол, происхождение, вероисповедание. До какого возраста дети считаются несовершеннолетними читайте в этой статье.

Историческая справка

Впервые упоминание данного термина было во Всеобщей декларации прав человека. В ней существует отдельная норма, провозглашающая право детей на особое отношение.

Для лучшего развития малыш должен жить, окруженный заботой, любовью, осознавая свою значимость для будущего страны и мира в целом.

Взрослые должны способствовать всесторонней подготовке малыша ко взрослой жизни.

Со временем происходила популяризации темы прав человека, и мировое сообщество пришло к необходимости создания дополнительных норм. Сначала права ребенка рассматривались лишь в контексте необходимости защиты маленьких людей от рабского труда, от занятия проституцией.

Права имею все дети, независимо от пола, расы, национальности или вероисповедания

Международные стандарты

Реальность XX века побудила Лигу Наций в 1924 году принять Женевскую декларацию прав ребенка. Затем уже в 1959 году ООН шагнула на ступеньку выше и явило миру Декларацию прав ребенка. Именно этот акт установил, определил основные правила в вопросах воспитания и социализации детей.

Со временем декларативных основ стало недостаточно, поэтому были разработаны еще нескольких важных положений. Ими стали: Декларация, регламентирующая процедуру оказания помощи женщинам и детям в условии чрезвычайных ситуаций и во время военных действий (1974г.) и Декларация, описывающая нюансы усыновления (1986г.).

Большое количество документов, регламентирующих вопрос, выявили потребность в систематизации объема, имеющейся информации. В 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была разработана Конвенция о правах ребенка. Это положение помогло определить границы дозволенного.

Российские нормы

Внутри страны тоже учитываются интересы маленьких граждан. Права определены в законах. Существуют и подзаконные акты, прорабатывающие детально все ситуации, с которыми приходиться сталкиваться детям.

Конституция РФ обещает защищать права детворы, устанавливает возможность учиться без оплаты, на основании принятых стандартов. Даже маленький человек может иметь свое мнение. Учитывать мнение малыша обязательно. А в случае достижения им 10 лет, опрос пожеланий является неотъемлемой процедурой для принятия резолюции в вопросах воспитания.

Права ребенка устанавливает главный закон страны — Конституция. Малыш имеет право, как и любой гражданин нашей страны на имя, фамилию, отчество. С первых дней жизни дети могут уже иметь имущество. Законодатель предусмотрел необходимость для взрослых платить по счетам отпрысков, получать причитающиеся суммы от государства.

Кодексы

В СК РФ прописаны ряд статей, посвященные детскому вопросу. Установлено право детей на воспитание в семье, на участие в их жизни родителей, на получение заботы. Малыш должен получить достойное воспитание, когда учитываются его индивидуальность и подчеркиваются достоинства. Более подробно о правах в Семейном праве тут.

Интересы ребенка защищает и Трудовой Кодекс РФ в сфере организации работ несовершеннолетних.

В нашей стране дети могут быть эмансипированы. Шестнадцатилетний гражданин может приобрести полную дееспособность. То есть получить возможность приобретать и осуществлять свои права и нести ответственность.

Эмансипация возможна, если молодой человек устроен официально или является предпринимателем. Получение данной привилегии возможно в результате принятого судом решения.

Федеральные законы

Главным отраслевым законом является 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998. Его  назначение —  описание базы для реализации прав и для учета интересов маленьких граждан. Документ предусматривает возможность быть защищенным при ущемлении права, получать содействие в развитии, как физическом, так и духовном.

В условиях увеличения потока информации, технических возможностей встала необходимость защитить малышей от ненужной информации. В этой области принят специальный закон 436-ФЗ (29.12.

2010), регламентирующий понятие информации, которая не должна доходить до маленьких граждан нашей страны.

То есть это те знания, которые могут повлиять на неокрепшие умы и привести к тяжким последствия для здоровья.

Дети не всегда умеют отбирать нужную информацию

Отдельно необходимо предоставить гарантии малышам, попавшим в затруднительные ситуации, например, тем кто остался сиротами или оставшиеся без поддержки родителей. Для этого принят 159-ФЗ от 21.12.1996г.

Источник: https://101jurist.com/semejnyj-kodeks/kto-zashhishhaet-prava-rebenka.html

Комитет по защите прав ребенка, отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав

Защита прав детей. Комитет по защите прав ребенка. Международная защита прав детей

Комитет по защите прав ребенка создан при ООН с целью контроля за выполнением положений Конвенции о правах ребенка в странах, которые признали свое участие в подписании данного международного документа.

О необходимости особо охранять права и интересы малолетних заявляется постоянно, но далеко не всегда для этого принимаются адекватные меры.

Чтобы обезопасить жизнедеятельность той группы общества, которая неспособна в силу своего возраста защитить себя самостоятельно, создаются специальные органы. Их задача – обеспечить повсеместное соблюдение прав несовершеннолетних.

Создание комитета и его функции

Один из важнейших документов, регламентирующих права несовершеннолетних – это Конвенция о правах ребенка. Она подписана рядом государств, которые обязались руководствоваться положениями данного документа при создании собственной законодательной базы.

На государственных деятелях лежит ответственность контролировать соблюдение интересов детей в их стране. Для этого создаются различные организации. Отследить успешность их деятельности в целом и политики державы в области защиты детства, призван Комитет по правам ребенка.

Задачи этой организации сводятся к тому, чтобы следить за исполнением государствами норм, прописанных:

  • в самой Конвенции о правах несовершеннолетних;
  • в протоколе, рассматривающем недопустимость вовлечения детей в вооруженные конфликты;
  • в протоколе о запрете торговли малолетними и их вовлечения в проституцию и порнографию;
  • в протоколе о процедуре сообщений.

Этот международный орган представляет собой состав из независимых экспертов из разных стран, общим числом восемнадцать человек. Их собрания проводятся с периодичностью три раза в год и проходят в Женеве. Каждая сессия работы Комитета включает:

  • пленарное заседание, длящееся три недели;
  • предсессионную рабочую группу, проходящую в течение одной недели.

Суть работы членов данного международного органа сводится к таким действиям:

  1. Оценка предоставленных странами-участницами докладов и отчетов о положении детей в данных государствах.
  2. Разработка рекомендаций для каждого члена комитета.
  3. Рассмотрение частных жалоб о нарушении прав малолетних.
  4. Опубликование общих замечаний, представляющих толкование правовых норм. В результате разрабатывается общее направление, которому должны следовать страны-участники, и отдельные советы конкретным странам.

Деятельность комитета в России

На одном из первых собраний Международного Комитета его членам было рекомендовано наладить работу подобных органов по защите прав ребенка внутри страны.

Защита прав детей в России также связана с деятельностью такой организации. Ее существование в нашей стране началось с середины девяностых годов двадцатого века.

Инициатором стали члены Министерства здравоохранения и социального развития, предполагая его как департамент по защите прав детей.

Профиль работы российского Комитета – защита интересов несовершеннолетних, пресечение случаев их нарушения. Его деятельность ведется в нескольких направлениях:

  1. Контроль за тем, как соблюдаются права детей в школе и в семье.
  2. Контроль за полнотой соблюдения юридических и гражданских прав несовершеннолетних.
  3. Организация просветительской работы среди родителей и педагогов по правовым вопросам, связанным с интересами детей.
  4. Совершенствование законодательной базы в рамках обеспечения максимальной защиты детских прав.

Первое направление предполагает, что Комитет – это тот орган среди прочих, куда опекуны или сам несовершеннолетний может обратиться в случае насилия над ним или морального оскорбления со стороны взрослых.

В рамках второго направления отслеживается соблюдение прав детей на образование, медицинскую помощь, на наследование ими имущества и финансов. Если члены Комитета сталкиваются с нарушением прав гражданского или юридического характеры, они обязаны рассмотреть этот вопрос и сообщить в соответствующие инстанции необходимую информацию. Третье направление обязывает Комитет:

  • знакомить взрослых с правами детей;
  • разъяснить законодательную базу по этим вопросам;
  • информировать об ответственности за нарушения интересов детей.

Основной международный документ, посвященный вопросу детства – это Конвенция о правах ребенка и протоколы к ней. Комитет, действующий на территории Российской Федерации, обязан следить, чтобы законодательная база страны не противоречила конвенционным положениям. В его обязанности входит и разработка проектов внутригосударственного совершенствования законов о детях.

Как обратиться в Комитет со своей проблемой

Для реализации деятельности Комитета по правам несовершеннолетних в России была введена должность Уполномоченного по правам ребенка. Произошло это первого сентября 2009 года, когда впервые был назначен детский омбудсмен при президенте РФ.

Поскольку огромная территория страны не позволяет решать множественные вопросы из центра, то в субъектах Федерации также появились уполномоченные по правам ребенка.

Они получили название – региональные детские омбудсмены и призваны осуществлять надзорза соблюдением интересов маленьких граждан. Финансирование их деятельности возложено на власти регионов.

При этом их службой руководит федеральный Уполномоченный при президенте.

Все заявления и жалобы, поступившие на официальный сайт федерального омбудсмена (с сентября 2021 года это Анна Юрьевна Кузнецова), перенаправляются для рассмотрения в конкретный район, о чем сообщается в письменной форме заявителю. Также указываются контакты для связи.

Функции уполномоченных определяются деятельностью Комитета по правам ребенка. Они на практике должны воплощать идеи и рекомендации международной организации. Задачи их работы таковы:

  1. Контролировать соблюдение Конституционных норм в отношении детей.
  2. Разрабатывать рекомендации для муниципальных органов власти по поводу предупреждения и устранения нарушений интересов несовершеннолетних.
  3. Следить за соблюдением прав особой категории граждан: детей-инвалидов.
  4. Изучать и обобщать существующую практику по юридическим вопросам соблюдения прав детей.
  5. Информировать педагогов и родителей о правах детей, методах их защиты, изменениях в действующем законодательстве.
  6. Создавать проекты по оптимизации работы, направленной на защиту детей.
  7. Контролировать, как реализуются права и свободы несовершеннолетних в дошкольных и школьных учреждениях, а также образовательных организациях по профессиональной подготовке детей.

Чтобы задачи омбудсмена были решены, он наделяется определенными должностными полномочиями. Ему разрешено:

  • посещать при необходимости любую организацию и следить за ее деятельностью;
  • запрашивать необходимую информацию;
  • требовать пояснений от должностных лиц как о работе в целом, так и по конкретному делу.

Важным моментом в деятельности уполномоченных по павам ребенка является то, что у региональных омбудсменов есть свои общественные приемные. Сюда может обратиться любой человек, в том числе и ребенок, чтобы заявить о нарушении интересов несовершеннолетних. Это, пожалуй, единственная организация, где малолетний может действовать самостоятельно.

Важно также, что обратиться можно напрямую к конкретному человеку, а не к правоохранительной машине.

В каких случаях и как обращаются к омбудсменам

Для решения вопросов, связанных с ущемлением прав детей, при администрациях муниципальных образований создаются комиссии по делам детства. На заседаниях такой комиссии начальниками отделов подаются отчеты и решаются вопросы по основным направлениям деятельности. Также могут быть рассмотрены жалобы, поступившие в отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Иногда такая деятельность оказывается недостаточной. Чтобы решить индивидуальную проблему с участием уполномоченного по правам детей, можно использовать несколько способов:

  • узнать адрес его общественной приемной в конкретном городе прийти туда лично (список уполномоченных, к сожалению, не представлен на официальном сайте);
  • написать письмо по адресу регионального или центрального омбудсмена;
  • оставить сообщение на официальном сайте Уполномоченного при президенте России по правам ребенка или обратиться туда по телефону.

В любом случае дело будет рассматриваться служащими в конкретном городе. Если же их работа будет неудовлетворительной, возможно направить свою жалобу выше. К омбудсменам обращаются в различных ситуациях:

  • конфликт между родителями и школьным руководством по вопросу качества образования, предоставляемого ребенку;
  • правовые консультации по вопросам детских прав;
  • предложения внести изменения для усовершенствования образовательного и воспитательного процесса;
  • получение информации о гигиенических и санитарных нормах в школе, а также других случаях.

Однако правоведы всегда напоминают, что решать дело лучше сначала самостоятельно, поскольку в ряде случаев это вполне возможно и продуктивно. Жаловаться уполномоченному необходимо тогда, когда не получается решить вопрос на месте.

Защита детства – это национальный интерес для каждого государства. Деятельность комитета по правам ребенка направлена на улучшение положения несовершеннолетних в мире в целом и в конкретных странах.

Для реализации поставленных перед ним задач в России создана должность уполномоченного по правам ребенка, к которому напрямую может обратиться любой гражданин по вопросу, связанному с нарушением прав малолетних.

Источник: https://FamAdviser.ru/polnomochija/juvenalnaja/komitet-po-zashchite-prav-rebenka.html

Защита прав детей

Защита прав детей. Комитет по защите прав ребенка. Международная защита прав детей

> Статьи > Защита прав детей

В процессе роста ребенок вступает в разнообразные отношения с людьми, окружающими его. Они, в свою очередь, входят в разные общественные группы. Цель развития – формирование ребенка как личности. Он должен стать частью мира, в котором пребывает и действует.

Первые отношения

Семья — это первое пространство, в котором ребенок пребывает с самого своего рождения. Первыми отношениями, в которые он вступает, являются взаимодействия с отцом и матерью, сестрами и братьями. Для ребенка они выступают в качестве фундамента, центра всех остальных общественных связей, которые он будет формировать и устанавливать впоследствии.

Права ребенка

С самого своего рождения человек взят под государственную охрану. В любом своем возрасте он является членом общества. Ребенок обладает правом:

  • Иметь фамилию, отчество и имя.
  • Воспитываться и жить в семье.
  • Общаться с родственниками и родителями.
  • Изменить фамилию и имя.
  • Иметь имущество.
  • Защищать собственные права.
  • Получать медицинское обслуживание.
  • Выражать собственное мнение.
  • Получать образование и проч.

В современном обществе, к сожалению, они часто нарушаются как государством, так и родителями. Далее рассмотрим, как обеспечивается защита прав и интересов детей.

Основные положения

Защита прав несовершеннолетних детей регулируется действующими нормативными актами. Основным из них выступает Конституция. Закон о защите прав ребенка содержит положения, предусматривающие его охрану от посягательств родителей.

Главным образом это обеспечивает ответственность лиц, на чьем иждивении он находится, защищает от злоупотреблений. При жестоком обращении ребенок вправе обратиться в орган попечительства и опеки, а с 14 лет – в судебную инстанцию.

Родители и иные граждане

Защита прав ребенка осуществляется в первую очередь его отцом и матерью. Однако в обществе имеют место ситуации, когда данные функции возлагаются на органы попечительства и опеки.

Такое возможно, если установлены противоречия между интересами детей и родителей, если последние лишены своих прав, являются ограниченно-дееспособными вследствие злоупотребления спиртным. Социальная защита прав детей обеспечивается должностными лицами и прочими гражданами.

Если им становится известно о вероятной угрозе здоровью, жизни, ущемлении свобод, фактах жестокого обращения с малолетним, они обязаны сообщить об этом в орган попечительства и опеки. При получении этих сведений последний должен принять меры по устранению этих явлений.

Уголовная ответственность

Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним.

Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении.

Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.

При неисполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей, связанных с воспитанием, родителем и прочим лицом, на которое они возлагаются, равно как и педагогом и иным сотрудником образовательного лечебного, воспитательного и другого учреждения, которое должно осуществлять надзор, если эти действия сопровождаются жестоким обращением, предусмотрена ответственность. В частности, может быть наложен штраф от 50 до 10 МРОТ, ограничена свобода на период до 2 лет с лишением возможности занимать ту или иную должность или выполнять определенную деятельность на протяжении трех лет либо без него. Жестокое обращение, в том числе психическое и физическое насилие, покушение на половую неприкосновенность малолетнего выступают в качестве основания для лишения родительских прав. Данное положение установлено в ст. 69 Семейного кодекса.

Работа прокуратуры

Защита прав детей осуществляется органами попечительства и опеки, а также правоохранительными инстанциями. К последним следует относить прокуратуру и ОВД. Защита прав детей прокурором осуществляется следующими способами:

  • Предъявлением иска о лишении матери и (либо) отца родительских прав или их ограничении, а также отмене усыновления.
  • Непосредственным участием в судебном процессе по делам о защите прав детей.
  • Внесением предостережений о недопустимости нарушения свобод малолетнего и представлений об их устранении.
  • Предъявлением в орган попечительства и опеки, суд заявлений с требованием о восстановлении или признании оспоренного или ущемленного права ребенка.
  • Опротестованием актов административных органов, которые выполняют задачи по сохранению свобод малолетнего.

Деятельность ОВД

Органы ВД принимают участие в принудительном исполнении решений, касающихся розыска лиц, которые уклоняются от исполнения постановлений суда, связанных с воспитанием детей.

В задачи сотрудников ОВД входит также проведение индивидуально-профилактической работы с родителями, которые не выполняют или исполняют ненадлежащим образом свои обязанности по обучению, воспитанию, содержанию малолетних.

Должностные лица участвуют в обнаружении фактов нарушений и ущемлений свобод ребенка в семье. При необходимости сотрудники подготавливают дела по ограничению и лишению родительских прав.

КДН

Защита прав детей в РФ также обеспечивается специальной Комиссией. В ее обязанности входит:

  • Предъявление иска в суд по поводу ограничения или лишения родительских прав.
  • Принятие мер по восстановлению и защите интересов детей, выявление и устранение условий и причин, которые способствуют их беспризорности и безнадзорности.
  • Подготовка сведений, предоставляемых в судебный орган по вопросам, касающимся обеспечения свобод малолетних.
  • При необходимости организация контроля над условиями содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.

Органы попечительства и опеки

В их задачи входит выявление детей, которые остались без родителей, ведут их учет. В соответствии с конкретными обстоятельствами потери попечительства матери или отца, эти органы выбирают формы устройства малолетних. Вместе с этим они осуществляют дальнейший надзор за условиями их образования, содержания и воспитания. Кроме этого, органы попечительства и опеки:

  • Выступают в качестве ответчиков по делам об отмене ограничений, восстановлении родительских прав.
  • Предъявляют иски по вопросам отстранения матери или отца от воспитания, обучения или содержания иждивенцев.
  • Дают заключения, касающиеся отмены или установления усыновления, споров, которые связаны с воспитанием и участвуют в рассмотрении этих дел.

Современные реалии

Сегодня практически во всех органах попечительства и опеки функции по защите прав несовершеннолетних исполняет обычно один сотрудник – инспектор. Вследствие этого вся работа, как правило, сводится к тому, что удается осуществить только неотложные действия.

Главным образом они связаны с представительством в суде, подготовкой различных, часто непрофессиональных ввиду отсутствия соответствующих навыков и знаний, заключений по запросу судебного органа. В связи с этим защита прав ребенка не осуществляется должным образом.

Это, в свою очередь, требует принятия мер по реформированию данной системы.

Приоритетные направления

В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов.

В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций.

Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.

В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами.

Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции.

В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.

Статья 56 СК

Семейный кодекс закрепляет за ребенком возможность самостоятельно обеспечивать защиту своих прав. В случаях нарушений со стороны отца или матери, а также иных лиц, их замещающих, он может обратиться в орган попечительства и опеки, а после 14 лет – в суд. Однако на практике данное положение почти не реализуется.

Это в первую очередь связано с тем, что в ГПК не определен статус несовершеннолетнего в ходе гражданского разбирательства, если он утратил попечение родителей. Таким образом, данная функция перекладывается на органы попечительства и опеки. Они должны принять жалобы ребенка и принять меры по устранению нарушений.

Международная защита прав детей

В мире действует особая Конвенция, ратифицированная практически всеми странами, кроме Сомали и США. Этот документ не только признает ребенка лицом, наделенным определенными правами.

Конвенция дает возможность ему утверждать свои свободы, используя национальные административные и судебные процедуры. Сегодня Россия обязана представлять периодически в Комитет по защите прав ребенка Организации ОН доклады.

В них отражается положение лиц, не достигших 18 лет, в стране. Комитет по защите прав ребенка выступает в качестве механизма реализации Конвенции. Ее положения считаются универсальными.

Как отмечают многие специалисты, одним из наиболее существенных вкладов Конвенции в законодательство о правах человека является внедрение принципа перевода ребенка из «пассивного» объекта в активный субъект защиты.

проблема

Особую актуальность сегодня представляет вопрос о детях, лишенных семьи. Они, в большинстве своем, оказываются выброшенными на улицу в связи с разными сложными ситуациями. Такие дети, как правило, проживают в ужасных условиях и являются жертвами тех или других видов насилия.

Многие из них имеют разные серьезные заболевания. Большаинство этих детей вряд ли когда-то посещала школу или больше не обучается в ней.

Если они переживут насилие, голод, проституцию, отчуждение общества, притеснения со стороны полиции, разного рода последствия, связанные с преступлением норм и правил, употребление наркотиков, низкооплачиваемую работу, тюремное заключение, то они вырастут, превратившись в безграмотных, потерянных для государства взрослых. Эта проблема должна решаться всеми заинтересованными органами и лицами. Особая роль в этом, несомненно, принадлежит государству.

В заключение

Ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет, если в соответствии с нормами права, применимыми к данному лицу, он не становится совершеннолетним раньше.

Эта категория граждан считается наиболее ценным капиталом государства и общества. Важнейшее значение имеют взаимопонимание и непрерывная связь всех поколений.

Это неотъемлемое условие стабильного существования современного мира.

Фотогалерея (7 фото)

16.12.2021

Источник: http://intaer.ru/zashhita-prav-detej/

Права ребенка и их защита в России

Защита прав детей. Комитет по защите прав ребенка. Международная защита прав детей

Защита прав ребенка — это одно из условий формирования в будущем успешного общества в России. Ведь от того, каким вырастет молодое поколение, зависят успехи страны на всех направлениях. Чтобы успешно решать эту задачу, в стране приняты законодательные акты и функционируют государственные учреждения.

Как уберечь права несовершеннолетних

Закон о защите прав несовершеннолетних прописывает не только права этой категории граждан, но и указывает на способы защиты от посягательства на них.  Сюда относится введение социальных программ для поддержки детей и ужесточение мер воздействия на нарушителей.

Ответственность за защиту прав ребенка в России лежит на:

  • отце и матери;
  • органах попечительства;
  • на прокуратуре и судебных инстанциях.

Если малыш растет без родителей, и проживает в детском доме, то ответственность за него ложится на администрацию учреждения.

В защите прав несовершеннолетнего на законных основаниях могут участвовать:

  • школьный персонал;
  • социальные работники.

Если юный гражданин прошел процедуру эмансипации и считается дееспособным, он может реализовывать свои права без помощи взрослых.

Несовершеннолетний может принять самостоятельные меры, если его права не соблюдаются. Особенно это касается ситуаций, когда нарушителями прав являются его родители. В этом случае он самостоятельно обращается в суд или в органы опеки.

Если о нарушении прав стало известно постороннему, ему следует как можно скорее известить об этом органы опеки того района, где проживает пострадавший.

Куда обратиться для защиты прав несовершеннолетнего

Если права нарушены, необходимо просить помощи у соответствующих государственных инстанций.

Основные способы защиты прав:

  • оформить заявление в органы опеки, полицейский участок или к прокурору;
  • оформить исковое прошение в суд, в инспекцию или комиссию по делам несовершеннолетних при муниципалитетах.

Все эти органы имеют полномочия для решения вопросов ущемления прав детей.

Кто защищает права

Основные учреждения, защищающие права детей в РФ:

  • прокуратура;
  • комитет по защите прав;
  • детский омбудсмен.

В административном порядке решаются вопросы об обжаловании решений или бездействия чиновников. Этим занимаются органы опеки, прокуратура и детский омбудсмен, различные правозащитные учреждения.

В судебном порядке институтом мировых судей рассматриваются вопросы нарушений, связанных с семейными взаимоотношениями.

Конституционный Суд разрешает жалобы о нарушении основных прав, данных гражданину Конституцией.

Прокуратура

Для прокурора охрана детского права является невозможностью, а обязанностью.

Основными задачами прокурора в деле правовой защиты детей являются:

  • защита от плохого обращения;
  • защита от потенциально вредной информации;
  • вопросы ограничения, лишения родителей их прав или их восстановления;
  • сохранение права на жилплощадь, если кто-то пытается это право ущемить.

Прокурор защищает права не достигших совершеннолетия граждан в суде и может сам быть истцом.

Комитет по защите прав ребенка

Это специально сформированный орган, созданный для защиты прав детского населения и имеющий подразделения в каждом регионе страны. В составе Комитета – независимые специалисты. Его деятельность осуществляется под полномочиями международного Комитета.Цель его работы — в исполнении норм, перечисленных в Конвенции о правах ребенка.

Задачи комитета:

  • помощь юному гражданину, оказавшемуся в трудной ситуации;
  • привлечение к ответственности виновных;
  • выявление, учет и помощь детям без родителей, детям в сложной ситуации;
  • социальное обеспечение и гарантии хороших жизненных условий для детей — сирот;
  • обеспечение права на жизнь в семье;
  • рассмотрение обращений о нарушениях прав.

Уполномоченный по правам ребенка

Одним из действующих способов защиты детей является создание в России должности уполномоченного. Этот государственный служащий назначается указом Президента и решает вопросы защиты и благополучия несовершеннолетних в разных регионах страны. Другое неофициальное название этого поста — детский омбудсмен. Такая должность предусмотрена во всех регионах страны.

К целям омбудсмена относятся:

  • соблюдение прав ребенка и их защита, помощь в их восстановлении;
  • создание мероприятий для улучшения информированности о правах;
  • составление запросов в организации;
  • получение информации на всех уровнях;
  • привлечение специалистов и направление прошений от лица малолетнего потерпевшего об ущемлении его прав.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Это орган, который занимается реализацией законов о защите детей в России и ведет свою деятельность в регионах страны.

Цели комиссии:

  • мероприятия по искоренению безнадзорности среди детей;
  • реабилитация малышей, попавших в тяжелые жизненные ситуации.

Восстановление нарушенных прав

К сожалению, практика показывает, что права ребенка в РФ достаточно часто подвергаются ущемлению. Часто это происходит со стороны родственников малолетних пострадавших. В каждом случае нарушения есть способы добиться помощи.

Если нарушены права в сфере трудового права следует писать:

  • в комиссию по трудовым спорам;
  • в суд.

Если нарушены права в семье следует писать:

  • в суд;
  • в органы опеки и попечительства с просьбой о лишении нерадивых родителей их прав и определении пострадавшего в социальный приют.

Если права ущемляются в сфере образования, следует обращаться:

  • в вышестоящее образовательное учреждение;
  • в суд.

Административная и уголовная ответственность

Закон о защите детей гарантирует, что гражданам, признанным по суду виновными в ущемлении прав несовершеннолетних, грозит ответственность. Тяжесть этой ответственности зависит от проступка и может быть как административной, так и уголовной.

Административная ответственность будет грозить тем членам семьи, которые не исполняют соответствующим образом свои обязательства перед малолетними подопечными. К таким случаям можно отнести нежелание тратить на них денежные средства.

Уголовная ответственность наступает для граждан, которые занимались вовлечением детей в уголовную деятельность. Наказание за этот вид правонарушения – лишение свободы.

Уголовная ответственность может наступить в следующих случаях:

  • вовлечение детей в преступную деятельность;
  • принуждение к аморальным занятиям;
  • принуждение к занятиям, вредным для их жизнедеятельности;
  • за вовлечение к употреблению наркотиков;
  • за продажу спиртосодержащей продукции.

Человек, появившийся на свет, с рождения получает собственные права. Каждый ребенок имеет право на защиту от неправильного, несправедливого обращения и причинения вреда со стороны нерадивых взрослых. Казалось бы, для успешной защиты сделано все, что можно было желать. К сожалению, часто этого бывает недостаточно, чтобы сделать детство каждого счастливым и гармоничным.

Все психологические и физические травмы, которые люди получают в детстве, обязательно отзовутся в будущем, будут тормозить развитие и вредить успехам. Поэтому так важно не оставаться равнодушными и не ждать, что помощь придет сама по себе. Не нужно бояться заявлять о проблеме, если она существует.

Законодательное регулирование

Источник: https://opekarf.ru/prava-grazhdan/zashhita-prav-detej

Права детей — Серия «Права человека: изложение фактов»

Защита прав детей. Комитет по защите прав ребенка. Международная защита прав детей

Ряд органов в области прав человека способствуют в рамках своей компетенции более полному уважению прав ребенка.

Помимо Комиссии по правам человека, Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и ее Рабочей группы по современным формам рабства, которая занимается вопросами эксплуатации детей и неправомерного с ними обращения, в области защиты прав человека действуют следующие международные органы:

Эти пять комитетов обычно называют договорными органами, поскольку они были созданы с целью наблюдения за осуществлением конкретных договоров Организации Объединенных Наций в области прав человека теми государствами, которые ратифицировали их или присоединились к ним. Создание в соответствии со статьей 43 Конвенции Комитета по правам ребенка способствовало активизации проводимой этими органами деятельности в интересах детей.

Комитет по правам ребенка

В начале 1991 года было организовано совещание представителей государств — участников Конвенции о правах ребенка с целью проведения первых выборов в состав органа по наблюдению за ее соблюдением — Комитета по правам ребенка. На 10 мест было выдвинуто около 40 кандидатов.

Избранные в первый состав Комитета эксперты (шестеро женщин и четверо мужчин) являлись гражданами Барбадоса, Бразилии, Буркина-Фасо, Зимбабве, Перу, Португалии, бывшего Советского Союза, Филиппин и Швеции.

Их профессиональная подготовка охватывала широкий круг областей, включая права человека и международное право, отправление правосудия в области несовершеннолетних, социальную работу, медицину, журналистику и функционирование правительственных и неправительственных структур.

В настоящее время Комитет по правам человека проводит три сессии в год, продолжительностью четыре недели каждая. Последняя неделя работы всегда посвящается подготовке следующей сессии. Комитет обслуживается Центром по правам человека Организации Объединенных Наций в Женеве.

В соответствии со статьей 44 Конвенции государства-участники берут на себя обязательство представлять Комитету регулярные доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом ими в осуществлении прав детей на своих территориях.

Первые доклады об осуществлении Конвенции подлежат представлению в течение двух лет после ратификации или присоединения к Конвенции и впоследствии — через каждые пять лет. Первые первоначальные доклады подлежали представлению в сентябре 1992 года.

По состоянию на декабрь 1995 года более 70 государств представили в Комитет свои доклады.

На своей первой сессии в октябре 1991 года Комитет принял руководящие принципы, помогающие государствам-участникам готовить и составлять свои первоначальные доклады.

Правительствам рекомендуется готовить свои доклады в соответствии с этими руководящими принципами, в которых подчеркивается, что в докладе должны указываться «факторы и затруднения», влияющие на степень выполнения государством обязательств по Конвенции.

Иными словами, такой доклад должен быть ориентирован на представление сведений о существующих проблемах и носить самокритичный характер. Государствам предлагается представлять подробную информацию о «приоритетах… в области осуществления» Конвенции и о «конкретных задачах на будущее».

Соответствующие нормативные акты и статистические данные препровождаются вместе с докладом.

В процессе разработки своих процедур Комитет уделял особое внимание такому важному вопросу, как налаживание конструктивного диалога с представителями правительств.

В этой связи он ясно обозначил свое стремление наладить тесное сотрудничество с соответствующими органами Организации Объединенных Наций и специализированными учреждениями, а также другими компетентными органами, включая неправительственные организации.

Процедура работы

Рабочая группа Комитета проводит заседания до начала каждой его сессии с целью предварительного изучения полученных от государств-участников докладов и подготовки дискуссий между членами Комитета и представителями препроводивших доклады государств. Помимо представленных государствами докладов Рабочая группа рассматривает информацию, препровожденную другими договорными органами по правам человека.

В январе 1993 года Комитет ввел процедурное новшество, рекомендовав Генеральной Ассамблее просить Генерального секретаря подготовить исследование по вопросу о защите детей во время вооруженных конфликтов.

Такая просьба была высказана после однодневного «общего обсуждения» данного вопроса, которое было организовано Комитетом в 1992 году и в котором было предложено принять участие органам Организации Объединенных Наций и неправительственным организациям.

Тематика проводившихся впоследствии общих обсуждений являлась следующей: экономическая эксплуатация детей, права ребенка в рамках семьи, права девочек и отправление правосудия в отношении несовершеннолетних.

Такие тематические обсуждения проводятся примерно раз в год и могут влечь за собой представление просьб о проведении соответствующих исследований, кроме того они могут служить отправной точкой при толковании статей Конвенции.

Кроме того, Комитет черпает информацию, поступающую от механизмов, созданных Комиссией по правам человека с целью изучения проблем в области прав человека в конкретных странах, или от механизмов, занимающихся рассмотрением конкретных тем, к числу которых относятся, в частности, Специальный докладчик по вопросу о пытках, Специальный докладчик по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях и Специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин. В контексте рассматриваемой проблематики одним из основных партнеров является Специальный докладчик по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии.

Органы и специализированные учреждения Организации Объединенных Наций могут принимать участие в проводимых рабочей группой обсуждениях и представлять необходимую информацию.

Кроме того, с учетом письменной информации, представляемой соответствующими неправительственными организациями, Комитет нередко предлагает таким организациям принять участие в подготовительных заседаниях, посвященных изучению препровождаемых государствами докладов.

Окончательные результаты проводимого рабочей группой обсуждения по докладу какого-либо государства-участника оформляются в виде «перечня вопросов».

Этот перечень, содержащий предварительную информацию по вопросам, которые, по мнению Комитета, необходимо обсудить в первую очередь, направляется соответствующему правительству вместе с приглашением принять участие в предстоящем пленарном заседании Комитета, посвященном рассмотрению соответствующего доклада. До начала этого заседания правительству рекомендуется подготовить письменные ответы на поставленные вопросы.

Такой подход дает правительствам возможность лучше подготовиться к предстоящему обсуждению. В ходе обсуждений могут затрагиваться проблемы, не отраженные в перечне вопросов, вот, в частности, почему Комитет предпочитает обсуждать доклад с высокопоставленными должностными лицами, например с министрами или их заместителями, а не с представителями, не обладающими правом на принятие решений.

Проводимые с государствами-участниками дискуссии являются конкретными и целенаправленными и предполагают обсуждение достигнутых результатов и хода работы. Хотя в обсуждениях, как правило, принимают участие все члены Комитета, в большинстве случаев ход дискуссии по докладу каждой страны направляют два члена Комитета, выступающие в роли «докладчиков».

По завершении процесса рассмотрения доклада Комитет принимает «заключительные замечания», в которых подводится итог рассмотрению доклада соответствующего государства.

Заключительные замечания подлежат широкому распространению в государстве-участнике и должны служить основой для проведения национальных дебатов по вопросу о путях содействия соблюдению положений Конвенции.

Рассматривая заключительные замечания в качестве важного документа, Комитет ожидает от правительств выполнения содержащихся в них рекомендаций.

На заседаниях Комитета ведется запись хода обсуждения. Организация Объединенных Наций публикует пресс-релизы о ходе дискуссий и более подробные краткие отчеты о деятельности Комитета.

Комитет призывает публиковать в виде сводного документа доклад государства-участника, краткие отчеты и заключительные замечания по каждой стране.

Некоторые правительства, чьи доклады уже были обсуждены, обязались это сделать.

Целью всего процесса обсуждения докладов государств- участников является привлечение интереса общественности к соответствующим проблемам.

Проводящиеся в Комитете обсуждения как правило являются открытыми; закрытый характер носит лишь предварительное обсуждение в рамках предсессионной рабочей группы и процесс подготовки заключительных замечаний Комитета.

Аналогичным образом представляется важным обеспечить открытый и гласный характер процедуры подготовки доклада на национальном уровне; такой подход Комитет будет только приветствовать.

Процедура представления докладов носит конструктивный характер и направлена на развитие международного сотрудничества и обмена информацией. Ее целью является обозначение проблем и обсуждение мер по их устранению.

Кроме того, Комитет может обращаться с просьбами о помощи в специализированные органы и учреждения Организации Объединенных Наций, включая УВКБ, МОТ, ЮНИСЕФ, ВОЗ, Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и другие компетентные органы.

В Конвенции отсутствует процедура рассмотрения конкретных жалоб, препровождаемых детьми или их представителями. Вместе с тем Комитет может запрашивать «дополнительную информацию, касающуюся осуществления… Конвенции» (пункт 4 статьи 44). Такая дополнительная информация может быть запрошена у правительств, например, в случае обнаружения признаков наличия серьезных проблем.

Источник: http://www.un.org/ru/rights/children/monitoring.shtml

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.