+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Законодательные изменения в страховании

Содержание

Какие изменения ждут ОСАГО в 2019 году

Законодательные изменения в страховании

Закон об ОСАГО меняется ежегодно. Растут размеры выплат, корректируются тарифы и правила страхования. Но реформы необходимы ОСАГО, поскольку повышается стоимость автомобилей, запчастей, ремонта и лечения.

Это приводит к тому, что доступного лимита выплаты становится недостаточно для покрытия расходов. Увеличивая размер компенсации, страховщики терпят убытки ввиду низкой стоимости полиса, что является причиной повышения тарифов.

Без реформы предоставлять услуги по страхованию ОСАГО откажется основная часть участников рынка, возникнут сложности по приобретению полиса. И очередные изменения в законодательстве будут сделаны уже весной 2019 года.

Кардинальные изменения в законе об ОСАГО были сделаны в июле 2019 года. Рассмотрим основные из них:

  1. С июля 2019 года страховщик обязан провести осмотр повреждений автомобиля после ДТП в течение 5 дней с момента подачи документов о наступлении страхового случая. Ранее этот срок отсчитывался с момента предоставления транспортного средства к осмотру.
  2. С июля автовладельцы обязаны проводить независимую экспертизу автомобилей страховщика. Это не запрещает оценивать ущерб самостоятельно, обратившись к эксперту. Но без проведения экспертизы страховщика выплата произведена не будет.
  3. Срок рассмотрения претензии страхователя при досудебном урегулировании убытков увеличен с 5 до 10 дней. В течение этого периода страховщик должен рассмотреть жалобу клиента (если он неудовлетворен суммой выплаты) и направить ответ.
  4. Автовладельцы могут оформлять электронные полисы ОСАГО. Для проверки документа сотрудникам ГИБДД предоставляется распечатанная информация о том, что договор страхования заключен.
  5. Тарифы по ОСАГО не могут меняться чаще 1 раза в год.

Какие ожидаются изменения в закон об ОСАГО в 2019 году

Пока изменения в законодательстве незначительные. Так, с января 2019 года все страховые компании обязаны предоставлять услуги по оформлению электронного полиса ОСАГО.

Следующие изменения будут сделаны весной текущего года, и они значительно меняют условия страхования автогражданской ответственности.

Изменения в законодательной базе находились на разработке больше года. Перечень коррективов был официально опубликован в августе 2019 года.

Планируется внести поправки в законодательстве в начале 2019 года, а в силу они вступят с 1 марта 2019 года.

По ремонту автомобиля

Основной поправкой в законодательстве станет правило, по которому страхователю не выдается на руки денежная компенсация, а автомобиль направляется на СТО для ремонта.

Станцию ремонта транспортных средств выбирает страхователь из списка, предложенного страховщиком. После ремонта пострадавшего в ДТП автомобиля он оплачивает выставленный счет.

Такая процедур возмещения убытков исключает вероятность обмана со стороны автолюбителей. Случаи, когда ради получения материальной выгоды, водители договаривались с работниками СТО об увеличении суммы счета, встречаются часто.

С другой стороны, изменение ситуации выгодно автовладельцам. Если раньше суммы денежной компенсации могло не хватить на восстановление поврежденного ТС, то сейчас проводится полный ремонт, а водителю нет нужды беспокоиться за размер выставленного счета.

Денежная компенсация будет выплачиваться в исключительных случаях:

  • при тотальной гибели автомобиля, когда восстановлению она после аварии не подлежит;
  • если сумма выставленного счета превышает допустимый лимит (в 2019 году – 400 000 рублей), а автовладелец не желает делать доплату из личных средств;
  • если страхования компания по каким-либо причинам не может направить автомобиль в СТО, выбранную страхователем при заключении договора;
  • если страхования компания не укладывается в установленные законодательством сроки (30 дней) произвести ремонт автотранспорта;
  • если страхователь обратился с просьбой произвести выплату в денежном эквиваленте по определенным причинам (например, при тяжелом материальном положении) и направил ее в РСА (выплаты будут производиться не всем желающим, а только при наличии веских и доказанных оснований, после проведения специальной комиссии);
  • если страховщик и страхователь в письменном виде заключили соглашение о выплате денежной компенсации (такой вариант будет возможен, но сумму выплатят значительно меньше, чем было бы потрачено на ремонт авто).

По штрафам

Касаемо штрафов для автолюбителей, кардинальных изменений не произойдет. В Кодексе об административных правонарушениях появится статья за отсутствие Зеленой карты у въезжающих в страну иностранных водителей.

Размер штрафа пока не оговаривается, но контролировать данный процесс поручат Таможенной службе.

В 2019 году планировалось увеличить штраф за езду без ОСАГО в 10 раз (с 800 рублей до 8000 рублей). А при обнаружении поддельного полиса лишать водительских прав. Данные изменения в наступившем году внесены не будут.

По стоимости обязательного автострахования

Корректировка тарифов по ОСАГО пока не запланирована. Возможно, ежегодное повышение цен на страховку не коснется 2019 года. Изменения будут внесены только в систему расчетов стоимости ОСАГО.

С 2019 года коэффициент бонус-малус будет рассчитываться по другой схеме. Сейчас он присваивается водителю и автомобилю.

И когда в полис вписывается несколько человек, стоимость страховки увеличивается, что несправедливо по отношению к автолюбителям, заработавшим длительной безаварийной ездой максимальный класс и хорошую скидку.

С 2019 года КМБ будет присваиваться конкретно водителю, в зависимости от количества лет безаварийной езды.

Это создает преимущества для страхователей:

  • возможность повышения КМБ без привязки к определенному ТС;
  • перерасчет коэффициента будет производиться ежегодно, 1 января, а не по окончании страхового периода;
  • узнать свой класс водитель сможет на сайте РСА;
  • упрощение процесса оформления группового ОСАГО.

По выплатам

Изменения в страховых выплатах по ОСАГО в 2019 году коснутся лимита компенсации по Европротоколу. Ее размер составит 100 00 рублей (в 2019 году – 50 000 рублей). Увеличивать выплаты по основному способу оформления ДТП пока не планируется.

Предполагается изменение максимального лимита в Москве и Санкт-Петербурге, но предложение на данный момент находится на рассмотрении в правительстве РФ.

В денежном эквиваленте выплата будет производиться только в исключительных случаях. Потерпевший в ДТП получит направление в СТО для ремонта автомобиля. Срок гарантии составит более 2 месяцев.

Другие

Перечисленные изменения в ОСАГО относятся к основным. Но есть ряд других коррективов, о которых следует знать страхователям:

  1. Изменяется список претензий, предъявляемых к виновнику аварии. Так, законодательством будет запрещено требовать выплаты в судебном порядке на ремонт автомобиля с пешеходов, ставших виновниками ДТП и получивших травмы.
  2. В РСА создана база данных всех водителей. И каждый автолюбитель может сделать запрос, получив информацию о себе. До 2019 года эта возможность предоставлялась только страховым компаниям.
  3. Обращаться за выплатой в страховую компанию водитель должен лично.

Изменения в законодательстве гласят, что будет запрещено передавать (продавать) права на требование компенсации у страховой компании.

До 2019 года водитель мог за определенную стоимость продать право требования возмещения от страховщика. Автоюристы зарабатывали на этом неплохие деньги, решая вопросы в судебном порядке. Теперь это сделать будет невозможно.

А теперь о том, какие изменения сделать планировалось, но они не вошли в законопроект:

  1. Отмена коэффициента силовой мощности автомобиля, что сделало бы стоимость полиса ниже.
  2. Внедрение коэффициента за опасное вождение и нарушение ПДД.
  3. Возможность оформления страховки на 3 года.
  4. Исключение из системы расчетов региональных коэффициентов.
  5. Включить требование по оформлению электронного полиса лично водителем, а не третьим лицом. Как этот пункт будет контролироваться, власти не разъяснили.

В стадии разработки находятся еще два изменения:

Второе изменение стоит рассмотреть подробнее. Возможно, появится новый, 10 повышающий коэффициент. Он увеличивает стоимость полиса пропорционально количеству произошедших аварий за прошедший страховой период.

Теперь злостные правонарушители, действия которых неоднократно приводили к ДТП, станут платить еще больше.

Коэффициент распространяется на водителей, у которых произошло больше 5 аварий за год:

Количество аварийРазмер коэффицента
от 5 до 91.86
от 10 до 142.26
от 15 до 242.45
от 25 до 292.65
от 30 до 342.85
0т 353.05

Таким образом, водители, причинившие ущерб чужим автомобилям более 35 раз за год, увеличат стоимость страховки в 3 раза.

Нововведение пока не принято, но планируется добавить 10-й коэффициент в систему расчета стоимости полиса в ближайшие несколько месяцев. Возможно, он улучшит ситуацию на дорогах и сделает водителей более аккуратными ездоками.

В 2019 году целью реформы ОСАГО стало не повышение стоимости полиса, а корректировка закона для улучшения взаимоотношений между страхователем и страховщиком.

Нововведения позволят снизить риски обмана с обеих сторон, сделают процесс получения выплат «прозрачным». Это должно сократить количество жалоб на работу страховых компаний и судебных дел, касающихся нарушения правил ОСАГО.

: Бардак с ОСАГО, особенно в регионах

Источник: http://avtopravozashita.ru/avtostrahovanie/osago/izmenenija-po-osago.html

Закон об ОСАГО 2018 новая редакция

Законодательные изменения в страховании

Бесплатная юридическая консультация

+7 (499) 653 61 48 Москва и область

+7 (812) 313 29 82 Санкт-Петербург и область

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе.

Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента.

Новый закон об ОСАГО 2018 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

  1. Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
  2. Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.

  3. Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания.

Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

  • Глава II Условия и порядок осуществления обязательного страхования
  • Глава III Компенсационные выплаты
  • Глава V Профессиональное объединение страховщиков
  • Глава VI Заключительные положения

Контроль над исполнением закона

Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру.

    Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.

  2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон.

    Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.

  3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.

  4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования.

    Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика.

    Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.

  6. В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться: – при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней), – в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,

    – при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.

Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

  • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
  • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
  • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
  • распространение поддельных полисов ОСАГО;
  • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны

Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях.

Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки.

В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле.

Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства.

Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

Источник: http://zakonobosago.ru/

Закон об ОСАГО

Законодательные изменения в страховании

Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (далее – Закон об ОСАГО) нормативный акт, регулирующий отношения в области обязательного страхования транспортных средств на территории России. Данный закон охватывает огромный круг субъектов.

В России насчитывается несколько десятков миллионов только легковых автомобилей и все они должны иметь обязательную страховку.

Поэтому вопрос обзора изменения законодательства в данной сфере актуален практически для половины жителей нашей страны.

В 2017 году в Закон об ОСАГО (редакция от 25.09.2017) были внесены значительные изменения и поправки нормативного характера. Что осталось неизменным и что может изменится? С полной версией закона и последней редакцией вы можете ознакомиться здесь.

Выплаты по ОСАГО

В начале апреля 2015 года увеличились выплаты за имущественный ущерб — 400 000 рублей (назависимо от числа потерпевших)В случае причинения ущерба жизни и здоровью потерпевший может претендовать на значительно большую сумму средств возмещения. — 500 000 рублей.

На первый квартал года сумма осталась неизменной. Напомним, что в старой редакции это 120 000 и 160 000 рублей соответственно. Данное изменение послужило логическим продолжением изменений принятых еще в 2014 году об увеличении общих выплат по ОСАГО.

Также стоит отметить, что в зависимости от тяжести травмы, выплаты пострадавшим (за исключением смертельных случаев) будут фиксированными.

Ранее выплаты производились только по результатам лечения, что доставляло массу неудобств и проблем. После введения в действия новых поправок достаточно будет предъявить справку от врача о нанесении ущерба здоровью. Повышения выплат обусловлено логической потребностью в данной процедуре.

Лимит выплат по Европротоколу

Европротокол представляет собой документ, составленный участниками дорожно-транспортного происшествия (ДТП) без помощи и участия сотрудников автоинспекции, и имеет полную юридическую силу для страховых учреждений.

Документ призван, прежде всего, упростить жизнь автомобилистам, позволив в определенных случая решать вопрос об урегулировании спора без привлечения государственных органов.

Такой порядок значительным образом упрощает процедуру оформления, особенно в больших городах, где большинство ДТП наносят незначительный ущерб, а время ожидания экипажа автоинспекции значительно, что выступает причиной многокилометровых пробок.

Изменения коснулись суммы страхового обеспечения по европротоколу. Сумма выплат была увеличена до 100 000 рублей.

В Законе об ОСАГО перечислены условия для составления данного акта: если сумма выплат не превышает установленного порога (50 тысяч), в случае отсутствия причинения вреда жизни и здоровью людям, обязательно наличие полиса обязательного страхования, в случае отсутствия спора о вине в ДТП.

Если сложилась ситуация для прямого возмещения убытков, когда вред причинен только двум транспортным средствам, участвующим в аварии, то потерпевший имеет право обратиться только в свою страховую компанию. Напомним, что ранее потерпевший мог обратиться и в компанию виновника, что приводило к проблемам, связанным с выплатой компенсаций.

Предельный объем износа автомобиля

Этот параметр действует с 1.10.2014 года и значительно влияет на сумму страховых выплат. Так, раньше он составлял 80%, сейчас предельный износ составляет 50%.

Размер расходов на запасные части (в том числе в случае возмещения причиненного вреда) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Данные нововведения позволят хотя бы отчасти компенсировать стоимость продажи автомобиля на вторичном рынке, ведь автомобиль с историей ДТП на рынке подержанных авто стоит гораздо дешевле, да и спрос на такие машины ограничен.

Штрафы за вождение без полиса ОСАГО

Регламентированы правила управления транспортным средством без полиса. В случае если у водителя отсутствует страховой полис (забыл дома), ему грозит штраф в размере 500 рублей. Если страховой полис вообще не оформлялся, то штраф составит уже 800 рублей.

После покупки автомобиля право передвижения без полиса ОСАГО установлено в течение 10 дней.

Конфликты между страховщиком и страхователем

С введением поправок в Закон об ОСАГО урегулирована процедура взаимодействия страховщика и страхователя.

Ранее определенная категория автовладельцев пыталась разрешить спор со страховой компанией во внесудебном порядке, с целью получения большего размера компенсации.

Такие люди получили наименование «авантюристы». Нововведения в Закон об ОСАГО упорядочили процедуру взаимоотношений сторон.

В случае неудовлетворенности потерпевшего суммой выплат, единственным способом разрешения возникшего конфликта остается судебное разбирательство.

Использование транспортного места

Законодательством определена и конкретизирована зона ответственности страховых организаций. Раньше в случае возникновения ДТП во дворах многоэтажных домов или частных построек организация могла уйти от возмещения вреда. После принятия изменений зона ответственности четко определена: дворы, парковочные места, случаи погрузки на эвакуаторе, проезжая часть.

Данные изменения позволили уточнить ответственность компаний по страховым случаям, внесли ясность при определении наличия факта страхового случая и добавили уверенности простым автовладельцам.

Направление на ремонт

В ранее действовавшем Законе вопрос о выборе специализированного ремонтного сервиса был открыт. С 2015 года Закон об ОСАГО оставляет право выбора сервиса лишь за страховой компанией. В данном случае присутствуют как положительные, так и отрицательные стороны.

К негативным моментам можно отнести лишение данного права автовладельца и отсутствия возможности выбрать собственную проверенную организацию по ремонту. К плюсам относится полное возложение ответственности за некачественный ремонт на страховую организацию.

Получение полиса ОСАГО

Закон об ОСАГО был принят в далеком 2002 году и ставки выплат давно устарели в связи с инфляцией и ростом цен. Повышение лимитов положительно сказалось на положении автолюбителей, хотя и без негативных факторов не обошлось.

Абсолютно все страховые компании заявляют об убыточности бизнеса в сфере ОСАГО в России и постоянно требуют дополнительного государственного финансирования, однако при всех воззваниях об убыточности ни одна страховая организация добровольно с рынка не ушла.

По заявлениям некоторых экспертов в последние годы страховые выплаты превысили взносы практически в два раза.

Закономерным повышением лимитов стал рост стоимости страховых полисов, санкционированный страховыми организациями. Рост цен вызвал за собой появления большого количества поддельных полисов именитых компаний.

Многие автовладельцы просто-напросто перестали покупать дорогую страховку, несмотря на ужесточение штрафов.

Федеральным законом № 223 от 21.07.2014 измен порядок осуществления процедуры обязательного социального страхования, урегулированный статьей 15 Закона об ОСАГО.

Введена возможность получения полиса обязательного страхования путем электронной регистрации, что призвано в значительной степени упростить процедуру получения полиса, избавится от очередей во многих субъектах РФ, оградить автолюбителей от навязывания услуг со стороны недобросовестных сотрудников страховых организаций.

Процедура представляет собой регистрацию полиса страхования ответственности на сайте страховой компании, то есть с использованием информационных технологий, оплату и получение полиса на руки через непродолжительное время.

На данный момент система получения страховых полисов претерпела некоторый изменения: для получения полиса требуется электронная цифровая подпись, не все страховые организации готовы предоставить данный виду услуг, система обработки информации считается достаточно «сырой» и недоработанной.

Благое намерение, задумкой которого было значительное упрощение процедуры получения полиса по прошествии года с момента введения находится в стадии вялотекущей модернизации. В настоящий момент практически не представляется возможным получение полиса в электронной форме по причине несовершенства и не отлаженности системы.

Что можно ожидать в течение года

Планируемые изменения в части Закона об ОСАГО коснуться, прежде всего, формы документа и организационных мер в отношении страховых компаний. Так, планируется внесение всех полисов в электронные базы данных в обязательном порядке и повсеместно, что должно упростить получение полиса и работу как страховых компаний, так и сотрудников Госавтоинспекции.

Как уже упоминалось, процесс перехода на электронные полисы был запущен давно, однако же, на протяжении более года не может быть запущен полностью. Для ведения взаимозачетов между страховыми организациями планируется создание специальных клиринговых центров. Данная мера позволить облегчить процесс выплат потерпевшим и перевод денежных средств из одной компании в другую.

В середине года запланирована замена абсолютно всех полисов на образцы нового стандарта. Данная мера, призвана раз и навсегда решить острую проблему с наличием на рынке поддельных полисов. Повсеместная замена документов в сжатые сроки к середине года грозит создать огромные очереди на получение полиса нового образца, что не добавляет оптимизма рядовым автовладельцам.

Рассчитать ОСАГО онлайн (калькулятор)

Сделано в Сравни.ру

Источник: http://auto-lawyer.org/straxovanie/zakon-ob-osago.html

Изменения страхового законодательства в 2014 году

Законодательные изменения в страховании

С вступлением в силу ряда законодательных норм 22 января 2014 г. в жизни российских страховых компаний произошли существенные изменения.

Изменились орган и структура надзора, страховые компании обязали к проведению актуарной оценки своей деятельности и формированию службы внутреннего контроля, страховщиков также попросили указать на своих сайтах названия фирм контрагентов – страховых брокеров и агентов – и обязали хранить ценные бумаги в специальном депозитарии.

В руках банка россии

В начале 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.07.2013 N 234-ФЗ “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации”. Принятие этого Закона вносит важные и существенные изменения в страховое законодательство.

Первое, наиболее важное и совершенно непонятное, что последует с принятием данного Закона, – это тот факт, что с 1 января 2015 г.

в России перестанет существовать государственный страховой надзор! Какой же страховой надзор будет в России? Как государство станет относиться к негосударственному страховому надзору? Ответов на эти вопросы новое страховое законодательство не дает…

С 1 января 2015 г. Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” (далее – Закон об оргстрахделе) перестает регулировать вопросы деятельности страховых актуариев.

Отношения участников страхового дела теперь будут регулироваться также нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее – Банк России). И, судя по всему, правомочия Банка России будут намного выше, чем они были у ФСФР и Минфина.
В ст.

3 Закона об оргстрахделе внесены весьма важные дополнения.

Во-первых, усилены требования правил страхования, во-вторых, установлены новые обязанности страховщика по отношению к страхователю, и в-третьих, Банк России наделен правом определять в своих нормативных актах минимальные (стандартные) требования к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования. При этом согласно п. 1 ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков. Возникает некое противоречие между правом Банка России и правом страховщика или объединения страховщиков. Помимо прочего, следует обратить внимание на слова указанной нормы – “могут быть определены”, что означает, что правила страхования не являются обязательным элементом отношений между страхователем и страховщиком.

В новой редакции изложена ст. 4 “Объекты страхования”, в которой, в частности, даны понятия объектов страхования жизни, страхования от несчастных случаев и болезней, страхования имущества, финансовых и предпринимательских рисков, медицинского страхования. При этом стоит отметить, что теперь медицинское страхование не является личным страхованием, оно отнесено к имущественному страхованию.

Контроль на местах

Установлены требования единого государственного реестра субъектов страхового дела, к срокам его обновления.

В ст. 4.1 Закона об оргстрахделе среди участников отношений, регулируемых этим Законом, появился Банк России, осуществляющий функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), – орган страхового надзора.

В ст. 6 Закона об оргстрахделе уточнены понятие страховщика, а также требования к страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям).

С 1 января 2015 г. вводится требование, в соответствии с которым по итогам каждого отчетного года деятельность страховой организации, общества взаимного страхования подлежит обязательной актуарной оценке ответственным актуарием.

Актуарное заключение, подготовленное по итогам обязательной актуарной оценки, представляется в орган страхового надзора вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью.

При этом страховщики должны вести обособленный учет расходов по видам обязательного страхования в порядке, установленном органом страхового надзора.

Кроме того, страховщики должны создать условия для обеспечения сохранности документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых устанавливаются органом страхового надзора.

Согласно новому п. 6 ст. 6 Закона об оргстрахделе страховщик обязан иметь собственный сайт в сети Интернет, на котором должна размещаться установленная этой нормой информация.

В новой редакции принята ст. 8 “Страховые агенты и страховые брокеры”. В ней устанавливаются требования к лицам, которые могут осуществлять деятельность в качестве страхового агента, страхового брокера, а также их ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.

Речь идет об ответственности за неразглашение сведений, составляющих коммерческую тайну страховщика, персональных данных страхователей, ответственности за достоверность, объективность, полноту сведений и документов, подтверждающих исполнение ими своих полномочий, и их своевременное представление. С 1 июля 2014 г.

страховой агент, страховой брокер не могут указывать себя в качестве выгодоприобретателя по договорам страхования, заключаемым ими в пользу третьих лиц.

Также установлено, что с 1 июля 2015 г. страховые брокеры, осуществляющие прием денежных средств от страхователей (перестрахователей) в счет оплаты договора страхования (перестрахования), должны обладать гарантией исполнения обязательств в форме банковской гарантии на сумму не менее трех миллионов рублей либо эта сумма должна быть у них в наличии в виде собственных средств.

Страховщики обязуются вести реестры страховых агентов и страховых брокеров, с которыми у них заключены договоры об оказании услуг, связанных со страхованием. Эти сведения должны размещаться на сайтах страховых компаний. Полномочия по ведению реестра могут быть переданы объединению страховщиков.

Уточняются положения о страховой сумме, франшизе, страховому тарифу.

Капитал и резервы

В новой редакции приняты ст. ст. 12 и 13 Закона об оргстрахделе, регулирующие вопросы сострахования и перестрахования.

При этом перестрахование определяется как деятельность по страхованию. В то же время ГК РФ дает иное определение перестрахованию, в чем содержится противоречие.

В новой редакции изложена также ст. 14.1 “Страховые (перестраховочные) пулы”.

В ней уточняется понятие собственных средств (капитала) страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования), установлено, что орган страхового надзора устанавливает перечень разрешенных для инвестирования активов, а также порядок инвестирования собственных средств (капитала). При этом инвестирование собственных средств (капитала) осуществляется страховщиками самостоятельно или путем передачи части средств в доверительное управление управляющей компании.

Новым Законом страховой организации предоставлено право при расчете нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств учитывать полученные ею субординированные займы, дано понятие субординированного займа.

В новой редакции принята и ст. 26 “Страховые резервы”, в которой, в частности, определено, что правила формирования страховых резервов утверждаются органом страхового надзора (ранее – Минфином России) и установлено их содержание.

Введена новая ст. 26.1 “Передача страхового портфеля”, регулирующая условия, порядок, права и обязанности страховщиков (кроме обществ взаимного страхования) по передаче обязательства по договорам страхования (страхового портфеля) одному или нескольким страховщикам. Непонятно, почему данная статья не распространяется на общества взаимного страхования.

Совершенным новшеством для страхового дела стала новая ст. 26.2, устанавливающая условия и порядок учета и хранения ценных бумаг, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика, контроль за активами страховщика.

Согласно этой статье ценные бумаги, принимаемые для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика, осуществляющего деятельность по пенсионному страхованию, страхованию жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также по иным видам страхования, должны учитываться и (или) храниться в спецдепозитарии.

Статьей определены порядок и условия оказания услуг по хранению и учету ценных бумаг, в которые размещены средства страховых резервов и собственные средства (капитал) страховщика.

Установлен порядок по осуществлению ежедневного контроля за соблюдением страховщиками ограничений на размещение средств страховых резервов и собственных средств (капитала).

Установлены требования к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика, правила размещения средств страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика, права и обязанности страховщика и специализированного депозитария.

Страховые организации будут обязаны передавать ценные бумаги для учета и хранения специализированному депозитарию с 1 июля 2015 г.

Внутренний контроль и лицензирование

Таким же новшеством для страховщиков является введение новых статей – 28.1 “Внутренний контроль” (она обязывает страховщиков организовать систему внутреннего контроля), а также 28.2 “Внутренний аудит”.

Последняя потребует от страховщиков дополнительных финансовых и организационно-структурных затрат, так как в целях внутреннего контроля страховщик обязан создать специальную службу внутреннего аудита – назначить специальное должностное лицо (внутреннего аудитора) или создать специальное структурное подразделение.

Закон устанавливает также квалификационные требования к внутреннему аудитору и руководителю службы внутреннего аудита (п. п. 3.1 и 4 ст. 32.1 Закона об оргстрахделе).

Норма о создании страховщиком службы внутреннего аудита, на мой взгляд, не согласуется с деятельностью обществ взаимного страхования. Так, согласно Закону “О взаимном страховании” общество взаимного страхования могут создать три индивидуальных предпринимателя.

Спрашивается, зачем нужно еще создавать специальную службу, если все вопросы такого страховщика/общества решают эти три члена общества? Кроме того, если учитывать некоммерческий характер взаимного страхования, возникает вопрос, на какие средства содержать такую службу.

Полагаю, что это недоработка и что в вопросе внутреннего аудита обществ взаимного страхования законодатель немного переборщил; это необходимо исправить.

В новой редакции изложена ст. 29 “Обязательный аудит и опубликование годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика”, устанавливающая, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховщика подлежит обязательному аудиту.

А по результатам обязательного аудита страховщика аудиторская организация обязана составить свое заключение, которое должно содержать раздел о выполнении страховщиком требований финансовой устойчивости и платежеспособности и об эффективности организации системы внутреннего контроля страховщика.

В связи с передачей функций страхового надзора Банку России внесены изменения в гл. IV Закона, в ст. 30, в новой редакции принята ст. 32 “Лицензирование деятельности субъектов страхового дела”, которая совершенно изменила условия и процедуру лицензирования.

В частности, лицензии теперь будут выдаваться на страховую деятельность, а не на конкретные виды (правила) страхования, как раньше. При этом страховые организации и общества взаимного страхования не должны представлять правила страхования для получения лицензий.

В частности, страховщик обязан представлять в орган страхового надзора принятые им в рамках видов страхования правила страхования, расчеты страховых тарифов вместе с используемой методикой актуарных расчетов, структурой тарифных ставок, а также положения о формировании страховых резервов в порядке и в сроки, которые установлены органом страхового надзора.

Об изменениях, внесенных в указанные документы, страховщик обязан сообщать в письменной форме в орган страхового надзора и одновременно представлять документы, подтверждающие эти изменения, в порядке и в сроки, которые установлены органом страхового надзора.

Март 2014 г.

Источник: http://www.strahyi.ru/material/new-strahovanie-zakon-2014-god

Изменения в ОСАГО с 1 января 2019 года – закон, выплаты, при ДТП

Законодательные изменения в страховании

Страхование автогражданской ответственности — обязательная процедура для каждого водителя, несоблюдение которой влечёт штрафные санкции. Однако с самого начала было ясно, что институт автострахования ещё далёк от совершенства.

Он должен пройти долгий путь и претерпеть множество изменений, которые станут очевидны в процессе его практического применения. И только после этого он в полной мере сможет выполнить свою первоначальную роль.

Закон

Пакет изменений, касающихся страхования автогражданской ответственности, вступает в силу с первого января этого года. Цель таких изменений — очередной шаг в развитии института страхования, который необходим с целью корректировки правовых норм с практикой правоприменения. Новые изменения позволят точнее отразить общественные процессы и отрегулировать институт.

Главный закон, касающийся автострахования — это ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Именно он регулирует институт и содержит основные понятия, а также права и обязанности всех сторон — участников ДТП, страхователей, страховщиков и так далее.

Основные принципы института страхования закреплены в Гражданском Кодексе РФ. Если какой-либо из вопросов не отрегулирован законом об ОСАГО, то стоит обратиться к нормам гражданского законодательства.

Также стоит обратить внимание на целый ряд подзаконных актов, которые регламентируют порядок действий государственных органов, а также заполняют многие существующие пробелы. Это различные приказы МВД, Постановления Правительства РФ и так далее.

Информация о водителе

Изменения в законодательстве представляют возможность предъявления требований застрахованному лицу, которое при заключении договора предоставляет страхователя заведомо ложные сведения или недостоверные документы.

Ответственность возникает тогда, когда предоставление таких сведений стало причиной уменьшения стоимости страхования.

Новая редакция закона также предоставляет возможность получения более широкой информации о водителе благодаря новой системе межведомственного взаимодействия.

Другие государственные органы, помимо МВД, смогут использовать данную информацию для осуществления своей деятельности (например, служба судебных приставов при розыске должника).

Информация о водителе, отражённая в базе РСА, ранее являлась одной из причин невозможности получения электронного полиса. Многие водители столкнулись с проблемой, что при оформлении полиса через интернет сайт страховой компании указывал на неверность введённых данных.

Дело в том, что данные подаются в РСА страховой компанией, которая впервые заключает договор страхования с гражданином. Изменение хотя бы одной буквы впоследствии не позволяет получить электронный полис, так как в базе просто содержится другая информация.

Что это — случайные ошибки или умышленные действия страховых компаний — остаётся неизвестно.

Новые изменения в ОСАГО с 1 января 2019 года

Изменения касаются закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Законодатель вводит следующие нововведения в законодательный акт:

  • первоначальная цель страховки отныне — восстановление транспортного средства при ДТП. Отныне пострадавшее лицо будет получать не денежные средства, а направление, в соответствии с которым будет производиться ремонт в сертифицированной станции технического обслуживания. Деньги будут выплачиваться только тогда, когда ремонт невозможен;
  •  увеличивается размер платежей по европротоколу. Теперь он составляет сто тысяч рублей;
  • вводится штраф за отсутствие «зелёной карты» при выезде за пределы РФ;
  • пешеход, виноватый в ДТП, не должен возмещать вред;
  • информация из РСА теперь доступна водителям. Ранее это было несколько ограничено;
  • электронный полис теперь должен выдаваться всеми страхователями.

Все изменения, включенные в законодательство с 2019 года оставляют неизменными основные принципы автострахования, однако заполняют некоторые пробелы, существовавшие ранее. Однако не все проблемы разрешены. Некоторые вопросы так и не нашли отражения в данном пакете изменений, но возможно будут отражены в дальнейшем.

Какие изменения не вошли

Некоторые изменения, необходимость которых уже давно обсуждается как представителями страховых компаний, так и автовладельцами, не нашли своего отражения. Возможно, они будут включены позже, когда законодатель полностью проанализирует ситуацию и рассмотрит их необходимость.

К таким вопросам можно отнести:

  • повышение стоимости полиса страхования. Компании давно говорят о необходимости увеличения стоимости полиса, но водители считают иначе. Вопрос противоречивый и требует тщательного анализа со стороны законодателя;
  • отмена учёта мощности транспортного средства. Данный вопрос ставится давно, но иного реального варианта разграничения стоимости предложено не было;
  • включение нового коэффициента, который будет отражать нарушение правил ДТП;
  • введение многоуровневой системы страхования. Предполагается, что страхователь сможет получать разный размер возмещения в зависимости от типа приобретённого им полиса;
  • введение коэффициента, отражающего опасность вождения;
  • возможность выдачи полиса на более длительный срок (например, на три года);
  • отмена региональных коэффициентов и приведение цен по всей стране к единому размеру.

Многие из этих нововведений не нашли отражения по той причине, что механизм их применения пока неясен. Возможно, законодатель включит их в последующие поправки.

Электронный полис

Законодатель давно предусмотрел возможность приобретения полиса посредством сети Интернет, то есть электронного полиса. Ещё в 2015 году такая возможность была закреплена в правовых нормах.

Несмотря на введение в этом году обязанности всем компаниям выдавать электронные полисы, фактически такая возможность не всегда может быть осуществлена.

Ранее во многих случаях оформление полиса через интернет затруднялось всяческими «техническими ошибками». Оформление такого полиса было практически невозможно.

Теперь страховые компании обязаны извещать о возможных неполадках ЦБ РФ и устранять их в кратчайшие сроки.

Если возможность оформить электронный полис не появится, то на компанию может быть наложен штраф в размере трехсот тысяч рублей.

Многие компании утверждают, что сознательно отключали возможность оформления электронного полиса в связи с большим количеством мошеннических действий. С января 2019 года любое препятствование оформлению электронной страховки будет наказываться соответствующей санкцией.

Предъявление повреждений при страховом случае

Новый порядок предъявления повреждений был введён ещё в предыдущей редакции. После ДТП транспорт должен быть осмотрен представителем страховой компании. Суть такого нововведения — борьба с распространёнными мошенническими действиями, совершаемыми недобросовестными застрахованными лицами.

Независимая экспертиза во многих случаях выдавала заключение с завышенным результатом стоимости ремонта.

Вопрос необходимости подобных действий давно поднимается представителями страховых компаний. Это связано с большим количеством мошеннических действий. Стоимость ремонта существенно завышается, после чего компании несут дополнительные убытки.

Выплаты

В изменениях на 2019 год планируется важное нововведение. Многие водители (планируется, что это будет большая часть) станут получать от компании-страхователя не денежную компенсацию выплат, а направление на ремонт.

Данная мера, по мнению многих специалистов, направлена на противодействие автоюристам, которые добивались увеличения страховых выплат за счёт проведения независимых экспертиз. Теперь же обращаться за экспертизой до оценки транспорта страхователем будет незаконно.

Данный шаг имеет как плюсы, так и минусы:

  • с одной стороны, недобросовестные «пострадавшие» проводили схему, в соответствии с которой размер выплат значительно увеличивался. При этом часто стоимость становилась явно завышенной относительно реальной стоимости ремонтных работ и приобретения деталей;
  • с другой стороны, страховые компании стремятся минимизировать выплаты, даже несмотря на то, что часто ремонтные работы стоят значительно дороже. Учитывается износ деталей, тогда как их фактическое состояние оценивается редко. К тому же отремонтированный автомобиль значительно теряет в цене, независимо от качества произведённого ремонта.

В 2019 году также увеличился размер выплат по европротоколу. Ранее он составлял пятьдесят тысяч рублей, отныне от равен ста. Однако предел сумм по данному протоколу для Москвы, а также Санкт-Петербурга останется на прежнем уровне — четыреста тысяч рублей.

Новые изменения в ОСАГО с 1 января 2019 года предполагают включение в правовое поле нового порядка возмещения ущерба. Теперь транспорт будет направляться на ремонт в сертифицированное СТО, а выплаты будут осуществляться лишь в крайнем случае.

Это нововведение можно считать основным.

Также важным моментом считается обязанность страховых компаний обеспечить клиентам возможность приобретения электронного полиса, что должно препятствовать навязыванию дополнительных услуг со стороны таких организаций и уменьшить очереди в офисы страхователей.

Система обязательного автострахования нуждается в некотором реформировании. Она несовершенна и имеет множество изъянов и пробелов. Однако развитие её происходит в верном направлении.

Институт развивается, в большей степени отражая реальные общественные проблемы. Изменения в законодательство, вступающие в силу с 1 января 2019 года, заполнят некоторые пробелы и устранят противоречия.

Документы

Источник: http://zakonmaster.ru/izmenenija-v-osago/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.