+7(499)-938-48-12 Москва
+7(812)-425-63-82 Санкт-Петербург
8(800)-350-73-64 Горячая линия

Виды налоговых проверок. Выездная налоговая проверка. Проведение налоговых проверок

Содержание

Понятие и виды налоговых проверок

Виды налоговых проверок. Выездная налоговая проверка. Проведение налоговых проверок

Одним из основных методов налогового контроля являются проверки. Под налоговой проверкой подразумевается мероприятия, проводимые налоговыми органами, с целью контроля правильности исчисления налоговых сборов и своевременности их уплаты. Основным ее методом является сопоставление данных указанных в декларации и фактических данных, полученных в ходе налогового контроля.

Помимо налогового контроля, органы ФНС осуществляют также контроль применения кассовых аппаратов, а также контролируют оборот и производство алкоголя. Мы же остановимся на налоговых проверках, их видах, различиях и правомочиях органов контроля при том или ином ее виде.

Налоговые проверки: понятие, виды

Налоговые проверки классифицируются по различным критериям. Например, по месту их проведения и объему проверяемых данных они делятся на:

  1. Камеральную – это вид предусматривает изучение и анализ полученных деклараций и прочих документов, на предмет корректности исчисления налога, своевременности его уплаты. Проводится она по месту расположения налогового органа. Проведение камеральной проверки является прямой обязанностью инспекторов и осуществляется в рабочем порядке, без специальных решений или указаний руководства, непосредственно на рабочем месте сотрудника налоговой инспекции. Срок ее ограничивается законом и составляет три месяца со дня получения инспектором декларации. Цель ее проведения заключается в выявлении нарушения налогового кодекса, в контроле за правильностью исчисления налоговых платежей, своевременности их уплаты, взыскании налоговых выплат недополученных или неуплаченных в бюджет, а также начисление штрафов или пени за обнаруженные нарушения. Кроме перечисленных целей, камеральная проверка является также основанием для проведения выездных. Именно в ходе камеральных мероприятий определяется перечень налогоплательщиков подлежащих выездной проверке.
  2. Выездную – этот вид мероприятий подразумевает анализ всех первичных документов налогоплательщика, его хозяйственной деятельности. Участниками такого мероприятия являются налогоплательщики и налоговые инспектора, которые в свою очередь могут привлечь разного рода экспертов. Целью выездной проверки является изучение деятельности компании или ИП с точки зрения налогового кодекса – правильность исчисления налоговых исчислений, правомерность использования льгот, взыскание недополученных налоговых поступлений, привлечение к ответственности налогоплательщика за нарушение НК, начисление штрафов, пени и пр. Срок ее проведения, так же ограничивается законом и не может охватывать период больше чем три года предшествующих началу проверки. Существует ограничение в количестве проводимых на предприятии проверок — дважды в один календарный год налоговые органы не имеют право проводить по одному и тому же поводу выездные мероприятия. Основанием для выездной проверки служит постановления руководящего органа ФНИ.

Что собой представляют камеральные налоговые проверки

Как было сказано выше, камеральные проверки проводятся с целью выявления ошибок при исчислении налогов, проверки правомерности используемых льгот, предотвращения нарушения НК. Она в свою очередь включает в себя изучение:

  • Своевременности и полноты сданных налогоплательщиком отчетностей и документов, а также налоговых расчетов.
  • Корректности заполнения отчетов – отсутствие ошибок, наличие необходимых данных и реквизитов и пр.
  • Обоснованности предоставленных расчетов, налоговых ставок, налоговых льгот, корректность отображенных показателей, согласно которым налог был рассчитан.
  • Согласованности показателей в бухгалтерских и налоговых отчетах, поверка достоверности указанных показателей, поиск сомнительных моментов и противоречий и пр.

По методам изучения предоставленных отчетов она делится также на такие виды:

  • Формальная – изучение правильности заполнения отчетности, отсутствие исправлений и ошибок, наличие подписей, печатей и пр.
  • Арифметическая – позволяет контролировать корректность расчетов показателей указанных в документе.
  • Нормативная – изучение документа с точки зрения Налогового законодательства, позволяет выявить неправомерность применения льгот, налоговых ставок и пр. при расчете налогового сбора.
  • Камеральная – проводится с целью проверки цифровых показателей опираясь на которые исчисляется налог.

Результатом камеральной проверки могут стать такие мероприятия налоговых органов:

  1. При выявлении противоречивой или недостоверной информации, при наличии ошибок в документах инспектор может затребовать пояснений или дополнительных документов. Налогоплательщик обязан предоставить их в пятидневный срок со дня получения уведомления.
  2. При выявлении однозначных нарушений, заключающихся в занижении сумм налога, если таковые не предусматривают выездной проверки, составляется постановление о привлечении к налоговой ответственности. В нем указывается сумма санкции и недоимки, приводятся доказательства нарушений со ссылками на предоставленные документы и НК.
  3. При выявлении нарушений, которые требуют уточнений или дополнительной проверки, руководством подразделения ФНС может быть принято решение о выездной проверке.

Сущность и методы выездной налоговой проверки

Выездная проверка подразумевает посещение налоговыми органами компании налогоплательщика. Такое мероприятие преследует те же цели, что и камеральная – выявление нарушений НК, контроль за правомерностью использования льгот, полнотой уплаты налогов и сборов. При выездной проверке могут быть проверены:

  • Бухгалтерская, учетная документация.
  • Договора.
  • Акты выполненных работ.
  • Накладные, счет фактуры и прочая документация.
  • Производственные, офисные помещения.
  • Средства производства или иные средства получения доходов.

Кроме перечисленных мероприятий инспекцией может быть проведена инвентаризация.
.Организационно, выездные мероприятия можно разделить на:

  • Плановые – включенные в годовой план. О таких мероприятиях налогоплательщик предварительно должен быть извещен. Кроме того, посмотреть есть ли компания в плане выездных мероприятий можно на сайте налоговой инспекции.
  • Внезапные – подразумевают выезд на предприятие сотрудников ФНИ, без уведомления налогоплательщика. Проводятся они чаще всего в тех случаях, когда существует вероятность сокрытия налогоплательщиком доказательств нарушений НК.

Виды налоговых проверок и их особенности, исходя из объема работ

Исходя из объема проверяемых данных, проверки можно разделить на такие виды:

  • Комплексную – подразумевает полный анализ и изучение всех аспектов деятельности хозяйствующего субъекта на предмет соблюдения норм Налогового Кодекса. Такие мероприятия охватывают определенный период времени и, при наличии оснований (подозрение в нарушении законодательства), могут проводиться не реже раза в три года. Данному виду контроля, как правило, подвергаются организации, имеющие определенную отрицательную репутацию. При этом в принципе, комплексной можно назвать любую выездную проверку.
  • Тематическую – данному виду, как указывает определение, подвергаются отдельные аспекты хозяйственной деятельности. Это может быть изучение корректности расчета НДС, налога на прибыль или имущественного налога. Тематическая проверка может проводиться и как отдельное мероприятие или как часть комплексной проверки. В первом случае ее результаты оформляют отдельным актом, во втором отражены в общем акте, составленном при комплексном выездном мероприятии. Проводится она по решению руководства ФНС.
  • Целевую – такие мероприятия, как правило, проводятся по отдельным операциям, например экспорта или импорта, поставок и взаиморасчетов между контрагентами. Их цель – поиск нарушений законодательства. Как и тематическая проверка, целевая может быть частью комплексной или являться самостоятельным мероприятием.

Виды проверок, проводимых налоговыми органами повторно

Налоговый кодекс предусматривает проведение и повторных проверок. Они в свою очередь делятся на два вида:

  • Контрольная – в этом случае проверяется не хозяйствующий субъект на предмет уклонения от налогов или нарушения НК, а действия инспекторов и наличие нарушений при проведении мероприятия. Участником такой проверки являются вышестоящие налоговые органы. Результатом контрольной проверки могут стать как взыскания пени, штрафов или недоимки с налогоплательщика, так и дисциплинарное или уголовное привлечение к ответственности инспекторов.
  • Повторная, это проверка, осуществляемая по тому же поводу – то есть под контроль попадают те же налоги и сборы, что и при предыдущей проверке. В настоящее время законом ограничивается возможность проведения повторных проверок, поэтому они существуют только в виде контрольных.

Встречная налоговая проверка

Встречная проверка может быть частью камеральной или выездной. Ее сущность заключается в сопоставлении данных полученных от налогоплательщика с данными его контрагентов. Процесс запроса документов для такой проверки предусмотрен в НК:

  • При необходимости провести встречную проверку инспектор обязан направить запрос в налоговый орган, где зарегистрирован хозяйствующий субъект-контрагент.
  • В течение пяти рабочих дней налоговый орган должен направить требование к контрагенту с указанием необходимых документов.
  • Компания-контрагент должна представить документы, в течение пяти дней в налоговый орган, где она зарегистрирована.

При этом инспектора имеют право запросить документы, только непосредственно касающиеся проверяемого налогоплательщика.
За отказ в предоставлении информации по сделкам, для контрагентов предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Результат налоговой проверки

При выездной проверке, налоговые органы обязаны в заключительный день мероприятия выдать налогоплательщику справку, в которой должны быть указаны:

  • Данные сотрудника, выдавшего справку, и дата окончания проверки.
  • Предмет налоговой проверки и основания для проведения.
  • Сроки проведения проверки.

После подписания справки налогоплательщиком или его представителем инспектор обязан покинуть территорию проверяемого объекта. При отказе подписать справку со стороны хозяйствующего субъекта, она ему будет отправлена почтой с уведомлением.

Следующим этапом оформления результатов является составление акта. На это законом отводится два месяца, считая со дня составления справки и окончания мероприятия. Акт составляется даже в тех случаях, когда результат отрицательный – то есть инспектор не обнаружил нарушений.
В акте указывают:

  • Дату начала и окончания проверки.
  • Основания для проведения проверки – номер приказа или распоряжения руководителя налоговой инспекции.
  • Данные лиц участвовавших в проведении проверки.
  • Реквизиты налогоплательщика.
  • Период, который охватывал проверка.
  • Адрес, по которому проводилась проверка.
  • Список документов, предоставленных налоговым органам.
  • Налог, по которому проводилась проверка.
  • Мероприятия, проведенные контролирующим органом.
  • Найденные нарушения со ссылкой на Налоговый Кодекс.
  • Рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается налогоплательщику. При отказе от подписания акта он отправляется по почте.

В случае если проверяемый не согласен с результатами, изложенными в акте, у него есть один месяц чтобы устно или письменно изложить свои возражения. По результату рассмотрения представленных документов или возражений могут быть приняты такие решения:

  • Привлечение к ответственности налогоплательщика за нарушение НК.
  • Освобождение от ответственности.
  • Проведение контрольной проверки.

Камеральная налоговая проверка

При проведении камеральной проверки налоговыми органами об ее результатах налогоплательщик может узнать только в случае, если инспектором были выявлены нарушения или появились вопросы. Для компаний работающих с НДС его возврат будет служить успешности проведе В таком случае в адрес налогоплательщика направляется запрос о предоставлении объяснений или дополнительных документов.

Если же инспектор обнаружил нарушение, тогда он обязан составить акт. Акт должен быть составлен в течение десяти дней после срока окончания мероприятия и вручен налогоплательщику в течение пяти дней со дня подписания. Если же последний отказывается получать акт, он пересылается по почте.

В случае несогласия с выводами инспектора, у налогоплательщика есть месяц, чтобы оспорить решение и предоставить в налоговый орган документы и разъяснения, опровергающие наличие нарушений. Срок рассмотрения возражений может составлять от 10 дней до двух месяцев, в зависимости от мероприятий проводимых налоговой инспекцией по проверке дополнительных материалов.

Перспективы совершенствования проверок

Налоговый контроль все последние годы активно поддерживает курс на полный переход к цифровым технологиям.

Такой подход позволяет получать о налогоплательщике любую информацию благодаря интеграции с остальными государственными и контролирующими органами – таможней, ЗАГС, банками, мониторинговыми компаниями и прочими структурами.

Со временем полный переход к инновационным технологиям позволит налоговым органам полностью поменять концепцию контроля.

В 2018 году ФНС будет активно внедрять Автоматическую систему возмещения НДС — 3, которая позволит отслеживать банковские счета и контролировать был ли уплачен налог со сделок.

Активно будет применяться в дальнейшем и риско-ориентированный подход.

Так согласно принятому в первом чтении в феврале 2018 г. законопроекту, обязательные налоговые проверки раз в три года будут отменены, а усилия контролирующих органов будут направлены на компании с высокими рисками.

Оценка рисков позволит компаниям с низким показателем практически избегать тщательных ревизий и увеличит срок между выездными мероприятиями. Сегодня активно проводится внедрение автоматизированной системы оценки рисков.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/ponyatie-i-vidy-nalogovyx-proverok/

Выездная налоговая проверка: порядок проведения, оформление результатов

Виды налоговых проверок. Выездная налоговая проверка. Проведение налоговых проверок

Статья 89 НК РФ регламентирует порядок проведения выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:

    1. по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;
    2. налоговый орган, осуществивший постановку организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Объект выездной налоговой проверки:

  • финан­сово-хозяйственные операции налогоплательщика за весь отчет­ный период, но не более чем за три года, предшествующие на­значению данного вида проверки.

Предмет выездной налоговой проверки:

  • правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка проводится с использованием сплошного метода, посредством которого не только проверяются все документы налогоплательщика, имеющие отношение к уплате налогов, но и проводится инвентаризация имущества, осмотр (обследование) территории и помещений налогоплательщика, используемых им для извлечения прибыли (дохода).

В ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудни­ки налоговых органов имеют обширные процессуальные права, в частности:

    1. изымать документы, свидетельствующие о факте на­логового правонарушения;
    2. вызывать и допрашивать свидетелей;
    3. привлекать специалистов и (или) переводчиков;
    4. привлекать по­нятых;
    5. назначать экспертизу.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

решения о проведении  выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговые органы не вправе проводить:

    1. 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
    2. в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Сроки выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, при этом порядок календарного исчисления сроков, установленный статьей 6.1 НК РФ, не применяется

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика (проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов).

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать 1 месяц.

Подробнее приостановлении выездной налоговой проверки

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

  1. истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  3. проведения экспертиз;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Повторная выездная налоговая проверка

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

    1. вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
    2. налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 НК РФ.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/viezdnaya-nalogovaya-proverka-poryadok-provedeniya-oformlenie-rezultatov

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ?

Виды налоговых проверок. Выездная налоговая проверка. Проведение налоговых проверок

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ – важнейший вопрос, ответ на который следует знать всем руководителям организаций. Рассмотрим, какие виды налоговых проверок могут проводиться сотрудниками ФНС, и разберем их отличия друг от друга.

Виды налоговых проверок по НК РФ (камеральные и выездные налоговые проверки)

Перечень видов налоговых проверок предусмотрен ст. 87 НК РФ. Согласно данной норме, проверки осуществляются в двух формах:

Во всех случаях проверочные мероприятия проводятся с целью обеспечения соблюдения правильности расчета и уплаты налогов. Между тем, они отличаются друг от друга порядком их осуществления.

Первый вид проверок (камеральные) проводится на территории налогового органа, без выезда к налогоплательщику. Проверяются исключительно сведения, которые отражаются в декларациях. О проведении проверки проверяемое юридическое лицо не извещается.

Второй вид проверок (выездные) проводится на территории налогоплательщика, с выездом должностных лиц налогового органа.

Какие налоговые проверки бывают в организациях, но прямо не предусмотрены НК РФ?

В теории права можно найти различные подходы к определению видов налоговых проверок. Существуют различные классификации, в зависимости от оснований для их проведения и действий, которые производят проверяющие.

В зависимости от предмета проверки, выездные проверочные мероприятия можно разделить на:

В первом случае предметом проверки является установление нарушений при уплате всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством. Выборочная проверка предполагает установление соблюдения законности при уплате организацией лишь одного налога, например, налога на имущество.

Разделяют также:

  • плановые;
  • внеплановые проверки.

В первом случае проверка производится по заранее разработанному и утвержденному плану. Во втором случае проверка осуществляется вне графика.

Выделяют также тематические проверки, при проведении которых налоговый орган изучает сделки проверяемого с контрагентами и соблюдение обязанности по уплате налогов по результатам их заключения.

Может проводиться и контрольная проверка, которую также можно иначе именовать повторной. Например, такой вид проверочных мероприятий может проводиться при предоставлении налогоплательщиком уточненной декларации. Еще один пример – повторная проверка вышестоящей ФНС.

Возможно также проведение встречной проверки, которая предполагает запрос у контрагентов организации документов в порядке ст. 93.1 НК РФ.

Камеральная проверка организации

В силу п. 1, 2 ст. 88 НК РФ при подаче налоговой декларации производится камеральная проверка. Ее также называют документарной, поскольку ФНС проверяются исключительно отчетные документы, представляемые проверяемой организацией.

Первый шаг – автоматизированная проверка в программе АИС Налог. В данном программном комплексе производится проверка соблюдения сроков подачи декларации, сверка данных с ранее поданными отчетами. Если ошибок не обнаружено, на этом проверочные мероприятия завершаются, без вынесения какого-либо акта. Если ошибки выявлены, у налогоплательщика запрашиваются объяснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Возможно представить уточненную декларацию за проверяемый период. Данный документ станет предметом новой проверки. Если будут выявлены нарушения будет составлен итоговый акт, и в дальнейшем, организация может быть привлечена к налоговой ответственности.

Выездная налоговая проверка, как вид налоговой проверки по НК РФ

Выездные проверочные мероприятия производятся по месту нахождения организации, что следует из п. 2 ст. 89 НК РФ. Основание для проведения – решение, принимаемое начальником территориальной ФНС или его замом.

Период проверки не может превышать 3 лет (предшествующих дате вынесения решения о проверке). Срок проверочных действий – 2 месяца, однако возможно его продление, которое налоговый орган вправе осуществлять дважды (до 4 и до 6 месяцев соответственно). Кроме того, срок может приостанавливаться при наличии на то оснований, но не более чем на полгода.

В рамках проверочных действиях, сотрудники ФНС вправе:

  • допрашивать свидетелей;
  • назначать экспертизы;
  • производить осмотр помещений и документов;
  • проводить инвентаризацию имущества;
  • осуществлять иные действия, предусмотренные ст. 89, 90-97 НК РФ.

Отличия камеральной и выездной налоговой проверки

Приведем основные отличия в таблице:

По каким критериям производится сравнение?КамеральнаяВыездная
Предмет проверкиПравильность исчисления и уплаты налогов по сведениям, содержащимся в декларацииПравильность исчисления и уплаты налогов с выездом на территорию налогоплательщика
Срок проверки3 месяца после получения ФНС декларации2 месяца
Возможность приостановления или продления срока проверкиНетДа, продляется до 4 и 6 месяцев соответственно, и приостанавливается на срок до полугода
Основание для проверкиПоступление декларации, решения руководства ФНС не требуетсяПлан проверок, решение руководителя ФНС или его зама.
Итоговый документЕсли нарушений не выявлено, не составляется, если выявлены — составляется актСоставляется справка, а затем акт.

***

Таким образом, законодательством предусмотрено всего два вида проверок налогоплательщиков, однако теоретики выделяют большее количество их разновидностей.

Источник: https://zakoved.ru/nalogooblozhenie/kakie-vidy-nalogovykh-proverok-predusmotreny-nk-rf.html

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ

Виды налоговых проверок. Выездная налоговая проверка. Проведение налоговых проверок

Все нюансы, касающиеся начисления и уплаты налогов, подлежат контролю со стороны налоговых органов. В руках сотрудников ФНС сосредоточено множество инструментов, позволяющих тщательно следить за соблюдением законодательства в области налогов и сборов, опираясь при этом на разные формы налоговых проверок.

В связи с тем, что основным документом, регламентирующим действия налоговиков, является Налоговый кодекс РФ, рассмотрим, какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ.

Налоговые проверки их виды и порядок проведения

Налоговое право выделяет разные виды налоговых проверок. При этом каждый отдельный вид предполагает разные методы налоговых проверок.

В зависимости от того, является ли проверка запланированной налоговиками или осуществляется спонтанно, налоговые проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком, утвержденным инспекцией ФНС. При этом у налоговиков отсутствует обязанность официально публиковать этот график и делать его данные общедоступными.

Внеплановые проверки осуществляются на основании решений суда, поручения уполномоченных органов, а также получения информации о нарушениях налогового законодательства.

Еще одним критерием, позволяющим определить, какие бывают налоговые проверки, является место их проведения. При этом видами налоговых проверок являются камеральные и выездные проверки.

Какие есть виды налоговых проверок?

Виды налоговых проверок. Выездная налоговая проверка. Проведение налоговых проверок

Виды налоговых проверок бывают различные. Какие именно, мы расскажем в данной статье. От того, в рамках какого вида налоговой проверки осуществляются контрольные мероприятия, зависит их длительность и правила проведения.

Понятие налоговой проверки

Выездная проверка

Камеральная проверка

Встречная проверка

Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ

Итоги

Понятие налоговой проверки

Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.

Налоговая проверка является одним из способов налогового контроля (ст. 82 НК РФ) наряду:

  • с получением пояснений;
  • проверкой данных учета и отчетности;
  • осмотром используемых для извлечения прибыли помещений и территорий;
  • другими контрольными процедурами, предусмотренными НК РФ.

Помогает ли налоговый мониториинг избежать налоговых проверок, узнайте из публикаций:

Существует несколько видов налоговых проверок.

Выездная проверка

При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов.

Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

  • место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
  • срок проверки – не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях – до 6 мес.);
  • период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:

Подвиды выездных налоговых проверок

Назначение

Комплексная

Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени

Тематическая

Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др.

Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов

Целевая

Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот.

Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения

Контрольная

Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.

Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.

Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности

О том, какие документы при проверке могут быть затребованы ФНС, читайте в статье «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

Камеральная проверка

Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.

Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:

  • место проведения – в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
  • длительность проверки – не более 3 месяцев;
  • период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).

Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу.

Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций.

При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.

О том, как ФНС будет проводить камеральную проверку в случае сдачи уточненной декларации, см. в материале «Инспекция “прокамералит” вашу уточненку полностью».

Встречная проверка

Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.

Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):

  • как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
  • дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).

Ее цель:

  • проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
  • проверить реальность отраженных в учете операций;
  • сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).

Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам.

При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д.

Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.

Подробнее см. материал «Особенности проведения встречной налоговой проверки».

Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ

С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

Подробнее о содержании ст. 54.1 НК РФ узнайте из материала «Презумпция добросовестности налогоплательщика – новая статья в НК РФ».

С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:

  • собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
  • опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).

Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок.

Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.

Итоги

В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.

Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/provedenie_nalogovyh_proverok/kakie_est_vidy_nalogovyh_proverok/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.