+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Управление силами и средствами на пожаре: основы и принципы

Основы управления силами и средствами на пожаре

Управление силами и средствами на пожаре: основы и принципы

Понятие организации управления силами и средствами на пожаре содержит комплекс мероприятий, направленных на создание и развертывание системы управления и обеспечение эффективного функционирования на различных её этапах.

Управление силами и средствами на пожаре

Учебные вопросы:

1. Управление силами и средствами на пожаре.

2. Должностные лица на пожаре.

Управляетвсемиподразделениямируководительтушенияпожара (РТП).

Под управлением подразделениями на пожаре следует понимать процесс целенаправленного воздействия (РТП, оперативного штаба пожаротушения) на личный состав пожарных подразделений и других служб с целью успешного ведения действий, связанных с непосредственным тушением пожара и проведение связанных с ним аварийно-спасательных работ.

В зависимости от обстановки личный состав решает следующие задачи:

  • —спасание людей, эвакуация людей (животных);
  • —эвакуация или защита имущества;
  • —непосредственное введение стволов на тушение;
  • —проведение работ по вскрытию и разборки конструкций и др.;
  • —удаление дыма;
  • —защита соседних зданий и помещений;
  • —нахождение в резерве, патрулирование, оцепление.

Объективность оценки обстановки на пожаре и правильность принятия решения зависит от:

  • —профессиональной подготовки РТП;
  • —качества проведения разведки пожара;
  • —способности прогнозировать ход развития пожара.

Если работает несколько караулов, в этом случае управляет подразделениями старший начальник, возглавляющий караул той части, в районе выезда которой возник пожар, или в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне. К управлению на отдельных участках в данном случае старший начальник может привлекать участвующий в тушении пожара начальствующий состав.

Практика показывает, что управление подразделениями более 5 отделений одним РТП будет неэффективным, так как контроль за их действиями, постановка им задач, наряду с решением других вопросов (организация работы тыла, взаимодействие с администрацией, службами города), решение вопросов, связанных с ведением разведки и передачи сообщений становиться невозможным.

На крупных пожарах для эффективности руководства:

  • —разбивают пожар на участки тушения пожара (УТП) – назначают начальников участков тушения пожара (НУТП) и ставят им задачи;
  • —создают оперативный штаб пожаротушения (ОШ) для управления всеми прибывшими подразделениями на пожар.

Руководство и управление подразделениями осуществляется непосредственно через:

  • —руководителя тушения пожара (РТП);
  • —начальника оперативного штаба тушения пожара (НШ);
  • —начальника тыла (НТ);
  • —начальников участков тушения пожара (НУТП).

Вся их деятельность должна строиться на определенных принципах, к которым относятся: оперативность, достоверность, твердость руководства (устойчивость), непрерывность, гибкость руководства, научность и предвидение возможного изменения обстановки, единоначалие.

Оперативность – заключается в решении стоящих вопросов в кратчайшие сроки и на высоком профессиональном уровне.

Достоверность – использование достоверных источников получаемой информации и личный контроль за доведением её до руководителя.

Твердость руководства (устойчивость) – выражается в принятии решения, высокой требовательности к личному составу по полноте и точности выполнения поставленных задач, способности удержать руководство в сложной обстановке, несмотря на возникающие трудности.

Непрерывность руководства – заключается в постоянном влиянии на ход действий по ТП и ПАСР, постоянном контроле над обстановкой, складывающейся на пожаре.

Гибкость руководства – заключается в умении своевременно реагировать на изменение обстановки, в способности своевременно изменить тактику и способы тушения в случае необходимости.

Научность и предвидение – заключается в анализе и возможности предвидения изменения обстановки в ходе ведения действий по ТП и ПАСР (возможность взрыва, обрушение, вскипание, распространение пожара на значительную площадь и т.д.).

Принцип единоначалия – состоит в том, что РТП на основе прав, предоставляемых ему законом, и регламентированных нормативными документами является единоначальником, т.е. человеком, несущим полную ответственность за принятое решение, успешное тушение пожара и ликвидации последствия ЧС.

Именно единоначалие в сложных условиях обеспечивает централизацию и твердость управления подразделениями пожарной охраны.

Должностные лица на пожаре

Руководствотушениемпожара

Руководство тушением пожара осуществляется одним лицом – руководителем тушения пожара. Он является прямым начальником для всего личного состава пожарных подразделений, прибывших для тушения пожара

Допуск к самостоятельному руководству тушением пожара решается старшим начальником отдельно для каждого лица начальствующего состава пожарной охраны.

Приказания и команды РТП закон для всего личного состава, работающего на пожаре.

В случае сосредоточения сил и средств по повышенному номеру вызова, при организации на пожаре 2–3 участков тушения пожара, РТП решает основную задачу по организации управления силами и средствами:

  • порядок руководства работой тыла;
  • необходимость создания участков тушения пожара и их количество;
  • организация оперативного штаба и его целесообразный состав;
  • назначение, если необходимо, из числа опытных командиров ответственных за выполнение отдельных работ на пожаре.

Работа тыла на пожаре

Под тылом понимается все то, что находится за линией разветвлений или наружным периметром стен горящего объекта и имеющим отношение к тушению пожара. Тыл существует на каждом пожаре, не зависимо от его размеров и количества работающих сил и средств.

В задачи тыла входят:

  • —организация разведки водоисточников;
  • —встреча и расстановка на водоисточники пожарных автомобилей;
  • —обеспечение бесперебойной подачи ОТВ и работы пожарной техники;
  • —обеспечение горюче-смазочными материалами и огнетушащими веществами;
  • —охрана магистральных рукавных линий;
  • —защита имущества, оборудования и помещений от воды, проливаемой при тушении пожаров;
  • —организация сбора ОТВ после пожара;
  • —отогревание замерзших рукавов, стволов и разветвлений;
  • —обеспечение при длительной работе личного состава питанием, питьевой водой, сухой спецодеждой, а также организация обогрева личного состава при работе в условиях низких температур;
  • —организация восстановления работоспособности пожарной техники и ПИиО.

Участкитушенияпожара.

На крупных и сложных пожарах создание УТП обеспечивает более четкое выполнение поставленных задач, контроль за выполнением приказаний РТП, взаимодействие между отдельными подразделениями, своевременное получение информации об обстановке на отдельных участках.

Принципы определения границ УТП:

  • —по этажам;
  • —по лестничным клеткам;
  • —по противопожарным преградам или зонам;
  • —по периметру горящего объекта;
  • —по видам работ (спасание, тушение, защита и др.).

После локализации пожара НУТП производит:

  • —ликвидацию скрытых очагов горения;
  • —дополнительные вскрытия и разборку конструкций;
  • —эвакуацию находящихся в помещениях материалов и уборку места пожара.
  • —Участки тушения пожара упраздняются по указанию РТП.

После ликвидации пожара НУТП:

  • —Докладывает РТП, (НШ) о проделанной работе на участке.
  • —Уточняет расстановку сил и средств на схеме тушения.
  • —Дает оценку подразделениям и командирам, работавшим на участке.

При создании на пожаре 5 и более УТП могут быть организованы сектора, объединяющие несколько участков тушения пожара и возглавляемых начальником сектора.

Оперативный штаб на пожаре

В зависимости от обстановки на пожаре для управления подразделениями РТП может организовать оперативный штаб тушения пожара.

Основные задачи оперативного штаба:

  • —встреча, расстановка и распределение по участкам прибывающих на пожар подразделений и постановка перед ними задач в соответствии с решением РТП;
  • —организация разведки пожара в ходе его тушения, сбор сведений и извещение РТП об изменениях обстановки в ходе тушения пожара;
  • —ведение оперативных документов;
  • —организация связи и освещения на пожаре;
  • —обеспечение выполнения решений и приказаний РТП;
  • —создание на пожаре резерва сил и средств;
  • —организация взаимодействия с другими службами города (населенного пункта, объекта);
  • —сбор сведений о причине пожара и причиненном ущербе;
  • —создание КПП и постов безопасности ГДЗС;
  • —материально-техническое обеспечение работающих на пожаре подразделений;
  • —организация питания при длительных пожарах (более 5 часов) и обогреве личного состава при низких температурах.
  • —создание на пожаре резерва сил и средств;
  • —организация взаимодействия с другими службами города (населенного пункта, объекта);
  • —сбор сведений о причине пожара и причиненном ущербе;
  • —создание КПП и постов безопасности ГДЗС;
  • —материально-техническое обеспечение работающих на пожаре подразделений;
  • —организация питания при длительных пожарах (более 5 часов) и обогреве личного состава при низких температурах.
  • —восстановление работоспособности технических средств – выполняемые на месте пожара неотложные работы по временному ремонту и техническому обслуживанию пожарной техники, пожарно-технического инструмента и оборудования, средств связи и управления, а также коммуникаций и оборудования объекта при необходимости их использования для решения задач по тушению пожара.

После ликвидации УТП НШ принимает доклады от НУТП о работе на УТП. Заполняет окончательные данные о пожаре в оперативные документы, уточняет схему тушения, передает сообщение на СОО ЦУКС (ПСЧ).

ОШ ликвидируется только по указанию РТП.

Виды связи на пожаре

Связь управления устанавливается между РТП и командирами подразделений, между РТП и оперативным штабом, начальником тыла, начальником УТП, а при необходимости с пожарными автомобилями. Для этого используются радиостанции, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства, мегафоны, громкоговорящие установки и другие технические средства.

Связь взаимодействия устанавливается между начальниками УТП (подразделений). Она обеспечивает взаимодействие между УТП (подразделениями). Для этого используются радиостанции, полевые телефоны, переговорные устройства и связные. При невозможности использования технических средств связи применяют сигналы управления.

Связь информации устанавливается между РТП, оперативным штабом и СОО ЦУКС или ПСЧ по радиосвязи, телефонной и сотовой связи.

Эта связь должна обеспечивать взаимную передачу информации СОО ЦУКС (ПСЧ) и подразделений, находящихся на пожаре и в пути следования об обстановке в ходе тушения, вызов дополнительных сил и средств, а также передачу требований РТП службам города. По прибытии на пожар связные поступают в распоряжение НШ.

Литература:

Основная

  1. Решетов А.П., Клюй В.В., Бондарь А.А., Косенко Д.В. Планирование и организациятушенияпожаров. Пожарнаятактика: Учебник. – СПб.: Санкт-Петербургскийуниверситет ГПС МЧС РФ, 2015.
  2. Артамонов В.С. и др. «Пожарная тактика в вопросах и ответах»: Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургскийуниверситет ГПС МЧС России, 2009.
  3. Башаричев А.В., Решетов А.П., Ширинкин П.В. «Пожарная тактика»: Учебно-методическое пособие по решению пожарно-тактических задач. – СПб: СПбУ ГПС МЧС России, 2009.

Дополнительная

Нормативные правовые акты

  1. Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г.
  2. Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г (с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г.)

Источник: https://fireman.club/presentations/osnovyi-upravleniya-silami-i-sredstvami-na-pozhare/

Управление силами и средствами на пожаре: основы и принципы

Управление силами и средствами на пожаре: основы и принципы

Среди общих мер обеспечения безопасности выделяются методы борьбы с пожаром.

Даже в век интенсивного технологического развития невозможно предотвратить риски возгорания на всех объектах хозяйственной эксплуатации.

Поэтому тактика управления силами и средствами на пожаре сохраняет свою высокую значимость, поскольку от нее напрямую зависит успешность спасения людских жизней и в целом снижение ущерба от огня.

Принципы тушения пожаров формируются на основе существенных и объективных законов, отражающих устойчивые связи между характеристиками процесса огнетушения.

Например, в каждом тактическом действии при борьбе с пожаром будь то развертывание, подача средств огнетушения или проведения спасательных операций работают одни и те же причинно-следственные связи.

Разумеется, имеют место и факторы воздействия, которые могут нарушать эти связи, но современные модели организации берут во внимание и внешние влияния. Итак, на первый план основы управления силами и средствами на пожаре выдвигают принцип активности действий при тушении пожаров.

Данный принцип выражается в настойчивости, интенсивности, инициативности и готовности брать на себя ответственность. Подразумевается смелое, но разумное использование оптимальных методов и средств, применимых в конкретных условиях тушения огня.

Еще один немаловажный принцип предполагает непрерывность произведения действий, направленных на ликвидацию пожара. Он связан с принципом активности и скорее дополняет его, повышая общую эффективность борьбы с огнем.

Иными словами, независимо от человеческого фактора, погодных явлений и времени суток устранение пожара должно производиться активно и без перерывов.

Это общие принципы, которые сформировались исторически и сегодня благодаря беспрецедентно высокому технологическому уровню развития можно говорить о многократном увеличении их силы.

Также, в зависимости от ситуации, основы управления силами и средствами на пожаре предписывают учитывать такие принципы, как сосредоточенность на решающем направлении и рациональность применения ресурсов.

Это условные правила, поскольку не в каждом случае возникает острая необходимость экономии расходных материалов и не всегда исполнители тушения становятся перед выбором между несколькими направлениями ликвидации очагов возгорания, в частности.

С точки зрения тактики, тушение пожара можно рассматривать именно в качестве организационного процесса, в ходе которого производится координация оперативных действий.

Что предусматривает управление силами и средствами на пожаре? Определение комплекса организационных мер в данном случае можно сформулировать как перечень действий, направленных на обеспечение безопасности людей, а также на минимизацию ущерба для материальных ценностей и в принципе устранение очагов горения. Конкретно это подразумевает выполнение широкого спектра оперативно-тактических мероприятий, которые не обязательно напрямую могут быть связанными с тушением огня. Борьба с пламенем как таковая квалифицируется как боевые действия, но управление силами и средствами предусматривает также координацию выезда, следования, разведки, развертывания и сбора данных о пожаре.

Целый ряд действий относится к постоянным, то есть выполняется при каждом сигнале о пожаре независимо от характеристик и условий ситуации. К таким действиям относится следование к месту вызова и возвращение, разведка и др. К непостоянным относятся такие действия, как вскрытие конструкций, спасение людей и животных, удаление дыма.

Также не исключено параллельное управление силами и средствами на пожаре. Это ситуации, когда одновременно могут координироваться действия разного типа – к примеру, развертывание и подача огнетушащих веществ разными подразделениями. Составление сетевых графиков дает возможность более точного управления тактическими действиями.

Параметры объективной обстановки и их прогнозирование

К основным параметрам, которые характеризуют процессы ликвидации пожаров и учитываются при организации управления силами и средствами на пожаре, можно отнести следующие:

  • Время следования пожарного подразделения к назначенному месту.
  • Время оперативных действий с момента прибытия к точке вызова до отъезда после завершения тушения пожара.
  • Продолжительность непосредственного тушения огня.

Все отмеченные временные параметры процесса пожаротушения рассматриваются как случайные непрерывные величины.

Однако, путем составления математических функций, имея конкретные данные, можно выявлять закономерности и прогнозировать примерные временные показатели по выполнению тех или иных этапов боевых задач.

Примером таких закономерностей может быть время занятости или непосредственного тушения, которое всегда будет больше, чем период общих оперативных действий.

При более детальном управлении силами и средствами на пожаре используются и дополнительные вводные параметры наподобие продолжительности подачи огнетушащих материалов, объема запасов воды, численности состава и т. д.

Эти данные позволяют точнее прогнозировать время выполнения отдельных действий, выполняемых параллельно или последовательно.

Потребность в таких прогнозах обуславливается, в частности, необходимостью оценки загруженности расчетов в контексте поступления нескольких сигналов о пожаре в городе.

Ключевым понятием является оперативное управление, которое обеспечивает непосредственный контроль над подразделениями в ходе пожаротушения. Это деятельность, результатом которой будет выработка решений и непосредственного командования личным составом с целью обеспечения успешного выполнения поставленных задач.

Если рассматривать контроль над подразделениями на пожаре с точки зрения классической модели управления, то на первый план выйдут два участника процесса – штаб и действующие лица, то есть участники пожаротушения.

В этом плане определение управления силами и средствами на пожаре можно представить так: система обмена информацией между командованием и подразделением, в рамках которой первые получают сведения об обстановке на пожаре, а вторые принимают приказы и команды на выполнение конкретных задач.

Причем в данной системе не фигурирует процесс выработки решения, который является важнейшим фактором пожаротушения. Как правило, решения принимаются руководством пожарной службы в два шага:

  • Оценка обстановки и прогнозирование.
  • Разработка плана пожаротушения с определением тактики действий.

Далее формулируются конкретные приказы и команды для одного или нескольких подразделений, которые будут задействоваться в ходе оперативно-тактических мероприятий.

Суть принятия решений со стороны руководства пожарным подразделением заключается в необходимости определения наиболее выигрышной тактики действий исходя из условий складывающейся обстановки.

Основа данных решений раскрывается в задачах, которые будут стоять перед личным составом пожарной службы.

Командный состав, в свою очередь, определяет замысел пожаротушения, перечень боевых задач, порядок взаимодействия между отдельными подразделениями и схемы обеспечения материальными и техническими средствами.

Задача вновь созданного оперативного штаба будет заключаться в координации подразделений и доведении до них приказов от руководителя. Своевременное оповещение личного состава о новых вводных само по себе является фактором обеспечения эффективной борьбы с огнем.

В числе основных задач управления силами и средствами на пожаре можно выделить и своевременное реагирование на изменения в обстановке. Качество выявления новых тенденций позволяет формулировать более адекватные требования и задачи низшего звена для подразделений, участвующих в тушении огня.

Теперь стоит подробнее рассмотреть уровни, в которых производится контроль и координация действий личного состава пожарной службы.

При формировании организационной структуры за основу берут принцип единоначалия. Главной управляющей фигурой будет руководитель тушения пожара.

Под его начальством находится временный оперативный штаб и подразделения, участвующие в боевых действиях. Принцип единоначалия доказал свою эффективность историческим опытом пожаротушения и по сей день сохраняет свою актуальность.

Но при этом возросли и требования к высшим органам управления силами и средствами на пожаре, в числе которых следующие:

  • Знание оперативно-тактической документации.
  • Знание закономерностей развития пожаров, способов их локализации и ликвидации.
  • Знание возможностей вверенного личного состава, его тактических характеристик и навыков.
  • Умение своевременно принимать решения, определяя приоритетные направления ведения боевых действий.
  • Умение организовывать подразделения, объясняя им боевые задачи.
  • Умения правильно рассчитывать средства и силы для решения поставленных задач.

Способность принимать адекватные и обоснованные решения в короткие сроки считается основным показателем оперативно-тактической подготовленности руководителя тушением. От него напрямую будет зависеть качество управления силами и средствами на пожаре.

Структура управления на следующем уровне подразумевает создание оперативного штаба. Его организуют в тех случаях, когда одно лицо не может контролировать все процессы пожаротушения. Наличие штабы вовсе не отменяет принцип единоличного командования, а дополняет его.

Обычно такую схему управления используют на крупных пожарах, а также при подключении нескольких подразделений.

Роль оперативного штаба в управлении процессом пожаротушения

Как уже говорилось, на крупных и технологически сложных для тушения пожарах функции основного органа управления силами и средствами борьбы с огнем берет на себя оперативный штаб. В числе его основных задач можно отметить поддержание постоянной готовности подразделений и ресурсов к выполнению приказов руководства.

Для эффективного тушения пожаров при управлении силами и средствами штабу требуется постоянное информирование о текущей обстановке. Оперативные данные в штаб поставляют или подразделения разведки, или непосредственные сотрудники командования, получающие сведения по другим источникам.

Проводя своевременный анализ поступающих сведений без ожидания конкретной постановки задач от высшего начальства, штаб может самостоятельно вырабатывать тактики действия и эффективные мероприятия для подразделений пожаротушения.

Особенно это касается технологических недочетов и проблем, которые препятствуют реализации тактических возможностей личного состава.

При условии нормальной коммуникации с руководителем тушения пожара и непосредственными исполнителями штаб выполняет роль связующего.

Данная структура управления силами и средствами на пожаре предполагает, что оперативное командование будет обеспечивать доведение высших приказов до подразделений.

Также в штабе могут решаться вопросы технико-хозяйственного обеспечения, связанные с развертыванием сил и дальнейшим снабжением личного состава в зоне огнетушения.

Если принципы выполнения боевых действий при пожаре в значительной степени должны поддерживаться подразделениями, участвующими в процессах тушения огня, то в данном случае речь идет о руководителях мероприятия в целом. На основе закономерностей управления ресурсной базой при пожаре выработался свой перечень принципов, которые способствуют успешному командованию при решении тактических задач:

  • Сочетание децентрализации и централизации. По сути, сбалансированное разделение функций между разными органами командования. При этом главный принцип единоначалия остается основным.
  • Сочетание гибкости и твердости. Данный принцип управления силами и средствами на пожаре возможен только в условиях постоянного получения четкой информации о текущей обстановке на месте событий. Причем независимо от условий и обстановки, в которой производится управление, решения должны транслироваться уверенно и твердо, но с опорой на достоверные сведения.
  • Принцип личной ответственности. И эффективность применения сил личного состава, и расходование технико-материальных ресурсов с результатами проведения оперативно-тактических действий определяют персональную ответственность руководителя тушением пожара.

Принцип прогноза. Пожалуй, самый неоднозначный принцип, который заключается в способности участников оперативного штаба и руководителя предусматривать изменения в ситуации пожаротушения.

Для этого начальство на разных уровнях должно иметь предельно полную картину происходящего с мельчайшими деталями и характеристиками. Зачастую проблемы информирования находятся не столько в плоскости непосредственной добычи сведений с доставкой, сколько в самом качестве этих данных.

Чем больше каналов информирования, тем выше риски получения недостаточно достоверных или откровенно ложных данных.

Эффективное управление ресурсами пожаротушения может осуществляться только в условиях, когда у командования есть четкая уверенность в том, что его задачи будут выполнены точно и в срок. Для этого требуется постоянный контроль с организацией системы отслеживания действий управляемого звена.

В структуре с оперативным штабом контроль ведется сотрудниками высшего уровня, но если данный чин командования отсутствует, то контролирующая функция перекладывается на руководителя тушением пожара.

Помимо этого, руководитель всего мероприятия также должен проверять качество действий оперативного штаба (опять же, при его наличии) и других нижестоящих органов, которые относятся к начальству.

Что касается предмета проверки, то в первую очередь управление силами и средствами на пожаре предусматривает контроль своевременности получения и правильности исполнения боевых задач. Вместе с этим проверяется соответствие отправляемых решений тактическому замыслу, готовность подразделений к выполнению задач, качество технико-материального обеспечения и т. д.

Успешность проведения мероприятия, направленных на тушение пожара, зависит от многих факторов. Немалое значение, к примеру, имеет технический инструментарий, огнетушащие материалы и подготовка личного состава.

Но если процесс управления изначально организован неправильно, то при самых благоприятных условиях едва ли можно будет рассчитывать на успех. Начинается организация с определения полномочий участников тушения.

Управление силами и средствами на пожаре исходит от руководителя, который берет на себя всю ответственность за реализуемые действия. Далее следует уровень оперативного штаба, который отвечает за непосредственное взаимодействие с подразделениями, работающими на месте пожара.

В каждом случае в рамках своих полномочий участники мероприятия должны руководствоваться принципами максимальной эффективности применения тактических возможностей, делая поправку на конкретную обстановку и обновляемые данные о ситуации.

Источник: http://exchangeee.ru/biznes-i-finansy/upravlenie-silami-i-sredstvami-na-pozhare-osnovy-i-principy

Управление силами и средствами на пожаре: структура, принципы управления

Управление силами и средствами на пожаре: основы и принципы

Тушением большей части возгораний занимаются самые разные подразделения, поэтому управление силами и средствами на пожаре просто необходимо. Организация взаимодействия подразделений является одной из решающих предпосылок успеха при ликвидации этого бедствия.

Состав

Управление силами и средствами на пожаре включает в себя многие составляющие.

Прежде всего это оценка сложившейся обстановки и создание штаба пожаротушения, также должностные лица наделяются определёнными компетенциями и персональной ответственностью за выполнение заданий.

Управление силами и средствами на пожаре – это планирование действий и определение необходимых ресурсов. Далее – принятие верных решений и организация работ, постановка задач, быстрое реагирование на смену обстановки и обеспечение контроля.

Управление силами и средствами на пожаре – это учёт изменений в обстановке, правильная организация работы всех подразделений для тушения пожара и регистрация нужной информации для того, чтобы все проводимые мероприятия были направлены на эффективность этой работы. Непосредственно руководит пожаротушением старшее по должности лицо, прошедшее обучение и получившее допуск в установленном порядке для руководства пожаротушением.

Принципы управления силами и средствами на пожаре – единоначалие и строгое подчинение. Когда создаётся организационная структура органов, управляющих силами и средствами пожаротушения, принцип единоначалия является основополагающим.

Центральная фигура управления – руководитель пожаротушения (РТП) – берёт на себя управление силами и средствами на пожаре, полномочия участников тушения определяются ним же.

Проведение аварийно-спасательных работ также входит в его компетенцию.

Принципы управления силами и средствами на пожаре сложились на опыте тушения, а в условиях сегодняшнего дня следование им приобретает особое значение.

Развитие тактико-технических действий в исключительно высоких темпах придаёт работе предельную напряжённость, резкие изменения обстановки требуют следования единой стратегии.

Поэтому только РТП имеет возможность централизованно управлять всеми действиями и способен направить действия подчинённых на устранение пожара и проведение аварийно-спасательной работы.

РТП

Руководитель тушения пожара даёт указания, обязательные для исполнения. Никто не имеет права вмешиваться в его действия или отменять его распоряжения.

Это касается всех должностных лиц и граждан на том участке местности, где осуществляется работа по пожаротушению и проведению спасательных работ.

Определение управления силами и средствами на пожаре тоже является прерогативой руководителя (РТП). Им может являться:

1. Если работает один караул – его начальник или старший этого подразделения, прибывшего на пожаротушение во главе данного караула.

2. Если на пожаре взаимодействуют несколько караулов – самое старшее по должности лицо территориального гарнизона местной пожарной охраны, которое определяется соответственно приложению к расписанию выезда и законодательству РФ.

3. Определение управления силами и средствами на пожаре – отдача первого приказа со стороны старшего оперативного должностного лица. Это считается точкой принятия им руководства пожаротушением на себя.

Если старшему должностному лицу, которое является руководителем пожаротушения, приходит информация о возникновении другого пожара – более высокого ранга (номера), он назначает руководителем другое должностное оперативное лицо из тех, которые находятся рядом и покидает это место пожара, что обязательно сообщается диспетчеру в ГПО, где делается соответствующая запись в документах. Также могут быть и другие причины, по которым организация управления силами и средствами на пожаре передаётся другому лицу.

Обязанности руководителя

РТП управляет всеми средствами и силами и при этом несёт полнейшую ответственность за результат. Его практическая работа опирается на органы управления, в первую очередь – на оперативный штаб, начальников всех участков пожаротушения, которые помогают ему в тактико-технических действиях в ходе управления подразделением на вверенном участке.

Также со стороны руководителя пожаротушением управление силами и средствами на пожаре предусматривает принятие решений и постановку задач, организацию взаимодействия и обеспечения слаженных тактических и технических действий для эффективного пожаротушения.

Все эти действия руководитель производит непосредственно с подразделениями или с помощью оперативного штаба.

Руководителем пожаротушения устанавливаются границы территории, где проходят действия – тушение и спасательные работы, также руководителем определяются особенности и порядок указанных действий.

Он же осуществляет разведку и определяет ранг (номер) пожара, затем привлекает необходимые средства и силы подразделений в достаточном количестве.

Руководитель принимает решения, ограничивающие права граждан на территории пожаротушения, чтобы не мешали спасать людей и имущество. Именно РТП определяется главное направление после получения данных разведки пожара.

Вся система управления силами и средствами на пожаре находится в ведении руководителя. Он производит расстановку подразделений с учётом главного направления пожаротушения, затем обеспечивает бесперебойную подачу веществ для устранения огня.

Решения руководителя

Руководитель решает, как использовать на пожаре газодымозащитную службу, определяет её состав, порядок работы её звеньев, других служб ГПЗС, не находящихся в штате. В ведении руководителя находится вся связь на пожаротушении. Он докладывает диспетчеру о принятых решениях, изменениях в оперативной обстановке, а также другую необходимую информацию.

Кроме того, всё это он обязан докладывать и старшему по должности в гарнизоне. Но самые главные его решения касаются выполнения правил охраны труда в подразделениях, участвующих в пожаротушении и спасательных работах, всеми привлечёнными к этому силами, и руководитель обязан всю информацию об угрозе здоровью и жизни личного состава довести до каждого.

Руководитель должен взаимодействовать со всеми службами жизнеобеспечения, которые привлечены к пожаротушению и спасательным работам. Он же принимает меры по сохранению обстановки на объекте для установления причин возникновения пожара – это вещественные доказательства (имущество), следы.

Также руководителем организовывается охрана места пожаротушения и спасательных работ до момента их окончания. Далее руководителем составляется акт. Органы управления силами и средствами на пожаре передаются оперативному штабу. Если последний не создаётся, РТП выполняет его обязанности.

Он должен предусмотреть резервы средств и сил при тушении затяжного пожара, чтобы обеспечить успешную работу при возникновении другого возгорания.

Руководитель тушения пожара имеет право на указания, обязательные для исполнения: любым должностным лицам ГПО, руководителям органов власти и предприятий, а также всем гражданам, которые находятся на территории пожаротушения и спасательных работ.

Кроме того, он имеет право назначать и освобождать от обязанностей любых оперативных должностных лиц.

Руководитель имеет право на получение информации, необходимой для организации пожаротушения и спасательных работ, которую имеют администрации объектов или организаций и службы жизнеобеспечения.

Руководитель имеет право создать оперативный штаб, разбив территорию тушения пожара на участки или сектора (СТП или УТП), а также привлекать дополнительные средства и силы на пожаротушение и спасательные работы, и, конечно, изменять их расстановку.

Судя по накопленному опыту, практика показала, что даже самый тактически грамотный и подготовленный руководитель в одиночку не в состоянии руководить пожаротушением на сложных и крупных объектах.

Если РТП пытается решить все малые и большие вопросы самостоятельно, он теряет время и распыляет силы, потому и результат далеко не всегда бывает положительным.

Создание оперативного штаба

Сейчас объём работ намного увеличился, а потому основы управления силами и средствами на пожаре – целиком и полностью в использовании при пожаротушении всех подчинённых органов.

Только если усилия совместны, можно в сжатые сроки оценить обстановку всесторонне и найти самые действенные способы использовать имеющиеся средства и силы, чтобы обеспечить быстрое тушение пожара. Основа управления – оперативный штаб, то есть временный нештатный орган.

Он создаётся обязательно, если ранг (номер) пожара повышенный, если на месте организуются три и более участка тушения, если появляется необходимость детально согласовывать с администрацией объекта (организации) всех действий по пожаротушению и спасательным работам.

Руководителем штаба является заместитель РТП, осуществляющий управление силами и средствами.

И тушение пожаров будет протекать более слаженно, если в оперативном штабе будут работать начальник – заместитель РТП, а также помощник начальника штаба, начальники тыла, ГДЗС (газодымозащитной службы), которые будут отвечать за охрану труда, лица из администрации объекта (организации), где происходит пожар, а также другие люди по выбору РТП.

Задачи оперативного штаба

В задачи штаба входит реализация решений РТП.

Кроме этого штаб занимается сбором, обработкой и анализом данных по обстановке, передачей информации РТП и диспетчеру, определением потребности в средствах и силах подразделений, подготовкой предложений для РТП, обеспечением контроля выполнения задач, подготовкой действий пожаротушения и спасательных работ, составлением планов-схем с точной расстановкой сил и средств на всех этапах пожаротушения.

Также именно штаб руководит созданием резерва, обеспечением деятельности газодымозащитной службы и связи, поддержанием готовности подразделений, которые участвуют в пожаротушении и спасательных работах, взаимодействием со службами жизнеобеспечения организаций и населённых пунктов.

Располагается оперативный штаб в месте, которое определит РТП, после чего люди в штабе обеспечиваются всем необходимым оборудованием. Должны быть опознавательные знаки для быстрого местонахождения штаба. Днём это красный флаг и надпись “ШТАБ”, а ночью его положение указывается фонарём красного цвета.

Это нужно для постоянного взаимодействия со всеми подразделениями, чтобы было удобно осуществлять управление силами и средствами на пожаре.

Структура оперативного штаба

Начальник оперативного штаба (НШ) находится в непосредственном подчинении РТП, а в его подчинении – все остальные должностные лица.

Он назначает заместителя и помощников, распределяет обязанности между ними для более эффективного решения задач пожаротушения.

Также НШ вовремя доводит до РТП данные разведки, доклады участников спасательных работ и тушения пожара, а также диспетчера, все предложения по организации, потребности в веществах для пожаротушения и информацию о создании резервов сил и средств.

У начальника штаба очень много обязанностей: организация связи РТП и участников пожаротушения, регистрация и контроль исполнения указаний РТП, заполнение регламентных документов штаба, расстановка средств и сил подразделений, взаимодействие с учреждениями судебной экспертизы. Если начальник штаба успешно справляется со своими обязанностями, работа проводится чётко и организованно, в высоком темпе, за минимальное время выполняется поставленная задача.

Начальник тыла

Начальник тыла занимается силами и средствами, не выведенными на позиции, резервами огнетушащих средств, оборудования и пожарного инструмента.

В его ведении организация работы тыла: разведка водоисточников, выбор насосов и рукавов, встреча и расстановка на водоисточниках пожарной техники.

Начальник тыла должен сосредоточить резервы средств и сил, необходимые для пожаротушения и спасательных работ во все периоды до их окончания.

Он организовывает доставку всего необходимого, в том числе защитной одежды и средств защиты, горюче-смазочных материалов для пожарной и аварийно-спасательной техники. Если техника выходит из строя, начальник тыла принимает меры для восстановления её работоспособности, в том числе оборудования и пожарного инструмента. Кроме того, начальник тыла ведёт соответствующую документацию.

Утп и стп

Участками тушения пожара занимаются подразделения, определённые решениями РТП и НШ. Создаются такие участки либо по месту ведения пожаротушения и спасательных работ, либо по видам действий.

Если пожар распространяется на три и более участка, то РТП чаще всего решает организовать тушение по секторам, объединяющим несколько участков. У каждого участка (УТП) и сектора (СТП) должен быть свой руководитель тушения пожара.

Все они подчиняются непосредственно руководителю пожаротушения и начальнику штаба.

Оперативный штаб учитывает складывающуюся обстановку и поддерживает постоянную связь с каждым Утп и стп, принимая и оценивая информацию с мест и отдавая распоряжения.

Они могут касаться всех сил и средств, участвующих в пожаротушении: это пути подъезда на объект, места установки автомобилей, прокладка магистральных рукавов и тому подобное.

Штаб всегда ведёт учёт прибывших сил и средств, им фиксируется время прибытия, тип автомобиля, количество расчёта, участок на пожаре, где данному подразделению нужно выполнять поставленные задачи.

Источник: http://fb.ru/article/320636/upravlenie-silami-i-sredstvami-na-pojare-struktura-printsipyi-upravleniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.