+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Транспортно-заготовительные расходы: порядок учета и хранения

Содержание

Транспортно-заготовительные расходы

Транспортно-заготовительные расходы: порядок учета и хранения

Любая организация, занимающаяся покупкой готовой продукции для перепродажи или материалов для изготовления товаров, сталкивается с понятием «транспортно-заготовительные расходы» и необходимостью их учета. Ответственные лица должны быть знакомы не только со спецификой таких затрат, но и всеми возможными вариантами их расчета и последующего распределения.

Что такое ТЗР?

Организация, закупая товар, сталкивается с необходимостью оплаты транспортных расходов. Но не все предприятия знают, что под этим понимается. Расшифровка ТЗР достаточно проста: это транспортно-заготовительные расходы.

В них может входить множество разновидностей затрат. В общем виде к их числу могут относиться любые издержки, которые несет предприятие для собственного снабжения МПЗ.

Все они включаются в фактическую себестоимость готовой продукции, но могут относиться к прямым или косвенным издержкам.

Точное понятие транспортно-заготовительных расходов дано в Методических указаниях (пункт 70), которые были утверждены Минфином в приказе № 119н от 28 декабря 2001 года. Согласно документу, под ТЗР понимаются затраты предприятия, которые напрямую связаны с заготовкой и доставкой материалов на производство.

Перечень ТЗР

Полного перечня ТЗР не существует. Во многом это связано с тем, что характеристика транспортно-заготовительных расходов на разных предприятиях своя, обусловленная спецификой работы организации. В общем же виде в число ТЗР включаются расходы, связанные с:

  • погрузкой и разгрузкой материалов;
  • транспортировкой, не включенной в стоимость товаров;
  • содержанием складских помещений, предназначенных для хранения материалов до момента их использования в производстве;
  • содержанием складских и заготовительных пунктов в местах самих заготовок (за минусом заработной платы и соц. пакета);
  • оплатой работы организаций, оказывающих посреднические, снабженческие или внешнеэкономические услуги (речь идет о наценках и надбавках);
  • пересечением таможенных границ;
  • издержками за хранение материалов в портах, пристанях или ж/д-станциях;
  • командировками, направленными на покупку или заготовку материалов;
  • появлением недостачи или порчи материалов в ходе их транспортировки или хранения (но не больше, чем предусмотренный размер естественной убыли).

Общая сумма ТЗР может включать и другие суммы. Главное, чтобы разновидности затрат подпадали под определение транспортно-заготовительных расходов.

Порядок учета

Законодательно установлены и способы учета ТЗР. Все 3 возможных варианта перечислены в Методических указаниях. Речь идет о следующих способах:

  1. отнесение на счет 16 (там отображаются отклонения в стоимости МПЗ);
  2. отнесение ТЗР на счет 10 «Материалы» (но дополнительно здесь создается отдельный субсчет для таких расходов);
  3. включение ТЗР в фактическую себестоимость приобретенных материалов, которые учитываются по счету 10.

Последний вариант обычно используется компаниями, где количество используемых материалов невелико или если некоторые виды материалов несут существенное значение. Чаще же всего помогает учесть ТЗР счет 10, точнее отдельный субсчет.

Вне зависимости от того, какой вариант выбрала компания, необходимо, чтобы в учетной политике была прописана возможность его использования.

Для упрощенцев предусмотрен еще один вариант списания ТЗР. Согласно пункту 13.1 ПБУ 5/01 сделать это можно непосредственно в момент возникновениях этих затрат.

Формулы для налогового учета ТЗР

Говоря о ТЗР, необходимо помнить, что их налоговый учет имеет некоторые нюансы. Причем формула транспортно-заготовительных расчетов будет зависеть от того, является ли организация торговой или осуществляет производство товаров. Но в обоих случаях бухгалтер должен максимально точно определить размер ТЗР для конкретного периода.

Торговые предприятия руководствуются статьей 320 НК РФ. Схема расчета при этом такова:

  1. Рассчитывает процент ТЗР. Формула его определения выглядит следующим образом:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) * 100%, где:

  • К – средний процент ТЗР на оставшиеся товары по окончанию месяца;
  • ТР0 – это те ТЗР, которые приходятся на остаток нереализованных изделий на начало периода;
  • ТР1 – ТЗР, понесенные в рассматриваемом месяце;
  • Т1 – цена приобретения продукции, реализованной в этом периоде;
  • Т2 – стоимость приобретения изделий, которые остались нереализованными.
  1. Вычисляют сумму ТЗР по нереализованным товаров (ТРост), путем умножения полученного коэффициента на остаток товаров на конец месяца.
  2. Далее определяется сумма расходов, пригодная для списания. При этом используется следующая формула ТЗР: ТР0 + ТР1 — ТРост.

Если же речь идет о производстве, то там уже учитываются не товары, а материалы, используемые предприятием.

Источник: https://okbuh.ru/transportnye-rashody/transportno-zagotovitelnye-rashody

Транспортно-заготовительные расходы – понятие и состав

Транспортно-заготовительные расходы: порядок учета и хранения

Транспортно-заготовительные расходы имеет практически любая фирма, приобретающая товары и материалы, которые формируют материально-производственные запасы. В чем специфика соответствующих расходов и как осуществляется их учет?

Транспортно-заготовительные расходы (или ТЗР) — что это такое?

Тзр в бухучете

Учет ТЗР на отдельных счетах: нюансы

Налоговый учет ТЗР: нюансы

Итоги

Транспортно-заготовительные расходы (или ТЗР) — что это такое?

Под транспортно-заготовительными принято понимать расходы, связанные с процедурой приобретения фирмой материально-производственных запасов (или МПЗ) и представленные, в частности:

  • оплатой услуг по доставке материалов;
  • затратами на содержание складов, на которых хранятся МПЗ;
  • затратами на хранение МПЗ в сторонних организациях;
  • оплатой услуг по страхованию;
  • уплатой таможенных пошлин;
  • компенсацией услуг посредников;
  • процентами по кредитам на покупку МПЗ;
  • командировочными расходами сотрудников, участвующих в приобретении МПЗ;
  • недостачей, нормативными потерями МПЗ по пути от поставщика.

Данный перечень ТЗР — не исчерпывающий. Транспортно-заготовительные расходы могут быть представлены любыми издержками, что связаны со снабжением фирмы МПЗ.

Тзр в бухучете

ТЗР в бухгалтерском учете можно учитывать несколькими способами.

1. ТЗР можно прямо включить в стоимость МПЗ. Соответствующие операции в бухучете оформляются проводкой Дт 10 Кт 60. Данный вариант оптимален, если в течение соответствующего периода нет значительных отклонений в величине ТЗР по партиям однотипных запасов.

Отметим, что, если средняя сумма ТЗР в общей стоимости поставок не превышает 10%, то ее можно не учитывать отдельно — включив вместо этого в себестоимость партии МПЗ. В случае если возможно вычисление среднего процента ТЗР, списание соответствующих расходов может также осуществляться посредством увеличения себестоимости оприходованных МПЗ на расчетный процент ТЗР.

2. Возможна фиксация операций с ТЗР на отдельных субсчетах счетов учета МПЗ и списание в расходы пропорционально оборотам использованных (реализованных) МПЗ.

Выбранный вариант учета ТЗР нужно зафиксировать в учетной политике.

Учет ТЗР на отдельных счетах: нюансы

Итак, учет транспортно-заготовительных расходов по второй схеме предполагает:

  • оприходование МПЗ по фактическим затратам;
  • оприходование МПЗ по плановым или учетным затратам.

В первом случае применяется проводка Дт 10 / ТЗР Кт 60, соответствующая стоимости ТЗР по закупке.

Во втором — покупка с ТЗР отражается на счете 15, после — списывается на счет 10 по плановой цене в целях дальнейшего списания на счет 20 и расчета плановой себестоимости.

В результате на счете 15 можно проследить отклонения показателей фактических затрат от плановых. Их необходимо отнести на счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Проводки по рассматриваемой схеме учета ТЗР будут такими:

1. Корреспонденция для оприходования МПЗ по фактическим затратам: Дт 10 Кт 60.

2. Корреспонденции для оприходования МПЗ по плановым или учетным затратам:

  • Дт 10 Кт 15;
  • Дт 16 Кт 15;
  • Дт 20 Кт 16.

Есть еще одна возможная схема учета ТЗР, предполагающая раздельный учет:

  • ТЗР в виде стоимости доставки товаров;
  • прочих ТЗР, имеющих отношение к товарам.

Таким образом, данная схема учета применима только для операции с товарами.

Прочие ТЗР учитываются посредством вариантов 1-й или 2-й схем, рассмотренных нами выше.

Налоговый учет ТЗР: нюансы

Полезно будет рассмотреть некоторые нюансы налогового учета ТЗР. Существуют 2 наиболее распространенные его схемы — учет ТЗР в торговой организации и аналогичная процедура на производственном предприятии.

Одна из ключевых задач бухгалтера фирмы в обоих случаях — исчислить корректную сумму ТЗР в целях списания в расходы в отчетном периоде. Рассмотрим то, каким образом она решается.

Каким образом определить сумму «торговых» ТЗР? В соответствии с положениями ст. 320 НК РФ для этого должна использоваться следующая схема:

1. Вычисляется средний процент (ПРОЦ) ТЗР по формуле:

(ТЗР (НМ) + ТЗР (ТМ)) / (СЕБ (ТМ) + ОСТ (КМ)) × 100%,

где:

ТЗР (НМ) — расходы по остаткам нереализованных товаров по состоянию на начало месяца;

ТЗР (ТМ) — общая сумма расходов в текущем месяце;

СЕБ (ТМ) — себестоимость товаров, проданных в текущем месяце;

ОСТ (КМ) — остаток нереализованных товаров на складе по состоянию на конец месяца.

2. Вычисляется сумма ТЗР по остаткам нереализованных товаров (ТЗР (ОСТ)) по формуле:

ОСТ (КМ) × ПРОЦ.

3. Определяется сумма ТЗР, которые можно списывать в расходы в отчетном периоде по формуле:

ТЗР (НМ) + ТЗР (ТМ) – ТЗР (ОСТ).

Если фирма занимается производством, то для расчета ТЗР по материалам (как основному МПЗ) должна использоваться другая формула (она основана на положениях п. 87 приказа Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н):

(ТЗР (НМ) + ТЗР (ОТЧ)) / (ОСТ (НМ) + СТ (ОТЧ)) × 100% / СТ (РАСХ),

где ТЗР (НМ) — остаток ТЗР по состоянию на начало месяца;

ТЗР (ОТЧ) — сумма ТЗР по материалам, что поступили на фабрику за месяц;

ОСТ (НМ) — стоимость остатков материалов на начало месяца;

СТ (ОТЧ) — стоимость материалов, прибывших на фабрику за месяц;

СТ (РАСХ) — стоимость материалов, что были израсходованы в производстве за месяц.

Отметим, что если ТЗР относятся к материалам, что отпущены в производство, на нужды управления либо иные цели, их списание должно осуществляться ежемесячно (п. 86 приказа № 119н).

Рассмотренные налоговые схемы могут применяться и в бухгалтерском учете, в том числе для минимизации разниц между налоговыми и бухгалтерскими расчетами.

Итоги

Транспортно-заготовительные расходы — издержки, которые в большинстве случаев сопровождают приобретение фирмой различных материалов и товаров, составляющих МПЗ.

Учет ТЗР в фирме может быть как бухгалтерским, так и налоговым.

Осуществляться он может по разным схемам — в зависимости от специфики конкретных ТЗР, а также особенностей бизнес-модели фирмы — в частности, с точки зрения того, является она преимущественно производственной или торговой организацией.

Узнать больше о специфике учета материально-производственных запасов вы можете в статьях:

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/transportnozagotovitelnye_rashody_ponyatie_i_sostav/

Учет транспортно-заготовительных расходов

Транспортно-заготовительные расходы: порядок учета и хранения
12 сентября 2014      Учет товаров

Получение товаров, материалов, основных средств, получение услуг, работ сопровождается определенными затратами, к которым относятся расходы на доставку и различные заготовительные работы, называются эти расходы транспортно-заготовительными (ТЗР). Их учет в бухгалтерии может вестись двумя способами, о которым мы и поговорим в этой статье.

Представим ситуацию: поставщик поставляет товары. Расходы на доставку товара он может взять на себя, а может и переложить их на покупателя. В последнем случае покупателю нужно как-то учесть их в своей бухгалтерии.

Если транспортно-заготовительные расходы оплачивает покупатель, то поставщик, как правило, выделяет их отдельной строкой в товарно-транспортной накладной.

Также транспортно-заготовительные услуги может оказать стороння организации, например, доставку товара осуществит транспортная компания, которая предоставит покупателю документы с указанием суммы за доставку.

Покупатель, получив товар и документы с указанием стоимости доставки, должен выполнить в своей бухгалтерии определенные проводки.

Учет ТЗР может быть произведен двумя способами:

  • включены в стоимость товара;
  • включены в расходы на продажу.

В первом случае расходы на доставку учитываются на счете 41 и включаются в покупную стоимость товара, во втором случае – учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».

Транспортные расходы включаются в стоимость товара

Данный способ учета ТЗР не самый удобный и не самый распространенный, но, тем не менее, может применяться.

При поступлении товары принимаются к учету в дебет счета 41, об этом мы говорили в этой статье. При этом НДС из стоимости приобретенных товаров выделяется отдельно.

Транспортно-заготовительные расходы по этим товарам также принимаются в дебет счета 41; если их стоимость включает НДС, то налог также выделяется на отдельный субсчет для возмещения из бюджета.

Проводки по учету товаров и ТЗР в данном случае имеют вид:

ДебетКредитНаименование операции
4160Отражена стоимость товара, согласно документам поставщика
1960Выделен НДС из стоимости товара
4160Отражена стоимость ТЗР
1960Выделен НДС из стоимости ТЗР
68.НДС19НДС направлен к вычету

Учет различных видов товара может вестись на разных субсчетах счета 41. Если от одного поставщика пришли несколько партий различных товаров, а сумма ТЗР общая по всей поставке, то принимая товары к учету, нужно определять транспортные расходы по каждой партии. Для того чтобы понять, как это делать, рассмотрим пример:

Пример:

От поставщика получены товары: 10 диванов на сумму 300 000 и 5 шкафов на сумму 200 000, общей стоимостью 500 000. Расходы на доставку составили 20 000. Товары принимаются к учету с учетом ТЗР.

Считаем транспортные расходы по каждой партии товаров:

Расходы на доставку диванов = 20 000 * 300 000 / 500 000 = 12 000.

Расходы на доставку шкафов = 20 000 * 200 000 / 500 000 = 8 000.

Стоимость диванов с учетом расходов на их доставку составила 312000, цена за 1 диван 31200.

Стоимость шкафов с учетом расходов на их доставку составила 208000, цена за 1 шкаф 20800.

Транспортно-заготовительные расходы отражаются в расходах на продажу

Торговые организации, основным видом деятельности которых является продажа товара, имеют специальный счет 44 «Расходы на продажу», по дебету которого собираются все затраты организации, после чего они включаются в себестоимость реализуемого товара.

Если организация желает учитывать ТЗР отдельно, то на сумму этих расходов она выполняет проводку Д44 К60 (76).

На счете 44, как правило, открывается несколько субсчетов в соответствии с расходами организации. Для учета транспортных расходов открывается субсчет «ТЗР».

В течение месяца транспортные расходы собираются по дебету счета 44/ТЗР, после чего в конце месяца они включаются в себестоимость проданного за месяц товара путем списания с помощью проводки Д90/2 К44/ТЗР.

Сумма транспортных расходов, которая должна быть списана в конце месяца, должна быть пропорционально проданным товарам.

Данная сумма может быть рассчитана по следующей формуле:

 ТЗР = дебетовое сальдо сч.44/ТЗР * кредитовое сальдо сч.41 / дебетовое сальдо сч.41.

Сальдо считается путем прибавление к начальному (входящему) сальдо оборотов за месяц.

Разберем на примере:

Пример:

Организация получила товар на сумму 500 000. ТЗР составили 20 000. На момент принятия товара к учету на складе находились товары на сумму 200 000. ТЗР на счете 44 на начало месяца были равны 12 000. За месяц было отгружено товара на 400 000. Какую сумму ТЗР нужно списать с 44-го счета?

ТЗР = (12 000 + 20 000) * 400 000 / (200 000 + 500 000) = 18 286.

Именно эта сумма будет списана в конце месяца с помощью проводки Д90/2 К44/ТЗР.

Организация может применять любой удобный для себя способ учета транспортных расходов. Выбранный способ нужно указать в приказе по учетной политике.

Источник: http://buhs0.ru/uchet-transportno-zagotovitelnyx-rasxodov/

Учет и списание транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)

Транспортно-заготовительные расходы: порядок учета и хранения
В бухучете к транспортно-заготовительным расходам (ТЗР) относятся затраты, связанные с заготовкой и доставкой материалов в организацию (п. 70 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

ТЗР, в частности, включают в себя:

  • расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами;
  • расходы на транспортировку;
  • командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов;
  • плату за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
  • складские расходы (если склады используются как для заготовки материалов, так и для хранения товаров (готовой продукции), такие расходы можно отнести на текущие затраты);
  • расходы на содержание заготовительных пунктов, складов, организованных в местах заготовки материалов;
  • плату за кредиты и займы, привлеченные для закупки материалов (начисленная до принятия материалов к учету);
  • недостачу и порчу в пределах норм естественной убыли;
  • наценки, надбавки, комиссионные вознаграждения посредникам.

Примерная номенклатура (перечень) ТЗР приведена в приложении 2 к Методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Способы учета ТЗР

В бухучете транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) учитывайте одним из следующих способов:

  • непосредственно в фактической себестоимости каждой единицы материалов;
  • обособленно на счете 15 »Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 »Отклонение в стоимости материальных ценностей»);
  • обособленно на отдельном субсчете, открытом к счету 10 »Материалы», например на субсчете »Транспортно-заготовительные расходы».

Выбранный способ учета ТЗР закрепите в учетной политике. Такой порядок установлен пунктом 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Если организация включает ТЗР в фактическую себестоимость материалов, то обособленный учет этих расходов не ведите. При поступлении материалов сделайте проводки:

Дебет 10 Кредит 60 (20, 21, 75…)
– отражено поступление материалов;

Дебет 10 Кредит 60 (76, 23, 26…)
– отнесены ТЗР на себестоимость материалов.

Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 10, то при поступлении материалов сделайте следующие проводки:

Дебет 10 субсчет »Сырье и материалы» Кредит 60 (20, 21, 75…)
– отражено поступление материалов по учетной стоимости;

Дебет 10 субсчет »Транспортно-заготовительные расходы» Кредит 60 (76, 23, 26…)
– учтены ТЗР.

Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 15, то при поступлении материалов нужно сделать проводки:

Дебет 15 Кредит 60 (76)
– отражено поступление материалов в оценке, предусмотренной договором (другими документами);

Дебет 15 Кредит 60 (76)
– учтены в фактической себестоимости материалов ТЗР;

Дебет 10 Кредит 15
– оприходованы материалы по учетной цене.

Отклонения фактической стоимости от учетной цены списывайте в момент оприходования материалов проводками:

Дебет 16 Кредит 15
– отражено отклонение фактической стоимости поступивших материалов от их учетной цены;

Дебет 15 Кредит 16
– отражено превышение учетной цены над фактической стоимостью приобретенных материалов.

Если ТЗР отражаются обособленно, то их аналитический учет следует вести в разрезе отдельных видов и групп материалов.

Это означает, что общую сумму ТЗР, связанных с заготовлением и доставкой разнородных материалов, нужно распределять между ними. Из этого правила есть исключение.

Если соотношение ТЗР и стоимости заготовленных (доставленных) материалов незначительно, то их можно не распределять и учитывать в общей сумме:

  • либо на счете 10 субсчет »Транспортно-заготовительные расходы»;
  • либо на счете 15 »Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 »Отклонение в стоимости материальных ценностей»).

Такой порядок предусмотрен пунктом 84 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Если организация ведет обособленный учет ТЗР, материалы отражаются в бухучете по учетным ценам. В качестве учетных цен организация может применять:

  • планово-расчетную цену, утвержденную организацией;
  • договорную цену;
  • фактическую себестоимость материалов за прошлый отчетный период (месяц, квартал, год);
  • среднюю цену группы (если плановая цена установлена не на конкретный номенклатурный номер, а на их группу).

Если учетная цена отклоняется от фактической себестоимости более чем на 10 процентов, ее нужно пересмотреть. Если ТЗР учитываются обособленно, то списывать их нужно на те же счета, на которые списываются материалы. Оформите это в конце месяца проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26…) Кредит 16 (10 субсчет »Транспортно-заготовительные расходы»)
– списаны ТЗР по израсходованным материалам.

Методы распределения ТЗР

Чтобы снизить трудоемкость распределения транспортно-заготовительных расходов, бухгалтер может воспользоваться одним из следующих упрощенных методов:

  • сумма ТЗР по всем материалам, принятым к учету в отчетном периоде, полностью распределяется между материалами, списанными на счета 20, 23 и 91-2. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 10 процентов от стоимости всех списанных материалов;
  • средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов, округляется до целых единиц;
  • сумма ТЗР распределяется с учетом их процента, сложившегося на начало отчетного периода. Средний процент за отчетный период в этом случае не рассчитывается. Если сумма ТЗР, определенная таким способом, будет завышена или занижена, то в следующем отчетном периоде ее следует скорректировать;
  • сумма ТЗР распределяется по нормативу, закрепленному в плановых калькуляциях. Если фактические затраты отличаются от нормативных, то разница учитывается в следующем отчетном периоде;
  • сумма ТЗР полностью списывается на увеличение стоимости материалов, израсходованных в отчетном периоде. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 5 процентов от учетной стоимости материалов.

Списание ТЗР

Перед тем как определить сумму ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца), нужно рассчитать средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов. Для этого используйте формулу:

Остаток ТЗР на начало отчетного периода + Сумма ТЗР по материалам, поступившим в отчетном периоде:Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода (в учетных ценах) + Стоимость материалов, поступивших за отчетный период (в учетных ценах)х100%

Рассчитав средний процент, определите сумму ТЗР, которая списывается на себестоимость отчетного периода. Для этого используйте формулу:

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов:Учетная стоимость израсходованных материалов

Пример

ОАО »Производственная фирма “Мастер”» занимается изготовлением металлических изделий. Учет поступающих материалов организация ведет с использованием счетов 15 и 16.

На 1 февраля в учете организации числилось: – на счете 10 – металл в количестве 10 т по учетной цене 2800 руб./т на общую сумму 28 000 руб.;

– на счете 16 – остаток ТЗР, относящихся к этому виду материалов, – 3000 руб.

В течение месяца »Мастером» было приобретено 50 т металла на сумму 168 150 руб. (в т. ч. НДС – 25 650 руб.). Сумма ТЗР по этим материалам составила 17 700 руб. (в т. ч. НДС – 2700 руб.).

В феврале в производство было передано 35 т металла.

Бухгалтер »Мастера» сделал в учете проводки:

Дебет 15 Кредит 60
– 142 500 руб. (168 150 руб. – 25 650 руб.) – отражено поступление металла;

Дебет 19 Кредит 60
– 25 650 руб. – учтен НДС по приобретенному металлу;

Дебет 68 субсчет »Расчеты по НДС» Кредит 19
– 25 650 руб. – принят к вычету НДС по приобретенным материалам (при наличии счета-фактуры поставщика);

Дебет 10 Кредит 15
– 140 000 руб. (50 т × 2800 руб.) – оприходован металл по учетным ценам;

Дебет 15 Кредит 60
– 15 000 руб. (17 700 руб. – 2700 руб.) – отражены ТЗР;

Дебет 19 Кредит 60
– 2700 руб. – учтен НДС c ТЗР;

Дебет 68 субсчет »Расчеты по НДС» Кредит 19
– 2700 руб. – принят к вычету НДС по ТЗР;

Дебет 16 Кредит 15
– 17 500 руб. (142 500 руб. + 15 000 руб. – 140 000 руб.) – списана разница между учетной ценой и фактической себестоимостью поступившего металла;

Дебет 20 Кредит 10
– 98 000 руб. (35 т × 2800 руб.) – списана учетная стоимость металла, переданного в производство.

Сумму ТЗР, которая списывается на себестоимость в феврале, бухгалтер »Мастера» рассчитал так.

Стоимость металла в феврале с учетом остатка на начало месяца (в учетных ценах) составила:
2800 руб. × 10 т + 2800 руб. × 50 т = 168 000 руб.

Сумма ТЗР в феврале с учетом остатка на начало месяца равна:
3000 руб. + 17 500 руб. = 20 500 руб.

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов, составил:
20 500 руб. : 168 000 руб. × 100% = 12,2%.

Сумма ТЗР, которая списывается на себестоимость в феврале, равна:
98 000 руб. × 12,2% = 11 956 руб.

Дебет 20 Кредит 16
– 11 956 руб. – списаны ТЗР за апрель.

Как распределить в бухучете ТЗР по нескольким видам материалов, доставленных одним транспортным средством? Порядок распределения ТЗВ в этом случае нормативными документами не регламентируется.

Поэтому оптимальный метод организация может разработать его самостоятельно и закрепить в учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008).

Например, при доставке разнородных материалов одним транспортным средством ТЗР можно распределить пропорционально количеству материалов, их весу или объему в зависимости от специфики деятельности организации (или от ассортимента полученных активов).

Если в одну поставку включено несколько разнородных групп материалов (например, одни материалы измеряются в штуках, другие – в килограммах), то сначала организация должна распределить ТЗР между этими группами. Сделать это можно, например, пропорционально количеству мест, занятых в транспортном средстве.

Есть другой вариант – привести все единицы измерения к одной, например, к килограммам. Второй вариант более универсален, но требует более сложных расчетов.

Внутри одной группы материалов ТЗР можно распределить пропорционально тем единицам измерения, в которых учитывается каждый номенклатурный номер этой группы.

Пример

В ЗАО »Альфа» одним транспортным средством были доставлены два вида материалов: листовой металл (100 листов) и уголок металлический (200 м). Транспортные расходы составили 7000 руб. без НДС.

Для распределения транспортных расходов бухгалтер »Альфы» перевел различные единицы измерения материалов в одну – килограммы. Вес одного листа металла составляет 60 кг. Вес одного метра уголка – 15 кг.

Общий вес доставленных материалов равен:
60 кг × 100 листов + 15 кг × 200 м = 9000 кг.

Транспортные расходы на доставку листового металла составили:
7000 руб. × 6000 кг : 9000 кг = 4667 руб.

Транспортные расходы на доставку уголка металлического составили:
7000 руб. × 3000 кг : 9000 кг = 2333 руб.

Редакция журнала «Главбух»

Источник: https://delovoymir.biz/uchet-i-spisanie-transportno-zagotovitelnye-rashody-tzr.html

Понятие транспортно – заготовительных расходов

ТЗР объединяют целый комплекс затрат, связанных с заготовкой, покупкой и доставкой товаров, запасов, инструментов и других материальных ценностей (МЦ). К ним относят такие расходы:

  • Транспортировка;
  • Страхование груза;
  • таможенные сборы;
  • вознаграждение посредническим или снабженческим фирмам;
  • погрузка МЦ (при наличии таких условий в договоре);
  • содержание складского аппарата компании (в т.ч. зарплата и отчисления в фонды);
  • персонала, занимающегося приемом, заготовлением, организацией хранения и отпуском МЦ;
  • сотрудников заготконтор и агентств, учрежденных по местам закупки МЦ;
  •  работников, занятых заготовкой/закупкой МЦ, их транспортировкой или сопровождением;
  • плата за хранение МЦ, например, на ж/д станциях либо в портах;
  • уплата процентов за кредит на покупку ТМЦ до момента признания в учете;
  • командировочные расходы, напрямую связанные с закупкой МЦ;
  • суммы потерь по МЦ, произошедших в пути в пределах действующих норм убыли.

Компаниям дано право установить собственный, приемлемый для них перечень подобных затрат и означить его в учетной политике. Номенклатура и характеристика транспортно – заготовительных расходов представлена в приложении № 2 к Методуказаниям по бухучету МПЗ, утвержденным пр. Минфина от 28.12.2001 № 119н.

Расчет транспортно – заготовительных расходов

Напрямую включить все ТЗР в себестоимость продукта достаточно сложно, поскольку информация об их составе и размере, аккумулированная в первичных формах, может поступать с запозданием не только на момент поступления МЦ, но и списания в производство, т. е.

к формированию себестоимости. Поэтому учитывать всю сумму ТЗР в себестоимости возможно лишь при небольших оборотах фирмы и однородных операциях.

К примеру, если компания занимается производством продукции одного наименования, стоимость ее транспортировки будет полностью включаться в конечную себестоимость.

Если же фирма несет затраты по производству нескольких номенклатурных наименований продукции или работает по нескольким видам деятельности, сумму ТРЗ рассчитывают по вариантам, смысл которых сводится к обособленному учету этих затрат на протяжении конкретного отчетного периода и распределении их на выпущенную продукцию и остатки ТМЦ в кладовых пропорционально.

Расчет ТЗР, подлежащих переносу на счета, где фиксируются затраты МЦ, производится по формуле:

%ртзр = (ТЗРн + ТЗРот) / (Мк + Рот) х 100, где

%ртзр – процент распределения ТЗР,

ТЗРн  – ТЗР на начало,

ТЗРот – ТЗР за отчетный период,

Мк – остаток МЦ на конец периода;

Рот – расход МЦ за отчетный период.

Сумма ТЗР, подлежащая списанию рассчитывается понесенных затрат на рассчитанный процент. Если ТЗР не превышает 10% от стоимости МЦ, то их сумма в полном объеме может быть списана на счета затрат.

Учет транспортно – заготовительных расходов

Фирмы – упрощенцы вправе включать ТЗР в расходы того периода, когда они были произведены. Остальные же компании должны учитывать их по одному из предлагаемых вариантов.

  1. Включать в стоимость МПЗ (для небольших фирм, производящих товары одной номенклатурной позиции).

Компания-автоперевозчик доставила фирме-заказчику товары: конфеты трех наименований.

Название продукта
Конфеты А20 00020 612
Конфенты Б36 00037 102
Конфеты В42 00043 286
98 000101 000

Стоимость перевозки – 3000 руб.

Бухгалтер производит расчет транспортных расходов по доставке груза по позициям:

  • Для товара А = 3000 х 20 000 / 98 000 = 612 руб.
  • Для товара Б = 3000 х 36 000 / 98 000 = 1102 руб.
  • Для товара В = 3000 х 42 000 / 98 000 = 1286 руб.

Проводка:

Д/т 10 (41) К/т 60 – на сумму 101 000 руб.

  1. Вести учет ТЗР отдельно и списывать на затраты, рассчитывая их сумму пропорционально стоимости МЦ, реализованных или отпущенных в производство в определенный отчетный период. Этот вариант наиболее приемлем для компаний с обширной номенклатурой МПЗ.

Учет ТЗР ведут на счете 15 «Заготовление/приобретение МЦ», иногда (в торговле) на субсчете к счету 44 «Расходы на продажу». Накопленную сумму в конце месяца распределяют на остатки МПЗ в производстве и кладовой.

МЦ учитываются по группам (сырье, материалы, товары и др.), каждая из которых объединяет соответствующую номенклатуру. Сумма ТЗР на переданные в производство МЦ рассчитывается по представленный выше формуле.

Остатки МЦ на начало марта составили 48 000 руб. Сумма ТЗР на счете15 – 7000 руб.

За март получено ТМЦ на сумму 130 000 руб.

ТЗР за март составили 20 000 руб.

Отпуск МЦ из кладовой – 123 000 руб.

Транспортно – заготовительные расходы (процент в смете)составили:

ОперацияСумма на счетах (в руб.)
1015
Д/тК/тД/тК/т
Сальдо на начало месяца:48 0007000
Поступление МЦ130 00020 000
Итого178 00027 000
Отпуск МЦ за месяц12300018 659,1
Сальдо на конец месяца:55 0008340,9
Произведенные расчеты
Кртзр = (27 000) / (123 000 + 55 000)0,1517
Сумма ТЗР к списанию (123 000 х 0,1517)18 659,1
Остаток ТЗР на конец м-ца (27 000 – 18 659,1)8340,9

Проводки по учету ТЗР:

Д/т 15 К/т 60 – 20 000 руб.

Д/т 20 (23, 25,26, 29) К/т 15 –18 659,1 руб.

ТЗР фиксируются во 2-м разделе баланса по строке 1210 «Запасы», а в Отчете о финансовых результатах – в строке 2120 «Себестоимость продаж». 

Источник: https://spmag.ru/articles/uchet-transportno-zagotovitelnyh-rashodov

Учет транспортно заготовительных расходов

Транспортно-заготовительные расходы: порядок учета и хранения

Счета, типовые корреспонденции Если транспортно-заготовительный тип издержек распределяется на материальные ценности, приходуемые в размере фактической стоимости, то учетные операции будут проводиться с участием дебета 10 и кредита 60 счета.

В ситуациях, когда материалы ставятся на учет по плановым или учетным показателям затрат, ТЗР с приобретенными ресурсами аккумулируются на 15 счете. Следующим шагом будет перенесение их стоимости на 10 счет (сумма выражается в размере плановой цены).

Завершающим этапом станет списание ТЗР на 20 счет с последующим выведением плановой себестоимости и отклонения ее от факта. ВАЖНО!Все сформированные отклонения должны быть показаны обособленно на 16 счете.

Списание транспортно-заготовительных издержек может происходить автоматически без проведения дополнительных бухгалтерских операций.

Учет транспортно-заготовительных расходов по материалам. бухгалтерские проводки

Если величина транспортно-заготовительных затрат находится в пределах 10% от общей стоимости имеющихся у предприятия материальных ценностей, сумму таких издержек рекомендуется списывать на расходные счета полностью. Бухгалтерский и налоговый учет Для бухгалтерского учета ТЗР характерна возможность реализовывать учетные операции двумя методами:

  1. Включение расходов напрямую в стоимость материалов.
  2. Раздельное отображение стоимостной оценки материальных ценностей и размера ТЗР.

В первом случае актуальна бухгалтерская проводка Д10 – К60. Этот способ подходит для сделок по поставке однотипной продукции при условии, что ценовые колебания отсутствуют или являются несущественными.
Например, в одной партии поставки были однородные активы, стоимость транспортных услуг полностью отнесена на цену материалов.

Транспортно-заготовительные расходы (тзр)

Процент отклонений, приходящийся на списанные материалы, составит: ((27 000 руб. + 62 000 руб.) : (900 000 руб. + 1 550 000)) х 100% = 3,633%. Этот показатель не превышает 5%.

Поэтому вся сумма ТЗР может быть включена в расходы текущего месяца. Списание материалов и ТЗР по ним отражают записями: Дебет 20 Кредит 10-1 — 950 000 руб.

— списана стоимость материалов, отпущенных в производство; Дебет 20 Кредит 10-12 — 89 000 руб. (27 000 руб.

3. учет транспортно-заготовительных расходов

  • Д-т 10 К-т 60 (20, 75) – поступление материалов.
  • Д-т 10 К-т 60 (76, 26) – отнесены расходы на себестоимость.

Рассмотрим, как обособленно учитываются транспортно-заготовительные расходы. Счет 10:

  • Д-т 10 К-т 60 (20) – поступление сырья.
  • Д-т 10 К-т 76 (23) – учтены ТЗР.

Счет 15:

  • Д-т 15 К-т 76 – поступление материалов по договорной стоимости.
  • Д-т 15 К-т 76 – учтены расходы на транспортировку в фактической себестоимости.
  • Д-т 10 К-т 15 – оприходование материалов.

Отклонение стоимостей также списывается в момент принятия к учету сырья:

  • Д-т 16 К-т 15 – отклонение фактической стоимости от учетной.
  • Д-т 15 К-т 16 – превышение цены над фактической стоимостью.

Если учитываются обособленно транспортно-заготовительные расходы, материалы должны быть разделены по группам.

Учет и списание транспортно-заготовительные расходы (тзр)

В качестве учетных цен организация может применять:

  • планово-расчетную цену, утвержденную организацией;
  • фактическую себестоимость материалов за прошлый отчетный период (месяц, квартал, год);
  • среднюю цену группы (если плановая цена установлена не на конкретный номенклатурный номер, а на их группу).

Если учетная цена отклоняется от фактической себестоимости более чем на 10 процентов, ее нужно пересмотреть. Такие правила установлены пунктом 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. Если ТЗР учитываются обособленно, то списывать их нужно на те же счета, на которые списываются материалы.

Оформите это в конце месяца проводкой: Дебет 20 (23, 25, 26…) Кредит 16 (10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы») – списаны ТЗР по израсходованным материалам.

Транспортно-заготовительные расходы: порядок учета и хранения

ТЗР) — что это такое? ТЗР в бухучете Учет ТЗР на отдельных счетах: нюансы Налоговый учет ТЗР: нюансы Итоги Транспортно-заготовительные расходы (или ТЗР) — что это такое? Под транспортно-заготовительными принято понимать расходы, связанные с процедурой приобретения фирмой материально-производственных запасов (или МПЗ) и представленные, в частности:

  • оплатой услуг по доставке материалов;
  • затратами на содержание складов, на которых хранятся МПЗ;
  • затратами на хранение МПЗ в сторонних организациях;
  • оплатой услуг по страхованию;
  • уплатой таможенных пошлин;
  • компенсацией услуг посредников;
  • процентами по кредитам на покупку МПЗ;
  • командировочными расходами сотрудников, участвующих в приобретении МПЗ;
  • недостачей, нормативными потерями МПЗ по пути от поставщика.

Данный перечень ТЗР — не исчерпывающий.

Как вести учет транспортно-заготовительных расходов

Внимание Если осуществляется поставка разнородных групп материалов (одни измеряются в штуках, другие – в тоннах), то нужно либо привести все единицы измерения к одному знаменателю, либо расходы распределяются между группами, например, пропорционально количеству мест в автотранспортном средстве. Следующий этап – внутри каждой группы распределить затраты прямопропорционально действующих там единиц измерения. Пример 2 В организацию одним автомобилем было доставлено сто листов листового металла и двести метровых уголков.
Транспортно-заготовительные расходы составляют 7 тыс. руб. без учета суммы налога. С целью распределения расходов бухгалтер привел все единицы измерения к килограммам. Вес одного листа — 60 кг, одного метра уголка – 15 кг.
Общий вес: 60 х 100 + 15 х 200 = 9 тыс. кг. Затраты по доставке металла составляют: 7 х 6 : 9 = 4,667 тыс. руб.

Транспортно-заготовительные расходы — понятие и состав

  • Д20 – К69 – показаны страховые взносы, начисленные на заработную плату водителя или экспедитора.

Примеры корреспонденций по операциям компаний, практикующих применение метода учета материалов по плановым расценкам:

  • Д15 – К60 – в учете обозначена величина покупной стоимости материальных ценностей;
  • Д19 – К60 – принят к учету НДС;
  • Д15 – К60 – показан размер ТЗР;
  • Д10 – К15 – при помощи этой записи осуществляется оприходование ценностей с применением учетной цены;
  • Д16 – К15 – при выявлении отклонений между плановыми расценками и фактическими их объем должен быть зафиксирован этой проводкой.

При отказе от внедрения системы плановых цен и отражении в учете показателей в размере фактической стоимости первой записью будет обозначение покупной стоимости активов через дебетование 10.1 и кредитование 60 счета.

Процент ТЗР, приходящийся на списанные материалы, составит: ((134 400 руб. + 550 000 руб.) : (1 120 000 + 6 800 000 руб.)) х 100% = 8,641% Сумма ТЗР, подлежащая списанию, равна: 5 654 000 руб. х 8,641% = 488 562 руб.

При списании материалов и ТЗР по ним в учете делают записи: Дебет 20 Кредит 10-1 — 5 654 000 руб. — списаны материалы в производство; Дебет 20 Кредит 10-12 — 488 562 руб. — списана сумма ТЗР, приходящихся на материалы, отпущенные в производство.

Согласно пункту 88 Методических указаний по учету МПЗ отклонения могут без распределения быть полностью списаны по итогам месяца, если их сумма не превышает:

  • 10 процентов от стоимости материалов (при продаже ценностей);
  • 5 процентов от стоимости материалов (при их отпуске в производство).

Пример На начало месяца в учете организации числится 3000 ед.

материалов на общую сумму 900 000 руб. (без НДС).

Источник: http://buh-nds.ru/uchet-transportno-zagotovitelnyh-rashodov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.