+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Территория опережающего развития. Закон 473-ФЗ о территориях опережающего развития

Содержание

Территория опережающего развития: создание, льготы, закон. Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации

Территория опережающего развития. Закон 473-ФЗ о территориях опережающего развития

В Российской Федерации до 2014 года, особенно в восточной ее части, действовало чуть более 20 зон особого развития разных типов. Правительство, решив увеличить объем иностранных инвестиций в национальную экономику, дало толчок к созданию нового их типа. Так появилась территория опережающего развития (ТОР).

Что это такое

ТОР – это часть выделенной территории одного из субъектов страны, которая включает в себя административно-территориальное образование закрытого типа. На этой территории Правительством РФ устанавливается специально назначенный правовой режим с целью осуществления предпринимательской и иных видов деятельности.

Он призван сформировать условия, благоприятные для привлечения инвесторов и обеспечить развитие социально-экономической сферы ускоренными темпами, что позволит создать комфортные условия для обеспечения жизнедеятельности проживающего на этой территории населения.

Называется подобная зона ТОР или ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития).

Исторический экскурс

О необходимости выделения зоны с темпами развития социальной структуры и экономики, опережающими другие регионы, заявил глава государства в ежегодном обращении к Федеральному собранию в декабре 2013 года. Начать предложил с Дальнего Востока и Сибири. Причем особым условием должно было стать создание производств на не сырьевой основе, ориентированных по большей части на экспорт.

Спустя почти год Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму пакет из трех законов: проект закона о Территории с опережающим развитием, поправки в Гражданский, Налоговый, Земельный и другие кодексы РФ.

К 30 марта 2015 года все нормативные акты были подписаны и вступили в силу. Базовыми пунктами стали:

    несовпадение границ ТОР с особыми экономическими или территориальными зонами субъектов РФ;каждая отдельно взятая территория опережающего развития имеет специально установленный перечень видов разрешенной экономической деятельности, для которых разработан индивидуальный правовой режим;регламентированная сумма минимальных капитальных вложений, определенная законодательно для будущих резидентов;свободный таможенный режим;разрешение в пределах ТОР создавать индустриальные парки.

Также законодательно предписано на каждой территории опережающего развития учредить управляющую компанию, которая будет отвечать за создание необходимой инфраструктуры и предоставление услуг резидентам. Определяет ее Правительство РФ, а 100% пакет акций должен находиться в собственности государства.

Территория опережающего социально-экономического развития может формироваться и в моногородах. Для этого создана комиссия на базе Министерства экономразвития.

Правовая база

Понятие этого типа особой зоны введено Федеральным законом № 473 от 29.12.2014. В нем определен правовой статус для территорий с опережающим развитием, налоговые льготы и преференции. Они распространяются только на резидентов ТОР.

К ним относятся предприниматели и/или коммерческие юридические лица, которые прошли государственную регистрацию и составили соглашения, в соответствии с нормами законов об осуществлении строго регламентированной деятельности на созданной территории опережающего развития.

ТОР в России создается на срок до 70 лет. Правительство РФ может продлить срок ее действия, если будет предоставлено согласие уполномоченного федерального органа.

Также закон о территории опережающего развития предполагает порядок управления данной территорией, условия и последовательность действий по прекращению существования ТОР.

А также прекращение и приобретение статуса резидента этой особой зоны.

Создание территорий опережающего развития потребовало внести изменения в Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный и Трудовой кодексы Российской Федерации.

Необходимостью также было внесение поправок в федеральные законы об исполнительных и законодательных органах власти касательно субъектов РФ.

Изменились некоторые статьи законов о приватизации, местном самоуправлении, обязательном страховании иностранцев, прибывших на работу, о таможенных отчислениях, об экологической экспертизе, о лицензировании и пр.

Определения, связанные с ТОР

Закон о территориях опережающего развития дает разъяснения некоторым из них.

Например, инфраструктура ТОР – это совокупность земельных наделов с имеющимися на них капитальными строениями и/или сооружениями, включая объекты энергетической, транспортной, инженерной, коммунальной, инновационной, социальной и других инфраструктур, находящихся в пределах особой зоны или за ее пределами, но необходимыми для ее стабильного функционирования.

Резидентом, зарегистрированным на территории с опережающим развитием, может быть ИП или коммерческая организация, с зарегистрированным статусом юридического лица. Исключение составляют муниципальные унитарные или федеральные организации, которые проводят свою деятельность на основе соглашения и включены в федеральный реестр резидентов подобных территорий.

Особенности правового режима

Статус территорий опережающего развития заключается в:

    специфике налогообложения;льготных ставках по арендной плате;предоставлении особых услуг от государства;таможенных процедурах, применяющихся как в свободной таможенной зоне;исключительном праве привлекать к деятельности квалифицированный персонал из других стран;специальном порядке проведения муниципального надзора и госконтроля;особом порядке пользования землей;использовании технических и/или санитарных регламентов по примеру стран, в которых успешно действуют подобные зоны;приоритете при подключении к объектам инфраструктуры ТОР.

Специфика административного аппарата

Согласно нормативным актам о территориях опережающего развития в Российской Федерации, управленческий аппарат в этих зонах наделен специфическими полномочиями, приравненными к органам государственной власти. В периметрах территорий формируются специальные подразделения исполнительных и прочих органов (МВД, МЧС, ФНС и др.). Специальный порядок, установленный на ТОР, значительно повышает уровень администрирования.

Налоговые привилегии

Они гарантируются только резидентам ТОР. Предметы и условия заключённых соглашений с резидентами ТОР регулируются 14 статьей 473-ФЗ «О территориях опережающего развития».

Так, например, в течение оговоренного срока резидент обязан осуществлять инвестиции (в том числе и капитальные), и проводить деятельность, предписанную соглашением в сроки и объемах, указанных при подписании соглашения о деятельности резидента.

Налог на добавленную стоимость

Для резидентов ТОР предусмотрен упрощенный (заявительный) НДС. Эта норма указана в НК РФ статье 176.1.

В ней говорится, что налогоплательщики зоны опережающей развитие социально-экономической сферы получают право на возмещение суммы уплаченного налога, если совместно с декларацией они предоставят поручительство управляющей хозяйственной деятельностью резидента компании. Резиденты территорий опережающего развития, заполняя декларацию, обязательно должны указать право на возмещение НДС.

Налог на прибыль

Коммерческие фирмы, зарегистрированные в качестве резидентов подобных территорий, имеют право на нулевую ставку в течение пяти лет, подлежащему уплате в федеральный бюджет налога.

Ставка налога в региональные бюджеты значительно снижена. Статья 284.4 НК РФ регламентирует эту ставку 5%. Начинается отсчет с первого прибыльного периода. Действие этой ставки налога на прибыль возможно в течение пяти периодов налогообложения. Следующие пять – она не может быть больше 10%.

Налог на добычу полезных ископаемых

Территория опережающего развития дает право использовать социальный коэффициент при расчете НДПИ в определенной зоне добычи полезных ископаемых. До момента начала применения сниженной налоговой ставки на прибыль этот коэффициент практически всегда равен нулю. Его действие может достигать десяти лет.

Страховые и пенсионные взносы

Для резидентов ТОР законодательно установлены пониженные тарифы на социальные взносы в Пенсионный фонд (6%), в Фонд социального страхования (1,5%), в Фонд обязательного медстрахования федерального уровня (0,1%). Всего получается 7,6%. Этот пониженный тариф вводится сроком на 10 лет.

Проверочные мероприятия

Территория опережающего развития имеет специально разработанные правила, регулирующие проверки. Они установлены Постановлением Правительства РФ № 1132 от 22 октября 2015 года.

Закон в действии

Сегодня в нашей стране действует не одна ТОР и с завидной регулярностью создаются новые. Например, в апреле этого года правительство дало старт двум территориям опережающего развития – «Саров» и «Николаевск».

Они создаются на базе одноименных городов в Нижегородской области и Хабаровском крае.

Основных целей, поставленных перед этими территориями, две – способствовать созданию рабочих мест и привлекать инвестиции в соответствующие регионы.

Министерство экономического развития нашей страны, проведя анализ и оценку, считает, что создание ТОР «Саров» обеспечит привлечение инвестиций в сумме более 10 млрд рублей.

Это повлечет за собой организацию и реализацию нескольких инвестиционных проектов с открытием 1 700 – 1 800 рабочих мест.

При этом объем налогов в бюджеты разных уровней и взносов во внебюджетные фонды федерального уровня планируется в сумме около 10 млрд рублей.

Эксперты отмечают, что финансируется ТОР «Саров» из внебюджетных источников. А вот «Николаевск» как территория опережающего развития создается на финансовой основе госпрограммы «Социально-экономическое развитие территорий Дальнего Востока и Байкальского региона». И только инженерная инфраструктура этой ТОР финансируется из внебюджетных фондов и частично из бюджета Хабаровского края.

Для территории опережающего социально-экономического развития «Николаевск» установлен специальный правовой режим для деятельности предпринимателей, а также минимальный объем капвложений резидентов. Таможенная зона является свободной, что подтверждено правом Евразийского экономического союза.

В соответствии с реализацией различных инвестиционных проектов, рабочих мест в этой территории планируется создать около 2 500. Поэтому налоговые поступления в бюджеты различных уровней должны возрасти до 2,3 млрд рублей.

Источник

Источник: //www.obovsyom.ru/post/territoriya-operejayuschego-razvitiya-sozdanie-lgotyi-zakon-territoriya-operejayuschego-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-v-rossiyskoy-federatsii

Закон фз 473 о территориях опережающего социально-экономического развития

Территория опережающего развития. Закон 473-ФЗ о территориях опережающего развития

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ
«О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

13 июля 2015 г., 3 июля 2021 г., 5, 29, 31 декабря 2021 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2014 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года

Президент Российской Федерации

29 декабря 2014 г.

Принят Закон о территориях опережающего социально-экономического развития в России.

Такой территорией признается часть территории региона, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Она будет создаваться на 70 лет с возможностью продления данного срока.

Особый режим предусматривает льготные ставки платы за пользование недвижимостью управляющей компании территории, приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, применение процедуры свободной таможенной зоны, освобождение от налогов на имущество организаций и земельного налога и др.

Резидентами территории могут быть ИП, юрлицо, являющиеся коммерческими организациями (кроме унитарных предприятий), заключившие соглашение об осуществлении деятельности на территории и включенные в реестр резидентов.

Организации, имеющие статус участника регионального инвестиционного проекта, резидентами быть не могут.

Резиденты не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории.

Закон вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2014 г., в «Российской газете» от 31 декабря 2014 г. N 299, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 января 2015 г. N 1 (часть I) ст. 26

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 декабря 2021 г. N 486-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2021 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2021 г. N 455-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2021 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2021 г. N 371-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 декабря 2021 г.

Федеральный закон от 3 июля 2021 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 3 июля 2021 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Закон о ТОР — скрытая экспансия на наш Дальний Восток?

Очевидно, что многим российским регионам жизненно необходима комплексная программа экономического развития, но насколько этой цели служит закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». И не превратятся ли благодаря этому закону выбранные территории в своеобразные анклавы для использования иностранцами в ущерб коренному населению?

Незадолго до Нового года, 29 декабря, Путин подписал закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», ранее принятый Госдумой 23 декабря и одобренный Советом Федерации спустя два дня.

Законом определяется правовой режим территорий опережающего развития (ТОР), меры господдержки и порядок осуществления деятельности на этих территориях.

По решению правительства РФ, ТОР создаются сроком на 70 лет, который может быть в случае необходимости продлен.

В п.3 ст.

2 ФЗ устанавливается, что «территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения».

На первых этапах реализация закона в основном направлена на развитие Дальнего Востока. Дело в том, что в течение трех лет со дня вступления закона в силу ТОР могут создаваться только на территориях регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ, а также моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, включенных в перечень, утверждаемый правительством РФ.

Звучит это вполне себе логично и можно рассуждать о полезности подобного нововведения, если бы не несколько «но».

Логично напрашивается вопрос о том, кто же будет создавать в регионе те самые привлекательные условия. Давайте обратим внимание на статью 18, которая носит название «Особенности трудовой деятельности у резидентов территорий опережающего социально-экономического развития».

Моменты, на которые следует обратить более пристальное внимание, я выделил.

Итак, пункт первый гласит: «Резиденты территории опережающего социально-экономического развития, осуществляющие функции работодателя, привлекают и используют ИНОСТРАННЫХ граждан для осуществления трудовой деятельности на территории опережающего социально-экономического развития в порядке и на условиях, которые предусмотрены для соответствующих категорий иностранных граждан Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», при этом: 1) получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников НЕ ТРЕБУЕТСЯ; и

Источник: //remtlt.ru/4141-zakon-fz-473-o-territorijah-operezhajushhego/

Вскоре в России появятся ТОРы – территории особого опережающего соц.-экономического развития

Территория опережающего развития. Закон 473-ФЗ о территориях опережающего развития

Поговорим собственно о самом законе.

Закон № 473 – ФЗ гласит о создании особых территорий социально-экономического развития.

О правовой сути закона: данный закон позволяет без особого труда признать часть территории области, края или региона (весь регион) особой зоной социально-экономического развития.

На любой из подобного рода зонах при решении Правительства может быть установлен специальный режим правовых отношений в области осуществления различной деятельности, в том числе и предпринимательской.

Подобные зоны согласно закону, будут созданы минимум на 70 лет.

При определенных обстоятельствах и при поддержке государственных органов данный срок может быть продлен.

Закон имеет в своем составе 10 глав:

  • общие положения;
  • формирование и роспуск этих территорий;
  • принципы управления данными территориями;
  • о положении резидентов, которые желают производить свою деятельность на территориях, обозначенных законом;
  • о принципах урегулирования взаимоотношений, которые связаны с функционированием территорий;
  • о полномочиях структур власти;
  • о конкретных мерах, направленных на создание территорий;
  • о необходимости создания и разносторонней поддержки института развития региона «Дальний Восток»;
  • о моногородах;
  • итоговые положения.

Что может дать особый режим жителям зоны развития?

Такой режим предусматривает особые льготные процентные ставки на оплату за пользование земельными ресурсами, приоритеты в вопросах подключения к объектам инфраструктуры, а также вероятность применить процедуру введения свободной от таможенных пошлин зоны контроля. 

К списку можно еще добавить освобождение от определенных видов налогообложения.

Кто по закону сможет стать одним из резидентов данной зоны?

Стать резидентом могут предприниматели или юридические лица, которые зарегистрированы в качестве коммерческих организаций (за исключением унитарных организаций), которые предварительно заключают соглашение про осуществление указанного вида деятельности на территории зоны опережающего соц.-экономического развития.

При этом также не могут стать резидентами компании, которые имеют статус участников каких бы то ни было инвестиционных проектов. 

К тому же резиденты не обладают правом открывать филиалы или же свои представительства вне границ территорий.

Данный законодательный акт должен вступить в силу с истечением 90 календарных дней от момента его подписания.

Получается, что уже в апреле данный «эксперимент» начнет воплощаться в жизнь на территории Дальнего Востока. 

За первые три года за регионом и за процессом создания ТОРов будут пристально следить.

Если практика окажется вполне удачной и приемлемой, то можно с уверенностью сказать, что число территорий РФ, где будет внедряться данная система вскоре увеличиться существенно.

Сущность такого эксперимента сложна и многогранна, так как имеет множество нюансов. 

И предсказать реакцию населения, которое проживает на данных территориях будет весьма трудно.

Согласно законодательству резиденты-работодатели, осуществляющие свою деятельность в зонах ТОР, смогут нанимать своих работников из числа иностранных граждан.

Причем при всем этом наемному работнику-иностранцу вовсе не потребуется получать специальное разрешение. 

Работодатели получат возможность приглашать дешевую рабочую силу из-за границы.

И в связи с этим существенно увеличатся потоки этой самой дешевой рабочей силы из Китая и ряда других восточных стран.

В итоге не трудно предугадать такое развитие ситуации, когда наши коренные жители, которые подпадут под определение «ТОР» просто останутся без работы.

Иными словами, принятие закона номер 473-ФЗ носит неоднозначный характер.

Без надлежащего правового урегулирования социально-экономическая ситуация в регионах ТОР может ухудшится.

Подведем итоги всему вышеупомянутому:

  • вскоре в России появятся ТОРы – территории особого опережающего соц.-экономического развития;
  • при получении территорией данного статуса на ней устанавливаются особые условия для развития бизнеса;
  • в чертах ТОРов для иностранных резидентов предусмотрены особые условия жизни и трудоустройства;
  • чтобы стать резидентом-предпринимателем на такого рода территории стоит осуществить регистрацию с внесением вас как юридическое лицо в специальный реестр;
  • закон вступит в правовую силу спустя 90 дней с момента его подписания.

Источник: //legalmap.ru/news/703/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.