+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Территория общего пользования – это… Понятие и перечень территорий общего пользования

Содержание

Места общего пользования: определение, как они определяются в нормативно-правовых актах

Территория общего пользования - это... Понятие и перечень территорий общего пользования

Лестничная площадка — место общего пользования

Места общего пользования (определение) – это те места, которые доступны для использования (посещения, пребывания) для общественности.

Но могут быть установлены ограничения по доступу к ним только лишь в случае установления определенных часов работы, либо по иному признаку, не противоречащему установленным правам и свободам личности или группы людей.

Жилой многоэтажный дом

Для строения, в котором на законных основаниях находятся (проживают) люди, места для общего пользования устанавливаются согласно конструктивным особенностям помещений (помещения) государством (органами соответствующей ветви власти в данном государстве – в России), в том числе разнообразными специальными органами местного самоуправления.

Цель установления такого порядка – выполнение обязанностей, относящихся имущества, контроля за надлежащим его содержанием либо для конкурсного отбора организаций, которые занимаются управлением данным объектом.

Что именно включается в состав таких мест общего пользования:

  • Различного назначения помещения, находящиеся внутри многоквартирного дома, но те, которые не позиционируются, как конструктивные элементы построения квартир и их “геометрии”, предназначающиеся для индивидуального пользования владельцем (владельцами), предназначенные для обслуживания дома, жильцов (больше, чем 1-го жильца).
  • Площадки, предназначенные для удобного прохождения к жилью или выходу из дома, лестничные клетки, лифты, лифтовые шахты. Коридор (коридоры), помещения специального назначения (например, колясочные комнаты и помещения).
  • Чердачные и техно-эксплуатационные этажи.
  • Гаражи встроенные (например, находящиеся в подвальном этаже под домом) либо оформленные, как часть недвижимого объекта, о котором идет речь.
  • Оборудование, которое обслуживает более одного жильца либо жильцов из одного жилого помещения, а также сервисные дополнительные площади внутри постройки, задействованные в обслуживании такого оборудования.
  • Бойлерные и другие специальные служебные площади.
  • Ограждения (заборы) и другие конструкции, выполняющие роль забора.
  • Крыша (крыши) дома.
  • Несущие конструктивные элементы здания, находящиеся в помещениях общественного использования.
  • Объекты, служащие для ограждения внутри дома (перила лестниц общественного назначения, парапеты).
  • Окна и двери тех комнат и помещений, которые служат целям общего использования.
  • Приспособления и механизмы, которые предназначены для удовлетворения потребностей жильцов в тепле, свете и других благах цивилизации, расположенные в доме или в непосредственной близости от него и выполняющие каждый свою специальную установленную производителем функцию. При этом обязательным условием общественного назначения и пользования является обслуживание этими механизмами более, чем одного жильца.
  • Земля и земельный участок, находящийся непосредственно под домом (на котором стоит дом), а также прилегающие к дому земельные участки, границы которых определены законодательством, а также легитимными договорами и другими официальными законными документами, утверждающими право собственности вместе с правами на дом. Данные об этом должны быть подтверждены соответствующими документами, выписками из кадастра (кадастрового учета).
  • Трансформаторные будки (трансформаторные подстанции), которые обслуживают этот строительный объект и все относящиеся к нему объекты, а также обслуживание самих жильцов, причем не находящихся в одной лишь квартире.
  • Тепловые пункты и специальные устройства для обогрева квартир (а также их жителей), если они находятся на балансе этого жилого многоквартирного дома.
  • Детские площадки, спортивные площадки, которые расположены на территории дома или прилегающей к ней территории, которые были построены для эксплуатирования проживающими (их детьми).
  • Внутренние системы для отопления либо охлаждения атмосферного воздуха, вплоть до первого запорного крана, то есть любого переключающего (отключающего) устройства и трубам, ведущим в общественные сети, являющиеся уже собственностью города, села, громады и так далее.
  • Приборы учета потребления ресурсов (холодной, горячей воды и др), которые расположены на территории дома и придомовой территории. Клапаны, краны, другие открывающие приспособления на трубах и других коммуникациях дома, в том числе разводки от внутриквартирных стояков, воронок, приспособлений для их прочистки, отводов, тройников, крестовиков, переходников (переходов труб) до первого соединения со стояком, не находящегося в общем пользовании, а также всего того оборудования, которое находится в описываемой системе и является неотъемлемой и обязательной ее частью.
  • Приборы для учета потребленной электроэнергии, если учет производится на дом или часть дома (подъезд), несколько квартир или помещений, а также все специальные затворы и ручки, относящиеся к системе регулировки и снятия показаний с этих приборов. Также в данную категорию включаются шкафы, являющиеся специальным оборудованием, без которого невозможна нормальная, безопасная эксплуатация электрических сетей и подачи электричества конечным потребителям, находящимся и проживающим в доме.
  • Инженерные ревизионные системы, вентили, иного рода краны, которые призваны регулировать работу любых общего пользования систем, предназначенных для обслуживания жильцов дома. Вытяжки, их заглушки, запорная арматура для систем теплоснабжения, общедомовые, то есть коллективные приборы для учета потребляемого ресурса.
  • Системы удаления дыма и других продуктов горения из квартир, возникших в результате пользования газовыми плитами, колонками и другими приборами, использующими любое топливо, для которого они предназначены.
  • Внутридомовые приспособления для пожарной и дымовой сигнализации, противопожарного трубопровода вплоть до начала индивидуальных подобных средств защиты от огня и предотвращения отравления.
  • Системы кабельного телевидения, радиовещания, расположенные на территории дома до границы с личной территорией (квартирой, например), находящейся в собственности у частных лиц.

В общем, все то, что предназначено для создания комфорта жильцов дома и находящееся на его территории, а также на прилегающих участках, относится к местам общего пользования.

Помещения, относящиеся к местам общего использования

Детская площадка тоже относится к местам общего пользования

Места общего пользования (определение ТКП, по техническому кодексу установившейся практики), согласуется с данным ранее определениями относительно мест для общественного доступа и использования, которые описывались в разрезе многоквартирного дома.

Что же говорит о таких специальных общественных площадях Налоговый кодекс?

Он определяет их, как те места и блага (удобства), за пользование которыми не берется плата с арендатора, жильца, квартиросъемщика, и т. д.

Помещениями, которые относят к местам общего пользования, являются такие:

  • Комнаты и иного вида площади, отгороженные стенами либо не полностью отгороженные от остального пространства внутри дома, которые не являются частями жилых квартир (то есть предназначенных для постоянного или временного проживания людей).
  • Помещения, которые призваны помочь в обслуживании не одного человека, а нескольких или всех (в зависимости от конечного предназначения).
  • Лифт и его шахта.
  • Другие помещения, которые не являются частной собственностью, то есть не принадлежат ни одному из жителей домов (квартирантов и т.д.)
  • Помещения внутри, предназначенные для детского творчества и свободные для посещения, хотя могут они быть частично свободными. Например, только для маленьких жителей этого дома или кооператива.
  • Помещения, которые предназначены для того, чтобы удовлетворять бытовые и социально-культурные потребности жильцов, но не принадлежащие кому-либо на правах личной собственности.
  • Такого же типа площади внутри или вне дома, которые нужны для занятий спортом.

Если планируется какое-либо уменьшение общего имущества, то есть тех мест, которые имеют право посещать жители квартир, это невозможно сделать без их согласия. При передаче (временной) третьим лицам, необходимо утверждение подобного действия собранием членов кооператива или обычным общедомовым собранием.

В некоторых случаях территория, а именно земельный пай (участок), на котором стоит упомянутое строение, может быть в коллективной собственности, то есть частично принадлежать нескольким лицам, но не полностью.

Поэтому не может быть запрещен въезд, вход на территорию этого участка, в том числе на нежилые придомовые территории лицам, которые имеют на это законное право. Это относится не только к собственникам дома, квартир, а также к некоторым другим категориям людей (граждан).

Даже при возникновении форс-мажорных обстоятельств, например при полном или частичном разрушении дома, все собственники сохраняют за собой право (ту часть прав на имущество, которая подтверждена документально) на такую же недвижимость при восстановлении или компенсации, а также на часть земли на которой был построен дом, включая элементы озеленения при их наличии.

А при спорах решение должен выносить судебный исполнитель, естественно, в судебном порядке.

Места общего пользования (определение СНиП) определяются таким же образом, как в других контролирующих или описывающих состав объекта официальным документам, принятым на данный момент.

Зачем отделять места общего пользования, как отдельную категорию

Платежи за места общего пользования

Для наглядности описания проблемы о необходимости создания отдельной категории для мест общественных, то есть общего пользования, можно привести такой пример.

В настоящее время многие жители многоквартирных домов и иного рода зданий, включающих как личную площадь собственников, так и места общего пользования, стали получать квитанции для оплаты электроэнергии, в которые вписывались новые сроки (графы) для выплат (совершения платежей).

Ранее не было строки про места общего пользования, а именно освещение.

Поэтому у всех плательщиков коммунальных услуг возник резонный вопрос: “Что за новые статьи для оплаты, которых ранее не было?”

За потребленную электрическую энергию в тех местах, которые используются не одним человеком либо жителями одной квартиры, а несколькими сразу (или всеми), плата по утверждению компетентных органов государства, взималась и ранее.

Единственное отличие – разграничение выплат, то есть разделение услуг по строкам в платежке или квитанции.

Несмотря на заверения управляющих либо органов власти, счет в этой сроке доходит до тысячи рублей за месяц на обычные лампочки для подъезда, например. При этом оплата за потребленную электроэнергию в самих квартирах не превышает сотни или двух, что в пять-десять раз больше, чем плата за так называемый общественный свет.

Согласно последним постановлениям правительства жильцы подобных многоквартирных домов должны перейти на иную, более усовершенствованную по их имени систему оплаты. Имеется в виду проведение расчетов, которые “раскидывались бы поровну на всех квартиросъемщиков или владельцев недвижимости.

Более того, согласно законодательному порядку оплаты подобных услуг, все расходы должны нестись согласно долевому участию или долевой собственности каждого из участников кооператива или каждого жильца многоквартирного дома. В счет освещения этих мест, предназначенных для общего пользования, включается оплата за:

  • Свет в подъезде.
  • Потерянную электроэнергию в результате несовершенства сетей и электропроводки.
  • Питание для домофона или иное специализированное средство связи, предназначенное для упрощения доступа к квартире, но недопущения проникновения внутрь посторонних лиц.
  • Усилитель телевизионной антенны, которым пользуется или может пользоваться каждый из жителей дома.
  • Энергия, идущая на электрическое запирание насосов, если такие предусмотрены в досягаемости жителей дома либо квартиросъемщиков.
  • Освещение чердаков и подвалов, если это предусмотрено обычной практикой, то есть характерна для пользователей коммунальных услуг данного дома.

Допустим в доме (подъезде) установлен коллективный счетчик, учитывающий потребление электроэнергии всем строением или подъездом соответственно. Допустим также, что ни в одном из помещений (квартир) нет индивидуальных приборов учета.

В таком случае нужно высчитывать количество общее потребленных киловатт, после – делить его на всех собственников или долевых участников в этой коллективной недвижимости. Учет идет по тому количеству граждан, которые зарегистрированы в этом доме на правах личных собственников.

Расчет производится в данном случае в таком порядке. Из общего количества потребленной энергии на весь жилой дом вычитают потребление специальными отдельными субъектами (магазины, парикмахерские и другие заведения, находящиеся во владении частных (физических) или юридических лиц, которые выполняют работу и используют данные площади для получения прибыли.

Далее полученное значение делят пропорционально на всех жильцов. Это значит, что в зависимости от занимаемой площади (например, одно-, двух– и трехкомнатные квартиры), будет выплачиваться разная стоимость за энергию.

В расчет будет также входить та энергия, которая была утеряна в результате каких-либо сбоев или “утечек” в сети. Кроме этого, варианты оплаты за блага, которые представляются в обязательном порядке всем платежеспособным жителям дома, будут также взиматься за пользование местами общего назначения (коридоры, лифты), как это уже отмечалось раньше.

У разных категорий домов, в разных населенных пунктах может изыматься плата по-разному. Тарифы варьируются в зависимости от формы собственности, которая закреплена в документах на владение, пользование и распоряжение, а также в зависимости от изменений, вносимых издающимися правительством и местными органами власти, актов о подобных изменениях с описанием причин, их вызвавших.

Новая схема оплаты освещения мест общего пользования — на видео:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: http://VyborPrava.com/administrative/narushenija/public/mesta-obshhego-polzovaniya-opredelenie.html

Земли общего пользования: основные правила использования

Территория общего пользования - это... Понятие и перечень территорий общего пользования

В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.

Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Законодательство

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс.

Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте.

Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса. В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Какие земли относятся к категории земель общего пользования?

К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.
  • Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  • Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  • Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  • Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.

Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:

  • Аренда;
  • Безвозмездное бессрочное пользование.

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.

При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.

Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка. В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).

Правила налогообложения земель общего пользования

Так как земли общего пользования находятся в собственности государства, режим их налогообложения будет иметь определенные особенности:

  • Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
  • Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
  • Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.

Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.

Ответственность за незаконное использование земель общего пользования

Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий. Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.

1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.

Наказание за такое правонарушение назначается в соответствии с этой же статьей Кодекса и подразумевает под собой только наложение штрафа на нарушителя.

Однако, если на участке возведено самовольное строение (а лицо, возводившее это строение, такого права не имел), одним штрафом отделаться уже будет нельзя — самовольную постройку придется снести и восстановить первоначальный вид конкретного участка. При этом все эти действия нарушитель должен осуществить за свой счёт.

Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.

Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/zemli-obshhego-polzovaniya.html

Земельные участки территории общего пользования

Территория общего пользования - это... Понятие и перечень территорий общего пользования

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 455-03-75. Это быстро и бесплатно!

Кроме частных земельных ресурсов, существует такой вид земли как территории общего пользования. Такой вид земельных ресурсов направлен на всеобщее использование на равных основаниях.

Находиться данный вид земельных средств непосредственно в населенных пунктах и включает в себя площади, которые необходимы для нормального существования человека.

Что говорит закон?

В соответствии с законодательными актами территория общего пользования – это та территория, которая предусмотрена для пользования неограниченным количеством лиц без наличия каких либо на то препятствий.

Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона N 178-ФЗ территории общественного использования не могут иметь определённого собственника и не имеют возможности быть приватизированными.

Также следует отметить! Что в понятие территории общего пользования входит определение земли общего пользования. Здесь необходимо понимать наличие возможного доступа любого гражданина на определенные земельные территории.

Для чего используются земли общего пользования?

Земли общего назначения не могут быть собственностью какого либо лица. Однако пользоваться землей можно некоторыми способами:

  1. Аренда территории — оформляется такой метод людьми, которые желают произвести строения на такой территории. Применимо для сделок юридических лиц и государства. Однако следует заметить, что при заключении соглашения в документации должен быть прописан тот факт, что произвести выкуп данной территории невозможно. В случае если недвижимость, которая построенная на такой площади, проходит процедуру дарения или продажи, автоматически к новому собственнику переходят права получения аренды.
  2. Пользование на безвозмездной основе — многие территории, которые имеются в пределах населенных пунктов и являются землями общего назначения. Физическое лицо не может стать владельцем такого рода имущества. Однако имеет полные права распоряжаться в любое время и неограниченное количество.

Есть некоторые исключения, когда на территории общественного пользования производиться капитальное строение, которое в дальнейшем происходит процедуру регистрации по всем необходимым правилам.

Отметим! В таком случае собственник может подать иск в судебный орган  и получить разрешение на оформление земельного участка на свое имя. Однако такие случаи случаются очень редко, чаще всего постоянным собственником земельных ресурсов остаётся государство.

Как происходит налогообложение земель общего пользования?

Граждане, которые пользуются земельными ресурсами, которые являются собственностью государства, должны производить уплату налогов, однако в отличие от налогообложения обычного вида в данном случае имеются некоторые нюансы:

  • Лица, которые используют земельный участок на основаниях аренды, тогда налог начисляется только в случаях, если на территории есть недвижимость. Человек уплачивает налог на недвижимость, в случае если никаких строений которые имеют, официальное оформление нет, тогда пользователь обязуется уплачивать плату за аренду.
  • В случае если земельная территория общего назначения используется в качестве транспортных магистралей, налог будет считаться как транспортным и разделяться на количество возможных пользователей.
  • В случае если территория используется для общественного назначения товариществ, налог распределяется между всеми его участниками в равных долях.

Все формы использования земли общественного назначения подвергаются налогообложению в зависимости от рода их использования.

Ответственность за незаконное использование земель

При незаконном использовании таких территорий считается грубым нарушением и ведет к наказанию. Если ассматривать детально такой процесс, то отсутствие каких либо документов на права владения землей является использование земельных ресурсов на незаконных основаниях.

В случае выявления такого рода действий к нарушителю применяются следующие меры наказания:

  • Наложения штрафов – штраф зависит от размера земельного участка и его месторасположения.
  • Наложение штрафа и снесение всей имеющейся недвижимости — применяется в тех случаях, когда территория была незаконно захвачена и осуществлено строение построек. В такой ситуации виновный обязуется снести здания, уплатить штраф и вернуть земельному участку его первоначальный вид. Все эти действия нарушитель производит из собственного финансирования.

Проверку на такой вид нарушений проводят специальные органы, задача которых состоит в своевременном обнаружении нарушителей и наложений наказаний.

Использование земель общего пользования для проведения строения возможно, однако нужно знать, что для этого следует оформить договор аренды. Если же земля занимается без разрешения, тогда в случае обнаружения правонарушения субьект несет административное наказание.

Полезно знать! Поэтому для законного пользования и возведения нужных строений на таком виде земельных ресурсов требуется оформление документов по имеющимся правилам закона.Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: +7 (499) 455-03-75 (Москва)
+7 (812) 407-26-30 (Санкт-Петербург) 

Это быстро и бесплатно!


Какие земли относят к территории общего пользования?Ссылка на основную публикацию

Источник: https://realtymill.ru/zemlya/zemleustrojstvo/kakie-zemli-otnosyat-k-territorii-obshhego-polzovaniya.html

Территории общего пользования: нормы и правила, содержание территории, правовой режим

Территория общего пользования - это... Понятие и перечень территорий общего пользования

Места, которыми пользуется большое количество людей, подчиняются совсем не тем законам, что частная собственность. Эта собственность хоть и находится в ведении каких-либо компаний, принадлежит государству, если речь идет о территориях общего пользования в границах города, страны.

За ней могут ухаживать уборщики, специальные компании, за растениями на ней – озеленители, однако они не являются хозяевами. В то же время каждый гражданин может проходить по ним, отдыхать или пользоваться функциями, которые предоставляет эта территория.

О том, какие бывают виды таких мест и как ими пользоваться, не нарушая законов, – поговорим в этой статье.

Международные территории

Это пространства, которые не попадают под юрисдикцию ни одного государства, не обладают его суверенитетом, не подчиняются определенным законам. Площадь таких территорий общего пользования отличается огромным количеством километров.

К примеру, Луна, Марс, кометы, астероиды и другие небесные тела обладают таким статусом, законы разных стран здесь бессильны.

Кроме небесных тел, нужно упомянуть Антарктику, морское дно (за пределами континентального шельфа), открытое море, океаны и воздушное пространство над ними.

Раньше эта площадь регулировалась римским правом, но оно имело множество неоднозначных формулировок и трактовалось по-разному.

Позднее сформировалась концепция МТОП (международной территории общего пользования), где оговаривалось, что такие места может использовать любая страна только в мирных целях для освоения, изучения и т.п.

Без решения Конвенции ООН и Женевской конвенции международные территории считались бы спорными, на них велись бы войны или вооруженные стычки, разгорались конфликты.

Виды и примеры общественных мест

Общественными потому и называются такие места, которыми пользуется неограниченное количество лиц. Невозможно запретить заходить на них кому-либо, хотя нормы поведения здесь существуют. Но об этом позже.

Какие места приходят на ум в первую очередь? Городские парки, набережные, бульвары, пляжи. Сюда могут приходить как приезжие, так и жители города в любое время.

На пляже желающие горожане могут пользоваться береговой полосой объектов общего пользования.

Не упомянутыми остались скверы, лесопарки, городские леса, площади. Использовать их можно только по назначению, и это оговорено в правовых актах. Отдельно можно назвать улицы, автомобильные дороги, велосипедные дорожки, проезды, переулки.

Это не частная собственность, а потому на ней нельзя достраивать частные объекты и приватизации она не подлежит. За улицами, дорогами и т. д.

следят городские службы, а правила поведения на них устанавливают нормативно-правовые акты данного городского поселения.

Земельные участки

Эти участки обозначены красной линией и находятся в границах города, считаются городской или муниципальной собственностью. К вышеперечисленным видам общественных мест также можно отнести земельные участки, отведенные под кладбища, полигоны, остановки, киоски, павильоны. Они предназначены для развития муниципальной культуры и имеют социально-экономическое значение для города.

Земельные участки территорий общего пользования ЗК РФ не были выделены в территориальные зоны, а это значит, что они могут находиться в нескольких зонах сразу.

Из-за того, что такие земельные участки не находятся в определенной зоне, к ним нельзя применить градостроительный регламент, но они могут относиться к территориям специального назначения (на примере кладбищ это ярко видно).

Статья 46 ЗК РФ нормирует строительство на данных участках. В документах границы общественных мест обозначаются красными линиями, и на их территории застройка запрещена.

Леса как территории общего пользования

Особо охраняются лесные массивы, но это не значит, что в городские леса нельзя заходить гражданам. Они также позиционируются как территории общего пользования, которые предназначены для использования широкой публикой.

В лесах можно совершать прогулки с целью оздоровления, сбора диких плодов, грибов, ягод, других не древесных ресурсов.

Некоторые территории в лесу могут быть огорожены: случаи предоставления их частным или юридическим лицам имеют место, и они специально оговорены Лесным кодексом.

Но не всегда в городские леса разрешен вход широкому кругу лиц. Ограничивается использование этого общественного места, в первую очередь, с целью защиты граждан.

При выполнении каких-либо работ, для санитарной и пожарной безопасности, на землях обороны, пограничной территории, природных охраняемых зон.

На таких участках могут проводиться работы, угрожающие здоровью гражданских лиц или причиняющие им неудобства.

Границы территорий

Как уже было упомянуто, границы территории общего использования в документации должны быть обозначены красными линиями по всей их протяженности. Это нормирует Гражданский кодекс РФ, пункт 11 в редакции ФЗ от 03.07.16, №373.

Линии устанавливаются в зависимости от типа объектов: это могут быть входящие в природный комплекс или территории для застройки, линейного использования, инженерные инфраструктуры.

Так, водные объекты обозначаются красной линией по береговой полосе, леса – по всей протяженности территорий, бульвары и набережные будут указываться только прямыми линиями.

Интересно, что линии не обрываются. Как быть с общественными местами, которые расположены рядом друг с другом? Проход к водным объектам будет от бульвара очерчен красной линией, хоть он не входит в понятие мест общественного использования.

Это логично, потому что если проход от одного общественного земельного участка к другому не будет иметь такого же запрета о застройке, какой имеют эти участки, то ничего не помешает застройщику возвести там здание и оградить, тем самым перекрывая проход к водным объектам от того самого бульвара.

Соответствующая документация

Границы территорий планируются и указываются в документах масштабом 1:2000. Подготовка бумаг, которые в большом количестве требуются при планировке территорий, обеспечивает грамотное и устойчивое развитие городов.

Земельным участкам присваиваются номера в случае необходимости – когда несколько участков территории общего использования попадают в схему расположения, во избежание путаницы.

Кто готовит и занимается схемой расположения земельных участков? Гражданин, юридическое лицо, если не было произведено торгов на аукционе. Обеспечивает подготовку исполнительный государственный орган.

Схема может быть подготовлена в электронном варианте, с использованием интернета. Государственный орган выполняет это через официальный сайт органа регистрации без оплаты, но она будет взиматься с любого другого заинтересованного лица, если оно захочет самостоятельно заниматься документацией.

Признаки общественных мест и правила их использования

Земли общего использования, прежде всего, имеют свое назначение. Если это дороги – для проезда транспорта из одной части города в другую, кладбище нужно для захоронения умерших, парки – для отдыха. Муниципальные территории общего пользования также имеют установленный режим, вынесенный управленческим центром.

Прежде всего, правила использования требуют защиты таких участков. Если речь идет о таких озелененных территориях общего пользования, как леса, парки, бульвары, городские сады и другие объекты, то неправильное их использование приведет к пожарам, истреблению растительности и другим бедам.

Вследствие нарушения правил, такими территориями больше невозможно будет пользоваться. Это называется «трагедия общей собственности».

А правила просты: не выкидывать мусор на траву, дорожки, не оставлять на песке или на скамейках, не разводить костры, купаться только в отведенных для этого местах и так далее.

Автомобильные дороги

Водителями часто используются проезжие части для перемещения и транспортировки каких-либо грузов. Граждане пользуются общественным транспортом. Отдельно имеют свои правила автомобильные дороги, причем как большие автомагистрали, так и второстепенные дороги.

территории общего пользования может обходиться государству в большое количество усилий, времени и финансовых затрат. Потому за сохранностью дорог следует следить водителям, как и специальным службам. Есть места, где ограничен проезд транспортных средств весом больше допустимого.

Следует внять призыву, он может быть установлен из соображений сохранности дорог.

К автодорогам принадлежат участки в границах полосы отвода. Здесь располагаются СТО, заправки, придорожные кафе. Использование территории общего пользования включает в себя и заправку автомобиля, и отдых в таких кафе. На схеме дорога указывается по границе полос отводов.

Водные территории

Согласно ВК РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ, объекты, которые принадлежат государству и считаются муниципальными участками, называются водными территориями, предназначенными для общественного использования.

В них может быть запрещено купаться, набирать воду для питья, сельскохозяйственных нужд только в тех случаях, которые предусмотрены законом РФ, а население должно быть предупреждено СМИ, специальными информационными досками.

Использование общественной территории возможно каждым гражданином для передвижения по воде, прогулок около нее, рыбной ловли. Правила пользования общей территорией говорят, что нельзя в этом случае применять механические водные виды транспорта, но причаливать другими плавучими средствами разрешено.

Размещение построек

Объект недвижимости, будь то гараж или жилой дом, не должен пересекать тех красных линий на схемах, которые обозначают границы общественных мест.

Он также не должен выходить за эти пределы, потому что такая застройка может расцениваться как незаконный захват территорий.

Это относится и к наложению границ: если часть планируемого здания находится на красной линии, обозначающей границы какого-либо общественного места, разрешение на такую постройку не будет дано.

Общественные места не могут быть приватизированы, а потому постройка на них собственником планируемого здания не предусмотрена. Земли территорий общего пользования могут быть проданы с аукциона, затем должно последовать переоформление этих участков как частных.

Ответственность каждого

Как уже было сказано, ответственность за территории общего пользования разделяется между всеми гражданами.

Потому нужно следить, чтобы в местах отдыха не оставался мусор, не разводить костров или не купаться там, где это запрещено, а также указывать на это другим, кто не обратил внимания на предупреждения.

Так можно не только избежать трагедии общей собственности, но и повлиять на благоустройство этих мест в будущем.

Источник: http://fb.ru/article/425079/territorii-obschego-polzovaniya-normyi-i-pravila-soderjanie-territorii-pravovoy-rejim

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.