+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Свободная таможенная зона. Режим свободной таможенной зоны

Особенности использования режима свободной таможенной зоны в Российской Федерации (стр. 1 из 13)

Свободная таможенная зона. Режим свободной таможенной зоны

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и правовое регулирование режима свободной таможенной зоны

1.1 Понятие и характеристика таможенного режима свободной таможенной зоны

1.2 Порядок таможенного оформления товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны

Глава 2. Особенности применения режима свободной таможенной зоны на территории Российской Федерации

2.1 Особенности применения режима свободной таможенной зоны на территории особых экономических зон в Российской Федерации

2.2 Характеристика особых экономических зон как территорий применения режима свободной таможенной зоны

Глава 3. Значение свободных таможенных зон в российской экономике, пути решения проблем их правового регулирования и перспективы развития

3.1 Значение свободных таможенных зон в российской экономике

3.2 Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в Российской Федерации

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

таможенный правовой экономический зона

Актуальность темы дипломной работы. Как следует из анализа национальных программ, касающихся социально-экономического развития Российской Федерации, итогом проводимых экономических реформ должно являться создание эффективной рыночной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни людей, а также продуктивное участие Российской Федерации в мировом хозяйстве.

Одним из направлений развития предпринимательской деятельности, а также формирования оптимальных взаимоотношений между государством и субъектами предпринимательской деятельности является институт особых экономических зон.

В этой связи важным инструментом достижения указанных целей является совершенствование механизмов таможенного регулирования на территории данных зон.

Представляется, что экономический кризис, ставший в современном мире предметом особого внимания фактически на всех уровнях власти и управления, является не только препятствием, но и дополнительным стимулом к развитию национальных экономик по пути сотрудничества.

Это обусловлено потребностью в снижении их зависимости от цен на сырьевые и энергетические ресурсы, конъюнктуры рынков этих ресурсов и т.п., стремлением стать более конкурентоспособными и устойчивыми к негативным внешним воздействиям.

Складывающаяся ситуация подтверждает высокую актуальность темы развития особых экономических зон для современной российской экономики.

Степень научной разработанности проблемы. Исследованием вопросов создания, развития и функционирования зон с особыми режимами занимается ряд отечественных ученых: Авдокушин Е.Ф., Андрианов В.Д., Басенко А.М., Бутов В.И., Васильев Л.Н., Горбунов А.Р., Данько Т.П., Замятин Б.И.

, Зименков Р.И., Игнатов В.Г., Крецу Н.С., Кузнецов А.Н., Леусский А.И., Логинова Е.В., Овчинникова С.Г., Окрут З.М., Савин В.А., Смородинская Н.В., Яскин Г.С. и др., а также зарубежные ученые: Браун В., Вебер М., Мизес Л., Портер М., Уильямсон О., Хайек Ф., Эггертсон Т. и др.

Изучению административно-правового регулирования деятельности в особых экономических зонах посвящены исследования Д.Р. Арутюнова, Ю.Н. Захарова, Л.Г. Лесковой, А.М. Смирнова; роль экономических зон в мировом хозяйстве отражена в диссертационных исследованиях Д.А. Карцева, В.Н. Миронова, П.В. Павлова, Ю. Сунь, И.С. Троекуровой.

Объектом исследования являются порядок и особенности использования режима свободной таможенной зоны в Российской Федерации, организация внешнеэкономической и таможенной деятельности в условиях функционирования свободных экономических зон.

Предмет исследования – порядок применения таможенного режима свободной таможенной зоны на территории особых экономических зон и их взаимодействие с другими экономическими структурами.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды ведущих зарубежных и отечественных ученых в области инновационной экономики и организации функционирования инвестиционно активных территорий.

Глава 1. Понятие и правовое регулирование режима свободной

таможенной зоны

таможенной зоны

Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (далее – Закон N 116-ФЗ) введено понятие “свободная таможенная зона”[1].

Свободная таможенная зона представляет собой таможенный режим, при котором[2]:

– иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. К таким товарам не применяются также запреты и ограничения экономического характера, установленные Федеральным законом от 08.12.

2003 N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” (иностранные товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны, которые не могут быть помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны, подлежат помещению под иные таможенные режимы в соответствии с требованиями таможенного законодательства);

– российские товары размещаются и используются на территории особой экономической зоны на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

В ст. 155 Таможенного кодекса РФ[3] свободная таможенная зона включена в систему таможенных режимов, применяемых в Российской Федерации, и определена в качестве разновидности экономических таможенных режимов. Нормы же, непосредственно касающиеся применения таможенного режима свободной таможенной зоны, в Таможенном кодексе РФ 2003 г. отсутствуют. В п. 2 ст.

155 Таможенного кодекса РФ закреплено: “Таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада)”.

Актом такого законодательства и является Федеральный закон “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”.

До вступления в силу Закона N 116-ФЗ вопросы применения таможенного режима свободной таможенной зоны регулировались Таможенным кодексом РФ 1993 г. (гл. 12)[4].

С момента вступления в силу Федерального закона “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” законодательная база регулирования таможенных режимов выглядит следующим образом:

1) Таможенный кодекс РФ 2003 г. – по всем таможенным режимам, кроме таможенных режимов свободного склада и свободной таможенной зоны;

2) Таможенный кодекс РФ 1993 г. (гл. 12) – по таможенному режиму свободного склада;

3) Федеральный закон “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (ст. 37) – таможенный режим свободной таможенной зоны.

Таким образом, Закон № 116-ФЗ стал одним из законодательных источников таможенного права наряду с Таможенным кодексом 2003 г. и продолжающей действовать гл. 12 Таможенного кодекса РФ 1993 г.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 37 Закона N 116-ФЗ под таможенный режим свободной таможенной зоны резидентами особой экономической зоны в целях ведения ими промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности помещаются:

– товары, ввозимые на таможенную территорию России с территорий иностранных государств;

– товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории России;

– товары, находящиеся на территории особой экономической зоны и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.

Ввоз в особую экономическую зону резидентами товаров, предназначенных для осуществления промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, а также вывоз с территории особой экономической зоны любых товаров как резидентами, так и нерезидентами осуществляется с разрешения таможенных органов (ч. 7 ст. 37 Закона N 116-ФЗ).

Свободная таможенная зона – одна из разновидностей экономических таможенных режимов, и может быть применена на территории ОЭЗ. Определение этого таможенного режима законодатель дает в зависимости от того, какой товар – иностранный или российский – под него помещается.

Иностранные товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Товары могут находиться на территории ОЭЗ в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны в течение всего срока существования ОЭЗ, а в случае прекращения существования ОЭЗ находящиеся на ее территории товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, подлежат перемещению в другую особую экономическую зону в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны либо помещению под иной таможенный режим в течение трех месяцев с момента прекращения существования ОЭЗ.

Прекращается же использование этого таможенного режима при вывозе товаров за пределы территории ОЭЗ или при передаче этих товаров нерезиденту ОЭЗ, но при этом действие таможенного режима не прекращается при перемещении товаров из одной ОЭЗ в другую в целях их использования в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.

Для осуществления ввоза товаров на территорию ОЭЗ и вывозе с ее территории необходимо разрешение таможенных органов. Территория ОЭЗ является зоной таможенного контроля. Таможенный контроль осуществляется таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Источник: http://MirZnanii.com/a/218315/osobennosti-ispolzovaniya-rezhima-svobodnoy-tamozhennoy-zony-v-rossiyskoy-federatsii

Особенности использования режима свободной таможенной зоны в Российской Федерации

Свободная таможенная зона. Режим свободной таможенной зоны

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

Глава1. Понятие и правовое регулированиережима свободной таможенной зоны

1.1Понятие и характеристика таможенногорежима свободной таможенной зоны

1.2Порядок таможенного оформления товаровв соответствии с таможенным режимомсвободной таможенной зоны

Глава2. Особенности применения режима свободнойтаможенной зоны на территории РоссийскойФедерации

2.1Особенности применения режима свободнойтаможенной зоны на территории особыхэкономических зон в Российской Федерации

2.2Характеристика особых экономическихзон как территорий применения режимасвободной таможенной зоны

Глава3. Значение свободных таможенных зон вроссийской экономике, пути решенияпроблем их правового регулирования иперспективы развития

3.1Значение свободных таможенных зон вроссийской экономике

3.2Проблемы и перспективы развития особыхэкономических зон в Российской Федерации

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

таможенныйправовой экономический зона

Актуальностьтемы дипломной работы. Как следует изанализа национальных программ, касающихсясоциально-экономического развитияРоссийской Федерации, итогом проводимыхэкономических реформ должно являтьсясоздание эффективной рыночной экономики,обеспечивающей высокий уровень жизнилюдей, а также продуктивное участиеРоссийской Федерации в мировом хозяйстве.

Одним из направлений развитияпредпринимательской деятельности, атакже формирования оптимальныхвзаимоотношений между государством исубъектами предпринимательскойдеятельности является институт особыхэкономических зон.

В этой связи важныминструментом достижения указанныхцелей является совершенствованиемеханизмов таможенного регулированияна территории данных зон.

Представляется,что экономический кризис, ставший всовременном мире предметом особоговнимания фактически на всех уровняхвласти и управления, является не толькопрепятствием, но и дополнительнымстимулом к развитию национальныхэкономик по пути сотрудничества.

Этообусловлено потребностью в сниженииих зависимости от цен на сырьевые иэнергетические ресурсы, конъюнктурырынков этих ресурсов и т.п., стремлениемстать более конкурентоспособными иустойчивыми к негативным внешнимвоздействиям.

Складывающаяся ситуацияподтверждает высокую актуальность темыразвития особых экономических зон длясовременной российской экономики.

Степень научнойразработанности проблемы. Исследованиемвопросов создания, развития ифункционирования зон с особыми режимамизанимается ряд отечественных ученых:Авдокушин Е.Ф., Андрианов В.Д., БасенкоА.М., Бутов В.И., Васильев Л.Н., ГорбуновА.Р., Данько Т.П., Замятин Б.И.

, ЗименковР.И., Игнатов В.Г., Крецу Н.С., КузнецовА.Н., Леусский А.И., Логинова Е.В., ОвчинниковаС.Г., Окрут З.М., Савин В.А., СмородинскаяН.В., Яскин Г.С. и др., а также зарубежныеученые: Браун В., Вебер М., Мизес Л., ПортерМ., Уильямсон О., Хайек Ф., Эггертсон Т. идр.

Изучениюадминистративно-правового регулированиядеятельности в особых экономическихзонах посвящены исследования Д.Р.Арутюнова, Ю.Н. Захарова, Л.Г. Лесковой,А.М. Смирнова; роль экономических зон вмировом хозяйстве отражена в диссертационныхисследованиях Д.А. Карцева, В.Н. Миронова,П.В. Павлова, Ю. Сунь, И.С. Троекуровой.

Объектомисследования являются порядок иособенности использования режимасвободной таможенной зоны в РоссийскойФедерации, организация внешнеэкономическойи таможенной деятельности в условияхфункционирования свободных экономическихзон.

Предметисследования – порядок применениятаможенного режима свободной таможеннойзоны на территории особых экономическихзон и их взаимодействие с другимиэкономическими структурами.

Теоретическойи методологической основой исследованияявляются труды ведущих зарубежных иотечественных ученых в областиинновационной экономики и организациифункционирования инвестиционно активныхтерриторий.

Глава 1. Понятие и правовое регулированиережима свободной

таможеннойзоны

Свободная таможенная зона – это… Таможенная территория. Таможенный кодекс

Свободная таможенная зона. Режим свободной таможенной зоны

Для решения стратегических задач современные государства часто создают на своей территории свободные (особые) экономические зоны. СЭЗ (ОЭЗ) могут располагаться в пределах и под юрисдикцией одной или нескольких стран, которые входят в состав союза.

Однако они имеют особый статус, поскольку в них обеспечивается облегчение ведения предпринимательской деятельности для иностранных, а также национальных субъектов. В мировой практике свободная таможенная зона – это одна из широко используемых процедур.

В пределах СТЗ иностранные товары могут располагаться на протяжении определенного периода времени без взимания пошлин и налогов, а также без применения к ним мер нетарифного регулирования.

Введение

Функционирование свободных зон регулируется международным законодательством, в частности Киотской конвенцией 1979 года. В Таможенном кодексе ТС ЕврАзЭС нашли отражение некоторые элементы ее новой редакции. Последняя вступила в силу 3 февраля 2006 года.

Например, статья 202 ТК ТС ЕврАзЭС закрепляет такие виды процедуры, как СТЗ и свободный склад. В РФ действуют особые экономические зоны, созданные на основе федеральных законов.

ОЭЗ представляют собой части территории России, которые отличаются юридическим статусом и льготными условиями ведения предпринимательской деятельности. В некоторых из них может применяться процедура СТЗ.

Основные цели и виды

В мировой практике основной задачей создания особых зон является решение общеэкономических, внешнеторговых, социальных и научно-технических проблем.

Статья 3 Федерального закона «Об ОЭЗ в РФ» посвящена целям ОЭЗ.

Среди них: развитие обрабатывающей промышленности, высокотехнологических отраслей, туризма, транспортной инфраструктуры, коммерциализация результатов научной деятельности и производство новых видов товаров.

К продукции на территории ОЭЗ могут применяться различные процедуры. Среди них свободная таможенная зона. Это процедура, при которой иностранная продукция не облагается налогами в течение определенного промежутка времени.

В мировой практике выделяют следующие цели создания ОЭЗ:

  • Привлечение зарубежных инвестиций и передовых технологий.
  • Создание рабочих мест, особенно для высококвалифицированных кадров.
  • Апробация новых методов организации труда.
  • Минимизация затрат.
  • Улучшение доступа к объектам инфраструктуры.
  • Снижение затрат на наем рабочих.
  • Уменьшение количества административных барьеров.
  • Развитие регионов и приближение производства к потребителю.

Существует несколько классификаций ОЭЗ. Основной считается группировка по видам хозяйственной деятельности. В этой классификации выделяют торговые, промышленные, технико-внедренческие, сервисные и комплексные ОЭЗ.

В пределах государственной границы России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана действует общий ТК ТС ЕврАзЭС.

Также рассматриваемый вопрос регламентирует «Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории ТС и таможенной процедуры СТЗ».

Понятие СЭЗ тождественно ранее принятому в РФ термину ОЭЗ. Однако срок существования последних не мог быть продлен.

Таможенная территория

Данное понятие является центральным для тем, связанных с международной торговлей и инвестированием, поскольку они предполагают пересечение товарами, услугами и капиталом государственных границ. Таможенная территория представляет собой все сухопутное, воздушное и водное пространство страны.

Она может также включать искусственные острова, сооружения и установки. Согласно ТК ТС ЕврАзЭС таможенная территория включает сухопутное, воздушное и водное пространство России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана.

В нее также включаются все искусственные острова, сооружения, установки, в отношении которых данные государства обладают исключительной юрисдикцией.

В законодательстве рф

Таможенный кодекс ТС ЕврАзЭС (статья 202) включает СТЗ в систему процедур, применяемых в России. Всего их семнадцать. Заключает список специальная таможенная процедура.

Правоотношения относительно функционирования особых (специальных) экономических зон регулирует федеральный закон «Об ОЭЗ в РФ» и «Соглашение о СЭЗ». Свободная таможенная зона – это отдельная процедура. Она не может применяться в некоторых видах СЭЗ.

Перемещение товаров из и в СТЗ производится с разрешения таможенных органов. Продукция может находится здесь на протяжении всего срока существования СЭЗ.

Не утратили свою актуальность и три ранее принятых закона:

  • «Об ОЭЗ в Калининградской области».
  • «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
  • «Об ОЭЗ в Магаданской области».

Операции с товарами

Как мы уже говорили, свободная таможенная зона – это отдельная процедура в рамках СЭЗ. Ее регламентация содержится в нормативно-правовой базе ТС ЕврАзЭС. Ввоз товаров на территорию склада возможен только после того, как резидент предоставил сведения о них в письменной форме.

На территории СТЗ можно осматривать и измерять товары, а также предпринимать все необходимые действия для обеспечения их сохранности. При условии наличия соглашения об осуществлении деятельности в СЭЗ уполномоченные в отношении продукции лица могут проводить обработку продукции, ее сборку, подготовку к транспортировке и дальнейшей продаже.

В отношении товаров могут совершаться сделки, которые предусматривают передачу прав собственности на них.

Значение для отечественной экономики

В развивающихся странах свободная таможенная зона – это в первую очередь источник роста.

Она помогает национальной экономике выйти на новую ступень индустриализации промышленности, позволяет производимым товарам продаваться за границей.

В развитых странах таможенный кодекс может ставить приоритетом создания СТЗ укрепление отдельных регионов и отраслей. То есть данный режим рассматривается ими в качестве способа сбалансирования экономики.

Таможенная процедура «свободная таможенная зона» в РФ имеет свои особенности.

В прошлом эксперты часто отмечали политизированность использования СТЗ в ущерб их экономической сущности, непоследовательность и отсутствие четкой стратегии их создания.

Поэтому иногда в России можно было даже говорить о негативном влиянии некоторых свободных таможенных зон на развитие регионов. Местные товары оказывались просто не в состоянии конкурировать с дешевой беспошлинной импортной продукцией.

Для того чтобы СТЗ приносили пользу экономике, в государстве должны быть подготовлены составляющие инфраструктуры, производственные мощности и правовая база.

Зарубежная практика применения процедуры позволяет говорить о необходимости разработки четких целей и задач создания подобных зон. Нужно понимать, что бездумное копирование иностранных моделей является недопустимым.

Условия и проблемы в каждом государстве отличаются, поэтому шаблоны оказываются малоэффективными и могут даже привести к дискредитации самой идеи создания СТЗ.

Проблемы

Анализируя мировой опыт, можно выделить несколько ошибок в создании СТЗ. Среди них:

  • Отсутствие четкой проработки целей и задач функционирования СТЗ.
  • Смешение внешнеэкономического и инвестиционного аспекта.
  • Отсутствие отдельной государственной властной структуры, которая бы регулировала ввоз товаров на территорию СТЗ.
  • Завышенный масштаб землеотвода под создание свободных таможенных зон.
  • Отсутствие подготовительного периода, в течение которого в регионе налаживается хозяйственная инфраструктура, и финансово-экономического обоснования создания СТЗ в конкретном регионе.

Сложные моменты в РФ

Кроме того, в России существует целый ряд внутренних проблем, которые препятствуют успешному функционированию свободных таможенных зон на благо страны. Самыми главными среди них считаются следующие:

  • В РФ пока не созданы комфортные условия для работы иностранных специалистов.
  • Высокий уровень риска при инвестировании.
  • Гораздо более продолжительные сроки окупаемости проектов по сравнению с развитыми странами.
  • Недостаточность гарантий возврата вложенных инвестиций.
  • Проблема переработки продукции, которая ориентирована на экспорт.
  • Неэффективное транспортное сообщение с удаленными регионами, что делает продукцию последних неконкурентоспособной.
  • Демографические проблемы.

Перспективы развития режима в РФ

Опыт зарубежных стран показывает, что основной проблемой при создании ОЭЗ является неправильный выбор местоположения зоны, неэффективные институциональные связи между государственными органами, причастными к функционированию льготных режимов, и неразвитость базовых элементов инфраструктуры (транспорта, электроснабжения, телекоммуникаций). Нужно понимать, что сам по себе регион после начала применения процедуры СТЗ развиваться не начнет. Зоны социального плана нужно выделять отдельно. Также важно уменьшать количество административных барьеров. Бумажная волокита и бюрократия никогда не способствуют успешному функционированию свободных таможенных зон. Важна и последовательность политического курса государства, свидетельством чего является и продолжительность предоставления льгот. Мировая практика показывает, что при создании СТЗ нужно руководствоваться следующими принципами:

  • активизация предпринимательства;
  • прибыльность инвестирования;
  • конкурентоспособность бизнеса по сравнению с другими территориями благодаря современным формам и методам организации деятельности;
  • единство предпринимательской и управленческой инициативы, соответствие структуры ОЭЗ реальным экономическим условиям;
  • наличие проработанной законодательной базы.

Выводы

Подводя итог, можно сказать, что СТЗ является действенным инструментам инвестиционной и инновационной политики. Данная процедура может быть успешно использована для развития государства и сбалансирования хозяйства его отдельных регионов. Однако важно рациональное и последовательное установление этого режима.

Только в этом случае создание СТЗ может способствовать стабильности экономической системы.

Административно-правовой контроль в свободных таможенных зонах должен быть направлен на обеспечение равного доступа к инфраструктуре всех субъектов, защиту конкуренции, а также на обеспечение благоприятного климата для инвестирования.

В РФ формирование СТЗ может стать достаточно перспективным направлением международного сотрудничества. Такие зоны могут привести к притоку иностранных инвестиций, укрепить экономический и научный потенциал государства. Однако в РФ существуют и проблемы, связанные с применением данной процедуры.

Для их устранения необходимо совершенствование инфраструктуры, улучшение законодательной базы (первым шагом стало принятие ТК ТС ЕврАзЭС) и проработка стратегии создания СТЗ.

При разрешении указанных проблем свободные таможенные зоны могут стать одним из инновационных инструментов государственной политики развития экономики.

Источник: http://fb.ru/article/264302/svobodnaya-tamojennaya-zona---eto-tamojennaya-territoriya-tamojennyiy-kodeks

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.