+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Степанов Валерий – биография и творчество

Лучший город Земли. Экскурсия по Москве со священником Валерием Степановым

Степанов Валерий - биография и творчество

«…Оба мы меняемся в возрасте – Москва молодеет, а я старею. Молодость, ты была или не была? Кто ответит, куда ты делась?.. И только ветер в аллеях Нескучного сада заметает твои следы…»

(к\ф «Покровские ворота»).

О прекрасном городе, о любимых местах, о том, как меняется наша столица и какой она была в недавнем прошлом, мы беседуем с известным москвоведом, ведущим программы «Москва: мифы и легенды» на телеканале «Столица», священником Валерием Степановым, клириком храма святого Мартина Исповедника в Алексеевской слободе (Таганка).

Священник Валерий Степанов с Благодатным огнем.

– Отец Валерий, назовите, пожалуйста, пять своих любимых мест в Москве. Какие места Вы с неизменным удовольствием посещаете?

Первое – это Успенский собор Московского Кремля.

Еще диаконом очень много лет назад, во время учебы, в первые свои службы я испытывал это чувство, – вот на этом месте в течение многих столетий молились мои предки.

И я в числе многих-многих поколений священнослужителей тоже стою перед этим престолом и тоже приношу Богу молитвы за себя, за людей, за страну.

Это место, которое мистически связано со всем, что происходит.

Успенский собор Московского Кремля. prrk, photosight.ru

Второе место – это храм отца Глеба Каледы в Высоко-Петровском монастыре, где происходило мое духовное возрастание. В этом монастыре, собственно, я был рукоположен во диаконы, а затем – во священники.

Высоко-Петровский монастырь. ШармAнка, photosight.ru

Первый храм, – это, как первая любовь, ты отдаешь все сердце. Потом сердце становится, как шагреневая кожа.

Она сокращается, по кусочку отдирается, но храм, где ты духовно возрастал, – он становится твоей малой родиной.

Поэтому с этим храмом, действительно, у меня связаны многие воспоминания, и с монастырем, и с людьми, которые пришли такие же молодые, как я. Наше общение переросло в глубокую дружбу на всю жизнь.

Третье место, как ни странно, это Перово, где, собственно, жила моя семья, где у нас была дача, на которую переселилась вся наша семья в годы революции. Мой прадедушка купил эту дачу, где жил с женой и восемью детьми. Там он и умер. Эти восемь детей друг друга поддерживали и вели по жизни.

На этой даче родился и я. На огромном пространстве жила очень большая семья. Я все хорошо помню, потому что мы жили в этом деревянном дачном доме, пока мне не исполнилось 5 лет.

Деревянное Перово. Улица Плющева, дом 15/4. Снимок сделан между 1963-1965 годами. oldmos.ru

Это была деревянная Москва. Дачные окраины с особой культурой, отчасти я ее все-таки застал. Потом она исчезла. Сейчас о ней нет даже воспоминаний. Это место, где я родился в Москве, место, связанное с историей моей семьи.

Там был огромный сад, от этого сада осталось всего лишь несколько деревьев.

Мы потом с папой пытались несколько деревьев из этого оставшегося сада выкопать, когда разрушили дома, чтобы они росли у нас на новой даче, чтобы хотя бы вот таким образом сохранить память о том, что было. Это такая история рода.

Сейчас на этом месте пятиэтажные дома, которые строились тогда, когда активно застраивался этот район. Но патриархальный дух, который был там, конечно, уже исчез.

Четвертое. Места детства. Это, конечно, Пушкинский музей.

Пушкинский музей. ZorGu6onoK, photosight.ru

Я очень долгое время вместе с родителями ходил по воскресеньям в лекторий, который был в Пушкинском музее. Это место, где собирались мальчики и девочки из хороших московских семей. Мы там знакомились и дружили между собой. Завязывались какие-то отношения, даже романы.

Я до сих пор помню девочку с виолончелью, с которой я познакомился. Она мне сказала: «А я живу на Хорошевке». Я тогда не очень понимал, что это такое. Посмотрел по карте – Хорошевка далеко, на окраине города. Потом я понял, что это какое-то статусное московское место.

Вообще, благодаря Пушкинскому музею я с многими людьми познакомился. И познакомился, конечно, с искусством, с таким его домашним восприятием. Все было так камерно, хорошо, очень близко.

Пушкинский музей во многом стал моим домом, в который ты входишь без страха, входишь, как во что-то свое.

Я благодарен, как многие москвичи, Ирине Александровне Антоновой, которая до сих возглавляет музей и старается в той или иной мере эту атмосферу поддержать, которая есть в Пушкинском музее, – это вне всякого сомнения.

– Лекторий до сих пор действует?

– Этот лекторий даже разросся! Там у них вырос целый детский городок. Появились помещения, открылась изостудия, множество разных кружков. Я делал о них программу – у них просто невероятный размах, очень много сделано.

Я делал программу в течение пяти лет об истории Москвы, о церковной истории Москвы. Конечно, столице не повезло, потому что многие места были обезображены, разрушены и сохранились, собственно, музеи, музеи-квартиры и храмы. Есть места, где сохранились интерьеры, где сохранилась какая-то историческая память.

Я застал еще то время, когда храмов в Москве было мало. Около каждого храма собирались какие-то молодые люди, такая маленькая общинка. Приход на престольные праздники в каждый храм очень многое значил.

Я надеюсь, что кто-то напишет воспоминание об этой Москве, церковной Москве конца 70-х – начала 80-х годов.

Но позже я старался отыскать все больше мест, связанных с новейшей церковной историей, с историей исповедничества, мученичества.

Вид на набережную Мориса Тореза и Кремль с кормы речного трамвайчика. Фотография сделана в июле 1980 года. oldmos.ru

Ну, конечно, пятое место – оно особенное. Это – московский речной трамвайчик. Это традиция была у нас заведена родителями.

Устраивался пикник, – мы брали бутерброды, садились на теплоход от Киевского воказал, ехали к Новоспасскому мосту, а потом обратно, ели бутерброды, а потом еще шли в кафе «Шоколадница» и ели знаменитые блинчики.

Конечно, место, которое меня связывает с Москвой, – это московский речной трамвайчик.

Традиция не прерывается. Он и сейчас курсирует.

– Он курсирует, конечно. Но у меня она прервалась. Я ее пытался воскресить со своими племянниками. Мы старались каждый год прокатиться на этом речном трамвайчике. Но, кажется, все другое, привкус другой…

Скажите пару слов об архитектуре Москвы. Она очень сильно меняется, подвергается всяким изменениям. Многие здания просто исчезли с лица города. Человек приезжает в Москву. Какие бы здания вы рекомендовали посмотреть, – исторические московские здания?

– У меня специфическое мнение. Я думаю, что интересно смотреть конструктивизм и модерн, который еще остался. Это то, что имеет в Москве свою специфику, вне всякого сомнения. Может быть, это какие-то даже гениальные вещи, связанные с новым пониманием искусства.

Знаете, вообще считается, что авангардизм как явление был вызван исследованием русской иконы. В XIX веке открыли русскую икону.

Это были черные доски, их начали расчищать, реставрировать тогдашними новыми методами, и вдруг увидели, что икона – она яркая, что там очень интересный сюжет, что это прямая и обратная перспектива.

Многие специалисты считают, что это невероятно, что это толчок для развития нового искусства, которое, конечно, отходило от классики, от академической живописи, и воспринимало мир по-новому, в измененной перспективе.

В архитектуре эти же процессы происходили. Они имеют под собой, я уверен, религиозную подоплеку. Поэтому, конечно, XX век – всплеск буржуазной Москвы. Это очень интересно.

Потом, я думаю, нужно смотреть оставшиеся самые старые здания города. Это – Английский двор, который находится рядом с реконструированными палатами бояр Романовых в Китай-городе. Сейчас там филиал Музея истории Москвы. Они, собственно, времен Ивана Грозного. И это все, что осталось от столицы того времени.

Английский двор в Москве. onfoot.ru

Потом, конечно, в Москве надо смотреть нарышкинское барокко. Это храм Покрова в Филях, храм Николы Стрешнева. Все, что связано с русским пониманием западного искусства. Мне кажется, это интересно посмотреть.

Покровская церковь в Филях. Issahar, photosight.ru

Потом у нас наступает сложный период в истории, когда Петр I запретил строительство каменных зданий в Москве. В Москве было неуютно и совсем по-другому. Вообще, Москва совершенно иначе выглядела до пожара 1812 года.

У нас очень мало зданий осталось этого периода. До пожара 1812 года и после пожара, когда Москву отстраивали, появился стиль московский ампир, несколько домиков сохранилось. Это тоже воспоминание о победных реляциях.

Наш москвич Чаадаев писал, что «Россия – удивительная страна, где каждая новая идея полностью вытесняет предыдущую, как-будто она растет на пустом месте».

Мне нравится, что Москва все-таки эту теорию Чаадаева разрушает, потому что в Москве одно наслаивается на другое. И эти слои, эти идеи взаимодействуют между собой.

Если бы, конечно, не сталинский план перестройки Москвы, вы бы увидели, как ни странно, какой гармоничный это город. Ну, что сделано, то сделано. Из песни слов не выкинешь. Это тоже явление нашей истории.

Дом на Котельнической набережной. Александр 'Vlasshole' Власов, photosight.ru

Очень многим, мне, в том числе, нравится сталинская затройка, сталинские высотки.

Dimples, photosight.ru

– Вы знаете, а мне нет. Во-первых, в них неудобно жить. Я был в нескольких квартирах, они не очень удобные. Я живу в доме, построенном в начале XX века, как раз в стиле русского модерна, который переходил уже в конструктивизм. Я себя совсем по-другому в этом доме ощущаю.

Я был много раз в гостях в сталинских высотках. Знаете, какой-то неприятный привкус, так же, как и от дома Иофана, который построен на набережной. Пахнет кровью… Я понимаю, что, может быть, в градостроительном плане это было правильно, но…

В начале 30-х годов в Музее архитектуры проходила замечательная выставка, которая была посвящена планам постройки Дворца Советов. Разные проекты были представлены – западные и российские. Ночью ее посетил Сталин.

Но в основе этого Дворца Советов, будущего символа Советской страны, – христианский храм, базилика.

Это такая гримаса дьявола, который сам ничего не создает, а только гримасничает, пародирует то, что создает Бог…

Строительство Дворца Советов. Снимок сделан между 1938-1940 годами. oldmos.ru

Расскажите, пожалуйста, о концерте, который состоится в Вашем храме в рамках Дня города. Что это за концерт?

– Мы проводим в рамках Дня города концерт. Впервые у нас такой фестиваль – «Сорок сороков» – об истории города. Всего шесть храмов принимают в нем участие. В каждом храме будет своя программа.

У нас попытка такая: представить зрителю традиционное исполнение народных христианских песнопений и новое их прочтение. У нас будет трио Егора Стрельникова и ансамбль «Ихтис». Это ансамбль, куда входят несколько священнослужителей, церковных людей.

Они с помощью акустических инструментов перелагают, осмысливают древнюю музыку.

Это возможность познакомить публику с новым христианским искусством, потому что все-таки мы не законсервированы, мы наоборот, развиваемся, переосмысливаем свою историю, сохраняем ее и творчески подаем людям.

Концерт в рамках фестиваля «Сорок сороков»:

Концерт «Христианские песни славянских народов» с участием ансамбля «Ихтис» состоится у северных ворот храма святителя Мартина Исповедника 2 сентября в 18 часов.

Фестиваль “Сорок сороков: православные храмы в жизни города” в рамках празднования Дня города проводится впервые.

задача фестиваля – показать, что православные храмы играют важную роль в жизни столицы и как духовные центры, и как центры культурной жизни.

Очевидно, что современная христианская культура нуждается в популяризации. Христианские художники и музыканты мало известны широкой публике.

Концерт «Христианские песни славянских народов» с участием ансамбля «ИХТИС» – одно из центральных событий фестиваля.

Название ансамбля «ИХТИС» (др.-греч. Ίχθύς — рыба) происходит от древнего акронима (монограммы) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель). Часто этот акроним изображался аллегорическим образом — в виде рыбы.

«ИХТИС» – молодой коллектив, его первый концерт состоялся в январе 2012 года, однако его лидер – Адриан Гусейнов хорошо известен в России и на Балканах как исполнитель духовных гимнов и народных песен.

2 сентября вместе с ним выступают: Михаил Полторак, Иван Жежерун, диакон Олег Осадчий, Сергей Ляховецкий, Петр Сурайкин (виолончель), Иван Смирнов (гитара), Михаил Смирнов (перкуссия).

В современной музыкальной обработке будут исполнены  православные народные духовные гимны и канты, рождественские песни и колядки в сопровождении акустических инструментов (виолончель, гитара, перкуссия). В репертуаре ансамбля произведения на русском, украинском, сербском, болгарском, церковно-славянском, греческом языках и на латыни.

Перед концертом со вступительным словом выступит священник Валерий Степанов, клирик храма свт. Мартина Исповедника.

Также информация здесь.

Информационная поддержка – «Журнал Московской Патриархии».

При Чичкине порядок был

Источник: https://www.pravmir.ru/luchshij-gorod-zemli-ekskursiya-po-moskve-so-svyashhennikom-valeriem-stepanovym/

Степанов, Юрий Константинович

Степанов Валерий - биография и творчество

Юрий Константинович Степанов (7 июня 1967, д. Рысьево Черемховского района Иркутской области — 3 марта 2010, г. Москва) — советский российский актёр театра и кино.

Ю.К. Степанов: биографическая справка

Родился в деревне Рысьево Черемховского района, в 150 километрах от Иркутска. Отец работал агрономом, мама преподавала в школе естественные науки.

Когда Юра был еще маленьким, его отца перевели в посёлок Тайтурка, что в Усольском районе, директором большого совхоза. Отец, хоть и был директором, и в мыслях не допускал что-то сделать за общественный счет.

Поэтому Юра рос как все ребята — копал картошку, ловил рыбу, охотился, уже позже занимался пчеловодством, животноводством и плотничал, и строил… Отец воспитывал его — не дай Бог. И физически наказывал.

В общем, воспитывал не белоручку.

Первая учительница Юрия Степанова Елена Лазарева помнит, что будущий актер не отличался особенным прилежанием в учебе. Его было трудно заставить делать что-то неинтересное. Любимым же уроком Юры было чтение. Его пересказы прочитанного весь класс слушал с открытыми ртами.

В Тайтурке Юре встретился Анатолий Владимирович Абсандульев — тренер по боксу. Он набрал группу мальчишек и обучал охоте, рыбалке. Выживать. Степанов сам из семьи охотников и рыбаков, но его отец пропадал на работе.

А в Доме культуры ребята еще занимались в кружке самодеятельности — танцевали, ездили с агитбригадой… Первым учителем в этом деле была директор Дома культуры Ольга Васильевна Фирсова.

Юре нравилось там заниматься, но он не помнит, что мечтал стать актером.

По воспоминаниям земляков, первая роль Степанова была в комедийной миниатюре. Он был мастером на все руки. Видели бы все, как он кадриль отплясывал, а пел — не наслушаешься!

А родители хотели, чтобы стал сын охотоведом. Отец был директором большого совхоза и надеялся, что сын пойдет учиться в сельхозинститут. Но Степанов поспорил с товарищем и, закончив школу в Тайтурке, поехал в 1984 году поступать в Иркутское театральное училище. И поступил.

Во время учебы работал плотником, каменщиком, трактористом, нефтедобытчиком. Когда Юрий стал студентом театрального училища, отец сказал: “Хорошо, учись. Деньгами помогу”.

Но вот Степанов окончил его с красным дипломом, и отец спросил: “Ну все? Успокоился? Теперь займись серьезным делом”… Однако отец не знал, что в Иркутск приезжала приемная комиссия из ГИТИСа. После первого же отборочного тура Юрия приняли на актерское отделение.

Ольга Васильевна Фирсова посоветовала, что если Степанов хочет продолжать заниматься актерской профессией, то надо ехать в Москву и учиться у Петра Наумовича Фоменко. Только у него.

Так Юрий Степанов и сделал. Поехал в Москву. Сам он Петра Наумовича совсем не знал, просто о нем очень много рассказывали. В ГИТИСе Степанов учился на актерско-режиссерском факультете, в актерской группе.

Конечно, одновременно какие-то навыки режиссерской профессии приобретались. Это происходило просто потому, что студенты учились вместе, жили бок о бок, работали. Что-то откладывалось. А свою профессию Юрий впоследствии осваивал каждый день. Его так научили.

Надо читать, надо думать, надо что-то предлагать режиссеру, а что-то надо и отвергать…

Актер размышлял, что не попади он в ГИТИСе к той команде учителей, в которой он оказался, театр его просто бы убил. Конечно же, актер бы выжил физически, но душу его театр бы умертвил.

Молодой актер – это такое пористое существо, которое впитывает все. В какую атмосферу попадешь, тем и наполнишься.

В мастерской Фоменко же с первого курса студентам прививалось умение прощать, умение терпеть, по возможности не терять чувства любви друг к другу.

https://www.youtube.com/watch?v=fNhOzTf2_o8

Весь тот курс стал основой труппы Московского театра “Мастерская Петра Фоменко”. И до определенного момента в карьерном росте Степанова значилось только одно достижение — работа в Театре Петра Фоменко. Но зато, какое достижение! Ведь Степанов работал в театре со дня его основания.

Среди ролей — Вася в “Балаганчике”, Гриша в “Варварах”, Собачкин во “Владимире III степени” Гоголя, Бенджамин в “Шуме и ярости” Фолкнера, Чичиков в “Чичикове, Мертвые души, том второй” Гоголя, Ислаев в “Месяце в деревне” Тургенева, Горбун в “Приключении” Цветаевой, Алджернон в “Как важно быть серьезным” Уайлда, Лыняев в “Волках и овцах” Островского, Чебутыкин в “Трех сестрах” Чехова.

Со временем Юрий Степанов стал одним из “бриллиантов” театра — зачастую зритель ходил именно на него.

Режиссер Сергей Женовач как-то сказал, что не будь среди студентов курса Юрия Степанова (с поразительной глубиной и пугающей достоверностью сыгравшего Бенджи Компсона), он не взялся бы за постановку романа Фолкнера “Шум и ярость”. Признание лестное для любого актера, но для Юрия Степанова и несколько неожиданное на тот момент, ибо еще со времени обучения в институте за ним прочно закрепилось амплуа комика.

Тяга к импровизации, розыгрышам, умение существовать чуть-чуть над текстом — в этом была отличительная особенность его актерской природы.

Редкий дар прирожденного лицедея, плюс полная фигура и открытое, излучающее обаяние лицо поначалу помешали разглядеть за внешностью доброго клоуна то, что стало понятно со временем: Степанов мог быть и лиричен, и беспощадно-ироничен, и даже жесток; он умел смешить, оставаясь серьезным, а иногда от беспомощной улыбки его героя хотелось плакать.

Здесь будет кстати отметить, что природа наградила Степанова послушным и “артистичным” телом, которое, несмотря на полноту, было удивительно пластично и выразительно. Это позволяло ему быть убедительным в любой роли. При этом кого бы он ни играл, он всегда был узнаваем. Его солидную фигуру, широкое лицо, основательную походку, увидев однажды невозможно было забыть.

Актер обладал настолько разнообразной и выразительной мимикой, что ему не было необходимости прятаться за грим; он лепил из своего лица то, что необходимо для каждого героя. Единственная роль с характерным гримом была в степановском репертуаре – Горбун из цветаевского “Приключения” (режиссер И.Поповски).

В изящной, воздушной, сплетенной подобно кружевам постановке “Волков и овец” Петра Фоменко Степанов сыграл одну из лучших своих ролей – почетного мирового судью Лыняева – показав, что его комический талант гораздо глубже простого шутовства.

А сыграв роль Ислаева в “Месяце в деревне” на грани между драмой и трагедией, Степанов лишний раз подтвердил то, что стало очевидным после “Шума и ярости”, – для него не существует границ амплуа. Как не существует для него и понятия “чистота жанра”.

Среди театральной общественности за учениками Петра Наумовича закрепилось определение “фоменки” — творцы, отличные от других. С некоторых пор “фоменки” вышли из эстетического подполья, становясь кумирами не только продвинутых театралов. Их с удовольствием стали приглашать сниматься.

“Кино — заразная вещь, — говорил Юрий Степанов. — Не потому, что там платят деньги, хотя это приятное и существенное обстоятельство. Поначалу мне работа на съемочной площадке показалась ужасной. “Это же антитеатральное искусство”, — думал я. А потом ощутил одно притягательное мгновение. Тебе нужно что-то сделать всего два раза в жизни, чтобы потом уже никогда к этому не возвращаться.

Всего два дубля, чтобы уловить нужное состояние. И начинается такой силы борьба внутри тебя! Когда после прогулки по холодному лесу возвращаешься домой, выпиваешь стакан водки, ешь горячие пельмени со сметаной и чесноком – это как наркотик, в тебя вселяется ни с чем не сравнимое чувство тепла и счастья. Так и тут. Ты сегодня, сейчас поймал кайф, и ради этого стоит жить.

И ты летаешь, как птица.”

Актер часто признавался, что вообще показываться ненавидит, хотя понимает — это одна из частей профессии. Поэтому решиться на пробы ему всегда было нелегко.

Самое первое знакомство с камерой у Степанова было в “Гробовщике” Петра Наумовича Фоменко. Конечно, там проб никаких не было. Потом был маленький эпизод “Орел и Решка” у Данелии. Тоже без проб. Поговорили и все.

Тот опыт в “Орле и решке” был очень приятным. Степанов вспоминал:

“Передо мной стоял Данелия, а я думал: “Боже мой, неужели это он”. Играть в паре с Говорухиным — тут совсем можно было с ума сойти от счастья. А я-то кто – в Москву только-только приехал, студент.”

Особое место в жизни Степанова занимала картина “Время танцора” Вадима Абдрашитова. Вот что сам Степанов вспоминал о той работе: “Прежде чем взять меня на роль во “Время танцора” Вадим Абдрашитов посмотрел все мои спектакли. Я считаю его своим крестным папой в кино.

Он меня научил всему. У Абдрашитова была уже подробная профессиональная работа. Да и роль – одна из главных. Мне даже неважно было, каким будет фильм”.

По признанию актера, снимаясь у Абдрашитова и Данелии, он приобрел огромный опыт, такой багаж, который нельзя было сравнить ни с какими деньгами…

Потом была небольшая роль телохранителя Гоши в фильме Владимира Грамматикова “Привет от Чарли-трубача”. Сценарий этот, между прочим, был написан Георгием Данелией. Он и провел Степанова в картину.

Вообще проб в жизни Степанова было мало. Например, на “Гражданина начальника” проб не было. Досталь как увидел Юрия Степанова, рассказал что он хочет и все. А потом была интересная работа. Актер вспоминал: “Когда мы снимали сериал “Гражданин начальник”, мы с Николаем Досталем работали ночами, потому что на съемочной площадке не было времени обсудить роль.

Вечером мы садились, выводили свои версии, потом сводили к одной общей концепции, а утром, подготовленные, уже приходили на съемочную площадку. Это происходит сегодня редко… Это прекрасный человек, прекрасный учитель, который научил меня за время съемок просто еще одной профессии – профессии режиссера.

Не было никаких скидок на то, что это сериал, и здесь можно сделать тяп-ляп”.

Вообще в кино для Степанова не существовало главных или второстепенных ролей, к каждому своему персонажу он подходил основательно, выкладываясь до конца:

“Вот в “Московских окнах”. Мне говорят, мол, чего ты там, пришел-ушел… Нет, ребята, мне нужно сделать эту мразь МРАЗЬЮ. Чтобы все поняли, что он есть. Что они есть…”

Одной из самых заметных ролей Степанова в кино считают роль Глымова из военного сериала “Штрафбат”. Некогда “вор в законе”, а ныне боец Антип Глымов, пошел защищать Родину, когда враг пришел на его землю.

“Полгода, что мы снимали картину, меня не покидало ощущение, что мы сажаем дерево, — рассказывал Степанов. — Как-то на съемочную площадку приехал батюшка, нужна была его консультация.

И он сказал, что души таких людей, как наши штрафбатчики, не нашли успокоения. Они стали разменной монетой. Оплакивать их было некому. Еще батюшка сказал, что через нас, через эту картину они могут-таки получить успокоение.

Меня эти слова укрепили в мысли, что наш фильм — это правильное дело…”

Именно за неподдельный профессионализм его ценили и снимали такие режиссеры, как Балабанов, Досталь, Мороз, Учитель, Лунгин.

Гибель

Юрий Степанов погиб в 0:45 3 марта 2010 в Москве на перекрестке Люблинской улицы и улицы Шкулёва (район Текстильщики), в результате ДТП от множественных травм: возвращаясь домой после спектакля «Три сестры», он поймал попутный автомобиль ВАЗ-2104.

Когда машина остановилась на перекрёстке, в неё сзади въехал автомобиль «Mazda».

Водитель машины «Mazda» значительно превысил скорость и, поздно заметив остановившийся на перекрёстке ВАЗ-2104, ударил сзади «четвёрку» и толкнул её прямо перед встречным автомобилем ВАЗ-2112.

Юрия Степанова похоронили 6 марта 2010 на Троекуровском кладбище в Москве рядом с могилой Владислава Галкина, скончавшегося на 39-м году жизни всего за неделю до гибели Юрия.

Признание и награды

  1.  Лауреат премии Московского фестиваля имени Высоцкого за роль Бенжамина в спектакле «Шум и ярость» (1993).
  2.  Лауреат премии международного фестиваля «Контакт-93» в г. Торунь за роль Лыняева в спектакле «Волки и овцы» (1993).
  3.  Премия «Чайка» в номинации «Синхронное плавание» — за актёрский ансамбль спектакля «Три сестры» (2004).

Творчество

Роли в театре

    1990 — «Двенадцатая ночь» Шекспира — сэр Эндрью Эгьючик     1991 — «Владимир III степени» Н. В. Гоголя — Собачкин     1991 — «Приключение» М. Цветаевой — Горбун     1992 — «Шум и ярость» У. Фолкнера — Бенжамин     1992 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Лыняев     1993 — «Как важно быть серьёзным» О.

Уайльда — Алджернон Монкрифф     1994 — «Балаганчик» А. Блока — семинарист Вася, Чёрт     1996 — «Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Аркадий Сергеевич Ислаев     1997 — «Чичиков. Мёртвые души, том второй» — Чичиков     1999 — «Варвары» М.

Горького — Гриша     2002 — «Мотылек» Петра Гладилина — Полковник

    2004 — «Три сестры» А. П. Чехова — Чебутыкин

Источник: http://irkipedia.ru/content/stepanov_yuriy_konstantinovich

Русская поэтесса Мария Степанова: биография, творчество

Степанов Валерий - биография и творчество

Мария Степанова − современная российская поэтесса, которую часто называют поэтом европейского масштаба. Ее стихи неподготовленному человеку могут показаться весьма странными.

Автор имеет свою особую стилистику, и первоочередно в глаза бросаются несогласованность окончаний и падежей. Но, используя такие приемы, русская поэтесса успешно выделяется среди своих коллег.

Мало кто знает о том, что первый свой стих эта талантливая девушка написала в возрасте трех лет.

Детство и семья будущей поэтессы

Мария Степанова − коренная москвичка. Она появилась на свет 9 июня 1972 года. Сама поэтесса говорит, что ее семью можно отнести к среднему слою московской интеллигенции.

Ее отец был фотографом и занимался различными реставрационными работами. Мать Марии работала инженером, но при этом сама писала стихи.

Повзрослев и став знаменитой, русская поэтесса достаточно высоко оценила эти стихотворения и признала, что среди них встречались действительно неплохие и сильные вещи.

Свое детство Степанова считает вполне счастливым. Вначале она, как простой ребенок, мечтала вырасти и стать шофером, далее ей захотелось быть пиратом, а вот к 7 годам в ней утвердилось желание стать поэтом. Как ни удивительно, но свой первый стих Мария Степанова придумала в три года. Немного позже родители юного дарования показали ее произведения знаменитому московскому филологу Р.

Тименчику. Прочитав стихи Марии Степановой, он посоветовал оставить девочку в покое, не делать из нее маленького гения и оградить ее от литературной тусовки. Это было необходимо для того, чтобы она могла полноценно сформироваться самостоятельно.

Во многом Степанова, биография которой в дальнейшем сложилась вполне удачно, обязана своим успехом тому, что родители прислушались к этому совету.

Вспоминая школьные годы, Маша говорит о том, что практически не заметила, как они пролетели. Она была во вполне нормальных отношениях со своими одноклассниками, но при этом ее на самом деле мало волновало происходящее вокруг. Все школьное время она проводила, читая интересные книги, и прятала их во время скучных уроков под партой.

Неформальная юность

Как и любой талантливый подросток, Мария Степанова желала проявить свою индивидуальность и выделиться из общей массы. В свое время она увлеклась движением хиппи и всячески хотела примкнуть к этой субкультуре. Степанова вспоминает о том, что выделяться ей очень хотелось, но как нужно это правильно делать, она не совсем понимала.

Известная на сегодняшний день действительно во многих странах русская поэтесса вспоминает, что в годы своей юности она выглядела иногда очень нелепо − девушка, к примеру, легко сочетала весьма агрессивные панковские браслеты, украшенные пятисантиметровыми металлическими шипами, и нежнейшие хипповские фенечки. Она все время пыталась попасть в неформальную тусовку нестандартных и талантливых личностей, которые любили в то время коротать свой досуг в легендарном московском кафе «Пентагон», располагавшемся по адресу: Петровка, 28.

Определение с профессией

Мечта стать поэтом, которую Мария Степанова приобрела в семилетнем возрасте, с годами, как это бывает у многих, не испарилась.

Окончив школу, девушка поступила в Литературный институт им. Горького и успешно окончила его в 1995 году.

Работа в медиаиндустрии, OpenSpace.ru

Мария говорит о том, что никогда не чувствовала себя избранным поэтом-гением и именно поэтому, несмотря на свой огромный талант, она не хотела ограничивать свою деятельность лишь написанием стихов. Степанова боялась воплотить в себе образ отрешенного гения-поэта, который общается только с избранным кругом понимающих его людей.

В одном из интервью Мария заявила, что она давно приняла решение: ее жизнь будет «двухкамерной» − для написания стихов она выделяет одну часть, а ее основная работа относится к совершенно другой истории и к ее стихотворной гениальности не имеет никакого отношения.

О Марии Степановой многие услышали впервые как о главном редакторе общественно-политического интернет-издания OpenSpace.ru. На данном ресурсе освещались основные новости и события современной культуры и искусства. Главной концепцией сайта была идея экспертного знания, и в свое время ресурс публиковал работы более 500 авторов почти в 10 категориях.

Признание в информационной сфере

За то время, пока Степанова была главным редактором OpenSpace.ru, информационный ресурс удостаивался разных наград, среди которых:

  • лауреат премии «Степной волк»;
  • номинация в сетевом конкурсе «Ротор»;
  • номинация «Редактор года» (на получение которой выдвигалась Мария Михайловна Степанова).

Рестарт проекта

В 2012 году появилась информация о том, что ресурс полностью меняет концепцию своей работы. Мария и вся ее команда после этого покинули редакцию в полном составе. Возобновили они свою работу в том же году, зарегистрировав уже совершенно новый домен Colta.

ru. Для своего финансирования они выбрали оригинальный способ краудфандинга, то есть народного инвестирования. В первые недели сбора средств сайт получил сумму, которая была способна полностью обеспечить его жизнедеятельность в течение следующих трех месяцев.

Литературные работы

Все это время Степанова не забывала и о своей писательской деятельности. Несмотря на то что она известна как выдающаяся поэтесса, Мария пишет весьма интересную и пользующуюся успехом прозу. В 2014 году она выпустила сборник своих эссе под названием «Один, не один, не я». Этот сборник очень специфический и состоит из трех условных частей.

Первая − это серьезные обширные тесты, манифесты, на написание которых Степанова потратила очень много времени и труда. Вторая часть содержит в себе истории о судьбах разных людей и о различных возможных способах человеческого существования. В основном это рассказы о женских судьбах и об их одиночестве.

Во второй части, под условным названием «Не один», приводятся примеры того, как можно побороть это одиночество. В сюжете этих историй просматриваются образы, подсказывающие, как нужно работать с этим страшным чувством, и примеры того, как ему можно противостоять.

Последняя часть является своеобразным миксом, «смесью», как сама называет ее Мария. В ней приводятся различные рецензии, шутки. Также в последней части сборника «Один, не один, не я» представлены размышления автора о тех темах, которые ее действительно волнуют.

Кроме эссе Мария писала прозу для ставшего популярным в 2000 году проекта «Страсти по Матфею-2000». Она выступила в качестве автора основной идеи создания проекта, а также писала для него тексты.

Степанова занимается и публицистической работой. Она пишет статьи для некоторых печатных изданий и при этом всегда выбирает только те темы, которые ей действительно интересны. Этот человек является очень самокритичным, и в одном из интервью Мария сказала, что «все, что она пишет, может назваться прозой только с определенной натяжкой».

Занимаясь различной деятельностью, Степанова никогда не зарывала свой прирожденный талант к написанию стихов.

Некоторые из тех, кто знаком с ее творчеством, считают стих «Тир в парке Сокольники» визитной карточкой поэтессы. Но многие поклонники не согласны с этим суждением, ведь в библиографии Марии имеется большое количество сильных и стоящих произведений.

В разные периоды времени издавались целые сборники книг с ее стихами, среди которых:

  • «Лирика, голос».
  • «Песни северных южан».
  • «Тут — свет».
  • «Киреевский».
  • «О близнецах».

Премии и достижения

Стихи этой писательницы переведены на множество языков и публикуются в Европе. На родине талант Степановой также был признан, и в разные периоды времени она была отмечена следующими премиями:

  • премия Андрея Белого;
  • лауреат премии им. Пастернака;
  • премия журнала «Знамя»;
  • премия «Московский счет».

Кроме этого, в 2010 году она, как талантливейший автор, была удостоена стипендии памяти Фонда им. Бродского. На сегодняшний день ее стихи были напечатаны и переведены на несколько языков, среди которых финский, иврит, итальянский, английский, французский, а также сербо-хорватский и немецкий.

Источник: http://fb.ru/article/231338/russkaya-poetessa-mariya-stepanova-biografiya-tvorchestvo

Виктор Степанов

Степанов Валерий - биография и творчество

Виктор Степанов – советский и украинский актер театра и кино, считающийся непревзойденным исполнителем в амплуа «настоящего русского мужика». Популярность к артисту пришла после выхода на телевизионные экраны исторического сериала «Михайло Ломоносов».

Виктор родился в городке Северо-Курильске, который расположен на острове Парамушир, входящем в состав Сахалина. Семья была большой – родители Виктора воспитывали пятерых детей. Чтобы жить было немного проще, отец решил перевезти семейство в центральную часть России, а точнее в Пензенскую область. Поэтому детство будущей знаменитости прошло в другом маленьком городке – Сердобске.

Актер Виктор Степанов

Обучаясь в школе, Виктор не мог четко определиться с будущей профессией, но в итоге юноше пришла в голову мысль стать театральным режиссером.

Степанов отправляется в Тамбов и поступает на режиссерское отделение в местном филиале Московского института культуры. Несмотря на специализацию, Степанов после выпуска начинает сам выходить на сцену.

Виктор играл в театрах Тамбова, Южно-Сахалинска, Новгорода, Ленинграда.

После распада Советского Союза актер уезжает в украинскую столицу Киев, играет на сцене местных театров в антрепризных спектаклях, а также продолжает сниматься в российских и украинских фильмах.

Фильмы

Виктору Степанову было уже 36 лет, когда актера пригласили сниматься в кино. Дебют состоялся в биографической драме о знаменитом русском ученом-физиологе «Иван Павлов. Поиски истины». Виктору досталась возрастная роль, с которой актер справился убедительно. Степанов перевоплотился на экране в Петра Павлова, отца исследователя.

Виктор Степанов в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…»

Так как фото Степанова попали в картотеки советских киностудий, на колоритного актера обратили внимание режиссеры «Мосфильма». Следующая работа не заставила себя ждать.

Александр Прошкин пригласил актера на пробы в многосерийный фильм «Михайло Ломоносов», посвященный биографии русского ученого, в котором Степанову предстояло сыграть главного персонажа в части сериала под названием «Во славу Отечества».

После выхода телефильма на артиста обрушилась всесоюзная слава.

В 1987 году актер сумел воплотить на экране два противоположных образа: в военном фильме «Отряд специального назначения» Виктор сыграл фашистского генерала, а в драме «Холодное лето пятьдесят третьего…» перевоплотился в героя Манкова, бывшего фронтовика, советского милиционера.

Очередной фильм Александра Прошкина, в котором речь пошла о двух политических заключенных, остановивших банду беглых бандитов, в кинотеатрах посмотрели 42 миллиона зрителей. Картина стала последней работой Анатолия Папанова.

В главных ролях также блистали Валерий Приемыхов, Юрий Кузнецов, Нина Усатова, Зоя Буряк.

Виктор Степанов в фильме «Война на западном направлении»

Также актер снимался в трагифарсе «Вам что, наша власть не нравится?», криминальной комедии «Дежа вю». В мелодраме «Наваждение» о любовном треугольнике между молодым боксером и двумя сестрами (Римас Моркунас, Вера Панасенкова, Оксана Арбузова) Степанов воплотил на экране образ спортивного тренера.

Роль скульптора актер получил в драме «Лестница», а в фантасмагории «СВ. Спальный вагон» артист сыграл самого Иосифа Сталина.

Далее последовали работы в историческом фильме «Сирано де Бержерак», социальной драме «Шоколадный бунт».

Главную роль – генерала советской армии Федора Чумакова – Степанову доверили в военном фильме «Война на западном направлении». В многосерийном телефильме речь пошла о первых днях войны.

Виктор Степанов в фильме «Чистилище»

В 90-е годы Виктор Степанов появился в криминальном детективе «Тайна Виллы», комедии «Последнее дело Вареного», биографическом фильме о Максиме Горьком «Под знаком Скорпиона», боевике «Тупик».

Особое место в фильмографии артиста занимает военная драма «Чистилище», в которой Виктор сыграл полковника Виталия Суворова. Режиссером картины выступил тележурналист Александр Невзоров.

Постановщик решил показать военные будни первой чеченской кампании без прикрас: жестокость противника, жертвы, на которые приходилось идти российским военным, безысходность и нелепость происходящего.

Премьера фильма состоялась в 1997 году и произвела эффект разорвавшейся бомбы.

Виктор Степанов в фильме «Рэкет»

Несмотря на то, что Степанов пришел в кинематограф довольно поздно, трудолюбие и упорство актера позволили ему поучаствовать в более чем 80-ти картинах. Порой артист был задействован одновременно в десятке проектах.

Образы, которые воссоздавал с одинаковой убедительностью Степанов, часто были диаметрально противоположными.

Виктору удавались и героические персонажи – военные, ученые, лидеры нации, и в то же время Степанов не боялся браться за противоречивые роли – юродивых, психов.

Приходилось артисту воплощать на экране образы и отрицательных героев: в фильме «Рэкет» Виктор сыграл лидера ОПГ, в драме «Шизофрения» предстал влиятельным мафиози, а в картине «Гроза над Русью» – Малюту Скуратова.

Виктор Степанов в фильме «Банкирши»

Но особенно удавались Степанову исторические картины – «Царевич Алексей», где Виктор сыграл Петра Первого, «Ричард Львиное Сердце», «Черная рада».

Очередной удачей для артиста стала главная роль в драме о покорении Сибири «Ермак». Артисту роль далась нелегко, так как во время съемок Виктор получил роковую травму. В основной актерский состав вошли также Евгений Евстигнеев, Никита Джигурда, Ирина Алферова.

Фильм получил приз кинофестиваля «Кинотавр-97», а через год – номинацию на ТЭФИ.

В новом веке актер не сдавал оборотов. Из последних работ стоит выделить мелодраму «Под Полярной звездой», детектив «Пепел Феникса», очередную историческую ленту «Запороги» и семейную сагу «Банкирши». Виктор Федорович снимался так много, что сразу пять фильмов были смонтированы только после его смерти.

Личная жизнь

Виктор Степанов был женат дважды. Первую супругу Эльвиру актер встретил еще в студенческие годы. Молодые прожили почти два десятилетия, но затем женщина решила посвятить жизнь церкви и постепенно брак распался. В личной жизни артиста наступила неопределенность.

Виктор Степанов с женой Натальей

Через много лет после развода Степанов на съемках кинофильма «Война на западном направлении» познакомился с костюмершей Натальей. Девушка была на 20 лет моложе, и поначалу их объединяли чисто дружеские отношения. А вот после второй встречи, через год, Виктор и Наталья уже не расставались.

В 1992 году супруги перебрались в украинскую столицу, построили под Киевом на берегу реки частный дом, где Виктор обожал смотреть на закат. Родных детей у актера не было ни с одной из жен, но Степанов усыновил мальчика Никиту, сына лучшего друга, который остался сиротой.

Смерть

В 1994 году Виктор Степанов принимал участие в съемках исторической картины «Ермак». В одном из дублей актер скакал на лошади, но неудачно упал и повредил позвоночник. Беда не приходит одна: после восстановления костей стало ясно, что травма повлекла за собой саркому Юнга, которую также называют раком костей.

Могила Виктора Степанова

Последующие годы актер жил с сильнейшими болями, но не переставал работать вплоть до последних дней жизни.

В 2005 году Виктор Федорович прошел в Москве полуторамесячный курс противоопухолевого лечения, но никакого результата это не дало. К сожалению, рак стал причиной смерти Виктора Степанова.

Актер скончался 26 декабря 2005 года и был похоронен на кладбище Берковцы в Киеве.

Фильмография

  • 1986 — «Михайло Ломоносов»
  • 1987 — «Холодное лето пятьдесят третьего»
  • 1990 — «Война на западном направлении»
  • 1992 — «Увидеть Париж и умереть»
  • 1992 — «Рэкет»
  • 1994 — «Последнее дело Вареного»
  • 1995 — «Под знаком Скорпиона»
  • 1996 — «Ермак»
  • 1997 — «Чистилище»
  • 1997 — «Царевич Алексей»
  • 2002 — «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  • 2004 — «Егерь»
  • 2004 — «Пепел Феникса»
  • 2005 — «Доктор Живаго»
  • 2006 — «А жизнь продолжается»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/2430-viktor-stepanov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.