+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Служебная тайна: виды и понятие. Толкование ФЗ о служебной тайне

Содержание

Определение сведений, составляющих служебную тайну на государственной службе — реферат

Служебная тайна: виды и понятие. Толкование ФЗ о служебной тайне
  

по дисциплине «Информационная безопасность налоговых систем» 

Тема «Определение сведений, составляющих служебную тайну на государственной службе»                        

ОГЛАВЛЕНИЕ:

   

Введение 

     Давно известно, что критерии идентификации конкретной информации для отнесения ее к категории ограниченного доступа должны быть определены федеральным законом.

     В России действуют Федеральные законы, регулирующие отношения по отнесению сведений к информации с ограниченным доступом, например Закон РФ “О государственной тайне”, Федеральный закон “О коммерческой тайне”. В то же время в настоящее время в российском законодательстве отсутствует общеправовое понятие тайны.

В отечественной литературе при определении отдельных видов тайны имеются различные спорные, порой противоречивые точки зрения. Между тем необходимо определить четкие признаки тайны, чтобы иметь возможность дать правильную правовую оценку необходимости отнесения той или иной информации под конкретную категорию тайны.

     Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” устанавливает, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     На практике встречаются случаи, когда ограничения на доступ к информации устанавливаются подзаконными актами. Одним из ярких тому примеров является Постановление Правительства РФ N 1233 от 3 ноября 1994 г.

“Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти”. Данное Постановление вышло в 1994 г. с пометкой “для служебного пользования” и в связи с этим не было официально опубликовано в течение 10 лет.

Издание подобным образом нормативных правовых актов вызывает множество вопросов, прежде всего, по формальным основаниям (отсутствие официального опубликования). Конституция РФ (ч. 3 ст.

15) устанавливает запрет на применение нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан, если они не были опубликованы официально для всеобщего сведения. Данная норма находится в первой главе Конституции РФ и относится к основам конституционного строя Российской Федерации.

Таким образом, издание под ограничительным грифом любых нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан, в том числе право на доступ к информации, противоречит основам конституционного строя России.

     Основным недостатком Постановления N 1233 является крайне нечеткое определение служебной информации ограниченного распространения в п. 1.2, поскольку категория “служебная необходимость” не определена ни в законодательстве, ни в юридической доктрине и может быть истолкована сколь угодно широко.

     Действительно, согласно п. 1.2 Постановления, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

Поскольку критерием отнесения тех или иных сведений к категории служебной информации ограниченного распространения являются не конкретные объективные факторы, а субъективная категория – “служебная необходимость”, возникает повод для возможности принятия произвольных правоприменительных решений.

     Таким образом, используемая в Постановлении N 1233 формулировка обесценивает существо конституционного права граждан на доступ к информации, поскольку ставит его реализацию в зависимость от неограниченного усмотрения должностного лица.

     Неконкретность взаимосвязанных правовых норм нарушает конституционный принцип о равенстве всех перед законом (ст. 19 Конституции РФ), поскольку создает предпосылки для различных (порой противоположных друг другу) правоприменительных решений по одному и тому же вопросу.

     Критерии отнесения конкретной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления к категории ограниченного доступа должны быть определены исключительно специальным федеральным законом и только в отношении государственной или служебной тайны.

     В связи с отсутствием федерального закона о служебной тайне, несмотря на наличие Постановления N 1233, в настоящее время не существует достаточных правовых оснований относить ту или иную информацию к служебной тайне, ограничивая при этом доступ граждан или организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.  

§ 1. Развитие правового регулирования служебной тайны 

     В Советском Союзе имелась достаточно эффективная система охраны информации ограниченного доступа.

     В тот период выделялось три основных ее вида: государственная тайна (информация с грифами “особой важности” и “совершенно секретно”), служебная тайна (информация с грифом “секретно”), а также информация для служебного пользования.

     Если за разглашение “информации для служебного пользования” предусматривалась дисциплинарная ответственность, то за передачу иностранным организациям сведений, составлявших служебную тайну, согласно положениям ст. 76.1 УК РСФСР (она появилась в Уголовном кодексе 30 января 1984 г.) предусматривалась уголовная ответственность.

     Из содержания диспозиции указанной правовой нормы усматривалось, что служебная тайна – это экономические, научно-технические или иные сведения, представлявшие повышенный интерес для их держателей, но не подпадавшие под категорию государственной тайны.

Ввиду важности обеспечения защиты подобной информации передача или собирание с целью передачи иностранным организациям или их представителям экономических, научно-технических или иных сведений, составлявших служебную тайну, лицом, которому эти сведения были доверены по службе или работе или стали известны другим путем, наказывались лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет. Те же действия, причинившие крупный имущественный ущерб государственным или общественным организациям либо повлекшие иные тяжкие последствия, влекли за собой лишение свободы на срок до восьми лет.

     Характерно, что содержание понятий “служебная тайна” и “информация для служебного пользования” в тот период практически не комментировалось. Толкование их сущности в каждом конкретном случае оставалось за руководителями учреждений, организаций, предприятий или представителями органов власти.

Таким образом, механизм защиты этих сведений основывался на разрешительном принципе права, поскольку большая их часть подпадала под определенные ограничительные режимы, а решение о допуске (или запрете допуска) к соответствующей информации в каждом конкретном случае принимало то или иное должностное лицо.

     Данное обстоятельство входило в прямое противоречие с нормами международного права, так как нередко служило поводом для необоснованного привлечения к дисциплинарной или уголовной ответственности, а в отдельных случаях не позволяло гражданам своевременно получать от должностных лиц необходимую информацию.

     С принятием в 1993 г. Закона РФ “О государственной тайне” гриф “секретно” был отнесен к сведениям, составляющим государственную тайну, а новый институт правовой охраны служебной тайны так и остался до конца не сформированным.

     Несовершенство правового регулирования защиты служебной тайны наглядно продемонстрировала появившаяся в 1994 г. ст. 139 Гражданского кодекса РФ, которая практически нивелировала понятия служебной и коммерческой тайн.

Согласно содержанию этой статьи информация считалась “служебной или коммерческой тайной, если она имела действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней не было свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимал меры к охране ее конфиденциальности”.

     Здесь же отмечалось, что сведения, составлявшие служебную или коммерческую тайну, защищались способами, предусмотренными Гражданским кодексом и другими законами. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляла служебную или коммерческую тайну, обязаны были возмещать причиненные убытки.

     Такая же обязанность возлагалась и на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе – контракту, и на контрагентов, сделавших это с нарушением положений гражданско-правового договора.

     Тем самым Гражданский кодекс РФ заведомо неточно трактовал круг правообязанных субъектов – держателей служебной тайны. Он относил к их числу, прежде всего работников коммерческих предприятий, поскольку именно они являлись держателями сведений, представляющих коммерческую ценность.

     Вполне возможно, что законодатели, определявшие в свое время содержание указанной статьи ГК РФ, имели в виду вовсе не служебную тайну, а всего-навсего служебный секрет производства, законодательное определение которого стало применяться лишь с момента вступления в силу в 2008 г. части четвертой Гражданского кодекса РФ. Здесь он рассматривается как результат интеллектуальной деятельности, полученный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, из чего можно сделать вывод о том, что служебный секрет производства представляет собой лишь разновидность коммерческой тайны (Статья 1470 Гражданского кодекса РФ. Ч. 4). Тем не менее в ст. 139 ГК РФ подобных разъяснений не содержалось, что приводило к неоднозначному толкованию сущности служебной тайны.

     Нужно заметить, что на сегодняшний день разработан и внесен в Государственную Думу проект Федерального закона “О служебной тайне” (Приложение).

В данном проекте служебная тайна определяется как конфиденциальная информация, образующаяся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которой нарушает права и свободы граждан, препятствует реализации органом или организацией предоставленных им полномочий либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальная информация, полученная органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке.  

§ 2. Основные признаки служебной тайны 

     Обратимся к нормативным правовым актам, определяющим статус субъектов служебной тайны. В соответствии с положениями Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г.

N 188, “служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна)”, отнесены к конфиденциальной информации.

     В некоторых ситуациях бывает сложно провести грань между служебной и профессиональной тайнами, поскольку последняя также является разновидностью конфиденциальной информации. Однако следует подчеркнуть, что это два разных вида сведений, отличающихся друг от друга.

     Вследствие того что в действующем законодательстве отсутствуют четкие ориентиры для определения сущности служебной тайны, следует руководствоваться научными подходами, согласно которым информация может считаться служебной тайной лишь в том случае, если она обладает рядом характерных признаков.  

§ 2.1. Субъекты служебной тайны 

     Первая особенность служебной тайны заключается в том, что ее субъектами могут являться исключительно государственные или муниципальные служащие. Причем к служебной тайне может относиться лишь та конфиденциальная информация, которая становится им известной в силу исполнения профессиональных обязанностей, связанных с государственной или муниципальной службой.

     Определения государственной службы и государственного служащего вытекают из целого ряда положений Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации”, Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе” и Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.

Источник: http://freepapers.ru/59/opredelenie-svedenij-sostavlyajushhih-sluzhebnuju-tajnu/72353.470809.list1.html

Служебная тайна в законодательстве и ГК РФ – что это такое, ответственность за разглашение

Служебная тайна: виды и понятие. Толкование ФЗ о служебной тайне

— Организация бизнеса — Оформление — Делопроизводство — Служебная тайна – что это такое, правовое регулирование

Понятие служебной тайны можно встретить в отдельных государственных документах и нормативных актах, а также в средствах массовой информации и личном общении – оно является достаточно широко распространенным. Однако о том, что такое служебная тайна и как обеспечивается её правовое регулирование в ГК РФ, знает не каждый. Особенно если учесть, что данный термин на текущий момент вышел из употребления в законодательстве.

Служебная тайна в ГК РФ – что это такое, правовое регулирование и нормативы

Как уже было упомянуто ранее, на текущий момент понятие и определение служебной тайны практически невозможно встретить в законодательстве – исключение составляют старые и не редактированные нормативные акты, отдельная внутренняя ведомственная документация и упоминания в прессе. Тем не менее, далеко не каждый работодатель или сотрудник знает об этом факте и тем более, понимает, что именно может или могло являться служебной тайной, а что к ней не относится и не относилось ранее.

В 2021 году под служебной тайной чаще всего подразумевают какую-либо информацию, которая должна охраняться от доступа посторонних лиц и разглашения.

В частности, к ней могут относить как коммерческую тайну, которая имеет достаточно глубокое и достоверное правовое регулирование, так и персональные данные, которые также охраняются действующим законодательством.

Кроме этого, имеет сейчас место также и профессиональная тайна, которая касается сведений, полученных в ходе трудовой деятельности.

Ранее же, служебная тайна в ГК РФ упоминалась в положениях статьи 139 ГК РФ, которая ныне утратила свою силу.

Под ней подразумевалась информация, которая относится к государственным органам и могла попасть к государственным служащим по причине исполнения ними своих непосредственных служебных обязанностей.

Определение служебной тайны, действительное на текущий момент, содержится в положениях Указа Президента РФ №188 от 06.03.1997, который содержит в себе перечень информации, считающейся конфиденциальной – к ним относятся служебные сведения. То есть – непосредственно связанные с государственной, муниципальной или иной службой данные с ограниченным доступом.

Что относится к служебной тайне как к служебной информации

К служебной информации с ограниченным доступом, в соответствии с законодательством РФ, относится любая информация, к которой доступ граждан ограничивается отдельными нормативными актами.

При этом к таковым сведениям относятся не являющиеся секретными данные о деятельности организаций и служб, которые не могут быть разглашены по причине законодательного запрета на разглашение именно этих данных или тех, которые были получены в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Следует разделять служебную тайну с секретной информацией – к последней могут относиться сведения, составляющие собой государственную или военную тайну, но не служебную. Секретный характер для служебной информации не предусмотрен.

Следует также помнить, что законодательство строго регламентирует право граждан на доступ к определенной информации, и поэтому служебной тайной ни при каких обстоятельствах не могут являться следующие данные:

  • Информация о действующих нормативных актах, затрагивающих прямо или косвенно права или свободы граждан.
  • Сведения о деятельности органов местного самоуправления или государственной власти.
  • Данные про исполнение местного или государственного бюджета и распределение средств из них.
  • Экономические сведения и оценки потребностей населения.
  • Сведения про состояние окружающей среды и любая иная информация, способная оказать влияние на безопасность граждан.
  • Открытая архивная, библиотечная, музейная информация, а также сведения в специализированных, созданных для информирования граждан системах.

Коммерческая, профессиональная и служебная тайна и их отличия

Так как сейчас понятие служебной тайны было практически нивелировано в действующем законодательстве, во многом её функции были перенесены на коммерческую тайну.

Правовое регулирование её обеспечивается нормативными положениями Федерального закона №98 от 29.07.2004.

Под коммерческой тайной законодательство подразумевает любые сведения, полученные в ходе ведения хозяйственной деятельности и имеющие определенную ценность при условии сохранения их втайне.

Соответственно, можно выделить следующие отличия служебной тайны от коммерческой:

  • Коммерческая тайна может принадлежать как государственным организациям, так и частным компаниям, и простым гражданам, в то время как служебная тайна относится исключительно к государственным или муниципальным объектам.
  • Последствиями разглашения коммерческой тайны всегда будет являться потеря ценности информации и нанесение материального ущерба, а разглашение служебной тайны может повлечь за собой нарушение прав государства или отдельных частных лиц.
  • Коммерческая тайна в обязательном порядке должна иметь какую-либо ценность, в то время как практической ценностью служебная тайна не обладает.

Другим близким понятием к служебной тайне является профессиональная тайна. При этом данному аспекту посвящено большое количество различных нормативных документов, выделяющих отдельные виды профессиональной тайны, к которым можно отнести:

  • Тайну переписки.
  • Врачебную тайну.
  • Тайну исповеди.
  • Тайну телефонных переговоров.
  • Нотариальную тайну.
  • Адвокатскую тайну
  • и другие виды информации, которая может быть получена третьими лицами при ведении их прямо профессиональной деятельности, и разглашение которой может повлечь за собой ущерб.

При этом с определенной точки зрения, как служебная, так и профессиональная тайна являются общими, так как информация, полученная в ходе профессиональной деятельности государственных служащих, является одновременно и профессиональной, и служебной.

Персональные данные являются отдельным объектом конфиденциальной информации и не могут свободно обрабатываться и, в том числе, разглашаться без согласия предоставившего их лица.

При этом защита персональных данных касается любых субъектов хозяйствования и государственных органов, а её правовое регулирование обеспечивается положениями ФЗ №152 от 27.07.2006.

Более подробно о том, как происходит защита персональных данных работников различных предприятий можно прочитать в отдельной статье.

Последствия разглашения служебной тайны и ответственность за такие действия

Законодательство предусматривает возможность привлечения к ответственности лиц, виновных в разглашении сведений, составляющих какую-либо тайну. При этом данная ответственность может носить различный характер и за нее будут предусмотрены различные санкции. Так, разглашение служебной тайны может повлечь за собой:

  • Дисциплинарную ответственность. Работник, виновный в разглашении вверенной ему должным образом тайны или персональных данных, либо информации, полученной в ходе ведения его профессиональной деятельности, может быть уволен за данные действия. При этом решение об увольнении в данной ситуации принимает непосредственно работодатель в соответствии как с федеральным трудовым законодательством, так и с законами, регламентирующими деятельность соответствующего ведомства. Следует также отметить, что в отдельных государственных ведомствах могут предусматриваться дополнительные дисциплинарные взыскания, не предусмотренные общим трудовым законодательством.
  • Административную ответственность. Она рассматривается в зависимости от обстоятельств положениями статьи 15.21 КоАП РФ в случае неправомерного использования инсайдерских сведений, а также статьи 13.11 КоАП РФ, если имело место разглашение чьих-то персональных данных. В первом случае штраф будет составлять от 30 до 50 тыс. рублей, а во второй ситуации – от 5 до 10 тыс. рублей – в данном случае учитывается статус должностных лиц.
  • Уголовную ответственность. Как преступление разглашение служебной тайны карается крайне редко. Однако, в некоторых случаях под служебную тайну может подпадать тайна усыновления. И её разглашение законодательно карается штрафом до 80 тыс. рублей или арестом вплоть до 4 месяцев. Кроме этого, подлежит наказанию и разглашение сведений о мере безопасности судей и иных участников уголовного процесса.

(10 голос., 4,70 из 5)
Загрузка…

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/sluzhebnaya-tajna-chto-eto-takoe-pravovoe-regulirovanie.html

Закон о служебной тайне действующая редакция

Служебная тайна: виды и понятие. Толкование ФЗ о служебной тайне

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной властей (далее органы государственной власти), местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Фз — о государственной тайне

Государственная тайна — информация в экономической, разведывательной, внешнеполитической, военной области, которая защищается государством.

Подобные сведения запрещено распространять из-за высокой вероятности нанесения ущерба государству. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, которые связаны с информацией особой секретности.

В целях обеспечения безопасности страны, подобные сведения запрещается передавать в пользование третьим лицам.

Законодательство РФ о государственной тайне

Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на следующих нормативно-правовых актах: 1.

Закон РФ 98-ФЗ: полная информация о коммерческой тайне

Федеральный закон о коммерческой тайне 98-ФЗ в последней редакции 2021 года регулирует отношения, которые связаны с прекращением, установлением или изменением режима соблюдения коммерческой тайны. Под действие Закона о коммерческой тайне 98-ФЗ попадает информация, имеющая потенциальную или действительную коммерческую ценность для третьих лиц, не обладающих доступом к данным подобного рода.

Нормы закона 98-ФЗ распространяются на любую информацию с коммерческой ценностью, независимо от того на каком носителе она находится.

Попросту говоря, служебная тайна — это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Служебная тайна не подлежит разглашению, кроме случаев, когда те или иные сведения запрашиваются правоохранительными органами.

Согласно Указу Президента РФ от 06.

Понятие и перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, правовой режим, охрана и защита служебной информации согласно действующей редакции Федерального закона №98 (ФЗ)

Определение коммерческой тайны.

Это режим секретности определенных сведений . устанавливаемый субъектом экономики с целью увеличения доходов, уменьшения расходов, сохранения рыночных преимуществ, получения иной выгоды. Потенциально или реально ценным для обладателя.

Засекречен от людей, не входящих в категорию посвященных. Все, что является коммерческой тайной организации должно быть легитимным .

Служебная тайна: виды и понятие

Естественно, наиболее охраняемой и защищенной является первый вид – государственная тайна, поскольку ее несоблюдение может привести к нарушению национальной безопасности.

Согласно определению Российского законодательства, сюда можно отнести информацию о внешнеполитической, экономической, разведывательной, военной, розыскной деятельности государства.

Итак, служебная тайна – это та информация, к которой доступ ограничен специальными органами, а также федеральными законами (о вкладах населения, сведениях об усыновлении, заболеваниях людей).

Служебная тайна — ее основные виды и понятия

До сих пор идут споры что же такое служебная тайна, у некоторых служебная тайна ассоциируется с понятием под грифом «секретно», однако новый закон говорит об этом так: служебная тайна – это та информация, доступ к которой ограничен государственной властью, служебными лицами и федеральными законами. Служебная тайна не разглашается, исключением являются моменты в которых необходимо предоставит ту или иную информацию правоохранительным органам.

Источник: http://juridicheskii.ru/zakon-o-sluzhebnoj-tajne-dejstvujuschaja-redakcija-38415/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.