+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Разработка федерального бюджета. Закон о федеральном бюджете. Структура федерального бюджета

Содержание

Бюджет федеральный – это…Что такое бюджет федеральный: структура и сущность

Разработка федерального бюджета. Закон о федеральном бюджете. Структура федерального бюджета

Добавлено в закладки: 0

Что такое бюджет федеральный? Описание и определение понятия.
 Бюджет федеральный – это финансовый план, который является частью бюджета государства с федеральной системой государственного устройства. Порядок исполнения и формирования федерального бюджета регламентируется на законодательном уровне.

Этот документ является главным, в котором прописываются все перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него проходит Мобилизация финансовых ресурсов для того, чтобы реализовать социальную политику государства, регулировать его экономическое развитие, укреплять обороноспособность страны.

С бюджета федерального распределяют основную часть денежных средств для народного хозяйства, разных отраслей непроизводственной и производственной сферы страны.

Рассмотрим, более детально, что значит  федеральный бюджет.

Сущность федерального бюджета

Федеральный бюджет Российской Федерации — это основной финансовый план правительства России, имеющий силу закона и который составляется на текущий финансовый год.

Федеральный бюджет — это центральный элемент  всей бюджетной системы государства.

Федеральный бюджет состоит из доходов и расходов.

Структура доходов  определяется несколькими факторами, прежде всего основными потребностями государства в денежных ресурсах, а также возможностями государства по эффективному использованию этих ресурсов.Есть еще один немаловажный фактор, который определяет структуру доходов федерального бюджета — это особенности экономической политики, которую проводит государство в данный период времени.

Структура расходов федерального бюджета определяется  каждый раз основными потребностями и функциями государства.

С экономической точки зрения  федеральный бюджет является самым важным элементом  макроэкономической политики государства, так как именно он обеспечивает активное накопление денежных ресурсов, а также несет огромную ответственность за их эффективное распределение.

Стоит отметить, что большая часть платежеспособного спроса формируется именно за счет бюджетных средств. Это достигается посредством того, что из федерального бюджета выплачиваются существенные объемы заработной платы, осуществляются крупные капиталовложения, приобретаются необходимые товары и услуги.

Существуют определенные параметры федерального бюджета, которые непосредственно влияют на самые важные показатели макроэкономики— сюда включаются: объемы инвестиций и производства, уровень занятости населения и их доходы, валютный курс и процентную ставку.

Таким образом, подведя итог вышесказанному, можно с уверенностью определить федеральный бюджет по своей сути и содержанию как инструмент политики и одновременно экономическая категория.

Федеральный бюджет по своей форме – это финансовый план государства, то есть, проще говоря, план по сбору и использованию финансовых ресурсов в целях обеспечения главных государственных функций.

Если посмотреть с юридической точки зрения, федеральный бюджет – это нормативный акт (или закон). Разрабатывается федеральный бюджет органами исполнительной власти, а принимается и утверждается органами представительной (или законодательной) власти.

Доходы и расходы федерального бюджета

Все доходы федерального бюджета делятся на два типа:  налоговые и неналоговые.

Налоговые доходы составляют:

  • основные федеральные налоги и сборы, которые установлены налоговым законодательством;
  • таможенные платежи и сборы, таможенные пошлины;
  • государственная пошлина.

Неналоговые доходы формируются за счет:

  • доходов от использования и продажи личного имущества;
  • части прибыли унитарных предприятий.

Также в доходах федерального бюджета учитываются:

  • прибыль Банка России;
  • доходы от внешней экономической деятельности;
  • доходы от реализации запасов и государственных резервов.

Средства из федерального бюджета используются на такие расходы:

  • на обеспечение деятельности президента Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации , Счетной палаты Российской Федерации , Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • на функционирование федеральной судебной системы;
  • на осуществление международной деятельности;
  • на национальную оборону и обеспечение безопасности государства;
  • на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • на государственную поддержку воздушного, железнодорожного и морского транспорта;
  • на государственную поддержку атомной энергетики;
  • на ликвидацию последствий стихийных бедствий федерального масштаба и чрезвычайных ситуаций;
  • на исследование, а также использование космического пространства;
  • на формирование федеральной собственности в государстве;
  • на обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  • на компенсацию государственным внебюджетным фондам расходов, а именно: на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, которые подлежат финансированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  • на федеральную инвестиционную программу;
  • на официальный статистический учет на государственном уровне.

Когда формируются бюджеты всех уровней, обязательно предусматривается создание резервных фондов. Так, в федеральном бюджете резервный фонд не может превышать 3% уже утвержденных расходов федерального бюджета. Устанавливается размер резервных фондов органами законодательной власти при их утверждении на очередной финансовый год.

Резервные фонды используются прежде всего на финансирование непредвиденных расходов, например, на проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных и непредвиденных ситуаций.

Порядок расходования из этих фондов определяется исключительно правительством государства.

Составление проекта федерального бюджета

Составляется проект федерального бюджета правительством Российской Федерации и основывается на следующих документах:

  • на бюджетном письме Президента Российской Федерации;
  • на предварительном прогнозе социально-экономического развития государства на будущий год (на основе статистических данных за последний отчетный период, а также на основе намечаемых тенденций развития экономики и социальной сферы в государстве);
  • на основных направлениях бюджетной и налоговой политики на будущий год (например, могут быть предусмотрены некоторые изменения ставок некоторых налогов, а также распределения налогов между бюджетами разных уровней);
  • на прогнозе сводного финансового баланса на будущий год по всей территории Российской Федерации (то есть имеется в виду прогноз доходов и расходов бюджетов всех уровней по территории Российской Федерации);
  • на плане развития государственного сектора экономики.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации выделяют два этапа составления федерального бюджета.

Первый этап — это разработка на основе плана-прогноза экономики основных характеристик проекта федерального бюджета.

Второй этап формирования федерального бюджета — это распределение объемов финансирования в соответствии с детализированной функциональной классификацией, а также в соответствии с экономической и ведомственной классификациями.

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета

Составленный правительством проект федерального бюджета рассматривается и утверждается Государственной думой. Государственная дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год , обсуждает его концепцию и утверждает основные характеристики федерального бюджета.

Мы коротко рассмотрели федеральный бюджет и его сущность, структуру,  доходы и расходы, а также составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Источник: https://biznes-prost.ru/byudzhet-federalnyj.html

Юридическая сила и структура закона о бюджете на очередной бюджетный период

Разработка федерального бюджета. Закон о федеральном бюджете. Структура федерального бюджета

Федеральный закон о государственном бюджете – это основной финансовый план аккумулирования, распределения и использования централизованного государственного денежного фонда в форме нормативного правового акта первичного характера, ежегодно принимаемого соответствующим представительным (законодательным) органом власти посредством особой законотворческой процедуры и обладающего соответствующей юридической силой в иерархии законодательных актов.

Приведенное определение содержит основные характеристики как закона о федеральном бюджете, так и законов о бюджетах субъектов РФ.

Предмет правового регулирования закона о бюджете имеет конституционную значимость, предопределяющую необходимость установления на конституционном уровне гарантий своевременности, действенности, социально-экономической обоснованности и исполнимости бюджетно-финансовых решений.

Ст. 11 БК РФ устанавливает, что

  • Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов,
  • бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ.

Федеральные законы (а также их проекты) “О федеральном бюджете на …. год и на плановый период …. и …. годов” публикуются на сайте Министерства финансов Российской Федерации.

В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета (гл. 21 бк рф):

  1. общий объем доходов бюджета;
  2. общий объем расходов;
  3. дефицит (профицит) бюджета;
  4. иные показатели, установленные БК РФ, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (кроме законов (решений) о бюджете):
    • в федеральном законе о федеральном бюджете – нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ (*);
    • в законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ – нормативы распределения доходов между бюджетом субъекта РФ, бюджетом территориального государственного внебюджетного фонда, бюджетами муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта РФ (*);
    • в решении представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) о бюджете муниципального района (городского округа с внутригородским делением) – нормативы распределения доходов между бюджетами городских, сельских поселений (внутригородских районов) (*).

((*) в случае, если они не установлены БК РФ, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями БК РФ).

Законом (решением) о бюджете устанавливаются:

  • перечень главных администраторов доходов бюджета;
  • перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
  • распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
  • общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
  • объем межбюджетных трансфертов;
  • источники финансирования дефицита бюджета, установленные статьями 94 (в случае принятия федерального бюджета с дефицитом), 95 и 96 настоящего Кодекса на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
  • верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) государственного внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным или муниципальным гарантиям;
  • иные показатели федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета.

Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете регламентируется гл. 22 БК РФ.

Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года.

Проектом данного закона предусматривается уточнение показателей утвержденного федерального бюджета планового периода и утверждение показателей второго года планового периода составляемого бюджета.

Уточнение параметров планового периода утверждаемого федерального бюджета предусматривает:

  • утверждение уточнений показателей в первом и во втором чтениях;
  • утверждение увеличения или сокращения утвержденных показателей по дополнительным целевым статьям и (или) видам расходов федерального бюджета.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в Государственную Думу одновременно с рядом обосновывающих документов и материалов, перечень которых приведен в п. 4 ст. 192 БК РФ.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:

  1. о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период;
  2. о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период.

В случае если общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством РФ расходных обязательств РФ, Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/iuridicheskaya-sila-i-struktura-zakona-o-biudzhete-na-ocherednoy-biudzhetniy-period

Годовой бюджет российской федерации

Разработка федерального бюджета. Закон о федеральном бюджете. Структура федерального бюджета

Говоря о федеральном бюджете Российской Федерации, необходимо отличать юридическое и экономическое понимание этого термина. В данной статье речь пойдет о последнем.

Прежде всего – определение. Бюджет – это экономическая категория, устойчивая общественная связь. Федеральный бюджет Росси можно охарактеризовать как общественные отношения, которые касаются формирования и дальнейшего использования федеральными властями данного финансового фонда.

В РФ структуру доходов федерального бюджета определяют таким образом:

  • По существующим потребностям страны в финансовых ресурсах;
  • По возможностям государства в мобилизации денежных ресурсов;
  • По особенностям проводимой экономической политики.

Сегодня федеральный бюджет – один из самых важных элементов макроэкономической политики, который дает возможность аккумулировать финансовые ресурсы и перераспределять их на нужды государства.

Также за счет федерального бюджета в России формируют большую часть платежного спроса – из него выплачиваются большие объемы заработной платы, покупаются услуги и товары, производятся капиталовложения. А по собственному содержанию федеральный бюджет Российской Федерации – это инструмент политики и, одновременно с этим, экономическая категория.

О доходах и расходах федерального бюджета рф

Доходы, которые получает федеральный бюджет, делятся на два вида – неналоговые и налоговые. К последнему относят:

  • Государственную пошлину
  • Федеральные налоги, а также сборы, что устанавливаются налоговым законодательством
  • Таможенные сборы, пошлины, другие платежи

К неналоговым доходам относятся:

  • Доход от реализации имущества;
  • Доход от использования государственного имущества;
  • Доля от прибыли унитарных предприятий;
  • Доходы от реализации государственных резервов и запасов;
  • Доход от внешнеэкономической деятельности;
  • Прибыль, которую получил Банк России за минувший год.

Нормы закона, устанавливающего федеральный бюджет на будущий год, предполагает возможность передачи местным бюджетам и бюджетам субъектов федерации.

О расходах федерального бюджета

За государственные деньги (за счет федерального бюджета) сегодня финансируются такие отрасли:

  • Деятельность федеральной судебной системы;
  • Международная деятельность РФ;
  • Обеспечение деятельности Счетной палаты, ЦИК, президента РФ, органов исполнительной власти (а также территориальных органов) ;
  • Содействие научно-техническому прогрессу, фундаментальные исследования;
  • Государственная поддержка морского, воздушного и ж/д транспорта;
  • Национальная оборона;
  • Ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий;
  • Поддержка атомной энергетики;
  • Приобретение федеральной собственности ;
  • Погашение и обслуживание госдолга РФ;
  • Федеральная инвестиционная программа.

По закону, при формировании федерального бюджета РФ в обязательном порядке создаются специальные резервные фонды. При этом размер резервного фонда в федеральном бюджете не может превышать 3% от утвержденных правительством расходов.

Порядок использования резервного фонда определяется правительством РФ.

Помимо всего прочего, федеральный бюджет, формируемый на очередной финансовый год, также предусматривает создание резервного фонда президента РФ (размер – не больше 1% от утвержденных расходов федерального бюджета). Деньги из этого фонда тратятся на непредвиденные и дополнительные расходы (последние предусматриваются президентскими указами).

Основные расходные статьи федерального бюджета на момент написания статьи:

  • Финансирование национальной обороны (19%);
  • Обслуживание и погашение государственного долга (20%);
  • Финансовая помощь местным бюджетам (15,6%).

Как составляется проект федерального бюджета?

Согласно действующей нормативной базе РФ, составлять проект федерального бюджета может только правительство страны. Проект начинают формировать не позже чем за десять месяцев до начала следующего финансового года.

Для составления проекта бюджета РФ создаются такие документы:

  • План развития государственного экономического сектора;
  • Прогноз сводного финансового баланса на очередной год (по всей территории страны);
  • Прогноз социально-экономического развития на следующий год;
  • Бюджетное послание Президента России;
  • Основные направления налоговой и бюджетной политики на следующий год.

Для составления проекта бюджета РФ используются исходные макроэкономические показатели – текущий уровень инфляции, темпы роста и общий объем ВВП.

Очередность действий и назначение документов

После формирования бюджетного послания Президента, документ направляется Федеральному собранию РФ (не позже марта текущего года).

В этом документа сформулирована бюджетная политика на грядущий год, которая определяется на основе приоритетных задач социальной сферы и экономического развития.

Далее создается прогноз социально-экономического развития, который разрабатывается на основе статистических данных за последний отчетный период.

Основные направления налоговой и бюджетной политики на очередной финансовый год – это документ, который содержит в себе план изменений в налоговой и бюджетной политике государства, а также в бюджетном и налоговом законодательстве России. Отметим, что данный документ может предусматривать возможные изменения ставок некоторых налогов, а также распределение налогов между бюджетами.

Прогноз сводного финансового баланса – это прогноз расходов и доходов всех бюджетов России.

Данный прогноз составляется на основе отчетного баланса (за прошлый год), а также прогноза социально-экономического развития на грядущий год.

Баланс наглядно отражает существующий объем имеющихся в России финансовых ресурсов, распределение их между бюджетами субъектов Федерации, бюджетами местного самоуправления и федеральным бюджетом.

План развития государственной экономики РФ включает в себя:

  • Информацию о количестве государственных служащих по главным распорядителям бюджетных средств;
  • Программу приватизации госимущества;
  • Сводный план финансово-хозяйственной деятельности предприятий, находящихся в собственности государства.

Как составляется годовой бюджет России?

Процесс составления годового бюджета прописан в Бюджетном кодексе РФ – здесь выделены два этапа такого процесса, которые мы подробно разберем ниже в статье.

В рамках первого этапа разрабатываются основные характеристики проекта федерального бюджета РФ. Происходит это таким образом:

  • Минэкономики РФ разрабатывает план-прогноз развития государства, в котором отображены важнейшие макроэкономические показатели;
  • Правительство РФ рассматривает план-прогноз и утверждает его;
  • Минфин на основе полученного плана-прогноза разрабатывает главные характеристики проекта федерального бюджета. На данном этапе бюджетные расходы распределяются в соответствии с основными разделами функциональной классификации;
  • Правительство утверждает разработанные Минфином основные характеристики федерального бюджета, после чего они направляются федеральным ведомствам и министерствам. На основе характеристик составляется предварительное распределение финансовых потоков по конкретным получателям.

На втором этапе формирования государственного бюджета происходит распределение объемов финансирования (в соответствии с функциональной детализированной классификацией, ведомственными и экономическими классификациями). Происходит это таким образом:

Минфин формирует бюджетные расходы, после чего согласует предполагаемые расходы с профильными ведомствами и министерствами. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам требуют рассмотрения в межведомственной правительственной комиссии, которая возглавляется министром финансов.

Согласование, а также разработка проекта бюджета должна быть завершена не позже 15 июля текущего года.

В период с 15 июля по 15 августа российское правительство рассматривает прогнозы социально-экономического развития страны на следующий год, а также уточненные параметры социально экономического развития страны (среднесрочная перспектива), проект федерального бюджета. После утверждения проекта закона о федеральном бюджете он вносится на рассмотрение в Госдуму. В Государственную думу проект должен поступить не позже 15 августа текущего года. Также проект бюджета высылается президенту страны для ознакомления.

О рассмотрении и утверждении годового федерального бюджета

Депутаты Госдумы должны рассмотреть проект закона о федеральном бюджете на будущий финансовый год в первом чтении (не более, чем через 30 дней с момента внесения на рассмотрение).

В первом чтении депутаты Государственной думы обсуждают:

  • Прогноз социально-экономического проекта России;
  • Концепцию федерального бюджета;
  • Направления в налоговой и бюджетной политике;
  • Программу внешних государственных заимствований.

В первом чтении происходит утверждение:

  • Дефицита федерального бюджета в абсолютных цифрах и процентах;
  • Суммарный объем расходов Федерального бюджета на будущий год;
  • Распределение доходов от сборов и налогов между федеральным бюджетом, а также бюджетами субъектов Федерации;
  • Доходы федерального бюджета по группам, подгруппам, а также статьям классификации доходов бюджетов РФ.

Государственная дума не может увеличить дефицит и доходы федерального бюджета РФ, если на это не получено согласие Правительства. Если проект закона отклоняется в первом чтении, Госдума может:

  • Вернуть в правительство проект для доработки;
  • Передать проект в согласительную комиссию (в нее входят представители Совета; Федерации, правительства РФ и Государственной думы) для разработки единого варианта характеристик бюджета;
  • Поднять вопрос о недоверии действующему правительству РФ.

Второе чтение в Государственной думе. Во втором чтении предоставленного правительством РФ проекта утверждается общий объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов.

Дума рассматривает проект закона не больше 15 дней с момента принятия проекта федерального бюджета в первом чтении.

Если во втором чтении проект отклонен – он передается в специальную согласительную комиссию.

Третье чтение проекта федерального бюджета. В рамках этого чтения депутаты Госдумы:

  • Утверждают расходы по подразделам функциональной классификации;
  • Утверждают распределение средств Фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам Федерации;
  • Утверждают проект федеральной адресной инвестиционной программы на грядущий год, а также программы внешних государственных заимствований на следующий год.

Проект закона о федеральном бюджете в третьем чтении должен быть принят не позднее 25 дней с даты принятия проекта во втором чтении.

Четвертое чтение. При четвертом чтении законопроекта проект голосуется депутатами Госдумы в целом, вносить поправки в федеральный бюджет уже нельзя. Рассмотреть проект Госдума должна рассмотреть в течение 15 дней с момента принятия законопроекта в третьем чтении.

После принятия Государственной думой закона о федеральном бюджете на будущий год, в течение 5 дней закон передается на рассмотрение Совету Федерации, который, в свою очередь, рассматривает закон в течение 2 недель (14 дней) с даты получения. Дополнения или изменения в законопроект не допускаются, однако Совет Федерации имеет право отклонить или признать закон. В случае отклонения закон про федеральный бюджет передают в согласительную комиссию

Если Государственная дума не согласна с решением Совета Федерации об отклонении закона, бюджет будет принят (если при повторном ании свои голоса в поддержку закона отдадут больше 2/3 депутатов).

А в случае, если в установленный действующим законодательством РФ срок закон про федеральный бюджет не принимается, правительство продолжает осуществлять расходы по бюджету на предыдущий год с рядом ограничений:

  • Бюджетные средства не может быть предоставлено на инвестиционные цели.
  • Деньги нельзя предоставлять на возвратной форме.
  • Нельзя предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам.
  • Нельзя формировать резервные фонды.

Дополнения и изменения для Федерального Бюджета

Нередко складываются такие обстоятельства, которые могут привести к нарушениям сделанных прогнозов и требуют внесения корректировок в принятый бюджет. Простой пример – резкие колебания конъюнктуры мирового рынка, а также негативные события внутри государства.

Итак, если доход в федеральный бюджет уменьшился более чем на 10% (от годового значения), правительство вносит в Госдуму проект закона про внесение дополнений и изменений в закон про федеральный бюджет. Этот проект рассматривается во внеочередном порядке в 3 чтениях (в течение 15 дней).

Если проект об изменении закона о федеральном бюджете на следующий год не был принят в установленные сроки, правительство может начать пропорциональное сокращение расходов бюджета до момента принятия по данному вопросу законодательного решения. Это сокращение называется «секвестра» – процедура применяется очень редко и только в исключительных случаях. Кстати, есть и так называемые «защищенные статьи бюджета» – они не подлежат секвестированию и финансируются в первую очередь.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9200-godovoy-byudzhet-rossiyskoy-federacii

Федеральный бюджет – это… Закон о федеральном бюджете

Разработка федерального бюджета. Закон о федеральном бюджете. Структура федерального бюджета

Любые социальные выплаты, реконструкции учреждений неприбыльного характера и многие другие мероприятия государственного значения в большей степени компенсируются за счет национального богатства. Его формирование и структуризация – процесс непростой и трудоемкий, и в нем мы попытаемся разобраться в данной статье.

Понятие федерального бюджета

Федеральный бюджет – это основополагающая казны любого государства, которая представляет собой систему взаимоотношений, основанных на императивных денежных средствах, являющихся неотъемлемой частью правительственных фондов. Национальное финансовое богатство в базу своего формирования принимает основные социально-экономические функции страны, из которых выделяются главные направления будущих доходов и расходов.

В свою очередь, федеральный бюджет РФ выполняет важнейшие функции в жизнеобеспечении государственной системы:

  • стимулирует социальную политику;
  • регулирует экономические процессы внутри страны;
  • принимает участие в перераспределении ВВП и национального дохода;
  • контролирует поток денежных средств.

Как мы видим, задач у этого финансового инструмента более чем достаточно, поэтому правительство подходит основательно к его формированию и структуризации, о чем мы дальше и поговорим.

Как принимается бюджет

Все мы понимаем, что федеральный бюджет – это не просто денежная масса, это огромный комплексный механизм, и каждому из нас интересно, какими принципами руководствуются чиновники при его принятии.

Как правило, казна утверждается в четыре слушания и включает в себя следующий ряд процедур:

  1. По статистическим данным ключевых отраслей оцениваются итоговые показатели за предыдущий отчетный период.
  2. Далее прогнозируется ближайшая перспектива социально-экономического развития государства.
  3. Выделяются основные моменты грядущей налоговой и бюджетной политики.
  4. На базе планов развития ключевых сфер прогнозируется консолидированный бюджет и сводный финансовый баланс.
  5. Далее прогнозируются федеральные программы различного назначения – целевого, инвестиционного и оборонного.
  6. Учитываются договоренности международного характера, имеющие какие-либо финансовые обязательства.
  7. Принимаются во внимание счета федерального бюджета по прочим расходам.
  8. Рассматривается грядущая программа, направленная на осуществление внешних займов.
  9. Рассматриваются предложения по уровню минимальной индексации социальных выплат.
  10. Приостанавливаются нормативно-правовые акты, финансирование которых не предусмотрено бюджетной политикой на следующий год.

Обязательные программы

Проект федерального бюджета как финансовый инструмент также несет определенную социальную ответственность перед своим народом, поэтому некоторые обязательные программы все же имеют место быть, однако каждая из них тщательно проверяется на соответствие. Для этого существует утвержденный законодательно четкий алгоритм действий:

  • правительству на рассмотрение предоставляется обоснование проекта с технико-экономической точки зрения, поскольку государственный аппарат должен быть уверен в необходимости финансирования той или иной процедуры с казны;
  • далее прогнозируются социальные и экологические последствия от внедрения определенной программы;
  • руководствуясь действующим законодательством, правительство принимает решение о непосредственном объеме финансирования конкретного проекта;
  • подготавливается прочая необходимая документация.

Любые детали, относящиеся к формированию и распоряжению государственной казной, регулирует настоящий нормативно-правовой акт – Федеральный Закон о федеральном бюджете.

Четкий прописанный алгоритм действий при возникновении той или иной ситуации крайне важен в современных нестабильных рыночных отношениях.

Поскольку было бы странным и весьма нецелесообразным после принятия структуры казны на текущий год распоряжаться средствами на социальные выплаты в пользу укрепления государственной обороны.

Поэтому каждое, даже незначительного характера распоряжение государственными средствами регулируется действующим законодательством и основывается на следующих принципах:

  • все поступления финансовых потоков классифицируются по группам и классам в зависимости от экономической и территориальной предрасположенности – это значит, что некоторые доходы местных бюджетов так и остаются в распоряжении округа, и наоборот;
  • при возникновении дефицита вследствие чрезмерных расходов недостающие средства покрываются, также отталкиваясь от структурной составляющей данного финансового инструмента.

В целом сложно описать механизм управления государственной казной в нескольких предложениях, но далее мы попробуем разобраться с этой сложной структурой.

Структура федерального бюджета

Все мы понимаем, что огромным комплексом движения денежных средств не в состоянии управлять лишь вышестоящие органы исполнительной власти. Федеральный бюджет – это ни с чем не соизмеримых размеров финансовый институт, и в мировой практике существует несколько общепринятых структур его регулирования:

  • банковская;
  • смешанная;
  • казначейская.

Когда-то в РФ практиковалась банковская структура, которая позволяла фиксировать движение финансовых потоков на уровне осуществления платежа и регулировалась Центральным банком. Но такая система оказалась несовершенной по причине несвоевременного отображения информации, поэтому было принято решение перейти на казначейское управление.

Управление бюджетом

Помимо принципов распоряжения, федеральный закон о федеральном бюджете также регулирует и все уровни управления данным имуществом.

Так, на первой ступени находится Главное управление федерального казначейства, которое занимается балансировкой всех текущих доходов и расходов, а также информированием об этом органов исполнительной власти.

На втором уровне располагается Управление казначейства, напрямую подчиняющееся окружным властям. Функции данного учреждения заключаются в информировании вышестоящих органов о доходах и исполнении распоряжений о расходах на своей территории.

К третьей ступени управления относятся местные городские и районные казначейства, которые осуществляют учет движения государственных средств на отведенном участке.

Функции Центрального казначейства

Все средства федерального бюджета так или иначе проходят учет сотрудниками Центрального казначейства, на которое возложен ряд важнейших функций и задач:

  • распределение доходной части бюджета между органами управления различных уровней;
  • учет любого рода платежей, в том числе и налоговых, на счетах государственного значения;
  • осуществление возвратов и взаимозачетов излишне или ошибочно перечисленных средств между казначействами всех уровней;
  • пересчет плановых показателей с учетом различного рода отсрочек и льгот;
  • установление ограничений в том или ином финансировании;
  • постоянный контроль расходов с целью эффективного распоряжения государственной казной;
  • управление всеми финансовыми потоками на банковских счетах казначейства.

Источники дохода

Кто формирует государственную казну? Давайте ознакомимся с участниками этого комплексного и беспрерывного процесса:

  1. Налогоплательщики – осуществляют постоянные и систематические перечисления, пополняют доходы местных бюджетов.
  2. Центральный банк в совокупности с коммерческими – организовывают непосредственное движение государственных денежных средств по счетам.
  3. Федеральное казначейство со своими структурными подразделениями – осуществляют учет поступивших финансов.
  4. Исполнительные органы, в том числе государственная инспекция, – являются посредниками между плательщиками обязательств и казначейством, регулируют их взаимоотношения.

Таким образом, можно сказать, что крайне важными и незаменимыми участниками этого механизма являются субъекты хозяйствования, которые имеют определенные обязательства перед страной. Но существуют также и неналоговые доходы бюджета, к которым можно отнести штрафы, пени и прочие неустойки, возникшие в ходе взаимоотношений с государственными органами.

Источники расходов

Расходный федеральный бюджет – это результат расчетных формирований, которые в полной мере зависят от доходной части.

Размер данного сектора государственной казны напрямую пропорционален социально-экономическим потребностям как населения, так и страны в целом.

Конечно, это не значит, что они полностью удовлетворяются, тем не менее учитываются при годовом планировании. Распределяются они согласно следующим принципам:

  • отраслевому (формируется на потребностях различного рода ведомств и министерств);
  • территориальному (область участия субъектов страны, то есть населения);
  • функциональному (затраты ведутся в соответствии с заявленными целевыми программами, в числе которых могут быть затронуты социальные, экологические, научные и прочие вопросы).

Любые решения по государственным расходам принимаются непосредственно Центральным казначейством и Министерством финансов.

Баланс бюджета

Федеральный бюджет РФ за последние десятилетия не смог похвастать своей сбалансированностью, что, в принципе, нормально в мировой практике – всегда что-то превышает: либо доходы, либо расходы.

Так, в 90-е годы прошлого столетия упорно наблюдался бюджетный дефицит, а это значит, что потребностей в социально-экономическом регулировании государства было гораздо больше, чем поступлений средств от налогоплательщиков.

Однако в последние годы ситуация изменилась с точностью до наоборот, и на данный момент наблюдается устойчивый профицит национальной казны.

Регулирование федерального бюджета

Сейчас правительством установлена важнейшая задача – повышение экономической эффективности на фоне внешней политики, а это значит, что в первую очередь регулируется структура государственных финансовых запасов. Различного рода принципы управления социальными средствами регулирует ФЗ о федеральном бюджете.

Но все мы понимаем, что трудно что-либо предугадать в таких нестабильных рыночных отношениях, которые во многом зависят от международных отношений. Поэтому на фоне последних событий был создан специальный Стабилизационный фонд, ориентированный на поддержку экономического роста за счет бюджетного профицита.

Источник: http://fb.ru/article/178160/federalnyiy-byudjet---eto-zakon-o-federalnom-byudjete

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.