+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Примирительные процедуры: понятие и виды

Примирительные процедуры в арбитражном процессе. Мировое соглашение

Примирительные процедуры: понятие и виды

Основной целью деятельности арбитражных судов является осуществление правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.е. разрешение споров и вынесение от имени государства решений – вердиктов, основным содержанием которых является приказ, как подтверждение властного характера данного акта государственной власти.

Однако следует иметь в виду, что суд, особенно разрешающий частноправовые конфликты, является достаточно своеобразным органом власти: на первый план в его деятельности выходит не только и даже не столько административно-юрисдикционный ресурс, сколько авторитет наделенного властными полномочиями арбитра, имеющего возможность профессионально устранить спор о праве и тем самым защитить субъективные права и обязанности.

Суды имеют возможность выступать в качестве арбитров (примирителей), способствующих угасанию конфликта, в связи с наличием двух факторов:

    1. необходимости поддержания стабильности экономического оборота путем стимулирования партнерских отношений между его участниками, основанных на нормах правовой и моральной этики, и
    2. реальной возможности судебных органов способствовать устранению спора не только силой государственного принуждения, но и силой своего авторитета.

Именно поэтому содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота является одной из основных задач арбитражных судов (ст. 2 АПК РФ).

Указанная задача решается арбитражными судами при помощи всех процессуальных средств, предоставленных законом:

    • путем проведения гласного, оперативного, доступного судебного процесса, основанного на началах равенства и равноправия сторон, состязательности и непосредственности судебного разбирательства;
    • путем вынесения законного и обоснованного решения, прекращающего конфликт;
    • путем реализации механизма исполнения судебных актов.

В ряду процессуальных средств, способствующих формированию опирающихся на закон экономических отношений, участники которых являются одновременно и конкурентами, и партнерами, важнейшее место занимают примирительные процедуры.

Основные правовые признаки примирительных процедур:

    1. используются при возникновении спора, переданного на разрешение суда;
    2. осуществляются под контролем суда в соответствии с нормами процессуального законодательства, экономической и правовой целесообразностью;
    3. их целью является прекращение дела путем примирения сторон.

Таким образом, примирительные процедуры – это установленные законодательством процессуальные возможности арбитражного суда по содействию урегулированию переданного в суд спора путем принятия мер, направленных на окончание дела миром и прекращение производства по делу.

Виды примирительных процедур (ст. 138 АПК РФ):

    • заключение мирового соглашения (само мировое соглашение не является собственно примирительной процедурой, поскольку представляет собой конечный результат действий, а не процедуру — предусмотренный законом порядок совершения отдельного процессуального действия);
    • медиация (посредничество, при котором независимый посредник-консультант помогает сторонам решить их спор путем прямых переговоров между ними);
    • другие примирительные процедуры.

Посредничество (или медиация) является деятельностью по оказанию содействия спорящим сторонам в разрешении споров, осуществляемой рекомендованным судом лицом — посредником (медиатором).

Посредник – физическое лицо, обладающее опытом и знаниями в определенной области экономического оборота (например, в сфере рынка ценных бумаг), не связанное какими-либо отношениями с участниками спора.

Посредничество осуществляется под контролем суда:

    1. посредник, как правило, регистрируется в суде в качестве такового;
    2. стороны обращаются к конкретному посреднику по рекомендации суда;
    3. процессуальным законодательством устанавливаются определенные сроки для осуществления посредничества;
    4. посредник отчитывается перед судом о результатах своей деятельности.

Посредничество  осуществляется  в  виде  переговоров сторон,  организуемых посредником и при его участии. Поскольку посредник не обладает какими-либо властными полномочиями и, соответственно, не связан какими-либо процедурными правилами, переговоры проводятся в свободной форме, совершенно не напоминающей судебное заседание.

При этом посредник не столько разъясняет сторонам юридические последствия урегулирования спора, сколько помогает им сосредоточиться на экономической или личностной основе их конфликта, разъясняет возможности и последствия урегулирования спора с учетом интересов всех сторон, используя в основном свой профессиональный и жизненный опыт.

Одной из основных обязанностей посредника является сохранение тайны переговоров.

Результатами посредничества является либо заключение сторонами мирового соглашения, либо отказ истца от иска. Услуги посредника оплачиваются по соглашению сторон.

Как видно из изложенного о процедуре посредничества, ее широкое использование возможно только в обществе, достигшем высокого уровня толерантности и правовой культуры.

Мировое соглашение

Мировое соглашение (в учебной литературе) – процессуально закрепленное волеизъявление сторон, направленное на достижение определенности в правоотношениях между ними в целях окончания процесса путем самоурегулирования правового конфликта.

По сути – это договор сторон о прекращении производства по делу и, соответственно, спора на определенных, согласованных ими условиях.

Договор – гражданско-правовой термин, обозначающий двух- или многостороннюю сделку.

Если мировое соглашение заключается по спору, возникшему из гражданско-правовых отношений, несомненно, что оно представляет собой гражданско-правовую сделку в полном смысле этого слова.

Даже если мировое соглашение не утверждается судом (за исключением случаев несоответствия закону) или не представляется сторонами на утверждение суда, оно все равно остается сделкой, создающей гражданско-правовые права и обязанности.

Характерные черты мирового соглашения:

    1. заключается только при наличии спора в суде;
    2. действует с момента утверждения его судом;
    3. его в основном односторонне обязывающий характер (в большинстве случаев обязанности возлагаются на ответчика, права же имеет только истец).

Таким образом, документ, названный сторонами мировым соглашением, но не утвержденный судом (например, в случае, если отсутствует спор в суде) или на утверждение суда не представленный, мировым соглашением не является (это всего лишь гражданско-правовая сделка).

Основное содержание мирового соглашения, заключаемого для урегулирования гражданско-правового спора:

    • либо прекращение обязательств (как правило, новацией или предоставлением отступного);
    • либо изменение сроков исполнения обязательств путем предоставления отсрочки или рассрочки.

Заключение мирового соглашения иным способом, направленным на прекращение обязательства, не характерно для арбитражного процесса: при прощении долга или проведении зачета производство по делу заканчивается чаще соответственно прекращением в связи с отказом истца от иска либо отказом суда в удовлетворении требований.

м мировых соглашений, заключаемых по налоговым спорам, является изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени путем предоставления отсрочки, рассрочки, налогового или инвестиционного налогового кредита, решение о которых предоставляется в административном порядке уполномоченным органом (ст. 61, 63-67 НК РФ).

По иным спорам, возникающим из административных отношений (например, об оспаривании актов), заключение мирового соглашения является редким явлением ввиду публичности отношений: в случае согласия органа, принявшего акт, на его отмену или фактической отмены суд, как правило, принимает отказ истца от иска или отказывает в иске; невозможно представить себе соглашение сторон о судьбе акта, который может быть признан недействительным только решением суда.

Еще одной особенностью мирового соглашения как договора является его в основном односторонне обязывающий характер: в соответствии с мировым соглашением в большинстве случаев обязанности возлагаются на ответчика, права же имеет только истец.

Такое положение логично вытекает из сущности мирового соглашения как средства урегулирования спора: ведь заключается оно в том случае, если ответчик признает свою вину в нарушении права истца (в противном случае – если исковые требования необоснованны – вряд ли ответчик пойдет на заключение соглашения).

Правовые последствия утверждения арбитражным судом мирового соглашения:

    1. установление прав и обязанностей;
    2. решение спора;
    3. прекращение производства по делу либо исполнительного производства;
    4. невозможность повторного обращения с тождественным иском;
    5. возможность принудительного исполнения.

Порядок заключения мирового соглашения

Согласно ст. 139 АПК РФ мировое соглашение может быть заключено сторонами по любому делу (если иное не предусмотрено АПК РФ и иным федеральным законом):

    • на любой стадии арбитражного процесса;
    • при исполнении судебного акта.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом, в производстве которого находится дело, и не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону.

Статья 140 АПК РФ устанавливает требования к форме и содержанию мирового соглашения:

    1. заключается в письменной форме;
    2. подписывается сторонами или их представителями при наличии у них полномочий на заключение мирового соглашения, специально предусмотренных в доверенности или ином документе, подтверждающих полномочия представителя;
    3. должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, о размере и о сроках исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой.

В мировом соглашении могут содержаться условия:

    • об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств ответчиком,
    • об уступке прав требования,
    • о полном или частичном прощении либо признании долга,
    • о распределении судебных расходов и
    • иные условия, не противоречащие федеральному закону.

Если в мировом соглашении отсутствует условие о распределении судебных расходов, арбитражный суд разрешает этот вопрос при утверждении мирового соглашения в общем порядке.

Условия мирового соглашения, заключенного сторонами, должны быть изложены четко и определенно, чтобы не было неясностей и споров по поводу его содержания при исполнении.

Данное требование является обязательным, иначе теряется смысл заключения мирового соглашения: ведь оно как договор подлежит исполнению в добровольном или принудительном порядке, и нечеткость условий может сделать невозможным его исполнение и даже породить новые споры.

Мировое соглашение составляется и подписывается в количестве экземпляров, превышающем на один экземпляр количество лиц, заключивших мировое соглашение; один из этих экземпляров приобщается арбитражным судом, утвердившим мировое соглашение, к материалам дела.

По результатам рассмотрения вопроса об утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение, в котором указывается на:

    1. утверждение мирового соглашения или отказ в утверждении мирового соглашения;
    2. условия мирового соглашения;
    3. возвращение истцу из федерального бюджета половины уплаченной им государственной пошлины, за исключением случаев, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда;
    4. распределение судебных расходов.

В определении об утверждении мирового соглашения, заключенного в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда, должно быть также указано, что этот судебный акт не подлежит исполнению.

Определение об утверждении мирового соглашения подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вынесения определения.

Об отказе в утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано.

Мировое соглашение исполняется лицами, его заключившими, добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим соглашением.

Мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению по правилам раздела VII АПК РФ на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом по ходатайству лица, заключившего мировое соглашение.

Основной целью деятельности арбитражных судов является осущ…”,”word_count”:1447,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/primiritelnie-protseduri-v-arbitrazhnom-protsesse-mirovoe-soglashenie

Примирительные процедуры в арбитражном суде. Мировое соглашение

Примирительные процедуры: понятие и виды

содержание   ..  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

1. Понятие примирительных процедур

Экономическая деятельность физических и юридических лиц является основой благосостояния любой страны.

Одним из основных факторов, оказывающих воздействие на “здоровье” экономики, является стабильность экономического оборота, в свою очередь в огромной степени зависящая и от состояния законодательства, и от уровня правовой культуры участников правовых отношений, и от моральной атмосферы в обществе.

Осуществляя экономическую деятельность, ее участники вступают в общественные, в том числе правовые отношения, при этом невозможно представить себе, что эти отношения носят исключительно благостный, перманентно ровный характер.

Психология людей разнится, сталкиваются экономические и личные интересы, что порождает конфликтные ситуации. Большинство конфликтов, возникающих при осуществлении экономической деятельности, разрешается участниками оборота самостоятельно, с учетом взаимных интересов, на компромиссной основе.

Однако немалая часть конфликтов остается неурегулированной по разным причинам: из-за принципиальных расхождений участников, из-за нежелания, незнания или непонимания, наконец, из-за каких-то личных соображений. В таком случае участник конфликта, полагающий, что его права нарушены, обращается в арбитражный суд с целью защиты права и урегулирования спора.

Основной целью деятельности арбитражных судов является осуществление правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.е. разрешение споров и вынесение от имени государства решений – вердиктов, основным содержанием которых является приказ, как подтверждение властного характера данного акта государственной власти.

Однако следует иметь в виду, что суд, особенно разрешающий частноправовые конфликты, является достаточно своеобразным органом власти: на первый план в его деятельности выходит не только и даже не столько административно-юрисдикционный ресурс, сколько авторитет наделенного властными полномочиями арбитра, имеющего возможность профессионально устранить спор о праве и тем самым защитить субъективные права и обязанности.

Наличие двух этих факторов: необходимости поддержания стабильности экономического оборота путем стимулирования партнерских отношений между его участниками, основанных на нормах правовой и моральной этики, и реальной возможности судебных органов способствовать устранению спора не только силой государственного принуждения, но и силой своего авторитета – предоставляет судам уникальную возможность выступать в качестве примирителей, способствующих угасанию конфликта. Недаром содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота является одной из основных задач арбитражных судов (ст. 2 АПК РФ).

Указанная задача решается арбитражными судами при помощи всех процессуальных средств, предоставленных законом: и путем проведения гласного, оперативного, доступного судебного процесса, основанного на началах равенства и равноправия сторон, состязательности и непосредственности судебного разбирательства, и путем вынесения законного и обоснованного решения, прекращающего конфликт, и реализации механизма исполнения судебных актов. В ряду процессуальных средств, способствующих формированию опирающихся на закон экономических отношений, участники которых являются одновременно и конкурентами, и партнерами, важнейшее место занимают примирительные процедуры.

Конечно, для примирения необходимо не только наличие процессуальных средств, но и взаимное стремление к этому участников конфликта.

К сожалению, в нашей стране уровень правовой культуры и деловой этики еще не позволяет оканчивать миром такое количество споров, как в США или Японии (70-80%).

Но, тем не менее, арбитражное процессуальное законодательство постепенно создает правовые условия, увеличивающие вероятность примирения сторон в суде, и во многом успешность принимаемых мер зависит от профессионализма и воли судей.

Можно выделить основные правовые признаки примирительных процедур:

– данные процедуры используются при возникновении спора, переданного на разрешение суда;

– они осуществляются под контролем суда, руководствующегося при этом нормами процессуального законодательства и экономической и правовой целесообразностью;

– их целью является прекращение дела путем примирения сторон. Таким образом, можно дать им следующую характеристику:

примирительные процедуры – это установленные законодательством процессуальные возможности арбитражного суда по содействию урегулированию переданного в суд спора путем принятия под контролем суда мер, направленных на окончание дела миром и прекращение производства по делу.

2. Виды примирительных процедур

В АПК РФ назван только один вид примирительных процедур -мировое соглашение, хотя, строго говоря, мировое соглашение не является собственно примирительной процедурой, поскольку представляет собой результат действий, а не процедуру. Тем не менее из ч. 2 ст. 138 АПК РФ следует, что законодатель относит его к примирительным процедурам.

В процессе разработки проекта АПК РФ в его тексте содержались положения о такой примирительной процедуре, как посредничество. В действующем АПК РФ законодатель (ч. 2 ст.

 138) ограничился указанием на то, что стороны могут использовать другие примирительные процедуры (помимо мирового соглашения) в целях урегулирования спора, при этом не перечисляя их и не устанавливая механизм их применения.

Данное обстоятельство можно отнести к одному из существенных недостатков АПК РФ: если закон допускает возможность применения примирительных процедур, вряд ли может получить широкое распространение их использование при отсутствии правовой базы.

Вместе с тем в тексте Кодекса имеется ссылка на одну из общепринятых в мировой судебной практике примирительных процедур – посредничество (п. 2 ч. 1 ст. 135 АПК РФ). Это дает основание полагать, что данная процедура может быть использована судьями арбитражных судов.

3. Посредничество

АПК РФ не содержит законодательного определения посредничества. Его характеристику можно дать на основе мирового судебного опыта и используя специальную литературу.

Посредничество (или медиация) является деятельностью по оказанию содействия спорящим сторонам в разрешении споров, осуществляемой рекомендованным судом лицом – посредником (медиатором).

Посредник – физическое лицо, обладающее опытом и знаниями в определенной области экономического оборота (например, в сфере рынка ценных бумаг), не связанное какими-либо отношениями с участниками спора.

Посредничество осуществляется под контролем суда:

– во-первых, посредник, как правило, регистрируется в суде в качестве такового;

– во-вторых, стороны обращаются к конкретному посреднику по рекомендации суда;

– в-третьих, процессуальным законодательством устанавливаются определенные сроки для осуществления посредничества;

– в-четвертых, посредник отчитывается перед судом о результатах своей деятельности.

Посредничество осуществляется в виде переговоров сторон, организуемых посредником и при его участии. Поскольку посредник не обладает какими-либо властными полномочиями и, соответственно, не связан какими-либо процедурными правилами, переговоры проводятся в свободной форме, совершенно не напоминающей судебное заседание.

При этом посредник не столько разъясняет сторонам юридические последствия урегулирования спора, сколько помогает им сосредоточиться на экономической или личностной основе их конфликта, разъясняет возможности и последствия урегулирования спора с учетом интересов всех сторон, используя в основном свой профессиональный и жизненный опыт.

Одной из основных обязанностей посредника является сохранение тайны переговоров.

Результатами посредничества является либо заключение сторонами мирового соглашения, либо отказ истца от иска. Услуги посредника оплачиваются по соглашению сторон.

Как видно из изложенного о процедуре посредничества, ее широкое использование возможно только в обществе, достигшем высокого уровня толерантности и правовой культуры. Возможно, именно из-за отсутствия в нашем обществе названных условий законодатель и отказался от подробного правового регулирования посредничества.

Такая позиция может быть подвергнута критике: современное процессуальное законодательство должно содержать нормы, регулирующие использование нескольких примирительных процедур, что давало бы сторонам возможность выбора, в противном же случае создается правовой вакуум, отнюдь не способствующий развитию партнерских деловых отношений.

4. Переговоры и мини-процессы

Из других примирительных процедур, известных мировой судебной практике, можно назвать переговоры, мини-процессы, а также необходимость соблюдения обязательного досудебного урегулирования спора.

Переговоры представляют собой процедуру урегулирования спора, проводящуюся сторонами и направленную на урегулирование спора на компромиссной основе.

Мини-процессы – процедура, основным содержанием кое торой является применение, в целях урегулирования спора, процессуальной формы на неюрисдикционной основе. Они представляют собой переговоры представителей сторон с участием некоего нейтрального лица в качестве председательствующего, проходящие в форме, подражающей судебному заседанию.

Переговоры и мини-процессы наиболее характерны для США, из их описания видно, что они внешне схожи с посредничеством, а в целом все иные процедуры направлены в основном на достижение мирового соглашения либо на прекращение производства по делу в суде путем отказа истца от иска (достаточно распространенное в Российской Федерации досудебное (претензионное) урегулирование спора вряд ли может быть отнесено к примирительным процедурам, так как происходит вне контроля суда, до подачи иска).

содержание   ..  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

Источник: http://zinref.ru/000_uchebniki/05100sud/002_00_Arbitrazhny_protsess_pod_red_Yarkova_V_V_Uchebnik_2010_-880s/050.htm

Виды примирительных процедур в Арбитражном процессе

Примирительные процедуры: понятие и виды

Примирительные процедуры в арбитражном процессе – это установленные на законодательном уровне процессуальные действия, которые применяет Арбитражный суд для урегулирования спора, возникшего между сторонами, мирным путем и прекращения производства по делу.

Статьей 138 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) установлено, что Арбитражный суд должен принимать меры, способствующие примирению сторон, и помогать сторонам урегулировать возникший спор.

Это значит, что Арбитражный суд обязан разъяснять сторонам их право использовать примирительные процедуры, последствия данных действий, а также все преимущества мирного разрешения спора.

Стороны, в свою очередь, могут попытаться разрешить спор мирным путем, применив для этого следующие виды примирительных процедур:

  • переговоры сторон;
  • процедура медиации;
  • заключение мирового соглашения;
  • любые другие примирительные процедуры, не противоречащие действующему законодательству.

Переговоры сторон

Переговоры сторон – одна из распространенных примирительных процедур, в ходе которой стороны лично либо через своих представителей обсуждают предмет спора и приходят к взаимовыгодному его разрешению.

Переговоры являются простой и наиболее доступной формой разрешения спора, так как не требуют каких-либо финансовых затрат, официальных документов.

Обычно переговоры проводятся в устной форме, однако процесс переговоров может фиксироваться как на видеосвязь, так и путем ведения протокола.

Процедура медиации

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”.

Процедура медиации – это примирительная процедура, в ходе которой стороны, выразившие добровольное согласие на проведение данной процедуры, урегулируют спорные вопросы с помощью независимого лица – медиатора.

Процедура медиации может применяться сторонами при возникновении спорных вопросов до предъявления иска в суд, а может быть применена и на любой стадии рассмотрения дела в арбитражном суде. Воспользоваться процедурой медиации сторонам может предложить, в том числе и судья арбитражного суда.

Процедура начинается с момента заключения сторонами соглашения о проведении медиации.

Данное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать следующие условия:

  • Предмет спора между сторонами;
  • Сведения о медиаторе;
  • Порядок и срок проведения процедуры;
  • Порядок распределения расходов между сторонами, затраченных на проведение процедуры медиации.

Стороны должны добровольно и при взаимном согласии выбрать медиатора. Медиатор может быть как в единственном лице, а может быть и несколько лиц.

Кроме медиаторов – физических лиц, услуги по проведению процедуры медиации могут оказывать организации, основным видом деятельности которых является проведение подобных процедур. Если стороны обратились в такую организацию, то организация назначает либо рекомендует кандидатуру медиатора.

Услуги медиаторов могут осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе.

О том, каким образом будет осуществляться процедура медиации, стороны должны указать в соглашении. В частности должны быть определены права и обязанности сторон в процессе медиации, срок проведения процедуры (не более 60 дней), может быть указано, что медиатор вправе самостоятельно определять порядок урегулирования спора.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта “Договор подряда (выполнения работ)”, подробно описывающая детали этого документа.

Или посмотрите ЗДЕСЬ, как происходит ликвидация общества с ограниченной ответственностью (ООО).

В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.

При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

Если стороны в процессе медиации урегулировали все спорные вопросы, заключается медиативное соглашение, которое содержит сведения по всем достигнутым вопросам, условия и сроки выполнения сторонами обязательств.

Если процедура медиации применялась после передачи дела на рассмотрения суда, то такое медиативное соглашение арбитражный суд может утвердить в качестве мирового соглашения сторон.

Процедура медиации прекращается:

  • Если стороны урегулировали спор и заключили медиативное соглашение;
  • Если стороны не решили спор мирным путем и заключили соглашение о прекращении процедуры медиации;
  • Если медиатор направил сторонам письменное заявление о прекращении процедуры ввиду её нецелесообразности;
  • Если одна из сторон либо обе стороны направили заявление медиатору об отказе от проведения процедуры;
  • Если истек установленный срок проведения процедуры медиации.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.