+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Правонарушения: понятие и признаки, виды. Административное правонарушение

Содержание

Административное правонарушение: понятие, признаки, Виды административных правонарушений, Цели и виды административных взысканий – Правоведение Библиотека русских учебниковів

Правонарушения: понятие и признаки, виды. Административное правонарушение

Официальное определение административного правонарушения, которое составляет фактическое основание административной ответственности, дается в ст 9.

КоАП соответствии с этой статьей административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления за которое законом предусмотрена административная ответственностьть.

Признаками административного правонарушения, следует из приведенного определения, является общественная вредность, противоправность, виновность и административная наказуемость.

Общественная вредность административного правонарушения означает, что им причиняется вред определенным общественным отношениям, которые охраняются правовыми нормами: государственном и общественному порядку, собственности и правам и свободам граждан, установленному порядку управления. Этот вред может быть как материальной, так и другой (моральной, организационной и т.д.).

Противоправность правонарушения-это нарушение общеобязательных правил, установленных государством. Административное правонарушение может выражаться как в противоправной действия, так и в противоправной бездеятельности.

В пер ршому случае совершается действие, запрещена законом (например, распитие спиртных напитков в общественных местах), во втором – правонарушитель не действует, хотя закон требует активных действий (например, уклонение св идка от явки в судд).

Во виновностью административного правонарушения понимается психическое отношение лица к совершенному действия (бездействия). Вина может быть умышленной или неосторожнойю.

Административная наказуемость проступка выражается в том, что за его совершение законом предусмотрена административная ответственность. Административная наказуемость означает возможность применения к нарушителю административного взыскания, хотя реально оно может и не накладываться (например, в случае освобождения от административной ответственности).

12 Виды административных правонарушенийь

В. КоАП административных правонарушениях сгруппированы в разделы в зависимости от сферы, в которой они совершаются, или вида отношений, на которые они посягают разделами 5-15 предусмотрены следующие виды правонарушений::

• административные правонарушения в области охраны труда и здоровья населения;

• административные правонарушения, посягающие на собственность;

• административные правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны памятников истории и культуры;

• административные правонарушения в промышленности, строительстве и в сфере использования топливно-энергетических ресурсов;

• административные правонарушения в сельском хозяйстве;

• нарушение ветеринарно-санитарных правил;

• административные правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи;

• административные правонарушения в области жилищных прав граждан, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства;

• административные правонарушения в области торговли, общественного питания, сфере услуг, в области финансов и предпринимательской деятельности;

• административных правонарушениях в области стандартизации, качества продукции, метрологии и сертификации;

• административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;

• административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления.

Таможенным кодексом и. Законом”О борьбе с коррупцией”предусмотрена ответственность за отдельные виды административных правонарушений, не включены в. КоАП – за нарушение таможенных правил и коррупционные деяния в соотв.

13 Цели и виды административных взысканийь

Административное взыскание является мерой ответственности, правовым последствием административного правонарушения. Оно применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (в 23. КоАПП).

В ст 24. КоАП названо семь видов административных взысканий: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета, лишение специального права, исправительные работы и административный арене шт.

Предупреждение признается административным взысканием в том случае, если оно выносится в письменной форме или оформляется иным установленным способом. Это взыскание имеет характер морального осуждения правопо орушника, официального предостережения его совершения новых нарушениемь.

Штраф – это имущественное взыскание, заключается в изъятии у нарушителя определенных денежных сумм в доход государства. В настоящее время размеры штрафа зависят от официально установленного необлагаемого минимума доходов декабре ромадян и в случае изменения последнего изменяются вслед за ным.

Оплатил изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученных су ум бывшему собственнику за вычетом расходов на реализацию изъятого предмет.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, – это принудительная безвозмездная передача этого предмета в собственность государства по решению суда.

Адм министративне законодательство допускает конфискацию конкретного имущества – предмета, который стал орудием или непосредственным объектом административного правонарушения.

Конфискован может быть, как правило, только пр едмет, находящегося в частной собственности нарушителька.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты), применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим право ом на срок до трех. Роки.

Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту работы правонарушителя. Суть их заключается в том, что из заработка лица удерживается до 20% в доход государства. Применить ц это взыскание может только суд (судьяя).

. Административный арест – суровое административное взыскание, которое выражается в краткосрочном (до 15 суток) лишении нарушителя свободы и назначается только судом (судьей). Административный арест не может применяться ся к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к несовершеннолетним, инвалидам I и II игруп.

Кроме рассмотренных взысканий,. КоАП предусматривает возможность применения к иностранцам и лицам без гражданства административного выдворения за пределы Украины.

Темы рефератов:

1. Предмет регулирования административного праваа.

2. Понятие субъектов административного праваа.

3. Граждане как субъекты административного праваа.

4 административно-деликтное право как подотрасль административного праваа.

5. Прекращение административного правонарушенияю

6. Механизм административно-правового регулирования общественных отношенийн.

7 административных реформа: некоторые аспекты современности и будущегоо.

Источник: http://uchebnikirus.com/pravo/pravoznavstvo_-_kopilenko_op/administrativne_pravoporushennya_ponyattya_oznaki.htm

Правонарушение: структура, виды, понятие

Правонарушения: понятие и признаки, виды. Административное правонарушение

В российском законодательстве понятие правонарушения закреплено в Уголовном кодексе. Также нормативный документ включает описание ответственности. В статье рассмотрим понятие и структуру правонарушений, а также их виды и наказание за совершение подобных деяний.

Понятие и признаки правонарушения

Правонарушение представляет собой любое противоправное действие со стороны лица, которое несет вред другому лицу, группе лиц или обществу в целом.

Одним словом, правонарушение – это фактическое нарушение законов государства, которое влечет за собой негативные последствия.

Это не обязательно должна быть угроза жизни или здоровью, это может быть и причинение морального вреда или психологическое давление.

Существует несколько основных признаков правонарушений:

  • Общественная опасность. Любое правонарушение представляет собой вред для конкретного человека, общества или всей страны. Степень данной опасности может быть разной и определяется в соответствии с действующим законодательством. Но так или иначе, основной признак правонарушения – проявление общественной опасности.
  • Противоправность. Здесь все достаточно просто: если закона или правила нет, то и нарушать нечего. Самое же понятие правонарушение подразумевает нарушение какого-либо правила.

Виды правонарушений

Нарушения закона разделяют на преступление и проступок. Ниже рассмотрим подробнее структуру и виды правонарушений.

Преступление – нарушение закона, которое указано в Уголовном кодексе РФ. То есть преступление обладает все теми же характеристиками, что и правонарушение. Но если подобное противоправное деяние регулируется именно этим законодательным актом, его можно считать преступлением. Например, убийство, кража, развязывание войны.

Проступок – нарушение административного, трудового или гражданского законодательства. Одним словом, это достаточно мелкие правонарушения, которые не несут особой опасности для личности, общества или государства. Например, хулиганство или драка.

В структуру преступления и проступка также входят субъективная и объективная стороны.

На основе данных понятий можно выделить ряд основных отличий:

  • Общественная опасность. Преступление – серьезное деяние. Проступок – малозначительное.
  • Наказание. В случае с преступлением, наказание – лишение свободы, посещение исправительных работ или серьезные штрафы. В случае с проступком – предупреждение, небольшой штраф, краткосрочный арест.
  • Срок привлечения. Если речь идет о проступке, то привлечь к ответственности могут только в течение нескольких месяцев. В случае с преступлениями, привлекать к ответственности могут даже по истечении многих лет.

Составляющие

Структура правонарушения позволяет показать, из каких основных элементов оно состоит. Важно четко понимать, что представляет собой каждый из них. Это ряд терминов для участников и самого нарушения. Структурирование позволяет всем и всегда понимать, о чем в конкретный момент идет речь, без дополнительных объяснений.

В соответствии с действующим законодательством, можно выделить четыре основных элемента, которые определяют:

  • Объект правонарушения.
  • Объективную сторону правонарушения.
  • Субъект правонарушения.
  • Субъективную сторону правонарушения.

Очень важно четко понимать, что означает каждый из элементов, чтобы впоследствии не создалось путаницы.

Объект и объективная сторона правонарушения

Чтобы разобраться с элементами неправомерных действий, следует их рассмотреть более детально, и делать это также лучше попарно. В структуру правонарушения входят:

  • Объект правонарушения – непосредственно общественные отношения, регулируемые или охраняемые законом. Одним словом, объектом могут быть любые межличностные, деловые, торговые и любые другие отношения. Но при этом важно четко понимать, что все это должны быть так называемые «законные» отношения. Законными можно назвать любые правоотношения, которые регулируются правовыми актами или непосредственно законами, а также те, что не запрещены.
  • Объективная сторона – это немного более сложное понятие, которое состоит из целого ряда различных элементов. Такими элементами могут быть само деяние, непосредственный вред, причиненный этим деянием, разъяснение и описание причинно-следственных связей между действиями и последствиями, к которым они привели. Также сюда можно отнести такие элементы, как время совершения нарушения, способ его совершения и другое.

Субъект и субъективная сторона правонарушения

Теперь более детально попробуем разобраться со второй и последней парой элементов правонарушения. Вторую группу в структуре правонарушения составляют субъект и субъективная сторона. Что это такое?:

  • Субъектом правонарушения выступает лицо, которое совершило противоправное деяние. Важно понимать, что «лицо» – это не обязательно конкретный человек. Им может быть группа людей, зарегистрированная организация и прочее. По факту субъект – тот, кто нарушил закон.
  • Субъективной стороной называют ответственность за деяние, которое совершил субъект. Также к данному понятию можно отнести само наличие вины, которое еще необходимо доказать.

Критерии общественной опасности

Не секрет, что любое правонарушение отличается степенью общественной опасности, что устанавливается законом, и в зависимости от которой впоследствии выносится наказание. Эти критерии в структуре правонарушения включают:

  • Значимость правонарушения. Конечно, некоторые нарушения являются практически безвредными, зато другие иногда могут угрожать не просто человеку, но и целому государству. Чем более значимое, а значит, и опасное деяние, там более серьезные и строгие последствия.
  • Размер ущерба. Иногда правонарушение может быть достаточно серьезным, но ввиду каких-либо обстоятельств, оно может не принести ущерба. Даже если ущерба нет, деяние будет противоправным, а вот наказание иногда может быть мягче.
  • Способ. Очень важную роль играет способ совершения деяния. Иногда лицо обдуманно нарушает закон, преследуя личные цели. Но нередки и ситуации, когда лицо хочет сделать все по закону, но в итоге где-то допускает ошибку. Все это может повлиять на исход дела.
  • Время. Время играет важную роль, особенно если речь идет о старых нарушениях. Бывает так, что нарушение было совершено давно, а соответствующий закон только вышел.
  • Мотив. Он может сыграть как положительную роль, так и отрицательную. Но если человек во время деяния хочет и пытался поступить «как лучше», это может смягчить его наказание.
  • Личность нарушителя. Часто бывает, что мелкие нарушения могут прощаться лицам, которые ранее не были судимы и закона не нарушали. Но в то же время все действует и наоборот.

Категории правонарушений

В зависимости от степени общественной опасности выделяют несколько категорий правонарушений. Все они регулируются УК, АК, ТК и ГК РФ. Их основное различие – тяжесть наказания. Рассмотрение структуры состава правонарушения позволяет определить степень виновности и наказание.

Если говорить о степени вины, то речь идет непосредственно о преступлении. В данном случае категории преступлений будут следующие:

  • Небольшой тяжести. Наказание – менее 2 лет лишения свободы.
  • Средней тяжести. Наказание – менее 5 лет лишения свободы.
  • Тяжкие преступления. Наказание – до 10 лет лишения свободы.
  • Особо тяжкие преступления. Наказание – от 10 лет и больше.

Не стоит забывать, что отдельно рассматриваются проступки, за совершение которых человек в любом случае понесет наказание. Как правило, оно будет меньше, чем наказание за совершение деяния небольшой тяжести. Сюда относят правонарушения, которые практически не несут опасности (или несут, но она невелика).

Гражданские и административные правонарушения: структура и описание

Все виды правонарушений можно разделить на достаточно большие группы, которые имеют свои отличительные особенности.

Гражданские правонарушения – те, отличительной особенностью которых является объект посягательства. Объектом здесь выступают имущественные или неимущественные отношения, которые регулируются ГК РФ.

Чаще всего гражданское правонарушение – это неисполнение обязательств согласно договору либо нанесение имущественного вреда.

Наказаниями за такие преступления чаще всего выступают обязательства компенсировать ущерб, восстановить все до первозданного вида или оплатить штраф. Более серьезные наказания также могут быть, но подобное скорее является исключением.

Объектом выступают гражданские ценности (ответственность, налогообложение и подобное), субъект – физлицо или организация, совершающие противоправные деяния.

Административное правонарушение. Представляют собой нарушение общепринятых и обязательных правил, которые устанавливаются административными органами.

К подобным правонарушениям можно отнести несоблюдение ПДД, несоблюдение пожарной безопасности, мелкие хищения и прочее.

Наказанием чаще всего является штраф, но иногда, в зависимости от деяния, наказание может иметь специфический характер (например, лишение водительских прав).

Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сферах земельного, финансового, конституционного, трудового права. Субъектами – физические и юридические лица. Структура дел об административном правонарушении включает этапы их возбуждения и рассмотрения.

Трудовые, процессуальные и экологические правонарушения

Трудовые правонарушения – это противоправные действия субъекта трудового права. Говоря проще, это любое нарушение, которое указано в ТК РФ.

Следует знать, что каждый работник и работодатель имеет не только свои права, но и обязанности, которые прописаны в ТК РФ. Нарушение указанных здесь обязанностей и есть трудовое правонарушение.

Наказанием также чаще всего являются штрафы, но это также может быть лишение премии или увольнение с работы.

Процессуальные правонарушения – нарушение субъектом процессуального законодательства. Примером может быть нарушение ведение судебного процесса, неявка и прочее. За подобные действия субъекта могут ущемить в его же правах, например, выведя из зала суда.

Отдельную группу составляют экологические правонарушения. Это противоправная деятельность дееспособного лица, которая причиняет вред природе и экологии либо нарушает права и интересы субъектов экологического права. Структура экологических правонарушений не отличается от обычных противоправных деяний.

Исполнительные и международные правонарушения

Исполнительные правонарушения – действия, которые противоречат нормам уголовно-исполнительного права. Такие деяния могут совершить только должностные лица (например, судебные приставы) или те, которые находятся в местах лишения свободы.

Международные правонарушения – это нарушение норм и правил международного права. Это действия, которые наносят вред другим государствам или всему мировому обществу в целом. Примером может быть браконьерство, пиратство, нарушение международных договоров.

Структура правонарушений в международной среде также включает:

  • объект (относительно чего совершается преступление: международный правопорядок или система отношений);
  • объективную сторону (действия субъекта);
  • субъект (государства, предприятия и организации, отдельные лица);
  • субъективную сторону (отношение нарушителя к ситуации: умысел, неосторожность, игнорирование и бездействие).

Виды наказания

Согласно ГК РФ, существует большой перечень видов наказания, который постоянно меняется и редактируется. В настоящий момент он выглядит следующим образом:

  • Штраф.
  • Лишение возможности занимать определенные должности.
  • Лишение возможности заниматься определенным видом деятельности.
  • Лишение почетных званий (например, воинских).
  • Обязательные, либо исправительные работы.
  • Ограничение передвижения или свободы.
  • Арест.
  • в дисциплинарных учреждениях.
  • Лишение свободы на пожизненный срок.

В статье были рассмотрены понятие, виды, структура правонарушений. Можно сказать, что деятельность людей часто вызывает противоречия и может носить опасный для общества характер. Поэтому обеспечение наказаний и привлечения к ответственности как на государственном, так и на международном уровнях приобретает особенный смысл.

Источник: http://fb.ru/article/371347/pravonarushenie-struktura-vidyi-ponyatie

Виды административных правонарушений

Правонарушения: понятие и признаки, виды. Административное правонарушение

Дачники попадут под “водную” амнистию Подробнее Врачи стали опасаться пациентов? Подробнее Подробнее

Уголовный кодекс об уплате налогов и сборов (ст.199 УК РФ) Читать интервью Как аннулировать кредитный договор с банком? Читать интервью Как справиться с задолжностью по ЖКХ? Читать интервью

  • Статьи
  • Административное право
  • Административные правонарушения

30 декабря 2001 года вступил в силу Кодекс РФ об Административных правонарушениях (КоАП РФ). Кодексом предусмотрено привлечение к ответственности, лиц, совершивших административное правонарушение.

Понятие административного правонарушения дано в ст.2.1 КоАП РФ. – им признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В понятии имеется ряд признаков.

Признаки административных правонарушений

Для того, чтобы действие или бездействие были признаны административным правонарушением необходимо чтобы:

  • была нарушена норма права закрепленная в Кодексе, которая запрещает совершение определенного действия или бездействия. Например: КоАП РФ ст.7.1 запрещает самовольный захват, без надлежаще оформленных документов, земельного участка, некий гражданин занял без таких документов участок, своими действиями он нарушил указанную норму права.
  • лицо понимало (т.е. действовало умышленно) или должно было понимать, но к последствиям относилось безразлично (т.е. действовало по неосторожности или небрежности), что нарушает норму права. В приведенном выше примере гражданин понимал, что у него отсутствуют документы на земельный участок, но сознательно занял его.К административным правонарушениям совершенным по неосторожности можно отнести нарушение правил пожарной безопасности, ст.20.4 КоАП РФ, когда ответственное лицо знает что несоблюдение правил противопожарной безопасности может привести к пожару, но по небрежности считает, что ничего не произойдет.
  • для привлечения к ответственности гражданин должен достичь шестнадцати лет, если моложе то административная ответственность не наступает. Для некоторых видов административных правонарушений лицо должно занимать определенную должность, быть военнослужащим или иметь специальное звание, быть собственником, владельцем автотранспортных средств или земельного участка.Кроме того, к этому виду ответственности могут быть привлечены юридические лица.

Не подлежат привлечению к ответственности лица совершившие правонарушение в состоянии крайней необходимости или невменяемости.

Крайней необходимостью являются действия, имеющие признаки административного правонарушения, но совершенные для устранения опасности причинения вреда этому или другим лицам, а также государству. Причиненный вред должен быть меньше чем предотвращенный.

Невменяемость, это когда человек не может осознавать характер своих действий или руководить ими при наличии психического заболевания или слабоумия, например, при болезни шизофрения. Если у лица установлена невменяемость, то административная ответственность исключается.

Группы административных правонарушений

Административные правонарушения можно разделить на следующие группы:

  • материальные – это правонарушения в результате которого наступает какое-либо вредное материальные последствие;
  • формальные – это правонарушение в результате которого, не наступает какое-либо вредное материальные последствие;
  • длящиеся – это правонарушения, которые длятся в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Пленум Верховного Суда РФ №5 от 24.02.2005г.;
  • обычные – это правонарушения оканчиваются после прекращения какого-либо противоправного действия (бездействия)(например, мелкого хулиганства или невыполнения законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства);
  • повторные – это однородные правонарушения, которые совершены одними тем же лицом, за которое оно уже подвергалось административному взысканию и КоАП предусмотрена более тяжкая ответственность за повторность.

Вас может заинтересовать ментальная карта “Призыв на военную службу”, где подробно рассказано кому могут дать отсрочку

Или узнайте ЗДЕСЬ, что делать если вы потеряли паспорт

Кодекс об административных правонарушениях разделяет нарушения на следующие виды перечисленные в Особенной части:

  1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан.

    Это правонарушения связанные с избирательными правами граждан, подкуп избирателей, незаконное финансирование избирательной компании и т.д.;

  2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, такими правонарушениями являются нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, незаконное занятие народной медициной и т.д.;
  3. Административные правонарушения в области охраны собственности.

    Это правонарушения, посягающие на право собственности, самовольное занятие земельного участка, самовольная добыча янтаря и т.д.;

  4. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, такими правонарушениями являются сокрытие или искажение экологической информации, порча земель и т.д.;
  5. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике, такими правонарушениями является нарушения строительных норм и правил, требований в энергетике и промышленности, нарушение обязательных требований в области строительства и применения материалов и т.д.;
  6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель, такими правонарушениями являются, нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) и т.д.;
  7. Административные правонарушения на транспорте, такие как нарушение правил плавания, нарушение требование авиационной безопасности и т.д.;
  8. Административные правонарушения в области дорожного движения.

    Это нарушения Правил дорожного движения;

  9. Административные правонарушения в области связи и информации, такие как нарушение правил охраны линий или сооружений связи.

    Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств и т.д.;

  10. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций, такие как, незаконная организация проведения азартных игр, нарушение законодательства о рекламе и т.д.;
  11. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов, такие как, нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации, нарушение сроков представления налоговой декларации и т.д.;
  12. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил), такие как, недекларирование либо недостоверное декларирование товаров, нарушение режима зоны таможенного контроля и т.д.;
  13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти, такие как, невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи и т.д.;
  14. Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации ,такие как, нарушение пограничного режима в пограничной зоне, нарушение режима Государственной границы Российской Федерации и т.д.;
  15. Административные правонарушения против порядка управления, такие как, мелкое хулиганство, нарушение требований пожарной безопасности и т.д.;
  16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность такие как, самоуправство, воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и т.д.;
  17. Административные правонарушения в области воинского учета такие как, неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования и т.д.

by HyperComments  

Источник: https://legalmap.ru/articles/ap/offence/vidy-administrativnykh-pravonarusheniy/

Административное правонарушение понятие и сущность

Правонарушения: понятие и признаки, виды. Административное правонарушение

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

  1. Понятие и признаки административного правонарушения

  2. Виды административных правонарушений

  3. Юридический состав административного правонарушения

    1. Объект административного правонарушения

    2. Объективная сторона административного правонарушения

    3. Субъект административного правонарушения

    4. Субъективная сторона административного правонарушения

4.Пример административного правонарушения,посягающего
на общественный порядоки общественную безопасность

Заключение

Списокисточников и литературы

Введение

В борьбе справонарушениями основные усилиянаправлены на профилактику этихпроступков и на устранение причин, ихпорождающих. Однако это не исключает возможности использования правовыхсанкций в отношении лиц, виновных всовершении административных правонарушений.Именно посредством административныхвзысканий, наряду с другими мерами,обеспечивается превенция административныхпроступков.

Разумеется,эти санкции реализуются не сами по себе,а в процессе особого рода правовойдеятельности, получившей наименованиеадминистративной юрисдикции. В процессеее осуществления компетентные органы рассматривают дела об административныхправонарушениях и принимают решения.

Основанием применения взыскания,возбуждения дела об административномправонарушении является наличие всодеянном административного проступка.Поэтому осуществление юрисдикцииневозможно без глубокого знания понятиясостава административного проступка,а также без глубокого знания понятиясамого правонарушения.

Необходимыезнания помогут правильно квалифицировать административные проступки, приниматьзаконные решения по делам, обеспечиватьсоблюдение законности, охрану прав иинтересов граждан.

1.Понятие и признаки административногоправонарушения

Новый КоАП РФ даёт следующееопределение административногоправонарушения.

«Административнымправонарушением признаётся противоправное,виновное действие (бездействие)физического или юридического лица, закоторое настоящим Кодексом или законамисубъектов Российской Федерации обадминистративных правонарушенияхустановлена административнаяответственность»1.Итак, в КоАП РФ понятие административногоправонарушения определяется, во-первых,без конкретизации объектов посягательств,во-вторых, применительно к физическими юридическим лицам, в-третьих, безуказания на соотношения административнойи уголовной ответственности. Понятиеадминистративного правонарушениявключает следующие признаки:антиобщественность, противоправность,виновность, наказуемость деяния. Дадимкраткую расшифровку этих признаков.

Исходным в характеристикеадминистративного правонарушенияявляется понятие деяние. Это акт волевогоповедения. Он заключает в себе двааспекта поведения: действие либобездействие. Действие есть активноеневыполнение обязанности, законноготребования, а также нарушение запрета(например, нарушение правил охоты,невыполнение законного требованиясотрудника милиции об остановкетранспортного средства).

Бездействие есть пассивноеневыполнение обязанности (например,неисполнение гражданами обязанностейпо военному учёту).

Часто одни и те жеобязанности могут быть нарушены какдействием, так и бездействием (например,нарушение правил охраны водных объектов)2.

По своей социальной значимостидеяние является антиобщественным,причиняющим вред интересам граждан,общества и государства.

Антиобщественныйхарактер подчёркивают задачизаконодательства об административныхправонарушениях, и проявляется это впротивоправности такого родаправонарушений.

Какое деяние в рамкахинститута административной ответственностиявляется антиобщественным, определяетсязаконодательством. Следовательно, невсякое антиобщественное деяние имеетотношение признаковадминистративного правонарушения.

Противоправностьзаключается в совершении деяния,нарушающего нормы права. Принципиальното, что соблюдение соответствующих нормохраняется мерами административнойответственности.

Это, кроме административного,могут быть нормы конституционного,финансового, гражданского, трудовогои других отраслей права. Так, прибезбилетном проезде не исполняетсядоговор перевозки, при уклонении отуплаты налог – нормы финансового права.

«Деяние, не являющееся противоправным,не может образовать административногоправонарушения и повлечь административнуюответственность»3.

Виновность деянияюридического лица означает, что оносовершено умышленно или по неосторожности.

Юридическое лицо признаётся виновнымв совершении административногоправонарушения, если будет установлено,что у него имелась возможность длясоблюдения правил и норм, за нарушениекоторых КоАП РФ или законами субъектовРФ предусмотрена административнаяответственность, но данным лицом небыли приняты все зависящие от него мерыпо их соблюдению4.Наличие вины – обязательныйпризнак административного правонарушения,отсутствие вины исключает признаниедеяния административным правонарушением,в том числе при его формальнойпротивоправности.

Административнаяответственность за деяние также относитсяк безусловным признакам административногоправонарушения. Им признаётся толькото деяние, за которое законодательствомпредусмотрена административнаяответственность5.

С одной стороны,административное правонарушение –основание административной ответственности,с другой, такая ответственность –признак административного правонарушения,определяющий его юридическую природу.

В установленных законодательствомслучаях для признания деянияадминистративным правонарушениемнеобходимо наличие причинной связимежду деянием и его неблагоприятнымипротивоправными последствиями в видепричинения вреда здоровью, имуществу,экологии и т. д.

Признаки административногоправонарушения следует отличать от егоюридического состава. Понимание этоговопроса имеет не столько теоретическое,сколько практическое значение. Приналичии всех признаком может отсутствоватьсостав административного правонарушения,что исключает законность привлеченияк административной ответственности.

Например, нарушение правил дорожногодвижения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение имадминистративного правонарушения, ноэто лицо не подлежит административнойответственности, ибо в его действии нетсостава административного правонарушения,так как субъектом его признаются лица,достигшие к моменту совершенияадминистративного правонарушения16-летнего возраста.

Определение административногоправонарушения, данное в статье 2.1 новогоКоАП РФ, существенно отличается от дефиниции ст. 10 КоАП 1984 г. В этом определениисохранены основные элементы, характеризующиедействие (бездействие) как административноеправонарушение: противоправность,виновность и наказуемость. Однако вновом КоАП содержится ряд новелл.

Новый Кодекс более чётко определилсодержание основных признаковадминистративного правонарушения.

Во-первых, Кодекс исходит из того, чтособлюдение административно-правовыхнорм, правил, стандартов являетсяобязанностей не только физических, нои юридических лиц.

Понятие последнихКоАП РФ не содержит, поэтому логичнопредположить, что законодатель оперируетв данном случае понятием юридическоголица, признаки которого закреплены вгражданском законодательстве.

Во-вторых, впервые в законодательствооб административной ответственностивводится понятие вины юридическоголица в совершении административногоправонарушения. Виновным оно может бытьпризнано в том случае, если будетустановлено, что у юридического лицаимелась возможность для соблюденияправил и норм административногозаконодательства.

В-третьих, юридическиелица подлежат административнойответственности за совершениеадминистративных правонарушений вслучаях, если это предусмотрено в статьяхОсобой части КоАП РФ или в законахсубъектов Российской федерации обадминистративных правонарушениях6.

Помимо вышесказанного срединовых элементов и подходов, отличающихпонятие «административное правонарушение»,следует акцентировать внимание навключении в него (понятие) законовсубъектов РФ об административныхправонарушениях, за которые установленаадминистративная ответственность.

В-четвёртых, в соответствии сКодексом соблюдение административно-правовыхнорм и правил становится обязанностью не только физических, но и юридическихлиц.

В-пятых, ещё одна новелла –введение соотношения административнойответственности физических лиц июридических лиц.

Прежде всего привлечение кадминистративной или уголовнойответственности физического лица неосвобождает от административнойответственности за данное правонарушениеюридическое лицо. И наоборот: назначениеадминистративного наказания юридическомулицу не освобождает от административнойответственности за данное правонарушениевиновное физическое лицо.

Таким образом, новый Кодекс РФоб административных правонарушенияхв трактовке понятия «административноеправонарушение» отразил новые социально-правовые явления, происходившиев российском обществе в 90-е годы.

2.Виды административных правонарушений

Административныеправонарушения можно классифицироватьпо различным основаниям.

Взависимости от источника, устанавливающегосостав административного правонарушения,можно выделить административныеправонарушения, установленные КоАП РФ,и административные правонарушения,установленные законами субъектов РФ.

Взависимости от объекта административногоправонарушения можно выделитьадминистративные правонарушения,посягающие на:

1)права граждан.

В главе 5 КоАП РФклассифицированы виды административныхправонарушений, посягающих на избирательныеправа граждан, порядок проведениявыборов и ознакомления с итогамиания или результатов выборов,а также прав в сфере трудовой деятельности,свободе совести и свободе вероисповедания,касающихся сведений о несовершеннолетних,нуждающихся в передачи на воспитаниеили незаконных действий по усыновлению(удочерению), отказ в предоставленииинформации и другие. Эти статьидетализируют конституционные права исвободы гражданина и человека вадминистративно-правовых нормах;

2) здоровье, санитарно-эпидемическоеблагополучие населения и общественнуюнравственность (глава 6 КоАП РФ).Уполномоченные органами, их должностнымилицами рассматриваются эти видыадминистративных правонарушений,принимают решения о наложенииадминистративного наказания на виновногои восстановления нарушенного права;

3) право собственности (глава 7КоАП РФ). Уполномоченные органами, ихдолжностными лицами рассматриваютсяэти виды административных правонарушений,принимают решения о наложенииадминистративного наказания на виновногои о восстановлении нарушенного права,возмещения морального или материальногоущерба.

4) общественные отношения вобласти охраны окружающей природнойсреды и природопользования (глава 8 КоАПРФ). В этой главе особое значение имеетадминистративное наказание юридическихлиц, наносящих большой вред окружающейсреде. Наказание юридического лица, неосвобождает от юридической ответственностируководителя или собственника и наоборот.

5)общественные отношения в промышленности,строительстве и энергетике (глава 9 КоАПРФ);

6)общественные отношения в сельскомхозяйстве, ветеринарии, мелиорацииземель (глава 10 КоАП РФ);

7) общественные отношения вобласти дорожного движения (глава 12КоАП РФ). За грубое нарушение этих правил,повлекших существенные вредоносныепоследствия, например, тяжелые травмылюдей или смертельные случаи, виновныепо результатам административногорасследования могут быть привлечены куголовной ответственности.

8)общественные отношения в области связии информации (глава 13 КоАП РФ);

Источник: https://works.doklad.ru/view/jsjRpDcnQ6E.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.