+7(499)-938-48-12 Москва
+7(812)-425-63-82 Санкт-Петербург
8(800)-350-73-64 Горячая линия

Потребность − это что? Виды потребностей

Содержание

Виды потребностей

Потребность − это что? Виды потребностей

Хочу того, не знаю чего. В последнее время эта формула наилучшим образом характеризует наши потребности. Чем больше у человека возможностей, тем круче и заковыристей становятся нужды.

И зачастую многие даже не могут объяснить, зачем им та или иная вещь, или почему они хотят совершить то или иное действие.

Попробуем разобраться, какие существуют потребности, как их можно удовлетворить и стоит ли вообще это делать.

Понятие и виды потребностей

Потребности являются силой, которая движет нашим поведением и делами. Их происхождение имеет биологические и социальные предпосылки. К биологическим относятся те потребности, без удовлетворения которых невозможна дальнейшая жизнь и развитие человека.

Социальные потребности возникают в зависимости от того в каком обществе живет и работает человек и какой социальный статус он имеет.

Несмотря на то, какую форму нужд испытывает человек, их формирование и осознание происходит по одному сценарию в несколько этапов:

1 этап – формирование потребности. В этот момент психика становится особенно чувствительной к внешним раздражителям.

2 этап – неосознанное чувство нужды. У человека возникает ощущение нового состояния, появляется тревожность.

3 этап – осознание самой потребности. В этот момент в голове всплывает четкая картина самой потребности.

Основные виды потребностей можно разделить на несколько составляющих. Нужды в чем-либо может испытывать как человек, так и общество в целом. Виды человеческих потребностей более разнообразны, чем у животных. Основную группу здесь составляют органические, творческие, социальные, материальные и потребности психологического и нравственного развития.

Классификация видов потребностей имеет несколько вариантов. Одних только значений у человеческих нужд целых три: потребность как обозначение какого-либо объекта внешней среды, как состояние психики, и как свойства личности, которые определяют её отношение к миру. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся классификации. В ней потребности делятся на биологические, социальные и идеальные.

  • биологические потребности обеспечивают существование человека как одного из видов живых существ;
  • социальные потребности означают желание человека принадлежать к какой-либо группе, имя в ней свое место. Сюда же относятся потребности пользоваться уважением окружающих и быть объектом любви;
  • идеальные потребности заключаются в нужде человека познавать мир, который его окружает, быть частью этого мира, а также познать смысл своего существования и назначения на этой земле.

Виды потребностей личности

Если рассматривать человека как целостную личность, то можно также выделить ряд потребностей узкого профиля. Эти потребности рассматриваются в качестве свойств психики человека. К ним относятся:

  • потребность как зависимость. Заключается в зависимости организма от конкретных условий существования;
  • потребность как отсутствие блага. Здесь отсутствие какого-либо блага и является потребностью. Такая нужда имеет социально-экономические мотивы;
  • потребность как отклонение от уровня адаптации. Возникает в том случае, когда привычный для человека образ жизни резко меняется и возникает нехватка старого режима существования. Например, меняется место жительства, город страна и появляется нужда в возврате старых сложившихся привычек и образа жизни;
  • потребность в успехе. Напрямую связана с жизненными достижениями личности. Проявляется в постоянном стремлении стать успешнее и лучше в профессиональном плане. Эта потребность сильнее выражена у женщин.

В подобных классификациях существует разделение между потребностью личности и потребностью организма. В первом случае нужды являются предметом деятельности психики, а во втором случае потребности носят биологический характер.

Виды потребностей общества

Еще один ряд отличий имеют виды потребностей общества. Сюда относятся те запросы, которые сформировались под влиянием времени и развития экономики. Прогресс стал причиной появления новых потребностей людей. К примеру, когда появились пейджеры и сотовые телефоны, то у многих людей появилось желание стать их обладателями.

Нынешнее общество, имеющее высокую степень развития культуры, имеет не только физиологические нужды, такие как жилье, одежда, вода и пища. Характерными для общества являются потребности в общении и дружбе, в уважении со стороны различных социальных групп, а также потребность в совершенствовании способностей и саморазвитии.

С каждой сменой поколения потребности общества становятся все более высокими. Социально-экономический прогресс провоцирует возникновение все новых и новых потребностей. Соответственно растут и виды удовлетворения потребностей.

Как правило, каждый из этих видов призван удовлетворять нужды социального происхождения. Например, человек желающий получить ту или иную вещи, без которой он не представляет своей жизни, сможет удовлетворить свою нужду, только купив эту вещь.

На этой особенности человеческой психики зарабатывают почти все предприятия мира.

Со сменой поколений уровень нужд возрастает и становится принципиально другим. Стоит позавидовать нашим прадедам, которые понятия не имели что такое телефон, телевизор, интернет и бытовая техника.

Раз они прекрасно обходились без всех этих вещей, стоит ли нам переживать из-за их отсутствия? С ростом экономики будут расти и запросы людей.

Стоит всегда помнить об этом, если вы обнаружили в себе очередную потребность.

Пирамида потребностей Маслоу Всем нам известно, что есть вещи без которых мы не можем прожить, а есть потребности, удовлетворение которых стоит на втором плане. Мало того, все наши потребности имеют специфическую иерархию, которую исследовал и воссоздал американский психолог Абрахам Маслоу. Социальные потребности человека Каждый человек является частью социума, поэтому для нормальной жизнедеятельности ему необходимо удовлетворять не только свои биологические, духовные, престижные и экзистенциальные потребности, но и восполнять нехватку в общении с другими, такими же людьми.
Типы межличностных отношений Вам наверняка приходилось бывать в такой ситуации, когда вы или ваш собеседник неправильно трактовали уровень ваших межличностных отношений, например, вы считали, что между вами дружеские отношения, а он – что вы только знакомые. Давайте, разберёмся в нюансах типов таких отношений поподробнее. Механизм преступного поведения Всем нам известно, что преступниками люди не рождаются, а становятся под влиянием ряда причин. Перечислят их мы не станем, поскольку существуют более глубокие факторы, чем причины по которым человек совершил правонарушение – это сам механизм преступного поведения.

Источник: http://kak-bog.ru/vidy-potrebnostey

Что такое потребности человека: определение и описание, их типы и особенности

Потребность − это что? Виды потребностей

Потребности человека, необходимые ему для жизнедеятельности — это вода, воздух, питание и защита от экологических опасностей. Эти потребности называются основными, так как они необходимы организму.

Основные потребности отличаются от других тем, что их дефицит вызывает явный неблагоприятный исход — дисфункцию или смерть. Другими словами, это то, что необходимо для безопасной и здоровой жизни (например, еда, вода, приют).

  • Виды и описание потребностей
  • Вопросы удовлетворения потребностей
  • Как определяются детали удовлетворения
  • Другие виды
  • Модель необходимости Розенберга

В дополнение к этому у людей есть потребности социального характера: общение в семье или группе. Потребности могут быть психологическими и субъективными, например, необходимость в самооценке и уважении.

: воля – это что такое, основное понятие.

Потребности — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда. Когда эта нужда поддерживается покупательской способностью, она может стать экономическим требованием.

Виды и описание потребностей

Как написано в учебнике по обществознанию 6 класса, потребности делятся на биологические, необходимые любому, чтобы жить, и духовные, которые нужны для познания окружающего мира, получения знаний и умений, достижения гармонии и красоты.

: честолюбие – что означает этот термин?

Для большинства психологов потребность — это психологическая функция, которая побуждает к действию, давая цель и направление к поведению. Это переживаемая и осознаваемая нужда или необходимость.

Основные потребности и развитие человеческого потенциала (обусловленные состоянием человека) малочисленны, конечны и классифицируются как отличные от общепринятого понятия обычных экономических «желаний», которые бесконечны и ненасытны.

Они также постоянны во всех культурах людей, и в течение исторических периодов времени могут пониматься как система, то есть они взаимосвязаны и интерактивны. В этой системе нет иерархии необходимостей (помимо основной потребности в существовании или выживания), поскольку одновременность, взаимодополняемость и компромиссы являются особенностями процесса удовлетворения.

: кто такой аморал, значение выражения “аморальный человек”.

Потребности и желания являются предметом интереса и образуют общий субстрат для разделов:

  • философии;
  • биологии;
  • психологии;
  • социальных наук;
  • экономики;
  • маркетинга и политики.

Известная академическая модель необходимостей была предложена психологом Авраамом Маслоу в 1943 году.

Его теория предполагает, что у людей есть иерархия психологических желаний, которые варьируются от основных физиологических или низших потребностей, от таких как питание, вода и безопасность до более высоких, например, самореализация.

Люди, как правило, тратят большую часть своих ресурсов (времени, энергии и финансов), пытаясь удовлетворить основные нужды прежде, чем желания более высокого порядка.

Подход Маслоу является обобщённой моделью для понимания мотивации в самых разных контекстах, но может быть адаптирован для конкретных контекстов. Одна из трудностей с его теорией состоит в том, что концепции «необходимостей» могут радикально меняться среди разных культур или между различными частями одного и того же общества.

: в чем проявляется биосоциальная сущность человека?

Второе представление о необходимости представлено в работе профессора политической экономии Яна Гоу, который опубликовал информацию о человеческих нуждах в контексте социальной помощи, предоставляемой государством всеобщего благосостояния. Вместе с профессором медицинской этики Леном Дойлом он также опубликовал «Теорию человеческой нужды».

: что вкладывается в понятие “деградировать“?

Их взгляд выходит за рамки акцента на психологию, можно сказать, что потребности индивида представляют собой «затраты» в обществе. Тот, кто не может удовлетворять свои нужды, будет плохо функционировать в обществе.

По мнению Гоу и Дойла, каждый имеет объективную заинтересованность в предотвращении серьёзного вреда, который мешает ему стремиться к достижению своего видения того, что хорошо. Это стремление требует способности участвовать в социальной обстановке.

В частности, каждый индивидуум должен обладать физическим здоровьем и личной автономией. Последнее включает в себя способность делать осознанный выбор того, что следует делать, и как его реализовать. Это требует психического здоровья, когнитивных навыков и возможностей для участия в деятельности общества и принятия коллективных решений.

: какие этапы проходит личность в процессе становления?

Вопросы удовлетворения потребностей

Исследователи выделяют двенадцать широких категорий «промежуточных необходимостей», которые определяют как удовлетворяются нужды в физическом здоровье и личной автономии:

  • адекватная пища и вода;
  • адекватное жилище;
  • безопасная рабочая среда;
  • одежда;
  • безопасная физическая среда;
  • соответствующее медицинское обслуживание;
  • безопасность в детстве;
  • значимые первичные отношения с другими;
  • физическая безопасность;
  • экономическая безопасность;
  • безопасный контроль рождаемости и деторождение;
  • соответствующее базовое и межкультурное образование.

Как определяются детали удовлетворения

Психологи указывают на рациональную идентификацию нужды, используя современные научные знания, рассмотрение фактического опыта людей в их повседневной жизни и демократическое принятие решений. Удовлетворение человеческих нужд нельзя навязывать «сверху».

Лица с большими внутренними активами (например, образование, психическое здоровье, физическая сила и т. д. ) имеют больше возможностей для удовлетворения своих желаний и нужд.

Другие виды

В своих работах Карл Маркс определял людей как «нуждающихся существ», испытавших страдания в процессе обучения и работы для удовлетворения своих нужд, которые были как физическими, так и моральными, эмоциональными и интеллектуальными необходимостями.

Согласно Марксу, развитие людей характеризуется процессом удовлетворения их потребностей, они развивают новые желания, подразумевая, что в какой-то мере создают и переделывают собственную природу. Если нужду в питании люди удовлетворяют благодаря растениеводству и животноводству, то для удовлетворения духовной жажды требуется более высокий уровень общественного самопознания.

Люди отличаются от других животных, потому что их жизнедеятельность, работа диктуется удовлетворением необходимостей. Они являются универсальными природными существами, способными превратить всю природу в предмет своих потребностей и своей деятельности.

Условия для людей, как социальных существ, даются трудом, но не только работой, поскольку невозможно жить без отношений с другими. Работа является социальной деятельностью, потому что люди работают друг с другом. Люди также являются свободными сущностями, способными в течение своей жизни достичь объективных возможностей, порождённых социальной эволюцией, на основе их сознательных решений.

Свободу следует понимать как в негативном (свобода решать и устанавливать отношения), так и в позитивном смысле (господство над естественными силами и развитие человеческого творчества основных человеческих сил).

Подводя итог, нужно отметить что основные взаимосвязанные черты людей заключаются в следующем:

  • люди — это сознательные существа;
  • люди — это социальные существа.

Люди склонны к универсальности, которая проявляется в трёх предыдущих чертах и ​​делает их естественно-историческими, универсальными сознательными сущностями.

Модель необходимости Розенберга

Модель Маршалла Розенберга «Сочувствующая коммуникация», известная как «Ненавистная коммуникация», определяет различие между универсальными потребностями (что поддерживает и мотивирует человеческую жизнь) и конкретными стратегиями, используемыми для удовлетворения своих нужд. Чувства воспринимаются ни как хорошие, ни плохие, ни правильные, ни неправильные, а как индикаторы того, удовлетворяются человеческие потребности или нет. Особо выделяются жизненные потребности.

Люди также говорят о потребностях сообщества или организации. Они могут включать спрос на конкретный вид бизнеса, на определённую правительственную программу или организацию или на людей с особыми навыками. Этот пример метонимии и представляет логическую проблему овеществления.

Источник: https://obrazovanie.guru/psihologiya/potrebnosti-cheloveka-i-ih-klassifikatsiya.html

Потребность в экономике – это что? Ресурсы и потребности в экономике. Виды потребностей в экономике

Потребность − это что? Виды потребностей

Человек всегда испытывал потребность в чем-либо. В первобытном строе потребности носили примитивный характер, однако с развитием общественных отношений они всё более усложнялись и дифференцировались.

В этой статье речь пойдет о том, что такое потребность в экономике. Это именно та категория, которая лежит в основе множества различных законов и теорий.

Какие классификации экономических потребностей и ресурсов существуют на сегодняшний день?

Потребность – это… (в экономике)

Прежде всего необходимо вникнуть в сущность данного понятия. Итак, чем же отличаются потребности человека?

Экономика как самостоятельная наука возникла в 18 веке, после выхода любопытного труда Адама Смита под названием “Богатство народов”. Адам Смит, по сути, был первым, кто попытался рассмотреть экономические явления и процессы в научном свете. Уже в этой книге автор затронул один из важнейших предметов исследования экономической науки – основные потребности.

Экономика – это именно та наука, которая призвана ответить на ряд волнующих вопросов. Какие потребности человека являются основными? Безграничны ли они? И каким образом их можно удовлетворить? Но в первую очередь нужно найти ответ на простой вопрос: “Потребность в экономике – это что такое?”

Этот термин можно трактовать как в узком, так и в широком смысле.

В широком понимании потребность в экономике – это стремление индивидуума (или группы людей) заполучить конкретное благо, имеющее для него конкретную ценность. Причем потребности могут быть личными или же общественными. На последних как раз и концентрирует свое внимание такая наука, как экономика.

Потребности общества возникают по ходу его развития или же развития его отдельных формаций. При этом характер их во многом определяется условиями конкретных хозяйственных отношений.

Если трактовать данный термин в более узком понимании, то можно дать следующее определение: потребность – это (в экономике) внутренний мотив, стимулирующий функционирование общественного производства.

Кроме того, под экономическими потребностями можно понимать особую категорию, которая отражает весь комплекс взаимоотношений между отдельными членами общества в процессе производства и потребления общественных благ.

Экономика: классификация потребностей

В экономической науке существует несколько классификаций потребностей.

По возможности реализации выделяют:

  • действительные потребности;
  • платежеспособные потребности;
  • абсолютные потребности.

В зависимости от субъекта, потребности могут быть:

  • индивидуальные (личные);
  • коллективные;
  • общественные;
  • потребности отдельных групп (предприятий);
  • государственные потребности и т. д.

В зависимости от конкретного объекта выделяются следующие виды потребностей в экономике:

  • Физиологические (потребности в пище, воде) и социальные (потребности в образовании, общении и т. д.).
  • Материальные и духовные.
  • Основные (первостепенные) и второстепенные.

Кроме того, все эти виды потребностей в экономике сильно зависят от исторических, культурных, географических, религиозных и прочих особенностей.

Пирамида потребностей личности Маслоу

Пирамида потребностей – известная работа американского психолога и социолога Абрахама Маслоу. Идея разложить все человеческие потребности в иерархическую пирамиду пришла в голову Маслоу в 1943 году. Очень подробно эта идея описана им в книге “Мотивация и личность”.

Иерархия потребностей по Маслоу имеет вид пирамиды, состоящей из пяти уровней:

  1. Физиологические потребности (нижний уровень) – это жажда, голод, половое влечение и потребность в сне.
  2. Потребности в комфортном и безопасном существовании.
  3. Социальные потребности (в образовании, любви и уважении).
  4. Потребность в самоуважении и признании.
  5. Потребности высшего уровня – самоидентификация и самоактуализация.

Сущность иерархической пирамиды А. Маслоу заключается в следующем: удовлетворение потребностей высшего ранга невозможно без предварительного удовлетворения потребностей более низкого уровня. Простыми словами: голодный человек не будет заинтересован в том, чтобы добиться уважения окружающих.

Закон роста экономических потребностей

Следует отметить, что ресурсы и потребности в экономике очень тесно связаны. Однако потребности человека и общества в целом безграничны, тогда как экономические ресурсы всегда ограничены в своих объемах. Именно это противоречие и призвана решить экономическая наука.

Суть закона роста потребностей заключается в следующем тезисе: после удовлетворения потребностей более низкого ранга актуальной становится потребность следующего, высшего уровня.

В глобальном смысле функционирование этого закона определяется общим научно-техническим прогрессом, совершенствованием общественных отношений, развитием культуры и прочими, не менее важными факторами.

Экономические блага – это..

Что такое благо? В широком смысле это то, что способно удовлетворить человеческие или же общественные потребности. Блага могут быть созданы как естественным (природным) путем, так и антропогенным (то есть при непосредственном вмешательстве человека).

К природным благам можно отнести воду, воздух, энергию Солнца. Блага, которые были созданы человеком на основе природных компонентов, как раз и принято называть экономическими.

Главным свойством любого блага должно быть такое качество, как полезность. В современных денежных отношениях любое благо, как правило, превращается в товар.

Классификация экономических благ

Разнообразие общественных потребностей вынуждает человечество производить широкий спектр экономических благ. В экономике все они классифицируются по нескольким критериям.

По функциональному критерию различают следующие блага:

  • предметы потребления (одежда, продукты);
  • средства дальнейшего производства (станки, различное оборудование).

По критерию приоритетности бывают:

  • блага первой необходимости;
  • вторичные блага (предметы роскоши или искусства).

По временному критерию выделяют блага;

  • одноразового использования;
  • длительного использования.

Кроме того, экономические блага могут быть личными, коллективными, общественными или же государственными. В экономической науке также выделяют взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага.

Примером первой группы могут быть два автомобиля разных марок (например, “Пежо” и “Рено”). Взаимодополняемые блага – это те блага, которые не способны удовлетворять потребности в одиночку.

К примеру, это может быть автомобиль и топливо к нему.

Экономические ресурсы

Экономические ресурсы – это все те ресурсы, которые применяются для производства товаров или услуг. По сути, это те же блага, которые используются с целью получения других экономических благ. В экономической литературе также можно встретить такое понятие, как производственные факторы.

Мыслители Древней Греции считали главным экономическим ресурсом человеческий труд. А вот физиократы называли землю ключевым производственным ресурсом экономики.

Английский экономист 19 столетия Альфред Маршалл выделил новый тип экономических ресурсов – предпринимательский талант. В XXI же веке на первое место выходит такой экономический ресурс, как информация (знания).

Свойствами всех без исключения экономических ресурсов является их переплетение, взаимозаменяемость и мобильность.

Классификация экономических ресурсов

На сегодняшний день экономисты выделяют пять основных типов экономических ресурсов. Это:

  1. Земля (или весь природно-ресурсный потенциал).
  2. Труд (трудовые ресурсы).
  3. Капитал (финансовые ресурсы).
  4. Предпринимательские способности и таланты.
  5. Знания (информация).

В заключение..

Таким образом, потребность в экономике – это особая категория, которая отражает отношение человека к экономическим условиям его жизни и проявляется в виде устойчивого желания завладеть конкретными благами или ресурсами.

В современной экономической науке существует несколько классификаций потребностей и благ. Ресурсы и потребности в экономике могут быть как личными, так и общественными.

Однако главнейший закон, который выводит для нас экономическая наука, заключается в том, что человеческие потребности безграничны.

И удовлетворив одни из них, человек сразу же понимает, что для него приобретают актуальность другие потребности, более высокого иерархического уровня.

Источник: https://autogear.ru/article/185/136/potrebnost-v-ekonomike---eto-chto-resursyi-i-potrebnosti-v-ekonomike-vidyi-potrebnostey-v-ekonomike/

Какие бывают потребности у человека: базовые виды

Потребность − это что? Виды потребностей

Говоря о потребностях человека, подразумевают различные виды нужд, которые бывают как осознаваемые, так и неосознаваемые.

Именно они являются источником порождений чувств, эмоций, желаний, стремлений и катализатором активности с целью их удовлетворения.

О теории личности по Маслоу читайте в нашей статье.

Что это такое?

Что означает понятие «потребность»? Выживание человека зависит от наличия соответствующих условий и средств.

Если в определённый момент они отсутствуют — это вызывает состояние нужды.

В конечном счёте человеческий организм начинает реагировать на раздражающие факторы и проявлять активность, так как от природы он запрограммирован на сохранение жизни и дальнейшее выживание.

Состояние нужды, приводящее к деятельности субъекта и называется потребностью.

Ни одного живого существа на планете нет столько потребностей, как у людей. Чтобы реализовать их, человек вынужден активно действовать, в результате чего разнонаправленно развивается и познаёт окружающий мир.

Удовлетворение потребности сопровождается положительными эмоциями, в противном случае — отрицательными.

Независимо от гендерной принадлежности, национальности или положения в обществе, каждый человек имеет потребности. Некоторые их виды появляются при рождении, другие по ходу дальнейшей жизни.

С возрастом список потребностей меняется. К числу первичных относят нужду в воздухе, воде, еде, сексе. Вторичные потребности напрямую связаны с психологией. К ним относят нужду в уважении, успехе, признании.

Классификация

Вопрос, связанный с человеческими потребностями, изучался многими учёными и в различное время. В связи с этим существует много теорий и трактовок, которые по-разному описывают связь между потребностями, нуждой и процессом их удовлетворения.

Основные виды потребностей:

  1. Выживание — самый сильный инстинкт. В природе каждое индивидуума заложено стремлению к сохранению жизни и защите от опасности своих близких, друзей.

    Если гарантия выживания отсутствует, все остальные потребности отходят на дальний план.

  2. Безопасность. После того как гарантия выживания получена, люди начинают испытывать нужду в безопасности: финансовая — люди боятся нищеты и материальных потерь, поэтому предпринимают действия, направленные на их преодоление и приумножение своего дохода; физическая — все люди нуждаются в жилье, одежде и пище; эмоциональная — при достижении индивидуумом минимально безопасного уровня обеспеченности, у него возникает потребность в комфорте.
  3. Свободное время. Люди стремятся больше отдыхать, меньше времени проводить на работе и заниматься собой.
  4. Уважение. Высокопоставленная должность зачастую стимулирует людей сильнее, чем большая зарплата. Отсутствие уважения со стороны окружающих способно вызвать глубокое чувство неудовлетворённости.
  5. Любовь. Человек испытывает насущную потребность любить и быть любимым. Поэтому люди стремятся создавать благоприятные условия, необходимые для возникновения и поддержания этого чувства.
  6. Самореализация. Человек остро нуждается в реализации своего творческого и личностного потенциала.

    Поэтому на протяжении всей жизни люди стараются проявить способности и достичь максимум возможного.

По Симонову

В научной работе психолога П. В. Симонова приводится следующая классификация человеческих потребностей:

  1. Витальные потребности. Что это значит? Сюда включается нужда в: воде; пище; ночном сне; защите от угроз; стремлении завести потомство.
  2. Эти потребности типичны для людей, являющихся представителями одного из биологических видов.

    В данный пункт также относится необходимость в экономии сил, мотивирующая тратить минимальное количество энергии для достижения определённой цели.

    В результате человек начинает проявлять изобретательность, разрабатывать и совершенствовать технологии.

    В отдельных случаях такой подход может привести к развитию лени.

  3. Социальные потребности. Сюда относится желание человека пользоваться уважением и любовью со стороны общества, принадлежать к одной из социальных групп и занимать в ней достойное место. Очень важно следовать правилам и нормам, установленным в определённом сообществе. Без соблюдения этого условия само существование различных групп было бы невозможным.

    Описывая социальные потребности, Гегель указывал на нужду человеческого существа в идеологии и религии, которые нормируют поведение биологической единицы в социуме.

  4. Идеальные потребности. Здесь речь идёт о нужде индивидуума в познании окружающего мира, самого себя, в поиске собственного предназначения и определения места в жизни. Данная потребность мотивирует людей заниматься и интересоваться искусством.

Социальные и витальные нужды автор подразделил на две дополнительные категории:

Идеальные потребности, заключающиеся в стремлении познать истину, подобного разделения не содержат.

Поскольку истинное значение вещей и процессов подразумевает их единственную форму.

При изучении человеческих нужд в наше время используют комплексный подход и полный арсенал научных методов.

Не зная достоверных причин происхождения и формирования потребностей и степень их влияния на деятельность мозга, невозможно эффективно решать следующие задачи:

  • профилактика и лечение психических расстройств;
  • предотвращение асоциального и неадекватного поведения;
  • правильное воспитание.

Понятие иерархии

Иерархию потребностей вывел психолог Абрахам Маслоу. Многочисленные нужды и желания людей он скомпоновал в виде пирамиды, которая наглядно демонстрировала его научный взгляд на данную проблему. В пирамиде Маслоу разместил потребности по мере их возрастания.

Учёный был уверен, что пока индивидуум остро нуждается в примитивных вещах, он не думает о потребностях более высокого уровня. Маслоу приводил примеры в доказательство своей теории.

Он утверждал, что физиологические потребности являются базовыми. Общество, в котором все сыты, и никто не имеет даже малейшего повода для тревоги, психолог назвал идеальным. Голодный человек не нуждается в любви. Однако влюблённым всё равно нужно регулярно питаться.

Примечательно, что определение сытости Маслоу использовал в достаточно широком смысле. Под ней он подразумевал не только достаток пищи, но и сна, воды, кислорода, секса. Ниже представлена классификация человеческих потребностей по Маслоу.

Врождённые или первичные

На первом уровне находятся жизненно важные потребности людей. Это потребности, присущие человеку, как живому существу. Они включают в себя необходимость удовлетворения следующих нужд:

  • чувство голода;
  • необходимость дыхания;
  • жажда;
  • отдых;
  • необходимость в жилище, одежде;
  • продолжение рода;
  • двигательная активность.

Маслоу утверждал, что бедный человек в первую очередь испытывает необходимость в удовлетворении базовых или биогенных (естественных) потребностей. Выбирая между уважением и едой, большая часть людей отдаст предпочтение последнему варианту.

Второй уровень происходит из потребности индивидуума в безопасности. Он содержит в себе такой перечень нужд:

  • безопасность существования;
  • стабильность условий;
  • гарантия занятости;
  • комфорт существования;
  • уверенность в своём будущем.

Когда человек сыт и не имеет проблем со здоровьем, он начинает испытывать острую нужду в безопасности. Такой индивидуум стремиться к разумному порядку в жизни и прогнозируемости своего будущего.

Приобретённые или вторичные

На третьем уровне расположены социальные потребности. Под ними подразумеваются:

  • забота о членах общества;
  • внимание к себе;
  • привязанность к близким;
  • социальные связи;
  • участие в совместных проектах.

После того как первичные потребности удовлетворены, человек начинает испытывать нужду дружеских, любовных и семейных отношениях.

Индивидуум начинает заниматься поиском социальной группы, принадлежность к которой могла бы удовлетворить его желания и избавить от одиночества.

Четвёртый уровень связан с престижными потребностями людей. Это потребности, удовлетворяемые человеком в результате своей деятельности. К ним относят:

  • уважение со стороны других членов общества;
  • признание окружающими людьми;
  • достижение успеха в профессиональной сфере деятельности;
  • оценка способностей;
  • самоуважение;
  • движение вверх по служебной лестнице.

Каждый член общества нуждается в признании своих способностей и талантов со стороны окружающих. Человек добивается самоуважения и начинает верить в собственные силы, когда достигает в жизни определённых результатов.

Духовные потребности находятся на пятом уровне. Здесь находятся:

  • самоидентификация;
  • самовыражение;
  • самореализация;
  • самоутверждение;
  • саморазвитие.

Маслоу убеждён, что необходимость самовыражения проявляется у человека только после того, как все нижестоящие потребности полностью удовлетворены.

В соответствии с теорией учёного, индивидуум действует в строгом соответствии с иерархией, приведённой в пирамиде. Большая часть людей поступает именно таким образом.

Однако есть и исключения. Существует узкая группа индивидуумов, которые ставят свои идеалы выше бытовых проблем.

Сюда относят людей науки и искусства, стремящихся к самореализации и развитию, несмотря на лишения и голод. Обычно у таких индивидуумов существует личная иерархия потребностей, в соответствии с которой они живут.

Различия между низшими и высшими

Чем различаются высшие и низшие потребности? Низшие потребности связаны с естественными нуждами тела.

Необходимость в базовых условиях для выживания — еде, воздухе, воде — определена самой природой.

В чем выражают себя высшие потребности? Высшие потребности выходят далеко за рамки, необходимые для физического выживания и поддержки функционирования организма.

Нужда индивидуума в развитии, заботе о других людях и любви, самореализации — это уже не просто ряд важных потребностей, а список ценностей, не имеющих прямого отношения к потребностям тела.

Объекты и средства удовлетворения

Для физического выживания и комфортного существования человек нуждается в удовлетворении потребностей. Для достижения этой цели люди осваивают различные средства и обучаются разным способам достигать желаемого.

Объектами и средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага. Это вещи или средства, которые предназначены для удовлетворения определённых человеческих потребностей.

В этом качестве выступают:

  1. Физические товары. Это материалы и полуфабрикаты, сырьё, комплектующие, а также готовая продукция. Данная категория способна удовлетворить самые различные нужды людей, начиная с физиологических, заканчивая производственными. Продукты питания утоляют голод, удовлетворяя одну из важнейших потребностей человека. Однако ряд товаров, относящихся к престижным, могут попутно удовлетворить и социальную потребность.
  2. Деньги. Решают ряд важнейших социальных потребностей, связанных с индивидуальными, престижными и экономическими нуждами. Деньги используются не только для приобретения благ, но и в качестве средства накопления. Это позволяет удовлетворять потребность в безопасности, гарантируя стабильность существования в будущем.
  3. Услуги. Так же, как и товары, они способны удовлетворить несколько потребностей одновременно. В зависимости от качества и уровня предоставляемых услуг, люди удовлетворяют потребности различных уровней.
  4. Информация. Является своеобразным товаром. Она удовлетворяет потребности:
  • духовные;
  • интеллектуальные,
  • образовательные и информационные.

Варианты выявления

Какими способами можно выявить потребности людей? Природные потребности наиболее полно описаны Маслоу.

Они характерны для подавляющего числа людей. Эффективный способ выявления потребностей является тщательный анализ характеристик и действий конкретного человека:

  • мотив;
  • доминанта;
  • система ценностей;
  • обычаи;
  • навыки;
  • вкусы.

Природные потребности являются неотъемлемой частью существования человека. Не имеет значения, на каком уровне он находится в данный момент и в чём испытывает нужду.

При возникновении трудностей с удовлетворением базовых потребностей, индивидуум спуститься на ступень ниже. И будет там находиться, пока не удовлетворит эту потребность в полной мере.

Фундаментальные потребности человека и их удовлетворение:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/vidy-potrebnostej-cheloveka.html

Что такое потребности человека. Виды и их сущность

Потребность − это что? Виды потребностей

Человек – социально-биологическое существо, соответственно и потребности имеют разный характер, а точнее уровни. Потребности определяют мотивы и деятельность личности. Это первооснова жизни человека как индивида, личности и индивидуальности. Из статьи вы узнаете, какие бывают потребности и в чем их разница, как они развиваются, от чего зависят и что зависит от них.

Что такое потребности

Потребности – психическое состояние, выражающееся в дискомфорте, напряжении, неудовлетворенности какого-то желания.

Потребности бывают осознаваемыми и неосознаваемыми:

  • Осознаваемые потребности человека или группы становятся интересами.
  • Неосознаваемые – дают о себе знать в виде эмоций.

Решается ситуация дискомфорта за счет удовлетворения желания или при невозможности удовлетворения за счет подавления либо замещения схожей, но доступной потребностью. Она побуждает к активности, поисковой деятельности, цель которой – устранение дискомфорта, напряжения.

Для потребностей характерны несколько особенностей:

  • динамичность;
  • изменчивость;
  • развитие новых потребностей по мере удовлетворения ранних;
  • зависимость развития потребностей от включенности индивида в разные сферы и виды деятельности;
  • возвращение человека на предыдущие ступени развития, если более низкие потребности снова становятся не удовлетворены.

Потребности представляют собой структуру личности, их можно охарактеризовать как «источник активности живых существ, указывающий на отсутствие ресурсов (как биологических, так и социокультурных), необходимых для существования и развития личности» (А. Н. Леонтьев).

Развитие потребности

Любая потребность развивается в два этапа:

  1. Возникает как внутреннее, скрытое условие для деятельности, выступает как идеал. Человек сопоставляет знания об идеале и о реальном мире, то есть ищет способы достижения.
  2. Потребность конкретизируется и опредмечивается, является движущей силой деятельности. Например, сначала человек может осознать потребность в любви, а затем искать предмет любви.

Потребности порождают мотивы, на фоне которых вырисовывается цель. Выбор средств достижения цели (потребности) зависит от ценностных ориентаций человека. Потребности и мотивы формируют направленность личности.

Базовые потребности формируются к 18-20 годам и в дальнейшем не претерпевают существенных изменений. Исключение – кризисные ситуации.

Иногда система потребностей и мотивов развивается дисгармонично, что приводит к психическим нарушениям и дисфункции личности.

Виды потребностей

Обобщенно можно выделить телесные (биологические), личностные (социальные) и духовные (экзистенциальные) потребности:

  • К телесным относятся инстинкты, рефлексы, то есть все физиологическое. От их удовлетворения зависит поддержание жизни человека как вида.
  • К личностным относится все духовное и социальное. То, что позволяет человеку быть личностью, индивидуальностью и субъектом общества.
  • К экзистенциальным относится все, что связано с поддержанием жизни всего человечества и с космосом. Сюда относится потребность в самосовершенствовании, развитии, созидании нового, познании, творчестве.

Таким образом, часть потребностей является врожденной и они идентичны у людей любых народов и рас. Другая часть – приобретенные потребности, которые зависят от культуры и истории конкретного общества, группы людей. Свою лепту вносит даже возраст человека.

Теория А. Маслоу

Самой популярной классификацией потребностей (она же иерархия) является пирамида Маслоу. Американский психолог расположил потребности от низших к высшим, или от биологических к духовным.

  1. Физиологические потребности (пища, вода, сон, то есть все, что связано с телом и организмом).
  2. Потребность в эмоциональной и физической безопасности (стабильности, порядке).
  3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба), или социальные потребности.
  4. Потребность в самоуважении (уважении, признании), или потребности оценки.
  5. Потребность в самоактуализации (саморазвитии, самовоспитании, других «само»).

Первые две потребности относятся к низшим, остальные – к высшим. Низшие потребности характерны для человека как индивида (биологического существа), высшие – для личности и индивидуальности (социального существа). Развитие высших потребностей невозможно без удовлетворения первичных. Однако после их удовлетворения духовные потребности развиваются не всегда.

Высшие потребности и стремление к их реализации обуславливают свободу индивидуальности человека. Становление духовных потребностей тесно связано с культурой и ценностными ориентациями общества, историческим опытом, который постепенно становится опытом личности. В связи с этим можно выделить материальные и культурные потребности.

Для низших и высших потребностей характерны несколько отличий:

  • Высшие потребности генетически развиваются позднее (первые отголоски возникают в позднем подростковом возрасте).
  • Чем выше потребность, тем проще ее на время отодвинуть.
  • Жизнь на высоком уровне потребностей означает хороший сон и аппетит, отсутствие болезней, то есть хорошее качество биологической жизни.
  • Высшие потребности воспринимаются человеком как менее насущные.
  • Удовлетворение высших потребностей приносит большую радость и счастье, обеспечивает развитие личности, обогащает внутренний мир, осуществляет желания.

Согласно Маслоу, чем выше человек поднимается по этой пирамиде, тем здоровее психически и более развитым как личность и индивидуальность его можно считать. Чем выше потребность, тем больше человек готов к активным действиям.

Теория К. Алдерфера

Автор видоизменил эмпирическим путем теорию Маслоу и выделил три группы потребностей, дифференцировав потребность в оценке:

  • существование (физиологические и потребность в безопасности по Маслоу);
  • связанность (социальные потребности и внешняя оценка по Маслоу);
  • развитие (внутренняя оценка и самоактуализация по Маслоу).

Теорию отличают еще два положения:

  • одновременно могут быть задействованы несколько потребностей;
  • чем ниже удовлетворение высшей потребности, тем сильнее желание удовлетворить низшую (речь идет о замещении недоступного доступным, например, любви – сладким).

Теория Э. Фромма

В концепции Фромма потребности классифицированы на основании единства человека и природы. Автор выделяет следующие потребности:

  1. Потребность в общении и межиндивидуальных узах (любовь, дружба).
  2. Потребность в творчестве. Независимо от рода конкретной деятельности человек создает мир вокруг себя и само общество.
  3. Потребность в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, то есть обращение к истории общества, семье.
  4. Потребность в стремлении к уподоблению, поиску идеала, то есть идентификация человека с кем-либо или чем-либо.
  5. Потребность к познанию и освоению мира.

Стоит отметить, что Фромм придерживался концепции о влиянии бессознательного на человека и потребности относил как раз к этому. Но в понятии Фромма бессознательное – скрытый потенциал личности, духовные силы, отведенные каждому человеку изначально.

А также в подсознательное занесен элемент общности, единства всех людей. Но подсознательное, как и описанные потребности, разбивается об логику и рациональность мира, клише и табу, стереотипы. И в большинстве своем потребности остаются нереализованными.

Теория приобретаемых потребностей Д. Мак-Клелланда

Автор выделил три потребности, которые приобретаются человеком в течение жизни:

  • потребность в достижении или свершении;
  • потребность в человеческих связях или в присоединении;
  • потребность во власти.

Согласно авторской концепции, эти потребности есть у каждого человека, но их выраженность и влияние на поведение отличаются. Начало развития потребности берут в детстве:

  • если детей поощряют при контроле над другими, то формируется потребность во власти;
  • при самостоятельности – потребность в  достижении;
  • при установлении  дружбы – потребность в присоединении.

Потребность в достижении

Человек стремится превосходить других людей, выделяться, достигать установленных стандартов, быть успешным, решать сложные задачи. Такие люди сами выбирают ситуации, где будут нести ответственность за всех, но при этом избегают слишком простых или слишком сложных.

Потребность в присоединении

Человек стремится иметь дружеские, близкие межличностные взаимоотношения, основанные на тесной психологической связи, избегает конфликтов. Такие люди ориентированы на ситуации кооперации.

Потребность во власти

Человек стремится создавать условия и требования для деятельности других людей, управлять ими, контролировать их, пользоваться авторитетом, решать за других людей. Человек получает удовлетворение, находясь в позиции влияния и управления. Такие люди выбирают ситуации соревнований, конкуренции. Их заботит статус, а не эффективность действий.

Послесловие

Удовлетворение потребностей важно для адекватного развития личности. При игнорировании биологических потребностей человек может заболеть и умереть, а при неудовлетворенных высших потребностях развиваются неврозы, возникают внутриличностные конфликты и другие психологические проблемы.

Стоит отметить, что из правила «сначала удовлетворение одних потребностей – потом развитие других» существуют исключения. Речь идет о творцах и воинах, которые могут задаваться высшими целями, невзирая на неудовлетворенные физические потребности, например, голод и недосып. Но для среднестатистического человека характерны следующие данные:

  • физиологические потребности удовлетворяются на 85 %;
  • в безопасности и защите – на 70 %;
  • в любви и принадлежности – на 50 %;
  • в самоуважении – на 40 %;
  • в самоактуализации – на 10 %.

Потребности тесно связаны с социальной ситуацией развития человека и уровнем социализации. Что интересно, эта связь взаимообусловлена.

Источник: https://psychologist.tips/714-chto-takoe-potrebnosti-cheloveka-vidy-i-ih-sushhnost.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.