+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Понятие и содержание правового статуса сотрудника полиции

Административно-правовой статус полиции (диплом) – Дипломы и курсовые

Понятие и содержание правового статуса сотрудника полиции

Становление российской государственности сопровождается радикальными переменами в социально – политической и экономической жизни общества. Они происходят на основе новых подходов к взаимоотношениям между личностью и государством.

Следует отметить, что процессы демократизации общественно-политической жизни в России происходят на фоне небывалого за последние десятилетия всплеска преступности , активизации антисоциального элемента.

В условиях увеличения количества противоправных посягательств, особенно совершенных с особой дерзостью и жестокостью, роста вооруженности преступников сотрудникам полиции все чаще приходится встречаться с их открытым противодействием.

Данные обстоятельства придают особое значение совершенствованию деятельности органов внутренних дел в том числе полиции, эффективность функционирования которой во многом зависит от уровня правового регулирования, соответствия его провозглашенным демократическим принципам. Это не в последнюю очередь определяется тем обстоятельством, что деятельность государственных органов, их служащих протекает в правовом поле с четко установленными юридическими границами.

Одним из главных направлений реформирования деятельности полиции выступает совершенствование всей системы правовых средств, определяющих административно-правовой статус сотрудника полиции.

Обращение к подобной проблеме вызвано ее важностью и в частности тем обстоятельством, что административно-правовой статус личного состава полиции является тем юридическим базисом, равным для любого сотрудника от министра внутренних дел до курсанта школы полиции, на основе которого устанавливается правовое положение личного состава в целом. В структуру рассматриваемой правовой институции входят полномочия, реализуемые во внешней и внутренней (организационной) сферах деятельности.

Данная работа направлена на исследование внешнего аспекта административно-правового статуса сотрудника полиции в системе государственной службы Российской Федерации.

Реализация сотрудниками своих внешних полномочий большей частью сопряжена с ограничением прав и свобод граждан, правомерным вторжением в сферу их законных интересов. Именно во внешней сфере деятельности полиции проявляются ее основные сущностные черты, достигаются цели и задачи.

Все это предъявляет особые требования к тщательности правовой регламентации соответствующих прав и обязанностей полиции.

Следует отметить, что принятие в начале 90 – х годов Закона РСФСР «О милиции», Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и ряда иных нормативных документов с одной стороны заметно укрепило правовое положение личного состава полиции, а с другой устранило излишнюю заидеологизированность полномочий сотрудников, более ориентировало их на обеспечение прав и свобод граждан и др. Наряду с этим, быстро меняющаяся социально-политическая обстановка в стране, развитие основ рыночной экономики предъявляют качественно новые требования к уровню юридического регулирования правового статуса сотрудника полиции, актуализируют потребность в его развитии и совершенствовании. Причем, нередко статус наполнялся новым содержанием за счет, подменяющего закон, ведомственного нормотворчества, которое более гибко откликалось на потребности общества в правоохранительной деятельности полиции.

Сравнение содержания административно-правового статуса сотрудника российской полиции в соответствии с действующим ранее законом «О милиции»[1] с соответствующими нормативными институтами, регламентирующими деятельность полицейского в странах с развитыми демократическими традициями выявил его недостаточную юридическую проработанность, слабую гарантированностъ населения от возможности произвола со стороны полиции и др. В связи с чем был принят Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».[2]

Необходимо отметить, что многие проблемы административно-правового статуса личного состава полиции исследовались в трудах Д.Н.Бахраха, В.М.Безденежных, И.И.Веремеенко, А.П.Герасимова, М.И.Еропкина, В.Р.Кисина, Л.М.Колодкина, А.П.Коренева  С.И.Коноргина, В.В.Лазарева, Л.Л.Попова, Л.М.

Розина, Г.А.Туманова, А.П.Шергина и ряда других ученых. В последнее время объемные исследования роли и места милиции в жизни общества, вопросов правовой регламентации ее деятельности были проведены А.Г.Браисовым, Б.П.Кондрашевым, Ю.П.Соловьем, В.В.Черниковым и некоторыми другими авторами.

Однако, системные исследования административно-правового статуса личного состава полиции по действующему в настоящее время закону до настоящего времени не проводились и многие важные теоретические и правовые аспекты его регулирования, как и ранее, остались за рамками научного анализа.

Целью работы является теоретическое осмысление административно-правового статуса сотрудника полиции в системе государственной службы Российской Федерации и разработка на этой основе его научной концепции; определение основных направлений нормативного регулирования и повышения эффективности реализации статуса.

Для достижения поставленной цели была предпринята попытка решения следующих исследовательских задач:

1. Провести анализ места полиции в системе государственной службы;

2. Раскрыть понятие и содержание административно-правового статуса сотрудника полиции;

3. Осуществить анализ действующих нормативных положений, регламентирующих административно-правовой статус сотрудника полиции, исследовать проблемы его реализации на практике и сформулировать конкретные нормативные предложения по совершенствованию административно-правового статуса личного состава полиции.

Объектом исследования являются урегулированные правом и нуждающиеся в правовом опосредовании общественные отношения, складывающиеся в процессе правоохранительной деятельности сотрудников полиции.

В качестве предмета выступают конкретные нормативные акты и юридические нормы регламентирующие, большей частью административно-правовые полномочия во внешней сфере деятельности и правосубъектность личного состава полиции, а также некоторые иные, связанные с деятельностью полиции и ряда других государственных органов и их служащих.

Основой методологического подхода к исследованию проблем административно-правового статуса сотрудника полиции выступают соответствующие разработки общей теории права.

Фактическую основу исследования составляют международно-правовые документы, регламентирующие деятельность должностных лиц полиции; Конституция РФ, законы и ведомственные нормативные акты, закрепляющие статус государственных служащих и в том числе сотрудников полиции.

Научная новизна исследования. Работа представляет одну из первых попыток исследования проблем юридического регулирования и реализации административно-правового статуса личного состава полиции, в процессе которой осуществлен анализ полномочий сотрудников с учетом последних изменений юридической базы деятельности полиции.

Исследование места и роли административно-правового статуса сотрудника полиции в системе государственной службы позволило более четко выявить и конкретизировать проблемы достаточности полномочий личного состава, гарантированности граждан от незаконного вмешательства полиции в сферу их законных интересов и др.

В работе выдвигаются предложения по совершенствованию законодательства и ведомственных нормативных документов, регламентирующих административно-правовой статус сотрудников, в том числе ряд из них в форме конкретных предложений по внесению изменений и дополнений в действующие законы.

[1] Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I “О милиции” // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – N 16. – Ст. 503 (Утратил силу)

[2] Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. (ред. 19.07.2011) N 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – N 7. – Ст. 900

Список использованных источников и литературы

1. Законодательные и иные нормативно-правовые акты

1.1.Конвенция  о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) .//Сборник международных договоров СССР. -1993.-Выпуск XLVI.

Источник: http://diplomkurs.ru/pravo-vse-otrasli/administrativno-pravovoy-status-politsii-diplom.html

Понятие и содержание правового статуса сотрудника полиции

Понятие и содержание правового статуса сотрудника полиции

Россия входит в число стран-лидеров по количеству полицейских среди населения. Каждый гражданин хотя бы раз в жизни имел контакт с работниками правоохранительных органов. При этом далеко не все знают о правовом статусе сотрудников полиции. В нашем материале будет подробно рассказано о правах, обязанностях и запретах для стражей порядка.

Ни одно государство в мире, каким бы либеральным оно ни было, не может обойтись без государственных органов по охране прав граждан. Преступность неискоренима. Она существовала и будет существовать всегда.

Ограничить количество злодеяний, то есть свести их число к минимуму, помогают сотрудники полиции. Правовой статус этих работников регламентируется законодательством. В разных странах он немного отличается друг от друга.

Как он выглядит в России?

Полиция в нашем государстве имеет долгую и сложную историю. Стражи порядка существовали и при князьях, и при императорах, и при советской власти.

Окончательное свое формирование полиция получила лишь в 2011 году.

Именно тогда был издан специальный Федеральный закон, благодаря которому правоохранительные органы получили сегодняшнее наименование, а также обросли рядом сложных обязанностей и полномочий.

Если кратко, правовой статус сотрудника полиции в России складывается из его законных обязанностей и прав. Подтверждается статус положениями некоторых нормативных актов.

Самый важный и очевидный нормативный акт — это основной закон страны, Конституция.

В первой, шестой и седьмой главах этого закона рассказывается о необходимости организовать качественную систему по охране прав человека и гражданина. Сама система так и называется — правоохранительная.

Инстанции, входящие в эту структуру, находятся в подчинении исполнительной и судебной власти. Полиция — это важнейшая отрасль правоохранительной системы.

Она является составной частью единой федеральной исполнительной власти. Соответственно, правовой статус сотрудника полиции складывается из ряда положений, регламентирующих работу исполнительных органов власти. Это различные приказы МВД, постановления Правительства, а также:

  • Конституция;
  • Международная конвенция о защиту прав и свобод человека;
  • Федеральный закон «О полиции»;
  • указы президента;
  • ряд других Федеральных и региональных законов, например, об оружии, о мерах безопасности на дороге, о социальных гарантиях правоохранителям и т. д.

Таким образом, полиция — это невероятно сложная и обширная структура. О правовом статусе сотрудников полиции будет подробно рассказано далее.

Работа полицейских базируется на ряде важных начал, идей и требований, именуемых принципами. Без принципов невозможно выстроить ни одну обязанность или право сотрудника. Первая идея связана с защитой прав и свобод людей.

По опросу, проведенному в 2011 году одним из СМИ, около 15 % россиян уверены, что полиция — это «мафиозная структура». 60 % потерпевших не захотели обращаться в полицию, а 43 % ни за что и ни при каких обстоятельствах не захотели бы иметь дело с сотрудниками правоохранительных органов.

Причин, по которым народ столь сильно боится полицейских, невероятно много. Большинство из них связаны с бесконечными новостями о произволе стражей порядка.

При этом россияне прекрасно понимают предназначение полиции и ее место в обществе: это обеспечение безопасности, защита свобод, интересов и прав граждан.

Полицейские призваны охранять общественный порядок, но делают они это зачастую слишком грубо, а иногда и вовсе преступая закон. Сотрудники правоохранительной системы должны помнить о главном своем предназначении: охрана безопасности всех людей, а не отдельных лиц.

Понятие правового статуса сотрудника полиции напрямую связано с законом. Все права и обязанности стражей порядка регламентированы государственной властью и закреплены в нормативно-правовых актах.

Законность — это общеправовой конституционный принцип. Реализуя свой юридический статус, полицейский обязан неуклонно соблюдать нормы материального и процессуального права.

Любое отступление сотрудника от легальных требований грозит подрывом авторитета всей системы в целом.

Полицейский — это представитель не только власти, но и закона. Он охраняет государственный порядок, а потому и сам должен поступать в соответствии с правовыми нормами.

Важнейшим атрибутом правового статуса сотрудника полиции является беспристрастность. Ее также можно назвать толерантностью, терпимостью или даже либеральным отношением. Речь идет о качественно новом требовании к стражам порядка. Они должны реализовывать свои функции, невзирая на пол, расу, национальность, язык или мировоззрение граждан.

Беспристрастности не было в СССР. Тогда существовала единая точка зрения, которой должны были придерживаться все советские граждане. Сегодня все гораздо проще. Человек может делать что хочет, важно лишь, чтобы он не нарушал закон.

Правовой статус сотрудника полиции РФ выстроен таким образом, что субъективности здесь попросту нет места. Стражи порядка просто защищают закон и делают это объективно и честно. Полицейский должен сохранять свой моральный облик, а также оставаться публичным и открытым для взаимодействия или сотрудничества. Лишь в этом случае граждане станут доверять полиции и поддерживать ее.

Понятие и структура юридического статуса полицейских отражены в Федеральном законе 2011 года. Здесь освещается широкий круг вопросов, связанных с организацией деятельности правоохранительного института России. Права и обязанности стражей порядка являются основными инструментами их деятельности.

Основной проблемой правового статуса до сих пор остается непроработанность классификаций. Так, права и обязанности сотрудников полиции приведены в едином списке, а не сгруппированы по отдельным сферам деятельности. То же касается ограничений и запретов.

Справедливости ради стоит отметить, что до 2011 года все было еще хуже. В те времена, когда полиция еще именовалась милицией, единого Федерального закона в принципе не существовало. Было несколько постановлений МВД, серия указов, а также ряд специальных нормативных актов.

Разбросанность норм и положений значительно осложняла положение сотрудников правоохранительной системы. Затем была проведена сложная научная работа. Административно-правовой статус сотрудников полиции сформировался относительно качественно.

Обязанности полицейских по профилактике нарушений закона

Юристы по-разному классифицируют обязанности полицейских. В нашей статье будет приведена систематизация, согласно которой все полномочия будут поделены на две группы: по профилактике нарушений законодательства и по непосредственной их ликвидации.

Чтобы минимизировать число правонарушений и преступлений, стражи порядка должны работать с причинами нарушений закона.

В архивах есть множество документов, в которых указаны мотивы преступника, обстоятельства совершения правонарушений или различные условия.

Разобравшись с материалом и сформировав для себя хотя бы минимальное представление о причинах нарушения закона, полицейским будет гораздо легче работать.

Следующей обязанностью является сотрудничество полиции с другими властными инстанциями, не обязательно правоохранительными. Профилактика нарушений закона в этом случае выйдет на качественно новый уровень.

Все остальные обязанности прописаны в законе. Это необходимость в подтверждении классификации, проведение разъяснительных бесед с гражданами, оказание содействия судебным приставам и многое другое. Все это составляет понятие правового статуса сотрудников полиции.

Обязанности по устранению последствия нарушения закона

Необходимость в непосредственном разрешении ситуации находится у полицейских в приоритете. Этому есть объяснение: непосредственная ликвидация последствий злодеяний занимает у стражей порядка куда больше времени и сил.

Вот какие обязанности здесь нужно выделить:

  • пресечение противоправных деяний;
  • оказание первой помощи пострадавшим;
  • принятие чрезвычайных мер по спасению граждан;
  • противодействие терроризму;
  • осуществление розыска;
  • задержание виновных лиц и т. д.

Административно-правовой статус сотрудников полиции вбирает в себя громадное количество обязанностей. Все они, так или иначе, связаны с нарушением закона — реальным или потенциальным. Однако полномочия полицейских базируются на одной лишь идее: беспристрастной охране прав, интересов и свобод людей.

Разобравшись с обязанностями стражей порядка, следует обратить внимание на их права и полномочия. Это важнейшие составляющие правового статуса сотрудников полиции, понятие и содержание которого регламентированы законом.

Вот что здесь следует выделить:

  • обеспечение оптимальных условий для выполнения трудовых обязанностей;
  • право на отдых;
  • возможность знакомиться со всей необходимой для работы документацией;
  • право на оплату труда;
  • ознакомление с отзывами о собственной службе;
  • доступ к государственной тайне, если подобное необходимо для исполнения государственных обязанностей;
  • возможность продвижения по службе;
  • право на рассмотрение служебного спора;
  • право на профессиональное образование.

Естественно, это далеко не все возможности, которые составляют административно-правовой статус сотрудников полиции. Более того, общее количество прав зависит от квалификации работника.

Например, правовой статус внештатного сотрудника полиции будет разительно отличаться от статуса «классического» полицейского.

Работник, не являющийся должностным лицом в органах внутренних дел, обладает куда меньшим объемом полномочий.

Правовой статус сотрудника полиции к 2021 году получил свой окончательный образ. Помимо прав и обязанностей в него входит ряд ограничений и даже запретов. Стоит перечислить самое основное:

  • запрет на исполнение служебных обязанностей при недееспособности или ограниченной дееспособности;
  • невозможность устраиваться на работу в ОВД, если непосредственным начальником сотрудника будет его родственник или близкий человек;
  • запрет на осуществление предпринимательской деятельности;
  • недопустимость публичных высказываний, оценок или суждений в отношении своего начальства, если это не связано с прямыми обязанностями работника.

Таким образом, административно-правовой статус сотрудника полиции в России имеет четкие границы в виде ограничений и запретов.

Сотрудники полиции юридически выше простых граждан. Следовательно, они обладают куда большей ответственностью. Согласно статье 33 соответствующего Федерального закона налагаемые на сотрудников санкции соразмерны тому ущербу, который они причинили

Ответственность полицейских бывает трех видов. Первая форма именуется дисциплинарной. Это выговоры или увольнения. Есть также материальная ответственность.

Это штрафы, выплаты компенсаций, а также более сложные формы санкций — например, лишение социального обеспечения сотрудников органа полиции.

Правовой статус и вовсе может быть ликвидирован — но уже вследствие уголовной ответственности, когда полицейский совершил по-настоящему крупное злодеяние.

Гарантия — это способ обеспечения правового статуса. В правоохранительной сфере существует множество разнообразных гарантий: политических, нравственных, организационных, экономических и многих других. В качестве примера следует привести по одной гарантии из разных областей.

Важнейшая экономическая гарантия указана в ФЗ «О полиции», статье 47. Правовой статус сотрудника полиции, равно как и вся его деятельность, обеспечивается посредством государственного финансирования.

Политические гарантии были указаны выше. Это сотрудничество правоохранительных органов между собой, а также с другими государственными инстанциями.

Наконец, организационные гарантии связаны с множеством деталей, указанных в законе. Это подтверждение или повышение квалификации, составление деловых архивов, опора на нормативную базу и многое другое.

Итак, правовой статус полицейского — это совокупность его прав и обязанностей, подкрепленных ограничениями и гарантиями.

Источник: http://bez-tebya.ru/vash-yurist/ponyatie-i-soderzhanie-pravovogo-statusa-sotrudnika-policii

административно-правовой статус сотрудника полиции, Административное право – Дипломная работа

Понятие и содержание правового статуса сотрудника полиции

Введение 3

Глава

1. Общая характеристика административно-правового статуса сотрудника полиции 6

1.1. Место полиции в системе органов государственной власти 6

1.2. Понятие и содержание административно-правового статуса сотрудника полиции 13

1.3. Нормативно-правовая основа статуса сотрудника полиции 22

Глава

2. Механизм реализации административно-правового статуса сотрудника полиции 32

2.1. Права и обязанности сотрудника полиции 32

2.2. Ограничения и запреты сотрудника полиции 42

2.3. Гарантии и реализации правового статуса сотрудника полиции 45

Заключение 57

Список использованной литературы 60

Приложения …68

Выдержка из текста

В работе дается анализ особенностей правового статуса сотрудника полиции. Предложены меры, направленные на совершенствование действующего законодательства, регламентирующего деятельность полиции, в целом, и регулирующего административно-правовой статус сотрудника полиции, в частности.

В работе дается анализ особенностей правового статуса сотрудника полиции. Предложены меры, направленные на совершенствование действующего законодательства, регламентирующего деятельность полиции, в целом, и регулирующего административно-правовой статус сотрудника полиции, в частности.

В работе дается анализ особенностей правового статуса сотрудника полиции.

Предложены меры, направленные на совершенствование действующего законодательства, регламентирующего деятельность полиции, в целом, и регулирующего административно-правовой статус сотрудника полиции, в частности.

Являясь одной из основных силовых структур стоящих на защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации милиция функционирует в системе государственных органов, имея свой административно-правовой статус.

Все выше изложенное определяет актуальность данной работы, тем более что в литературе ведутся постоянные споры, касающиеся именно административно-правового статуса полиции в Российской Федерации.

Основными элементами правового статуса сотрудника полиции являются: .

В процессе исследования темы данной работы применялись общенаучные методы (системный метод, анализ, синтез, наблюдение) и методы научного познания (сравнительно-правовой, историко-правовой), способствующие реализации и достижению поставленной цели.

В процессе исследования темы данной работы применялись общенаучные методы (системный метод, анализ, синтез, наблюдение) и частные методы научного познания (сравнительно-правовой, историко-правовой), способствующие реализации познавательного интереса и достижению поставленной цели.

Государственная правоохранительная функция реализуется системой правоохранительных органов, важное место в которой занимает полиция. Объектом исследования данной курсовой работы является сотрудник полиции.

Причиной такого положения является тесный ежедневный контакт сотрудников полиции с гражданами и организациями, а также важная функциональная составляющая полиции, состоящая в защите жизни и здоровья граждан, противодействии преступности, охране общественного порядка и собственности, а также в обеспечении общественной безопасности.

И это достаточно негативная тенденция, следствием которой может стать недостаточное уделение внимания социальным и трудовым гарантиям сотрудника полиции.

Разобраться в социально-правовом статусе сотрудника полиции можно лишь посредством изучения законодательной базы, а также служебной практики полицейского, поэтому в качестве задач реферативного исследования мы выделим:

Переименование милиции в полицию, лежащее «на поверхности» реформ, у большинства населения вызвало не слишком положительную реакцию — от недоумения, до полного неприятия.

Вместе с тем, это не просто смена названия, а шаг, обозначивший собой попытку проведения глубинной перестройки всей системы МВД.

Насколько удачной оказалась это попытка, покажет время, однако определенные положительные сдвиги уже налицо.

Актуальность.

Данные обстоятельства придают особое значение совершенствованию деятельности органов внутренних дел, в том числе полиции, эффективность функционирования которой во многом зависит от уровня правового регулирования, соответствия его провозглашенным демократическим принципам. Это не в последнюю очередь определяется тем обстоятельством, что деятельность государственных органов, их служащих протекает в правовом поле с четко установленными юридическими границами.

Задачами настоящей работы являются изучение теоретических и методических вопросов положению сотрудников внутренних дел в области гражданской службы. Проанализировать современное состояние понятия МВД в России. Исследовать основные направления государственной политики в области правоохранительного законодательства.

Объектом исследования является общественные отношения, в сфере применения административно-правовых норм сотрудниками ОВД. Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в результате реализации админстративно-правовых норм сотрудниками ОВД.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

1. Кодекс должностных лиц по поддержанию правопорядка (Принят Резолюцией 34/169 на

10. пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 17.12.1979) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (приняты Резолюцией 1989/61 Экономического и Социального Совета ООН от 24.05.1989) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (приняты Резолюцией VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями

2. августа — 7 сентября 1990 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Декларация о полиции (утвержденная Резолюцией

69. Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 08.05.1979) // СПС «КонсультантПлюс».

5. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 16 — Ст. 504.

Источник: https://referatbooks.ru/diplomnaya-rabota/administrativno-pravovoy-status-sotrudnika-politsii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.