+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Понятие и основание административной ответственности. Порядок привлечения к административной ответственности

Глава 12. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Понятие и основание административной ответственности. Порядок привлечения к административной ответственности

Административная ответственность выражается в применении полномочным государственным органом (должностным лицом) предусмотренных действующими нормами административного права конкретных административно-правовых санкций к физическим и юридическим лицам, виновным в совершении особого рода правонарушения – административного правонарушения.

Таким образом, для мер административной ответственности характерна показательная функция (административная кара), что не исключает их общее и индивидуальное превентивное (предупредительное) значение.

Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую базу. В настоящее время основные нормы, относящиеся к ее регламентации, содержатся в КоАП, в Таможенном кодексе РФ, а также в ряде иных федеральных законодательных актов.

В их числе в первую очередь следует назвать Налоговый кодекс РФ (Общая часть), содержащий составы налоговых правонарушений административно-правового характера.

Содержатся такого рода нормы и в иных законодательных и подзаконных правовых актах (например, об архитектурной деятельности, об охране различных видов природных ресурсов и т.п.).

В принципе действует правило, в соответствии с которым все административно-правовые нарушения должны быть включены в КоАП.

indent: 1cm;”>Однако полная кодификация законодательства в этой области не осуществлена. Поэтому не включенные в содержание КоАП нормы действуют непосредственно, но в соответствии с положениями, закрепленными в КоАП. Цели административной ответственности вытекают из определенных КоАП задач законодательства об административных правонарушениях.

Они состоят в защите личности, охране прав и свобод человека и гражданина, здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественной нравственности, собственности, окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, прав юридических лиц и их объединений от административных правонарушений, а также в предупреждении их совершения. Соответственно этим целям в КоАП формулируются составы конкретных административных правонарушений.

Законодательство об административных правонарушениях и, следовательно, об административной ответственности учитывает разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов. Нынешняя редакция КоАП не помогает решению данной проблемы.

Поэтому обратимся к положениям, сформулированным на этот счет в проекте нового КоАП. С учетом того, что к совместному ведению РФ и ее субъектов отнесено административное и административно-процессуальное право (п. «к» ч. 1 ст.

72 Конституции РФ), включая защиту прав и свобод личности, правопорядка и общественной безопасности, предполагается следующее разграничение предметов ведения.

Ведению РФ в области законодательства подлежит определение: общих положений и принципов правового регулирования; понятия административного правонарушения; перечня видов административных взысканий и правил их применения; порядка производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

Кроме того, законодательством РФ устанавливаются: административная ответственность по вопросам, имеющим общефедеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; перечень органов и должностных лиц, правомочных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП.

Вне этих пределов субъектами РФ осуществляется собственное правовое регулирование.

Административная ответственность наступает в случаях нарушения или несоблюдения общеобязательных правил, т.е. распространяющихся на всех физических и юридических лиц, подпадающих под их регулятивное действие. Они разнообразны, в основном носят специальный характер.

Это, например, правила: по стандартизации; учету и статистике; безопасности движения и пользования средствами транспорта; воинского учета; пограничного режима; борьбы с контрабандой; обращения валюты и др.

Сейчас многие правила устанавливаются непосредственно органами исполнительной власти.

Административная ответственность наступает в случае нарушения административно-правовых норм. Вместе с тем действующее законодательство допускает возможность привлечения к ней за нарушения норм трудового, финансового, земельного и даже конституционного права. Это означает, что она имеет межотраслевое (в смысле соотношения правовых отраслей) значение.

Для административной ответственности характерно, что между органом (должностным лицом), привлекающим виновных в совершении административного правонарушения, и виновной стороной отсутствуют отношения подчиненности по службе, работе или учебе. И это понятно, так как нарушаемые правила выходят за узкие рамки служебной или иной подчиненности.

Административная ответственность практически реализуется преимущественно специально уполномоченными на это должностными лицами, являющимися представителями соответствующих исполнительных органов, наделенных контрольно-надзорными функциями и полномочиями. Ее меры применяются также судами (мировыми судьями).

Административная ответственность получает свое непосредственное выражение в отношении лиц, совершивших административное правонарушение, в особых мерах административного принуждения – в административных взысканиях.

Процессуальной формой реализации административной ответственности является установленный законодательством особый порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Наконец, основанием административной ответственности является особый вид правонарушения – административное правонарушение.

Таким образом, административная ответственность означает наступление определенных последствий негативного характера для тех, кто ненадлежащим образом выполняет требования соответствующих административно-правовых норм. В самом обобщенном виде она характеризуется в качестве результата совершения административного правонарушения.

Каково соотношение административной ответственности с другими видами юридической ответственности?

Административная ответственность является конкретным видом юридической ответственности. Присущие ей особенности позволяют провести грань между нею и другими видами такой ответственности.

Так, для уголовной ответственности основанием является совершение преступления; наступает она исключительно в судебном порядке; ее основные стороны регламентированы УК РФ и УПК РФ; уголовной ответственности подлежат только физические лица.

Дисциплинарная ответственность, хотя и наступает во внесудебном порядке, что сближает ее с административной ответственностью, характерна для отношений, в рамках которых виновный подчинен органу или должностному лицу, являющемуся субъектом дисциплинарной власти. Основанием ее служит дисциплинарный (служебный) проступок, представляющий собой нарушение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей, за что на виновное лицо налагается дисциплинарное взыскание.

Для гражданско-правовой ответственности (имущественной) характерно возмещение убытков или вреда, а потому ее основное содержание составляют последствия имущественного характера, включая восстановительные меры. Административная же ответственность не предполагает возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

§ 2. Основание административной ответственности

Главное в характеристике административной ответственности – ее юридическое основание, придающее ей совокупность специфических качеств. Им является, как уже отмечалось, правонарушение особого рода, а именно административное правонарушение. Это фактическое ее основание. Если нет состава административного правонарушения, административная ответственность не может наступить.

Статья 10 действующего КоАП определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Правонарушение является административным, если его совершение не влечет за собой уголовной ответственности. Итак, речь идет о противоправном, виновном и наказуемом деянии.

Что означает противоправность? То, что данное деяние представляет собой посягательство на требования, содержащиеся в соответствующих административно-правовых нормах. С другой стороны, то, что этими нормами запрещаются деяния, составляющие фактическое содержание такого рода посягательств.

Все это легко обнаруживается при характеристике любого административного правонарушения. Например, ст. 165 КоАП предусматривает злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции. Очевидно, что речь идет о недопустимости подобных деяний, поскольку они посягают на установленный порядок управления.

Но противоправны фактически все виды правонарушений. Однако только для уголовных преступлений используется дополнительный элемент, определяющий их противоправность – общественная опасность. Преступление противоправно, виновно и опасно для общества. Что же касается административного правонарушения, то оно якобы не представляет собой общественно опасного деяния. Верно ли это?

Общественная опасность означает вредность данного деяния для общества, нанесение им или реальную угрозу нанесения существенного ущерба общественным отношениям.

В силу этого задачей уголовного законодательства является борьба с посягательствами на общественный строй, собственность, личность и ее субъективные права, на правопорядок. Но ст. 1 КоАП закрепляет точно такие же задачи законодательства об административных правонарушениях.

Значит, у преступлений и административных правонарушений одинаковые объекты посягательств. Отсюда вывод: общественная опасность также является признаком административного правонарушения, выражением его противоправности.

Иначе трудно объяснить, почему государство использует свою власть для борьбы с такими деяниями и широко применяет при этом юридические средства принудительного характера, если эти деяния никакой опасности для интересов общества не представляют.

Иногда административные правонарушения называют антиобщественными, что также созвучно с их общественной опасностью.

Конечно же, они также и вредоносны. Имеется в виду то, что такие деяния имеют вредные для общества, граждан, органов и юридических лиц последствия (или могут их иметь). В силу этого и устанавливаются запреты на совершение определенных действий или же предусматривается отрицательная юридическая оценка определенных бездействий. Это также показатель их общественной опасности.

Совокупность таких признаков, как противоправность, характер и объем вредных последствий, степень виновности, лежит в основе соотношения между преступлениями и административными правонарушениями. На этой основе они различаются и по характеру наказуемости: за административное правонарушение взыскание более мягкое, чем за преступление.

Таким образом, все заключается в степени общественной опасности; у административных правонарушений она меньше, чем у преступлений.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем выражается сущность административной ответственности?

2. Что является основанием административной ответственности?

3. Где проходит граница между административным правонарушением и преступлением?

< Попередня   Наступна >

Источник: http://radnuk.info/pidrychnuku/41-kolomoets/22549--12------.html

Административная ответственность

Понятие и основание административной ответственности. Порядок привлечения к административной ответственности

Позитивная административная ответственность – это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

Традиционная (ретроспективная) административная ответственность – это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности:

Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.

В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.

17.2. Принципы, цели, функции и основания административной ответственности

Принципы административной ответственности следующие:

  • принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);
  • индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);
  • ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);
  • ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);
  • принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);
  • принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);
  • принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);
  • принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;
  • принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Цели административной ответственности:

  1. защита правопорядка;
  2. воспитание граждан в духе уважения к закону;
  3. восстановление социальной справедливости;
  4. предупреждение совершения новых правонарушений.

Функции административной ответственности:

  1. штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
  2. воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;
  3. компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

17.3. Законодательство об административной ответственности

Законодательство об административной ответственности система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

Система законодательства об административных правонарушениях.

  1. КоАП;
  2. законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Задачи законодательства об административных правонарушениях:

  • защита личности;
  • охрана прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана здоровья граждан;
  • охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • защита общественной нравственности;
  • охрана окружающей среды;
  • охрана установленного порядка осуществления государственной власти;
  • защита общественного порядка и общественной безопасности;
  • защита собственности;
  • защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;
  • защита общества и государства;
  • предупреждение административных правонарушений.

Действие законодательства об административной ответственности различается:

  1. во времени;
  2. в пространстве;
  3. по кругу лиц.

Действие законодательства об административной ответственности во времени:

  1. лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;
  2. закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;
  3. закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:

  1. общего действия (распространяется на все субъекты);
  2. специального действия.

Виды специальных субъектов:

  • несовершеннолетние;
  • должностные лица;
  • военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;
  • иностранные граждане и лица без гражданства;
  • юридические лица Российской Федерации;
  • иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее привлеченные к административной ответственности).

17.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, – установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, – 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

Крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Невменяемость – состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Обстоятельства освобождения от административной ответственности – установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=35086

Порядок привлечения к административной ответственности

Понятие и основание административной ответственности. Порядок привлечения к административной ответственности

В статье рассмотрен общий порядок привлечения нарушителей к административной ответственности, сроки производства по делам об административных правонарушениях, права и обязанности лиц, участвующих в ходе производства, а также иные вопросы, относящиеся к процедуре привлечения и освобождения от административной ответственности.

  статьи:

Понятие административной ответственности

Наиболее распространенным видом правовой ответственности, предусмотренной законодательством РФ, является административная ответственность. Актуальность вопросов, связанных с данным правовым институтом, обусловлена широкой сферой регулирования различных сфер жизни человека и общества административным законодательством.

Статья 2.2.1. кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту КФР об АП) определяет понятие административная ответственность как разновидность мер государственного принуждения за совершение проступка, предусмотренного КРФ об АП. Этот вид ответственности предусматривает различные меры воздействия на правонарушителя и предполагает назначение административного наказания.

Характерными чертами этого правового института являются определенность стадий, которые следуют последовательно одна за другой. В общих чертах процедура производства по делу об административном правонарушении включает в себя:

  1. выявление правонарушения;
  2. применение мер, обеспечивающих производство по делу;
  3. собирание и фиксация доказательств, вины нарушителя;
  4. составление административного протокола;
  5. рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение решения по делу;
  6. обжалование постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.  

Стадии 1 – 4, осуществляются должностными лицами государственных или муниципальных органов власти, в соответствии с предоставленной законом компетенцией. Например, производство по делам о нарушениях Правил дорожного движения относится к компетенции ГИБДД МВД России.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях также относится к компетенции органов исполнительной власти государства (муниципального образования). Вместе с тем, рассмотрение нарушений, за которые закон определяет наказания в виде административного ареста, дисквалификации, лишения специального права и иные, отнесено к компетенции судов и мировых судей.  

Стадия обжалования наряду с ведомственным контролем, предусматривает возможность судебного рассмотрения жалоб на вынесенные постановления и решения по делам об административных правонарушениях.

Административной ответственности по российскому законодательству подлежат как физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица, индивидуальные предприниматели, так и юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации.

Ответственность за административные правонарушения устанавливается на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Порядок производства по делу, рассмотрение и обжалования решений, гарантии прав лиц – участников административных правоотношений определяется Кодексом РФ об АП.

В статье 4.5 КРФ об АП определяет сроки давности привлечения к административной ответственности, то есть срок, по истечении которого, нарушителя нельзя наказать.

Общий срок составляет 2 месяца со дня совершения правонарушения, рассматриваемого должностными лицами и 3 месяца – по делам, отнесенным к компетенции судов.

Однако, по отдельным видам правонарушений эти сроки увеличиваются до 6 лет (оказание финансовой поддержки терроризму).

В каждом отдельном случае, при решении вопроса о правомерности привлечения нарушителя к административной ответственности, следует проверять соблюдение порядка в части соблюдения сроков, предписанных статьей 4.5.    

Протокол об административном правонарушении

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса, при выявлении административного правонарушения, должностное лицо, осуществляющее производство по делу составляет административный протокол.

  Этот документ не составляется только в случаях, прямо указанных в законе (например, при выявлении нарушений ПДД РФ камерами, работающими в автоматическом режиме или при выявлении нарушения должностным лицом, за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, когда нарушитель не оспаривает факт совершения им административного проступка).

Протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, его совершившего. Нарушителю разъясняются его права и обязанности, порядок время и место рассмотрения нарушения.

В протоколе отражаются все доказательства, подтверждающие факт нарушения, формулируется фабула нарушения, дается правовая квалификация действий, указываются очевидцы нарушения и понятые, привлеченные к участию в деле. Лицо, в отношении которого составлен протокол, вправе давать пояснения в письменном виде, которые прилагаются к материалам дела.

Также нарушитель вправе ходатайствовать о рассмотрении дела по месту его жительства, о чем делается отметка в бланке протокола. Копия протокола вручается фигуранту дела и потерпевшему под роспись.

В дальнейшем, именно на основании сведений, содержащихся в протоколе, рассматривается дело и выносится постановление. При составлении протокола, нарушитель имеет право пользоваться помощью защитника – адвоката.

Виды административных наказаний

Административное наказание представляет собой меру ответственности, определяемую санкцией статьи КРФ об АП за конкретное правонарушение. Наказание назначается должностным лицом или судом по результатам рассмотрения дела и оформляется в виде процессуального документа – постановления по делу об административном правонарушении.

Действующий Кодекс предусматривает следующие виды административных наказаний:

  • предупреждение, то есть официальное письменное предостережение о недопустимости конкретного действия, отнесенного законом к разряду правонарушения;
  • административный штраф – наиболее распространенная мера материальной ответственности, определяемая в форме денежного взыскания в пользу государства, в пределах предусмотренных санкциями статей КРФ об АП;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, то есть передача в собственность государства вещей и предметов, изъятых или ограниченных в гражданском обороте, назначается только судом;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортными средствами, разрешения на хранение и ношение оружия и т.д.) срок от 1 месяца до 3 лет, назначается только судьей;
  • административный арест – содержание нарушителя в условиях полной изоляции от общества, назначается исключительно судьей, срок не более 30 суток;
  • административное выдворение за пределы границ РФ, применяется только в отношении иностранных граждан или лиц, не имеющих гражданства, назначается как судом, так и должностными лицами (в специально предусмотренных случаях);
  • дисквалификация – лишение права занимать установленные законом должности или заниматься определённым видом деятельности на срок от 6 месяцев до 3 лет, назначается судом;
  • административное приостановление деятельности – временное ограничение на осуществлении предпринимательской, коммерческой или иной деятельности, создающей опасность для общества, угрожающей здоровью или жизни людей и прочее согласно перечню статьи 3.12 КРФ об АП, назначается судом или должностными лицами в определенных случаях сроком до 90 дней;
  • обязательные работы, назначаются судом на время от 20 до 200 часов и заключаются в привлечении нарушителя для выполнения социально полезных работ в свободное от основной занятости время;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судом на срок от 6 месяцев до 7 лет.

При несогласии лица с назначенным наказанием, а равно с квалификацией его действий, указанной в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении, решение следует обжаловать в десятидневный срок с момента получения постановления.

В заключение статьи полагаем важным обратить внимание наших читателей, на то обстоятельство, что каждый спорный факт возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения к ответственности, следует анализировать на предмет целесообразности обжалования постановления. Правовая оценка перспективы отмены постановления по делу об административном правонарушении должна проводиться практикующим юристом.

Источник: https://femida-info.ru/konsultatsiya/administrativnoe-pravo/44-poryadok-privlecheniya-k-administrativnoj-otvetstvennosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.