+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Подведомственность арбитражного суда: понятие и виды

Содержание

Подведомственность арбитражного суда: понятие и виды | Юридическая помощ на IDdeiforbiz.ru

Подведомственность арбитражного суда: понятие и виды

Арбитражный процесс должен осуществляться в полном соответствии с положениями законодательства РФ, определяющими, прежде всего, подведомственность различных хозяйственных споров.

Только при условии, что стороны слушания — субъекты, которые классифицируются по тем критериям, что отражены в АПК РФ, равно как и предмет спора, рассмотрение иска осуществляется в арбитраже. Кроме того, подведомственность тесно связана с другой правовой категорией — подсудностью.

В чем заключается их значение в арбитражном процессе? Каким образом определяются подведомственность и подсудность в положениях АПК РФ?

В чем заключается сущность такого явления, как подведомственность арбитражного суда?

Данный термин соответствует объему компетенций, которые в соответствии с положениями законодательства отнесены к тому или иному учреждению. В данном случае — к арбитражным судам. Обычно подведомственность выступает критерием разграничения компетенций между КС РФ, судами общей юрисдикции, а также арбитражами.

Подведомственность определяет то, какие конкретно споры имеет право рассматривать то или иное учреждение. Рассматриваемый термин может соответствовать кругу субъективных прав, а также интересов граждан и организаций, которые должны быть защищены законом посредством задействования механизмов, что отнесены к юрисдикции арбитражей.

Подведомственность дел арбитражам: положения АПК РФ

Главный нормативный акт, который регулирует подведомственность арбитражного суда — АПК РФ. В соответствии с его положениями, основной предмет подведомственности соответствующих учреждений — экономические споры, стороны которых имеют статус индивидуальных предпринимателей или хозяйственных обществ.

Кроме того, в ряде случаев арбитражи рассматривают дела, в которых истцами или же ответчиками являются государственные и муниципальные органы власти, должностные лица, иногда — граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

АПК РФ допускает, что подведомственность арбитражного суда, в принципе, может предполагать рассмотрение любых дел, если соответствующий механизм устанавливается отдельным федеральным законом.

Особенности рассмотрения арбитражами подведомственных дел

Изучим основную специфику рассмотрения тех дел, что подведомственны арбитражам. АПК РФ устанавливает, что соответствующие учреждения:

  • принимают исковые заявления к производству в порядке соблюдения правил, что установлены в отношении подведомственности дел;
  • рассматривают споры по существу, даже если участником процесса станет гражданин, не зарегистрированный ИП и не выдвигающий требований касательно предмета спора от себя.

Подведомственность арбитражного суда предполагает рассмотрение им дел с участием:

  • юридических лиц и граждан РФ;
  • иностранных фирм и граждан, международных компаний;
  • лиц, не имеющих гражданства и занимающихся предпринимательской деятельностью.

Основные виды решаемых арбитражами споров

Основные споры, которые решают арбитражи в контексте своей подведомственности:

  • по вопросам банкротства;
  • по отказам государственных органов в предусмотренной законом регистрации юридических лиц и предпринимателей;
  • по деятельности депозитариев;
  • по деятельности хозяйственных обществ, государственных компаний;
  • по защите интеллектуальных прав;
  • по вопросам деловой репутации.

Арбитраж также может разрешать и иные споры, если это, опять же, предписано отдельным федеральным законом.

Подведомственность споров в гражданских правоотношениях

Подведомственность дел арбитражным судам может быть определена исходя из их отнесения к тем, что возникают в рамках гражданских правоотношений.

В принципе, те споры, которые соответствуют подобным коммуникациям, можно отнести к числу основных, что характеризуют деятельность арбитражей.

Как правило, именно в области гражданских правоотношений с участием различных хозяйствующих субъектов возникают споры, требующие разрешения в суде.

Вместе с тем существуют законодательно определенные критерии подведомственности арбитражному суду в отношении также административных правоотношений.

Подведомственность споров в административных правоотношениях

Сторонами подобных коммуникаций могут быть, в свою очередь, не только хозяйствующие субъекты, но также граждане и организации.

Споры с участием тех или иных лиц могут возникать, главным образом, по причине неправомерного — по мнению гражданина или юридического лица, действия государственного органа власти.

Кроме того, подведомственность арбитражных судов РФ в рамках административных правоотношений может также устанавливаться также в аспекте рассмотрения ими соответствующих правонарушений.

Еще один вариант, при котором законодательно предусмотрено возникновение подведомственности арбитража — процедура взыскания с физических или юридических лиц различных обязательных платежей в случае, если отдельным федеральным законом не установлены иные механизмы в рамках данной процедуры. Положениями законодательства подведомственность дел арбитражным судам в сфере административных правоотношений может устанавливаться и в отношении иных коммуникаций с участием граждан, юридических лиц и органов власти.

Подведомственность при установлении фактов

АПК РФ включает нормы, в соответствии с которыми подведомственность арбитражей может устанавливаться в сфере рассмотрения дел, которые касаются установления фактов, что обладают юридическим значением.

В данном случае речь идет о применении механизма особого производства.

Основная сфера правоотношений, в рамках которой задействуется рассматриваемая подведомственность — возникновение, изменение или же прекращение прав юридических и физических лиц в процессе экономической деятельности.

Подведомственность в сфере деятельности третейских судов

Подведомственность арбитражного суда в соответствии с АПК РФ может устанавливаться в отношении содействия работе третейских судов, а также осуществлении в отношении нее контроля, предусмотренного законодательством. В частности, арбитражи могут рассматривать дела, которые связаны:

  • с оспариванием решений, которые приняты третейскими судами при рассмотрении экономических споров;
  • с выдачей в порядке, предусмотренном законодательством, исполнительных листов в целях исполнения решений, которые приняты третейскими судами при рассмотрении споров в сфере предпринимательской деятельности;
  • с оказанием необходимого содействия третейским судам в рамках рассмотрения экономических споров.

Подведомственность арбитражей при исполнении решений зарубежных судов

Еще один тип задач, решаемых арбитражами — признание, а также исполнение решений, принятых зарубежными судами, в России. В данном случае критерии подведомственности дел арбитражным судам также связаны с рассмотрением дел, которые связаны с экономическими спорами. Порядок решения подобных задач арбитражами регламентируется отдельными главами АПК РФ.

Специальная подведомственность в арбитражном процессе

Существует специальная подведомственность арбитражных судов, которая предполагает рассмотрение ими дел с участием любых сторон, если предмет слушания:

  • банкротство;
  • отказ в регистрации предприятия;
  • результаты деятельности депозитариев, государственных корпораций, субъектов владения интеллектуальной собственностью;
  • защита деловой репутации;
  • отдельные категории споров, установленные АПК РФ.

Основные задачи арбитражей

Рассмотрим подробнее специфику работы таких учреждений, как арбитражные суды. Основные их задачи:

  • защита прав и интересов граждан и юридических лиц в рамках экономических и иных правоотношений,
  • единообразное и корректное применение положений законодательства,
  • содействие стремлению различных субъектов правоотношений соблюдать нормы законодательства в рамках хозяйственных коммуникаций.

Правовое регулирование подведомственности: нюансы

Подведомственность судов общей юрисдикции, арбитражных судов регулируется на уровне федерального законодательства, однако, как отмечают юристы, в соответствующих нормах права присутствует довольно много формулировок, сущность которых не позволяет говорить о стремлении законодателя строго регулировать те или иные правоотношения.

Так, например, в АПК РФ есть нормы, по которым подведомственность может не только определяться на уровне соответствующего Кодекса, но также и в иных федеральных законах. Таким образом, критерии подведомственности, приведенные в законодательстве, в большинстве случаев не следует рассматривать как исчерпывающие.

Вполне могут быть приняты нормы, существенно расширяющие их перечень.

Наряду с подведомственностью, в юриспруденции выделяется еще одна правовая категория — подсудность. Рассмотрим ее подробнее.

Что представляет собой подсудность?

Подсудность — это по сути разграничение подведомственности суда (арбитражного суда) в части распределения тех или иных споров между конкретными учреждениями. В соответствии с АПК РФ, подсудность бывает:

  • родовой;
  • территориальной (которая также дополнительно классифицируется на альтернативную, исключительную, договорную).

Рассмотрим их особенности подробнее.

Родовая подсудность в арбитражах

Родовая подсудность предполагает разграничение споров между судебными учреждениями, которые осуществляют деятельность на разных уровнях.

В соответствии с основным правилом, закрепленным на уровне законодательства РФ, основная часть споров находится в компетенции арбитражей в субъектах РФ.

Исключение — проведение слушаний, которые прямо относятся к подсудности ВС РФ, который в 2014 году перенял полномочия ВАС РФ.

Так, в компетенции ВС РФ находятся:

  • хозяйственные споры между федеральными органами власти и субъектами РФ, между отдельными субъектами РФ;
  • слушания о признании несоответствующими закону правовых актов президента РФ, Госдумы, Совета Федерации, правительства.

Территориальная подсудность

Следующий критерий подсудности — разграничение подведомственности суда (арбитражного суда) исходя из территории осуществления деятельности арбитражами, относящимися к одному звену. Это могут быть, к примеру, суды краев, республик, областей и других субъектов, имеющих равный статус.

Территориальная подсудность может быть общей, в соответствии с которой судебные иски направляются стороной спора в учреждение, располагающееся по месту регистрации ответчика или его обособленного подразделения — если вторая сторона его имеет, и предмет спора возник как раз таки в процессе хозяйственной деятельности соответствующей структуры.

Кроме того, как мы отметили выше, территориальная подсудность классифицируется на альтернативную, исключительную, а также договорную. Рассмотрим их особенности.

Виды территориальной подсудности

Итак, первая разновидность территориальной подсудности — альтернативная. Она предполагает, что иск, если подведомственность споров арбитражным судам имеет место, направляется истцом в учреждение, которое работает на территории регистрации одного из ответчиков, либо в месте, в котором располагается его имущество. В ряде случаев это может быть территория другого государства.

Специфика исключительной подсудности заключается в том, что она предполагает рассмотрение дел только тем учреждением, которое определено в положениях АПК РФ.

Например, если сущность спора — разногласия хозяйствующих субъектов в части признания права владения тем или иным зданием, сооружением, участком, то он рассматривается в арбитраже, который отвечает за территорию, на которой соответствующие объекты недвижимости располагаются.

Еще вариант — в случае если иск направляется в адрес транспортной компании, то рассматривается он по месту регистрации управляющего органа.

Как мы отметили выше, подведомственность гражданских дел арбитражным судам — не единственная их компетенция. Соответствующие учреждения также могут рассматривать споры в рамках административных правоотношений.

Если одна из сторон слушания — государственный или муниципальный орган власти, то иск в любом случае направляется в арбитраж, осуществляющий свою деятельность на уровне соответствующего субъекта РФ.

В случае если речь идет о признании недействительным правового акта, изданного в том или ином субъекте РФ, то действует аналогичное правило.

Договорная подсудность предполагает определение арбитража, в котором будет рассматриваться спор, по соглашению его участников.

Подсудность в арбитражном процессе: нюансы

Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам характеризуются рядом нюансов.

Прежде всего, возможна передача дел между судами: если выяснится, что исходная подсудность определена некорректно, если конкретное учреждение не имеет возможности рассмотреть дело.

Данная передача — обязательна, поскольку иск в арбитраж не может быть оставлен без рассмотрения только лишь исходя из некорректного определения подсудности спора.

Данная особенность арбитражного процесса обусловлена спецификой норм, отраженных в ст. 47 Конституции РФ. В соответствии с ее положениями, гражданин либо организация не могут быть лишены права на рассмотрение того или иного спора.

При этом передача спора из одного учреждения в другое без согласия его сторон осуществляться не должна.

Данная процедура должна оформляться с применением необходимых процессуальных актов, а также при условии, что в регулирующем законодательстве будет отсутствовать конкретный перечень оснований, по которым спор не может быть рассмотрен в изначальной инстанции — той, в отношении которой законом установлена подсудность.

Подведомственность, подсудность арбитражного суда — критерии, которые не должны быть предметом споров между арбитражами. То, как они определяются, устанавливается строго в арбитражно-процессуальном законодательстве РФ.

Источник

Источник: http://IDeiforbiz.ru/podvedomstvennost-arbitrazhnogo-suda-ponyatie-i-vidy.html

Подведомственность споров арбитражному суду. Понятие, критерии подведомственности

Подведомственность арбитражного суда: понятие и виды

Согласно Федеральному закону от 28.11.2021 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” понятие “подведомственность арбитражного суда” заменяется понятием “компетенция арбитражного суда” (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2021 года).

Понятие подведомственности споров арбитражному суду

Вопросы подведомственности и подсудности структурно объеди­нены в АПК РФ единой главой под названием «Компетенция арбит­ражных судов» (Глава 4), которая представляет собой совокупность норм, в которых закреплены правила определения подведомственности и подсудности дел арбитражным судам.

Подведомственность — это свойство гражданских дел, благодаря которому они относятся к компетенции того или иного органа; иначе – это отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Категория подведомственности позволяет определить полномочия арбитражных судов, тем более что законодательство, регулирующее данный вопрос достаточно обширно.

Только комплексное исследова­ние как процессуального (ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ), так и материального законодательства (ГК РФ, Закон «О несостоятельности (банкротстве)» и др.

) позволяет сформу­лировать вывод о компетенции арбитражного суда.

Виды подведомственности дел арбитражным судам

В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на

    1. исключительную (специальную);
    2. множественную.

Правила исключительной (специальной) подведомственности характеризуются тем, что определенные категории дел отнесены к подведомственности арбитражного суда, независимо от субъектного состава и других критериев. Использование этих правил позволяет разграничить предметы ведения арбитражных судов с судами общей юрисдикции.

Специальная подведомственность

По терминологии АПК РФ к специальной подведомственности арбитражных судов отнесены следующие категории дел (ст. 33 АПК РФ):

    1. о несостоятельности (банкротстве);
    2. по спорам, указанным в статье 225.

      1 АПК РФ (дела по корпоративным спорам);

    3. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
    4. по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
    5. по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
    6. по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 настоящего Кодекса;
    7. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
    8. другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Все дела, перечисленные в ст. 33 и 225.1 АПК РФ, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным судам (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам.

Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на:

    • договорную (определяемую взаимным соглашением сторон);
    • императивную (дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности);
    • альтернативную (по выбору лица, ищущего защиты своих прав).

Критерии подведомственности дел арбитражным судам

Критерии подведомственности дел арбитражным судам сформулированы в § 1 гл. 4 АПК РФ и других федеральных законах, а также разъясняются и конкретизированы в судебной практике.

К данным критериям относятся:

    1. характер или предмет дела (экономический и связанный с предпринимательской или иной экономической деятельностью);
    2. субъектный состав (сторон);
    3. наличие соглашения сторон;
    4. спорность или бесспорность права;
    5. характер нормативного акта (по признаку нормативности и предмета его регулирования).

Внимание! Споры, возникающие из кредитных отношений, с участием физических лиц подведомственны судам общей юрисдикции (см. Обзор Президиума Верховного Суда России от 22 мая 2013 г. “Обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств”).

Характер или предмет дела

Это первый и основной критерий – спор либо иное дело должны:

    1. носить экономический характер и
    2. быть связаны с предпринимательской либо иной экономической деятельностью.

Данный критерий экономического спора прямо сформулирован в ч. 1 ст. 27 АПК РФ, ст. 1, 2 и др. АПК РФ, ч. 3 ст. 22 ГПК РФ. Данный критерий разграничения подведомственности приобрел основное значение, поскольку закреплен одновременно в двух процессуальных кодексах.

В законодательстве понятие экономического спора не определено, что затрудняет толкование данного критерия подведомственности. Экономический характер спора отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон – спор возник из предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 1 ст.

2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом экономический характер спора проявляется не только в осуществлении предпринимательской деятельности, но и в доступе к этой деятельности, а также в предъявлении иных имущественных требований.

К экономическим спорам относятся споры из гражданских (ст. 28 АПК РФ) и административных и иных публичных правоотношений (ст. 29). Характер правоотношения является оценочной категорией, и его выяснение связано с оценкой целой группы фактических обстоятельств.

Внешним признаком отраслевой принадлежности правоотношения является местоположение регулирующих их правовых норм. Однако нередко источники той или иной отрасли права содержат правовые нормы, регулирующие отношения различной отраслевой принадлежности.

Так, многие законодательные акты последних лет, например Федеральные законы “Об акционерных обществах”, “О рынке ценных бумаг”, носят межотраслевой характер и содержат в себе нормы как гражданского, так и административного, финансового, процессуального и иного права.

Некоторые источники права вообще не имеют четко выраженной отраслевой принадлежности или являются комплексными. Для определения подведомственности на помощь приходит критерий характера (предмета) дела – его связь с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Подробнее о хозяйственном (экономическом) споре

Существует мнение, что хозяйственный (экономический) спор:

    • в узком смысле — это спор, возникающий в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и непосредственно с ней связан­ный, а
    • в широком смысле — это спор, возникающий из любых имуще­ственных отношений, а также в связи с осуществлением предприни­мательской деятельности.

Существующее законодательство и сложившаяся практика по­зволяют к экономическим и иным спорам, рассматриваемых в порядке искового производства, относить следующие категории дел:

    1. О разногласиях по договору, заключение которого предусмот­рено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами.
    2. Об изменении условий или о расторжении договоров.
    3. О неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств.
    4. О признании права собственности.
    5. Об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения (виндикационные иски).
    6. О нарушении прав собственника или иного законного владельца,  не связанном с лишением владения (негаторные иски).
    7. О возмещении вреда.
    8. О защите чести, достоинства и деловой репутации.
    9. О понуждении поставщиков к заключению государственных кон­трактов (договоров) на поставку материальных ценностей в государственный резерв.
    10. О ликвидации юридических лиц.

Субъектный состав сторон

Согласно ч. 2 ст.

27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:

    • организаций, являющихся юридическими лицами;
    • граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (ИП);
    • Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее – организации и граждане) – в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

Субъектный состав спора, а именно юридический статус сторон, также наряду с характером дела позволяет более точно разграничить подведомственность между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

К числу субъектов споров, которые рассматриваются арбитражными судами, относятся следующие:

    1. Юридические лица, т.е.

      организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст.

      48 ГК РФ);

    2. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (в т.ч. глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица).

      Для подведомственности экономического спора арбитражному суду необходимо, чтобы спор возник между гражданами-предпринимателями либо между организацией и гражданином-предпринимателем. Правило о подведомственности спора арбитражному суду сохраняется до тех пор, пока гражданин не утратит статус индивидуального предпринимателя.

    3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, когда они выступают в качестве участников отношений гражданского оборота (ст. 2, 124 и др. ГК РФ) или публично-правовых отношений, споры из которых отнесены к подведомственности арбитражных судов.

    4. Государственные органы, иные органы, должностные лица, прокуроры, когда им предоставлено право участия в арбитражном процессе с целью защиты имущественных интересов государства и представляемых ими органов.

    5. В случаях, установленных АПК РФ и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (правила специальной подведомственности – ст. 33 АПК РФ).
    6. Иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями, (ч. 5 ст. 27 АПК РФ), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора

Наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора разграничивает подведомственность между арбитражными и третейскими судами, включая международные коммерческие арбитражи. Соглашение в соответствии с ч. 6 ст.

4 АПК РФ и ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации”, Законом РФ “О международном коммерческом арбитраже” выступает как основание для разграничения подведомственности между государственным арбитражным судом и арбитражем, третейским судом при наличии ряда условий.

Спорность либо бесспорность права

Такой критерий, как спорность либо бесспорность права, разграничивает подведомственность юридических дел между арбитражными судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов.

Так, по общему правилу, дела бесспорного характера подведомственны арбитражному суду только в случаях, указанных в законе, например, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК РФ).

Таким же образом разграничивается подведомственность между создаваемыми органами регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами. При наличии бесспорности права такая регистрация производится учреждением юстиции, а при возникновении спора – на основании решения суда или арбитражного суда с учетом субъектного характера спора.

Характер нормативного акта

При определении подведомственности дел в сфере нормоконтроля следует исходить из необходимости прямого указания закона о возможности оспаривания нормативных правовых актов.

Кроме того, в целом подведомственность в сфере нормоконтроля может быть весьма сложна для определения, поскольку в данной сфере компетенцией наделены Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/podvedomstvennost-sporov-arbitrazhnomu-sudu-ponyatie-kriterii-podvedomstvennosti

Подведомственность и подсудность – понятие, виды, отличия

Подведомственность арбитражного суда: понятие и виды

Понятие подведомственности и ее виды, отличие от подсудности

Определение подведомственности арбитражных судов и судов общей юрисдикции

Понятие подсудности, правила ее определения

Споры о подсудности и подведомственности

Понятие подведомственности и ее виды, отличие от подсудности

Правила о подведомственности и подсудности представляют собой нормативный механизм определения компетентного государственного органа для разрешения дела. Они дают ответ, куда обратиться сторонам конфликта для защиты ущемленных интересов.

Отличие подведомственности от подсудности заключается в том, что понятие подсудности охватывает более узкий вопрос разграничения дел между судами в рамках отдельной подсистемы, а подведомственность предполагает определение компетенции судов и иных органов, уполномоченных разрешать споры.

Выделяются следующие разновидности подведомственности.

  1. Исключительная — дело не может быть рассмотрено иным органом, кроме суда, при этом соблюдения досудебного порядка не требуется, например, споры о восстановлении на работе, признании авторства.
  2. Смешанная — по выбору лица, чьи права нарушены, может иметь место как судебный, так и несудебный (например, административный) порядок урегулирования, причем возможность в последующем прибегнуть к судебной защите сохраняется.
  3. Условная — обращение в суд поставлено под условие в виде соблюдения претензионного порядка, например, по ст. 452 ГК РФ при расторжении договора.
  4. Императивная — вместо обязательной попытки сторон урегулировать конфликт между собой здесь предусматривается обязанность предварительно направиться в несудебную юрисдикцию (административный орган), например, в Роспатент при патентном споре.
  5. Договорная — право сторон прийти к соглашению о передаче спора третейскому суду, то есть своей волей исключить подведомственность арбитражного суда или суда общей юрисдикции.

Определение подведомственности арбитражных судов и судов общей юрисдикции

Что касается конфликтов, требующих судебного разрешения, вопрос о разграничении подведомственности между судами арбитражными и общей юрисдикции решается посредством использования критериев, закрепленных процессуальными кодексами.

Ст. 27 АПК определяет в качестве общего правила 2 признака споров, относимых к компетенции арбитражного суда:

  • характер спора — экономический, однако данный термин не конкретизируется законом; наиболее близким является понятие предпринимательской деятельности, но экономические споры — более широкая категория.
  • субъектный состав спора — его участниками выступают организации, ИП, а в предусмотренных законом случаях и публично-правовые образования, граждане, организации без статуса юрлиц.

ВАЖНО: ст. 33 АПК перечисляет специальные категории дел, вне зависимости от субъектного состава рассматриваемые исключительно арбитражными судами, например, дела о банкротстве.

АПК дополнительно говорит о подведомственности гражданских (ст. 28) и административных (ст. 29) споров. Гражданские дела ограничиваются лишь вышеприведенными условиями, а применительно к административным устанавливается перечень. Также в ст. 225.1 перечисляются корпоративные споры, решаемые арбитражным судом.

Подведомственность же судов общей юрисдикции определяется по остаточному принципу (ст. 22 ГПК) — все споры, которые не отнесены детальным регулированием к сфере деятельности иных специальных судебных органов, в частности КС, арбитражных судов.

ВАЖНО: нормы о подведомственности императивны, произвольный выбор суда сторонами невозможен.

Понятие подсудности, правила ее определения

Понятие подведомственности и подсудности близки, однако здесь речь уже идет о поиске конкретного судебного органа, компетенция которого распространяется на разрешение соответствующего дела.

Нормативно определяются следующие виды подсудности:

  1. Предметная (родовая) — распределение дел по вертикали — на какой уровень судебной системы должно направляться заявление для рассмотрения по 1-й инстанции.
  2. Территориальная — 2-й шаг для определения адресата заявления — в какой из одноуровневых судов его направить. Данный вид подсудности включает такие правила:
    • общая подсудность: предъявление требований по месту жительства / нахождения ответчика;
    • альтернативная подсудность: судебный орган выбирает истец в рамках предоставленного законом выбора; перечень таких ситуаций и в АПК, и в ГПК исчерпывающий;
    • исключительная подсудность: императивно установлен суд, в котором дело подлежит рассмотрению, что обусловлено идеей концентрации доказательств, например, по спорам с недвижимостью;
    • договорная подсудность: сторонам предоставляется право установить надлежащий судебный орган посредством заключения соглашения до принятия спора к производству; данное правило применимо лишь для ограниченного числа случаев;ВАЖНО: изменению может быть подвергнута только территориальная подсудность, но не предметная.
    • подсудность связанных дел: к примеру, правило о том, что встречный иск подается в тот орган, который рассматривает первоначальный иск.

Споры о подсудности и подведомственности

После того как были рассмотрены понятие и виды подсудности и подведомственности, следует остановиться на таком практическом вопросе, как допустимость возникновения споров о передаче дела тому или иному суду.

В отношении подсудности кодексы прямо предусматривают запрет соответствующих споров в случаях, когда один суд, обнаружив нарушение правил подсудности, передает дело в надлежащий орган. То есть последний обязан, даже при несогласии, принять дело к производству.

ВАЖНО: данное правило не должно порождать злоупотреблений. Ст.

 47 Конституции РФ закрепляет право каждого на рассмотрение дела уполномоченным на то ФЗ судебным органом, что позволяет сделать вывод о возможности исправления вышестоящим судом ошибки в определении предметной подсудности, допущенной нижестоящим органом при передаче ему дела посредством возвращения. Споры же между судами одного уровня недопустимы.

Источник: https://rusjurist.ru/podsudnost_i_podvedomstvennost/podvedomstvennost_i_podsudnost_ponyatie_vidy_otlichiya/

Подведомственность дел арбитражному суду

Подведомственность арбитражного суда: понятие и виды

В процессуальной науке подведомственностьопределяется как относимость нуждающихсяв государственно-властном разрешенииспоров о праве и иных юридических делк ведению различных юрисдикционныхорганов (суды общей юрисдикции, арбитражныесуды, третейские суды, КТС, ЗАГС, нотариус,биржевые комиссии и т.д.).

Значение института подведомственностипроявляется в 2 аспектах:

1. она представляет собой правовоймеханизм наиболее рациональногораспределения всех возникающих делмежду различными юрисдикционнымиорганами,

2. она является важной гарантией реализацииправа на судебную защиту и одной изнаиболее общих предпосылок права наобращение в суд.

Последствия нарушения правилподведомственности определяются взависимости от того, на каком этапепроизводство по делу было выявленонарушение и какой вид подведомственностипредусматривался законодательствомдля данной категории дел. Наступаетодно из 3 последствий:

прекращение производства по делу – п.1ч.1 ст.150, когда неподведомственностьдела АС была установлена уже послевозбуждения дела независимо от того,было ли дело подведомственно АС намомент подачи заявления,

оставление заявление без рассмотрения– п.2, 5, 6 ст.148 АПК, это последствиенаступает при нарушении императивнойили договорной подведомственности,выявленном после возбуждения дела,

оставление заявления без движения,ст.128, п.7 ст.126 АПК – нарушение, котороевыявлено до принятия заявления. Речьидёт об императивной подведомственности.

2. Критерии подведомственности

Критерии подведомственности–отражённые в нормах права признакиюридических дел, позволяющих судить отом, каким органы подведомственно ихразрешение. В процессуальной теориипринято делить критерии подведомственностина основные и дополнительные.

К основным критериям относятсякритерии, которые применяются побольшинству дел и в основном разграничиваюткомпетенцию между судами общей юрисдикциии арбитражными судами.

1. Характер спора (характер спорногоправоотношения). Раньше, когда теорияподведомственности только началаразвиваться, в своём первоначальномвиде такой термин как характер спорногоправоотношения утратил своё значение.Характер спорного правоотношения – влюбом случае он подведомствен суду. Ауже от характера самого спора зависитразрешение его тем или иным судом.

Арбитражные суды являются органами поразрешению экономических споров,легального определения этого понятияв действующем законодательстве незакреплено. В настоящее время теория ипрактика под экономическим споромпонимает спор, возникший в связи сосуществлением предпринимательскойили иной экономической деятельности.

Понятие предпринимательской деятельностидаётся во 2 статье ГК и оно применимо ина институт подведомственности.Центральный признак этой деятельности– цель, т.е. систематическое извлечениеприбыли. Под иной экономической понимаетсядеятельность, связанная с товарооборотом,оказанием услуг, которая не преследуетизвлечение прибыли в качестве основнойцели.

Экономический характер спораможет проявиться в 3 ситуациях, 1) когдаспор возник непосредственно в связи сосуществлением предпринимательскойдеятельности, 2) когда спор связан сполучением доступа к осуществлениюпредпринимательской деятельности,например, споры связанные с отзывомлицензии и т.д.

, 3) когда предъявляютсяиные имущественные требования, такиеситуации возникают преимущественно поделам из публичных правоотношений,например, взыскание долгов и т.д.

2. Субъектный состав участников спора.АС специализируются на рассмотренииспоров преимущественно между двумясубъектами, а именно ЮЛ, в основномкоммерческими, и ИП.

По гражданскомузаконодательству это те субъекты,которые в силу своего статуса являютсяосновными участниками предпринимательскойдеятельности, и поэтому выступают вкачестве основных участников арбитражногопроцесса.

Однако кроме организаций вкачестве субъектов арбитражного процессамогут выступать государственно-правовыеобразования (РФ, СРФ, МО), государственныеи местные органы, их должностные лица,образования, не имеющие статусаюридического лица.

Для всех этих субъектовхарактерен один общий признак – онимогут выступать в качестве истцов,ответчиков, третьих лиц в АС только приналичии прямого указания на это в законе.Также в арбитражном процессе могутучаствовать субъекты, возможностьучастия которых возникает лишь приусловии, что иное не предусмотрено МДРФ. Это ИГ, ЛБГ, осуществляющиепредпринимательскую деятельность,организации с иностранными инвестициями.

Вывод о подведомственности экономическогоспора АС может быть сделан лишь на основеанализа 2 основных критериевподведомственности в совокупности.Приоритетный характер имеет критерийхарактера спора.

Наличие статусапредпринимателя не всегда означает,что спор с участием данного субъектаподведомственен АС.

Например,предприниматель, который в правоотношениивыступает как потребитель, не можетобращаться в АС.

К дополнительным критериямотносятсятакие критерии, которые применяютсяпреимущественно при разграничениикомпетенции между судебными и несудебнымиорганами, и лишь по отдельным категориямдел. К ним относятся:

1. Спорность или бесспорность права,бесспорное право подлежит государственнойрегистрации ОИВ, в некоторых случаяхудостоверяется в нотариальном порядке,в то время как спор о праве подлежитразрешению АС.

2. Соглашение сторон разграничиваеткомпетенцию по делам, возникающих изгражданских правоотношений, в основноммежду арбитражными и третейскими судамипо ч.6 ст.4. Передача дела в третейскийсуд возможна лишь до принятия арбитражнымсудом первой инстанции судебного акта,которым заканчивается рассмотрениедела по существу, если иное не установленоФЗ.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6361751/page:9/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.