+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Почему растут цены на бензин в России?

Содержание

5 причин почему в России дорогой бензин и когда он подешевеет

Почему растут цены на бензин в России?

Россия является самой богатой природными ресурсами страной в мире. У нас добывают черный, цветной, полудрагоценные и драгоценные металлы, газ, нефть. Логично предположить, что страна с таким запасом природных ресурсов должна процветать. И уровень жизни населения должен быть высоким. Это, к сожалению, не так.

Мы не ОАЭ и не Катар, где правительство грамотно использует доходы от нефтегазовой промышленности. Более того, у нас, несмотря на то, что страна является одним из крупнейших экспортеров нефти, бензин очень дорогой.

Вряд ли автомобилисты со стажем могут вспомнить момент, когда бензин и другое топливо дешевело. Оно только дорожает даже, когда расценки на нефть на мировом рынке падают. Странно и нелогично с учетом того, что нефти у нас в стране очень много. Тем не менее, бензин только дорожает.

Мнения большинства экспертов в данном вопросе сходятся. Пора разобраться, почему происходит рост цен на бензин.

Это последствия антикризисных мер правительства

«Когда правительство активно начинает регулировать топливный рынок, это со временем приводит к повышению цен на топливо, что характерно в периоды экономических кризисов. Так было в 1996-м, 2000-м, 2008-м годах.

Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2014-м году, когда курс рубля резко упал по отношении к евро и доллару. Намерения правительства благие, направлены на то, чтобы предотвратить возникновение дефицита бензина на рынке.

И им это удавалось.

Но, со временем, когда ситуация становилась менее обостренной, правительство забывало вернуться к естественному рыночному механизму. Такое происходит и сейчас. В 2015-м году правительство искусственно удерживало цены на бензин на определенном уровне, чтобы он не подорожал резко.

В итоге был и такой период, когда в России стоимость топлива была самой низкой в Европе. Казалось бы, это хорошо. Низкие цены на бензин сделали отечественный рынок неинтересным для иностранных поставщиков топлива.

Не весь объем используемого в нашей стране топлива производится в России. Его экспортируют из Финляндии, Белоруссии для регионов СЗО, из некоторых азиатских стран.

Из-за низких, непривлекательных цен вышеперечисленные страны перестали поставлять его на отечественный рынок.

Со временем это привело к дефициту, который наблюдается и сейчас. Предложения на рынке мало, а спрос большой. Объемы потребления топлива возросли за последние годы. На этом фоне стоимость повысилась”.

Так ответил, почему в России дорогой бензин Рустам Танкаев, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭКа.

Во всем виноват экспорт и высокие налоги

«В начале 2018 года повысился налог НДПИ и топливный акциз. Несмотря на то, что правительство подумывает снизить акциз на несколько процентов, это не улучшит ситуацию.

Ведь с начала следующего года повышается НДС на 2%, поэтому снижение акциза погоды не делает. Налоги определенно высокие. Причина их повышения — дефицит бюджета.

Правительство можно понять с одной стороны, но последствия таких решений негативно сказываются в целом на экономической ситуации.

Экспорт — еще одна причина. На российском рынке производят мало бензина. Нефтедобывающим компаниям намного выгоднее продавать черное золото за границу, потому что они быстро получают свою прибыль без дополнительной головной боли. С каждой тонны отправленного за границу топлива Аи-92, получают дополнительные 5990 рублей. Это и является главным мотивом экспортеров”.

Так ответит Евгений Аркуша, президент Московской топливной ассоциации и Российского топливного союза на вопрос, почему растут цены на бензин.

Никаких резких скачков не будет

«Резких скачков цен на бензин быть не должно. Повышение стоимости связано с увеличением акцизов и инфляцией. По предварительным прогнозам, рост цен на бензин и остальное топливо к концу года будет на уровне инфляции».

Так ответит Александр Новак, министр энергетики РФ, когда его спросили, будет ли дорожать бензин.

Это был единичный скачок цен

«Скачков в ближайшее время можно не ожидать. Почему подниматься бензин стал в начале этого года? Весной 2018 рост цен был обусловлен сразу рядом факторов.

Наконец, нефть начала расти в цене и добралась до отметки 80 $ за баррель, поставила рекорд за последние 3 года. Отечественные нефтедобывающие компании на этом фоне стали активно экспортировать ее, чтобы увеличить долларовую прибыль, оставив совсем немного топлива для внутреннего бензинового рынка, что способствовало возникновению дефицита.

При этом весной спрос на топливо резко возрастает, потому что активнее осуществляются транспортные перевозки, люди начинают пользоваться больше своими личными авто, ездят на дачи, на море, другие поездки.

Повысился спрос, но предложения было не так много, и акцизы с налогами поднялись. Производители и продавцы воспользовались этой возможностью, чтобы увеличить стоимость товара.

Однако этим быстро заинтересовались в ФАС.

Сейчас ситуация стабилизировалась и до конца года таких резких скачков не предвидится. В июле акцизы планировалось еще раз поднять. Правительство не стало этого делать, чтобы не допустить еще большего роста цен. Было решено уменьшить их на 3000 для тонны бензина”.

Александр Просвиряков, инвест-банкир

Виноват экспорт и отсутствие должного правительственного контроля

«Необходим более жесткий контроль со стороны правительства. Нефть выгоднее продавать, чем оставлять на внутреннем рынке для не очень платежеспособного потребителя. В прошлом году рост цен на внутреннем рынке составил 14,4%. Это в несколько раз больше уровня инфляции.

Высоки риски, что к концу этого года стоимость бензина будет равна 56 рублей.

Это приведет к резкому скачку цен на продукты, услуги, чего допускать нельзя в условиях нестабильной экономической ситуации, когда платежеспособность граждан снизилась.

Само правительство делает так, чтобы больший объем добываемой нефти уходил на экспорт, не особо интересуясь тем, как дела обстоят на внутреннем рынке.

Сначала необходимо насытить нефтепродуктами внутренний рынок, сделав их доступными и качественными, даже, если придется принимать жесткие меры в отношении добывающих компаний. Это может быть внедрение акцизов на экспортируемую нефть и повышение действующих экспортных пошлин”.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен, открыто заявил, что цена на бензин поднимается и это не остановить!

Правительство лишиться существенной статьи дохода

«Почему дорожает бензин в России? Наше государство сильно зависит от природных нефтегазовой промышленности, потому что большая часть поступлений идет именно от продажи этих ресурсов. Налог на добычу природных ископаемых в последние годы несколько раз повышался, как и акцизы на топливо. Отмечается дефицит бюджета.

Санкции, резкое ослабление курса рубля и возникший экономический кризис, ужесточение налоговой политики в отношении бизнеса только обострили ситуацию. Поступления в бюджет сокращаются.

И правительство не может лишиться главного источника — нефтегазовой промышленности. Поэтому снижение налогов сейчас для бюджета сродни смерти. Именно налоги влияют на ценообразование бензина. Этим и обусловлен рост цен.

75% от стоимости бензина составляют налоги, который производитель платит в бюджет”.

Дмитрий Махонин, глава управления контроля ТЭК ФАС

Про печатную фабрику Гознак можно узнать тут

Императорский монетный двор: http://lopatnik.info/budget/other-budget/imperatorskij-monetnyj-dvor.html

Смотрите видео о том, как Путин объяснил, почему в России растут цены на бензин:

Источник: http://lopatnik.info/budget/other-budget/v-rossii-rastut-ceny-na-benzin.html

В россии резко выросли цены на бензин — эксперты рассказали, что ждать в будущем

Почему растут цены на бензин в России?

В разных регионах России подорожал бензин за время новогодних каникул, крупные нефтекомпании подняли цены из-за роста НДС.

“Коммерсант” пишет о повышении цен на заправках европейской части страны и Урала, в том числе в Татарстане, Воронежской, Свердловской, Самарской, Саратовской, Пензенской, Волгоградской областях.

 При этом рост цен достигает в некоторых областях до 50-70 копеек.

 Согласно данным мониторинга Московской топливной ассоциации на АЗС Москвы, литр АИ-92 в среднем подорожал на 19 копеек, АИ-95 — на 20 копеек, а АИ-98 — на 31 копейку, при этом дизельное топливо подорожало на 50 копеек.

Эксперты рассказали, почему растут цены на бензин в России

Ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович отметил, что повышение акцизов на нефтепродукты было ожидаемо еще летом, но увеличение цен происходит сейчас, и компании перекладывают расходы на потребителей. Он подчеркнул, что рост цен на топливном рынке небольшой из-за того, что действуют сдерживающие факторы.

Эксперт также напомнил, что в настоящее время работают соглашения, которые были подписаны в ноябре прошлого года компаниями и российским правительством.

«Крупные компании не могут продавать другим игрокам рынка топливо дороже, чем своим собственным заправкам. Второй момент, который сдерживает рост цен  — мировое падение цен на нефть и компании сейчас неохотно экспортируют нефть. Скоро будет работать обратный акциз, который поможет предприятиям», — приводит Nation News слова эксперта.

По мнению Митраховича, до марта цены на топливо останутся в сегодняшних значениях.

Прогноз цен на бензин — мнение президента Владимира Путина

В России цены на бензин и дизельное топливо выросли в результате роста нефтяных цен на мировых рынках. Об этом заявил президент страны Владимир Путин в ходе ежегодной пресс-конференции, пишет РБК.

По его словам, в этом ситуация в России отличается от положения во Франции, где местные власти решили сами повысить цены на топливо, чтобы перераспределить полученные средства на развитие альтернативных источников энергии.

«Французское правительство пошло сознательно на повышение цен на нефтепродукты и на бензин. То есть они сделали это сами. Это их политика. Они сделали это для того, чтобы перераспределить таким образом ресурсы на решение других вопросов в сфере энергетической политики», — заявил президент.

Также Владимир Путин выразил надежду, что правительство не допустит скачков цен на бензин в России в 2019 году. Он пояснил, что для этого уже достигнуты определенные договоренности с основными нефтяными компаниями.

Все нефтяные компании в России подписали соглашение для стабилизации цен на нефтепродукты в стране. По словам вице-премьера РФ Дмитрия Козака, соглашения были подписаны в период с 7 по 10 ноября.

Однако в связи с увеличением ставки НДС (с 18% до 20%) с 1 января цены на нефтепродукты на оптовом рынке вырастут на 1,7%, а с февраля будут постепенно повышаться ежемесячно равными долями в пределах инфляции.

Рост цен на бензины оценили в ФАС

Рост розничных цен на бензин в регионах России с 1 января 2019 года не превысил 1,7%. Увеличение цены наблюдалось преимущественно в Европейской части страны. Об этом ТАСС сообщил начальник управления по топливно-энергетическому комплексу ФАС Дмитрий Махонин.

При этом он отметил, что в Сибири и на Дальнем Востоке ФАС вообще не фиксирует изменения цены.

«Более того, в ряде регионов в конце года мы отметили вообще снижение цены, в районе 1% с небольшим — в частности, в Иркутской области, Забайкалье», — добавил Махонин.

Такая динамика цен на бензин свидетельствует о том, что нефтяники соблюдают договоренности о стабилизации рынка топлива, достигнутые с правительством осенью 2018 года, отметил представитель ФАС.

По его словам, в основном цены подняли крупные вертикально-интегрированные компании, они обосновывают это увеличением НДС.

Между тем, согласно данным Московской топливной ассоциации, цены на бензин и дизтопливо на столичных АЗС с 24 декабря выросли на 19-50 копеек.

Что ждет цены на бензин в 2019 году

По словам эксперта Марии Сальниковой, январская — не последняя волна роста цен на бензин, и вторая предстоит либо в феврале, либо в начале весны. Отразятся на ситуации такие факторы, как рост акцизного сбора и поведение самих АЗС, где будут учитывать колебания отечественной валюты.

Аналитик ООО ЦАФТ Антон Быков поделился, что о новогоднем скачке цен предупреждалось заранее. В частности, из-за наличия договоренностей между нефтяниками и властями в 2019 топливо должно вырасти в стоимости на 1,7% на фоне увеличения НДС.

В рамках первого квартала цена топлива не должна вырасти больше, чем на 2%. В последующий период процесс может ускориться на 3-5%. По итогам же шести месяцев рост способен достичь 5-7%. За год, по утверждениям некоторых экспертов, бензин может стать дороже на 4 рубля.

Цены на бензин так или иначе привязаны к двум факторам: мировым ценам на нефть и курсовой стоимости нацвалюты. Сейчас условия для снижения цен на бензин однозначно более благоприятные, чем они были месяц назад.

Однако ввиду сложного и постоянно меняющегося налогообложения, в отличие от стран с условно свободной рыночной экономикой, цены на российских АЗС реагируют однонаправленно: при падении стоимости нефти на мировых рынках цены на бензин не снижаются, а при их росте — растут. В этом смысле Россия в достаточной мере уникальный рынок.

Насколько сопоставимы российские цены на бензин с ценами на топливо в мире? В пересчете на литр по состоянию на 12 ноября средняя цена бензина АИ-92 в России (или, в западной терминологии, Regular Unleaded) составляет 67 американских центов за литр и опережает почти все страны с дотационным режимом ценообразования. Однако эта цена несколько лучше, чем в США (80 американских центов за литр) или даже нефтеносной Мексике ($1,02 за литр). Почему же мы «жалуемся на жизнь»?

Все дело, конечно, в паритете покупательной способности рубля. По ППС курс рубля к доллару сейчас составляет около 23 рублей, и вообще-то по-хорошему бензин должен был бы участвовать в национальной программе импортозамещения. Тем более, как было отмечено, цены на бензин напрямую влияют почти на все розничные ценники.

Тогда по средней цене пакета молока и десятка яиц в Москве против той же комбинации в Нью-Йорке (чтобы сохранить ту же долю цены топлива в розничной цене соответствующего продукта) литр бензина должен был бы стоить порядка 18 рублей за литр. Такая цена АИ-92 была осенью 2005 года, когда баррель нефти Brent на глобальном рынке стоил… $67!

Рост цен на бензин не повлияет на спрос на авторынке — эксперты

Подорожание бензина вряд ли отразится на спросе россиян на автомобили, считают эксперты.

Как отмечают отраслевые эксперты, при покупке автомобиля российский потребитель редко задумывается о стоимости топлива при дальнейшей эксплуатации машины. При выборе конкретной марки на первый план выходят эмоциональные факторы и доступный бюджет. А в целом рынок зависит от располагаемых денежных доходов населения.

“Российские покупатели автомобилей хоть и стали более рациональными, но не ставят расходы на топливо на первое место, — отмечает гендиректор агентства Vector Market Research Дмитрий Чумаков. — В момент покупки автомобиля люди как правило наполнены оптимизмом и у них скорее “деньги есть”.

Несмотря на традиционно сильный социальный и политический контекст стоимости топлива в России, непосредственно на автомобильном рынке стоимость бензина отражается слабо.

“Текущий рост цен на бензин скорее не окажет какого-то влияния на рынок автомобилей, — соглашается консультант SBS Consulting Дмитрий Бабанский. — Исторически рынок больше подвержен влиянию изменений реальных доходов населения и доступности заемного капитала”.

“На авторынке продолжается постепенное повышение цен, но, тем не менее, ежемесячные продажи новых автомобилей увеличиваются, — говорит Владимир Мирошников, директор по развитию компании “Рольф”.

— Реализуется отложенный спрос: многие автовладельцы, которые долго откладывали покупку, сегодня приходят в автосалоны.

Сейчас они столкнулись с тем, что обслуживание “возрастного” авто становится все более обременительным, и понимают, что завтра покупка автомобиля обойдется еще дороже”.

При этом рост цен на бензин может побудить покупателей рассмотреть покупку менее “прожорливого” автомобиля. Эксперты отмечают, что российский автолюбитель скорее сократит количество поездок на авто, чем откажется от его покупки вовсе.

“Рост цен на бензин может повлиять на дальнейшую эксплуатацию автомобиля, а не на решение о его покупке”, — добавляют в аналитическом агентстве “Автостат”. — Но из-за удорожания бензина люди будут стремиться экономить на топливе, т.е. меньше пользоваться автомобилем. Таким образом, это приведет к снижению количества и длительности поездок на автомобиле, т.е. средние пробеги могут упасть”.

Менее потребляющие автомобили зачастую оказываются более дорогими при покупке.

“Например, некоторые малолитражки с двигателями до 1,6 л потребляют больше топлива, чем автомобили с высокотехнологичными двигателями мощностью более 2,5 литров, а стоимость этих автомобилей может отличаться в разы, — говорит он. — Разве что владельцы старых автомобилей с большим потреблением могут сократить свои поездки”.

Ежемесячные расходы на топливо крайне малы в сравнении со стоимостью даже самого бюджетного легкового автомобиля.

Источник: http://rosregistr.ru/interesnoe/211805.html

Цены на бензин в России «заморозили». А почему они до этого так росли? И когда ждать следующего скачка? — Meduza

Почему растут цены на бензин в России?

Кирилл Кухмарь / ТАСС / Vida Press

31 октября на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака нефтяные компании приняли на себя новые обязательства по сдерживанию цен на бензин. В противном случае правительство грозило лишить их возможности продавать топливо за рубеж.

«Заморозка» продлится до следующей весны, хотя еще неделю назад нефтяники требовали от правительства разрешить им поднять цены более чем на четыре рубля за литр.

«Медуза» объясняет, кто виноват в росте цен на бензин, сработает ли договор с правительством и когда ожидать нового скачка цен на топливо.

Ответ про жадность нефтяников, если верить опросу ФОМ, — самый популярный среди жителей России.

Некоторые чиновники и эксперты отвечают иначе: во всем виноват рост мировых цен на нефть (более чем на 70% с прошлого лета) и, как следствие, на бензин и дизельное топливо в Европе (на 17% в среднем по Евросоюзу с июля прошлого года; в Финляндии, например, литр 95-го бензина стоит на евро дороже, чем в Санкт-Петербурге).

В апреле тонна бензина АИ-95 на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже стоила около 46 тысяч рублей, а на экспорт ее можно было продать за 57 тысяч. При таком раскладе нефтяникам выгоднее продавать топливо за границу, создавая дефицит внутри страны.

Правда, эта теория не очень согласуется со статистикой. На пике бензинового кризиса в мае розничные цены на автозаправках на разные виды топлива выросли на 5,2–5,6% в среднем по стране (и на 11% с лета 2017 года), сообщил Росстат.

При этом, по данным того же Росстата, в апреле — мае рост экспорта бензина был незначительным: за границу шло 14–15,5% произведенного в России бензина, годом ранее — 13%.

Равно как не было и дефицита на внутреннем рынке — в стране стабильно продавали столько же топлива в месяц, сколько и в 2017 году. Так что простая гипотеза «все продали за границу» не работает.

Тогда в чем же все-таки причина?

Возможно, дело в жадности правительства и особенности системы налогообложения нефтяной отрасли. Дело в том, что нефтяники получают мало выгоды от подорожания нефти. Все «излишки» с них снимают с помощью налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ): чем выше цена нефти, тем выше ставка налога.

Естественно, нефтяные компании повышают отпускные цены на нефть и для внутренних потребителей — ведь НДПИ они платят с каждой добытой тонны, хоть экспортной, хоть переработанной в России. С начала этого года и по июнь цены сырой нефти для нефтеперерабатывающих заводов выросли, по данным Росстата, на 32%.

В результате тонна бензина в начале лета стоила всего в 1,4 раза больше, чем тонна сырой нефти (за год до этого — в 1,9 раза больше).

Правительство облагает специальным косвенным налогом — акцизом — и сам бензин. За каждую тонну весной 2018 года нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) должен был заплатить 13,1 тысячи рублей. В результате в условиях роста цен на сырую нефть бензин продавать по старым ценам стало просто невыгодно. НПЗ резко подняли цены — на десятки процентов за последние два месяца весны.

Версию о том, что в росте цен виновато правительство, поддержал и президент Владимир Путин.

Цены на топливо в последние месяцы действительно сильно росли?

Нет. Правительство гордится тем, что ему удалось договориться с нефтяными компаниями и НПЗ.

30 мая вице-премьер Дмитрий Козак провел совещание с руководством компаний и обещал им снизить акциз на бензин на три тысячи рублей с 1 июня (вместе с отказом от запланированного повышения на 679 рублей со 2 июля).

Взамен производители бензина обязались заморозить цены на уровне мая. Это оказалось не так уж сложно — мировые цены на нефть как раз прекратили расти, цены на бензин в Европе — тоже.

Летом и в начале осени розничные цены на заправках в среднем росли не быстрее, чем на 0,5% в месяц, — за счет независимых заправок (АЗС), которые правительству ничего не обещали.

Если цены на бензин теперь растут не так сильно, почему правительство снова потребовало «заморозки»?

Розничные цены почти не растут, а вот отпускные цены НПЗ — еще как. Только в сентябре (это последние доступные данные) они выросли в среднем по стране на 10% — последний раз такое было в кризисном мае.

Так нефтяные компании и НПЗ решили восстановить «справедливость» — их собственные заправки работают в убыток, а потому они решили повысить цены для независимых АЗС. Это грозит мелким заправкам серьезным кризисом: рентабельность бизнеса падает, цены теперь всего в 1,7 раза выше, чем цены заводов (обычно — в два раза выше).

Резко повысить цены АЗС не могут — они потеряют клиентов, которые уйдут к крупным сетям, принадлежащим нефтяным компаниям.

Правительство предвидело проблемы заранее, а потому еще летом провело закон, позволяющий экстренно поднимать вывозную пошлину на бензин до 90% от пошлины на нефть (сейчас для бензина действует ставка в 30% от пошлины на нефть).

Пошлина в 90% считается «запретительной» — она делает практически невыгодным экспорт бензина.

Например, при нынешних ставке пошлины на нефть и курсе рубля с каждой тонны экспортного бензина нужно будет заплатить в казну на пять с лишним тысяч рублей больше.

Пошлину в 90% уже вводили во время очередного скачка цен на бензин в 2011 году по предложению Игоря Сечина — тогда вице-премьера правительства. Обещали, что «запрет» просуществует недолго, но он продержался до 2015 года.

29 октября премьер Дмитрий Медведев пригрозил нефтяникам, что если они не пообещают остановить рост цен, правительство снова введет запретительную пошлину.

О чем теперь договорились правительство и нефтяники?

На этот раз нефтяники не стали дожидаться введения пошлины, а согласились на условия правительства: на совещании у Козака было решено, что нефтяные компании до 31 марта 2019 года будут поставлять независимым НПЗ на 3% больше нефти, чем в 2017 году по ценам этого мая. А заводы, получив гарантии поставок относительно дешевой нефти, не будут резко повышать отпускные цены.

А что же будет, когда соглашение закончится?

Ничего хорошего. Правительство твердо намерено с 1 января 2019 года вновь поднять акциз (на 3,5 тысячи рублей за тонну). Тогда же будет повышен НДС — с 18 до 20%. При этом чиновники уверены, что розничные цены не вырастут. «Во всяком случае, будем применять весь тот набор инструментов, который есть у правительства, чтобы этого не произошло», — сказал Дмитрий Козак.

Набор известен: правительство планирует в следующем году ввести «отрицательный акциз» для НПЗ — в случае поставок на внутренний рынок им будут возвращать часть разницы между внутренними и экспортными ценами на бензин.

Однако при этом будут отменены экспортные пошлины на нефть и бензин, а также повышен НДПИ, что может привести к росту экспорта и внутренних цен, особенно если в мире снова подорожает нефть.

Если рынок опять взорвется, правительство готово вернуться к запретительным экспортным пошлинам — «на временной основе».

АЗС уверены, что все эти меры не сработают. Их объединение — Российский топливный союз — сообщило Козаку, что после роста налогов 1 января цены нужно будет повысить минимум на 4,4 рубля за литр бензина.

Источник: https://meduza.io/feature/2018/11/02/tseny-na-benzin-v-rossii-zamorozili-a-pochemu-oni-do-etogo-tak-rosli-i-kogda-zhdat-sleduyuschego-skachka

Почему дорожает бензин в России в 2018 году

Почему растут цены на бензин в России?

В мае 2018 года резко начал дорожать бензин на российских заправках. За предыдущую неделю цены на бензин в различных регионах выросли до пяти процентов (напомним, это динамика всего за семь дней).

В Москве рост цен в течение недели составил 1,3%, в Санкт-Петербурге — 1,5%, и это достаточно умеренно на фоне многих других регионов страны.

Почему в 2018 году в России дорожает бензин — причины роста цен, что делает государство для того, чтобы остановить этот процесс, помогут ли предпринимаемые меры стабилизировать ситуацию.

Что происходит с ценами на бензин?

Они активно растут в течение апреля и мая. Совпадение это или нет, но рост цен на топливо в России начался вскоре после президентских выборов. Учитывая опыт 2012 года, когда цены на заправках откровенно сдерживались перед выборами, чтобы не нервировать народ, вполне вероятно, что и в этот раз власть прибегла к определенному влиянию на бизнес, чтобы заморозить цены.

Впрочем, причина сегодняшнего роста цены на бензин далеко не только в компенсации за начало года.

Динамика стоимости одного литра бензина в 2018 году по данным Росстата выглядит следующим образом:

  • Январь — 39,88 рублей.
  • Февраль — 39,88 рублей.
  • Март — 39,89 рублей.
  • Апрель — 40,31 рублей.
  • Май — 41,37 рублей.

В случае со статистикой за май стоит особо пояснить — приведена статистика только за первые три недели месяца, и это средние данные. То есть, по завершении трех первых недель мая реальная средняя цена литра бензина была выше, а затем последовал тот резкий недельный рост, о котором мы говорили в самом начале.

Стоимость одного литра бензина АИ-95 в конце мая в Москве составляет около 45,5 рублей.

Почему растут цены на бензин в России на этот раз?

Любой, кто интересуется темой роста цен на бензин достаточно долгое время, знает, что российскими производителями топлива изменения цены почти всегда объясняются внешней конъюнктурой. В мире дорожает нефть — в России дорожает бензин, нефть в мире дешевеет — бензин все равно обязан подорожать. Каждый раз приводятся вполне логичные экономические обоснования.

Вот и на этот раз одна из причин роста цен на бензин — это… Верно, подорожание нефти в мире!

В 2018 году сложилась ситуация, при которой экспортные пошлины на нефть в России были снижены, а акцизы на топливо внутри страны — повышены.

Правительство назвало это “налоговым маневром” (он начался еще с 2015 года и должен продлиться до 2019-го), и такая политика с точки зрения интересов простого россиянина действительно выглядит странно.

Получается, что власть в первую очередь позаботилось об экспортерах нефти, для которых пошлины были снижены за счет повышения акцизов, а их в конечном итоге платят простые жители страны.

В момент, когда мировые цены на нефть выросли, нефтедобытчики сосредоточились на экспорте, благо, пошлины теперь меньше, чем они были до этого, и экспортировать сырье очень выгодно. В итоге на внутреннем рынке сейчас возникает элементарный дефицит сырья, а следовательно — растет цена на нефтепродукты.

Еще одна причина, о которой не боятся говорить и некоторые эксперты — та, что мы называли выше. До президентских выборов цена сдерживалась искусственно, и сейчас производители наверстывают упущенное.

Наконец, некоторые эксперты говорят о сезонной привычке нефтеперерабатывающих заводов повышать цены весной. Спрос в это время стабильно увеличивается, и НПЗ даже не ждут, когда он начнет расти, а заранее поднимают цены, не сговариваясь друг с другом. Спрос растет из-за посевной, из-за того, что многие водители активно используют автомобиль только в теплое время года и т.д.

Что делает власть, чтобы цены на бензин перестали расти

Как говорят эксперты внутри отрасли, без сдерживания цен государством уже сейчас стоимость литра бензина в России была бы примерно на 10 рублей выше тех значений, которые наблюдаются в действительности.

По этой версии, и нефтеперерабатывающие заводы, и сами АЗС сейчас работают в убыток. По подсчетам аналитиков, первые теряют с каждого литра около 6 рублей, вторые — около 4 рублей.

И на тех, и на других давит антимонопольное ведомство — ФАС.В частности, антимонопольная служба регулярно выписывает предписания и предупреждения нефтяным компаниям, в том числе предписывая не ущемлять интересы внутренних потребителей в пользу экспорта.

Правительство также пошло на определенные шаги. С 1 июля акцизы на бензин в России должны были вырасти второй раз в течение этого года, вместо этого они будут снижены. Акциз на бензин станет ниже на 3 тысячи рублей за тонну, в случае с дизельным топливом — на 2 тысячи рублей.

Бюджет за счет снижения акцизов потеряет около 140 миллиардов, но эксперты не уверены в том, что такая мера поможет хоть как-то изменить ситуацию. Вероятнее всего, на стабилизацию цены и вероятность небольшого ее снижения может повлиять только снижение мировой цены на нефть, в результате которой экспорт перестанет быть настолько выгодным.

Поскольку цена литра бензина бьет не только по кошельку автомобилистов, но и всех граждан, государству так или иначе нужно что-то делать с происходящим.

Дорогой бензин — это автоматическое повышение цен на любые товары, которые так или иначе доставляются автотранспортом.

Если государству нужно, чтобы инфляция удерживалась в плановых рамках, а ЦБ мог снижать ключевую ставку и создавать условия для роста экономики, ситуация с дорогим бензином однозначно требует более решительных мер.



Источник: https://bankiclub.ru/novosti/pochemu-dorozhaet-benzin-v-rossii-v-2018-godu/

Почему растут цены на бензин в 2018 году

Почему растут цены на бензин в России?

Апрель 2018 года отметился тем, что «порадовал» россиян очередным подорожанием бензина, которое прогрессировало последующих два месяца. И это сразу после того, как страна определилась со своим президентом. Почему растут цены на бензин – вопрос актуальный для многих автолюбителей.

Из истории РФ о бензине

Похожая ситуация уже имела место шесть лет назад, но только перед выборами главы государства. Тогда государственные мужи, конечно, не сидели, сложа руки, а прилагали усилия к тому, чтобы ездить собственным автомобилем перестало быть невыгодно. Зачем дразнить людей, если жизнь и без того далеко не сахар?

С первых дней наступившего года неудачи постигли нефтяной бизнес – он вдруг начал терпеть убытки. Было бы несправедливо бросить на произвол судьбы нефтяные компании, они нуждались в финансовой поддержке. Однако, это не единственная причина вакханалии цен на автомобильное топливо. Пора разобраться, почему растут цены на бензин в России.

Почему растут цены на бензин: динамика

Тщательное изучение статистических данных поможет разобраться в ситуации с бензином. Государственное учреждение «Росстат» предоставляет информацию относительно тенденции с ценами в нынешнем году:

  • январь-февраль – в среднем удерживаются в пределах 39,88 рублей за 1 литр;
  • март – слегка поднялись;
  • с первых дней апреля – дальнейший рост, в результате которого к цене прибавились ещё 1 руб. 50 коп.;
  • по истечении двух недель последнего весеннего месяца – за каждый литр 92-го бензина надо было платить 41 руб. 40 коп.

В частности, что касается бензина с октановым числом 95, то ценники столичных автозаправок наконец-то замерли на отметке 45,5 руб. за 1 литр.

Водители, мягко говоря, без особой радости восприняли такую динамику, а правительство поспешило уверить своих граждан в том, что не будет спокойно наблюдать, а примет меры. Действительно, представители Федеральной антимонопольной службы наведываются на автозаправки, наносят визиты в нефтеперерабатывающие предприятия с целью выяснить, не договорились ли они между собой повысить цены.

Непрямой налог (акциз) станет меньше не сразу, понадобится пройти несколько этапов. К середине июля эта разница должна уже равняться 700 рублям.

Как бы там ни было, но нынешний скачок цен на топливо отразится на сельском хозяйстве;  продукты, поступающие в продажу, закономерно подорожают. И вообще, транспортные расходы являются одной из составляющих формирования стоимости товаров народного потребления. Поэтому сразу выросла в цене доставка еды на дом или других товаров.

Дорогой бензин: в чем причина повышения

Кажется абсурдным подорожание бензина на фоне дешевеющей отечественной нефти, если не учитывать процессы, происходящие за пределами России. Чиновники при власти в один голос с нефтяниками заявляют, что рост цен на «черное золото» в нефтедобывающих странах провоцирует аналогичную динамику на российском рынке.

Но вместе с тем, и при  удешевлении нефтепродуктов в мире констатируется противоположное явление на отечественных автозаправках.  Так почему растут цены на бензин в 2018 году?

Ведущие телевизионных новостей также неустанно объясняют соотечественникам, почему так недёшево обходятся поездки личным автотранспортом. Неудивительно, что многие ищут ответ на вопрос, как заработать быстрые деньги.

Политиками теперь была обнародована версия последнего подорожания бензина – виноват возросший спрос на нефть. Обложив более высоким непрямым налогом продаваемый в России бензин, в то же время размер денежного сбора с экспортируемой нефти, наоборот, уменьшили.

Президент даже придумал оригинальный термин этому приёму – «налоговый маневр». Но, как выяснилось, «маневрируют» подобным образом уже третий год подряд, а окончания данной операции следует ждать еще не меньше года. Таким образом, стало очевидно, что власти проникнуты интересами  тех, кто продает нефть за границу, а простой народ в этом вопросе как бы оставили за бортом.

Грех было бы не использовать нефтяниками благоприятный момент. Российская нефть устремилась туда, где больше платят – за границу, а в кассу экспортеров стало поступать значительно больше денег. Естественно, в России снизилось производство автомобильного топлива.

В первые два месяца 2018 года, когда ещё люди решали, кому из кандидатов в президенты отдать предпочтение, ценам не давали расти. Но, их отпустили сразу, как только закончились выборы, а те, кто производит и продает топливо, быстро вернули недополученную прибыль в период сдерживания.  Это вторая причина.

Наконец, ценники на автозаправках начинают меняться в большую сторону каждый год, как только сельхозпроизводители приступают к посевным работам. Выгодный бизнес в селе – это чаще всего содержание ферм или выращивание с/х культур.

Как остановить бензиновый кризис

Если бы не вмешательство государства (точнее, федеральной антимонопольной службы), то за каждый залитый в бак 1 л бензина сейчас пришлось бы платить дополнительно 10 руб.

Озвученная цифра появилась исходя из оценки экономистами размеров потерь прибыли нефтеперерабатывающими предприятиями и автозаправками. Убытки распределились следующим образом: большая часть, 6 руб.

, приходится на производителей; 4 руб. – на розничную торговлю нефтепродуктами.

Кроме денежного «кнута» внедрялись иные методы, изобретенные правительством. Каждая тонна, 95-го бензина, который в начале июля доставлялся на АЗС, должен был подешеветь на 3000 руб.; тонна дизельного топлива – на 2000 руб.

При этом, бюджет из-за низких акцизов недосчитался 140 млрд. руб. Но таких мер, сопровождаемых жертвами, хватит разве что для прекращения роста цен.

Надо иметь в виду следующее. Топливо на отечественных заправках не подешевеет до тех пор, пока не исчезнет предпосылка для экспорта нефти – высокая стоимость на мировом рынке. Почему растут цены на бензин, объяснить пытаются многие, но автолюбители с этим несогласные и все люди, которые задумываются над тем, как открыть свой бизнес в маленьком городе.

Последствия топливного кризиса

Богатый ассортимент в магазинах вряд ли был бы возможен, если бы не регулярные доставки автотранспортом. Подорожание топлива означает повышение транспортных расходов, которые учитываются при формировании цен на продукты питания и остальные товары.

Так, что высокие цены на топливо не только опустошают кошельки автомобилистов, но и косвенно затрагивают интересы простых граждан, отражаясь на покупательной способности.

Государству явно не хватило смелости в действиях, направленных на улучшение экономических показателей, Центральному Банку не дали шанс удерживать невысокие процентные ставки по кредитам.

Кому выгодны высокие цены

Почему растут цены на бензин, и как стоимость зависит от долларов? Эти вопросы интересуют многих.  Семьдесят долларов за баррель нефти – вот тот порог, ниже которого должна опуститься в мире её цена, чтобы ситуация с отечественным топливом сама собой утряслась.

Удивляет то, что о готовящемся сценарии со стремительным взлетом цен на «черное золото» правительству было известно. Более того, оно советовалось с экономистами в вопросе, как бороться с этим явлением.

Правительство извлекло выгоды из резкого подорожания топлива, а потому не занималось профилактикой. Теперь компаниям, занимающимся реализацией топлива, стало труднее уклоняться от уплаты налогов. В результате того, что нефтяники переориентировались на внешний рынок, произошло наполнение государственной казны за счет притока зарубежного капитала.

Налоговым маневром Министерство финансов добилось того, что цены на топливо стали такими же, как и за границей.

Кто предложил увеличить экспорт

Идея прокрутить махинации с нефтью и ценами на топливо созревала давно в верхних эшелонах власти, разного рода институтах.

Её целеустремленно проталкивали реформатор Гайдар и сотрудники Высшей школы экономики.

Не обошлось без участия покровителей из международного валютного фонда, которые подталкивали к тому, чтобы цены в России не отличались от мировых. К этому процессу подключали даже депутатов.

Таким образом, в результате общих усилий, повышения мировых цен на нефть лед тронулся, точнее, основной поток нефти устремился за пределы РФ. Материально удовлетворенной  осталась не только страна-экспортер, но и страны, испытывавшие потребность в сырье.

Все старания правительственных чиновников нельзя назвать очень успешными. Вместо введения  низких налогов на продаваемое топливо, необходимо по совету российских нефтяников продавать нефть исключительно на территории России.

Все старания правительственных чиновников нельзя назвать очень успешными. Вместо введения низких налогов на продаваемое топливо правильнее было бы сделать так, чтобы российская нефть продавалась исключительно на территории страны.

Народ надеется, что будут сделаны правильные выводы относительно необходимости налогового маневра, из-за которого, по сути, и начался бензиновый кризис.

Плюсы и минусы увеличения экспорта нефти

Положительная сторона увеличения экспорта нефти – значительно усиливается госбюджет, который, откровенно говоря, едва удается наполнять. Гарантирован приток астрономической суммы – около 1,6 трлн. руб.

С другой стороны, если все товары ощутимо подорожают, то может наступить гиперинфляция, национальная валюта просто обесценится. В любом случае остается открытым вопрос, почему растут цены на бензин.

Методы борьбы с кризисом

Надо создать такие условия, чтобы нефть перерабатывалась на территории России, и это стало более выгодным, чем обычное перекачивание сырья за границу.

  1. Воспользоваться опытом других передовых стран, которые не стеснялись облагать высокими пошлинами экспортируемую нефть и продукты из неё.
  2. Активно участвовать на собраниях глав государств ОПЕК в обсуждении вопросов по квотам на добычу нефтепродуктов.

Таксисты отмечают, что из-за этого приходится поднять стоимость услуг. Может поэтому выгоднее купить мини-станок и организовать другой тип бизнеса.

Нужно ли снижение акцизов

Одним из последствий политики низких налогов на нефтепродукты является ухудшение состояния дорог. Дело в том, что именно акциз на топливо выступает в роли источника финансирования дорожного фонда.

Таким образом, снижение акцизов не лучшим образом отразится на наполняемости государственного бюджета. Теперь многим станет понятно, почему растут цены на бензин и что это цифра не является предельной.

Источник: https://vawilon.ru/pochemu-rastut-ceny-na-benzin/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.