+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Переходный период: психология. Подростковый и юношеский возраст

Содержание

Переходный характер юношеского возраста

Переходный период: психология. Подростковый и юношеский возраст

Юность – это, пожалуй, наиболее ответственный и важный этап в жизни каждого человека, который связан с массой проблем. В это время дети только начинают осознавать, что у них все впереди, вместе с появлением ощущения начала взрослой жизни.

Так каков же переходный характер юношеского возраста и каковы его особенности? Ведь это время, когда появляется возможность познать что-то новое, при этом быть самостоятельным и ошибаться.

В этот период начинает формироваться собственное мировоззрение и при этом происходит стабилизация личности.

Переходный юношеский возраст и его продолжительность

Специалисты замечают, что у мальчиков переходный возраст длится чуть дольше, чем у девочек. Причем продолжительность его определяется такими факторами, как:

1.​ Эмоциональные и физические перегрузки.

2.​ Национальность.

3.​ Образ жизни.

4.​ Склонность к вредным привычкам.

В среднем начинаются подростковые изменения у мальчиков в 10-11 лет, а заканчиваются примерно к 17-ти годам. При этом переходный возраст у мальчиков связан не только с физическим созреванием, но и с появлением огромного стремления к самостоятельности. При этом любую критику, да и советы родителей, мальчики воспринимают с явной агрессией.

С наступлением переходного возраста мальчиков, у них отмечаются такие изменения:

– изменения в области половых органов и активный рос волос в этой зоне;

– активный рост костей;

– увеличение мышечной массы;

– изменение голоса;

– появление прыщей на лице;

– рост волос на лице.

Но физиологическими изменениями переходный возраст не ограничивается. Он предполагает следующие психологические изменения:

– появление явной агрессии и раздражительности;

– стремление чувствовать себя взрослым;

– чувство стеснения и скованности при общении;

– грубость в общении со взрослыми;

– появление в речи нецензурных слов.

Все эти неприятные явления исчезнут примерно к концу переходного возраста. При этом в общении с мальчиком необходимо дать ему понять, что его поддерживают. Кроме того, с ним нужно обсуждать все те темы, которые его беспокоят, при необходимости успокаивая его.

Переходный характер юношеского возраста и особенности общения в этот период

В переходном возрасте мальчики становятся очень скрытными и все меньше обсуждают свои проблемы с родителями. Так как правильно поговорить с сыном о его проблемах, учитывая переходный характер юношеского возраста?

Впервые начать разговор о грядущих изменениях стоит еще в 10-12 лет, чтобы избежать множества психологических проблем. Дело в том, что в этот период все дети становятся очень впечатлительными, принимая происходящие с ними изменения за болезнь.

Причем для ребенка будет намного лучше, если беседу о характерных подростковых изменениях начнет именно отец. Кому, как не ему, лучше всего будет рассказать, что всем мальчикам предстоит пройти через период взросления, а также о будущих физических изменениях. Обязательно нужно поднять тему ночных поллюций, ведь ребенок должен понимать, что это вполне естественный и нормальный процесс.

Психологические особенности юношеского возраста

Основное психологическое приобретение, характерное для ранней юности, сводится к открытию своего внутреннего мира. Пока для ребенка внешний мир – это единственная осознаваемая реальность, туда же дети проецируют и свою фантазию.

Специалисты обращают особое внимание на тот факт, что дети уже вполне осознают совершаемые поступки, но пока не могут разобраться в своих психических состояниях. Если ребенок сердится, то это значит, что его кто-то обидел. Но для юноши физический внешний мир – это только одна из разновидностей субъективного опыта.

Подростки все больше погружаются в себя и свои переживания, что открывает перед ними новый мир эмоций. Причем то самое открытие внутреннего мира является волнующим и при этом радостным событием, которое связано с большим количеством тревог и даже драматических переживаний.

Ведь новое внутреннее «Я» не всегда совпадает с внешним поведением, что делает более актуальной проблему самоконтроля. Именно по этой причине одной из самой распространенных форм юношеской и подростковой самокритики является жалоба на слабоволие.

Но многие подростки вместе с осознанием своей непохожести на других и уникальности, зачастую получают и чувство одиночества. Это является причиной появления большей потребности в общении, что повышает избирательность.

Источник: http://mamairebenok.com/perehodnyiy-vozrast/perehodnyiy-harakter-yunosheskogo-vozrasta.html

Что такое и сколько длится переходный возраст?

Переходный период: психология. Подростковый и юношеский возраст

Переходный возраст — особый период в жизни человека. Он проявляется определенными симптомами, на которые следует правильно реагировать родителям. Дети резко меняют свое поведение, ими сложно управлять. Однако этот этап, хоть и отличается сложностью, можно преодолеть без особых проблем.

Существуют методики, позволяющие налаживать нормальные взаимоотношения с детьми. Некоторым родителям будет полезно почитать соответствующую литературу, чтобы избежать последствий общения с ребенком.

Ведь именно в таком возрасте очень много летальных исходов, когда маленький человек не смог найти поддержку у родителей и справиться с собственными переживаниями. Многие сбегают из дома, стараясь найти поддержку на улице.

Они со временем разочаровываются, но пути назад может не оказаться.

Причины поведения

Что такое переходный возраст? Его другое название пубертатный период. Для ребенка меняются не только ощущения жизни и себя как элемента всей системы, его тело преобразовывается. Почему подростковый возраст называют переходным? В это время происходит переход каждого человека во взрослую жизнь из детской. Меняется все: отношение к родителям, к жизни, к будущему.

Сколько длится переходный возраст? Его продолжительность может составлять приблизительно 4 года. Сейчас наблюдаются более ранее взросление детей, поэтому и период перехода может сокращаться в 2 раза, но это все индивидуально. Во сколько лет начинается переходный возраст? С 12 лет и заканчивается в 16. В каждом индивидуальном случае этот временной отрезок может варьироваться в любую сторону.

Рассматриваемый этап отличается сложностью, определенной драматичностью для некоторых подростков. Переходный возраст связан с трудностями из-за ряда причин. Наиболее существенный фактор — половое созревание.

Для подростков свойственна высокая степень чувствительности к тому, как окружающие оценивают их внешность.

При этом у них проявляется самостоятельность, твердость во мнении, которая выражается по поводу других людей.

Когда наступает переходный возраст, у детей можно одновременно наблюдать черствость, внимательность, болезненную застенчивость. Присутствует потребность в оценке авторитетных для него личностей.

Они хотят, чтобы их признавали, ведут себя во многих ситуациях достаточно развязно. Характерно на этом этапе обожествление кумира.

Они всячески стремятся демонстрировать собственную независимость, бороться с установленными правилами, противостоят авторитетам.

Проявляется этот этап тем, что подростков часто не удовлетворяет собственная внешность, появляется неудовлетворенность в собственном теле. У ребенка могут возникать стеснения по поводу тела, его он стесняется открыто показывать. Нередко дети не хотят фотографироваться, хотя ранее им нравилось это занятие.

Проявляться все это может из-за происходящих преобразований на гормональном уровне. В организме должны начаться перестройки абсолютно всех систем и внутренние органов. В течение всего времени возникает потребность в материале, который является основой при строительстве тканей. Из-за этого возникает необходимость в обильном питании, но наблюдаются перепады аппетита.

Другие причины

Характеристика переходного возраста говорит о том, что у подростков, достигших 13-14 лет, наблюдаются определенные чередования всплесков активных периодов.

Ребенок может быть бодрым, но уже через короткий временной промежуток у него появляется усталость или же полное изнеможение. Период переходного возраста характеризуется синдромом подростковой лени.

При этом родители этот так называемый синдром описывают тем, что ребенок ленится что-либо делать и выявляет желание полежать, посидеть или же не хочет стоять ровно (опирается на различные предметы).

Данные особенности переходного возраста специалисты связывают с усиленным ростом, поэтому у него затрачивается достаточно много сил и энергии на выполнение тех или иных действий. Все это отражается на том, что выносливость ребенка в значительной степени снижается. Проявляющийся эффект синдрома отражается на общем состоянии и поведении ребенка.

Так, у подростка наблюдается некая неловкость, что приводит к различным поломкам и повреждениям предметов. Данные трудности переходного возраста могут производить впечатление, что подросток действует специально, но это не так. Все негативные проявления происходят вне зависимости от ребенка, они обуславливаются перестройкой двигательной системы.

Справляться с рассматриваемыми изменениями достаточно сложно, но со временем подросток становится взрослым человеком. Чтобы процесс реализовался, необходимы большие физические затраты. Если обращать внимание на психологический аспект, то ребенку достаточно тяжело жить в этот момент времени.

Переходный возраст в определенных случаях протекает со сложностями, которые связаны с нежеланием взрослеть. В его подсознании заложено, что он потеряет свое привычное состояние, поэтому возникает дискомфорт.

О возможном поведении подростка

Признаки переходного возраста наблюдаются в поведении подростка. Достаточно часто оно очень сильно меняется и становится вызывающим. Эти изменения проявляются в грубости. Он не подпускает к себе взрослых, не хочет делиться личным.

Кроме того, его настроение часто меняется, также он не допускает близко к себе родителя, например, не дает себя обнять. Психологи такое поведение сравнивают с ежиком, который все время отталкивает окружающих и ведет себя агрессивно.

Поздний переходный возраст проходит еще более тяжело. Нередко ребенок отказывается проводить уборку в своей собственной комнате. Родители могут наблюдать там полный беспорядок, который абсолютно не смущает подростка. О домашних обязанностях он также слышать не хочет, заставить их выполнять очень тяжело.

Симптомы подросткового возраста наблюдаются еще и в том, что сын или дочь пытаются разозлить своих родителей, что в конечном итоге может привести к скандалу. При этом подросток может совсем не переживать по этому поводу.

Кризис переходного возраста у подростков порой негативно отражается на состоянии родителей, так как они все это время ощущают некую растерянность и не могут понять, какие действия предпринимать. Весь этот процесс болезненный как для родителей, так и для детей, но все эти симптомы можно побороть, если подойти к такому поведению правильно.

Если подошел переходный возраст, что делать? Родители должны мудро реагировать на такое поведение. Подросток своим неординарным поведением пытается выработать свой подход на те или иные происходящие события.

Кризис этого возраста дает понять, что подросток находится под давлением различных сторон: родители, школа и сверстники. Поэтому он пытается начинать жить собственной жизнью без сторонней помощи.

Психология акцентирует внимание на том, что подросток пытается заявить окружающим о своем существовании.

Однако проблемы переходного возраста здесь начинают развиваться из-за того, что целей в жизни у ребенка еще нет, эмоциональная устойчивость также не наблюдается.

О развитии личности подростка

Как справиться с переходным возрастом? В данном случае приходит на помощь психология. Данная наука акцентирует внимание на том, что подросток в этот непростой для него период становится личностью. Поэтому ни к каким упрекам, унижениям или же аналогичным действиям прибегать нельзя.

Как помочь подростку в этот период? В первую очередь его необходимо постараться чем-то занять. Но при этом нужно помнить о том, что ребенка нужно воспринимать как личность.

Сколько длится переходный возраст? У каждого подростка это время может длиться по-разному, но все признаки практически одинаковы: это стремление к максимальной самостоятельности и отказ от приема проблемных ситуаций.

Когда начинается переходный возраст, у подростков выражено ощущение чрезмерной взрослости. При этом психология отмечает, что у него появляется новый уровень притязаний, который не совпадает с фактическим состоянием.

Переходный возраст, особенности контакта с подростками необходимо учитывать. Для ребенка чрезвычайно важно, чтобы его взросление было отмечено родителями и окружающими.

Однако если поведение не удовлетворяет взрослых, возникают конфликты.

Как пережить переходный возраст? Для подростка очень важно, чтобы он все это время получал и ощущал поддержку близких людей. Но при этом ребенок может всячески отказываться от заботы и прочих проявлений поддержки.

Что это такое — правильное поведение родителей? Это выстраивание доверительных отношений с близкими людьми. Данный процесс должен базироваться на поддержке, одобрении. Длительность переходного возраста будет обуславливаться и тем, насколько верно ведут себя родители.

Нужно быть готовым и к тому, что подросток будет всячески протестовать, причем ему не будет хватать именно взрослых советов. Общение будет принято должным образом только в тех случаях, когда он понимает, что у него со взрослыми равные права.

Заканчивается переходный возраст, когда родитель ведет конструктивную беседу со своим сыном/дочкой. При этом не нужно грубить, кричать и т. д. Просто нужно всячески показывать, что ребенка понимают.

Необходимо делиться с ним собственными мыслями, опытом и т. д.

Когда заканчивается подростковый период, ребенок уже обретает возможность самостоятельно мыслить и разбираться в различных жизненных ситуациях. Интерес к жизни чада не должен быть искусственным или же наигранным. За всеми его действиями нужно следить и запрещать негативные поступки.

Дополнительные сведения

Вне зависимости от того, со скольки лет начался переходный возраст, рекомендуют использовать определенную выработанную технологию для погашения возникающего конфликта между подростком и взрослыми.

Не многий родитель знает о том, что в процессе ссор с подростком нельзя его оскорблять или же в чем-то обвинять. Рекомендуется высказывать свое отношение к ребенку, причем только положительное.

Этот процесс должен называться выстраиванием доверительных отношений.

В первый год переходного возраста и в последующее время нужно максимально правильно выстраивать диалог с ребенком. Например, нужно акцентировать внимание на том, что грубое поведение негативно сказывается на взрослых и т. д.

При этом нужно быть готовым и к резкому ответу ребенка, например, что ему все равно. Но это всего лишь маска, и рано или поздно такое поведение должно заканчиваться.

Подросток обязательно запомнит эти слова и сделает для себя выводы.

В жизни ребенка должен начинаться новый период, и он не должен быть подкреплен какими-либо оскорблениями или же прочими отрицательными эмоциями, так как все это ошибки.

Допуская их, родители вызывают у своего чада только агрессию. Но все это со временем проходит, а в результате у подростка откладываются только положительные впечатления от поддержки родителей.

Высказывая собственные чувства и ощущения ребенку, удастся избежать конфликта.

Источник: https://roditeliz.ru/school/perehodnyj-vozrast-kak-perezhit-trudnosti.html

Признаки переходного возраста у девочек и мальчиков

Переходный период: психология. Подростковый и юношеский возраст

Переходный возраст – это период физиологических и психологических изменений в растущем организме, которые влияют не только на самого подростка, но и на его окружение. Ключ к успешному преодолению данного кризисного периода кроется в понимании природы физических и эмоциональных особенностей подросткового организма.

Общая характеристика переходного возраста

Схожесть данного этапа развития с младенческом периодом состоит в том, что тело человека меняется с невероятной скоростью. Как правило, подростка пугают все эти процессы, возникают трудности с восприятием себя, которые и стают одной из причин кризиса подросткового возраста. Ученые выделяют несколько ключевых изменений в организме, которые происходят на этапе переходного возраста:

  • Быстрое увеличение роста и массы тела – скачок развития длится около года. За этот период рост девочек становится больше в среднем на 9 см, мальчиков – на 10,4 см. Как правило, скачок роста у подростков мужского пола происходит на два года позже. Масса тела увеличивается за счет развития жировой (характерно для женского организма) и мышечной (наблюдается в мужском организме) массы.
  • Появление вторичных половых признаков. Для переходного возраста характерным является изменение гормонально фона, вследствие чего у мальчиков начинается активный рост волос на лице, происходят изменения голоса и увеличивается размер полового члена, а у девочек начинаются менструации. Кроме того, у обоих полов наблюдаются появление волос в паховой и подмышечной зоне, а также повышенная секреция потовых и сальных желез.
  • Активное развитие головного мозга. Данные различных исследований свидетельствуют, что развитие мозга у человека продолжается вплоть до окончания периода полового созревания. Нестабильность эмоционального состояния является следствием нейронных связей, которые в подростковом возрасте особенно сильно влияют на мыслительные функции и эмоции.

Чтобы справиться с огромными объемами работы на этапе быстрого изменения, организму требуется больше отдыха. Специалисты утверждают, что подросткам нужно в среднем 9,5 часов сна.

Это основная причина того, почему дети в переходном возрасте спят дольше обычного и испытывают сложности с ранним подъемом.

Подростковая неуклюжесть также является следствием возрастных изменений, к которым необходимо адаптироваться.

Рост массы тела является причиной того, что большинство девушек-подростков начинают пристально следить за своим весом.

Данные различных опросов и исследований свидетельствуют, что 60-70% девушек в первый раз садятся на диету именно в переходном возрасте.

Последствиями неправильного питания и отсутствия в рационе необходимых витаминов и микроэлементов являются нарушения в пищеварительной системе, что в самых сложных случаях приводит к развитию таких заболеваний, как анорексия и булимия.

В переходном возрасте подростки начинают интересоваться вопросами секса. Физиологические и гормональные изменения вызывают естественный интерес к противоположному полу.

Психологи советуют родителям именно в этом возрасте помочь ребенку побольше узнать о сексуальной стороне отношений между мужчинами и женщинами, рассказать о методах защиты от нежелательной беременности и половых инфекций.

Необходимо научить подростка ответственно подходить к любым вопросам, связанным с сексом, в том числе и с отношениями с партнером, которые передуют половому контакту.

Развитие когнитивных способностей в переходном возрасте

Признаки переходного возраста активно проявляются и в когнитивной сфере. Ученые выделяют несколько ключевых изменений, связанных с мыслительными процессами:

  • Развитие способности к аргументации. Подросток учится не только принимать, но и обосновывать свои решения, анализировать существующие обстоятельства и прогнозировать развитие ситуации. Самостоятельное мышление индивида становится точным и логичным.
  • Развитие способности к абстрактному и метамышлению. Подросток оперирует абстрактными категориями, которые существуют только в его воображении. Появление такой способности свидетельствует о готовности человека изучать сложные нематериальные вещи, размышлять на тему веры, духовности, доверия, любви и т.д. Метамышление позволяет человеку видеть мир с точки зрения других членов общества. Таким образом, подросток получает возможность эффективно запоминать и систематизировать полученную информацию.

Развитие когнитивных способностей влияет на поведение подростка. Для переходного возраста характерны:

  • Застенчивость. Эгоцентрическое восприятие себя заставляет ребенка думать, что все окружающие сосредоточены на его внешнем виде и поведении. Это основная причина подростковой застенчивости, которая иногда может прикрываться агрессивным поведением.
  • Бесстрашие. Уверенность в том, что плохие вещи случаются только с другими людьми, может вызывать провокационное и бесшабашное поведение в подростковом возрасте. Лишь немногие парни и девушки способны делать правильные абстрактные умозаключения, в то время как подавляющее большинство подростков уверены, что они никогда не заболеют раком, не станут алко- или наркозависимыми, а секс без презерватива не закончится нежелательной беременностью или венерическим заболеванием.
  • Акцентирование внимания на ошибках окружающих. Поступки других людей оцениваются категорично. Чаще всего, главными антагонистами у подростков являются их родители, о чем им, как правило, сообщается в довольно резкой форме. Критика в свой адрес воспринимается подростками болезненно.

Психологическое развитие и социальная адаптация подростков

Переходный возраст у девочек и мальчиков связан с этапом становления личности, которая интегрируется в окружающий социум. Подростки придают огромное значение мнению окружающих, что зачастую приводит к попыткам изменить себя в угоду совершенно посторонним людям. Примерка различных социальных ролей помогает определить уникальные особенности собственной личности.

В переходном возрасте подростки стремятся отстоять право на свою независимость от взрослых. Наиболее распространенным признаком такой борьбы является подростковый бунт.

Иногда это происходит в довольно грубой форме, однако психологи настаивают на важности данного этапа взросления.

В противном случае человек может превратиться в безвольную и инфантильную личность, которая на протяжении всей жизни будет нуждаться в поддержке родителей и других людей.

Переходной период – это этап становления жизненных целей и приоритетов. Конечно, они могут меняться еще не один раз, однако планирование будущего является главным признаком вступления в самостоятельную жизнь.

Задача родителей – обратить внимание подростка на его способности и склонности, а также показать существующие пути реализации его талантов.

Психологи подчеркивают, что в переходном возрасте необходимо поощрять любые стремления ребенка.

Физиологические изменения у мальчиков переходного возраста

Переходный возраст у мальчиков имеет несколько характерных физиологических признаков:

  • увеличение темпов роста мышц и укрепления костей;
  • расширение плечевого пояса;
  • увеличение размера полового члена и яичек;
  • появление волос в лобковой, подмышечной зоне и на лице;
  • изменение голоса (рост ых связок, хрящей и мускулатуры горла);
  • появление поллюций (неконтролируемых эякуляций во время сна).

Для мальчиков очень важным является ритуал первого бритья, даже если на лице появился только едва заметный пушок. Повышенная секреция сальных желез часто является причиной возникновения угревой сыпи. Чтобы избежать появления психологических проблем и комплексов на этой почве, необходимо обратиться к косметологам, которые эффективно решат проблему подростковых высыпаний.

Пик полового созревания приходится на 12-14 лет. В этот период мальчики растут в среднем на 10 см в год. Половая зрелость наступает у парней примерно в 22 года. Рост сексуальной активности и влечение к женскому полу может привести к проблемам с поведением.

Мальчик стремится доказать, что он уже достаточно взрослый для отношений с противоположным полом. Сложность состоит в том, что подросток не может реализовать свои стремления касательно объекта симпатии, что приводит к чрезмерной эмоциональности и агрессивности.

Психологи утверждают, что такое поведение абсолютно характерно для любого подростка. Родителям стоит с пониманием относиться к переменам, которые происходят с их ребенком, и внимательно следить за любыми психическими изменениями его состояния. Обращаться за помощью к психологу следует в случаях:

  • длительных периодов апатии, подавленности и замкнутости;
  • вялости, усталости и отсутствии аппетита;
  • агрессивного поведения, направленного против одноклассников, родителей, учителей и других взрослых;
  • денежного вымогательства.

Совместные сеансы терапии под наблюдением психологов позволяют родителям и подросткам легче пережить кризис переходного возраста и восстановить взаимопонимание в семье.

Физиологические изменения у девочек в переходном возрасте

Признаки переходного возраста у девочек связанны с увеличением уровня половых гормонов в организме. Таким способом женские репродуктивные органы готовятся к будущему материнству и активизируют функцию продолжения рода. Начало переходного возраста у девочек – 10-11 лет.

Длительность этого периода индивидуальна, однако в среднем активная фаза полового созревания продолжается 5-7 лет. Интенсивная выработка гормонов у девочек отражается практически на всех органах, однако больше всего на нервной, эндокринной и вегетососудистой системах.

В переходном возрасте у девочек начинаются менструации, фигура становится угловатой, а движения неловкими.

Девочки-подростки страдают от всевозможных комплексов, которые порождаются их придирчивым отношением к своей внешности.

Для них очень важно быть красивыми, чтобы привлекать внимание противоположного пола, поэтому любой дефект кожи или фигуры может привести к истерикам, нервозам и депрессии.

Психологи подчеркивают, что родителям следует особенно тщательно следить за рационом ребенка в переходном возрасте, так как девочкам свойственно садиться на диеты или и вовсе отказываться от еды в стремлении избавиться от лишних килограммов.

Как пережить переходной период?

При появлении признаков переходного возраста (психологических и физиологических изменений) родители должны обсуждать их с ребенком как можно более деликатно.

Возрастные изменения нельзя высмеивать, а все острые темы сглаживать или и вовсе не поднимать, так как это может привести к депрессивному состоянию у подростка. Нельзя допускать, чтобы ребенок стал замкнутым и отчужденным.

Важно, чтобы подросток чувствовал поддержку родителей и знал: при необходимости он может получить помощь в решении любой проблемы.

Настоящее искусство – сохранить контакт с дочерью или сыном-подростком на протяжении всего периода кризиса переходного возраста. Для этого психологи предлагают три модели решения проблем:

  • Совместные действия. В половом воспитании подростка должны участвовать оба родителя. Сегодня существует масса источников, где можно найти нужную информацию, которая касается полового созревания. С ее помощью можно легко объяснить подростку причины и природу изменений в его организме. В воспитании мальчика ключевую роль играет именно отец. Сохранить взаимопонимание с сыном помогут уроки пользования бритвой и общения с девушками, а также разговоры на тему особенностей строения мужского организма. Процесс возникновения признаков переходного возраста у девочек (начало менструаций и критическое отношение к своей внешности) должен проходить под чутким наблюдением мамы. Важно научить девочку правильно ухаживать за своим телом, кожей, волосами и т.д., чтобы в будущем избежать комплексов, связанных с внешним видом.
  • Здоровый образ жизни. Растущий организм позитивно реагирует на любые подвижные занятия, поэтому подростку необходимы спортивные нагрузки. Специалисты рекомендуют тщательно следить за рационом ребенка, чтобы обеспечить организм набором витаминов и полезных микроэлементов. Родителям необходимо оградить подростка от пассивного образа жизни, алкоголя, курения и других вредных привычек.
  • Обмен опытом. Подростковый максимализм и нетерпимое отношение к проступкам окружающих присутствует в характере ребенка только потому, что он не осознает всех сложностей взрослой жизни.

Если подросток стремится поскорее стать самостоятельным, необходимо предоставить ему такую возможность: поручить ответственное дело, позволить спланировать семейный бюджет на неделю и т.д. В случае неудачи нельзя осуждать ребенка, а наоборот, стоит поддержать его дельным советом, который гарантированно пригодится ему в будущем.

Источник: http://vozrastinfo.ru/youthful/perehodnoi_vozrast.htm

Кризис переходного возраста

Переходный период: психология. Подростковый и юношеский возраст

В нашем мире нет ничего постоянного, все меняется. В простых системах это происходит быстро, молниеносно, в сложных — медленно, незаметно для нашего взгляда. Наши дети, являясь самым сложнейшим смешением простых и сложных систем, растут неравномерно: иногда замедляясь на длительное время, иногда меняясь буквально на глазах.

Что такое возрастной  кризис

Рано или поздно, под влиянием изменившихся условий, любая система перестает выполнять свои функции и нуждается в обновлении. Такая ситуация называется —  кризис и являет собой завершение действия прежней системы или этапа развития и одновременно началом действия новой системы, нового этапа.Такой переход не всегда происходит без сбоя, некоторой задержки, что и характерно для  кризиса.

Развитие ребенка также происходит этапами согласно возраста и подвержено возрастным кризисам в переходные моменты. Но возрастной кризис — это не болезнь и не отклонение от нормы. Скорее наоборот, это показатель правильного протекания процесса взросления и одновременно индикатор сложного периода.

Какие возрастные кризисы бывают у детей

Каждый ребенок индивидуален и уникален. Этапы роста и фазы развития предопределены природой и едины для всех, но время этих изменений, в рамках возрастного периода, их интенсивность, влияние на поведение, у каждого свои.

По этой причине родители, воспитывающие детей, могут и не замечать каких либо особенных отклонений поведения детей в  острой фазе подросткового возраста, считая периодические конфликтные ситуации естественным стечением обстоятельств.

Характерными признаками кризиса являются строптивость, упрямство, негативизм, своеволие.

Но многие родители сталкиваются с довольно резким всплеском раздражительности, агрессивного поведения подростка, противодействия. В некоторых случаях такие изменения возрастной психологии приводят к серьезным осложнениям в отношениях между родителями и детьми.

Педагоги и психоаналитики отмечают несколько возрастных кризисов у детей и подростков:

Причем в последнем случае, в так называемом подростковом кризисе или кризисе переходного возраста, выделяют две фазы: фантомная взрослость кризиса 11 — 14 лет у ребенка и формирование собственного “Я” кризиса 15-17 лет.

Причины и признаки подросткового кризиса

Подростковый возраст — это период между детством и юностью, началом взрослой жизни.

В этот период в организме маленького человека формируются и перестраиваются на новых рельсы сразу несколько систем:

  • само тело подвержено бурному росту и в конечном итоге приобретает формы взрослого человека
  • перестраивается интеллект ребенка из детской наглядно-непосредственной логики в понимание путем умозаключений из предпосылок, свойственной взрослым людям
  • переформатируется нравственная-психологическая и социальная модель поведения из ребенка как неотъемлемая часть семьи в самостоятельного индивидуума, функционирующего в социуме вне семьи.
  • созревает и начинает функционировать половая система, корректирующая поведение и нравственные приоритеты.

Развитие этих подсистем происходит неравномерно, индивидуально для каждого ребенка, их формирование ввиду сложности требует значительного периода времени, что и приводит к длительному кризису в юношеском возрасте или пубертатному кризису. Это является сутью кризиса подросткового возраста.

Развитие каждой из перечисленных систем по своему проявляются и влияют на подростка:

  • Быстрый рост тела на некоторое время делает движения подростка несколько неуклюжими, пока вестибулярный аппарат привыкнет к новым пропорциям. Изменяется голос, появляется растительность на теле и другие, характерные для кризиса, проявления. Все это вносит внутреннее беспокойство в привычную жизнь ребенка, появляется повышенная утомляемость.  Для скорейшей адаптации к быстрому физическому развитию детей лучше всего подходят занятие спортом, спортивными играми. Важно следить за режимом дня, чтобы подростки выделяли для сна положенное количество времени. Следите за полноценностью питания — растущему организму требуются витамины и калории.
  • Процесс преобразования интеллектуальной системы у некоторых подростков приводит к торможению умственной деятельности и, как следствие, снижению успеваемости в школе. Это временные провалы, их продолжительность может доходить до 2 лет. Но если и по истечении столь длительного срока ваш ребенок не вернулся на обычный уровень успеваемости, то скорее он попал под воздействие другого симптома кризиса.
  • Наиболее болезненным и ярко выраженным воздействием подросткового кризиса на ребенка является перестройка психологического восприятия и социальной модели поведения. На практике это означает, что для подростка родители перестают быть безусловным авторитетом. Их приоритетом становится сверстники, тот социум, в котором они вступают в самостоятельную жизнь и формируются как личность. Этот длительный процесс растягивается вплоть до восемнадцатилетия подростка и приводит к разрушению прежних взаимоотношений с родителями. Он усугубляется крайним негативизмом подростка, не желающим более подчинятся воле родителей с одной стороны и неготовностью родителей относится к подростку как к взрослому человеку и по прежнему видящим в нем лишь своего ребенка.
  • Пубертатный кризис — активная фаза созревания половой системы — характеризуется сменой гормонального фона, появления интереса к противоположному полу, формированием своего внешнего образа, проявлениями сексуальности и первая влюбленность.

Как пережить подростковый кризис

Кардинальным отличием кризиса переходного возраста у подростков от всех дошкольных и ранних кризисов является то, что в прежних ситуациях ребенок искал и в конечном итоге, находил утешение и поддержку у родителей, то теперь родители сами становятся причиной и источником кризисных явлений.

Этот период психологи образно называют “вторым перерезанием пуповины”, то есть отторжением от родителей и становлением самостоятельной личности.

Здесь важно понимать, что если прежде родителям рекомендовалось быть все время рядом с ребенком, перетерпеть, переждать нахлынувшую на него волну эмоций, после чего малыш вновь вернется в теплое и комфортное лоно семейного уюта, то теперь ситуация изменилась. Запущен механизм отторжения прежних семейных уз и птенцы должны вылететь из гнезда.

И здесь нельзя винить ни родителей, в том что они недостаточно добры или наоборот недостаточно строги; ни детей, что они неблагодарны и не послушны — просто так устроена природа этого явления.

Рекомендации родителям: взаимоотношения с подростками кризисного возраста

Выделяются несколько сценариев родительского поведения во время проявлений проблемы подросткового кризиса:

  1. Будет неправильным пытаться жесткими методами удержать подростка в колее безоговорочного послушания — молодой растущий организм рано или поздно возьмет верх, а вот доверительные отношения могут быть разрушены. Кроме того, вырвавшись из под чрезмерной опеки подросток что называется “срывается с катушек” и просто обречен на негативные последствия.
  2. Не правильными будут и попытки задобрить тинейджера, “подсластить” ситуацию с целью сохранить влияние и контроль. Влияние гормонов на психику подростка таково, что ему на физическом уровне претит все, что с такой теплотой и заботой окружало его в детстве.
  3. Также неправильным будет и путь напускного безразличия — “делай что хочешь, жизнь тебя сама поставит на место”. Несмотря на яростное противодействие, подростки нуждаются в родительской поддержке, одобрении, особенно в начале  кризиса в юношеском возрасте и во время “откатов”. Кроме того, доверительные отношения, в какой-то степени контроль и влияние сохранить необходимо, чтобы уберечь юношу или девушку от крайне негативного сценария первых самостоятельных шагов.
  4. Самым верным путем является “золотая середина” — подростков нужно отпускать постепенно, планомерно, причем выбор этапов самостоятельности остается за самими подростками. Таким образом они почувствуют так необходимую им свободу выбора а вы сохраните хоть и наблюдательный, но все-же контроль, хоть и совещательное, но все-же влияние.

Для этого приведем несколько рекомендаций по преодолению подросткового кризиса.

На ранних стадиях возрастных изменений, внешних предпосылок подросткового кризиса, подростки крайне болезненно воспринимают шутки и иронию по поводу изменений во внешности.

Если же совсем не замечать этих изменений, то у мальчика или девочки создаются предпосылки для всякого рода домыслов и комплексов.

Родителям следует отмечать возрастные изменения во внешности ребенка, по возможности и степени важности  обсуждать их, но делать это как нечто обыденное, само собой разумеющееся, и совершенно нормальное, правильное.

В течении развития кризиса, несмотря на противодействие и негативную фазу, важно набраться терпения и воздерживаться от конфликтов. Первоочередная цель подростка — становление в своем социуме, в среде своих сверстников и все требования родителей и даже учебный процесс, рассматривается ими как дополнительное препятствие на пути к своей цели.

Отношения между родителями и детьми в течении кризиса трансформируются в отношения между взрослыми людьми и если родители сами будут инициаторами этого процесса, помогая тем самым становлению личности своего ребенка, то они останутся близкими и теплыми, как и прежде.

В разные времена в различных общественных формациях складывалось свое представление о степени дозволенности в ранних взаимоотношениях противоположного пола и подростки, как правило, придерживаются общепринятых норм.

Физиологическая зрелость , как и в прежние времена, наступает в промежутке от четырнадцати до восемнадцати лет, зрелость же социальная и нравственная в современном обществе приходит позже, здесь все зависит от ряда социальных условий и вызовов, которые возникают перед подростком в реальной жизни.

Источник: https://nello.ru/vospitanie/vozrast/krizis-perehodnogo-vozrasta/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.