+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Партнерство – это что такое? Социальное и некоммерческое партнерство

Содержание

Социальная политика. Социальное партнерство как форма реализации социальной политики

Партнерство - это что такое? Социальное и некоммерческое партнерство

Становление системы социального партнерства как одной из формы реализации социальной политики достаточно длительный и сложный процесс.

Как механизм регулирования взаимоотношений социальное партнерство получило развитие в середине XX века в ряде европейских стран.

Многие европейские государства методом проб и ошибок медленными темпами двигались к созданию целостной системы социального партнерства, как формы цивилизованных общественных отношений, обеспечивающих согласование и защиту интересов различных участников партнерства посредством достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития в рамках правового поля. На сегодняшний день наиболее развитая система социального партнерства характерна для таких стран как Германия, Австрия, Швеция.

В научных изданиях термин «социальное партнерство» определяется неоднозначно и прежде всего по причине того, что политика социального партнерства не ограничивается только лишь сферой экономических или социально-трудовых отношений.

В ее разработке и реализации принимают участие общественные объединения, органы государственного управления и местного самоуправления, коммерческие организации.

Объекты социального партнерства это реальное социально-экономическое положение различных социальных групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной власти, местного самоуправления на основе договоров, соглашений.

В основе социального партнерства лежит заинтересованность каждой из трех взаимодействующих сторон в поиске путей решения актуальных социальных проблем; объединение усилий и возможностей каждой из сторон в преодолении этих важных проблем, решение которых по одиночке неэффективно; конструктивное сотрудничество между сторонами в разрешении спорных вопросов; стремление к поиску реалистичных решений социальных задач; децентрализация решений, отсутствие государственного патернализма; взаимоприемлемый контроль и учет интересов; правовая обоснованность кооперации, предоставляющая выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.

Почему государству отводится главная роль в системе социального партнерства?

В мировой практике государству отводится одна из главных роль в системе социального партнерства, в силу того что социальная функция является одной из основных функций государства.

Государство, беря на себя начальную стадию разработки социальной политики, нормативно-правой базы, формирует и закрепляет основные принципы социального партнерства, определяет характер и общую направленность правового регулирования отношений между субъектами, складывающихся при осуществлении социального диалога выступает в качестве медиатора и гаранта при разрешении различных конфликтов между социальными партнерами. Также нельзя не отметить, что в целях социальной защиты, как механизма реализации социальной политики государством выделяются средства, разрабатываются и реализуются социально значимые целевые программы, однако любых усилий только одного государства будет недостаточно (при решении по достижению социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей в удовлетворении потребностей граждан) при решении социальных проблем существующих в обществе, в силу ограниченности финансовых средств, необходимо осуществлять целенаправленное, конструктивное взаимодействие с тремя силами на общественной арене: государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями.

Какие субъекты помимо государства играют важную роль в системе социального партнерства?

Как отмечалось выше, помимо государства в рамках социального партнерства активное участие принимают коммерческие и некоммерческие организации, следовательно, логично предположить, что взаимодействие между участниками возникает тогда, когда представители трех секторов (или любой пары из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждой отдельной взятой группе и обществу в целом. Также партнеры в ходе взаимодействия в равной степени разделяют социальные риски и достижения, ведут различные формы диалога, основанные на взаимном доверии, ответственности и ориентированные на согласование интересов акторов. В результате данного взаимодействия социальное партнерство создает основу для формирования и использования социального капитала. Основываясь на определении можно сделать вывод, что социальный капитал характеризуется комплексом ценностей, разделяемых всеми социальными группами, которые создают между ними критическую массу доверия и возможность взаимодействия. Важным фактором формирования социального капитала является активность третьего сектора – общественных организаций. Одним из первых, кто обратил внимание на роль общественных организаций в США в начале 80-х годов, был М. Портер. Общественные организации действительно играют важную роль в развитии бизнеса при условии выбора правильной стратегии.

Почему социальную проблему можно рассматривать как объект социального партнерства?

Как было отмечено выше, социальная проблема является объектом, вокруг которой формируется социальное партнерство, но ее выявления и осознания всеми субъектами не достаточно для возникновения социального партнерства – необходимо не только разделение интересов каждого из возможных партнеров, четкое определение значимости социальной проблемы для каждой стороны, оценка собственных возможностей по решению проблемы, формулирование целей и задач дальнейшей совместной деятельности, а также выработка четких правил действий в процессе сотрудничества и в результате возможные прогнозы ожидаемых эффектов.

Таким образом, партнерство это не только конструктивное сотрудничество между тремя секторами на общественной арене, оно также включает развитие проектной культуры, как сферы для разделения задач и ответственности между партнерами, и именно партнерство способствует расширению поиска новых, альтернативных вариантов решения социальных проблем в который партнеры вовлекают друг друга. Как результат, данное взаимодействие совместными усилиями пытается решить такие социальные проблемы как оказание помощи целевым группам социальной работы, снижение или устранение загрязнения окружающей среды; сохранение культурного и исторического наследия и т.п.

Какие проблемы сопровождает развитие социального партнерства в России?

Тема социального партнерства для нашей страны относительно новая, так как патернализм и социальная пассивность всегда были присущи российскому социуму.

Процесс формирования системы социального партнерства в России осложнялся потому, как отсутствовал опыт использования этой категории в социалистическом обществе и, соответственно, законодательстве, быстрые темпы ломки социалистической парадигмы, ускоренные темпы либерализации социально-экономических отношений привели к ослаблению роли государства в социально-экономической сфере и, как результат, к снижению социальной защищенности российских граждан. Также нельзя не учитывать того факта, что пока основная доля финансирования, а это около 100% в рамках решения социальных проблем приходится на государство, в отличие от других стран. При этом сущность партнерства заключается в том, что каждый из секторов в системе социального партнерства имеет свои сильные стороны, как результат усиление эффекта.

В странах Запада он достигается за счет четко отлаженного механизма регулирования партнерства, согласованности действий между субъектами влияния. В России же все складывается несколько по-другому. На данный момент существуют проблемы развития социального партнерства в России:

  • пассивность российского социума;
  • паттернализм;
  • несовершенство нормативно-правовой базы;
  • недостаточное финансирование социальной сферы;
  • недостаточное количество профессионалов.

Одной из наиболее сложных задач при решении социальных проблем является поиск источника финансирования.

В большинстве случаев социальные проблемы решаются посредством бюджетных дотаций, объем которых практически не зависит от реальных качественных результатов работы, поскольку для государственных организаций бюджетная строка всегда строго ограничена.

Более того, в России до сих пор не создана система поощрения благотворительной деятельности для коммерческого и некоммерческого сектора, которая в западных странах является серьезным источником финансирования, и государство, желая разделить с коммерческим сектором тяжесть социальной ответственности, стремится навязать концепцию альтруизма.

Однако такое нарушение механизма социальной идентификации приводит к тому, что социальные инвестиции осуществляются бизнесом только под прямым давлением со стороны государства или в ожидании государственных преференций. Средства грантов зарубежных благотворительных организаций и фондов недостаточны для широкого развития социального партнерства.

Также нельзя не отметить, что деятельность большинства благотворительных организаций действующих на территории РФ воспринимается обществом неоднозначно, с одной стороны про их деятельность практически ничего неизвестно, во вторых им приходится функционировать в условиях агрессивной среды, так как их деятельность осуществляется в условиях всеобщего недоверия.

Следующая немаловажная проблема – недостаточное количество профессионалов, способных обеспечить эффективность процесса социального партнерства. Инициатива реализации тех или иных проектов чаще всего исходит от третьего сектора, и отсутствие опыта административной деятельности, планирования, привлечения средств является препятствием усиления социального эффекта партнерства.

Третьему сектору принадлежит особая роль в социальном партнерстве, и на него возлагается особая ответственность в силу того, что в большинстве случаев именно общественность выступает тем механизмом, который инициирует и координирует взаимодействие с властью и коммерческим сектором.

Новаторские методики и технологии работы, инициируемые общественными организациями или взятые из опыта других стран, не всегда могут быть внедрены в существующий формат социальной системы нашего государства. Государство остается консервативным в своих взглядах и чаще выступает в роли сдерживающего фактора в новаторских проектах.

Положение усугубляется еще и тем, что чиновники различных органов государственного управления проявляют неприязнь к переменам, особенно в работе с третьим сектором. Представители последнего часто воспринимаются как «просители» или «подчиненные», или даже как «соперники», но не как партнеры.

Партнерство возникает в каждой конкретной ситуации тогда, когда некоммерческому сектору удается обосновать его привлекательность, но существуют принципиальные сложности во взаимодействии общественности и государства.

Невольно возникает вопрос, в чем тогда заключается привлекательность партнерства с некоммерческими организациями для государства? Государственные органы заинтересованы в перераспределении собственных функций по выполнению социальных обязательств перед населением, соглашаясь на сотрудничество, и в большинстве случаев рассматривают некоммерческие организации как дополнительный инструмент государственного регулирования, с помощью которого требуемые услуги можно оказывать без затрат на громоздкий бюрократический аппарат. Но общественность предлагает не только услуги, но и новые подходы, во многом отличные от государственных, например работа православных патронажных служб в государственных лечебных учреждениях, обслуживание и уход за престарелыми и инвалидами в домах-интернатах, хосписах, благотворительные столовые, приюты для бездомных и т.д.

Все стороны участвующие в данном процессе должны осознавать, что социальное партнерство предполагает профессионализм, высокую ответственность за качество и полноту выполнения взятых на себя обязательств. Только при таком отношении к кооперации трех сил можно преодолеть существующие проблемы и сделать процесс социального партнерства эффективным.

В данной ситуации третий сектор должен становиться той творческой, созидательной силой, способной аккумулировать новые идеи, отвечающие требованиям быстро меняющихся социальных условий.

На Общероссийском гражданском форуме «Повестка дня для России» проходившем в 2013 г. президентом РФ были определены основные направления развития партнерских отношений с целью создания сильного государства и благополучного гражданского общества.

Некоторые практические шаги по формированию соответствующих институтов уже сделаны, а также создана нормативно-правовая база для взаимодействия государственного сектора, коммерческого и некоммерческого секторов, регулирующая не только статус и условия деятельности организаций, но и их взаимодействие. В нормативноправовых документах закреплена идея создания комплексной системы поддержки активности юридически зарегистрированных гражданских инициатив по решению социально-значимых проблем, с которыми сталкивается российское общество.

Выводы

На данный момент некоммерческие и общественные организации получили возможность более комплексно, целенаправленно и эффективно развивать гражданское общество, повышать активность граждан РФ. За прошедшее десятилетие произошли существенные изменения, связанные с оформлением трех самостоятельных секторов.

Заложена правовая база, регулирующая не только статус и условия их деятельности, но и принципы взаимодействия между ними.

В последнее время все чаще обсуждаются вопросы социальной ответственности бизнеса, как добровольный вклад бизнеса в развитие общества и ответственность за последствия ведения бизнеса перед обществом.

В целом, несмотря на все предпринимаемые усилия государства в области развития социального партнерства уровень его развития не соответствует мировой практике, основная проблема, требующая незамедлительного решения, на наш взгляд, корректировка нормативно-правовой базы и более лояльные условия для создания и развития общественных и благотворительных организаций.

Список источников

  • Белоусова Е.В., Лебедева Н.С. Применение форм и технологий механизма социального партнёрства в деятельности социального работника на региональном уровне // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. – № 4. – С. 106-109.
  • Котлярова И.О., Сериков Г.Н. Роль социального партнёрства в социальной политике, направленной на самореализацию человека // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2010. – № 3. – С. 22-26.
  • Шадрин В.В. Нравственные начала законодательства о социальном партнёрстве // Материалы Международной научной конференции «Взаимодействие права и морали». – Москва, 2014. – С. 233-236.
  • Яковлева А.Е., Галимова А.Ш. Роль социального партнёрства в российской модели социально-трудовых отношений // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 5 (33). – С. 34.

Источник: http://topknowledge.ru/econpolitica/4363-sotsialnoe-partnerstvo-kak-forma-realizatsii-sotsialnoj-politiki.html

Партнерство – это что такое? Социальное и некоммерческое партнерство

Партнерство - это что такое? Социальное и некоммерческое партнерство

Слово «партнер» пришло к нам из XIX века, когда значение его представляло отношения участников совместного выступления, игры или танца. В XX веке партнерство — это уже экономическая деятельность (совместный бизнес, торговые или деловые партнеры).

Произошло слово от французского partnaire, есть и в английском однокоренные слова — parcener, portion, partition, то есть сонаследник, порция, доля, разделение. Иначе говоря, партнер — тот, с кем сонаследуют и разделяют что-либо.

Партнерство — это форма сотрудничества, существует и понимается на двух уровнях. На первом — это организованный бизнес, зарегистрированный на несколько юридических или физических лиц. На втором — сотрудничество чаще всего юридических лиц, которое не закрепляется учредительными документами, поддерживается по факту.

При партнерстве организация развивается по типу единоличного владения. Родилось партнерство с целью преодолеть основные недостатки управления единоличным владением. Название «партнерство», по сути, объясняет свое значение.

При такой форме несколько участников (либо два) договариваются о владении и управлении каким-либо предприятием. При этом объединяются финансы и управленческие навыки. Распределяется не только прибыль, но и возможные риски, убытки.

Бывает так, что все партнеры несут активную управленческую функцию, другой случай — какие-то партнеры «пассивны», то есть вкладывая свои финансы, не участвуют в управлении.

Партнерство 1 уровня

Организация партнерства первого уровня подразумевает общую экономическую деятельность. Базовую роль играет контракт, который регулирует обязанности и права партнеров, их роль в доходе, раздел имущества, распределение прибыли. Каждый партнер должен внести вклад.

Под вкладом понимаются: деловая репутация, деловые связи, профессиональные познания, имущество, умения и способности. Валютную оценку вклада партнеры делают по соглашению. По-другому напарник может именоваться, как товарищ, пайщик. Партнер может быть лимитированным, генеральным, младшим, старшим.

Генеральный партнер несет неограниченную ответственность касаемо всех обязанностей. То есть отсутствует предел убытков, которые лицо может взять на себя. Лимитированный партнер имеет ограниченную ответственность (в границах вклада).

Формы партнерств

Бизнес-партнерство бывает некоммерческое, коммерческое, стратегическое, ограниченное, полное.

В основе коммерческого партнерства лежит членство, главная цель — получение прибыли.

В некоммерческом партнерстве, основанном на членстве, главной целью является содействие членам в достижениях культурных, благотворительных, научных, образовательных и других целей.

В полном партнерстве все члены несут общую и солидарную ответственность.

В ограниченном партнерстве члены несут ограниченную ответственность.

Партнерство 2 уровня

Второго уровня партнерство — это уже стратегическое сотрудничество с экономически весовым напарником на уровне юридических лиц. Если выражаться по-другому: одна компания партнерствует с другой более сильной, большой в финансовых отношениях, которая способна обеспечивать ресурс для исполнения стратегических целей.

Преимущества

Партнерство — это организационная форма, имеющая ряд преимуществ:

  • Как и единоличное владение, партнерство легко организуется. Бюрократические проволочки минимальны, заключается письменное соглашение.
  • В соглашении возможно большое число участников. При этом возможна высокая специализация в управлении.
  • Финансовые ресурсы за счет участников более богаты, чем в единоличном владении. Партнеры, объединив свои капиталы для банкиров представляются более надежными плательщиками.

Недостатки

Развитие партнерства также имеет и некоторые недостатки. Возможно возникновение некоторых проблем, которые не характерны для личного владения.

  • Если в управлении участвует несколько человек, разделение власти вполне может привести к несовместимости во взглядах, несогласованной политике, к бездействию, когда требуется принятие решительных мер. По этим причинам управление может быть затруднено.
  • Финансы имеют ограничения, хотя и превышают возможности личных владений. Ресурсов нескольких партнеров может и не хватать, а это задержит потенциальный рост прибыли.
  • Продолжительность партнерства трудно предугадать. Смерть одного либо его выход чаще всего влекут распад партнерства, срыв деятельности
  • Ответственность на партнерах лежит равнозначная. Так что, если один принял неправильное управленческое решение, ответственность за результат ложится на всех. Преуспевающий партнер должен полагаться на благоразумие менее предприимчивых участников.

Социальное партнерство

Под социальным партнерством понимается такая система отношений, где сотрудничают наемные работники и работодатели, а посредническую роль в урегулировании отношений несет государство (согласует экономические интересы, урегулирует социально-трудовые конфликты).

Социальное партнерство (общественное) — именуется «трипартизмом» потому что в отношениях участвует три стороны: представляющие интерес работников организации, объединение работодателей, с третьей стороны — правительство.

Социальное партнерство можно назвать особенной идеологией, представляющей нравы взаимодействия рыночно-капиталистического и рабочего класса, сформировалась она в ходе реформистского и социал-демократического движения. В социальном партнерстве нет противоречий между работодателем и наемным рабочим, ни тем более диктатуры пролетариата. Есть публичный контракт, базой является реализация интересов и прав обеих сторон.

Правительство при этих критериях преобразуется в социальное. Его финансовая и социальная активность растет. Идеи общественного и классового мира — главнейшие в идеологии общественного партнерства. Непосредственно само социальное партнерство — смягченный метод эксплуатации наемного труда в условиях рыночно-капиталистических отношений между наемным работником и работодателем.

Определение некоммерческого партнерства

Правильное управление делает эту форму партнерства наиболее удачной при достижении многих целей, например в строительстве. Некоммерческое партнерство закреплено законодательством. Это некоммерческая организация, которая основывается на членстве партнеров.

Учреждается физическими или юридическими лицами с целью достижения ими целей и осуществления деятельности культурной, благотворительной, научной, образовательной и другой.

Такое партнерство характеризуется как некоммерческая организация, то есть та, которая не ставит главной целью получение дохода и прибыли.

Некоммерческое партнерство создается с целью получить права на ведение предпринимательской деятельности. Сделки членами такого партнерства совершаются от его имени. При этом существует ограничение в ответственности — члены не в ответе за долги партнеров. Само некоммерческое партнерство не отвечает за долги членов партнерства.

Вступая в некоммерческое партнерство, члены вносят какое-либо имущество и уплачивают членские взносы. После такой передачи некоммерческое партнерство становится владельцем имущества.

При выходе из партнерства, имущество обратно передается в собственность членам или же его денежный эквивалент.

Партнеры в праве участвовать в решении самых разных вопросов, которые связаны с деятельностью партнерства.

Государственно-частное партнерство

В последние десятилетия в экономике появилась новая форма партнерства — слияние власти и бизнеса. Это государственно-частное партнерство (ГЧП). Представляет собой организованный союз государственной власти и личного бизнеса.

Целью является реализация наиважнейших общественных проектов в различных сферах деятельности в масштабах целой страны или отдельной территории. Разнообразные формы ГЧП бурно развиваются во многих экономических отраслях во всем мире.

Именно поэтому эту форму партнерства можно трактовать как современную, отвечающую запросам экономики.

Так сложилось, что государственное партнерство имеет традиции делегирования в инфраструктурных отраслях. Правительство несет полную ответственность перед гражданами за обеспечение общественными благами — этим объясняется сохранность ряда отраслей в руках государства.

В то же время именно личному предпринимательству характерны мобильность, склонность к инновациям, эффективное использование ресурсов. Создание ГЧП позволяет использовать оба вида партнерства совместно, не вызывая каких-либо глубоких экономических перемен и государственных потрясений.

Современные формы ГЧП позволяют сохранять государству в своей собственности некоторые серьезные объекты и при этом предавать некоторые функции частным предпринимателям.

Что имеется в виду? Эксплуатация, сооружение, содержание социальной и производственной инфраструктуры, управление ими.

Когда сливаются государственное и частное партнерство, это дает возможность привносить в муниципальную сферу экономики личные услуги и продукты. Что приводит к рациональному и оптимальному управлению и использованию ресурсов.

Модели ГЧП

Все вновь возникающие партнерства в рамках ГЧП можно подразделить на основные модели (типы). В соответствии с поставленными целями партнерства существуют организационные типы, модели кооперации и финансирования. В большинстве случаев формы ГЧП складываются, базируясь на основных преимуществах различных моделей, а также их сочетаний.

Если рассматривать организационную модель, здесь нет глубокого вторжения в дела. Сотрудничество происходит за счет вербовки третьих организаций, уступки некоторых функций, а также конкретных обязанностей. Происходит передача объектов в наружное управление. В текущее время всераспространена организационная модель государственно-частного партнерства — концессия.

К финансовым моделям государственно-частного партнерства причисляются следующие формы: аренда, коммерческий наем, различные формы лизинга, интегрированное и предварительное финансирование.

Модель кооперации — это разнообразные формы, а также способы по объединению усилий нескольких партнеров, которые отвечают за общий процесс сотворения потребительских цен, как общественного блага. Подобные кооперации просят организовать сложные, в том числе холдинговые структуры по сооружению объектов, а также их эксплуатации в различных сферах социальной и производственной инфраструктуры.

Формы ГЧП

Между государством и личной компанией заключается договор (административный контракт), где оговариваются способы воплощения нужных обществу дел. Распространены в практике ГЧП Договоры на выполнение работ, поставку продукции, оказание услуг либо оказание технической помощи.

В административных контрактах возможные опасности полностью несет государство. При этом права принадлежности полностью отходят к нему. Личный напарник по Договору имеет право на долю в доходе, он гарантировано имеет устойчивый рынок сбыта и доход, некоторые льготы.

Аренда (контракт аренды или форма лизинга) — это особенные отношения, когда личному партнеру на определенное время передают права на временное использование за плату. Классическая аренда подразумевает возраст арендуемого имущества, иногда есть оговорка — с последующим выкупом. Если заключен лизинг-контракт, то есть возможность выкупить у государства лизинговое имущество.

Концессия — особая форма ГЧП, когда в рамках партнерских отношений государство остается собственником имущества, дает партнеру полномочия на осуществление деятельности на определенный срок по обеспечению функционирования предмета концессии. Право на выработанную продукцию при этом принадлежит концессионеру.

Источник

Источник: http://IDeiforbiz.ru/partnerstvo-eto-chto-takoe-socialnoe-i-nekommercheskoe-partnerstvo.html

Социальное партнерство в сфере труда

Партнерство - это что такое? Социальное и некоммерческое партнерство

Социальное партнерство, определенное действующим законодательством, явилось новым методом современного правового регулирования труда и действенным инструментом грамотного координирования зачастую полярно противоположных интересов персонала и работодателя. Узнаем подробнее, как трактует ТК РФ этот метод, как он проявляется в реальной жизни компании и на каких положениях основывается.

Понятие социального партнерства

Ст. 23 ТК РФ так определяет этот далеко не всегда понятный термин:

Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между сотрудниками, работодателями, органами федеральной власти и структурами местного самоуправления.

Подобная система разработана в целях достижения согласовывания и соблюдения баланса интересов двух сторон (персонала и работодателя) в сфере регулировки трудовых и всех взаимодействующих с ними отношений. Партнерами могут быть и представители обеих сторон.

В частности, интересы персонала зачастую делегируются профсоюзным организациям.

Структуры федеральной и региональной властей могут стать стороной в партнерстве лишь в исключительных случаях. К примеру, только тогда, когда выступают в качестве работодателя.

Формы социального партнерства

Проявляется социальное партнерство в разных формах.

К примеру, все изменения или предложения, выдвигаемые администрацией компании и касающиеся производственно-трудовых вопросов фирмы, обязательно обсуждаются коллективно, с непосредственным участием персонала, принимаются (или дорабатываются) и находят отражение в колдоговорах, отраслевых соглашениях и других внутренних локальных актах, регламентирующих работу предприятия и одновременно гарантирующих работникам выполнение их трудовых прав.

Итак, социальное партнерство осуществляется в форме:

  • Двухстороннего консультирования (персонал – администрация) по координированию сферы труда, обеспечению гарантий прав персонала в рамках ТК РФ;
  • Совместных (коллективных) переговоров по работе над проектами колдоговоров и соглашений, а также заключению подобных актов;
  • Участия персонала или его представителей (профсоюзов) в управлении фирмой;
  • Разрешения возникающих споров с участием обеих сторон – работодателей и персонала.

Основные принципы социального партнерства

Система социального партнерства основывается на принципах, перечисленных в ст. 24 ТК РФ. К ним относят:

  • Неукоснительное соблюдение законодательных норм и НПА, регламентирующих трудовую сферу;
  • Документированная полномочность сторон;
  • Взаимоуважение интересов сторон;
  • Равноправность сторон в инициации проведения переговоров и подписании соглашений;
  • Заинтересованность всех сторон;
  • Свободный выбор в рассмотрении условий, означенных в колдоговорах и соглашениях, т. е. запрет на любое вторжение, лимитирующее права сторон, в частности, персонала;
  • Добровольность в возложении обязательств, т. е. каждая сторона соглашается на предложенные условия на добровольной основе, без давления извне. Кстати, сторона вправе не принимать неприемлемое для себя обязательство, которое предлагает вторая сторона;
  • Реальность (т. е. возможность выполнения) принимаемых обязательств;
  • Контролирование выполнения условий колдоговоров;
  • Обязательность исполнения принятых условий соглашений;
  • Ответственность за их неисполнение.

Уровни социального партнерства

Различают 6 уровней социально-партнерских отношений – от установления баланса интересов в отдельном предприятии до координации трудовой сферы в стране. В них входят уровни:

  • Локальный, устанавливающий обязательства персонала и администрации определенной компании;
  • Территориальный, регулирующий сферу труда в муниципалитетах;
  • Отраслевой, координирующий вопросы труда в отраслях;
  • Региональный, определяемый согласовывание интересов трудовой сферы в регионах РФ;
  • Федеральный, т. е. регулирующий трудовые вопросы по РФ в целом.

Органы социального партнерства

Социально-трудовая сфера – понятие намного более обширное, чем только вопросы труда. В этот комплекс входят еще темы соцобеспечения и быта, ведь любой внутрифирменный коллективный договор включает целый раздел, посвященный социально-бытовым вопросам.

Эффективность социально-партнерских отношений регулируется специальными органами – комиссиями, создающимися по решению сторон на каждом из перечисленных уровней и состоящими из полномочных представителей.

На федеральном уровне в рамках действующих законов постоянно работает Российская 3-сторонняя комиссия по регулированию социальных и трудовых отношений.

В ее составе – представители общероссийских профсоюзных объединений, союзов работодателей, Правительства страны.

Придерживаясь тех же принципов и опираясь на законодательную базу, подобные комиссии создаются и действуют на всех уровнях социального партнерства в сфере труда. 

Источник: https://spmag.ru/articles/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.