+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Парламентские выборы: определение, процедура, система

Парламентские выборы 2016 года: новые законы и новые подходы

Парламентские выборы: определение, процедура, система

В законодательстве, обеспечивающем парламентские выборы 2016 года, есть новеллы, касающиеся всех существенных элементов избирательного процесса. Это соответствует сложившейся российской традиции. Каждые федеральные выборы сопровождаются принятием новых законов и применением новых подходов[1] к решению проблем.

Досрочные выборы

Впервые в современном избирательном процессе выборы депутатов Государственной Думы проводятся досрочно. Допустимость такой возможности обосновал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 01.07.2015 г. о толковании ч. 1 ст. 96 и ч. 1, 2 и 4 ст. 99 Конституции РФ.

Соответствующие конституционные положения, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, не исключают возможности однократного изменения федеральным законом даты очередных выборов, ведущего к сокращению реального (фактического) срока полномочий Государственной Думы текущего созыва.

При условии, что:

а) такое сокращение осуществляется в конституционно значимых целях;

б) осуществляется заблаговременно;

в) не влечет за собой отступления от разумной периодичности проведения очередных выборов Государственной Думы и непрерывности ее деятельности;

г) является минимально незначительным.

На основе конституционного толкования в Федеральный закон от 22.02.2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» были внесены изменения в части определения дня ания. Теперь это третье воскресенье месяца (было первое воскресенье), в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.

Ряд законодательных новелл учитывают эти новые подходы к срокам выборов. Так, 18 сентября 2016 года состоятся не только федеральные, но и региональные и местные выборы. Соответственно единый день ания перенесен с декабря на сентябрь. Ранее законодательно совмещение всех трех уровней выборов допускалось. Однако речь шла, напротив, о переносе региональных и местных выборов на декабрь.

По новому кодексу

Впервые разрешение избирательных споров на федеральных выборах проводится в соответствии с новым Кодексом административного судопроизводства РФ. На парламентских выборах в декабре 2011 года споры разрешались в соответствии с ГПК РФ.

То есть в порядке гражданского судопроизводства.

Сравнительный анализ соответствующих глав о производстве по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме в Кодексе административного судопроизводства и утратившем силу в этой части ГПК РФ показывает, что:

а) новый кодекс в значительной степени воспроизводит нормы ГПК РФ;

б) есть некоторые отличия;

в) есть нерешенные проблемы[2].
 

Новые возможности

Выборы вновь проводятся по смешанной избирательной системе, в отличие от пропорциональных выборов Государственной Думы пятого и шестого созывов. При этом одновременно действовали два Федеральных закона о выборах депутатов Государственной Думы. Во-первых, закон 2005 года (устанавливает только пропорциональную систему).

Во-вторых, закон 2014 года (устанавливает смешанную систему нового образца по сравнению с ранее применявшейся до 2007 года смешанной системой). Применение Федерального закона 2014 года связано с выборами 2016 года.

Однако поправки вносились в течение всего срока «ожидания» выборов нового созыва и параллельно с внесением поправок в ФЗ 2005 года.

Существенные изменения связаны со сферой гарантий и ограничений избирательных прав граждан РФ на основе правовых позиций Конституционного Суда РФ. Прежде всего, они связаны с решениями Европейского Суда по правам человека.

Речь, в частности, идет о резонансном Постановлении от 19.04.2016 №12-П “По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу “Анчугов и Гладков против России”.

В связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации” Конституционный Суд РФ посчитал, что исполнение соответствующего постановления Европейского Суда по правам человека является возможным и необходимым. Ст.

32 Конституции РФ не исключает возможность внесения федеральным законодателем изменений в действующее правовое регулирование с целью отказаться от абсолютного, автоматического запрета в сфере избирательных прав граждан, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Конституционный Суд РФ предложил своеобразную модель «правообеспечительной» законодательной стратегии.

Так, не изменяя Конституцию РФ, федеральный законодатель вправе непосредственно предоставить избирательные права гражданам, содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда.

Для этого следует внести соответствующие изменения в законодательство о выборах, не внося существенных изменений в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство.

Либо следует оптимизировать систему уголовных наказаний, в том числе посредством перевода отдельных режимов отбывания лишения свободы в альтернативные виды наказаний. Хотя они и связаны с принудительным ограничением свободы осужденных, но не влекут ограничения их избирательных прав.

Особенности практики

В марте 2016 года в связи с истечением срока полномочий прежнего состава был сформирован новый состав ЦИК России.

Обновление составило 60% от прежнего состава, включая назначение нового Председателя ЦИК России, с которым связывается проведение справедливых и честных выборов.

Такой, по сути, субъективный фактор, как показывает практика, с самых первых шагов обновленного ЦИК России «работает» вполне эффективно и имеет реальные позитивные результаты.

В отношении избирательного законодательства обновленный ЦИК России в качестве тактической цели определил проведение избирательной кампании 18 сентября 2016 года в соответствии с действующим законодательством.

В качестве стратегической – внести предложения об изменениях в законодательство о выборах, учитывая итоги проведенной кампании.

Обновленный ЦИК России с самого начала своей работы сформировал систему контроля на выборах 2016 года, расставив для себя приоритеты:

1) принятие превентивных мер;

2) быстрое реагирование на нарушения в ходе выборов. Этот механизм включает создание межведомственной рабочей группы с участием представителей прокуратуры, МВД, Следственного комитета;

3) анализ итогов избирательной кампании. В целом такой подход корреспондирует современной концепции правовых позиций избирательных комиссий России[3].

Впервые в федеральных парламентских выборах имели право участвовать 77 политических партий, зарегистрированных в Минюсте России. Из них 24 партии выразили намерение участвовать в парламентских выборах, и только 22 партии подали документы.

14 партий были освобождены от сбора подписей для регистрации в качестве избирательного объединения. Они имеют своих представителей в избираемых органах всех уровней.

На парламентских выборах в декабре 2011 года имели право и приняли участие 7 политических партий.

Не оправдало себя на практике законодательное увеличение количества подписей, необходимых для регистрации кандидатов, списков кандидатов (в три раза – для кандидатов в одномандатных избирательных округах и на 50 тысяч – для федерального списка кандидатов). Впервые за всю историю выборов в Государственную Думу ни один список не зарегистрирован на основании подписей избирателей. Зарегистрированы только 14 партийных списков, освобожденных от такого сбора.

С учетом не оправдавшей себя практики увеличения числа подписей экспертами предлагается на выборах всех уровней установить количество собираемых подписей 0,1-0,5% избирателей округа.

Законодательная новелла об обязательности участия кандидатов в депутаты в дебатах на стадии предвыборной агитации на практике оказалась не вполне исполнимой. Причины этого были как объективными (пределы эфирного времени), так и субъективными. Некоторые кандидаты отказывались от дебатов, будучи уверенными, что никаких негативных последствий для них не наступит.

Предвыборная кампания 2016 года актуализировала проблему «двойников» (кандидаты от разных партий с одинаковыми именами и фамилиями).

Эта проблема рассматривается как неизбежное следствие численного увеличения политических партий и существенного смягчения правил допуска кандидатов на выборах, а также возвращения одномандатных округов.

Ее решение, очевидно, потребует внесения изменений в избирательное законодательство.
 

Праймериз

Впервые в предвыборный период 2016 года институт праймериз (предварительное ание) применялся на систематической основе. Предварительное ание в российских реалиях является инновационной формой взаимодействия кандидата с избирателями. С этим связывается повышение уровня политической конкуренции.

Впервые праймериз проводился в тестовом режиме политической партией «Единая Россия» летом 2007 года к выборам в Государственную Думу. С 2009 года норма об обязательном проведении предварительного ания, т. е. о выдвижении кандидатов на выборы путем включения их в региональные партийные списки по итогам предварительного ания, закреплена в Уставе «Единой России».

В российской доктрине[4] процедуру праймериз предлагается рассматривать как стадию избирательного процесса.

Так, по результатам предварительного ания в мае 2016 года «Единая Россия» в порядке законодательной инициативы предлагает внести в законодательство о выборах возможность проведения такой процедуры всеми партиями.

В частности, предлагается внесение поправок и в Федеральный закон «О политических партиях», которые дадут возможность проводить предварительное ание для принятия кадровых решений. Под защитой закона и в рамках открытой и прозрачной процедуры.

Инициативу поддерживает ЦИК России в части определения своего места в процедуре предварительного ания. Жалобы в этот период поступают к нему. Однако как к этому относиться, действующий закон не устанавливает.

С учетом доктринального и нормативного подхода[5] к праймериз в российском варианте, практики предвыборной кампании 2016 года, предварительное ание можно определить как способ отбора кандидатов для региональных партийных списков. А также кандидатов от партий в одномандатных округах.

Таким образом, особенности законодательного обеспечения и практики парламентских выборов 2016 года непосредственно касаются всех существенных элементов избирательного процесса: субъектов (в связи с их правовым статусом); стадий (в контексте законодательного урегулирования предварительного ания); сроков (досрочность, совмещение и смещение сроков выборов).

  [1] Старостина И. А. На пути к федеральным парламентским выборам 2016 года: конституционно-правовые новеллы // Конституционное и муниципальное право. 2016. №8
[2] Право избирать и быть избранным в российских политических реалиях: основные конституционно-правовые проблемы / отв. ред. С. А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2015. С. 193-204[3] См.: Правовые позиции избирательных комиссий России / под ред. С. В. Кабышева. М.: Формула права, 2016[4] Гаглоев Д. В. Процедура праймериз как стадия избирательного процесса в России. Перспективы развития // Правовая инициатива. 2012. №2[5] Мержанова О. Правовые особенности процедуры праймериз «Единой России»: новые тенденции и «подводные камни» // Центр прикладных исследований и программ. 2016
 

Источник: https://legal.report/parlamentskie-vybory-2016-goda-novye-zakony-i-novye-podhody/

Парламентские выборы в России: особенности и процедура

Парламентские выборы: определение, процедура, система

Исходя из главных правил проведения выборов в нижнюю палату Федерального Собрания, утверждённых в феврале 2014 года Федеральным Законом, депутаты в соответствующий орган избираются гражданами Российской Федерации благодаря праву на всеобщее, равное, тайное ание. Парламентские выборы в России не являются обязательными для участия, гражданин может самостоятельно принять решение о необходимости им избрания кандидатов.

Принципы избирательной системы РФ

  1. Парламентские выборы в России подразумевают избрание 450 депутатов.
  2. Половина из вышесказанного числа депутатов избирается по одномандатным избирательным округам, из принципа на 1 округ 1 депутат.
  3. Вторая их часть выбирается по федеральному избирательному округу из принципа количество лиц пропорционально числу избирателей.

  4. Отдать голос кандидату в праве гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцатилетнего возраста на время проведения выборов.
  5. Гражданин России имеет право выбирать кандидата в депутаты по одномандатным избирательным округам, если зарегистрирован в соответствующем округе более 3 месяцев на момент ания.

  6. Гражданин России, имеющий право избирать, может учавствовать в выдвижении кандидатов в соответствующий орган, составлять списки кандидатов, принимать участие в правомерной агитации, наблюдать за ходом выборов и установлением итогов ания.

  7. Право быть избранным в депутаты нижней палаты Федерального Собрания имеет гражданин России, достигший двадцати одного года.

Ограничения, не допускающие выдвижение кандидата в депутаты

  1. Непогашенная судимость за преступление, совершённое в тяжкой или особо тяжкой форме.
  2. Погашенная или снятая судимость за преступление, совершённое в тяжкой форме, если судимость была снята менее 10 лет назад. При особо тяжкой форме срок увеличивается до 15 лет.
  3. За исключением предыдущих пунктов, судимость за экстремистскую деятельность.

  4. Наличие у кандидата вкладов, ценностей и средств в иностранных банках, которые расположены за пределами РФ.

Кандидат может быть выдвинут только в том случае, если сроки, обозначенные во 2 пункте, истекают до дня ания.

Соответственно, если преступления совершены в иной форме, нежели оговорённая выше, право быть избранным возвращается к гражданину сразу же после погашения судимости.

  1. Установление дня ания.
  2. Составление списков избирателей.
  3. Выдвижение кандидатов в соответствующий орган власти и их регистрация.
  4. Предвыборная кампания и агитация.
  5. Собственно процесс ания.
  6. Подсчитывание и опубликование итогов ания.

Парламентские выборы в России — обязательная часть избирательного процесса. Выборы назначает действующий президент государства в течение ста десяти-девяноста дней до начала ания. Днем ания обязательно выступает воскресенье, в этот момент заканчивается срок предыдущего созыва депутатов.

Решение президента о назначении проведения ания должно быть озвучено официальным источником в течение пяти дней.

В том случае если действующий президент в установленные сроки не утвердил проведение выборов, это полномочие переходит ЦИК.

Комиссия назначит проведение выборов на первое воскресенье того месяца, когда истекает срок созыва. Решение ЦИК также подлежит опубликованию, но не позднее 7 дней после понятия решения.

Выборы могут назначаться в следующее воскресенье, если суббота была объявлена официальным праздничным днём или же воскресенье официально объявлено в установленном порядке всеобщим работающим днём.

Составление списков избирателей. Выдвижение кандидатов и их регистрация

Каждой политической партией, участвующей в процессе, должен быть выдвинут федеральный список, состоящий из 2 частей: общефедеральная и региональная (1 часть может отсутствовать).

Федеральный список делится на региональные группы кандидатов. Это создаётся для того, чтобы была возможность ать за самих кандидатов.

При этом если партия получает места в Думе, в первую очередь депутатами становятся кандидаты, за которых отдали большее число .

Федеральный список составляется путём сбора подписей избирателей. Партия подаёт список ЦИК и в течение 10 дней комиссия обязуется озвучить решение о регистрации. Если ЦИК регистрирует список, каждый кандидат, обозначенный в списке, получает статус зарегистрированного кандидата и приобретает право на агитирующую деятельность.

Образование избирательных округов и участков

Для избирательного процесса на территории РФ создаётся 225 одномандатных округов. Образование округа и его граница определяется исходя из числа зарегистрированных избирателей. Одномандатные округа перед каждыми выборами создаются заново вследствие активного перемещения населения страны.

Избирательные участки создаются так, чтобы на них было не более 3000 избирателей. В списки избирателей, составленных участком, попадают люди, зарегистрированные на ведомой территории участка.

Предвыборная агитация

Парламентские выборы 2016 года в России провозгласили новые правила агитации в соответствии с призывом действующего президента.

Теперь запрещено изображение публичных личностей на любых агитационных материалах. Потому как это противоречит мировой практике. Материалы подобного характера нельзя размещать в 50 м от избирательного участка и на сооружениях культуры, исторических памятниках и памятниках архитектуры.

Кандидаты теперь обязаны участвовать в телевизионных дебатах.

Голосование

Парламентские выборы в России подразумевают проведение ания с 8 утра до 8 вечера в назначенный день. Время может быть перенесено максимум на 2 часа в оговорённых случаях. Парламентские выборы в России 2016 не переносились ни на одном участке.

Подведение итогов, опубликование

В 20 часов по местному времени начинается подсчёт после объявления ания оконченным председателем комиссии. Но до начала подсчета члены комиссии должны проверить целостность печатей и пломб, выявить недействительные бюллетени и нарушения. После подсчета всех составляется акт итогов ания в присутствии наблюдателей.

Все протоколы поступают в ЦИК, где подсчитываются результаты парламентских выборов в России, которые необходимо опубликовать в течение 3 недель. Соблюдение этой процедуры является обязательным правилом.

Итоги парламентских выборов в России 2016 показали непревзойденное лидерство партии “Единая Россия”. Кроме того, в Думу, кроме ЕР, попали представители ещё 3 партий (не считая партий, получивших небольшой процент от мандата). Представленными партиями оказались — КПРФ, ЛДПР и “Справедливая Россия”.

Избирательный процесс в России достаточно сложный, состоящий из большого количества этапов, которые постоянно освещаются. Поэтому итоги парламентских выборов в России чаще всего предсказуемы.

Источник: http://fb.ru/article/281605/parlamentskie-vyiboryi-v-rossii-osobennosti-i-protsedura

Избирательная система в РФ

Парламентские выборы: определение, процедура, система

Избирательная система – особый политический институт,характеризующийся совокупностью правил и норм, на основе которых определяетсясоотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается илиизымается их легитимность.

Избирательная система посредством выборов позволяетсформировать определенный тип организации власти, обеспечить участие общества вформировании государственных органов власти.

Успешное проведение выборов ипризнание большинством общества их результатов – важный признак данногообщества решать существующие проблемы мирными политическими средствами.

Важнейшие компоненты избирательной системы – избирательноеправо и избирательный процесс.

Избирательное право представляет собой комплекс правовыхнорм о порядке выборов,  который включает политическое право граждан избирать(активное право) и быть избранным (пассивное право), а также избирательныезаконы и иные акты, регулирующие процесс выборов.

Избирательный процесс каккомплекс действий в организации и осуществлении выборов являетсяпрактически-организационным компонентом избирательной системы, базируется наизбирательном праве и состоит из нескольких последовательно осуществляемыхэтапов (назначение даты выборов, образование избирательных округов и участков,формирование избиркомов, выдвижение и регистрация кандидатов, ание иустановление его результатов).

В практике современных демократических государств существуютобщенациональные парламентские и президентские выборы; выборы в органырегиональной власти и местного самоуправления.

Типы избирательных систем

В современной России в зависимости от формируемого уровнявласти используется мажоритарная, пропорциональная или смешанная избирательныесистемы.

(1) мажоритарная избирательная система основана на принципебольшинства, т.е. победителем считается кандидат, набравший большинство.

Большинство может быть абсолютным (50% + 1голос) иотносительным (больше, чем у соперника).

Мажоритарная система абсолютногобольшинства,  если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство, предполагает второй туров ания, куда проходят два кандидата,набравшие относительное большинство .

Президент России избирается по мажоритарной системеабсолютного большинства. По этой же системе избирались главы субъектов РФ с1991 г. с перерывом с 2005 по 2011 годы. В 2012 г. согласно Федеральному законуот 2 мая 2012 г.

№ 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Обобщих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации“» и Федеральномузакону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации» были возвращены прямые выборы главрегионов РФ. 2 апреля 2013 г.

по инициативе президента В.В. Путина в Закон быливнесены поправки, дающие субъектам федерации право заменить всенародные выборысвоих глав анием в парламенте по нескольким кандидатурам.

(2) пропорциональная избирательная система предполагаетраспределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных навыборах по партийным спискам: каждая партия получает строгоопределенное число мест в парламенте, которое складывается из количествамандатов, полученных ею в каждом избирательном округе.

В России такая система работала при формированииГосударственной Думы и региональных парламентов с 2007 по 2011 годы. 

Выборы в Государственную Думу 2007 г. стали первыми, накоторых была применена пропорциональная система. Кроме того, избирательныйбарьер для партий был повышен с 5 % до 7 %; были убраны нижний порог явки ивозможность ать «против всех»; партиям было запрещено объединяться впартийные блоки.

Выборы в Госдуму 2011 г. стали первыми и последними, накоторых партии набравшие от 5 до 6 % , получали по одному мандату впалате, а набравшие от 6 до 7 % – по два мандата. Однако ни одна из партийне смогла показать подобный результат.

В то же время все четыре партии, которыебыли представлены в нижней палате Парламента V созыва (КПРФ, ЛДПР, «ЕдинаяРоссия»,  Справедливая Россия»), сохранили свое представительство в Госдуме VIсозыва.

При этом ни одна другая партия в федеральный парламент не прошла.

(3) пропорционально-мажоритарная или смешанная избирательнаясистема предполагает соединение двух типов систем при выборах в конкретныйорган власти.

В ходе выборов в Государственную Думу 1993, 1995, 1999, 2003гг. 225 депутатов избирались по пропорциональной системе по единомуфедеральному округу при барьере 5 %, другие 225 депутатов – по одномандатнымокругам (мажоритарная система относительного большинства).

Выборы в Госдуму 2016 г. вновь пройдут по смешаннойсистеме:  одна половина депутатов (225) будет избираться по одномандатнымокругам по мажоритарной системе относительного большинства,  вторая половина –по единому избирательному округу по пропорциональной системе с  5 % барьером.

На территории каждого субъекта РФ будет образовано не менее одногоизбирательного округа, при необходимости (в густонаселенных регионах) округовбудет больше (Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Согласно действующему законодательству, прошедшие впарламент партии смогут без сбора подписей выдвигать своих кандидатов навыборах президента России.

При этом все партии, получившие на выборах не менее3 % , будут иметь ряд государственных льгот и привилегий: прямойдопуск к следующим выборам в Госдуму и выборам в законодательные(представительные) органы государственной власти в субъектах РФ, которыесостоятся не позднее, чем следующие выборы в Госдуму; возмещение всех расходовза прошедшие выборы и повышенное финансовое обеспечение на все время доследующих выборов.

Единый день ания

Особенность избирательной системы в конкретной странекасается также дня ания.

Как правило,  применяются два основных подходапри назначении дня ания – либо выборы назначаются на любой день (обычно,выходной), когда истекают полномочия соответствующего органа или должностноголица (в случае досрочного прекращения полномочий существует отдельнаяпроцедура, установленная конституцией и законами страны),   либо единыйдень ания.

Например, в СССР выборы в Советы народных депутатов (кромеВерховного совета СССР) проходили одновременно – в марте. В постсоветскойРоссии выборы различного уровня не были синхронизированы. В результате в странесложилась ситуация «перманентных выборов» – практически, каждое воскресенье вкаком-либо из регионов проводились выборы регионального или местного уровня.

В 2004 г. в избирательное законодательство были внесеныизменения, в соответствии с которыми введен единый день ания на выборахрегионального и местного уровней – первое или второе воскресенье марта.

Приэтом в некоторых случаях допускалось назначение выборов на первое или второевоскресенье октября либо синхронно с выборами в Государственную Думу, а висключительных случаях – на любой день.При этом выборы Президента России,начиная с 2000 г., проходили в марте. А выборы в Государственную Думу, начинаяс 1993 г. – в декабре.

При этом они не были жестко привязаны к единому днюания. Эти сроки могли  смещаться в случае досрочного прекращенияполномочий Президента России или роспуска Государственной Думы.

C 2013 г. выборы  проводятся во второе воскресенье сентября.14 сентября 2014 г. прошли выборные кампании различного уровня, включая выборыглав 30 субъектов РФ (11 плановых и 19 досрочных) и выборы депутатовзаконодательных органов государственной власти в 14 субъектах РФ.

  13 сентября2015 г.проведены выборы различного уровня, включая выборы глав субъектов РФ (10очередных, включая выборы через парламенты субъектов, и 14 досрочных) и выборыдепутатов законодательных органов государственной власти в субъектах РФ.

Однакотакая практика (ание в воскресенье в начале сентября) показывает, что вэто время года многие избиратели физически не доходят до избирательныхучастков, так как многие еще отдыхают. Поэтому возникла необходимостькорректировки единого дня ания.

В настоящий момент этот вопрос активнообсуждается в законодательных и исполнительных органах власти  РФ.

Источник: http://xn----ptblgjed.xn--p1ai/node/3012

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.