+7(499)-938-48-12 Москва
+7(812)-425-63-82 Санкт-Петербург
8(800)-350-73-64 Горячая линия

Парламентские слушания в Государственной думе

Содержание

Парламентские слушания

Парламентские слушания в Государственной думе

1.

1Регламент Совета Федерации по проведению парламентских слушаний

1.2 Регламент Государственной Думы по проведению парламентских слушаний

Заключение

Форма обсуждения парламентариями актуальных и значимых вопросов по предметам ведения палат парламента с привлечением должностных лиц государства, экспертов и общественности.

В зарубежной парламентской практике парламентские слушания в основном проводятся комитетами палат парламентов. В палатах Федерального Собрания парламентские слушания проводятся в соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ, а также гл. 8-9 (ст. 84-91) и 6-7 (ст. 61-71) регламентов Совета Федерации и Государственной Думы.

Как правило, парламентские слушания, проводимые комитетами палат парламента, соответствуют их специализации. В то время как слушания, проводимые депутатскими объединениями в Государственной Думе имеют более широкую тематику.

Парламентские слушания – одна из форм деятельности парламента, представляющая собой заслушивание мнений членов парламента, государственных и общественных деятелей, а также экспертов по конкретному законопроекту или иному вопросу, входящему в компетенцию парламента на пленарном заседании парламента или его палаты. Различаются открытые (публичные) и закрытые парламентские слушания По результатам парламентских слушаний могут быть приняты заключения (рекомендации) по обсуждавшемуся вопросу (юридический словарь)

Парламентские слушания — организационно-правовая форма обсуждения в парламенте с привлечением представителей общественности особо значимых вопросов — концепции законов, международных договоров, подлежащих ратификации, и других важнейших вопросов внутренней и внешней политики.

Статья 84. Инициатива проведения парламентских слушаний

1.

В соответствии с частью 3 статьи 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания.

2.

Парламентские слушания в Совете Федерации проводятся по инициативе Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитета, комиссии Совета Федерации по вопросам их ведения или группы членов Совета Федерации численностью не менее 15 человек.

3.

Парламентские слушания могут проводиться совместно с комитетами, комиссиями Государственной Думы, парламентами иностранных государств (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 11 декабря 2002 года № 502-СФ).

4.

Совет Федерации может проводить как открытые, так и закрытые парламентские слушания.

Статья 85. Подготовка проведения парламентских слушаний

1.

Председатель Совета Федерации возлагает подготовку проведения парламентских слушаний на соответствующий комитет (комиссию) Совета Федерации.

2.

Если инициатива проведения парламентских слушаний принадлежит Председателю Совета Федерации, Совету палаты, группе членов Совета Федерации численностью не менее 15 человек, то Председатель Совета Федерации определяет комитет (комиссию) палаты, ответственный за подготовку и проведение парламентских слушаний.

3.

Решение о проведении парламентских слушаний и объемах их финансирования принимает Совет палаты (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ).

4.

Распоряжение о проведении парламентских слушаний, включающее информацию о теме, времени и месте проведения парламентских слушаний, комитете (комиссии) Совета Федерации, ответственном за их подготовку и проведение, издает Председатель Совета Федерации или по его поручению первый заместитель Председателя Совета Федерации либо заместитель Председателя Совета Федерации. Оно передается в Пресс-службу Совета Федерации не позднее чем за 12 дней до начала парламентских слушаний (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ).

5. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетом (комиссией) Совета Федерации, ответственным за подготовку их проведения. Председатель Совета Федерации вправе дополнить список лиц, приглашенных на парламентские слушания.

6. Лицам, приглашенным на парламентские слушания, заблаговременно рассылаются официальные уведомления, в соответствии с которыми они имеют право принять участие в парламентских слушаниях.

Статья 86. Открытые и закрытые парламентские слушания

1. На открытых парламентских слушаниях вправе присутствовать представители средств массовой информации и общественности. Информация о теме, времени и месте проведения парламентских слушаний передается средствам массовой информации не позднее чем за 10 дней до начала слушаний.

2.

На закрытых парламентских слушаниях обсуждаются вопросы, связанные с государственной или иной охраняемой законом тайной.

3.

В открытых и закрытых парламентских слушаниях вправе принимать участие Президент Российской Федерации, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства Российской Федерации, статс-секретари – заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации, полномочный представитель Государственной Думы в Совете Федерации, руководители законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

4.

Список лиц, имеющих право присутствовать на закрытых парламентских слушаниях, составляется комитетом (комиссией) Совета Федерации, ответственным за подготовку и проведение парламентских слушаний, и согласовывается с Председателем Совета Федерации, первым заместителем Председателем Совета Федерации или заместителем Председателя Совета Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ).

5. Представители средств массовой информации и общественности на закрытые парламентские слушания не допускаются.

6. Порядок обеспечения проведения закрытых парламентских слушаний утверждается Председателем Совета Федерации.

(Часть 6 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ).

Статья 87. Председательствующий на парламентских слушаниях

1.

Председательствующим на парламентских слушаниях может быть Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации, председатель, первый заместитель председателя, заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации или по поручению комитета, комиссии палаты член комитета (комиссии), ответственного за подготовку и проведение парламентских слушаний (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ).

2.

Председательствующий ведет парламентские слушания и следит за порядком обсуждения вопросов повестки дня парламентских слушаний.

Статья 88. Подготовка материалов парламентских слушаний

1.

Информационные материалы к парламентским слушаниям, проекты рекомендаций и иных документов, которые предполагается принять по результатам парламентских слушаний, включая законопроекты и проекты постановлений Совета Федерации, готовятся комитетом (комиссией) палаты, ответственным за подготовку и проведение парламентских слушаний.

2.

Для подготовки проектов указанных документов распоряжением Председателя Совета Федерации или по его поручению первого заместителя Председателя Совета Федерации либо заместителя Председателя Совета Федерации могут быть образованы рабочие группы с привлечением к их работе работников Аппарата Совета Федерации, а также независимых экспертов (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ).

Статья 89. Порядок проведения парламентских слушаний

1.

Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения слушаний, приглашенных лицах. Затем слово предоставляется представителю комитета (комиссии) палаты, ответственного за подготовку и проведение парламентских слушаний, или приглашенному лицу для доклада по обсуждаемому вопросу (до 30 минут), после чего слово для выступления предоставляется членам Совета Федерации, приглашенным лицам, участвующим в парламентских слушаниях.

2.

Продолжительность парламентских слушаний определяется характером обсуждаемых вопросов. Комитет (комиссия) палаты, ответственный за подготовку и проведение парламентских слушаний, может принять решение о перерыве в парламентских слушаниях и о продолжении их работы в другое время.

3.

Все желающие выступить на парламентских слушаниях берут слово только с разрешения председательствующего.

Источник: http://MirZnanii.com/a/34587/parlamentskie-slushaniya

Парламентские слушания. Проведение Федеральным собранием РФ парламентских слушаний

Парламентские слушания в Государственной думе

Один из видов деятельности Федерального собрания – парламентские слушания. Они представляют собой взвешивание решений и мнений членов парламента и экспертов по вопросам их ведения. Слушания проводятся в соответствии со ст. 101 Конституции РФ, но обо всех их нюансах и сложностях известно не каждому рядовому гражданину.

Структура Федерального собрания

Федеральное собрание состоит из двух палат: Верхней – Совет Федераций и Нижней – Государственная Дума. Обе структуры заседают отдельно, но во время парламентских слушаний приглашённые депутаты заседают в одном зале. Федеральное собрание считается открытой структурой, но имеет право проводить закрытые совещания и собрания в случаях, когда речь идёт о государственной тайне.

Обе палаты обладают законодательными полномочиями. В Государственной Думе выдвигаются законопроекты, кои при одобрении депутатов передаются в Совет Федераций для дальнейшего обнародования и придания законам (уже не законопроектам) юридической силы.

Сущность слушаний

Смысл слушаний во всеобщем обсуждении важных насущных вопросов. Государственная Дума и Совет Федераций проводят слушания по тем вопросам, что определены законодательством как область их ведения:

  • обсуждение концепции законодательства, внешнеполитических договоров;
  • заслушивание ежегодных отчётов правительства о результатах деятельности;
  • назначение или отстранение от должности председателя ЦБ, Счётной палаты, уполномоченного по правам человека;
  • отмена наказания (амнистия);
  • выдвижение обвинения против президента.

Проведение Федеральным собранием РФ парламентских слушаний осуществляется при помощи временного комитета организаторов. Организационная комиссия избирается непосредственно председателем СФ, на это отводится несколько недель.

В соответствии со ст. 84 и 85 слушания проводятся по желанию Государственной Думы или СФ, комитета и комиссий, а также отдельных фракций. Подготовка парламентских слушаний возлагается на соответствующую комиссию Совета Федераций численностью организаторов не менее 15 человек. Комиссия подготавливается председателем Совета Федераций.

Решение об объёме финансирования слушаний принимает Совет палаты. Круг приглашённых лиц также определяется ответственной комиссией, но председатель может дополнить список. Советом могут проводиться как открытые, так и закрытые слушания. Информация о времени и месте проведения слушаний передаётся СМИ не позднее чем за 10 дней до мероприятия.

Слушания проводятся ежегодно, возможно, чаще в порядке надобности.

Обсуждение парламентских слушаний в Думе, совместно с думскими комитетами и комиссиями, а также с парламентами иностранных государств – стандартная практика при выдвижении на повестку внешнеполитических и иных особо важных вопросов. Место проведения слушаний чётко не регламентировано, поэтому проходить они могут на базе как Думы, так и СФ.

Кто участвует

В слушаниях могут принять участие, помимо членов Совета Федераций:

  • президент РФ и представитель правительства.
  • члены Государственной Думы.
  • первые заместители руководителей государственных органов исполнительной власти;
  • председатели Верховного и Арбитражного судов;
  • председатель и заместитель Счётной палаты, аудиторы;
  • уполномоченный по правам человека;
  • генеральный прокурор;
  • председатель Центризберкома;
  • СМИ и общественные деятели.

В случае закрытых слушаний список приглашённых составляется отдельно. В него никогда не входят общественные деятели и СМИ. Если парламентские слушания закрыты, значит, там обсуждается государственная тайна. До проведения слушаний ответственной комиссией по необходимости составляются законопроекты, которые планируется обсудить на самом слушании.

Ход слушаний

Продолжительность слушаний не регламентируется и зависит от характера обсуждаемых вопросов. Начинает председательствующий, информируя парламент о существе обсуждаемого вопроса и представляя приглашённых лиц.

После слово предоставляется главе комиссии по подготовке парламентских слушаний или отдельному лицу для обнародования вопроса более детально (не более 30 минут на доклад). Затем слово берут члены Совета Федераций и приглашённые лица. Комитет принимает решение о перерыве, если слушание затянулось.

Во время парламентских слушаний в Совете Федераций каждый желающий высказаться предварительно просит слова у председательствующего. Так обеспечивается порядок и тишина в аудитории.

Предметом обсуждения парламентских слушаний могут быть следующие аспекты:

  • законопроекты;
  • международные договоры, требующие ратификации;
  • проекты перераспределения федерального бюджета;
  • крайне важные вопросы внутренней и внешней политики.

Таким образом, на слушаниях обсуждается достаточно широкий спектр вопросов законотворческой базы.

Обязательно подлежит обсуждению

Большинство законопроектов не требуют обсуждения в виде слушаний, но если проект или договор относятся к следующему перечню, то он обсуждается всем Федеральным Собранием:

  • перераспределение бюджета любого министерства;
  • заключение или расторжение мирного договора, объявление войны;
  • ратификация международного договора;
  • смещение с поста председателя правительства, президента.

Таким образом, на слушаниях обеспечивается полное обнародование внешней или внутренней глобальной проблемы и объяснение её перед всем Советом. Это позволяет выслушать все возможные предложения от депутатов всех партий и фракций, а не обсуждать закон исключительно в Думе.

Законодательная база слушаний

Проведение Федеральным Собранием РФ парламентских слушаний является одним из образов деятельности этой структуры. Оно проводится по ее инициативе и при помощи подчиняющейся комиссии. На основе ст. 89 о порядке проведения во время слушаний приглашённые лица имеют право оставить вопрос Совета Федераций без ответа, если это сведения государственной или иной охраняемой тайны.

Во время слушаний ответственной комиссией ведётся протокол и стенограмма, а председательствующий следит за порядком и ходом обсуждения насущного вопроса. Все принятые во время слушаний документы утверждаются председательствующим. Материалы открытых слушаний освещаются после слушания. Материалы закрытых собраний предоставляются только приглашённым лицам.

Парламентские слушания в Государственной Думе и Совете Федераций проводят разъяснения вопросов только своего ведения в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ.

Безопасность парламентских слушаний обеспечивается не только компетентными органами, но и парламентским расследованием в случае нарушения правил.

Парламентские расследования – это высшая юридическая форма контроля над исполнительной властью.

Итоги слушаний

По итогам проведения Федеральным Собранием РФ парламентских слушаний ответственной комиссией подготавливаются рекомендации, законопроекты и иные документы. В среднем в год проводится около 100 слушаний, в которых принимает участие от 100 до 200 человек.

Как правило, слушания открытые, и каждый после их проведения может ознакомиться с сутью вопроса. Но проведение закрытых слушаний важно для обсуждения конфиденциальной государственной информации.

Все законы, принятые во время слушания, остаются для дальнейшего обсуждения в Совете Федераций, а после отправляются на подпись к президенту.

В других странах

Если в Российской Федерации парламентские слушания созданы по большей части для обсуждения готового законопроекта или ратификации договора, то, например, в США во время слушаний законопроекты составляются и утверждаются на месте.

В Великобритании нет чёткой регламентации по проведению парламентских слушаний. Однако это не значит, что в парламенте творится хаос. Наоборот, все правила находятся в разных нормативных документах, они “кодифицированы”.

Однако действие постоянных правил может быть приостановлено во время собрания по предложению большинства. Организация и роспуск сессий парламента и общины – исключительная прерогатива главы государства, то есть королевы.

Эти моменты подготавливаются через премьер-министра.

Пусть в разных странах парламентские слушания проходят по-разному. В Великобритании и США законопроекты обсуждают на английском языке, в России – на русском. Таким образом, парламентские слушания – это важное юридическое право Федерального Собрания для регулирования законодательной политики РФ и решения важных внешних и внутренних вопросов.

Источник: http://fb.ru/article/338375/parlamentskie-slushaniya-provedenie-federalnyim-sobraniem-rf-parlamentskih-slushaniy

Госдума расширит формат парламентских слушаний по пенсионной системе

Парламентские слушания в Государственной думе

Подготовку намеченных на 21 августа больших парламентских слушаний по совершенствованию пенсионной системы обсудили в Госдуме во вторник на совещании под руководством Вячеслава Володина. Ожидается, что депутаты специально выйдут на один день из отпусков, чтобы детально проанализировать предложения, поступившие от регионов, общественности и политических партий.

Навстречу реформе

Читайте по теме Инициативу председателя Госдумы Вячеслава Володина провести слушания по предстоящим изменениям пенсионного законодательства поддержали лидеры всех парламентских фракций.

Её смысл, как считают опрошенные «Парламентской газетой» политологи, заключается в развёртывании широкой общественной дискуссии, о необходимости которой ранее высказался Президент России Владимир Путин.

Предложения и замечания участников слушаний позволят перейти к полноформатному обсуждению предстоящих изменений в пенсионной системе.

Именно для того, чтобы учесть как можно большее количество предложений от граждан и экспертов, в ходе совещания 7 августа было принято решение изменить формат парламентских слушаний на парламентские общественные слушания.

По словам Володина, «если первоначальный формат парламентских слушаний предполагал присутствие депутатов Госдумы как основных участников, то, учитывая большой запрос со стороны представителей гражданского и экспертного сообщества, после консультаций с представителями политических фракций было принято решение переформатировать их в парламентские общественные слушания».

«В этой связи более половины участников будут представлены членами общественных организаций, экспертами, деловых сообществ, представителями субъектов Российской Федерации», – пояснил председатель Госдумы.

В ходе парламентских общественных слушаний нам необходимо обсудить различные взгляды, подходы к решению вопросов и предложения, чтобы в итоге выйти на принятие качественного законопроекта.

По словам спикера, «учитывая важность рассматриваемого законопроекта, необходимо всесторонне обсудить его до второго чтения». «Депутаты сейчас активно встречаются со своими избирателями.

Обмен мнениями продолжается и с экспертным сообществом.

В ходе парламентских общественных слушаний нам необходимо обсудить различные взгляды, подходы к решению вопросов и предложения, чтобы в итоге выйти на принятие качественного законопроекта», — заверил Володин.

Решили на слушаниях

Как правило, парламентские слушания проводятся для обсуждения особо значимых вопросов внешней и внутренней политики государства. Предметом слушаний могут быть законопроекты и их концепции, подлежащие ратификации международные договоры, проект бюджета и отчёт о его исполнении, а также иные вопросы общественной значимости, находящиеся в ведении парламента.

В 2017 году Госдума провела более 50 парламентских слушаний по наиболее важным законопроектам. «Развивая эту форму диалога, мы получаем обратную связь с нашими избирателями и можем более эффективно решать проблемные вопросы», — ранее заявлял Вячеслав Володин.

Вячеслав Володин, Председатель Государственной Думы. Пресс-служба Государственной Думы

В числе самых дискуссионных вопросов, которые рассматривала Госдума в весеннюю сессию 2017 года, — программа масштабной реновации в Москве. В слушаниях по реновации приняли участие около 500 человек.

 Обсуждение этой темы с привлечением москвичей позволило донести до большинства заинтересованных граждан особенности программы переселения, существенно доработать законопроект и расширить права собственников жилья и нежилых помещений.

«Если раньше речь шла об изъятии соответствующих помещений, то сейчас речь идёт о равноценном возмещении.

На мой взгляд, закон стал гораздо более уважительным по отношению к собственникам», — подчёркивал первый замруководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.

Вячеслав Володин позднее отметил, что с помощью дискуссии удалось выработать ряд предложений, которые, обретя форму поправок в законопроект, регулирующий порядок реновации, снял нарекания граждан.

Читайте по теме В июле 2017 года в Госдуме прошли парламентские слушания, посвящённые проблеме обманутых дольщиков. В обсуждении, продолжавшемся более шести с половиной часов, приняли участие не только депутаты и эксперты, но и более 200 дольщиков из разных регионов России.

После дискуссии парламентарии выступили с рядом инициатив, которые многие эксперты назвали революционными. Как итог: в стране будет выстроена чёткая и продуманная вертикаль взаимодействия федеральных и региональных органов власти по контролю за долевым строительством.

На местах за застройщиками будут следить либо специально выделенные под эту задачу контрольные органы, либо подразделения Росстройнадзора. Назначать и освобождать от должности их руководителей будут по согласованию с Минстроем.

Эксперты сходятся во мнении, что благодаря депутатским инициативам удастся реализовать поручение Владимира Путина в трёхлетний срок провести переход от долевого строительства к банковскому кредитованию застройщиков и другим формам финансирования.

На прошедших в феврале 2018 года в Госдуме парламентских слушаниях по вопросу цифровой экономики законодатели пообещали обеспечить стопроцентную защиту сохранности персональных данных, разработать национальный стандарт для обработки массивов информации и предупредить «цифровую» безработицу. Помимо депутатов, проанализировать будущее и настоящее цифровой экономики в России пришли крупные деятели бизнес-сообщества и представители законодательных и исполнительных органов власти из более чем 20 регионов страны. Как сказал по итогам обсуждений Вячеслав Володин, на основе информации, полученной на парламентских слушаниях, профильные комитеты Госдумы смогли выработать рекомендации по мерам, обеспечивающим развитие цифровой экономики в России. А глава Комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков анонсировал принятие пакета из более чем 50 законов.

Что будут обсуждать осенью?

На осеннюю сессию 2018 года законодатели запланировали целый ряд парламентских слушаний.

Например, в Совете Федерации обсудят проблему комплексного развития моногородов, о чём в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал член Комитета палаты по конституционному законодательству и государственному строительству Олег Цепкин. Он напомнил, что сегодня в стране 319 таких моногородов, и вопросы их развития остаются актуальными.

14 сентября в Госдуме пройдут парламентские слушания, посвящённые законодательству в сфере многоцелевого использования лесных ресурсов.

В том числе планируется обсудить проблемы развития деревянного домостроения, а также вопросы, связанные с реализацией гражданами собранных в лесу грибов и ягод.

«Мы поговорим не только о будущем российского леса, но и о его использовании», — пояснил первый зампред думского Комитета по контролю и Регламенту Олег Нилов.

В начале осенней сессии депутаты планируют провести большие слушания по проблемам пожарной безопасности в торговых центрах.

В частности, предполагается дискуссия вокруг законопроекта, наделяющего инспекторов Государственного пожарного надзора правом состоять в комиссиях по оценке зданий на этапе их строительства и приёмки.

«Перед вторым чтением, осенью, проведём большие парламентские слушания с представителями бизнеса, арендаторов торговых центров и всех заинтересованных лиц», — пообещал глава Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.

Кроме того, в сентябре в Госдуме пройдут парламентские слушания, связанные с общенациональной программой по борьбе с онкологическими заболеваниями, о чём «Парламентской газете» рассказал член Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. По словам депутата, соответствующая программа должна быть представлена Министерством здравоохранения уже в августе.

Источник: https://www.pnp.ru/economics/gosduma-rasshirit-format-parlamentskikh-slushaniy-po-pensionnoy-sisteme.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.