+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

ОВОС – это что такое?

Разработка проекта оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)

ОВОС – это что такое?

Мы оказываем помощь в разработке проектов ОВОС, что позволяет сократить сроки оформления, а также избежать всех проволочек и ошибок. Гарантией высокого качества наших услуг и нашей надежности является многолетний опыт работы в сфере промышленной и экологической безопасности.

Любой процесс, способный оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, должен сопровождаться разработкой ОВОС с целью предотвращения или снижения воздействия такой деятельности на окружающую среду и связанных с ней последствий.

ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) – это документ, дающий всестороннее представление обо всех видах воздействия хозяйствующего субъекта на окружающую среду.

Основным нормативным документом, которым необходимо руководствоваться при разработке проекта ОВОС является Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 г. № 372.

Согласно Положению, оценка воздействия на окружающую среду – это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Задачи ОВОС

  • Определение параметров компонентов окружающей среды, которые будут подвергаться воздействию со стороны хозяйствующего субъекта.
  • Предварительная оценка факторов и видов воздействия на окружающую среду в процессе реализации намечаемой деятельности.
  • Группировка экологических последствий и вызванных ими социальных, экономических и прочих изменений.
  • Учет в проектных решениях хозяйственной деятельности вероятных последствий ее реализации.​

Принципы ОВОС

  1. Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой деятельности.
  2. Обязательность проведения государственной экологической экспертизы.
  3. Недопущение негативного воздействия на окружающую среду.

  4. Обязательность рассмотрения альтернативных путей достижения целей планируемой деятельности. 
  5. Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС.
  6. Научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы.

  7. Достоверность и полнота информации для экологической экспертизы.

Участники и исполнители ОВОС

Проведение ОВОС предполагает взаимодействие представителей различных общественных позиций, которые подразделяются на участников и исполнителей.

Участники ОВОС: инициаторы намечаемой деятельности и орган власти.

Инициаторы – это юридические или физические лица, намеревающиеся вести хозяйственную деятельность или инвестирующие в подготовку и реализацию этой деятельности.

Орган власти – это орган исполнительной, законодательной или представительной власти.

Разрешение на осуществление намечаемой деятельности выдает именно орган власти, а поэтому на него возлагается ответственность за то, что деятельность инициатора не повлечет негативных последствий для общества.

Функции органа власти: 

  • выдает согласие или отказ на подготовку заказчиком предложений по обоснованию планируемой деятельности;
  • устанавливает границы затрагиваемого региона, в пределах которого проводятся исследования в связи с воздействием на окружающую среду будущего объекта;
  • определяет место и время проведения общественных слушаний, методы информирования общественности о намечаемой деятельности;
  • сообщает населению о принятом решении;
  • выдает лицензии на комплексное природопользование.

Исполнители ОВОС: заказчик и разработчик решений по объекту.

Инициатор поручает заказчику обеспечить необходимую подготовку к реализации планируемой деятельности.

Функции заказчика:

  • готовит документы для ОВОС и предоставляет их на согласование в органы власти;
  • организует необходимые изыскания и исследования;
  • утверждает проект намечаемой деятельности;
  • организует внутренний контроль мероприятий, направленных на соблюдение экологических требований в ходе реализации хозяйственного проекта;
  • выявляет и учитывает общественное мнение относительно изменений окружающей среды, возникающих вследствие осуществления хозяйственной деятельности.

Разработчик решений по объекту – проектная или научно-исследовательская организация, осуществляющая разработку решений по объекту, а также подготовку документации на реализацию намечаемой деятельности.

Функции разработчика:

  • готовит заявительные и прочие документы в рамках ОВОС, для представления в органы власти;
  • разрабатывает принципиальные решения по объекту;
  • определяет характеристики предполагаемых воздействий на окружающую среду;
  • формирует и проводит анализ альтернативных вариантов достижения намеченных целей инициатора;
  • анализирует исходные данные о месте размещения планируемого объекта;
  • при необходимости вносит изменения в инженерные, технические и другие решения по объекту в целях обеспечения гарантированного соблюдения согласованных экологических условий и предотвращения, выявленных в ходе ОВОС экологических и других последствий;
  • готовит предложения по организации регулярного отслеживания изменений окружающей среды в ходе реализации хозяйственного проекта.

Разработчик решений несет ответственность перед заказчиком за достоверность, полноту и качество полученных результатов проведения ОВОС на основании исходных данных.    

Субподрядчики, которые привлекаются к проведению ОВОС, в свою очередь несут ответственность перед разработчиком (подрядчиком) за достоверность, полноту и качество предоставляемой информации.

Процедура ОВОС

Выделяют несколько этапов разработки ОВОС:

  1. Подготовка проекта Заявления о воздействии на окружающую среду.

Задача, которая решается на данном этапе процедуры ОВОС: определение возможных негативных последствий в результате реализации принятых решений по объекту, а также, описание мероприятий, способствующих улучшению состояния окружающей среды.

Заявление о воздействии на окружающую среду представляет собой комплект заявительных документов, содержащих сведения о состоянии окружающей среды, социально-экологических и прочих особенностях развития территории, на которой предполагается реализовывать намечаемую деятельность.

Данный этап проводится на основании Руководства по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при выборе площадки, разработке технико-экономических обоснований и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) хозяйственных объектов и комплексов. 

Первый этап ОВОС подразделяется на несколько составляющих:

  • Формируется Уведомление о намерениях.

Уведомление содержит следующую информацию: цель планируемой деятельности, наличие работников соответствующей квалификации, площадь земельного участка, период пользования участка, виды отрицательного воздействия на окружающую среду. 

  • Орган власти принимает решение о согласии или отказе на дальнейшую подготовку предложений по объекту.

Решение основывается на отношении общественности к намечаемому виду деятельности, но орган власти также имеет право организовать собственное слушание. При отрицательном решении заказчик должен приостановить действия по обоснованию деятельности.

  • Формируется проект Заявления о воздействии на окружающую среду (ЗВОС).

В случае принятия органом власти решения о согласии на дальнейшую подготовку, заказчик приступает к сбору и анализу информации о том, как изменится состояние окружающей среды после строительства объекта, которая впоследствии включается в состав Заявления.

  • Разрабатывается проект Перечня экологических условий для выработки решений по объекту (иными словами подготовка документа, который включает экологические условия для определения решений по проекту).
  • Составляются Предложения к проектам Программ изысканий и научных исследований для выработки решений по проекту.

Проект Перечня экологических условий для выработки решений по объекту при проектировании (п.1.4.) и Программы изысканий и научных исследований (1.5.) направляются на согласование в Министерство природных ресурсов.

  • Документация согласуется в Министерстве природных ресурсов.

Территориальный орган Министерства природных ресурсов либо согласовывает документы для их последующего использования, либо принимает решение о нецелесообразности продолжения проведения процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

По итогам первого этапа подписывается Акт выбора земельного участка для проведения планируемой деятельности. 

  1. Подготовка Заявления о воздействии на окружающую среду.

Второй этап предполагает выбор оптимального варианта решений по объекту, на основании экологических условий рассматриваемого земельного участка, предназначенного под строительство. 

Этот этап также подразделяется на несколько составляющих:

  • Дорабатываются документы из проекта ЗВОС, содержащие информацию о состоянии окружающей среды на выбранной территории и о видах воздействия в ходе реализации объекта.
  • Формируются документы, содержащие результаты исследований прогнозов изменения состояния окружающей среды, а также возможности возникновения аварий. Данные документы включаются в состав приложения Программ изысканий и научных исследований.
  • Разрабатывается самостоятельный документ – ЗВОС, который в последующем должен быть представлен на общественные слушания.
  • Для завершения выработки и реализации решений по планируемому объекту, формируется проект Перечня экологических условий. 
  1. Проведение общественных слушаний по объекту.​

Общественные слушания – это специальные встречи заинтересованных сторон: заказчика, разработчика решений по объекту, органов государственной власти, местного населения и общественности, целью которых является обсуждение вопросов и разрешение конфликтов, связанных с реализацией проекта.

Общественные слушания проводятся перед проведением государственной экологической экспертизы и согласования Перечня экологических условий для завершения разработки и реализации решений по объекту в территориальном органе Министерства природных ресурсов.

Процедуры, выполняемые на данном этапе: 

  • Заказчиком формируется Уведомление об общественных слушаниях по объекту, с указанием информации о месте и времени проведения слушаний. Данная информация должна быть размещена в средствах массовой информации.
  • Проводятся общественные слушания решений по объекту, и формируется Лист замечаний и предложений к ним, а также к Перечню экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту.
  • Замечания и предложения анализируются инициатором.
  • По результатам анализа вырабатываются решения о направлениях дальнейших работ по объекту (завершение подготовки обосновывающей документации на данном участке; внесение изменений в проектные решения либо отказ от планов реализации намечаемой деятельности на текущей площадке).
  • Уточняется проект Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту.
  • Результаты общественных слушаний оформляются в самостоятельный документ, который затем направляется на государственную экологическую экспертизу. 
  1. Согласование с территориальным органом Министерства природных ресурсов Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту.

Необходимым условием согласования Перечня является наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации.

  1. Оформление результатов проведения оценки взаимодействия на окружающую среду.

​Разработчик осуществляет комплектование проектной документации для утверждения ее заказчиком. 

Результаты ОВОС

Результатом проведения оценки воздействия на окружающую среду являются сведения:

  • о характере и масштабах воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
  • о возможных альтернативах реализации намечаемой деятельности;
  • об оценке экологических, социальных, экономических и прочих последствий воздействия намечаемой деятельности;
  • о возможностях минимизации воздействий намечаемой деятельности.

Источник: https://www.fsetan.ru/ecology/ovos/

Понятие, содержание и порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду

ОВОС – это что такое?

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Общие требования об оценке воздействия на окружающую среду установлены Федеральным законом “Об охране окружающей среды” (ст. 32). Детальное регулирование проведения ОВОС осуществляется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования.

Заказчиком может быть как юридическое лицо, так и гражданин-предприниматель.

ОВОС является инструментом, помогающим заказчику планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экологического законодательства на стадии подготовки проекта.

Функции ОВОС в механизме экологического права:

  1. выявление потенциального экологического вреда планируемой хозяйственной и иной деятельности ЮЛ и ИП;
  2. разработка мер по предупреждению указанного вреда.

Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия (обоснования) хозяйственного, управленческого и иного решения (в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды), то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований (соответствие последствий деятельности требованиям в области охраны окружающей среды).

Таким образом, внедрение в правовой природоохранный механизм оценки воздействия на окружающую среду в качестве элемента в последовательной системе других правовых превентивных мер, позволяет не допустить появление хозяйственных и иных объектов или осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов.

Принципиальным является вопрос об объектах намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащим оценке воздействия на окружающую среду.

Действующее Положение основывается на следующем: оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом “Об экологической экспертизе”.

Это – обширный круг видов намечаемой деятельности, включая проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду и др. В данной разделе они рассматриваются ниже как объекты экологической экспертизы.

Принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду

При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик намечаемой хозяйственной и иной деятельности руководствуется рядом принципов:

  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;
  • обязательности проведения оценки воздействия на окружающую среду при планировании хозяйственной и иной экологически значимой деятельности;
  • обязательности выявления и анализа альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая “нулевой вариант” (отказ от планируемой деятельности);
  • обеспечения участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • научности (включения в материалы по оценке воздействия на окружающую среду лишь научно обоснованных и достоверных данных);
  • комплексности и системности (отражения в материалах ОВОС результатов исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также связанных с ними социальных и экономических факторов);
  • доступности информации (обязанности заказчика предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации);
  • недопущения (предупреждения) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду

Процесс оценки воздействия на окружающую среду включает четыре этапа (см. Положение):

1) Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

В ходе первого этапа заказчик:

  • подготавливает и представляет в органы власти материалы, содержащие общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами;
  • информирует общественность о намечаемой деятельности через средства массовой информации;
  • проводит предварительную оценку воздействия на окружающую среду;
  • проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности.

2) Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

3) Ознакомление общественности с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представление замечаний.

4) Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

оценки воздействия на окружающую среду

Общие требования деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

Определенными в нормативном порядке элементами ОВОС являются:

  • определение общественно значимых характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • выявление и анализ возможных альтернатив достижения целей намечаемой деятельности (в том числе отказа от деятельности);
  • анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
  • выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
  • оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
  • определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
  • оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
  • сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта предлагаемого для реализации;
  • разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Объекты, которым проводится оценка воздействия на окружающую среду, различаются по характеру и по степени возможного отрицательного воздействия на окружающую среду. В этой связи встает вопрос о детализации и полноте проведения ОВОС.

Согласно Положению степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

Степень детализации и полноты проведения ОВОС определяет заказчик намечаемой деятельности. Однако в процессе проведения государственной экологической экспертизы комиссия может потребовать от заказчика детальнее или полнее провести ОВОС.

Так как законодательство об охране окружающей среды образует предмет совместного ведения органов государственной власти РФ и субъектов РФ, Положением делегируется право субъектов РФ упростить процесс проведения ОВОС.

Процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может быть упрощен.

В этом случае территориальные органы Ростехнадзора разрабатывают соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение оценки воздействия на окружающую среду для этих видов деятельности. При этом соответствующие нормативные документы должны быть согласованы с Ростехнадзором России.

При характеристике содержания ОВОС важно иметь в виду те факторы, которые постоянно учитываются в деятельности по оценке. Прежде всего, важно обладать достоверными данными о состоянии окружающей среды по месту осуществления деятельности.

Если, к примеру, в районе предполагаемого строительства экологически опасного предприятия уже превышены нормативы предельно допустимого загрязнения вод или атмосферного воздуха, то будет (во всяком случае, должно быть) весьма проблематичным строительство в нем дополнительного источника загрязнения.

С учетом состояния окружающей среды особенно остро встает вопрос об обосновании размещения объекта, принимая во внимание его специфику.

Как представляется, на решение влияет или должно влиять не только состояние окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, но и такие физические характеристики местности, как сейсмоопасность, лавиноопасность и т.п.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-soderzhanie-i-poryadok-provedeniya-otsenki-vozdeystviya-na-okruzhaiuschuiu-sredu

Овос – это что такое?

ОВОС – это что такое?

Необходимость оценки воздействия новых проектов на окружающую среду связана с широкой распространенностью экологических проблем и их влиянием на качество жизни населения.

Ужесточение норм и правил в сфере экологии способствует уменьшению негативного воздействия на окружающую среду как новых, так и уже существующих хозяйственных объектов. В результате рост ВВП достигается с меньшими экологическими потерями, что в современном мире очень важно.

Проведение ОВОС позволяет оценить потенциальный экологический ущерб от планируемой деятельности и разработать меры для минимизации данного ущерба.

ОВОС – это оценка воздействия на окружающую среду – международный термин, который характеризует комплекс действий, направленных на определение характера, интенсивности влияния на окружающую среду и возможных экологических последствий от предполагаемой хозяйственной деятельности.

В России проведение таких мероприятий регламентируется Федеральным законом «Об экологической экспертизе» и предусмотрено для всех типов планируемой деятельности.

Проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) требует от специалиста широкого спектра знаний как в области экологии, так и в смежных с ней областях (техника, экономика, социология и т. д.). Только всестороннее исследование будет удовлетворять целям.

Материалы ОВОС способствуют правильной оценке ситуации и принятию взвешенных и адекватных решений о способах осуществления предполагаемой деятельности. Они показывают характер и уровень возможных воздействий, величину экологических рисков и экологических последствий и дают основу для разработки мер по минимизации вредных воздействий.

Экологическая экспертиза и ОВОС

ОВОС – одна из форм экологической экспертизы. Хотя некоторые отличия у них все же есть. ОВОС намечаемой деятельности отличается от государственной экологической экспертизы некоторыми нюансами. Экологическая экспертиза действует на стадии принятия и обоснования какого-либо решения, затрагивающего окружающую среду.

Она дает экологическое обоснование принимаемому решению. цель экологической экспертизы – это соответствие основным экологическим требованиям, прописанным в законодательстве. ОВОС же предполагает именно исследование и комплексную оценку воздействия планируемой деятельности на окружающую среду.

Таким образом, экологическая экспертиза более формальна, а потому ее не всегда бывает достаточно.

Кто является участниками ОВОС?

Основными участниками процедуры ОВОС являются заказчик и исполнитель. Иногда к ее проведению подключают еще и общественность.

  • Заказчик представляет собой физическое или юридическое лицо, которое осуществляет подготовку документации по планируемой деятельности, исходя из существующих требований по данному роду деятельности. Предоставляет юридическое право на проведение ОВОС исполнителю.
  • Исполнитель также является физическим или юридическим лицом, основная задача которого – проведение процедуры по оценке воздействия предполагаемой деятельности на окружающую среду. Он несет ответственность за точность результатов, полноту оценки и достоверность получаемой информации. Результаты должны соответствовать принятым стандартам и нормативам.

При выполнении ОВОС исполнитель проводит исследования на предмет влияния предполагаемой деятельности на окружающую среду, рассматривает альтернативные варианты проекта. Результатом этой деятельности является предварительный вариант оценки ОВОС, который после этого рассматривает общественность.

После проведения общественных слушаний и ознакомления с замечаниями граждан исполнитель подготавливает итоговый вариант ОВОС. Полученные материалы затем используются при общей экологической оценке проекта. Общественность также может участвовать в процессе, предоставляя дополнительную информацию и участвуя в слушаниях.

Что определяется при составлении ОВОС?

В процессе выполнения проекта ОВОС определяются следующие компоненты:

  • Параметры состояния экологии в зоне расположения предполагаемого объекта.
  • Виды, интенсивность и источники уже существующего воздействия на экологию в исследуемом районе.
  • Объем, характер и интенсивность предполагаемого воздействия в случае реализации заявленного проекта как при его строительстве, так и при эксплуатации.
  • Цели предполагаемой хозяйственной деятельности и альтернативные варианты проекта.

При составлении проекта намечаемой деятельности заказчик должен руководствоваться следующими принципами:

  • Исходить из того, что любая хозяйственная деятельность может нести потенциальный экологический риск.
  • Обязательность рассмотрения альтернативных вариантов для достижения целей предполагаемой деятельности, в том числе вариант отказа от нее (если другие варианты будут неприемлемыми с точки зрения экологии).
  • Необходимость допустить участие общественности в обсуждении планируемой деятельности и результатов ОВОС.
  • Исходить только из научно обоснованных выводов и данных, которые должны быть включены в ОВОС.
  • Исходить из комплексного подхода с рассмотрением взаимосвязи экологических факторов, а также социальных и экономических последствий.
  • Предоставлять всю необходимую информацию без искажения фактов исполнителю ОВОС.

Какие принципы действуют при построении ОВОС

Финансовое бремя по оплате всех процедур анализа лежит на заказчике. При выполнении процедуры ОВОС обычно руководствуются следующими основополагающими принципами:

  • Использование результатов ОВОС в качестве основы для принимаемых решений на начальных этапах проектирования будущей деятельности, а также доступность информации по проекту для заинтересованных групп лиц.
  • Комплексное рассмотрение взаимосвязанных между собой экономических, технических, социальных и природоохранных предложений по проекту.
  • Рассмотрение возможных альтернатив и вариантов проектных решений.
  • Заказчик (лицо, планирующее хозяйственную деятельность) несет ответственность за возможные последствия от планируемой деятельности (проекта).

Что еще включают в ОВОС?

В процессе работы над ОВОС попутно выполняются и другие компоненты исследовательского процесса:

  • Дают оценку альтернативным вариантам реализации хозяйственного проекта.
  • Оценивают продолжительность и величину возможного воздействия будущей деятельности.
  • Выясняют объем ресурсного потенциала исследуемой территории и существующего состояния окружающей среды.
  • Проводят мониторинг влияния реализованного проекта на состояние окружающей среды.
  • Разрабатывают мероприятия и меры по уменьшению воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей среды.
  • Проводят общественные слушания. Протоколы этих слушаний также включают в тело результатов ОВОС.
  • Подготавливают доклад по результатам ОВОС.

Этапы осуществления

Проведение экспертизы ОВОС регламентировано международными нормами и правилами. В том числе это касается последовательности выполнения операций. Такая последовательность включает в себя 4 пункта:

  • Скрининг. На этой стадии определяется степень необходимости в проведении ОВОС и уровень детализации исследований.
  • Скоппинг. На данной стадии определяются источники информации, а также наиболее важные направления, в соответствии с которыми будет вестись исследование.
  • Анализ вариантов реализации проекта. В ходе него из нескольких вариантов проекта выбирается наиболее подходящий, дающий наименьшую нагрузку на окружающую среду.
  • Оценка воздействия на ОС. На этом этапе определяют влияние проекта на экологическую обстановку, биологию и социальную сферу. В том числе используют прогнозы.
  • При оценке воздействия производится анализ различных показателей: удельной мощности (масса загрязнителей на 1 кв. м), силы воздействия (приток загрязнителей в ед. времени), распределение притока загрязнителей по времени (постоянное, одноразовое, дискретное), продолжительность воздействия, география загрязнения (контуры территории, площадь охвата, глубина).

    Для регулирования величины воздействия негативных факторов проводят мероприятия, требующиеся для уменьшения, устранения или компенсации негативных последствий от реализации проектных решений.

    Определение приоритетов заключается в выборе более значимых компонентов воздействия реализованного проекта на окружающую среду, характеризующихся более сильным воздействием.

    Это могут быть особо опасные загрязнители, большая площадь охвата, большие объемы загрязнителей либо воздействие на охраняемые природные территории.

    В конце процедуры приступают к составлению отчета о проделанной работе.

    После чего следует принятие или отказ от проекта или принятие его альтернативного варианта, а также определение условий, при которых он должен реализовываться.

    После проведения ОВОС предполагается последующий контроль над соблюдением выработанных предписаний, а также над уровнем воздействия проекта на состояние окружающей среды и принятие мер для уменьшения вредных воздействий.

    Нарушения правил ОВОС

    По закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» заказчик и подрядчик экологической экспертизы несут определенную ответственность. Заказчик обязан организовать проведение ОВОС, предоставить результаты в уполномоченные органы.

    Он также должен осуществлять финансирование ОВОС, организовывать общественные слушания и связываться с представителями власти.

    Исполнитель обязан соблюдать установленную процедуру проведения ОВОС, а также несет ответственность за достоверность содержащейся в нем информации.

    При строительстве сооружений должны соблюдаться установленные законодательством требования и нормативы, которые должны присутствовать как на этапе проектирования, так и в процессе строительства и последующей эксплуатации сооружения. При нарушении существующих требований предусмотрена административная и уголовная ответственность.

    При отсутствии выполнения норм и правил проектирования, эксплуатации объектов, предоставлении недостоверных данных предусмотрены штрафы, которые различны для должностных, физических и юридических лиц. При нарушении закона об экологической экспертизе, повлекшем тяжелые экологические последствия, предусмотрена уголовная ответственность.

    При несоблюдении экологических требований на этапе проектирования, строительства и эксплуатации объектов предусмотрены штрафы в размере:

    • 1-2 тысячи рублей для физлиц;
    • 2-5 тысяч рублей для должностных лиц;
    • 20-100 тысяч рублей для юридических лиц.

    Особенности ОВОС на Украине

    На Украине были установлены собственные правила проведения ОВОС. Для этого были внесены соответствующие изменения в законодательство. Там ее трактуют как оценку воздействия предполагаемой деятельности на окружение, а сокращенно обозначают как ОВД.

    Приоритетными направлениями для проведения являются такие аспекты, как рациональное использование природных ресурсов, экологическая безопасность, сведение к минимуму негативного воздействия на окружение в процессе реализации хозяйственного проекта.

    Итогом такой процедуры является составление заключения об оценке воздействия на окружение.

    Основным отличием проведения ОВОС является отказ от государственной экологической экспертизы в пользу заключения об оценке воздействия на окружение. При отсутствии данного заключения бизнесмен не имеет права проводить хозяйственную деятельность на объекте.

    Заключение

    Таким образом, ОВОС – это анализ воздействия на экологию предполагаемой хозяйственной деятельности. Это принятая во многих странах форма экологической экспертизы. Объектами ОВОС являются проектируемый объект и окружающая его среда. Оценка воздействия на окружающую среду планируемой деятельности сейчас закреплена в российском законодательстве.

    Она является обязательной на этапе проектирования объекта. Отсутствие у бизнесмена заключения ОВОС, особенно в случае возникновения чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями, может нести за собой уголовную ответственность. Нарушение или несоблюдение требований ОВОС и государственной экологической экспертизы может повлечь за собой выплату штрафов.

    Размер выплат минимален у физических лиц и максимален у юридических.

    Во многих случаях после проведения процедуры ОВОС необходимо осуществлять экологический мониторинг при строительстве и эксплуатации объекта.

    Также в заключении ОВОС могут быть предложены альтернативные проекты с меньшей экологической нагрузкой на окружающую среду. К проведению оценки воздействия на ОС может быть привлечена и общественность.

    Для этого проводятся встречи с местными жителями и общественные слушания. ОВОС проводят в качестве обязательной процедуры и на Украине, где имеется своя специфика оценки воздействия.

    Источник

    Источник: http://IDeiforbiz.ru/ovos-eto-chto-takoe.html

    Что такое ОВОС? | в Москве

    ОВОС – это что такое?

    ОВОС – это сокращённое название оценки воздействия на окружающую среду.

    Такие исследования проводятся перед началом любого вида хозяйственной деятельности с целью выявления – какие они могут произвести изменения в окружающей среде, как могут повлиять на здоровье людей.

    Работы проводятся с целью определения экологических рисков, количественной оценки неблагоприятного воздействия. И в итоге для разработки эффективных мер по сокращению и ликвидации этих отрицательных факторов.

    Чтобы разработать проект ОВОС, вначале необходимо подготовить некоторые необходимые документы. Во-первых, это информация о географическом расположении участка исследований, о степени застроенности территории. Общие сведения о виде планируемой деятельности предприятия. Этот вид деятельности должен быть согласован с Администрацией населённого пункта, с Роспотребнадзором.

    А на планируемый участок необходимо получить земельный отвод, подтверждённый Актом, согласованный государственным инспектором Гостехнадзора. Необходимо убедиться, что на данном участке в недрах нет никаких полезных ископаемых. Об этом выдаётся специальная справка.

    Также участок должен быть согласован в отделе культуры на предмет того, что здесь нет каких-нибудь памятников старины.

    Для чего делается ОВОС

    Предприятия Пушкинского района нанесли ущерб реке Скалбе

    ОВОС делается для того, чтобы соответствовать Международной концепции устойчивого экономического развития, чтобы запроектировать насколько это возможно экологически безопасное производство.

    Оценку воздействия на окружающую среду необходимо проводить не только перед строительством и эксплуатацией, но и если намечается ликвидация объекта, или его модернизация, реконструкция.

    Такие исследования необходимы для обоснования экологической части проекта, для обоснованного выбора места размещения объектов производства.

    ОВОС делается перед началом проектных работ, когда выбирается место размещения объекта.

    В результате просчёта нескольких вариантов выясняются вид и ориентировочные размеры воздействия строительства и хозяйственной деятельности проектируемого объекта. Обязательно должно исследоваться и учитываться общественное мнение. Также общественность должна быть своевременно информирована о проектируемом объекте строительства, о результатах исследования ОВОС.

      Должны, в частности, изучаться:

    • текущее экологическое состояние района исследования;
    • расчёт возможного загрязнения почвы, атмосферы и водных ресурсов. Влияние планируемого мероприятие на состояние растительного и животного мира, на человека;
    • изучение общественного мнения.

    Исследуется влияние на человеческий организм вызванных электромагнитных волн, акустических колебаний, вибраций, химического воздействия и прочих факторов. На основе полученных данных в случае необходимости планируются мероприятия по снижению этого отрицательного влияния.

    Кроме оценки влияния по одному варианту, должны проводиться альтернативные расчёты, учитываться разные способы достижения одних и тех же целей.

    С результатами оценки нужно обязательно ознакомить общественность. Окончательный вариант должен быть принят после устранения замечаний общественности.

    Выводы в составе предпроектной или проектной документации должны подвергнуться государственной экологической экспертизе.

    Где делается ОВОС

    Заказчик во время подготовки материалов для начала хозяйственной деятельности поручает исполнителю провести работы по оценке возможного влияния будущего производства на природную среду и на жизнедеятельность людей.

    Такие исследования проводятся специализированными организациями, имеющими опыт работы в экологических исследованиях.

    Исследования ведутся согласно требованиям экологических норм и стандартов, согласно техническому заданию исполнителя.

      К исполнителю предъявляются определённые требования, которые позволят провести наиболее полную экологическую оценку:

    • во-первых, нужно определить текущее состояние окружающей среды на участке исследований;
    • нужно определить все возможные виды изменений этого экологического состояния в результате планируемого вида деятельности в качественных и количественных характеристиках;
    • в случае наличия отрицательного влияния необходимо запроектировать мероприятия по максимальному снижению отрицательных последствий.

    Экологические исследования возможного влияния на природную среду, на организм человека должны быть основными при принятии важный решений во время проектирования будущей деятельности предприятия.

    При расчёте различных альтернативных вариантов хозяйственной деятельности нужно учитывать всесторонне все возможные производственные циклы: экономические, технические, технологические, экологические, социальные.

    Нужно оценить количественные параметры величин, воздействующих на природную среду, длительность воздействия. Провести мониторинг будущего воздействия планируемой деятельности.

    Все полученные данные исследований оформляются в виде отчёте. Международная организация по оценке влияния разработала процедуру таких исследований. На первом этапе определяется в целом целесообразность проведения таких исследований.

    На втором этапе определяются источники влияния с выделением наиболее опасных из них. Определяются способы получения информации. Оценивается экологическое, биологическое и др. воздействия проекта с расчётом альтернативных вариантов.

      При определении воздействия рассчитываются следующие параметры:

    • интенсивность загрязнения (количество загрязнения в единицу времени);
    • площадь загрязнения;
    • длительность и периодичность загрязнения;
    • границы загрязнения.

    ООО “ПУШКИНО ТРЕСТ” занимается оценкой воздействия на окружающую среду, другими видами экологических исследований.

    Источник: https://pushkino-trest.ru/ekologicheskie/razrabotka-ovos/chto-takoe-ovos/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.