+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Основные виды религий. Мировые религии

Содержание

Что такое религия — определение, список религий мира с кратким описанием и историей происхождения

Основные виды религий. Мировые религии

1001molitva.ru > Словарик > Что такое религия — определение, список религий мира с кратким описанием и историей происхождения

В статье мы разберем вопрос о том, что такое религия, дадим определение этому понятию, узнаем ее историю, а также опишем кратко известные религии мира.

Религия – это вид сознания людей, который верит в то, что миром правит какая-то сверхъестественная сила. И эта сила священна, ей поклоняются.

Основное в любой религии считается – вера в бога. Люди с древних времен сильно нуждается в вере, в спасении и утешении. И они выдвигают гипотезу о том, что есть какая-то необъяснимая сила, которая помогает, направляет, делает что-то вопреки законам Земли. И эта сила – есть Бог. Это высокое начала мира, законов нравственности.

  • Формы, признаки, структура и виды религий
  • Список и краткая история основных мировых религий
  • Заключение

Формы, признаки, структура и виды религий

Религий на свете очень много, больше ста. Их зарождение началось несколько тысяч лет назад.

Началось все с простых видов и форм верований. Раскопки археологов подтверждают, что древние племена поклонялись кому-то, у них были обряды и таинства. У них были Боги.

Основные формы религий:

  1. Признание тотемов – священных предметов, животных, растений.
  2. Магизм – человек, обладающей сверхъестественными способностями мог как-то повлиять на события людей.
  3. Выбор талисмана, который мог приносить удачу, хранить от несчастных случаев.
  4. Вера в шаманов, людей, которые наделены священной силой.
  5. Форма религии, при которой все предметы, растения обладают душой, они живые.

Чтобы понять религии, необходимо выявить ее структуру. Это и религиозное сознание, деятельность, а также организации.

Организации – это система, которая объединяет всех людей, относящихся к определенной религии. Пример религиозной деятельности – это ношение крестов, зажигание свеч, поклоны.

У каждой религии есть свои признаки, которые отличают ее от других. Без этих признаков она бы уничтожилась, перевоплощаясь в оккультизм, шаманство.

Прежде всего, это первоисточник того идеала, к которому нужно стремиться – это Бог. Помимо этого, люди верят в различных духов. Они бывают и добрые, и злые, они помогают, с ними можно общаться.

Еще признак – это то, что человек – высшее существо, духовное. Он должен заботиться о своей внутренней душе прежде всего. Во всех религиях считается, что душа живет вечно, может существовать даже после смерти. Через веру можно духовно уединятся с богом.

Религия прежде всего носит нравственный характер. Есть правила, как должен вести себя человек, какие ценности он должен преследовать по жизни, как заботиться о своей душе. Материальный мир ничтожен, а вот духовный – самый важный.

Еще основной признак – это культ со своими правилами и предписаниями. Это определённые действия, которые выполняются для выражения поклонению определенной религии.

Список и краткая история основных мировых религий

Существуют три известные мировые религии. Это Христианство, Ислам и Буддизм.

Христианство впервые появилось в Римской Империи в первом веке. Оттуда шли все писания о жизни Иисуса, который в молодом возрасте был распят на кресте, чтобы простились все грехи людей.

После этого он воскрес, воплотился в сына Бога, в сверхъестественную силу.

Священное Писание, которое хранит учение о христианстве, называется Библией.  Состоит из двух сборников: Ветхого Завета и Нового Завета. Люди, верующие в христианство, ходят в храм, молятся, соблюдают пост, отмечают праздники, выполняют различные таинства.

Типы христианства: православие, католицизм и протестантизм.

Православие строго следует вере, признает все 7 таинств: крещение, причащение, миропомазание, священство, покаяние, венчание и соборование. Католичество чем-то похоже.

Протестантство – не признаёт главой Папу Римского, считает веру самостоятельной, против церковной политики.

Ислам – религия мусульман. Она появилась у арабских племен в начале 7 века. Ее основал пророк Мухаммед. Он был отшельником, одиночкой, часто размышлял и философствовал о нравственности, благочестии.

По легенде на сорокалетие к нему явился архангел Гавриил, оставил на сердце надпись. Бог в мусульманстве называется Аллах. Религия сильно отличается от христианства.

Буддизм возник в 6 веке до нашей эры. Это самая древняя религия. Истоки идут с Индии, далее она стала распространятся в Китай, на Дальний Восток.

Самый главный основатель – Будда Гаутама. Сначала он был обычным человеком. Его родителям однажды приснился сон, что их ребенок будет великим человеком, наставником. Он всегда был очень одинок, склонен к думам, для него важным были только религия и философия.

В буддизме нет какого-то определённого Бога, которому все поклоняются. Будда – лишь идеал того, каким необходимо стать. Светлым, чистым, добрым, высоконравственным. Цель религии – достичь блаженного состояния, достигнуть прозрения, освободится от оков, найти себя, обрести спокойствие и умиротворение.

Кроме основных трёх религий есть ещё и другие. Это очень древний Иудаизм.

Он основан на десяти заповедях, которые Моисею напророчил Бог.

Также это Даосизм, который имеет учения, что все вещи появляются из ниоткуда, и уходят в никуда, главное – это гармония с природой.

Ее основал философ, живший в 4 веке.

Ещё известны религии Конфуцианство, Джайнизм, Сикхизм.

Заключение

Каждый выбирает для себя, какой религии поклонятся. У разных религий – одна цель: повышение духовной нравственности людей.

Источник: https://1001molitva.ru/slovarik/chto-takoe-religiya.html

Религия. Виды религий

Основные виды религий. Мировые религии

  Религии бывают “примитивные” и сложные. Под примитивными имеются в виду прежде всего религии людей из первобытной эпохи: тотемизм, магия, вера в душу, фетишизм.

Большинство из этих религий давно умерли (умершие религии, архаические – в терминах составителей ЕГЭ), однако некоторые их элементы оказались до такой степени живучими, что вошли и в более поздние, по-настоящему сложные и глубокие религии, но как правило не на уровне учения, а на уровне практики.

К примеру, элементы магии в христианстве, где часть верующих относится к церковным обрядам как к волшебной палочке, по мановению которой проходят болезни, а жизнь становится богатой и благополучной. Глубина и смысл христианского учения при этом игнорируется. 

Человек, который отрицает для себя любую религию, называется атеистом. Главный вопрос атеиста “зачем нужна религия?”

Ответ верующих людей обычно таков: религия объясняет этот мир и человека во всей полноте, которую не способно дать научное объяснение мира и человека. Кроме того, каждый верующий человек, как правило, пережил некий особый личный опыт, который убедил его, что мир и человек – это не цепь случайных физических и биологических явлений, а творение Бога или высших сил. 

Читать рассказ митрополита Антония Сурожского о том, как он поверил в Бога

Функции религии

Почти всякая религия существует не только в виде мировоззрения, но и в виде организации (церкви), ведущей религиозную деятельность. Церковь – организация, транслирующая религиозные ценности, сплачивающая верующих. Понятие церкви неотделимо от понятия церковных таинств, обрядов и правил.

Они могут существовать как прямое предписание текста вероучения (таинство евхаристии (причастие) в христианстве описано в Новом Завете), а может быть порождением церковной практики. К примеру, нигде в Библии мы не найдем предписания исповедоваться.

В Новом Завете есть идея покаяния, а идея исповеди (как одной из форм покаяния) родилась уже внутри христианской церкви.  

В религии, в церкви люди находят важные для себя идеи и смыслы. Иногда вера и церковь становятся образом жизни человека (монахи, служители культа и т. д.)

Иными словами, церковь удовлетворяет ряд потребностей людей, что позволяет говорить о функциях религии:

  1. Утешительная
  2. Коммуникативная
  3. Решение экзистенциальных вопросов (каждый человек в определенный момент жизни задумывается о смерти, одиночестве, смысле жизни, а именно эти вопросы стоят в сердцевине религий)
  4. Регулятивная 
  5. Мировоззренческая

Виды религий

Согласно основной классификации религий, различают:

  • мировые религии
  • национальные
  • архаические

Согласно другой популярной классификации религии делят на политеистические (многобожие = язычество) и монотеистические (вера в одного Бога-творца всего сущего). 

Мировых религий всего три:

  • Буддизм (самая древняя из мировых религий)
  • Христианство
  • Ислам (самая поздняя)

Буддизм появился в VI в. до н. э. в Индии. Его основатель – сын индийского раджи (царя) Сидхарта Гаутама. Радже было предсказано, что его сын станет или великим царем, или великим святым.

Чтобы исполнилась первая вероятность, Ситхарту специально воспитывали в таких условиях, которые, как казалось, исключали возможности пробуждения глубоких мыслей в мальчике: Сидхарту окружали роскошь и только молодые и счастливые лица. Но однажды слуги не углядели, и Сидхарта оказался за пределами своих богатых владений.

Там, на свободе, он встретил старика, прокаженного и похоронную процессию. Так, в возрасте 30 лет, Сидхарта впервые узнал о существовании страданий в мире. Новость его до такой степени потрясла, что он покинул родных и отправился в странствия на поиски истины.

Он предавался аскезе, медитировал, размышлял и, наконец, достиг состояния нирваны и стал первым просветленным (Буддой). У него появились последователи, новая религия стала распространяться по свету. 

Суть верований буддистов в очень упрощенном виде такова: человеческая жизнь полна страданий, причина страданий – сам человек, его желания, его страсти. преодолеть страдания можно через избавление от желаний и достижения состояния полного покоя (нирваны).

Буддисты верят в перерождения (сансара – бесконечная цепь перерождений) и в карму (расплата). Нирвана прерывает цепь перерождений, а значит, цепь бесконечных страданий. Понятия Бога в буддизме нет. Если человек становится буддистом, он будет всю жизнь пытаться изменить свой внутренний мир, чтобы избавиться от страстей и желаний.

Здесь в помощь ему приходит ряд практик: йога, медитации, ретриты, уход в монастырь и прочее.

Христианство возникло с рождением Иисуса Христа. От этой даты человечество ведет сейчас летоисчисление. Иисус Христос – это такой же реальный человек, как и Сидхарта Гаутама. Но христиане верят, что он был богочеловеком.

Что он жил, проповедовал двенадцати ученикам (апостолам), творил чудеса, а затем был предан Иудой, распят, а на третий день воскрес и позже вознесся на небо.

Именно вера в перечисленное (смерть, а потом воскресение Христа) превращает человека в христианина (помимо крещения). 

Христианство предполагает веру в единого Бога, а также в Святую Троицу: единство трех ипостасей Бога – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

Христиане не считают, что мир – это сплошные страдания, напротив, христиане говорят о радости жизни и мира, которые доступны человеку, если он узрел Бога и соответственным образом перестроил свой ум и душу.

Превратился из, к примеру, озлобленного, всех осуждающего и всем завидующего человека в человека доброго, открытого, способного прощать и просить прощения у других. 

книга христианства – Библия. Она состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет является Священным Писанием для еще одной религии – иудаизма, религии еврейского народа (иудаизм относится к национальным религиям). Для христиан первейшее значение имеет Новый Завет. Именно он содержит учение Иисуса Христа и главные идеи христианства:

  • Свобода человека (все жизненные решения человек должен принимать сам, никто не в праве навязывать другому свою волю, даже если она во благо), 
  • Бессмертие души (христиане верят, что после смерти людей ждет Великий суд, после которого мир переродится и жизнь продолжится, но только для тех, кто заслужил рай). 
  • Любовь к ближнему (полюби другого, как самого себя)

В Новом Завете сказано, что христианам для обретения вечной жизни не следует прерывать связи с Богом, связь же осуществляется через молитву и таинство причастия – вкушение хлеба и вина. Причастие – это главное таинство, осуществляемое православной и католической церквями. 

В Ветхом Завете содержится текст десяти заповедей, которые актуальны для любого христианина.

Читать десять заповедей

Внутри христианства со временем выделилось три основных течения:

  1. Католичество (Италия, Испания, Португалия, Бразилия, Венесуэла, Мексика и т. д.)
  2. Православие (Россия, Греция, Сербия, Грузия и т. д.)
  3. Протестантизм (Англия, Германия, США и т. д.)

Ислам – самая молодая из мировых религий, он возник в VII в. нашей эры в арабском мире. Его основатель – пророк Муххамед. Бог в исламе – Аллах. Людей, исповедующих ислам, называют мусульманами. 

В отличие от христианства, в исламе отсутствует идея свободы, но есть идея о предопределении. Жизнь человека заранее предрешена Аллахом и какие бы действия человек не предпринял, он не изменит своей судьбы, – верят мусульмане. Сходство с христианством – в идее о бессмертии души, существовании  ада и рая. 

Священная книга ислама – Коран. Во многих исламских странах отсутсвует светский закон и люди живут по религиозным законам или, как это называется, закону Шариата. 

Правоверный мусульманин ежедневно совершает намаз (пятикратная молитва), ведет благочестивую жизнь (не пьет, не курит, блюдет целомудрие), соблюдает пост (самый длинный – рамадан), важной целью считается совершение паломничества (хадж) в Мекку. 

К национальным религиям относят религии, которые присущи определенному народу и которые не выходят за его пределы. Это иудаизм (религия евреев), индуизм (религия индийцев), синтоизм, даосизм. 

Архаические религии – это умершие религии. Среди них: религия Древнего Египта, Древней Греции и Рима, религия восточных славян, религии первобытного времени. 

Рассказ митрополита Антония Сурожского о том, как он пришел к вере

“Лет до пятнадцати я о Боге ничего не знал: я слышал это слово, знал, что об этом говорят, что есть люди верующие, но в моей жизни Он никакой роли не играл и для меня просто не существовал. Это были ранние годы эмиграции, двадцатые годы, жизнь была нелегкая, а порой очень страшная и трудная.

И в какой-то момент настал период счастья, период, когда не было страшно. Это был момент, когда впервые (мне было 15 лет) бабушка, мать и я оказались под одной крышей, в одной квартире, вместо того чтобы скитаться и не иметь собственного крова. И первое впечатление было блаженство: это – чудо, счастье…

А через некоторое время меня объял страх: счастье оказалось бесцельным. Пока жизнь была трудная, каждый момент надо было бороться с чем-то или за что-то, каждый момент была непосредственная цель; а тут, оказывается, никакой цели нет, пустота.

И я пришел в такой ужас от счастья, что я решил, что, если в течение одного года не найду смысла в жизни, я покончу с собой. Это было совершенно ясно. В течение этого года я ничего особенного и не искал, потому что не знал, ни где искать, ни как, но со мной нечто случилось. Я присутствовал перед постом на беседе отца Сергия Булгакова.

Он был замечательный человек, пастырь, богослов, но с детьми он никак не умел говорить. Меня убедил мой руководитель пойти на эту беседу, и когда я ему сказал, что я ни в Бога не верю, ни в священника, он мне сказал: “А я тебя не прошу слушать, – просто посиди”.

И я сел с намерением не слушать, но отец Сергий говорил слишком громко и мне мешал думать; и мне пришлось слышать эту картину о Христе и о христианине, которую он давал: сладкую, смиренную и т.д. – то есть все то, что в 14–15 лет мальчику не свойственно.

Я пришел в такую ярость, что после беседы поехал домой, спросил у матери, есть ли у нее Евангелие, решив проверить, так это или нет. И решил, что если я обнаружу, что Тот Христос, Какого описывал отец Сергий, это Христос евангельский, то я с этим кончил.

Я был практический мальчик и, обнаружив, что есть четыре Евангелия, решил, что одно непременно короче, и поэтому выбрал читать Евангелие от Марка. И тут со мной случилось нечто, что у меня отнимает всякое право превозноситься чем бы то ни было.

Пока я читал Евангелие, между первой и третьей главами, мне вдруг стало абсолютно, совершенно ясно, что по ту сторону стола, перед которым я сижу, стоит живой Христос. Я остановился, посмотрел, ничего не видел, ничего не слышал, ничего не обонял – не было никакой галлюцинации, это была просто внутренняя совершенная, ясная уверенность. Помню, я тогда откинулся к спинке стула и подумал: Если Христос, живой, передо мной, значит, все, что сказано о Его распятии и воскресении, – правда, и значит, правда и все остальное… И это был поворот в моей жизни от безбожия к той вере, какая у меня есть. Вот единственное, что я могу сказать: мой путь не был ни умственный, ни благородный, а просто почему-то Бог спас мою жизнь”.

ВЕРНУТЬСЯ НАВЕРХ

Десять заповедей Ветхого Завета

1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. 2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.  3. Не поминай имени Господа Бога  твоего всуе.  4.

Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота  – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.  5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. 6. Не убий.  7. Не прелюбодействуй. 8. Не укради.  9.

Не лжесвидетельствуй. 

10. Не пожелай ничего чужого.

ВЕРНУТЬСЯ НАВЕРХ

Источник: http://egevmeste.ru/religiya-vidy-religiy.html

Классификация религий

Основные виды религий. Мировые религии

По научным данным, возникновение религии связывается с возникновением ранней родовой общины, примерно 40 тыс. лет назад. За прошедшее время религия существенно изменилась, приобрела самые различные формы. Сегодня мы видим разнообразие религий, которые исповедуют разные люди и народы.

Собственно, словом «религия» обозначается как соответствующая сфера жизни и сознания людей, которая имеет общие черты у любых народов, так и отдельные системы религиозных представлений и богослужений, отдельные вероисповедания. Для обозначения последних как синоним слова «религия» используется также термин «конфессия» (от лат.

confessionalis — вероисповедательный) или «культ» (впрочем, последнее чаще означает лишь соответствующую сторону религиозной жизни).

С этой точки зрения нет и, возможно, не может быть некой единой религии, единого культа. Разнообразие жизни людей и народов в политической, экономической, культурной, бытовой и других сферах также касается, безусловно, духовности и религиозности.

Это не противоречит тезису о единстве Бога — он действительно единственный, но, будучи трансцендентным и необъятным, он может осознаваться и представляться совершенно по-разному (в частности как более или менее правильно, так и совсем неправильно). Слова Христа своим ученикам о том, что «в доме Отца моего обителей много» (Иоанн.

14, 2), объясняются именно как допустимость различных путей, которыми могут идти разные люди и народы к Богу. Этим отмечается необходимость терпимости по отношению к другим конфессиям, хотя и совсем не исключена обязанность верующего человека доказывать свою уверенность в истине именно своей веры.

Ученые создали несколько классификаций религий, в которых в той или иной степени учитываются как историческое развитие, так и содержание вероисповеданий.

Собрать исчерпывающую информацию обо всех религиях мира, которых ныне зафиксировано около 5 тыс., еще не удавалось никому, соответственно еще не было создано оптимальной и всеобъемлющей системы классификации религий. Религии разделяют на группы, беря за основу этнические признаки, время возникновения, уровень организации, государственный статус.

Одним из первый религии типологизировал Гегель, разработав всеобъемлющую, но слишком абстрактную схему создал Гегель.

Классификация религий по Гегелю:

  • естественные религии (включая непосредственно религию, религию меры, фантазии, добра и света, страдания, загадки);
  •  религия духовной индивидуальности (возвышенного, красоты и ума);
  •  абсолютную религию, которую он сам конструировал.
  • фетишизм;
  • политеизм;
  • монотеизм.
  • атеизм;
  • фетишизм;
  • тотемизм;
  • шаманизм;
  • поклонение идолам;
  • поклонение богам как сверхъестественным создателям;
  • поклонения богам как благотворительным существам.

Рассмотренные выше принципы классификаций религий и множество других классификаций имеют определенный смысл и отражают подлинные черты исторического развития религий. Но этот процесс настолько сложен, что, вероятно, никогда не удастся создать всеобъемлющую и единственно правильную классификацию.

Поэтому остановимся на некоторых понятиях, которые, может и не претендуют на всеохватность содержания, но отражают некоторые важные внешние признаки различных вероисповеданий. Поскольку религии генетически были так или иначе связаны с этническими сообществами, целесообразно было бы их различать в связи с их этническим содержанием, или контекстом.

Классификация религий по этническому содержанию:

  • племенные культы;
  • национально-государственные религии;
  • мировые религии.

Племенные культы (или первобытные формы религии), по мнению многих ученых, предшествовали всем другим.

Они до сих пор сохранились в традиционных верованиях народов и племен Африки, Азии, Америки. Как правило, считается, что эти религии еще не имеют Святого Писания, а также какого-то обобщенного (догматического) представления о Боге.

Объектом поклонения является природа и ее явления, животные, материальные предметы. Преобладают культы предков и анимистические верования (т. е. вера в существование душ и духов), поэтому их называют еще анимистическими религиями.

Впрочем, нужно заметить, что исследование племенных религий осложняется недоверчивым отношением их представителей к чужакам. В значительной степени племенная религиозность остается малоисследованной отраслью религиоведения.

Национально-государственные религии появляются с формированием народностей и классового общества и играют важнейшую роль при создании государственной организации. Они отличаются национальной ограниченностью, хотя в процессе исторического развития связь национальной религии с одной нацией и одним государством может быть потеряна.

По уровню своего развития эти религии очень разные, но в целом преобладают антропоморфные, то есть такие, что представляют Бога похожим по виду на человека. Национально-государственные религии существовали в Древнем Египте, Месопотамии, Греции, Риме, Персии и других странах.

Среди современных религий это, например, иудаизм, конфуцианство, синтоизм, индуизм.

Мировые религии появляются позже, они возникают на почве национально-государственных, отличаясь от них космополитизмом, то есть не связываются с отдельной нацией, и прозелитизмом (греч.

Προοήλυτος, — новообращенный), то есть стремлением завербовать больше сторонников, — потому, как правило, ведут активную миссионерскую деятельность. Они характеризуются также достаточно развитой догматикой, культом.

К мировым религиям принадлежат буддизм, христианство и ислам.

Классификация религий в зависимости от количества богов:

  • политеистические;
  • монотеистические;
  • генотеизм.

Религии также классифицируются в зависимости от того, сколько богов являются объектами поклонения. Политеистические религии исповедуют многобожие, то есть чествуют сразу несколько богов, имеют их пантеон (греч. Πάυθειου — храм всем богам).

Монотеистические религии исповедуют единобожие. Существуют различные теории по поводу того, какой была первичная форма религии, но в дальнейшем историческом развитии политеизм предшествовал монотеизму.

Переходной формой между ними является генотеизм, который признает существование многих богов, но среди них уважает только одного — защитника своего народа.

Различные формы религиозных представлений имеют общее название теизм (от греч. Θεός, — Бог). Теизму противостоит атеизм, то есть отрицание существования Бога. Атеистические взгляды существовали, вероятно, с давних времен. Но как массовое явление атеизм связан с процессом секуляризации (от лат.

saecularis — мирской, светский), то есть высвобождения общественной жизни от влияния религии и церкви, и распространением рационалистического мировоззрения, начиная с эпохи Просвещения. Законченный вид атеизм приобрел в марксизме. Иногда атеизм рассматривают как некую форму религии.

Действительно, он приближается к религии в своих попытках направить в определенном направлении веру человека, освоить эту веру — поскольку человек не может жить без веры, — и заменить религию в человеческой душе.

Но на самом деле он является не религией, а лишь ее суррогатом, поскольку отвергает Бога, не имеет представления о ней и, наверное, не имеет и религиозного опыта.

Промежуточное место между теизмом и атеизмом занимают религиозно-философские учения деизма и пантеизма. Деизм (от лат. Deus — Бог) признает Бога первопричиной мира, но отрицает его дальнейшее вмешательство в явления природы и общественной жизни, то есть Бог как бы почил, создав мир. Пантеизм (греч.

Παυ — все, θεός, — Бог) так или иначе отождествляет Бога с природой. Признавая Богом саму природу, пантеизм фактически растворяет Бога в природе и теряет некоторое представление именно о Боге.

Исторически деизм и пантеизм были формами перехода от господства религиозного сознания к атеистическим идеологиям, хотя в духовном развитии отдельного человека этот процесс может происходить и в обратном направлении.

Классификация религий по уровню развития:

  • ранние верования — верования первобытной эпохи (анимизм, магия, тотемизм, культ предков);
  • политеистические религии — национальные религии (за исключением иудаизма и сикхизма);
  • монотеистические религии — христианство, ислам, буддизм (мировые религии), иудаизм и сикхизм (национальные религии);
  • синкретические религии — образовались в результате сращивания или слияния разных этнических и мировых религий: афрохристианские религии (церковь херувимов и серафимов и др.), исламо-христианские секты (абавиты, исмаилиты ответвленные), суддо-китайские секты (дзен-буддизм, хао-хао), иудео-христианские религии (мормоны);
  • новые религиозные течения, движения (нетрадиционные формы религий): церковь Муна (мунизм), церковь Антихриста, церковь Сатаны, церковь Сознания Кришны, йогизм, синтоизм с культом дзюдо и карате.

Религию можно рассматривать как систему, которая состоит из конкретных религий, религиозных течений, направлений, сект, которые занимают в ней определенные места.

При классификации религий руководствуются такими критериями:

1. Статистический (по количеству верующих и их проценту к численности населения).

2. Время возникновения:

  • религия, история развития которых исчисляется многими столетиями, — буддизм, христианство, ислам и др.;
  • «новые религиозные течений», которые возникали на протяжении новейшей истории или возникают в данный момент, — нетрадиционные религии (кришнаизм, бахаизм и др.);

3. Уровень организации:

  • жестко централизованные (христианство, буддизм);
  • нежестко централизованные (ислам);
  • самоупорядоченные (индуизм, даосизм, синтоизм);
  • децентрализованные.

4. Государственный статус:

  • государственные религии (ислам в странах Западной Азии, лютеранство — Северной Европы);
  • религии, статус которых не закреплен соответствующими государственными документами (конфуцианство и даосизм в Китае, Индуизм в Индии);
  • религии национальных меньшинств (иудаизм за границами Израиля, сикхизм, зороастризм).

5. Правовой статус:

  • религии, поддерживаемые государством (христианство, индуизм, ислам, синтоизм);
  • религии, которые государство не поддерживает и даже преследует (свидетели Иеговы, бахаизм в Иране);
  • религии, отношение к которым со стороны государства нейтральное (джайнизм в Индии).

6. Формы распространения:

  • континуальные (непрерывные, сплошные): ислам, христианство, буддизм;
  • дискретные (раздельные, прерывные): иудаизм, бахаизм, кришнаизм.

7. Этносоциальные критерии:

  • автохтонные (этнические) религии, которые стали частью этнического самосознания, этнической культуры (иудаизм, сикхизм, синтоизм, даосизм);
  • унифицированные, надэтнические религии (христианство, ислам, буддизм, новые религиозные движения).

Довольно распространена схема классификации, охватывающая все существующие религии, выделяя:

1. Ранние формы религии (родоплеменные): тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, аниматизм, анимализм, шаманство, культ природы, культ предков, политеизм.

2. Национальные религии:

  • ранние национальные религии: религия Древнего Египта, религия народов Междуречья, религия Древней Индии (ведическая, брахманизм), древнегреческая религия, религия Древнего Рима, религия доколумбовой Америки и др;
  • поздние национальные религии: иудаизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм.

3. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

4. Нетрадиционные религии, новые религиозные движения:

  • неохристианство (охватывает религиозные образования, которые пытаются приспособить традиционное христианство к особенностям времени): Богородская церковь, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Новоапостольская церковь, Церковь Христа;
  • религии ориенталистского направления (ориентированные на культуру, духовность, религии народов Востока): Общество Сознания Кришны, последователи Саи Бабы, центры Шри Чинмоя, Ошоцентр, Всемирная чистая религия;
  • синтетические религии (объединяют в себе несколько религиозных систем): Большое Белое Братство, Церковь Единения, Всемирная вера Бахаи;
  • эзотерические объединения (основываются на вере в существование сверхъестественного мира): теософия, братство Грааля;
  • неоязычество: Родная вера, РУНвера, Собор Родной Веры;
  • сайентологические движения (ориентированные на объединение науки и практики психоанализа): дианетика, наука разума, христианская наука.
  • сатанизм.

1. Релігієзнавство: підручник для студентів вищих навчальних закладів / [Г. Є. Аляєв, О. В. Горбань, В. М. Мєшков та ін.; за заг. ред. проф. Г. Є. Аляєва]. — Полтава: ТОВ «АСМІ», 2012. — 228 с.

2. Лубський В. І. Історія релігій: підруч. [для студ. вищ. навч. закл.] / В. І. Лубський, М. В. Лубська — [2-ге вид.]. — К.: Центр учбової літератури, 2009. — 776 с.

Источник: http://www.mudriyfilosof.ru/2015/01/klassifikaciya-religiy.html

Религии мира. Кратко

Основные виды религий. Мировые религии

Религии мира

Религия — уверенность людей в существовании какой-то огромной, непознанной, сильной, могущественной, мудрой и справедливой силы, которая придумала, создала этот мир и руководит им — от жизни и смерти каждого человека до явлений природы и хода истории

Причины возникновения веры в бога

Страх жизни. С древности, перед лицом грозных сил природы и превратностями судьбы чувствовал человек свою малость, беззащитность и ущербность. Вера давала ему надежду на хотя бы чью-то помощь в борьбе за существование
Страх смерти.

Человеку в принципе доступно любое свершение, он умеет преодолевать любые препятствия, решать любые задачи. Только смерть ему неподвластна. Жизнь, как бы трудна она ни была, хороша. Смерть страшна.

Религия позволяла человеку надеяться на бесконечное существование души или тела, не в этом, так в ином мире или состоянии
Необходимость существования законов. Закон — это рамки, в которых живет человек. Отсутствие рамок или выход за их пределы грозят человечеству гибелью.

Но человек — существо несовершенное, потому законы, придуманные человеком, менее авторитетны для него, чем законы, якобы, божьи. Если человеческие законы можно и даже приятно нарушать, то божьи установления и заповеди — нельзя

«Только как же, спрашиваю, после того человек-то? Без бога-то и без будущей жизни? Ведь это стало быть теперь все позволено, все можно делать?» (Достоевский «Братья Карамазовы»)

  • Буддизм
  • Иудаизм
  • Христианство
  • Ислам

Возраст: более 2,5 тысяч лет.
Возникновение: Индия
Основатель — принц Сиддхартха Гуатама (VI век до н. э.), ставший Буддой — «просветленным».
Священные книги. «Типитака» («три корзины» пальмовых листьев, на которых первоначально записывались откровения Будды):

  • Виная-питака — правила поведения для буддийских монахов,
  • Сутта-питака — изречения и проповеди Будды,
  • Абидхамма-питака — три трактата, систематизирующих положения буддизма

География: народы Шри-Ланки, Мьянмы (Бирмы), Таиланда, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, Кореи, Монголии, Китая, Японии, Тибета, Бурятии, Калмыкии, Тувы
Суть буддизма: человк может стать счастливым, только избавившись от всех желаний
Духовный центр: Лхаса (Тибет, Китай)
Символ: Колесо закона (Дхармачакра)

Иудаизм. Кратко

Возраст: более 3,5 тысяч лет
Возникновение: Земля Израиля (Ближний Восток)
Основатель Моисей, вождь еврейского народа, организатор Исход евреев из Египта (XVI—XII вв. до н. э.)
Священные книги. ТаНаХ:

  • Пятикнижие Моисеево (Тора) — Бытие (Берешит), Исход (Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим);
  • Невиим (Пророки) — 6 книг старших Пророков, 15 книг младших Пророков;
  • Кетувим (Писания) — 13 книг

География: Израиль
Суть иудаизма:: не далай человеку того, чего не желаешь себе
Духовный центр: Иерусалим
Символ: храмовый светильник(менора)

Христианство. Кратко

Возраст: около 2 тысяч лет
Возникновение: Земля Израиля
Основатель: Иисус Христос — сын божий, спустившийся на землю ради того, чтобы принять страдания для искупления людей от первородного греха, воскресший после смерти и вознёсшийся обратно на небо (12—4 гг. до н. э. — 26—36 н. э.)
Священные книги: Библия (Священное писание)

  • Ветхий Завет (ТаНаХ)
  • Новый Завет — Евангелия; Деяния апостолов; 21 послание апостолов;
    Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова

География: народы Европы, Северной и Южной Америки, Австралии
Суть христианства: миром правит любовь, милосердие и всепрощение
Направления:

  • Католичество
  • Протестантизм
  • Православие
  • Греко-католичество

Духовный центр: Иерусалим, Рим
Символ христианства: крест, (на котором распяли Иисуса Христа)

Ислам. Кратко

Возраст: около 1,5 тысяч лет
Возникновение: Аравийский полуостров (на юго-западе Азии)
Основатель: Мухаммад ибн Абдаллах, посланник бога и пророк (ок. 570-632 г. н. э.)
Священная книга:

  • Коран
  • Сунна посланника Аллаха — истории о поступках и высказываниях Мухаммада

География: народы Северной Африки, Индонезии, Ближнего и Среднего востока, Пакистана, Бангладеш
Суть ислама: поклонение Аллаху, который вечен и единственно способен оценить поведение человека для его определения в рай
Направления

Духовный центр: Мекка (Саудовская Аравия)
Символ ислама: полумесяц и пятиконечная звезда

Другие религии

  • Зороастризм. Иран
  • Индуизм. Индия
  • Джайнизм. Индия
  • Сикхизм. Северо-запад Индии, штат Пенджаб
  • Даосизм. Китай
  • Синтоизм. Япония

Ещё статьи

  • Тордесильясский договор
  • Холодная война
  • Шенгенская зона
  • Суть войны в Сирии
  • Источник: http://ChtoOznachaet.ru/religii-mira.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.