+7(499)-938-48-12 Москва
+7(812)-425-63-82 Санкт-Петербург
8(800)-350-73-64 Горячая линия

Основные принципы социального партнерства: понятие, формы, система и особенности

Содержание

Социальное партнерство, его формы, функции и принципы

Основные принципы социального партнерства: понятие, формы, система и особенности

Замечание 1

Социальное партнерство – относительно новое явление общественной жизни, связано с развитием демократии.

Социальное партнерство как научная категория характеризуется многоаспектностью, разносторонностью и широтой понимания и трактовки.

Поскольку оно может быть представлено во многих сферах общественных отношений, то его различные определения раскрывают ту сторону социального партнерства, которая представляет интерес для исследователя, решает конкретную проблему.

Идеологической основой социального партнерства является принцип сотрудничества на уровне работодателей и наемных работников, частногои государственного секторов производства.

Создание и развитие социального партнерства обеспечивается становлением его системы, представляет собой сложное и динамичное образование структурно-организационных элементов (субъектов, предметов, связей, нормативно-правового обеспечения), форм, принципов, технологий взаимодействия, объединенных определенным механизмом.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Конкретизируя уровни партнерства, можно выделить:

  • личный,
  • групповой,
  • общественный (национальный), наднациональный уровне.

Именно на уровне общества социальное партнерство отражает установки элементов общности интересов социальных групп общества в решении жизненно важных проблем, дает нам основания говорить о социальном партнерстве именно как о типе социального управления.

Функции социального партнерства

Комплексы методов социально-партнерского управления целенаправленно влияют на общество, группу, коллектив. При помощи этих методов обеспечивается реализация следующих основных функций партнерского управления:

  1. организующей (формы организации взаимодействия групп в обществе);
  2. мобилизующей, солидаризуючои (благодаря чему достигаются большая сплоченность как отдельной территориальной общины, так и общества в целом);
  3. социально-психологической (инструмента управления социальным настроением, регулирования конфликтов и т.п.);
  4. мотивирующей и стимулирующей (что способствует более активному участию граждан в государственном управлении и местном самоуправлении)
  5. социально-творческой (как организующей формы для социального творчества социальных групп).

Задачи социального партнерства

Замечание 2

Анализ научных работ позволяет в определенные специфики социального партнерства выделить три аспекта, рассматривая его как специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой, как идеологию такого общества и как метод цивилизованного решения социально производственных конфликтов, содержит в себе механизм достижения социальной стабильности.

Социальное партнерство как тип общественных отношений и идеология, как правило, осуществляется на общегосударственном уровне, представляя собой согласование интересов различных групп, составляющих социальную структуру общества, благодаря взаимодействию государства и институтов гражданского общества на основе принципов социального сотрудничества, согласия и тому подобное. Организационной и правовой базой здесь выступает социальная политика государства, направленная на разработку целевых социальных программ и законодательство, отображает как интересы государства, так и потребности и интересы различных социальных групп.

Социальное партнерство как метод цивилизованного разрешения конфликтов осуществляется, как правило, в сфере производственных отношений и характеризует взаимодействие работодателей, наемных работников и органов государственной власти и местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально производственных и связанных с ними экономических вопросов, предотвращения конфликтов и обеспечения социального согласия. В данном контексте социальное партнерство выступает как особый тип социально-производственных отношений, присущий рыночной экономике, который обеспечивает на основе сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их интересов. Такое сотрудничество получило название трипартизм.

По мнению исследователей, социальное партнерство как трехпартийная институт выполняет следующие задачи:

  • Определение удовлетворительного для всех сторон партнерства уровня оплаты труда;
  • Установление оптимальной системы налогообложения;
  • Создание достойных человека условий труда;
  • Обеспечение благоприятного социального климата для производственной деятельности человека, в котором бы она могла реализовать себя.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnoe_partnerstvo_ego_formy_funkcii_i_principy/

Дайте характеристику формам социального партнерства и раскройте

Основные принципы социального партнерства: понятие, формы, система и особенности

Иными словами, законодатель признает обе организационно — правовые формы социального сотрудничества (диалога), с одной стороны, а с другой стороны — не признает государство стороной социального партнерства (социальным партнером).

Государство наделяется правовым статусом участника социального партнерства.

Согласно ТК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства, только в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей ил их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Сторонами социального партнерства признаются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Так писал А.С.

Становление надлежащим образом функционирующих процедур контроля за выполнением обязательств социального партнерства позволяет, с одной стороны, обеспечить реальную реализацию принятых обязательств и, с другой стороны, способствовать развитию самих партнерских отношений.

Статья 51 ТК РФ устанавливает, что контроль за выполнением коллективного договора, соглашений осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

Соответственно, законодательство предоставляет право на осуществление контроля каждой из сторон коллективного договора, соглашения по отдельности, а также государственным органам, в компетенцию которых входит подготовка предложений по определению основных положений осуществления государственной политики в сфере регулирования социально-трудовых отношений.

Основные принципы социального партнерства: понятие, формы, система и особенности

Социальное партнерство до конца не может исключить колебания в трудовой сфере из-за классовых различий. Оно только смягчает конфронтацию. Важность социального партнерства Становление социального партнерства протекало сложно и происходит до сих пор.

Возникло ослабление государственного контроля.

В настоящее время любому специалисту ясно, что система и принципы социального партнерства – эффективный способ оптимизации баланса интересов работодателей и работников. Данное понятие описано в Трудовом кодексе РФ (ст. 23).
Там же указаны его виды.

Принципы социального партнерства Социальное партнерство регулирует интересы государства, бизнеса и наемных работников в сфере труда.

Общая характеристика социального партнерства

Важно

При этом подчеркивается особая роль государства как социального партнера. Таким образом, социальное партнерство в сфере труда может осуществляться как на двухсторонней, так и на трехсторонней основе.

При этом можно выделить два вида социального партнерства: бипатризм и трипартизм. Эта дискуссия по определению социального партнерства на двух- или трехсторонней основе нашла отражение в легальном определении социального партнерства в ТК РФ.
Социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между работниками и (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений.

Формы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении в развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Основными принципами социального партнерства является равноправие сторон.

Свобода выбора вопросов для обсуждения при проведении консультаций и т.д. необходима для полноценного взаимодействия сторон, согласования их интересов. Закон не возлагает на стороны обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации, т. к.

соответственно обязательства, принимаемые сторонами, должны быть добровольными и реальными. Законодатель ориентирует стороны на добросовестное сотрудничество, обмен достоверной информацией и обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений.

Исполнение заключенных договоров и соглашений обеспечивается контролем и ответственностью сторон социального партнерства. Интернет магазин ламината.

К ним относятся: 1.учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором; 2.

проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов; 3.получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; 4.

обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию; 5.обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации; 6. участие в разработке и принятии коллективных договоров.

Дайте характеристику формам социального партнерства и раскройте основные

Интересы работников включают стабильность временного режима и выплат, достойную заработную плату или оптимальное соотношение сложности обязанностей и материального вознаграждения, социально-бытовых льгот. Работодатель стремится получить максимальную прибыль и дивиденды, оптимизировать производство с целью снижения затрат.

Внимание

Нестабильность отношений вызывается игнорированием интересов противоположной стороны. В результате начинаются проблемы: снижение прибыли и инвестиций, сильные колебания условий труда.

В зависимости от вариантов развития негативных явлений применяются различные формы социального партнерства, подробно описанные в Трудовом кодексе (ст. 27). Система действует на уровне организации в двусторонней форме. Если требуется согласование проблемы на государственном уровне, то такой тип называется трехсторонним.Ф. В последующем изложении будут более подробно рассмотрены стороны и органы, система социального партнерства, а сейчас познакомимся с принципами социального партнерства. Международные стандарты коллективных трудовых прав составляют базу для развития и становления национальных моделей социального партнерства. Международно-правовые принципы социального партнерства закреплены в основных актах ООН и Совета Европы, а также в ряде нормативных документов МОТ, назовем некоторые из них: Конвенция № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию (1948г.); Конвенция № 98 о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров (1949 г.); Рекомендация № 91 о коллективных договорах (1951 г.); Конвенция № 144 о трехсторонних консультациях для содействия применения международных трудовых норм (1976 г.); Конвенция № 154 и Рекомендация № 163 о содействии коллективным переговорам (1981 г.) и др.

Роль государства Особую роль в регулировании социального партнерства принимает государство:

  1. Контролирует законодательство.
  2. Принимает новые правовые акты.
  3. Определяет особенности организации объединений работников и работодателей.
  4. Устанавливает формы и методы взаимодействия партнеров, правовые рамки их деятельности и законодательный регламент.
  5. Выступает в качестве посредника при решении конфликтных ситуаций.
  6. Является социальным партнером при оформлении коллективных соглашений особого уровня.
  7. Создает условия для создания ассоциаций между работниками и/или работодателями.

задача государства В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил.

Источник: http://advokat-na-donu.ru/dajte-harakteristiku-formam-sotsialnogo-partnerstva-i-raskrojte/

Основные принципы социального партнерства

Основные принципы социального партнерства: понятие, формы, система и особенности
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Основные принципы социального партнерства

Соцпартнерство направлено на реализацию согласования интересов обеих сторон в вопросах, которые касаются урегулирования взаимоотношений в сфере труда и смежных областях.

Понятие «социальное партнерство» определено пунктом 1 статьи 23 Трудового кодекса.

В сфере труда соцпартнерством считается система отношений, которые появляются между работниками и работодателями (или лицами, которые их представляют), структурами госвласти/местного самоуправления.

При этом данное соцпартнерство направлено на реализацию согласования интересов обеих сторон в вопросах, которые касаются урегулирования взаимоотношений в сфере труда и смежных областях.

Чтобы точнее сформулировать понятие социального партнерства, как понятие юридического характера, к описанию, имеющемуся в Трудовом кодексе, следует добавить следующее: взаимоотношения между различными субъектами соцпартнерства в сфере труда, которые урегулированы нормами трудового законодательства, становятся правоотношениями соцпартнерства. Данное понятие глубже помогут раскрыть основные принципы социального партнерства и формы его реализации.

Основы взаимодействия социальных партнеров

На уровне законодательных актов определяются стороны и участники соцпартнерства. Одной стороной является работодатель, а другой – работники, в том числе в виде представителей, которые получают свои полномочия в определенном порядке.

Социальное партнерство имеет несколько форм реализации. К ним относятся:

  • двусторонние отношения, в которых участвуют работодатель или его представитель и представители работников;
  • трехсторонние отношения, в которые кроме вышеперечисленных участников вовлечены структуры госвласти или местного самоуправления.

Во втором случае властные структуры участвуют в системе соцпартнерства, поскольку они призваны защищать интересы общества в целом, отвечают за координацию развития коллективно-договорного регулирования связей в сфере труда на разных уровнях и т.д.

Поэтому они не относятся к сторонам соцпартнерства, за исключением ситуаций, когда именно эти органы могут представлять работодателей (статья 34 ТК России).

  Также госорганы могут выступать в качестве работодателя, если речь идет о взаимоотношениях с работниками, которые заняты непосредственно в таких структурах.

Принципы соцпартнерства

Ведущие принципы соцпартнерства зафиксированы в 24 статье Трудового кодекса России.

В сфере труда основными принципами социального партнерства являются:

  • равные права участвующих сторон. Это проявляется в том числе в том, что каждая из них может выступать инициатором переговоров.
  • Уважение сторон, а также их интересов, для согласования которых используется такая форма взаимодействия, как переговоры.
  • Наличие заинтересованности в использовании договорных отношений. На законодательном уровне решение множества вопросов и проблем предоставляется на усмотрение сторон, в связи с этим им приходится достигать договоренности.
  • Содействие со стороны государства в развитии на демократических основах различных форм реализации соцпартнерства. Для этого в сфере труда создаются структуры, которые призваны урегулировать отношения социально-трудового характера.
  • Стороны должны соблюдать трудовое законодательство и прочие нормативные документы, которые содержат соответствующие нормы. Это подразумевает, что любая сторона, которая подписывает соглашение или контракт, обязуется выполнять прописанные в нем условия.
  • Наличие полномочий у представителей: полномочия представителей работников подтверждаются протоколом общего собрания (конференции), на котором они избираются; работодатели же определяют своих представителей соответствующим приказом.
  • При обсуждении проблемных вопросов, которые входят в сферу труда, должна иметь место свобода выбора. Трудовым кодексом предусмотрена возможность выбирать любые вопросы, а не только рекомендуемые.
  • Стороны берут на себя обязательства добровольно, принуждения и угрозы в любой форме не допускаются.
  • Обязательства, которые они на себя берут, должны быть реальными для исполнения.
  • Коллективные договора и соглашения носят для реализации обязательный характер.
  • За выполнением колдоговоров и соглашений осуществляется контроль, за который несут ответственность органы надзора.
  • Стороны в случае невыполнения колдоговоров и соглашений несут ответственность административного характера.

Стоит отметить, что социальное партнерство является частью рыночного общества, возникающей, когда оно достигает определенной зрелости, вместе с развитием сферы труда и появлением профсоюзов, которые выступают в качестве представителей прав и интересов работников.

Также вам будут полезны следующие статьи

Источник: http://Advokat-Malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/osnovnye-principy-socialnogo-partnerstva.html

Социальное партнёрство в сфере труда – сущность, особенности, принципы

Основные принципы социального партнерства: понятие, формы, система и особенности

— Организация бизнеса — Кадры — Социальное партнерство

Понятие социального партнерства в сфере труда, его формы и принципы являются основополагающими для формирования всех трудовых взаимоотношений.

Социальное партнерство – это система взаимоотношений между потребителем трудовой функции в виде работодателя и непосредственным её исполнителем в виде сотрудника, которые и являются основными сторонами взаимоотношений, несущими ответственность друг перед другом.

Третью сторону социального партнерства представляют отдельные независимые органы и государство, обеспечивающие защиту интересов каждого из участников этих отношений.

Социальное партнерство – общие принципы и законодательное регулирование

Понятие соцпартнерства зародилось в начале 20-го века, когда развитие общества и экономики стало свидетельствовать о необходимости защиты интересов всех сторон трудовых взаимоотношений, а не только непосредственных работодателей и предпринимателей. Институты такового партнерства стали развиваться с появлением первых профсоюзов рабочих и впоследствии нашли применение во многих мировых государствах. Понятие соцпартнерства сейчас определяется следующим образом:

Социальное партнерство – это система взаимоотношений всех сторон трудовой деятельности, включающая работодателей, трудящихся и государство. Главной целью его является обеспечение трудящихся определенными гарантиями.

Не все мировые государства используют соцпартнёрство в качестве основополагающих принципов реализации трудовых взаимоотношений в полной мере.

Однако, даже США, где вопрос трудовых взаимоотношений решается в преимущественно политической сфере, реализует большинство практических принципов соцпартнерства, так как государство регулирует сферу труда в любом случае.

Фактически же в качестве юридической базы соцпартнерства в мире выступило создание Международной организации труда – МОТ, в основе которой и были документально заложены принципы трехстороннего участия в труде государства, сотрудников и работодателей.

Данный принцип называется трипартизмом. Социальное партнерство в сфере труда базируется на ряде международных документов, к которым можно отнести следующие рекомендации и конвенции МОТ:

  • Конвенция №98, принятая в 1949 году.
  • Рек. №91 от 1952 г.
  • Рек. №94 от 1952 г.
  • Рек. №113 от 1960 г.
  • Рек. №149 от 1975 г.
  • Рек. №152 от 1976 г.
  • Рек. №151 от 1978 г.
  • Рек. №159 от 1978 г.
  • Конвенция №154 от 1981 г.
  • Рек. №163 от 1981 г.

Вышеозначенные документы в полной мере приняты и ратифицированы РФ, и именно на основании международного законодательства было сформировано российское национальное трудовое законодательство. Так, следует первоочередно обратить внимание на Указ Президента РСФСР №212 от 15.11.1991.

Данный указ Президента, хоть на текущий момент и утратил свою юридическую силу, но заложил основные современные принципы соцпартнерства на территории России.

На текущий момент правовое регулирование данного аспекта трудовых взаимоотношений обеспечивается преимущественно нормативными положениями Трудового кодекса, к которым можно отнести:

  • Раздел II в целом. данного раздела так или иначе, но посвящены непосредственно соцпартнёрству в России. Далее будут рассмотрены ключевые документы данного раздела.
  • Ст.23. Данная статья предоставляет определение термина «социальное партнерство» в качестве системы взаимоотношений работодателей, сотрудников, органов власти и местного самоуправления.
  • Ст.24. В означенной статье устанавливаются основополагающие принципы партнёрства.
  • Ст.25. Её положения определяют стороны социального партнёрства.
  • Ст.26. В означенной статье регулируются уровни социального партнёрства.
  • Ст.27. В ней регламентируются возможные формы социального партнёрства.
  • Ст.35. Она устанавливает органы социального партнёрства.
  • Ст.54. Её нормативами регулируется ответственность сторон социального партнёрства за уклонение от необходимых мероприятий.
  • Ст.55. Данной статьей регламентируется ответственность сторон соцпартнёрства за нарушение действующих его принципов.

Соцпартнёрство является, в первую очередь, базовым теоретическим термином, характеризующим трудовые взаимоотношения, а не каким-либо обособленным видом взаимоотношений.

Принципы социального партнёрства

Социальное партнёрство в сфере труда основывается на определенных принципах, являющихся основными и необходимыми для соблюдения всеми сторонами взаимоотношений. Базируются в России они на положениях вышеозначенной статьи 24 Трудового кодекса. Согласно ей, принципы социального партнёрства являются следующими:

  • Равноправие. Данный принцип предусматривает равенство всех сторон соцпартнерства с административной точки зрения.
  • Уважение и учет интересов. Под этим подразумевается поиск компромиссных решений, а не тех, которые будут актуальны лишь для одного из участников
  • Заинтересованность. Стороны должны фактически быть заинтересованы во взаимоотношениях.
  • Государственное содействие. Органы власти должны содействовать активному развитию и укреплению соцпартнёрства.
  • Законность. Главенство права над иными принципами партнёрства является основополагающим.
  • Полномочность. Лица, представляющие интересы каждой из сторон должны обладать всеми предусмотренными законом полномочиями и быть законно назначенными.
  • Свобода выбора. Участники взаимоотношений должны быть вправе свободно обсуждать друг с другом любые вопросы, касающиеся сферы труда.
  • Добровольность. Принятие определенных обязательств любой из сторон должно происходить исключительно добровольно, и каждая сторона должна иметь возможность отказаться от такового принятия.
  • Реальность. Все принимаемые обязательства любой из сторон должны быть фактически исполнимыми.
  • Обязательность.  Все заключенные в рамках соцпартнёрства соглашения и договоры должны выполняться в обязательном порядке.
  • Контроль. Стороны должны иметь возможность контроля действий друг друга по выполнению обязательств.
  • Ответственность. Стороны несут ответственность за свои действия и заключенные документы.

Уровни, формы и органы социального партнерства

Соцпартнёрство в России имеет несколько уровней, на которых обеспечивается как реализация его принципов, так и непосредственное правовое регулирование трудовых взаимоотношений. При этом для нижестоящих уровней является обязательным соблюдение всех вышестоящих нормативов. К уровням социального партнёрства относят:

  • Федеральный. Это – нормативы и правовые принципы, действующие на всей территории РФ.
  • Межрегиональный. Этот уровень соцпартнёрства предполагает участие в формировании взаимоотношений нескольких субъектов РФ.
  • Региональный. На данном уровне решения принимаются и влияют в рамках одного субъекта федерации.
  • Отраслевой. Этот уровень является обособленным и регламентирует взаимоотношения в отдельных отраслях, в том числе на территории всех субъектов РФ.
  • Территориальный. Данным уровнем регулируются взаимоотношения в пределах одного муниципального образования.
  • Локальный. На предприятиях и отдельных субъектах хозяйствования также могут действовать свои принципы соцпартнерства, при условии соблюдения всех требований, регламентированных на вышестоящих уровнях.

Практическая же реализация принципов соцпартнерства имеет следующие формы:

  • Коллективные переговоры. Стороны соцпартнёрства могут вести переговоры относительно оформления соглашений и коллективных договоров.
  • Взаимные консультации. В рамках соцпартнёрства могут обсуждаться сами трудовые взаимоотношения, гарантии, получаемые сторонами, а также возможные изменения в механизмы регулирования труда, в том числе и законодательные.
  • Участие трудящихся в управлении. Сотрудники имеют возможность получать определенную административную власть в рамках организации.
  • Участие представителей сторон в спорах. Трудовые споры могут разрешаться в соцпартнерстве при участии непосредственных сторон трудовых взаимоотношений.

Важнейшим из практических инструментов, благодаря которым реализуется соцпартнёрство, является коллективный договор.

Основными же органами социального партнёрства в Российской Федерации всегда выступают комиссии по регулированию социально-трудовых взаимоотношений, которые также могут формироваться на различных вышеозначенных уровнях. (10 голос., 4,60 из 5)
Загрузка…

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/sotsialnoe-partnerstvo.html

Принципы социального партнерства

Основные принципы социального партнерства: понятие, формы, система и особенности

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

1. Понятие ипринципы социального партнерства

1.1 Теоретическиеосновы социального партнерства

1.2 Сущностьи основные принципы социальногопартнерства

2. Социальноепартнерство в России

2.1 Развитиесоциального партнерства на российскихпредприятиях

Заключение

Списокиспользованной литературы

Введение

В периодреформирования общества, появлениямногообразных форм собственности ипродолжающегося ее передела проблемацивилизованного регулирования отношенийв социально-трудовой сфере становитсяважнейшим направлением социально-экономическогоразвития страны.

Это предполагаетнеобходимость обеспечения согласованияинтересов наемных работников,работодателей, органов государственнойвласти и местного самоуправления путемдостижения консенсуса, выработки иосуществления единой, согласованнойпозиции.

Реализация этой задачи возможнав рамках нового типа регулированиясоциально-трудовых отношений – социальногопартнерства.

В России сконца 1990-х годов сформировалась достаточностройная система институтов социальногопартнерства, предполагающая наличиетрехсторонних комиссий на федеральноми региональном уровнях и находящаявыражение в достигнутых соглашениях.

Начиная с1992 г. в РФ принят ряд законодательныхактов и положений, регламентирующихвиды, формы и порядок регулированиясоциально-трудовых отношений в рамкахсоциального партнерства.

В условияхразвивающегося российского федерализмарегионы во многом самостоятельноопределяют темпы и глубину экономическихреформ, модели приватизации, социальнуюполитику, формируют собственнуюзаконодательную базу.

Необходимо,однако, учитывать, что переход к рыночнымотношениям несет в себе черты общероссийскихзакономерностей и противоречий, а ввозникновении и практическом разрешенииэтих противоречий в субъектах федерацииимеется существенная специфика,определяемая экономическими особенностями,общественно-государственным устройством,уровнем правового обеспечения рыночныхпреобразований и регулированиясоциально-трудовых отношений, ментальностьюобщества, национальным колоритом.

1.1 Теоретическиеосновы социального партнерства

В современнойРоссии, начиная с 1991 г. активно идетпроцесс преобразования как политического,так и экономического устройства страны.Происходящие перемены носят глобальныйхарактер, меняющий всю совокупностьобщественных, социальных, экономическихи трудовых отношений.

Согласнорезультатам исследования проекта ТАСИС,сегодня только 30% национальных активовнаходится в собственности государства,а 70% являются частной или смешаннойсобственностью.

Изменения произошли ив занятости экономически активногонаселения по форме собственностиработодателя. С 1992 г.

в государственноми муниципальном секторах экономикичисло занятых сократилось с 68,9% до 38,3%,в организациях со смешанной собственностью(с иностранным участием и без иностранногоучастия) возросло с 12% до 19,3%, в частномсекторе – с 18,3% до 41,8% .

Экономическиепреобразования, произошедшие в РФ в1990-х гг., привели страну к экономическомуспаду, который во многом был обусловленразрушением высокоинтегрированнойсоветской экономики, отраслейпромышленности, крайне недостаточнойстепенью перестройки экономики иадаптации производственного секторак новым условиям хозяйствования.

Преобразованияи последующий за ними экономическийспад затронули как российский рыноктруда, так и всю систему социально-трудовыхотношений. Это проявляется в следующем:

– падениепроизводства в условиях глубокогосистемного кризиса 90-х годов не вызвалоадекватного сокращения численностизанятых, что, естественно, привело кснижению производительности труда;

– удешевлениетруда как с точки зрения потребностейотдельного человека, так и смакроэкономических позиций. В 2004 г.

долязаработной платы (включая скрытую) вВВП России равнялась 40% (без скрытой29%) при том, что аналогичный показательв США, Евросоюзе и Японии составляет70-75% ВВП.

Соответственно получается, чтороссийский работник (в исчислении попаритету покупательной способности)на $1 заработной платы создает ВВП болеечем в два с половиной раза больше, чемработник в США или Японии;

– образование«неформального сектора», оказывающегоспецифическое воздействие на всю системусоциально-трудовых отношений. Миллионынаемных работников трудятся в этомсекторе без контрактов, гарантийзаработной платы и социальной защиты;

– одновременноесуществование на современном рынкетруда в России трех сегментов: «элитарного»(современные рабочие места с высокойзаработной платой, в основном связанныес финансово-банковской сферой, внешнимии внутренними торговыми операциями);«основного» (большинство рабочих меств таком виде деятельности, какобрабатывающее производство и других,включая бюджетную сферу); и «маргинального»(наихудшие рабочие места с маленькойзарплатой – в строительстве, на транспортеи в ряде других видах экономическойдеятельности).

Таким образом,изменения, связанные с переходом отцентрализованного директивногоуправления экономикой к рыночному еерегулированию, коренные изменения всфере собственности – приватизация,ликвидация монополии государственнойсобственности, установление плюрализмаформ собственности, прежде всего, меняютсуть и характер социально-трудовыхотношений и с настойчивостью требуютформирования цивилизованных методових регулирования.

Принятая в1993 г. Конституция провозглашает Россиюв качестве демократического, правового,социального государства, политикакоторого направлена на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь исвободное развитие человека.

Социальноегосударство предполагает, прежде всего,обеспечение максимальной занятоститрудоспособного населения; развитиепроизводительных сил на пользу всемуобществу и повышение производительноститруда; экономическую демократию,предполагающую участие наемных работниковв решении социально-трудовых иэкономических проблем; созданиепредпосылок для развития личности;разумное распределение доходов междувсеми категориями и слоями граждан, недопускающее неоправданных разрывов вуровнях доходов и расслоения общества.

Становлениесоциального государства и происходящиеизменения в экономической жизни странытребуют принципиально нового подхода трудовых отношений иповышения роли социальной составляющейв процессе труда.

Как на уровнегосударства, региона, отрасли, так и науровне отдельно взятого предприятиястановление рыночных отношений внастоящий момент не может рассматриватьсявне связи с проблемой повышениясоциального фактора в управлении. Этопредполагает необходимость формирования,реализации и регулирования нового типасоциально-трудовых отношений.

В связи сэтим представляется необходимымрассмотреть сущность и содержаниесоциально-трудовых отношений в новыхусловиях хозяйствования.

Согласнообщепринятому определению социально-трудовыеотношения – это комплекс отношений междунаемными работниками и работодателямив условиях рыночной экономики, нацеленныхна обеспечение высокого уровня и качестважизни человека, коллектива и обществав целом.

Категория«социально-трудовые отношения» охватываетдостаточно широкий спектр отношений,к их числу относятся: материальные,общественные и межличностные отношения.

В основе материальных отношений лежитправо собственности участниковсоциально-трудовых отношений на средствапроизводства и рабочую силу и, какследствие, право на участие в распределениирезультатов производственной деятельностиорганизации.

Общественная составляющаясоциально-трудовых отношений определяетсяпринятыми в обществе юридическими иморально-этическими нормами. В разрядмежличностных отношений входят дружба,уважение и прочие отношения, порождаемыеиндивидуальными свойствами личностичеловека.

Совокупностьвышеназванных отношений определяетосновные типы социально-трудовыхотношений: патернализм, конкуренция,солидарность, субсидиарность,дискриминация, социальное партнерствои конфликт. В настоящее время в странахс развитой рыночной экономикойсоциально-трудовые отношения развиваютсяпо пути одного из перечисленных типов:социального партнерства.

Социальноепартнерство, как новый тип социально-трудовыхотношений и новый принцип их регулирования,исходит из того, что, несмотря на наличиеопределенной общности социально-экономическихинтересов, взаимодействие основныхсубъектов социально-трудовых отношений- работников и работодателей – определяетсяпринципиальным различием их главных,коренных социально-экономическихинтересов и наличием противоречий,возникающих на основе этого различия.

Основнаясуть социального партнерства как новоготипа социально-трудовых отношенийзаключается в том, что, во-первых, наемныйработник перестает быть только объектомсоциально-трудовых отношений, и нарядус работодателем становится активнымсубъектом этих отношений, а такжесубъектом их регулирования на различныхуровнях. Во-вторых, важнейшим принципомрегулирования социально-трудовыхотношений становится принцип равноправногоучастия в этом процессе государства,представителей работодателя ипредставителей работника.

На современномэтапе развития демократического обществасоциальное партнерство представляетсобой единственно возможную разумнуюальтернативу патернализму, дискриминациии конфликту.

В европейскихстранах принципы социального партнерстванашли практическое применение с концаXIX столетия. Термин «социальноепартнерство» в нашей стране, прихарактеристике социально-трудовыхотношений получил распространение с1991 г. Интерес к социальному партнерствуобусловил появление в последнее времязначительного числа публикаций научногои практико-ориентированного характера.

К основнымэлементам системы социального партнерстваможно отнести: 1) объект социальногопартнерства; 2) субъекты социальногопартнерства; 3) органы социальногопартнерства; 4) уровни социальногопартнерства; 5) механизм реализациисоциального партнерства.

Объектсоциального партнерства представляетсобой совокупность социально-трудовыхотношений.

Субъектами(сторонами) социального партнерства,как свидетельствует мировой опыт,являются государство, работодатели инаемные работники.

Соответственно,представительными органами, выражающимиинтересы сторон в переговорном процессе,могут быть следующие: от имени работников- профессиональные союзы и иныеуполномоченные работниками представительныеорганы; от имени работодателя на уровнеорганизации – руководитель организации,собственник имущества, выполняющийфункции работодателя, либо уполномоченныеим лица; от имени государства – органыисполнительной власти всех уровней(федерального, субъекта РоссийскойФедерации, местного самоуправления).

Источник: https://works.doklad.ru/view/Vaa1vM6e44Y.html

Понятие социального партнерства и основные принципы

Основные принципы социального партнерства: понятие, формы, система и особенности

Основной задачей труд законодательства явл создание необходимых пр условий для достижения оптимального согласования интересов сторон труд отношений и интересов гос-ва, этому и должно способствовать развитие соц партнерства в РФ.

Органы гос власти и органы МСУ яв-ся сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных ФЗ.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 25 ТК РФ). В общем случае сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Социальное партнерство (понятие, принципы, формы)

двусторонние – между представителями работников и работодателей); б) трехсторонние – с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Система социального партнерства – совокупность мер организационного, правового, экономического характера, которые должны функционировать на всех уровнях экономики, от общефедерального уровня до уровня отдельно взятой организации в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов.

Согласно такого рода представлениям, в настоящее время в силу ряда социально-экономических изменений, произошедших в развитых странах, отчетливо проявилась неконструктивность классово-антагони­стического подхода к социально-трудовым отношениям. По­этому наметился уход от классовых противоречий. Классовый конфликт постепенно превращается в конфликт между органи­зациями, представляющими разные интересы в обществе, ко­торый можно погасить путем переговоров и достижения ком­промисса.

Понятие, стороны и формы социального партнерства

Само название отношений «социально-партнерские» свидетельствует о необходимости согласованности интересов, так как партнерство возможно лишь на основе сотрудничества, которое, в свою очередь, обусловлено принципами взаимодействия и правовым статусом всех субъектов данных отношений. Стороны социального партнерства Субъекты социально-партнерских отношений — участники данных отношений, наделенные правами и обязанностями, ими являются представители государства, работодателей, наемных работников.

Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм. и доп.

) впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства.

В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип трудового права (Н.И.

Как видно из закона, социальное партнерство закрепляется прежде всего на федеральном уровне, где устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ, а затем — на региональном, отраслевом, территориальном уровнях и на уровне организаций.

Соответственно на региональном уровне в законодательном порядке устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъектах Федерации, на отраслевом уровне — в отраслях производства; на территориальном — в муниципальных образованиях и, наконец, на уровне организации, где устанавливаются конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем. Социальное партнерство проявляется не только на разных уровнях, но и в различных формах. Каждая из них определяется и закрепляется в законодательном порядке, в частности в Трудовом кодексе РФ. Статья 27 данного нормативно-правового акта устанавливает, что социальное партнерство осуществляется в таких формах, как: коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимные консультации (переговоры)

Самый большой банк рефератов

4. Органы по регулированию социально-трудовых отношений в области социального партнерства 6. Список использованной литературы Понятие социального партнерства легально определено в ст.

23 ТК РФ Социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направляетсяна обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство такого законодательство или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как общественная организация, профсоюзы основаны на членстве, создаются на базе совместной деятельности для защиты интересов и достижения уставных целœей.

Право каждого на объединœение в профсоюзы и создание их для защиты общих интересов и достижения уставных целœей, закреплено в конституции (ст. 30) и в ФЗ «о профессиональных союзах, их правах граждан».

Можно провести следующую классификацию˸

Основные понятия социального партнерства и его принципы

Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм. и доп.

) впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства.

В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип трудового права (Н.И.

Понятие, основные принципы и стороны социального партнерства в сфере труда

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Основными принципами социального партнерства являются: уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Прокурор Княгининского района

Глава XII

Данный термин условен, поскольку истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов. Однако наряду с конфликтом интересов имеет место и их общность: обеспечение эффективного функционирования организации как необходимого условия для реализации интересов и работодателя, и работников.

Как противоположные, так и общие интересы обусловливают, с одной стороны, конфликтность взаимоотношений между работниками и работодателем, с другой — необходимость заключения соглашения о «социальном мире», выработки механизмов, позволяющих обеспечить сочетание производственных и социальных аспектов в деятельности организации (работодателя).

Формальным моментом возникновения социального партнерства в новейшей истории можно считать создание Международной организации труда (МОТ), основывающей свою работу на принципах трипартизма. В нашей стране формальным моментом становления социального партнерства можно считать Указ Президента РФ № 212

«О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)»

от 15.11.91. Формы социального партнерства Коллективные переговоры при заключении коллективных договоров и соглашений. Взаимные консультации (переговоры)

двусторонние – между представителями работников и работодателей); б) трехсторонние – с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Система социального партнерства – совокупность мер организационного, правового, экономического характера, которые должны функционировать на всех уровнях экономики, от общефедерального уровня до уровня отдельно взятой организации в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов.

Источник: http://urist-rostova.ru/ponjatie-socialnogo-partnerstva-i-osnovnye-principy-49627/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.