+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Основные принципы международного права. Виды международного права

Принципы международного права. Понятие и система

Основные принципы международного права. Виды международного права

Принципы международного права – наиболее общие фундаментальные основополагающие нормы международного права, которые являются одним из его главных источников.

  • Это наиболее важные нормы международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы;
  • Принципы международного права являются наиболее общими нормами;
  • Принципы являются общепризнанными нормами, обязательными для всех государств и иных субъектов международного права;
  • Принципы международного права имеют комплексный характер.
  • Стабилизирующая функция – определяет основы взаимодействия субъектов МП;
  • Развивающая функция – способствует дальнейшему развитию международных отношений.

Система принципов МП составляют следующие принципы:

  • Принцип неприменения силы;
  • Принцип мирного разрешения споров;
  • Принцип уважения прав человека;
  • Принцип суверенного равенства;
  • Принцип невмешательства;
  • Принцип территориальной целостности;
  • Принцип нерушимости границ;
  • Принцип равноправия и самоопределения народов;
  • Принцип сотрудничества;
  • Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
  • Принцип мирного сосуществованияи др.

Принцип неприменения силы или угрозы силы

Принцип неприменения силы или угрозы силы – принцип, согласно которому государства должны воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

Применение силы или угроза силой является нарушением международного права, они никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных споров. Международные споры должны быть урегулированы только мирными методами.

При обстоятельствах, когда одно государство применяет силу в отношении второго, второе сохраняет свое право на индивидуальную или коллективную оборону.

Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию других государств

Ни одно государство или группа государств не имеет право прямо или косвенно во внутренние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Также ни одно государство не должно организовывать, разжигать, финансировать или поощрять вмешательство другого государства в дела третьего государства.

Принцип равноправия и самоопределения народов

Точно также, как в правовом государстве установлено право физических лиц на свободу слова, собраний, выбора места жительства, так и в международном праве народы имеют право на равноправие и самоопределение. Разница лишь в субъектном составе носителей права.

В силу принципа равноправия и самоопределения народов все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Каждое государство обязано уважать это право.

Также каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных мер, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость.

Принцип суверенного равенства государств

Принцип суверенного равенства государств – означает, что все государства являются равноправными субъектами международных отношений, пользуются суверенным равенством, имеют одинаковые права и обязанности независимо от экономического, социального, политического и иного характера

Принцип суверенного равенства государств заключается в следующем:

  • Государства юридически равны;
  • Каждое государство пользуются правами, присущими его суверенитету;
  • Каждое государство должно уважать правосубъектность других государств;
  • Территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенна;
  • Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

Международное право и созданный на его основе международный правопорядок действует в режиме добросовестного выполнения международных обязательств.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств означает, что все субъекты международных отношений выполняют принятые на себя обязательства только добросовестным образом.

Приоритет обязательств по уставу ООН над другими международными обязательствами – общепризнанное правило. Если обязательства государства члена ООН по уставу ООН окажутся в противоречии с обязательством по какому-либо договору, преимущество имеют их обязательства по Уставу.

Источник: https://okrainaruneta.ru/principy-mezhdunarodnogo-prava/

Понятие основных принципов международного права

Основные принципы международного права. Виды международного права

Понятие основных принципов международного права

Юридическая природа основных принципов международного права

Понятие основных принципов

Функции основных принципов международного права

Понятиеосновных принципов международного права

Характернойособенностью межд права явл наличие в нем комплекса основных принципов, подкоторыми понимаются обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а такжеглавное содержание межд. права и обладающие высшей юр. силой.

В дипломатическойпрактике их обычно именуют принципами межд отношений. В рамках межд. правасуществуют различные виды принципов. Среди них важное место занимаютпринципы-идеи.

К ним относятся идеи мира и сотрудничества, гуманизма,демократии и др.

Дляпринципов международного права характерно:

– универсальность;

-необходимость признания всем мировым сообществом;

-наличие принципов-идеалов;

-взаимосвязанность;

-авангардность;

– иерархичность.

Декларацияо принципах межд права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества междугосударствами называет следующие принципы:

– неприменение силы илиугрозы силой;

– мирное разрешениеспоров;

– невмешательство;

– сотрудничество;

– равноправие исамоопределение народов;

– суверенное равенствогосударств;

– добросовестноевыполнение обязательств по межд праву.

Заключительныйакт СБСЕ 1975 г. дополнил приведенный перечень тремя принципами: нерушимостьграниц, территориальная целостность, уважение прав человека.

Основныепринципы закреплены Уставом ООН. Их содержание раскрывается в Декларации о принципахмежд права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соотв сУставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г., а также вЗаключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

Юридическая природа основных принципов международного права

Основные принципы международного права являются общепризнанныминормами высшего порядка, которые образуют фундамент международного права ипризванные обеспечить стабильное и эффективное функционирование международнойсистемы.

Основными они именуются потому, что являются принципами общегомеждународного права и распространяются на всех субъектов международного права,в отличие от отраслевых международно-правовых принципов.Общепризнанно,что основные принципы международного права – это императивные нормы (Juscogens), т.е.

отклонение от них ни индивидуально, ни по соглашению субъектовмеждународного права недопустимо. Именно это обеспечивает их универсальныйхарактер, а в конце концов и стабильность и эффективность функционированиямеждународной системы.

Это означает, что любое нарушение основныхпринципов международного права любым субъектом международного права приводит кпричинению серьезного ущерба законным интересам другихсубъектов.

Вследствие того, что современное международное право -относительно молодая система права, ее основные принципы € критериемправомерного поведения в тех сферах международных отношений, которые еще неурегулированы конкретными международно-правовыми нормами.Отсюда следует,что соблюдение основных принципов международного права совершенно обязательнодля всех его субъектов.

Основные принципы международного права закреплены в:

1. Уставе ООН (преамбула, ст. 1 и 2).В ст.2 зафиксированосемь основных принципов.

2. Толкование основных принципов дается в Декларации о принципахмеждународного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества междугосударствами в соответствии с Уставом ООН, принятой на 25-й сессии ГенеральнойАссамблеи ООН в 1970

3. В Хельсинкском Заключительном акте Совещания по безопасности исотрудничеству в Европе, подписанном руководителями 33 европейских и двухсевероамериканских государств 1 августа 1975, является Декларация принципов,которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимныхотношениях.

Эта Декларация содержит уже десять принципов международного права,а не семь, как в ст.2 Устава ООН. Однако и этот перечень основныхпринципов международного права не является исчерпывающим.

Сегоднямеждународное сообщество крайне нуждается в принятии принципа экологическойбезопасности, но из-за различных, в основном субъективные причины этот принцип,к сожалению, пока не получил юридического закрепления.

Следует отметить, что в Декларации 1970 г. подчеркиваетсянеобходимость при толковании и применении основных принципов международногоправа учитывать их взаимосвязанный характер, а также необходимостьрассматривать их в контексте всех других принципов.Итак, недопустимовырывать из общего контекста любой из основных принципов международного права исводить его в абсолют в ущерб другим принципам.

Понятиеосновных принципов

Принципы отражают и закрепляютхарактерные черты субъектов международного права и системы их взаимодействия.Достигается этот эффект главным образом путем закрепления правового статусасубъектов.

В своей совокупности принципы представляют собой хартию основныхправ и обязанностей государств. Они образуют основу общего международного праваи служат основным критерием правомерности поведения субъектов.

Принципы доказалисвою жизненную силу и значение.

В дипломатической практикерассматриваемые принципы обычно именуются общепризнанными принципамимеждународных отношений, поскольку они обладают не только юридическим, но такжеполитическим и моральным авторитетом. Принципы являются универсальными, т.е.общеобязательными, нормами. Они принимаются международным сообществом в целом.

Высший юридический авторитетпринципов находит выражение в том, что они отнесены к категории императивныхнорм (jus cogens – императивное право). Как известно, большинство норммеждународного права являются диспозитивными.

Это значит, что по взаимномусоглашению два государства и более могут по соглашению отклоняться от них всвоих взаимоотношениях, например установить друг для друга более свободныйрежим прохода через свои территориальные воды.

Отклонение от императивных нормнедопустимо даже по соглашению отдельных государств в их взаимоотношениях,поскольку такие нормы порождают обязательства в отношении международногосообщества в целом. Противоречащие императивным нормам договоры являютсяничтожными (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).

Императивные нормы обеспечиваютсяособым путем. Порождаемые ими правоотношения являются всеобщими (erga omnes -между всеми).

В решении Международного Суда ООН по делу о компании”Барселона Тракшн” указывалось на необходимость проводить различие”между обязательствами государств в отношении международного сообществакак целого и теми, что возникают в отношении другого государства…

По своейприроде первые затрагивают все государства. Учитывая важность затрагиваемыхправ, все государства могут считаться юридически заинтересованными в их защите,они являются обязательствами erga omnes”.

Принятый Комиссией международногоправа ООН проект Кодекса преступлений против мира и безопасности отнес ккатегории императивных норм принципы и нормы, запрещающие агрессию,вмешательство, колониальное и другие виды иностранного господства, основныепринципы гуманитарного права, нормы об ответственности за преступления противчеловечества.

Немалое число юристов считают, чтоне все основные принципы являются императивными нормами. В доказательствоссылаются на то, что некоторые принципы противоречат друг другу, например,принцип уважения прав человека – принципу невмешательства, принципсамоопределения – принципу территориальной целостности. Действительно, принципсамоопределения не обладает императивным характером.

Что же касается указанныхпротиворечий, то они в значительной мере являются кажущимися. Дело в том, чтосодержание принципов представляет единое целое и должно рассматриваться вкомплексе. Декларация принципов 1970 г.

подчеркнула значение этого аспекта:”При толковании и применении изложенные выше принципы являютсявзаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всехдругих принципов”.

Основные принципы закреплены УставомООН и зачастую так и именуются – “принципы Устава ООН”. Их содержаниераскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихсядружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии сУставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г.

Значение принципов вмировом порядке XXI в. раскрыто в Декларации тысячелетия ООН 2000 г. В нейговорится, что принципы доказали свой всевременной и всеобщий характер.”…

Их актуальность и способность служить источником вдохновениявозрастают по мере того, как страны и народы становятся все болеевзаимосвязанными и взаимозависимыми”.

Согласно Декларации 1970 г.,основными принципами являются: неприменения силы или угрозы силой, мирногоразрешения споров, невмешательства, сотрудничества, самоопределения народов,суверенного равенства государств, добросовестного выполнения обязательств помеждународному праву.

Определение основных принципов и раскрытие их содержанияявилось важным шагом в упрочении основ международного сообщества. Было сделаномаксимум возможного в то время. Однако вскоре стало ясно, что содержащийся вДекларации перечень основных принципов не является исчерпывающим.

Прежде всего обращает на себявнимание отсутствие в ней такого принципа, как уважение прав человека. Какизвестно, Устав ООН поставил задачу вновь утвердить веру в основные правачеловека.

В самой Декларации подчеркивается важность поддержания и укреплениямеждународного мира, основанного на уважении основных прав человека. Поэтомууже в 1975 г.

Декларация принципов, являющаяся частью Заключительного актаСБСЕ, указала в качестве одного из основных принципов уважение прав человека иосновных свобод.

Перечень принципов был такжедополнен еще двумя – территориальной целостности и нерушимости границ. Будучипервоначально закреплены на региональном уровне, эти принципы приобреливсеобщее значение, что не раз подтверждалось Генеральной Ассамблеей ООН. Онистали общепризнанными обычными нормами. Значение этого положения не разподчеркивалось Международным Судом ООН.

Комплекс основных принциповразвивается не только путем включения в него новых принципов, но и в результатерасширения содержания уже имеющихся. принципов характеризуется какстабильностью, так и динамизмом, учетом потребностей сообщества в условияхглобализации. При этом содержание каждого принципа развивается с изменениемдругих принципов.

Этот аспект имеет особое значение для принципов в силу общегохарактера их содержания. Между принципами нет какого-либо формальногосоподчинения, но реальное значение принципов неодинаково. Очевидно, первоеместо принадлежит принципу неприменения силы, а принцип мирного разрешенияспоров его дополняет.

Более того, от соблюдения принципа неприменения силызависит эффективность и всех иных принципов.

Активный процесс становления иразвития содержания комплекса основных принципов свидетельствует о значении,придаваемом сообществом упрочению его нормативных основ. Никогда в прошломничего подобного не наблюдалось. Наличие развитого комплекса принципов -характерная черта современного международного сообщества и его права.

Существенным моментом в развитиикомплекса основных принципов является углубление их демократизма.Демократические идеи постепенно пронизывают всю организацию сообщества исистему его права.

Процесс достиг такого уровня, что сегодня можно говорить опринципе демократии, оказывающем серьезное влияние на содержание остальныхпринципов, а главное – имеющем первостепенное значение для обеспечениянормальной жизни международного сообщества. Велико его влияние и нагосударственно-правовые системы.

Современный мировой порядок мыслим лишь какдемократический. Генеральная Ассамблея ООН регулярно принимает резолюции”Содействие утверждению демократического и справедливого международногопорядка”. Коснемся отдельных принципов.

Функции основных принципов международного права

Функциипринципов международного права:

1)стабилизирующая – определяет основы взаимодействия субъектов международногоправа, посредством создания нормативных рамок. Заключается в определении основвзаимодействия субъектов МП путем создания нормативных рамок

2)развивающая – закрепление нового появившегося в практике международныхотношений. Суть состоит в закреплении всего нового, что появляется в практикемежд. отношений.

Принципы международного права можноклассифицировать по следующим основаниям:

а) поформе закрепления различают принципы писанные и обычные, что не влияет на ихюридическую силу;

б) поисторическому признаку их подразделяют на доуставные, уставные и послеуставные(новейшие);

в) постепени важности защищаемых отношений, можно говорить о принципах,обеспечивающих общечеловеческие ценности и принципах, связанных с интересамигосударств;

г) пообъекту сотрудничества выделяются:

-принципы, обеспечивающие мир и безопасность;

-принципы сотрудничества;

-принципы защиты прав человека, наций и народов.

Источник: http://studies.in.ua/mezhdunarodnoe-pravo/1854-ponyatie-osnovnyh-pr-pov-mp.html

Международное право как особая система права

Основные принципы международного права. Виды международного права

Международное право – это совокупность норм и принципов, устанавливающих взаимные права и обязанности государств в процессе их общения, регулирующих международные отношения и выражающих согласованную волю государства, обусловленную действием международных организаций на определенном этапе цивилизации.

Источниками международного права являются договоры, обычаи и принципы. Нормы международного права создаются в ходе переговоров между различными субъектами и оформляются соответствующими договорами.

В нормы международного права преобразуются положения международных организаций. Эти нормы носят рекомендательный характер. Нормой обычного права признается сложившееся правило поведения, которое признается субъектами в качестве обязательного.

Поскольку нормы обычного права являются неписаными, уяснению их материального содержания помогает доктрина международного права, а также решения судебных органов, которые использовали обычай для разрешения спора и отразили его в судебном решении.

Кодификация международного права – это составление свода норм обычного права.

Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.

Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости (международной морали), которые соблюдаются субъектами международного права во взаимных отношениях. Если международно-правовые нормы – это юридически обязательные правила поведения, то обыкновения, или нормы международной вежливости, лишены качества юридической обязательности.

Ряд норм международного права называют принципами, хотя это те же нормы международного права, но одни из них издавна назывались принципами, а другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно- правовом регулировании. Имеются принципы, которые носят наиболее общий характер по сравнению с другими международно-правовыми нормами и имеют наиважнейшее значение для международного правопорядка. Рассмотрим некоторые принципы международного права.

Принцип суверенного равенства государств означает полноту власти государства на своей территории и неподчинение любой иностранной власти. В этом отношении все государства равны.

Принцип неприменения силы и угрозы силой означает запрещение оккупации территории другого государства, предоставления государством своей территории другому государству для совершения агрессии против третьего государства, участия в террористических актах в другом государстве, поощрения банд и наемников для вторжения в другое государство.

Принцип нерушимости государственных границ – это признание существующих границ и отказ от территориальных притязаний.

Принцип территориальной целостности государств представляет собой запрет любых посягательств на территорию суверенных государств, обязанность уважать территориальную целостность друг друга, политическую независимость и единство любого государства.

Принцип мирного разрешения споров предполагает разнообразные способы решения споров: прямые переговоры, обследование (установления фактов), посредничество третьей стороны, арбитражное и судебное разбирательство.

Система международного права – это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права.

В этой системе находятся также резолюции международных организаций, решения арбитражных и судебных международных органов.

Отрасли международного права

Система международного права представляет собой комплекс его отраслей и институтов.

Отрасль международного права – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, обладает большей степенью универсальной кодификации и характеризуется наличием принципов, применимых к данной конкретной области правоотношений.

Отраслями международного права являются: право международных договоров; дипломатическое право, международное морское, воздушное, космическое, атомное право, природоохранное право; право вооруженных конфликтов; гуманитарное и другие отрасли права. Рассмотрим предмет некоторых отраслей международного права.

Государства с древних времен определяли свои права и обязанности путем заключения договоров.

В результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, устанавливающие порядок заключения, действия, действительности, толкования и прекращения условий договора. Эти нормы составили особую отрасль международного права – право международных договоров.

В соответствии со ст.

2 Венской Конвенции 1969 года и Венской Конвенции 1986 года, под договором понимается регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одной, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования документа.

Каждое государство само определяет, какие меры необходимы для выполнения заключенных им договоров.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Отсюда следует, что международные договоры для своего применения не требуют издания какого-либо нормативного акта, они действуют непосредственно.

Международное морское право регламентирует порядок использования Мирового океана: мореплавание, рыболовство, научно-исследовательскую деятельность, разработку ресурсов морского дна и т.п. Международное морское право – это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права, связанных с деятельностью по использованию Мирового океана.

Долгое время обычаи являлись единственным источником международного морского права.

Однако уже в XVIII столетии стали появляться договоры, которые касались, в частности, вопросов морской войны и морских пределов осуществления власти прибрежных государств.

В 1958 году на Женевской конференции ООН по морскому праву были приняты конвенции о территориальном море и прибрежной зоне; об открытом море, о континентальном шельфе и о рыболовстве и об охране живых ресурсов открытого моря.

Источниками международного морского права являются и другие договоры. Например, Конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года и другие.

Международное воздушное право регулирует порядок международных воздушных сообщений. Международное воздушное право – часть международного права, представляющая собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства.

Первым международным документом в области международного воздушного транспорта стала Парижская конвенция 1919 года об аэронавигации, участниками которой стали 38 государств.

На сегодня основополагающим актом является Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года (Чикаго).

В 1944 году принято Соглашение о транзите, или о «двух свободах воздуха», насчитывающее 112 участников, и Соглашение о международном воздушном транспорте, или «о пяти свободах воздуха», насчитывающее 11 участников.

В области международного воздушного права действует ряд принципов: принцип исключительного и полного суверенитета государств в отношении воздушного пространства, расположенного над их сухопутной территорией; принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве; принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

Дипломатическое право определяет порядок внешних сношений государств через внутригосударственные и зарубежные органы.

Дипломатическое право — наиболее древняя отрасль международного права. С образованием государств стали складываться отдельные обычаи, которые затем постепенно находили отражение в договорах, регулирующих международные отношения.

Дипломатическое право возникло и развивалось как посольское право, т.е. как совокупность норм, определяющих положение посла. Лишь к началу XX века посольское право стало постепенно превращаться в дипломатическое, т.е. в совокупность норм, регулирующих все официальные отношения государств.

В настоящее время основным актом дипломатического права является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года.

Велика роль Конвенции 1969 года о специальных миссиях и Конвенция 1975 года о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, а также соответствующие внутригосударственные нормативные акты (например, Указ Президента РФ от 14 марта 1995 года, утвердивший Положение о МИДе).

Международное гуманитарное право регулирует сотрудничество по защите прав человека, в том числе в чрезвычайных обстоятельствах и военных конфликтах.

Мировое сообщество пришло к необходимости ограничения средств и методов ведения войны посредством выработки договоров, определяющих права и обязанности воюющих сторон. Уменьшить страдания, причиняемые вооруженным насилием, защитить человека – такова цель международного гуманитарного права.

Таким образом, гуманитарное право – это система международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в период вооруженного конфликта с целью ограничения применения средств и методов ведения войны, защиты ее жертв и устанавливающих ответственность за ее нарушение.

В составе международного гуманитарного права лежат следующие принципы: гуманизация вооруженных конфликтов; международно-правовая защита жертв войн; охрана гражданских объектов и культурных ценностей; защита интересов нейтральных государств; ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны.

Основополагающим актом в этой сфере является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году.

В данном акте сформулированы минимальные стандарты прав человека: право на жизнь, на труд, образование, удовлетворительные материальные условия жизни, право на семью, на свободу слова, религии, передвижения, справедливое судебное разбирательство, равноправие, свободу от дискриминации и т.п.

Основные институты международного права

Международное право включает ряд институтов. Международно- правовой институт – это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (например, институт признания государств, институт международной ответственности и т.п.). Рассмотрим некоторые из них.

Институт признания означает признание государства в качестве суверенного партнера. Вопрос о признании встает при появлении нового государства, которое намерено стать членом международного сообщества.

Другие государства могут выразить свое отношение к вновь возникшему государству путем его официального признания (заявление о признании и готовности установить дипломатические отношения) или фактического признания (установление торговых и иных связей).

Правопреемство государств – это переход прав и обязанностей от государства (или государств) к государству (или государствам) – правопреемнику.

В случае правопреемства при соединении государств, международные договоры, заключенные государствами-предшественниками, продолжают действовать для государства-правопреемника.

При разделении государства международные договоры продолжают действовать для каждого вновь образовавшегося государства. Правопреемство не затрагивает границ, установленных договорами с третьими государствами.

Государственная территория и границы также представляют собой институт международного права.

Под территорией в международном праве понимается весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами, воздушным пространством, а также космическое пространство.

По видам правового режима территория подразделяется на три категории: 1) государственная территория; 2) международная территория общего пользования; 3) территория со смешанным режимом.

Правовой режим государственной территории определяется ее принадлежностью определенному государству, которое осуществляет в отношении нее и в ее пределах свое территориальное верховенство.

Территория государства включает сушу, воду с находящимися под ними недрами, воздушное пространство в пределах границ.

Границы государства проходят по суше (сухопутные границы), по воде (морские и речные границы) и по воздуху (воздушные границы).

Водная территория государства состоит из внутренних вод (озера, воды портов, некоторых заливов) и территориального моря (прибрежная полоса шириной до 12 морских миль).

Воздушная граница представляет собой столб воздуха, ограниченный воображаемыми плоскостями, восходящими перпендикулярно по периметру государственной границы.

За пределами государственных территорий находится территория общего пользования. Государства не вправе подчинять эти территории своему суверенитету.

В международную территорию общего пользования входят открытое море, воздушное пространство над ним, Международный район морского дна, Антарктика, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела.

Общим для всех этих частей международной территории общего пользования является то, что они в целом или какой-то своей частью, во-первых, не принадлежат национальному присвоению каким бы то ни было образом и, во-вторых, открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства в соответствии с международным правом.

Территория со смешанным режимом характеризуется ее расположением в основном за пределами государственной территории, в акватории Мирового океана и действием в ее пределах, как международных норм, так и внутригосударственных норм прибрежного государства. Таких территорий три: прибрежная зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона.

Население – это совокупность лиц, проживающих на территории государства: граждане, иностранцы и лица без гражданства. В этом институте велика роль понятия гражданства, которое представляет собой устойчивую правовую связь лица с государством. Законы каждого государства определяют порядок приобретения его гражданства.

Проживающие в государстве иностранцы, как правило, пользуются теми же правами, что и граждане данного государства, т.е. национальным режимом.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=43435

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.