+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Органы попечительства и опеки. Деятельность органов опеки и попечительства

Содержание

Орган опеки и попечительства: функции, права и полномочия

Органы попечительства и опеки. Деятельность органов опеки и попечительства

Под понятием опеки в содержательном смысле этого слова понимается представление в ведомствах и инстанциях интересов человека, который самостоятельно не имеет возможности защищать свои права, другим лицом, а также управление имущественными объектами и денежными средствами в интересах подопечного.

Для осуществления всех этих мероприятий существуют органы опеки и попечительства.

На них возлагаются функции контроля, надзора, координации и содействия людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, связанную с оставлением несовершеннолетних детей без родительского попечения, а также граждан, достигших 18 лет, но в связи с отсутствием дееспособности не обладающих правом на принятие рационального решения в своих интересах.

Законы, регулирующие работу органов опеки и попечительства

Для определения функций и полномочий органов попечительства на федеральном уровне существуют нормативно-правовые акты, регулирующие их деятельность и устанавливающие механизм проведения процедур, находящихся в их ведении.

К ним относятся:

  • Конституция как главный и основной документ, принятый всенародным анием 12 декабря 1993 года: она дает понимание, что у каждого человека имеются права – на жизнь, жилище, вероисповедание, достоинство личности и другие свободы, указывающие на равноправие и единство народа в стране.
  • Закон об опеке и попечительстве, изданный 24 апреля 2008 года под номером 48: в нем изложены задачи и цели работы этого ведомства, обязательства перед людьми и законодательством, полномочия, основания для установления опекунства и освобождения от возложенных функций, способы защиты прав опекаемых.
  • Семейный кодекс, который начал действовать с 29 декабря 1995 года: он говорит об особенностях защиты интересов детей, не достигших совершеннолетия при нахождении их под опекой, обязательствах и правах опекунов и попечителей.
  • Постановление Правительства под номером 423, принятое 18 мая 2009 года, формирующее понимание о правилах подбора кандидатов для детей, которые остались без попечения родителей, ведения личных дел опекаемых, механизмах создания приемных семей, отчетности законных представителей.

Эти нормативно-правовые акты составляют юридически полную базу для специалистов, работающих в сфере защиты прав детей, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, ими руководствуется Министерство социального развития и инстанции, проверяющие качество работы социальных структур.

Обязанности и функции службы опеки и попечительства

Обязанностями и правами органы опеки наделяются государством, которое в виде норм законодательства регулирует работу службы, занимающейся оказанием помощи и правовым содействием людям, нуждающимся в помощи, а также детям, оставшихся без попечения родственников.

Обязательствами ведомства являются:

  • назначение представителя для детей и взрослых недееспособных людей, которые остались без надзора, надлежащего присмотра доверенного лица;
  • защита жилищных и имущественных прав опекаемых;
  • контроль действий законных представителей в целях недопущения ущемления интересов детей, над которыми установлена опека;
  • выявление несовершеннолетних, содержащихся в ненадлежащих условиях по месту проживания;
  • проверка социального, психологического, финансового обеспечения лиц, находящихся под опекой.

ВАЖНО! Все вопросы, касающиеся передачи ребенка в семью, центр временного содержания или детский дом, решаются только с участием представителей опеки: согласие органа необходимо в обязательном порядке.

Функциями социальной службы считаются:

  • ведение учета несовершеннолетних, которые остались без надзора матери и отца, их выявление;
  • формирование баз данных, где числятся люди с возложенными обязательствами и правами по опеке;
  • избрание форм устройства для детей и недееспособных лиц (дома-интернаты, семьи, центры помощи, семейно-воспитательные группы и другие варианты жизнеустройства);
  • защита интересов и прав детей;
  • разрешение конфликтов с помощью медиативных техник между родителями и несовершеннолетними;
  • осуществление контроля в виде доверительного управления имуществом, учетом денежных средств, находящихся на счетах.

Функционирование этого учреждения в первую очередь преследует цель гармонизации детско-родительских отношений, качественного воспитания несовершеннолетних, обеспечения их всем необходимым, сохранения жизни и здоровья.

Порядок осуществления деятельности органами опеки

Семейное право и другие нормы законодательства определяют механизм работы ведомства, занимающегося вопросами устройства детей в семью или государственное учреждение. Он выглядит следующим образом:

  1. Специалистами выявляется семья, которая имеет затруднения в обеспечении ребенка, его воспитании, обучении. Она ставится на учет, что предполагает периодический контроль и оказание помощи. Если ситуация доходит до критической точки и несовершеннолетнему угрожает опасность, выявлено жестокое обращение, его могут забрать из семьи, имея на это основания. В другом случае родители, понимая, что не могут самостоятельно справиться с содержанием, пишут заявление о временном помещении ребенка в центр помощи на определенный срок, пока они не решат свои проблемы.
  2. После того как дети определены в учреждение, семья также находится под контролем, если родители в течение заявленного периода времени устраняют свои трудности, они забирают их в семью. При отсутствии таких обстоятельств время нахождения в учреждении может быть продлено. Если имеются родственники, не имеющие противопоказаний стать законным представителем и получить положительное заключение органа опеки и попечительства, реализуется установление опеки или попечительства по согласию матери и отца.
  3. При пребывании несовершеннолетних длительный период не в кровной семье специалисты службы решают вопрос о лишении (ограничении) родителей в их правах в судебном порядке.
  4. Если исковые требования удовлетворяются, детей не возвращают в семью, они могут быть определены к приемным родителям или под опеку к родственникам, где будут проживать до восстановления матери и отца в суде либо достижения совершеннолетия.
  5. Весь этот период представители опеки контролируют ситуацию в семье, оказывают помощь и поддержку, стараются содействовать в решении всех вопросов и затруднений.

ВАЖНО! Случаи установления опеки отличаются друг от друга, они не основываются только на лишении и ограничении в правах родителей.

Опекаемым ребенок может стать при любых официальных обстоятельствах отсутствия матери и отца – смерти, недееспособности, нетрудоспособности, серьезном заболевании, признании умершим или безвестно отсутствующим, нахождении в местах лишения свободы.

Учреждения по опеке всегда действуют только в интересах ребенка или недееспособного лица, обеспечивая их гармоничное развитие, воспитание, содержание, образовательный процесс.

Полномочия службы опеки и попечительства

Служба, осуществляющая контролирующие и надзорные функции деятельности опекаемых и законных представителей, имеет свой круг полномочий:

  • взаимодействие с другими государственными организациями (подача исковых требований в суд, совместная работа с КДН и ЗП, инспекторами по делам несовершеннолетних, образовательными учреждениями, досуговыми предприятиями и другими ведомствами);
  • представление интересов недееспособных и детей;
  • контроль деятельности законных представителей;
  • работа по установлению опеки и возложения функций на кандидата.

Стремление к качественному выполнению требований законодательства считается главной целью специалистов, они занимаются обеспечением всех благ и условий для нуждающихся в этом людей.

Кто контролирует деятельность органов опеки и попечительства

Контролем работы службы занимается несколько ведомств, они призваны координировать, направлять, проверять законность действий сотрудников социальной сферы.

В первую очередь в этот разряд входит Министерство социального развития, в некоторых субъектах страны – органы местного самоуправления (администрации).

Прокуратура также осуществляет надзор за осуществлением функций: при обращении человека с жалобой это учреждение обязано проверить законность действий специалистов.

Какую деятельность осуществляют органы опеки и попечительства? Ссылка на основную публикацию

Источник: https://govcare.ru/opeka/organy-popechitelstva

Органы опеки и попечительства: полномочия, обязанности

Органы попечительства и опеки. Деятельность органов опеки и попечительства

Деятельность организаций по опеке и попечительству в современной России обросла неприглядными слухами. Само словосочетание «органы опеки» заставляет даже самых добропорядочных граждан волноваться за свои родительские права, ибо бытует мнение, что сотрудники обсуждаемой организации всегда найдут причину для того, чтобы разлучить несовершеннолетнего ребёнка с родителями.

Но так ли это на самом деле? Каковы полномочия органов опеки и попечительства? Каковы их обязанности? Контролируется ли их деятельность правительством Российской Федерации? Поговорим об этом в статье.

Функции органов опеки и попечительства

Деятельность органов опеки и попечительства регламентируется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» N 48-ФЗ. Рассматриваемый нормативный акт принят Государственной думой 11, одобрен Федерационным советом 16 и подписан Президентом Российской Федерации 24 апреля 2008 года.

Согласно рассматриваемому закону, обсуждаемые организации представляют собой исполнительную власть каждого конкретного субъекта России, отвечающую за благополучие несовершеннолетних граждан. Но чем занимается орган опеки и попечительства? На кого распространяется их деятельность?

В соответствии с законодательством РФ, функциями органов опеки и попечительства являются следующие:

  • Выявление социального сиротства;
  • Передача отпрысков в приёмную семью;
  • Защита прав и индивидуальных интересов сирот;
  • Обеспечение необходимым кровом и продовольствием несовершеннолетних детей, оставшихся без опеки взрослых;
  • Защита интересов несовершеннолетних граждан при судебных разбирательствах.

Соответственно, органы опеки и попечительства обеспечивают правовую защиту детям,оказавшимся в сложной ситуации из-за халатности взрослых.

Полномочия

В соответствии с актуальным текстом статьи 8 48-ФЗ, полномочия государственного органа по защите прав несовершеннолетних являются следующими:

  • Постановка на учёт лиц, нуждающихся в помощи;
  • Ходатайство в судебные органы о признании подопечного дееспособным или недееспособным;
  • Организация попечительства;
  • Предоставление письменных разрешений на проведение сделок и подписание договоров с участием ребёнка;
  • Представление интересов подопечных в суде;
  • Участие в бракоразводном процессе граждан, если одним из разрешаемых вопросов является будущее проживание несовершеннолетнего ребёнка;
  • Подготовка лиц, желающих усыновить сироту;
  • Мониторинг условий, в которых проживают подопечные.

Если у сотрудников органов опеки возникает подозрение в отношении качества содержания ребёнка в его родной семье или у опекунов, они уполномочены направиться по адресу проживания подопечного с целью проведения независимой проверки.

При неудовлетворительных условиях проживания, рассматриваемые уполномоченные лица имеют право ходатайствовать о лишении родительских прав биологических родителей ребёнка или изъятии отпрыска из приёмной семьи.

Действительные полномочия органа опеки и попечительства неоспоримы и утверждены законодательством РФ.

Обязанности

Основными обязанностями органов опеки и попечительства в отношении детей являются:

  • Произведение действий сотрудников ООП исключительно в соответствии с регламентом настоящего закона;
  • Определение прав и благополучия несовершеннолетних, как приоритетных основ деятельности;
  • Отслеживание уровня жизни несовершеннолетних у их официальных опекунов;
  • Предоставление временного убежища малолетним сиротам, а также оказание медицинской и психологической помощи, предоставление реабилитационных услуг;
  • Учет мнения ребёнка, если ему больше 14 лет.

В случае перемены подопечным постоянного места жительства, организация по опеке и попечительству обязана:

  • Передать полномочия по попечительству региональному органу опеки;
  • Отправить в региональную попечительскую организацию соответствующее ходатайство в течение 3-х дней с момента переезда несовершеннолетнего гражданина;
  • Передать личное дело подопечного соответствующей организации.

В обязанности органов опеки также входит контроль полной сохранности имущества подопечных вплоть до достижения таковыми возраста 18 лет.

Обязанности органа в отношении имущества подопечных

Отдельным пунктом можно выделить обязанности органов опеки в отношении имущества подопечного.

Таким образом, продажа квартиры, одним из собственников которой является несовершеннолетний ребёнок, может быть осуществлена только при наличии письменного согласия организации по защите юридических прав несовершеннолетних.

При этом уполномоченные сотрудники обязаны требовать от законных попечителей ребёнка документальных доказательств того, что взамен реализуемого жилья приобретается равносильное. В противном случае сотрудники органа попечительства обязаны отказать опекуну в его ходатайстве.

Рассматриваемой организацией Федерального масштаба должен осуществляться контроль за наследством несовершеннолетнего гражданина и за тем, как, до достижения ребёнком 18-летнего возраста, данным имуществом распоряжается его законный опекун. При выявлении нарушений или несанкционированного растрачивания собственности ребёнка, органы опеки обязаны вмешаться.

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

В соответствии с действительным законодательством Российской Федерации, деятельность рассматриваемых представителей исполнительной власти Российской Федерации по делам несовершеннолетних контролируется следующими уполномоченными организациями:

  • Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);
  • Местного самоуправления.

Данные организации основываются на следующих нормативных актах:

  • Конституции России;
  • Гражданско-Процессуальном кодексе;
  • Семейном кодексе.

Также процедуру мониторинга работ по обеспечению детей, оставшихся без непосредственной поддержки взрослых, контролируют региональные независимые организации.

В Санкт-Петербурге, например, данные полномочия на себя берёт Комитет по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга.

 По факту, выяснить какие организации занимаются контролем деятельности органов опеки и попечительства в конкретном субъекте Российской Федерации можно только находясь непосредственно на его территории.

При наличии уверенности в превышении сотрудниками ООП полномочий, необходимо обращаться в Прокуратуру или Суд.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что органы опеки и попечительства не могут совершать противоправных действий в отношении несовершеннолетнего ребёнка и его родителей или официальных опекунов. Рассматриваемая организация призвана защищать права ребёнка, а не нарушать их.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://www.samso.ru/grazhdanskoe-pravo/organy-opeki-i-popechitelstva.html

Деятельность органов опеки и попечительства: функции и полномочия госоргана

Органы попечительства и опеки. Деятельность органов опеки и попечительства

08.04.2021

Органы опеки и попечительства являются неотъемлемой и очень важной системой, которая помогает людям, оставшимся в сложном положении, детям-беспризорникам, малышам, оставшимся без заботы родителей.

Органы опеки

Органы опеки и попечительства являются муниципальным учреждением, которое занимается вопросами опеки, попечительства, усыновления, патронажа над стариками, оставшихся без попечения родственников и недееспособными лицами и многое другое, что касается обездоленных и незащищенных слоев населения Российской Федерации. Также функциональной частью органов опеки и попечительства  является выбор формы помощи и содействия нуждающегося лица. Все действия производятся в рамках замках федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Структура и администрация

Сама структура органов опеки и попечительства устанавливается субъектами Российской Федерации. Чаще всего отдел опеки и попечительства входит в департамент, но существуют случаи его независимого функционирования.

В поселках, ПГТ и маленьких городах, где нет региональной структуры ООП, функции ООП выполняют органы местного самоуправления. Также такой структурой отличаются такие крупные города как Москва и Санкт-Петербург.

Структура отдела органов опеки и попечительства выглядит следующим образом:

НачальникВыявляет беспризорных детей и сирот, оставшихся без опеки, и устраивает их в семью. Работает с кандидатами в усыновители и попечители.
Главный специалистРешает вопросы, связанные с усыновлением и попечение несовершеннолетних.Ведущий специалист N1Отвечает за сохранность финансового и жилищного имущества находящегося под опекой или патронажем. Работает с выпускниками детских домов.Ведущий специалист N2Решает вопросы об опеке над  недееспособными гражданами. Занимается спорами, возникающими между опекунами и находящимися под опекой. Защищает личные права лиц, находящихся под опекой.

Задачи госоргана

Основные задачи, которые возложены на органы опеки и попечительства, прописаны в Федеральном законе N43. По закону служба опеки обязана:

  1. Защищать права и интересы лиц, которые остались в трудном положении и нуждаются в досмотре.
  2. Контролировать лица, которые взяли опеку или попечение над детьми, либо лицами, которым необходим особенный уход.
  3. Контролировать деятельность детских домов, дома малютки, домов престарелых.
  4. Отвечать за сохранность финансов, либо имущества, лиц, находящихся под опекой.

Функции органов опеки

ОПП действуют всегда в интересах лиц, которые остались без социальной защиты. Их основными функциями являются:

  1. Выявление детей оставшихся без родителей, по каким-либо причинам.
  2. Выявление беспризорников.
  3. Проверка социально неблагополучных семей.
  4. Внесение кандидатов на усыновление, опеку и попечительство в базу данных.
  5. Устройство детей в дома малютки и детские дома.
  6. Помощь в устройстве в приемную семью.
  7. Защита прав несовершеннолетних, оставшихся без родителей.
  8. Урегулирование семейных конфликтов.

Полномочия органов опеки и попечительства

Помимо функций, ОПП имеют свои полномочия, которые тоже прописаны в Федеральном законе N43. В эти полномочия входят:

  1. Представление в суде находящегося под опекой, если он совершил противоправные действия и находится под следствием.
  2. Представление в суде прав  несовершеннолетних, либо недееспособных лиц, которые хотят защитить свои права.
  3. Проверка жилищных условий неблагополучных семей, состоящих на учете.
  4. Проверка условий содержания лиц в психдиспансерах, домах престарелых, детских домах.

Обжалование действий ООП

Иногда возникает необходимость обжаловать деятельность  органов опеки и попечительства, но далеко не все знают, куда нужно обращаться и что именно делать.

  1. Прежде всего, нужно обратиться в департамент социального обеспечения г. Москва и оставить жалобу.
  2. Пожаловаться в районную администрацию.
  3. Подать исковое заявление в суд о неправомерных деяниях со стороны ООП. Но обязательно нужно имеет вещественные доказательства.
  4. Пожаловаться в управление по опеке и попечительству.
  5. Пожаловаться уполномоченному по правам ребенка.

Место обжалования зависит от ситуации, в которой оказался истец.

Виды материальной ответственности работника

Работники ООП имеют право:

  1. Распоряжаться доходами опекаемого, если он является недееспособным.
  2. Совершать сделки, которые не перечат правовым отношениям опекуна и опекаемого, если он не достиг возраста 18-ти лет, либо является полностью недееспособным.

В любом случае, ООП являются важной частью государственной системы, которая помогает всем нуждающимся, сиротам, людям, оказавшимся в сложном положении.

Законодательное регулирование

  1. ФЗ N 48
  2. ГУ ст.41
  3. СК РФ ст. 77
  4. СК РФ 121

Деятельность органов опеки и попечительства: функции и полномочия госоргана Ссылка на основную публикацию

Источник: https://opekarf.ru/opeka-i-popechitelstvo/obshhie-ponyatiya/organy-opeki

Об органах опеки и попечительства: что это такое, чем занимается служба, функции

Органы попечительства и опеки. Деятельность органов опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства — это ведомства, в чьи обязанности входит защита прав и интересов тех, кто в силу возраста (дети) или состояния здоровья (недееспособные люди) защитить свои права и интересы не могут.

Законодательная база

Отдел опеки в субъектах РФ является структурным подразделением муниципальных и региональных администраций. Как правило, входят в состав департаментов или министерств образования.

В своей работе сотрудники органов руководствуются основными законодательными актами, действующими в мире (Конвенция ООН о правах ребенка), принятыми и действующими на территории РФ (Конституция, Гражданский, Семейный кодекс и пр.

, закон «Об опеке и попечительстве» и др.), а также региональными законами.

Основные положения, чем занимаются

Чем отличается опека от усыновления

Органы опеки представляют исполнительную власть в регионах и защищают права и свободы детей, а также недееспособных граждан. Поэтому есть два основных подотдела:

  • служба опеки детей — работает с несовершеннолетними гражданами и их опекунами;
  • служба опеки взрослых недееспособных граждан.

Специалисты отдела опеки и попечительства защищают права несовершеннолетних и недееспособных

Ключевые понятия, которые используются в ходе деятельности ведомства:

  • Опека — устройство детей и взрослых недееспособных граждан в семьи, установление людей, являющихся их официальными законными представителями (опекунов).
  • Подопечный — ребенок или взрослый, над которым установили опеку и которому назначили опекуна.
  • Попечительство — почти то же самое, что и пункт первый, только люди, назначенные ответственными за ребенка или нездорового взрослого, должны помогать ему реализовывать его права, а также не давать посягнуть на них другим людям.
  • Недееспособный полностью — человек, признанный таковым судом. Он лишается избирательного права, не может выходить замуж или жениться, представлять самостоятельно свои интересы в суде, не может совершать сделки с имуществом.
  • Недееспособный частично — несовершеннолетний ребенок или человек, ограниченный судом в дееспособности. Такой гражданин может заключать несущественные бытовые сделки, сам получает доход (зарплату, пособия или пенсионные выплаты) и сам может им распоряжаться, сам несет ответственность за совершенные поступки.

Органы опеки должны защищать права несовершеннолетних

Важно! Взрослый, совершеннолетний гражданин может быть официально признанным недееспособным только лишь по решению суда. 

Задачи органов опеки и попечительства

Опекунство над недееспособным человеком — права и обязанности

Функции и задачи:

  • Защищать интересы и следить за тем, чтобы не нарушались права детей и опекаемых взрослых — тех, над кем еще должны установить опеку, и тех, кому уже назначили ответственных опекунов. Если есть хоть малейшие подозрения в том, что появилась угроза здоровью, а тем более жизни подопечного, специалисты органов должны принять все необходимые меры, чтобы предотвратить совершение правонарушения в отношении него.
  • Контролировать, как выполняют свои опекунские или попечительские функции люди, на которых эти обязанности возложены, или организации, в которых на данный момент находятся (проживают) маленькие или большие граждане, нуждающиеся в законных представителях.
  • Если подопечный сменил место жительства, отследить, куда он переехал, и передать его дело (с документами для внутреннего пользования) в территориальное управление по новому месту жительства человека.
  • Принимать и проверять документы на назначение выплат на содержание подопечного.
  • Вести учет имущества, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в приютах и детдомах, людей, проходящих лечение в спецучреждениях или живущих в социальных интернатах, осуществлять контроль этого имущества, а при необходимости — и управление им.

Важно! Под управлением имущества подразумевается, что квартиру, принадлежащую, например, несовершеннолетнему ребенку, могут временно сдать в наем, а деньги, получаемые от этого, перечислять на счет ребенка до его 18-летия (распорядиться средствами молодой человек сможет, только достигнув этого возраста).

В некоторых регионах России на эти отделы возлагаются и другие задачи, которые не включены в список, обозначенный выше. Это закрепляется и регулируется законом, принятым на местном уровне.

В случае неисполнения органами опеки своих обязанностей, особенно если это привело к преступлению, совершенному в отношении подопечного, следственными органами проводится проверка, а затем возбуждается уголовное дело по соответствующей статье.

Людям, решившим усыновить ребенка, в первую очередь нужно обратиться в отдел опеки

Права и полномочия органов

Закон об опеке и попечительстве

Полномочия:

  • Выявлять, вести учет, контролировать количество людей и детей, нуждающихся в опекунстве.
  • При необходимости подавать в суд иски в отношении людей, которых необходимо признать полностью либо частично недееспособными или которым необходимо вернуть (восстановить дееспособность) вследствие того, что изменились обстоятельства, влияющие на состояние человека, лишенного прав.
  • Установление или снятие опеки и/или попечительства.
  • Контроль опекунов (людей и учреждений), а также проверка условий быта и проживания подопечных (проведение плановых и внеплановых, внезапных проверок мест проживания опекаемых детей и недееспособных взрослых). Составление отчетов на основании проведенных проверок.
  • Контроль того, как назначенные ответственными люди распоряжаются средствами подопечного, прием отчета от этих людей, проверка отчетности, своевременное реагирование в случае нарушения прав больного человека.
  • Разрешение или отказ в проведении сделок с имуществом детей или недееспособных.
  • Подбор, проверка и учет людей, которые хотели бы стать опекунами, информирование этих граждан, всесторонняя помощь им в рамках закона.
  • Определение формы устройства детей, оставшихся без родителей.
  • Подготовка информации для базы данных сирот и формирование этой базы (в некоторых регионах такую информацию выставляют в открытие источники), чтобы в этой базе детей искали потенциальные усыновители и опекуны.
  • Подготовка заключения о том, что те или иные граждане по всем пунктам готовы к принятию в семью подопечного.
  • Информирование жителей региона о том, какие формы принятия в семью детей-сирот существуют; информирование кандидатов в приемные родители или опекуны о возможностях подбора подопечного в базе данных.
  • Реагирование на сигналы о том, что где-то дети или недееспособные люди находятся в опасном для них положении, принятие мер по их защите, в том числе с привлечением спецслужб.
  • Формирование пакета бумаг, разрешающих раздельное проживание подопечного и его законного представителя. Такое разрешено законом в случае, если опекаемому исполнилось 16 лет. Как правило, данное разрешение оформляют, когда подросток отправляется на обучение в другой населенный пункт.
  • Представление интересов подопечных, в том числе в судебных разбирательствах.

Сотрудники опеки контролируют семьи из группы риска вместе с полицией

Обратите внимание! Если человек решил взять в семью малыша из детского дома или приюта, ему нужно обращаться именно в эти органы. Там подскажут, какой пакет документов нужно собрать, а также в обязательном порядке направят в школу приемных родителей. 

Права органов:

  • Получать на рассмотрение и проверку по требованию материалы и документы (в отсутствии их оригиналов, копии бумаг), необходимые для работы (как от граждан, так и от организаций и госструктур).
  • Требовать, чтобы все ответственные специалисты других (смежных и сторонних) ведомств выполняли свои обязанности по защите прав и свобод подопечных.
  • При необходимости привлекать к работе по делу несовершеннолетнего или недееспособного всех необходимых сотрудников и специалистов ведомств, структур и организаций: участковых уполномоченных полицейских, инспекторов по делам несовершеннолетних, педиатров территориальной детской поликлиники или экспертов от местного отдела, управления или министерства здравоохранения, представителей органов социальной защиты, жилищных служб и т. д.
  • Вызывать на беседы мам/пап, опекунов/попечителей, усыновителей, приемных родителей, других законных представителей, причастных к процессу служб для решения вопросов о защите прав опекаемых или находящихся под попечительством.
  • Ставить на вид, наблюдать, обследовать семьи, в которых воспитываются дети в возрасте младше 18 лет, находящиеся в «группе риска», если есть основания полагать, что родители или другие люди нарушают права детей, живущих в этих семьях. Привлекать к профилактической работе с этими семьями всех необходимых специалистов и представителей ведомств.
  • Представлять интересы опекаемых и находящихся под попечительством в суде.
  • Быть полноправными участниками административных комиссий, в ходе которых рассматриваются дела, даже косвенно связанные с подопечными лицами, комиссий по делам несовершеннолетних и по жилищным вопросам.

Органы опеки находятся в структуре региональных управлений или министерств образования

Кто контролирует работу этих департаментов, ведомств и отделов

Сотрудники отдела опеки и попечительства подчиняются руководителю отдела. Он же, в свою очередь, находится в непосредственном подчинении у начальника управления, отдела образования или министра образования региона (в зависимости от того, какое ведомство отвечает за сферу образования в конкретном субъекте Российской Федерации).

Обратите внимание! Соответственно, при возникновении любых разногласий с органами за разъяснением ситуации можно обратиться к руководителю управления или министерства образования. Обращение можно оформить письменное, отправить его заказным письмом или принести в приемную ведомства, обязательно проследив, чтобы на заявлении поставили входящий регистрационный номер.

Если гражданин уверен в том, что местные органы опеки действуют вне рамок закона, а их сотрудники превышают свои полномочия или же, напротив, совсем бездействуют, можно обратиться с жалобой не только к руководителю департамента, управления или министерства образования, в чьем ведомстве находится отдел.

Жалобу можно подать в региональную прокуратуру, уполномоченному по правам человека (если речь идет о взрослом) региона, в аппарат уполномоченного по правам ребенка (если речь идет о несовершеннолетнем) в этом субъекте.

Контакты (телефон, почтовый и электронный адрес для отправки обращений) можно найти на официальных сайтах прокуратуры и аппаратов уполномоченных по правам взрослых и детей.

Таким образом, органы опеки и попечительства — это важные субъекты исполнительной власти, которые призваны охранять права несовершеннолетних подопечных и лиц, полностью или частично утративших дееспособность. Они наделены достаточными правами и полномочиями, чтобы эффективно выполнять свои задачи.

Источник: https://shtrafsud.ru/dokumenty/organy-opeki-i-popecitelstva.html

Органы опеки и попечительства

Органы попечительства и опеки. Деятельность органов опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства или ООП – органы государственного значения, которые уполномочены опекать несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они представляют исполнительную власть Российской Федерации на всей ее территории.

  • Москва МО:
  • Санкт-Петербург и ЛО:
  • Общероссийский:

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней.

Спасибо, что посещаете наш ресурс «Семейный консультант».

Права и обязанности, функции таких органов регламентируются Федеральным законом № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 года, а также Гражданским и Семейным Кодексами.

Не исключено, что органы опеки и попечительства присутствуют не во всех населенных пунктах, округах и поселениях, потому органы местного самоуправления могут брать на себя полномочия органов опеки и попечительства над малолетними детьми и лиц с ограниченными возможностями, что предусмотрено российским законодательством. Эта практика действует, как видно на примерах городов федеральной значимости Москвы и Санкт-Петербурга.

Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» содержит в себе полный перечень прав и обязанностей, задач и полномочий органов опеки на территории РФ.

ООП взаимодействуют с множеством государственных структур. Медицинские, социальные, образовательные, жилищные организации на постоянной основе сотрудничают с ними. Это могут быть ВУЗы, интернаты, санатории, дома престарелых, психиатрические лечебницы, жилищные инспекции. Они частично выполняют задачи ООП.

ООП регулируют процесс попечительства в рамках времени, качества, эффективности и безопасности граждан, которые временно или постоянно пользуются помощью из-за ограниченности способностей.

Могут функционировать, как отдел или быть частью какого-либо государственного департамента. Это никак не отражается на полномочиях и задачах, которые есть у ООП.

В состав штата входят специалисты, инспекторы, консультанты специальной подготовки, а также узких направлений.

Требования к качеству подготовки, квалификации и навыкам сотрудников, а также методическая литература для работы и управления прописываются и устанавливаются Правительством РФ.

Официальный сайт органов опеки и попечительства – это сайт регионального министерства или департамента образования. Там вы можете найти необходимую информацию, задать вопрос или же найти адрес, телефон и время работы.

Полномочия органов

В статье 8 Федерального закона упомянуты все полномочия ООП:

  • поиск и регистрация недееспособных граждан;
  • ходатайство об определении недееспособности гражданина или же восстановлении его полноценных способностей;
  • установление государственной опеки, попечительства над гражданином;
  • контроль деятельности лиц, которые оказывают опеку и попечительство, и условиями жизни недееспособных, отстранение опекунов от обязанностей в связи с окончанием недееспособности или же некачественного выполнения опекунских задач;
  • возможность руководить сделками с имуществом граждан под опекой;
  • поиск и учет потенциальных опекунов и попечителей;
  • защита прав, интересов недееспособных лиц;
  • предоставлять информацию опекунам о возможности передачи гражданина в семью.

Также существуют дополнительные полномочия органов опеки и попечительства, которые предусмотрены законами РФ. К примеру:

  • разрешение на установление отцовства;
  • запрос характеристики на родителя;
  • разрешение на трату опекуном доходов несовершеннолетних детей;
  • решать текущие вопросы с недвижимостью;
  • соблюдение прав и обязанностей попечителей и опекунов;
  • ведение контроль своевременной отчетности опекунов;
  • активная профилактика сиротства;
  • выявление факта нарушения прав граждан и защита пострадавших.

ООП имеют право издавать акты, на основе которых осуществляется опека, ее остановка, продление или прекращение. Документ такого значения разрешено оспаривать в суде. К примеру, если опекун не согласен с отменой опекунских прав на ребенка, то он может обжаловать решение ООП в суде.

Обязанности при переезде подопечного

Если недееспособный гражданин вместе с опекуном или попечителем переезжает на новое место жительства, то регистрация и наблюдение за ним осуществляется уже на новом месте проживания.

Деятельность органов в таком случае заключается в оформлении факта перемены места жительства, отправке дела несовершеннолетнего или недееспособного гражданина на новое место проживания в течение 3 рабочих дней с момента информирования опекуном о переезде в другой населенный пункт.

Также все обязанности, полномочия и задачи полностью возьмет на новый орган опеки по другому месту жительства с того дня, как личное дело получено. Гражданин также будет находиться под защитой и наблюдением ООП, как и раньше, но уже в другом регионе. При этом законодательная база остается едина для всей территории Российской Федерации, как и качество присмотра, выполнение задач ООП.

Заключение

В качестве основной функции органов выступает защита лиц с ограниченными возможностями.

Под эту категорию попадают как дети, не достигшие 18 лет, так и взрослые, которые по каким-либо причинам не в состоянии полностью содержать себя в финансовом и физическом плане временно или до конца жизни.

ООП имеет право менять решение о необходимости предоставления или помощи лицам от государства на основе объективных причин.

Также ООП:

  1. Являются государственной структурой.
  2. Обладают полномочиями исполнительной власти.
  3. Всегда остаются гарантом безопасности и защитником прав недееспособного лица, в том числе перед лицом закона, после передачи опекунских и попечительских прав.

Остались вопросы или ваша проблема не решена? Задайте их практикующим юристам прямо сейчас!

    • Москва МО:
    • Санкт-Петербург и ЛО:
    • Общероссийский:

Источник: http://family-advisor.ru/deti-i-roditeli/organy-opeki-i-popechitelstva/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.