+7(499)-938-48-12 Москва
+7(812)-425-63-82 Санкт-Петербург
8(800)-350-73-64 Горячая линия

Организация экономического сотрудничества и развития. История создания, задачи и цели

Содержание

Страны Организации экономического сотрудничества и развития. ОЭСР: деятельность, задачи, руководство

Организация экономического сотрудничества и развития. История создания, задачи и цели

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – это экономическая организация стран мирового масштаба (своеобразный глобальный экономический клуб), учрежденная с целью осуществлять и координировать единую экономическую политику и экономические программы по оказанию всесторонней помощи, с целью осуществления свободной торговли и развития мирового экономического и промышленного потенциала.

ОЭСР: определение и понятие

ОЭСР на глобальном уровне осуществляет научные исследования экономических процессов мирового масштаба, изучает возможности международного взаимодействия и сотрудничества между странами в области технологического и экономического развития, разрабатывает планы по обмену опытом между странами, выявляет основные направления внешней и внутренней политики различных государств в области финансовых, экономических, торговых и деловых отношений.

ОЭСР – это международная экономическая организация развитых стран, созданная с целью научных исследований экономических процессов в мировой экономике и отдельных стран в частности, консультаций по ряду экономических и финансовых вопросов. ОЭСР осуществляет тесное сотрудничество с ВТО, ВМФ и другими организациями.

Организации экономического сотрудничества и развития

Организации экономического сотрудничества и развития принято подразделять на региональные и международные:

Международные организацииРегиональные организации
ВМФЦентральноамериканский и Азиатский клиринговые союзы
МБЕИБ
ВТОЕБРР
ОЭСРАрабский валютный фонд
ЮНКТАД

ОЭСР – это объединение промышленно – развитых стран по ряду экономических вопросов. К промышленно-развитым странам относят:

  • страны «Большой семерки» (Германия, США, Великобритания, Япония, Франция, Италия, Канада);
  • менее высокоразвитые страны Европы;
  • страны переселенческого капитала: Израиль, ЮАР, Новая Зеландия, Австралия.

На долю промышленно приходится примерно 60 % всего ВВП.

История образования ОЭСР

Война с Германией нанесла огромный ущерб экономике всех стран Европы. Были разрушены тысячи предприятий, остановлены производства на десятках тысяч заводов и фабрик, в упадке находилось сельское хозяйство. На восстановление экономики, выплату пособий населению, на инвестиции в производство и сельское хозяйство у стран Европы не было финансовых возможностей.

Финансовый и продовольственный кризис, инфляция, бедность, безработица, нехватка жилищного фонда приводили к обострению экономической нестабильности в европейском обществе. Для стабилизации экономики требовались огромные денежные средства, которых у европейских стран не было.

План Маршалла

США за время Второй мировой войны преумножило свой финансовый потенциал, обладая 2/3 всего мирового запаса золота.

В нелегкое время для стран Европы США предлагает безвозмездно финансовую помощь «План Маршалла» или «Европейская программа реконструкции» (предложен Дж. Маршаллом в 1947 году).

Для осуществления этой программы и контроля над ее исполнением США настаивает на создании специальной организации.

12 июля 1947 году на конференции 16 стран создается Комитет по европейскому экономическому сотрудничеству. Он должен был разработать план на 4 года по восстановлению экономик европейских стран, рассчитать размеры финансовой помощи США, необходимой для преодоления экономического кризиса в Европе.

Конгресс США в апреле 1948 года принял закон «О помощи иностранным государствам» (так называемый План Маршалла), на реализацию ее было выделено 29 млрд долларов. План Маршалла предусматривал в течение 5 лет реализацию следующих пунктов:

  • оказание материальной помощи;
  • обеспечение поставок одежды, питания, топлива;
  • поставки продовольственного сырья;
  • предоставление финансовых займов на приобретение промышленного оборудования;
  • размещение на территории стран, получающих помощь, американских военных баз.

16 государств Европы получили материальную помощь по Плану Маршалла. Фактически объем помощи оказался 17 млрд долларов (вместо запланированных 29 млрд долл.), причем 2/3 от этой суммы получили Франция, Великобритания, ФРГ, Италия.

В 1948 году создана Организация европейского экономического сотрудничества для координации Плана Маршалла.

Между европейскими странами, США и Канадой после организации ОЕЭС возникла необходимость более тесного сотрудничества. США и Канада вступают в ОЕЭС, и подписывают Конвенцию, согласно которой ОЕЭС реорганизовано в Организацию экономического сотрудничества. Таким образом, в 1960 году было учреждено ОЭСР. Штаб-квартира ОЭСР расположена в Париже.

Руководство ОЭСР

Руководителем ОЭСР является Генеральный секретарь, избирается на 5 лет, и имеет возможность быть переизбранным на новый срок. В настоящее время Генеральный секретарь ОЭСР является Хосе Анхель Гурриа (переизбран на третий срок в 2015 году).

Структура ОЭСР

Органы управления ОЭСР:

  1. Совет ОЭСР состоит из делегатов от всех стран-участниц, осуществляет общий контроль. Председатель Совета – Генеральный секретарь ОЭСР. Совету подчиняются постоянные комитеты.
  2. Комитеты изучают конкретные проблемы и руководят вспомогательными подразделениями, обсуждают предложения и занимаются реализацией проектов. В ОЭСР работает около 200 комитетов и контактных групп.
  3. Секретариат ОЭСР обеспечивает работу организации, оказывает помощь комитетам и рабочим группам, координирует их деятельность. Анализирует приоритеты и разрабатывает конкретные предложения. Секретариатом руководит Организации экономического сотрудничества и развития, которому помогают 3 заместителя. Секретариат подразделен на департаменты и директораты.

Цели ОЭСР

Выделяются следующие цели:

  • анализ и прогноз направлений экономического и промышленного развития стран;
  • разработка методов и подходов решения мировых экономических проблем, внедрение разумных методов развития экономики в странах-членах ОЭСР;
  • достижение высокого стран-участниц;
  • достижение уровня финансовой стабильности стран-участниц;
  • повышение уровня и качества жизни населения стран-участниц.

Задачи ОЭСР

Основными задачами Организации экономического сотрудничества и развития являются:

  • экономический рост и финансовая стабильность стран-участниц ОЭСР;
  • помощь развивающимся странам;
  • расширение международной торговли;
  • уменьшение уровня безработицы;
  • обеспечение социального равенства для каждого.

Деятельность ОЭСР

Организация решает широкий спектр проблем, разрабатывает методы реализации реформ в сферах налогообложения, финансов, социальных выплат, образования, медицинского обслуживания. Разрабатывает способы борьбы с коррупцией в глобальном масштабе. ОЭСР планирует создание Единого всемирного хозяйства.

Организация экономического содействия и развития осуществляет сбор соответствующей информации для оказания помощи правительствам стран в борьбе с наиболее актуальными экономическими, финансовыми, социальными и другими проблемами данных государств. ОЭСР анализирует данные, осуществляет постоянное наблюдение за событиями в странах-членах ОЭСР, публикует экономические прогнозы и анализы экономического развития той или иной страны.

Секретариат занимается сбором, обобщением и анализом информации, которую передает в соответствующие комитеты.

Организация тесно сотрудничает с Индией, Китаем, ЮАР, Бразилией с более чем 40 странами, осуществляющими 2/3 мировой торговли.

Основные направления деятельности ОЭСР

Выделяют такие:

  • исследование развития мировой экономики и национальных экономик отдельных стран;
  • налоговая и бюджетная политика;
  • сельское хозяйство и продовольственная политика;
  • предпринимательство и торговля;
  • финансы;
  • образование и здравоохранение;
  • социальная и трудовая политика;
  • территориальное развитие муниципальных образований;
  • охрана окружающей среды;
  • информация, компьютеризация;
  • борьба с киберпреступностью;
  • наука и технологии.

Приоритетные направления деятельности ОЭСР формируются в зависимости от остроты возникающих в обществе проблем (старение населения, борьба с радикальным терроризмом и киберпреступностью, борьба с бедностью, борьба с коррупцией, повышение уровня занятости населения и другие).

Страны ОЭСР

В настоящее время в состав Организации экономического сотрудничества и развития входят 35 стран, 20 из них – это страны-основатели ОЭСР: Великобритания, Германия, Италия, Испания, Франция, Португалия, Греция, Бельгия, Австрия, Дания, Нидерланды, Норвегия, США, Канада, Турция, Швейцария, Исландия, Люксембург, Ирландия, Швеция.

Присоединившиеся к ОЭСР страны: Финляндия (1969), Польша (1996), Новая Зеландия (1973), Мексика (1994), Япония (1964), Чехия (1995), Эстония (2010), Венгрия (1996), Южная Корея (1996), Словакия (2000), Австралия (1971), Словения (2010) , Израиль (2010), Чили (2010), Латвия (2016).

Источник: https://1skidka.com/page.php?id=38623

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Организация экономического сотрудничества и развития. История создания, задачи и цели

На протяжении первых пяти лет после Второй мировой войны новые экономические и политические реалии, захлестнувшие мировое сообщество, стали причиной наращивания экономической взаимозависимости стран, рост интеграционных процессов и, следовательно, стремительный рост количества международных экономических организаций. Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР предполагает продвижение политики, которая ориентирована на экономический рост и социальное благополучие населения всего мира.

Организация ОЭСР

Фактически ОЭСР – это форум, на котором представители руководства государств активно сотрудничают, делятся опытом и заниматься поиском решений общих проблем.

Организация работает с руководством разных стран, чтобы понять основные причины экономических, социальных и экологических изменений.

Работа организации предусматривает рассмотрение вопросов, которые непосредственно касаются повседневной жизни каждого человека, к примеру, налогообложение, затраты на социальное обеспечение, подготовка молодежи в разных школьных системах.

ОЭСР содержит много разных комитетов, которые обеспечивают сотрудничество, как с предпринимателями, так и с рабочими. Принципы ОЭСР заключаются в совместной деятельности в направлении приверженности к рыночной экономике при помощи демократических инструментов, которые ориентированы на благосостояние всего населения.

Образование ОЭСР

Весной 1948 года состоялось формирование Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), главная задача которой состояла в координации работы стран по хозяйственному восстановлению Западной Европы на основе плана Маршалла (1948-1951).

Среди целей ОЕЭС была экономическая интеграция Западной Европы, формирование крупного рынка с ликвидацией внутри него количественных ограничений на переток товаров, денежных и тарифных барьеров.

Примерно через десять лет вследствие изменения международного контекста, логики развития мирохозяйственных связей, а также активизировавшейся работы главных международных финансовых организаций, к примеру, МВФ, Всемирный банк, Банк международных расчетов, появилась необходимость радикального пересмотра и расширения миссии ОЕЭС, чтобы адаптировать к новым условиям.В середине декабря 1960 года в Париже состоялось подписание Конвенции о формировании Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Официальной датой вступления в силу этого документа считается 30 сентября 1961 года. Идею учредить организацию с более широким диапазоном работы предложило руководство США.

Эксперты полагают, что ОЭСР формировалась в качестве некоего двойника военно-политического альянса НАТО.

Страны ОЭСР

В данной организации объединены 34 самых развитых государства мира. До недавнего времени ОЭСР была чем-то вроде «закрытого клуба», состоявшего из ограниченного количества участников.

Тем не менее, принимая во внимание инициативы со стороны множества государств, летом 1993 года Совет ОЭСР утвердил принципиальное решение о развитии взаимодействия с заинтересованными странами. Такие страны получили возможность присоединиться к организации, если выполнят определенные условия.
Япония стала членом организации в 1964 году.

После этого появились предпосылки для старта переговоров по подготовке Декларации о сотрудничестве России с ОЭСР, которую подписали 8 июня 1994 года в рамках сессии Совета Организации. Сегодня Россия занимает положение наблюдателя в ОЭСР. Совет ОЭСР 13 марта 2014 года приостановил процедуру присоединения России к этой организации.

Государства, несколько десятков лет назад являющиеся незначительными игроками на мировой арене, к примеру, Китай, Индия и Бразилия, сегодня стали новыми экономическими гигантами.

Источник: http://artextrade.ru/economy/world/organizatsiya-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-i-ra/

Организация черноморского экономического сотрудничества, чэс

Организация экономического сотрудничества и развития. История создания, задачи и цели
статьи

  • История становления.
  • Организационная структура.
  • Значимость.

Организация черноморского экономического сотрудничества, чэс (Organization of Black Sea Economic Cooperation – BSEC) – субрегиональное объединение11стран Черноморского региона (Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Турция, Украина, а также Азербайджан). С 1992 до 1998 называлась просто «Черноморское Экономическое Сотрудничество» – ЧЭС, причем эта аббревиатура так и закрепилась в средствах массовой информации и официальных документах.

Цель – более тесное экономическое сотрудничество стран-участниц, свободное передвижение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы и интеграция экономик этих стран в мировую экономическую систему.

Создана в 1992, штаб-квартира в Стамбуле.

История становления.

Точкой отсчета считается 1990-й, когда президент Турции Тургут Озал выступил с инициативой создания «Черноморской зоны процветания и сотрудничества» с участием СССР, Турции, Румынии и Болгарии.

К моменту подписания первого документа об образовании этой организации – Стамбульской декларации 1992 «О Черноморском экономическом сотрудничестве» – исчез СССР и кардинально изменилась геополитическая карта региона. В качестве основного «локомотива» при реализации идей Тургута Озала в 1992 выступили Россия, Турция и Украина.

К ним присоединились Армения, Грузия, Азербайджан, Молдова, Румыния и другие балканские страны: Греция, Болгария, Албания.

Однако в первые же годы существования ЧЭС возникли проблемы с реализацией поставленных задач. Нехватало финансовых ресурсов.

Так, хотя в Стамбульской декларации заявлялось о необходимости учреждения Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР), фактически работа по его созданию началась лишь в 1995, когда ЕС выделил 250 тыс. экю на разработку бизнес-плана банка.

Соглашение о создании ЧБТР, подписанное и ратифицированное всеми участниками, вступило в силу 24 января 1997. Уставной капитал ЧБТР – 1,35 млрд. долл. (доля России в уставном фонде – 16,5%, она один из его главных акционеров).

Стратегия развития нового объединения разрабатывалась в ходе саммитов, проходивших в Бухаресте (июнь 1995), Москве (октябрь 1996) и Ялте (июнь 1998). В Ялте получило официальное закрепление термина «Организация» и был подписан Устав ОЧЭС, после чего она получила статус международной региональной организации.

Организационная структура.

Условно выделяются четыре компонента организационной структуры ОЧЭС:

– ежправительственный (саммиты и сессии Совета министров иностранных дел);

– предпринимательский (Деловой совет ЧЭС – орган координации предпринимательских инициатив);

– финансовый (Черноморский банк торговли и развития);

– академический (формируется единая региональная академическая сеть государств Черноморского бассейна, которую предполагается интегрировать с аналогичными европейскими сетями).

ЧЭС – это организация, которая представляет исполнительную ветвь власти стран-участниц. В ЧЭС есть совет высших должностных лиц, периодически собираются президенты, премьер-министры и министры иностранных дел, есть исполнительный орган в Стамбуле.

Первоочередная задача ЧЭС – развитие экономического сотрудничества в регионе Чёрного моря, продвижение различных совместных интеграционных проектов от глобальных, начиная с региональной «зоны свободной торговли» до более мелких – таких как транспортный коридор, так называемое кольцо вокруг Черного моря, а также различные энергетические проекты: «голубой поток», транспортировка нефти, электроэнергетика.

Принятие любого стратегического решения Советом высших должностных лиц, касается оно транспорта, торговли, энергетики, предполагает изменение законодательства.

Создание зоны свободной торговли предполагает свободное перемещение не только товаров и услуг, но и капиталов и рабочей силы. А это означает необходимость гармонизации законов в каждой стране-участнице ОЧЭС.

Для этого существует Парламентская Ассамблея ЧЭС (ПАЧЭС).

Развитие крупных проектов требует соответствующего финансового инструментария.

Для этих целей в 1999 начал работать Черноморский Банк торговли и развития (ЧБТР), уже заявивший о готовности финансировать программы развития предпринимательства в трех южных субъектах Российской Федерации (Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область).

Значимость.

Турция и Украина придают особое значение ОЧЭС как организации, повышающей их вес в переговорах о будущем возможном вступлении в ЕС.

Россия пока не ставит перед собой такие цели, однако, как и другие участники, заинтересована в обеспечении своего участия в проектах, которые касаются развития совместного рынка энергоносителей, транспортной инфраструктуры, пограничного сотрудничества и т.д.

Население входящих в ОЧЭС стран составляет более 330 млн. человек. Регион сказочно богат ресурсами, имеет мощную производственную базу, квалифицированную рабочую силу.

О перспективах организации говорит тот факт, что статус наблюдателей в ней посчитали необходимым иметь Франция, Германия, Австрия, Египет, Израиль, Италия, Польша, Словакия, Тунис, а также такие международные организации, как Конференция энергетической хартии, Черноморский клуб. ОЧЭС сотрудничает с Евросоюзом, организациями Балтийского региона.

Одно из принципиальных отличий от других региональных интеграционных группировок (СНГ, ГУУАМ, ЕврАзЭс) – ОЧЭС объединяет страны, которые вовлечены в другие институционально крепко развитые международные структуры.

Так, например, Евросоюз, НАТО – это организации, членство в которых является стремлением многих стран, являющихся членами Организации Черноморского Экономического Сотрудничества. Греция с 1 мая 2004 уже стала членом ЕС. Поэтому ОЧЭС сконцентрирована целиком и полностью на экономическом аспекте интеграции, не распыляя свое внимание и ресурсы на сферы политики и обороны.

В частности, это связано с тем, что ряд входящих в нее стран имеют взаимные территориальные претензии. Однако экономические интересы, черноморская идентичность оказывают положительное объединяющее воздействие на отношения этих государств.

Другой особенностью ЧЭС в сравнении с другими субрегиональными группировками служит то, что в отличие от них уже в Декларации о создании организации во главу угла предстоящей деятельности было поставлено не торговое, а производственное сотрудничество. Это нашло свое выражение в отраслевом подходе к решению общих экономических проблем региона.

Материалы в Интернете: Язькова А., Куприянов Б. Черноморский узел. Федеральный информационно-аналитический журнал «Сенатор». http://senat.org/integ4/txt8.htm

Михаил Липкин

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/ORGANIZATSIYA_CHERNOMORSKOGO_EKONOMICHESKOGO_SOTRUDNICHESTVA_CHES.html

Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР

Организация экономического сотрудничества и развития. История создания, задачи и цели

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Организация) создана в 1948 году под названием Организация европейского экономического сотрудничества для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

Штаб-квартира ОЭСР располагается в Париже.

Генеральный секретарь (с 2006 года) –  Анхель Гурриа (Мексика). Руководящим органом является Совет ОЭСР. Все решения в нём принимаются на основе консенсуса.

В ОЭСР входят 35 государств, в том числе большинство государств- членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская комиссия (орган Евросоюза). На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60 % мирового ВВП.

Цели и задачи

ОЭСР является глобальной международной организацией, основной целью которой стала выработка рекомендаций по повышению качества экономической политики и качества жизни людей во всем мире.

Взаимодействуя с правительствами государств мира, ключевыми институтами экономики, международными организациями и экспертным сообществом, ОЭСР в рамках реализации возложенных на нее задач разрабатывает глобальные стандарты, основанные на лучшем международном опыте, в отношении широкого перечня сфер государственного регулирования экономики (от сельского хозяйства и налогообложения до безопасности химических веществ).

Сотрудничество Российской Федерации с ОЭСР

В связи с событиями на Украине 12 марта 2014 г. Совет ОЭСР единогласно принял решение о приостановке переговорного процесса по вступлению России в ОЭСР на временной основе, официально сохранив за Российской Федерацией статус «присоединяющегося» государства, и, не вводя ограничений на любые иные форматы сотрудничества с Организацией.

В этой связи взаимодействие Российской Федерации с ОЭСР после приостановки переговорного процесса осуществляется в формате экспертного диалога на основе утверждаемых Правительством Российской Федерации планов.

В 2017 году Правительством Российской Федерации принят План работы по взаимодействию Российской Федерации с ОЭСР на 2017-2018 годы.

Участие представителей Российской Федерации в деятельности рабочих органов ОЭСР определяется соответствующим статусом, выраженной заинтересованностью российской стороны в расширении тематик и направлений взаимодействия, а также инициативой самой Организации.

Ожидается, что в обозримой перспективе российским приоритетом в сотрудничестве с ОЭСР станет внедрение проектного подхода к управлению государственными программами Российской Федерации на основе качественных и количественных стандартов Организации.

Сотрудничество Банка России с ОЭСР

Сотрудничество Банка России с ОЭСР направлено на поддержку деятельности федеральных органов исполнительной власти за счет предоставления экспертизы Банка России и статистических данных (в соответствии с поступающими запросами).

С учетом концентрации полномочий и компетенций в Банке России в области регулирования финансовой отрасли, организация работы по предоставлению в ОЭСР статистических и иных сведений и данных в компетенции Банка России является в настоящее время также одним из наиболее важных направлений сотрудничества.

Банк России продолжает выполнять указанные задачи, вместе с тем стремясь к совершенствованию (большей систематизации и интеграции) сотрудничества с ОЭСР на всех направлениях, представляющих для Банка России интерес.

Основной общей целью взаимовыгодного сотрудничества Банка России с ОЭСР является анализ и обобщение международного опыта и практики в области регулирования финансовой сферы, а также совместная выработка стандартов и рекомендаций по ее развитию и обеспечению ее стабильного функционирования.

Для достижения указанной цели Банком России решается следующий комплекс задач:

  • Обеспечивается выполнение пунктов Плана работы по взаимодействию Российской Федерации с ОЭСР на 2017-2018 годы в рамках компетенции Банка России;
  • Осуществляется мониторинг инициатив экономически развитых государств по разработке и внедрению современных (новых) глобальных стандартов, норм и требований в области финансового регулирования;
  • Обеспечивается продвижение интересов Российской Федерации при разработке ОЭСР рекомендаций по осуществлению экономического (финансового) регулирования на макроэкономическом и отраслевом уровнях;
  • Осуществляется координация деятельности Банка России на площадке ОЭСР в контексте участия в работе иных международных организацией, глобальных форумов и интеграционных объединений, включая Содружество Независимых Государств;
  • Рассматривается возможность участия в комплексных исследованиях ОЭСР, заказ профильным рабочим органам и секретариату ОЭСР тематических исследований с учетом интересов Банка России;
  • Участие в проектной деятельности ОЭСР по проблематике глобализации, экономического роста и развития, посткризисного восстановления экономик развивающихся стран, а также в области сбора и систематизации статистических данных;
  • Привлечение экспертизы ОЭСР в целях адаптации лучшего международного опыта и практики в сфере регулирования финансового сектора экономики;
  • Обеспечение участия представителей Банка России в заседаниях рабочих органов Организации и иных мероприятиях ОЭСР (семинарах, конференциях, форумах), а также подготовки необходимых позиционных и информационно-аналитических материалов;
  • Обеспечение эффективного информационного обмена с Организацией (высшим руководством ОЭСР, секретариатами рабочих органов, координаторами, экспертами, консультантами);
  • Содействие в повышении координации сотрудничества Российской Федерации с ОЭСР.

В целях комплексной реализации сформулированных задач в 2017-2018 годах Банком России по линии ОЭСР выпущен приказ «О реализации в Банке России Плана работы по взаимодействию Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничеств и развития (ОЭСР) на 2017-2018 годы».

Руководствуясь задачами, сформулированными указанным Планом, Банк России осуществлял взаимодействие с ОЭСР в соответствии со своими приоритетами.

В 2016 году представители Банка России приняли участие в заседаниях Комитета ОЭСР по корпоративному управлению, Комитета ОЭСР по финансовым рынкам, Комитета ОЭСР по страхованию и частным пенсиям, Консультативной рабочей группы ОЭСР по кодексам либерализации, Рабочих групп ОЭСР по статистике национальных счетов, финансовой статистике, статистике международных инвестиций и статистике международной торговли товарами и услугами, Рабочей группе ОЭСР по частным пенсиям, Технического комитета и годовом собрании Международной организации органов пенсионного надзора, Семинаре высокого уровня по вопросам международного сотрудничества в условиях открытого и упорядоченного движения капиталов (в семинаре приняла первый заместитель Председателя Банка России К.В. Юдаева), а также заседании Круглого стола ОЭСР и Института Азиатского банка развития по рынкам капитала и реформированию финансового сектора.

Кроме того, в рамках деятельности по линии Комитета ОЭСР по налогообложению Банком России проведена работа по подготовке позиции по законопроекту «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний)», а также по поступившим по итогам общественного обсуждения законопроекта замечаниям, соответствующие письма направлены в Минфин России и ФНС России.

Сотрудничество Банка России с ОЭСР в 2018 году будет опираться на аналогичный механизм закрепления ответственности структурных подразделений Банка России за взаимодействие с профильными рабочими органами Организации.

Информация о ходе выполнения пунктов указанного Плана направляться в Минэкономразвития России в режиме ежеквартальных отчетов о взаимодействии.

Ресурс ОЭСР (сайт ОЭСР)

Годовой отчет о деятельности ОЭСР

Статистическая база данных ОЭСР

Информационная система ОЭСР “OECD Network Enviroment O.N.E.” (access gate)

Библиотека ОЭСР «ILibrary»

Механизмы организации сотрудничества Банка России с ОЭСР

Приказ Банка России от 3 марта 2017 года № ОД-567 «О реализации в Банке России Плана работы по взаимодействию Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на 2017-2018 годы»

Отчеты Банка России о взаимодействии с ОЭСР (2017 год):

Раздел сайта МИД России – сотрудничество Российской Федерации с ОЭСР

Источник: http://www.cbr.ru/today/ms/smo/oecd/

Организация экономического сотрудничества и развития

Организация экономического сотрудничества и развития. История создания, задачи и цели

02.11.2017

Организация экономического сотрудничества и развития — это международная межгосударственная организация экономически развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Также известна как «Клуб развитых стран».

ОЭСР является форумом, в рамках которого правительства стран-членов имеют возможность обсуждать, разрабатывать и координировать экономическую и социальную политику, обмениваются опытом, ищут способы решения общих проблем и вырабатывают согласованную внутреннюю и внешнюю политику.

ОЭСР основана в 1948 году как Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) (Organisation for European Economic Co-operation, OEEC) с целью координации проектов экономической реконструкции Западной Европы после Второй мировой войны в рамках плана Маршалла.

В 1960 году, после того как задача плана Маршалла была выполнена, страны-члены ОЕЭС учредили Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), отвечающую за координацию политики развитых стран с рыночной экономикой.

В настоящее деятельность ОЭСР имеет глобальный характер и охватывает широкий круг экономических и социальных вопросов — от макроэкономики и торговли, до образования, охраны окружающей среды, науки и инноваций.

История создания ОЭСР

История ОЭСР началась в апреле 1948 года, когда была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), основная цель которой заключалась в координации деятельности государств по хозяйственному восстановлению Западной Европы после Второй мировой войны в рамках «Программы европейского восстановления» на основе плана Маршалла (1948–1951). В задачи ОЕЭС также входила экономическая интеграция Западной Европы, включая развитие экономического сотрудничества между странами-участницами путём либерализации торговли и создания системы многосторонних расчётов.

В конце 1950-х годов в связи с завершением программы европейской экономической реконструкции и изменением международного контекста возникла необходимость кардинального пересмотра и расширения миссии ОЕЭС для её адаптации к новым условиям.

Государства Западной Европы пришли к выводу, что наработанный потенциал ОЕЭС целесообразно в дальнейшем использовать для совместного решения общих проблем стран-участниц на благо их экономического процветания.

14 декабря 1960 года в Париже представители двадцати стран подписали Конвенцию о преобразованию ОЕЭС в ОЭСР, вступившую в силу 30 сентября 1961 года после её ратификации всеми государствами-участниками. В новую организацию, кроме европейских стран, вошли также Соединённые Штаты Америки и Канада.

Цели, задачи, направления деятельности ОЭСР

Цели ОЭСР были определены в первой статье Конвенции и состояли в проведении согласованной политики, направленной на:

  • достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня стран-членов при соблюдении финансовой стабильности,
  • продвижение разумных экономических взглядов и методов в странах-членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития,
  • развитие международной торговли на многосторонней основе в соответствии с международными обязательствами.

Основная миссия ОЭСР — способствовать развитию мировой экономики, оказывать содействие экономическому росту стран-членов и повышению их вклада в глобальный экономический рост и развитие, а также развитию других стран, не входящих Организацию. В дальнейшем происходила постепенная эволюция миссии ОЭСР, расширение её сфер деятельности, целей и задач.

Основные цели деятельности ОЭСР:

  • обеспечение наиболее высокого и устойчивого экономического роста, занятости и уровня жизни в странах-членах,
  • обеспечение финансовой стабильности в странах-членах, необходимой для устойчивого развития мировой экономики,
  • содействие существенному экономическому вкладу как стран-членов так и стран-партнёров в процесс глобального развития,
  • содействие развитию мировой торговли на многосторонней, не-дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

Для реализации поставленных целей страны-члены ОЭСР обязались:

  • предоставлять друг другу и Организации информацию, необходимую для достижения её целей,
  • обеспечить правильное использование имеющихся у них ресурсов,
  • проводить постоянные консультации, исследования и участвовать в совместных проектах,
  • поощрять научные исследования и образование,
  • стремиться к финансовой стабильности,
  • предпринимать меры по снижению барьеров на пути движения капиталов и торговли товарами и услугами,
  • оказывать помощь развивающимся странам путём предоставления капиталов и технического содействия,
  • тесно взаимодействовать и при необходимости принимать согласованные меры.

Источник: https://tradesmarter.ru/analitika/prs_organizaciya-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-i-razvitiya_23efc.html

Организация экономического сотрудничества и развития. История создания, задачи и цели

Организация экономического сотрудничества и развития. История создания, задачи и цели

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — межгосударственная международная организация, состоящая из стран с развитой экономикой, которая основана на свободе рыночных отношений и демократических принципах. Часто ее называют Клубом развитых стран.

Организация экономического сотрудничества и развития — площадка для переговоров, функционирующая в формате форума, на котором ее члены могут проводить консультации, искать способы разрешения общих экономических проблем, вырабатывать общие позиции по конкретным вопросам.

Основным документом, подписание которого привело к появлению этой организации, является «План Маршалла» и выработанная на его основании «Программа европейского восстановления».

Для координации между странами по этой программе нужна была общая площадка, поэтому в июне 1947 был основан Комитет Европейского сотрудничества и развития.

Инициаторами созыва являются министры иностранных дел Великобритании и Франции.

По итогам первой конференции в состав комитета вошли 16 участников. Главной задачей комитета было объявлено составление и презентация четырехлетнего плана по восстановлению экономики послевоенной Европы. В рамках комитета функционировали дополнительные комиссии.

Главным центром генерации и принятия решений был обозначен Исполнительный комитет, состоящий из 5 государств-основателей: Нидерландов, Норвегии и Италии, а также доминирующих Франции и Великобритании. Однако, первый полученный на выходе план развития вызвал нарекания у Американской стороны и не был одобрен.

После достижения компромисса по всем вопросам Комитет был реорганизован. Приемником стала организация экономического сотрудничества и развития, основанная теми же 16 странами.

В уставных документах целями деятельности ОЭСР были обозначены:

  • торговая и производственная помощь между членами участниками объединения;
  • создание взаимной платежной системы;
  • укрепление и стабилизация валютных курсов;
  • торговая либерализация: упрощение торговых отношений и уменьшение взаимных ограничений.

Начальный этап работы ОЭСР

Первые четыре года работы были направлены на содействие в исполнении «Плана Маршалла», по которому инвестиции в Европейские страны составили более 20 миллиардов долларов США. Благодаря выработанной экономической стратегии, к 1952 году удалось добиться более чем 200% роста производства в странах Европы, по сравнению с довоенными показателями.

Деятельность ОЭСР также благоприятно повлияла на послевоенные интеграционные процессы. В рамках организации был основан Европейский Платежный Союз. Просуществовав до 1958 года, ЕПС сыграл существенную роль в укреплении конвертируемости денежных единиц стран Западной Европы.

Росту производства и товарооборота между странами-участниками ОЭСР способствовал также принятый в рамках ее форума Кодекс либерализации торговли.

Окончательно современная структура международного образования была оформлена, когда все страны ОЭСР подписали и ратифицировали Конвенцию об учреждении Организации экономического сотрудничества и развития.

Цели и направление деятельности

Основные задачи деятельности структуры были изложены в первой статье Конвенции. Работа определялась в согласовании и проведении политики по следующим направлениям:

  • экономический рост и улучшение жизненного уровня в странах-участниках;
  • продвижение перспективных экономических моделей развития государства;
  • стимулирование взаимовыгодной международной торговли между партнерами по Конвенции.

Для реализации утвержденных задач страны ОЭСР взяли на себя следующие обязательства:

  • открытый доступ участников площадки к экономической информации, необходимой для выполнения задач;
  • обеспечение правильности использования экономических ресурсов;
  • участие в совместных проектах;
  • стимулирование Научно-исследовательской деятельности, направленное на экономический рост;
  • либерализация международного сотрудничества;
  • помощь странам третьего мира в развитии их экономик;
  • согласование мер и действий в рамках ОЭСР.

Организация экономического сотрудничества и развития: основные направления деятельности

Направления работы форума:

  • торговля;
  • макроэкономическая деятельность;
  • консультации по вопросам налоговой и бюджетной политики;
  • вопросы занятости и социальной политики;
  • развитие научных и высокотехнологичных проектов;
  • информационная поддержка стран участников, а также иных партнеров.

Структура организации

Руководящим органом является Совет организации. В нем заседают по одному представителю, которого делегируют все члены ОЭСР, принявшие Конвенцию. Совет проводит заседания на постоянной основе во главе с Генеральным секретарем. Работа структурных органом обеспечивается Секретариатом, а подготовка форумов проводится различными директоратами и комитетами, созданными в рамках структуры.

ОЭСР-Россия

Россия начала партнерство с ОЭСР в 1994 году с подписания совместной декларации о сотрудничестве. В ней, в частности, отмечалось обязательство структуры в помощи РФ в интеграции в мировую рыночную экономику.

В 1995 году Россией была представлена заявка на вступление в ОЭСР, однако она так и не была утверждена, а в 2014 году в результате сложных политических процессов, связанных с Украиной, она была заморожена.

Источник

Источник: http://IDeiforbiz.ru/organizaciya-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-i-razvitiya-istoriya-sozdaniya-zadachi-i-celi.html

Страны Организации экономического сотрудничества и развития. ОЭСР и ее деятельность

Организация экономического сотрудничества и развития. История создания, задачи и цели

Организация экономического сотрудничества и развития представляет собой международное объединение ряда развитых стран с целью реконструкции общеевропейской политики под эгидой внедрения так называемого плана Маршалла. Рассмотрим в общих чертах ее основной состав и деятельность.

Железный занавес

Первые члены организации экономического сотрудничества и развития — это, конечно же, США и несколько западноевропейских государств, которым и была оказана финансовая помощь с американской стороны согласно плану Маршалла.

В их число вошли Великобритания, Франция, Италия, Западная Германия и Голландия. Именно эти страны получили максимальные денежные вливания, причем в порядке уменьшения количества финансов, вложенных США в них.

Однако главным условием направления денежных потоков американцы выставили устранение в партийных порядках этих стран любых коммунистических течений. Таким образом, США начали прибирать к рукам политику Западной Европы.

Еще одним немаловажным фактом является усиление политической конфронтации стран этого блока по отношению к Советскому Союзу и странам, попавшим в результате послевоенного раздела под влияние последнего.

Выгода США

Естественно, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) являлась прямым корыстным интересом Соединенных Штатов, поскольку таким образом они не только смогли грамотно инвестировать огромное количество денег — более десяти миллиардов долларов, но и выгодно продавать сельскохозяйственную продукцию, жизненно необходимую странам, находившимся в руинах, особенно с точки зрения производства продовольствия. На требования стран-участников альянса предоставить средства производства им направлялись предметы потребления, поскольку за годы войны США смогли создать большие объемы излишков подобной продукции. В итоге эта помощь выразилась в еще большей зависимости стран организации экономического сотрудничества и развития от США.

Развитие и состав ОЭСР

В 60-е годы состав участников значительно расширился и продолжает увеличиваться и по сей день. Организация экономического сотрудничества и развития насчитывает на данный момент 34 члена.

Штаб-квартира располагается в Париже, а руководящим органом является совет представителей стран-участников. Все действия ее членов координируются, и выработка любых решений осуществляется на основании консенсуса.

Перечислим страны Организации экономического сотрудничества и развития.

Кроме упомянутых ранее участников на 2015 год числятся следующие: Австралия, Австрия, Бельгия, Венгрия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Канада, Люксембург, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Турция, Финляндия, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Южная Корея и Япония.

Деятельность

Основная деятельность Организации экономического сотрудничества и развития заключается в координации и аналитической деятельности по следующим вопросам: отмывание денег, а точнее, борьба с этим явлением, кроме того, пресечение ухода от налогов, взяточничества, коррупции и других проблем денежных взаимоотношений разнообразных социальных структур.

По сути, это платформа для осуществления многосторонних переговоров между странами-участницами по вышеозначенным вопросам. Она вырабатывает рекомендации для членов организации в решении разнообразных экономических проблем, с которыми те сталкиваются в рамках хозяйственной деятельности на своей территории.

Современная история

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) постоянно рассматривает предложения о вступлении от различных государств со всей планеты. Например, в 1996 году такие заявления подали страны Прибалтики и Россия, однако все они были отклонены. И лишь в 2010 году Эстонии было позволено присоединиться к коалиции.

В 2005 году рассматривался вопрос о принятии Китая в альянс. Началось все с предложения генерального секретаря ОЭСР, заявившего, что в свое время такие страны, как Португалия и Испания, в которых процветали собственные диктатуры, были приняты в члены организации.

Кроме того, политические предпосылки не должны вмешиваться в вопросы экономические. По его мнению, Китай представляет собой самую многообещающую экономику в масштабах всей планеты. Он поставляет самые большие объемы стали на мировой рынок.

И еще множество преимуществ привел генеральный секретарь ОЭСР в поддержку своей идеи. Однако вопрос пока не решен.

Тем не менее есть определенный прогресс в отношении КНДР, поскольку Организации экономического сотрудничества и развития была предоставлена возможность проверки состояния страны. Что обычно является предвестником вступления государства в ряды ОЭСР.

Россия и ОЭСР

Непростые отношения связывают нашу страну и ОЭСР. Вопрос был поднят Россией еще в 1996 году, как уже упоминалось. Однако сначала был твердый отказ по причинам огромного несоответствия страны стандартам Организации экономического сотрудничества и развития. Это не мешает руководству Российской Федерации продолжать лоббировать данный вопрос.

Эти действия привели к тому, что в 2007 году было принято решение о начале переговоров по членству руководством ОЭСР. Важным шагом на этом пути стало вступление России во Всемирную торговую организацию в 2012 году.

Следующей вехой было объявление главы ОЭСР о том, что в 2015 году Россия примет членство Организации экономического сотрудничества и развития при выполнении всех необходимых для этого условий. Однако этого так и не произошло.

Мало того, недавно было объявлено, что решение по данному вопросу откладывается на неопределенный срок. Так что ждем и мы, представители культуры, еще тридцать лет назад отрицавшие любое влияние Запада на нас.

Организация, созданная как механизм помощи разрушенной после Второй мировой войны Европе, построенная на самоуверенности политических руководителей Соединенных Штатов Америки, в итоге приобрела черты саморазвивающегося и саморегулирующегося союза крупнейших экономических систем планеты, действующего на благо мира.

Действительно, вопросы устранения уклонения от налогов, взяточничества и коррупции требуют решения. И хотя сами эти явления человеческих взаимоотношений имеют корни в глубинах сознания людей, тем не менее даже такая попытка вызывает уважение.

В целом позиция организации внушает надежду, что человечество справится с экономическими проблемами за счет объединения усилий всех стран на этой планете в направлении их решения.

Источник: http://fb.ru/article/205650/stranyi-organizatsii-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-i-razvitiya-oesr-i-ee-deyatelnost

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.