+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Оперативный эксперимент. 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

Содержание

ФЗ-144 «Об оперативно-розыскной деятельности» с последними изменениями

Оперативный эксперимент. 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

ФЗ-144 определяет методы осуществления оперативно-розыскной деятельности государственными службами. Необходимость организации проведения вышеуказанных мероприятий обусловлена в первую очередь своевременным выявлением и раскрытием преступлений.

Описание закона

Федеральный закон был принят 12 августа 1995 года. Оглашая его, законодатель поставил своей задачей определить содержание ОРД на подконтрольных Российской Федерации территориях и зафиксировать гарантии при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

ФЗ разделен на шесть глав:

  • в первой главе законодатель описал общие положения, согласно которым специальные подразделения госорганов должны выявлять, предупреждать и пресекать преступления;
  • во второй главе приводятся правила проведения розыскных мероприятий, полномочия сотрудников, основания их деятельности, процедура мероприятий, сохранение информации и иных охраняемых законом сведений;
  • в третьей главе ФЗ дает перечень органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность, утверждены их обязанности, права и гарантии их социальной защиты;
  • четвертая глава излагает, какие действия вправе совершать лица при содействии оперативно-розыскным мероприятиям, детально отображена социальная защита таких граждан;
  • пятая глава состоит целиком из экономической стороны ОРД, если конкретнее — источники и сущность финансирования;
  • в шестой главе перечислены органы, совершающие надзор за оперативно-розыскной деятельностью и изложен процесс вступления настоящего ФЗ в законную силу.

Далее ознакомимся с последними внесенными в ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» поправками.

Последние изменения

Последние значительные изменения, датируемые 2015-2021 гг., коснулись нескольких статей в ФЗ-144.

Так, в статью 4 (поправка 2015 г.) был добавлен абзац по организации проведения органами оперативно-розыскных мероприятий.

Статью 6 (поправка 2021 г.) законодатель пополнил таким видом контроля, как прослушивание телефонных разговоров в организациях. Оперативно-розыскная деятельность по этой редакции ФЗ отныне включает получение различной компьютерной информации.

Согласно поправкам (2021 г.) к статье 8, органами могут проводиться розыскные мероприятия, ограничивающие права гражданина на основании судебного постановления. Законодатель подчеркивает, что в рамках проведения такой деятельности может быть получена компьютерная информация.

В статье 13 (поправка 2021 г.) из списка организаций, имеющих право проводить оперативно-розыскные мероприятия, убраны органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Упоминание о них исключено и из части 1 статьи 4.

Статья 18 (поправка от 2015 г.) была значительно исправлена. Законодатель конкретизировал, что период сотрудничества с органами засчитывается гражданину в страховой стаж. Кроме того, порядок передачи сведений о сотрудничестве определяет руководитель государственного органа, с которым имел дело гражданин.

Возникла проблема? Позвоните юристу:+7 (499) 703-46-28 – Москва, Московская область
+7 (812) 309-76-23 – Санкт-Петербург, Ленинградская область
Звонок бесплатный!

Стоит отметить, что последние изменения были внесены в ФЗ в июле 2021 года. Скачать закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в последней редакции можно по ссылке.

Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности

Мероприятия по оперативному розыску основываются на нескольких основополагающих принципах, без которых невозможно их проведение. В качестве начала всей правоохранительной деятельности государства эти принципы изложены в Конституции РФ, однако ФЗ-144 дополнительно помещает их в статью 3.

В принципах заключается суть оперативно-розыскной деятельности и полный их перечень представлен в статье 3 ФЗ-144:

  • принцип законности подразумевает, что каждый сотрудник, реализующий ОРД, должен твердо соблюдать Конституцию, ФЗ об ОРД, другие важные нормативно-правовые акты;
  • несоблюдение законов ведет к соответствующему наказанию сотрудника, осуществлявшего неправомерную деятельность;
  • принципом гуманизма граждане защищены от применения насилия. Он не допускает, чтобы распространялись сведения личной жизни, материалы, угрожающие здоровью гражданина или его близких;
  • принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, закрепленный статьей 2 Конституции РФ, фактически обосновывает и подкрепляет принцип законности. Сотрудник должен блюсти закон, не нарушая права и свободы лиц, в том числе вверенных его полномочиям в качестве подозреваемых;
  • принцип конспирации — поскольку оглашение служебной информации может нанести вред оперативно-розыскной деятельности, ФЗ требует, чтобы эта информация оставалась в тайне и охранялась законом;
  • принцип сочетания гласных и негласных средств и методов подразумевает, что в ходе ОРД употребляются опросы, наблюдение, арест и т. д. Они необходимы для зашифровки информации, проверки на достоверность приобретенных сведений, поиска доказательств к версиям преступления.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, будет представлен ниже.

Оперативно-розыскные органы

Статьей 13 ФЗ-144 предусмотрены следующие органы, реализующие оперативно-розыскную деятельность:

  • ФСИН;
  • ФСБ;
  • ОВД Российской Федерации;
  • Органы исполнительной власти в области государственной охраны;
  • Служба внешней разведки РФ (СВР);
  • Таможенные органы РФ;

В заключении хотелось бы отметить, что государство нацеливается на усовершенствование данного ФЗ по причине повышения террористической угрозы. Тенденция по последним поправкам говорит, что инструментарий оперативно-розыскной деятельности пополнился технологиями считывания компьютерной информации и органы принялись активно противодействовать кибер-преступности.

Задать вопрос юристу

По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

Источник: http://pfgfx.ru/pravo/fz-ob-operativno-rozysknoj-deyatelnosti.html

144-ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности»

Оперативный эксперимент. 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

Действующий ФЗ-144 содержит основные аспекты оперативно-розыскной деятельности РФ. Также обеспечивает проведение законных мероприятий в оперативно-розыскной области.

Скачать ФЗ-144

Настоящий Федеральный закон №144 содержит 6 глав и 23 статьи. Некоторые из них претерпели изменения 6 июня 2021 года. Чтобы проанализировать действующие статьи с дополнениями, поправками и изменениями, скачайте его по следующей ссылке.

Последние изменения, внесенные в закон 144-ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности»

Ниже учитываются изменения 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Утвержден новый регламент выдачи результатов исследования:

  • Органу дознания;
  • Дознавателю ОРД;
  • Прокурору;
  • Следователю;
  • В судебную инстанцию.

В последней редакции закона изменилось несколько статей. Поправки в ФЗ-144 внесены 6.06.2021 года. Ниже рассмотрены основные статьи с измененными формулировками в последнем выпуске:

Статья 6: Претерпела некоторые изменения в последней редакции закона. Она описывает оперативно-розыскные мероприятия, которые контролируют:

  • телеграфные;
  • почтовые отправления;
  • иные сообщения.

Дополнительная возможность поиска согласно ФЗ-144 — прослушивание телефонных разговоров в учреждениях, на предприятии или в организации (вне зависимости от формы управления) юридических и физических лиц.

Информация на основании закона дополняется из бумажных и электронных носителей, компьютерных данных. Дополнительно изымаются документы или договор между органами сотрудниками оперативно-розыскной деятельности.

Статья 7: Перечислены основания в ФЗ-144 для инициации мероприятий оперативно-розыскной деятельности:

  • Привлечение гражданина к уголовной ответственности;
  • Получение информации органами оперативно-розыскной деятельности о возможности подготовки или совершения незаконных действий.

Дополнительно выявляются лица, которые подготавливают других граждан к совершению неправомерных действий. Также говорится о:

  • действиях и мероприятиях, которые влияют на угрозу экономической, государственной или экологической безопасности Российской Федерации;
  • гражданах, которые скрываются от судебного заседания и следствий и уклоняются от уголовной ответственности.

Ознакомьтесь  ФЗ о деятельности по приему платежей физических лиц

Эти и другие основания закона способствуют проведению следствия относительно подозреваемых граждан. Поправки в последнюю редакцию ФЗ-144 не вносились.

Статья 8: Были внесены некоторые изменения. Описываются препятствия для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Ограничением не является:

  • Гражданство;
  • Национальность;
  • Место пребывания;
  • Социальное положение;
  • Принадлежность к обществу;
  • Политические убеждения и отношение к религии.

Допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий с ограничением прав гражданина в соответствии с Конституцией РФ и согласно ФЗ-144 на основании судебного решения:

  • Разрешается анализировать тайную переписку;
  • Прослушивать телефоны;
  • Почтовые сообщения;
  • Телеграфные переговоры.

Статья 9: Перечислен порядок и основания закона при проведении оперативно-розыскательных мероприятий в судебном порядке. Разрешается проводить следующие расследуемые работы на основании ФЗ-144:

  • Прослушивать телефонные переговоры;
  • Перехватывать переписку;
  • Почтовые и телеграфные уведомления. Независимо от способа передачи: почта или электронные сообщения.

Статья 11: Конечные результаты проводимой розыскной и оперативной деятельности по закону используются в судебном заседании и следствии.

Мероприятия в ФЗ-144 помогают провести предупреждение, выявление или раскрыть преступления.

Проведение оперативных действий помогает выявить граждан, которые уклоняются от уголовной ответственности или следствия. Изменения в последнюю редакцию не вводились.

Статья 13: Перечисляет органы, которые позволяют проводить оперативно-розыскную деятельность.

Проведением оперативно-розыскных мероприятий занимаются:

  • Органы ФСБ (закон о ФСБ тут: );
  • Органы внутренних дел РФ.

Органами ФСБ в ФЗ-144 разрешено проводить оперативно-розыскные мероприятия по закону для обеспечения высокого уровня защиты населения ФЗ-144. Работы не должны затрагивать должностные обязанности лиц, указанные в этой статье.

Статья 15: Перечислены основные права органов оперативно-розыскной деятельности.

Они имеют право изымать согласно ФЗ-144:

  • Предметы;
  • Документы;
  • Материалы;
  • Письменные и электронные уведомления.

Если это влечет к нарушению защиты безопасности на основании ФЗ-144. Для законного изъятия вещественных доказательств, должностное лицо составляет протокол. Учитываются требования уголовно-процессуального кодекса. Изменения в последнюю редакцию закона не вводились.

Скачать полный перечень статей Федерального закона №144 можете по следующей ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/144-fz-ob-operativno-rozysknoj-deyatelnosti/

Закон об ОРД в новой редакции

Оперативный эксперимент. 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

ФЗ 144 об оперативно — розыскной деятельности регулирует деятельность всех государственных и не только органов, проводящих оперативные или розыскные мероприятия. Условия, требования, способы и виды деятельности, полномочия и список уполномоченных органов представлены в этом законе.

Суть ФЗ 144

Закон об ОРД был принят Государственной Думой 5 июля 1995 года. Последние изменения в него вносились 6 июля 2021 года.

Общие положения ФЗ 144:

  • Оперативно — розыскная деятельность проводится специальными государственными органами. Проводятся мероприятия по защите жизни, здоровья и свободы граждан Российской Федерации;
  • Оперативные подразделения государственных органов обязаны выявлять, пресекать и раскрывать преступления, а также предупреждать граждан об опасности и разыскивать преступников. Сотрудники органов имеют право конфисковать имущество и собирать информацию о любой угрозе для Российской Федерации;
  • Принципы работы основываются на конституционных правах граждан и сочетании любых других возможных средств.

Также ознакомьтесь с последними изменениями закона о ФСБ. подробности по ссылке:

Структура 144 Федерального Закона:

  • В первой главе описаны все общие положения, они указаны в этой статье выше;
  • Во второй главе подробно расписана система проведения оперативно — розыскных мероприятий. Перечень возможных действий сотрудников органов, список оснований, в каких условиях проходит процедура, особенности и порядок просмотра материалов, использование и защита информации и других сведений;
  • В г. номер три перечислены органы, имеющие право на проведение оперативно — розыскных мероприятий. Обязанности и права сотрудников органов, их социальная защита;
  • В четвертой описано, какие действия могут совершать граждане для помощи и содействия сотрудников ОРПГО, описана социальная защита таких лиц;
  • В пятой г. описана вся экономическая сторона оперативно — розыскных действий. От кого идет финансирование, сколько уходит на процедуру и т. д.;
  • В шестой оформлен список и форма контроля над органами, проводящими такие процедуры. Прокурорский и ведомственный контроль, процесс вступления в силу этого Закона.

Все оперативно — розыскные мероприятия проводятся под контролем и надзором органов по регламенту Федерального Закона 144. В нем описана сама процедура и полномочия всех участвующих сотрудников. Законными являются только те действия органов, которые описаны в ФЗ об ОРД.

Последние поправки

Последние изменения в ФЗ 144 произошли под редакцией Федерального Закона от 6 июля 2021 года номер 374. Изменения были небольшими, в первой части шестой статьи добавили пункт 15 — «Получение компьютерной информации», в четвертой части тоже добавили фразу «с получением компьютерной информации». В 10 части восьмой статьи цифры изменились на «8-11, 15».

ознакомьтесь с основными положениями закона о запрете табакокурения по ссылке:

Основные изменения на протяжении существования закона произошли в других статьях. Во второй ст., где описаны задачи и цели оперативно — розыскной деятельности, добавили информацию о том, что сотрудники имеют право на конфискацию имущества и получение любой информации, если она касается действий или бездействия, создающих любую угрозу Российской Федерации.

В шестой статье перечислены мероприятия, проводимые при оперативно — розыскных процессах и все системы, документы и дополнения, считающиеся законными.

Сотрудники специализированных оперативно — розыскных органов вправе проводить:

  • Опросы;
  • Получать любую необходимую для дела компьютерную информацию;
  • Наведение справок и получение любой необходимой для мероприятия информации у других граждан;
  • Проведение экспериментов;
  • Сбор образцов, закупка для проверки качества, конфискация имущества и получение необходимых документов по первому требованию;
  • Внедрение, контроль поставки, прослушка всех телефонных переговоров и контроль пересылаемых сообщений;
  • Наблюдение и отождествление личности;
  • Проверку любых помещений, комнат, зданий, участков, транспортных средств и т. д.

В седьмой статье описаны все причины и основания для того, чтобы сотрудники оперативно — розыскных групп могли проводить свои операции. Основаниями считаются привлечения граждан к уголовной ответственности и получение сотрудниками информации о том, что на определенной территории или в определенное время могут быть проведены незаконные действия.

ОРД проводятся только при наличии определенных условий и требований. Однако задержаны лица могут быть вне зависимости от гражданства, политических убеждений, религии, национальности, социального положения или местонахождения. Все запреты и разрешения регулируются ст. восемь.

В девятой описаны ситуации, когда органы получают информацию для задержания судей. Также описаны ограничения в конституционных правах граждан во время проведения операций.

Рассмотрение материалов о судье, по разрешению Председателя Верховного Суда РФ, происходит в другом равнозначном судебном органе.

Судья другого равнозначного органа имеет право разрешить проводить оперативно — розыскные мероприятия с судьей или запретить это делать.

В 11 статье описаны ситуации и случаи, когда используются результаты оперативно — розыскной деятельности, как они используются, где используются и хранятся в дальнейшем и т. д.

Информация может быть использована в любых следственных мероприятиях, для судебных разбирательств, в случаях, когда необходимо выявить и предупредить граждан об опасности, пресечь и раскрыть преступление, обнаружить и задержать лица, совершающие, совершившие или готовящиеся совершить уголовно наказуемые действия и т. д.

Полученная против определенных лиц информация сотрудниками ОРПГО может быть поводом для возбуждения уголовного дела, задержания лица и т. д. Используются выявленные средства только в судебных заседаниях и во время следствий.

Согласно изменениям, проведенным в статье 13, органы, имеющие право проводить ОРД:

  • Органы внутренних дел Российской Федерации;
  • Федеральная служба исполнения наказаний;
  • Федеральная служба безопасности;
  • Внешняя разведка РФ;
  • Орган исполнительной власти в области гос. охраны;
  • Таможенный орган.

Все перечисленные органы имеют право проводить действия совместно с сотрудниками уголовно — исполнительной системы в следственных изоляторах. Сотрудники ОРПГО имеют право совершать процедуры, действия и мероприятия только в пределах собственных полномочий.

В 15 ст. перечислены все права сотрудников органов оперативно — розыскных действий. Согласно описываемому закону они имеют право изымать у граждан имущество, включая предметы, электронную информацию, бумаги, документы, материалы. Для защиты граждан существует протокол, который сотрудник обязан показать лицу для проведения дальнейших действий и процедур.

Скачать закон об ОРД в новой редакции

Федеральный закон об оперативно — розыскной деятельности регламентирует и контролирует все действия уполномоченных лиц, таким образом защищая граждан. Если лицо считает, что сотрудник ОРПГО нарушил свои полномочия или некачественно выполнил обязанности, ему рекомендуется ознакомиться с этим законом.

Скачать Федеральный закон 144 «Об оперативно — розыскной деятельности» Российской Федерации можно по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/144-fz-ob-operativno-rozysknoj-deyatelnosti/

Оперативный эксперимент. 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

Оперативный эксперимент. 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
Закон 10 января 2021

В ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” закреплен перечень мероприятий, осуществляемых правоохранительными органами для выявления и привлечения к ответственности лиц, совершивших противоправные деяния.

Этот список считается исчерпывающим и может корректироваться исключительно на основании федерального закона. В качестве одного из ОРМ в перечне назван оперативный эксперимент. Значение этого мероприятия для оперативно-розыскной деятельности переоценить сложно.

Рассмотрим далее особенности проведения оперативного эксперимента.

Трактовка понятия

К сожалению, в ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” определение рассматриваемого мероприятия не раскрыто. Формулировка, однако, присутствует в Рекомендательном законодательном акте “О борьбе с преступностью”, утвержденном Постановлением Ассамблеи стран-участниц СНГ в 1996 г.

В 26 статье указанного документа понятие “оперативный эксперимент” определяется следующим образом.

Под ним понимается воспроизведение обстановки, действий, прочих обстоятельств события, совершение осуществление необходимых мероприятий для пресечения преступлений, обнаружения субъектов, их подготавливающих ибо совершающих.

Целью оперативного эксперимента может являться также проверка и оценка информации о возможных незаконных действиях, получение новых сведений о преступной деятельности.

Это определение во многом схоже с трактовкой такого понятия, как “следственный эксперимент”. Об этом оперативном разыскном мероприятии говорится в 181 статье УПК.

Нюансы

Оперативный эксперимент необходимо отличать от следственного. Последний осуществляется уполномоченным лицом (следователем) для проверки и уточнения информации, имеющейся в возбужденном уголовном деле.

Он осуществляется посредством воспроизведения обстановки, действий, прочих обстоятельств преступления. В ходе этого мероприятия проверяется возможность восприятия тех или иных фактов, наступления последствий.

Следственный эксперимент позволяет выявить последовательность событий, установить механизм возникновения следов.

Он осуществляется на основании постановления суда. В следственном эксперименте участвуют, как правило, потерпевший и подозреваемый. При необходимости к этому процессуальному действию привлекают специалистов, свидетелей, экспертов.

Оперативный эксперимент, в свою очередь, отличается от следственного широтой целевой направленности. Ключевым признаком его является конспиративность. При его проведении маскируются цели, задачи, роли участников. В замысел и структуру оперативного эксперимента посвящается узкий круг служащих.

Еще одно отличие между мероприятиями заключается в форме фиксации результатов. При следственном эксперименте документирование осуществляется строго по процессуальным правилам, при оперативном – оформляются справки, акты, рапорты.

Следует отметить еще одно немаловажное отличие. Результаты оперативного эксперимента не признаются в качестве доказательств. Тем не менее они имеют большое значение при получении других сведений, формирующих доказательственную базу. Результаты могут указывать на предметы, обстоятельства, факты. При их обнаружении в процессуальном порядке они принимают форму доказательств.

Специфика ОРМ

Уполномоченные лица могут проводить оперативный эксперимент гласно или негласно, в отношении конкретных субъектов или для изобличения граждан, намерения которых правоохранительным органам неизвестны.

Учитывая сказанное, рассматриваемое оперативное мероприятие может состоять в непроцессуальном выполнении специальных действий, направленных на проверку полученных ранее сведений, оценку версий, воспроизведение картины преступления, уточнения данных, имеющих существенное значение для расследования деяния.

ОРМ

Оперативный эксперимент может включать в себя:

  1. Создание, воспроизведение, использование условий, в которых будут проявляться преступные намерения подозреваемых субъектов.
  2. Обнаружение объектов посягательств.
  3. Установление и ведение скрытого контроля.
  4. Проверку оперативной информации опытным путем с фиксацией полученных результатов и контролируемых событий.

В ходе эксперимента могут совершаться действия психологической направленности. К примеру, уполномоченные лица могут проверять реакцию подозреваемого на присутствие какого-либо человека, демонстрируемый предмет, фотографии и т. д.

Основания проведения оперативного эксперимента

Приведенные выше действия отличаются по своему характеру, времени, способу проведения. Они могут совершаться до или после преступления. В соответствии с этим, определяются основания и статус рассматриваемого ОРМ. О них говорится в 8 статье 144-ФЗ.

Согласно норме, основанием для эксперимента выступает постановление.

Представляется, что вынесение и утверждение этого акта у руководителя оперативно-розыскного отдела необходимы только тогда, когда опытные действия обуславливаются активной формой поведения объекта наблюдения. Проведение ОРМ должно осуществляться с использованием средств, веществ, предметов, ограниченных или запрещенных к обороту.

Сфера применения

Рассматриваемое ОРМ используется в самых разных случаях. Очень часто мероприятие проводится для изобличения взяточников. В ходе него, к примеру, производится контролируемая передача денег от участника к вымогающему субъекту.

Эксперимент может предполагать предоставление любого предмета, интересующего преступника. К примеру, торговцу наркотиками передается кокаин, марихуана или другое запрещенное вещество, автомобильному мошеннику – транспортное средство и пр.

Важный момент

Правомерное проведение эксперимента с запрещенными веществами предполагает наличие законных оснований для их приобретения. Если предметы будут получены нелегально, то участник ОРМ сам станет субъектом преступления.

Действия в условиях оперативного эксперимента признаются правомерными, если инициатива принадлежит подозреваемому, желающему совершить сделку. Иначе участники мероприятия, работая на показатели, будут способствовать преступности, а не вести с ней борьбу.

Нормативные предписания

При проведении эксперимента не допускается провокация преступного действия. Под ней следует понимать склонение к совершению противоправного деяния субъекта, не имеющего незаконного намерения.

Запрещается искусственно создавать доказательства совершения преступления, фиксировать фиктивные обстоятельства, имеющие значение для расследования.

При анализе действий участников эксперимента необходимо руководствоваться нормами 144-ФЗ, ведомственных правовых актов, а также положениями 31 статьи УК.

Эксперимент может проводиться только для выявления, пресечения, раскрытия умышленных, тяжких, особо тяжких посягательств, т. е. преступлений, по которым виновному может вменяться более 5 лет тюрьмы.

Принимая во внимание, что квалификация деяния и отнесение его к той или иной категории возможны непосредственно в ходе расследования и судебного разбирательства, для выполнения опытных действий достаточно, чтобы посягательство могло быть включено в соответствующую категорию по своей тяжести.

Классификация

Проанализировав накопленный практический опыт, специалисты выделяют 2 основных типа эксперимента. Классификация осуществляется в зависимости от цели проведения ОРМ.

Эксперимент первого типа направлен на обнаружение неизвестных субъектов. Его суть состоит в использовании контролируемых предварительно подготовленных объектов – приманок. Они размещаются в предполагаемых местах совершения преступления.

К примеру, если говорить о кражах на вокзалах, станциях, в аэропортах, то такими предметами могут служить чемоданы, сумки, оставленные в залах ожидания, автомобили, брошенные на стоянке.

Для выявления грабежей, разбоев оперативники используют экипировку, привлекающую внимание преступников, и направляются в места вероятного совершения противоправных действий.

В некоторых случаях проводятся достаточно масштабные действия. К примеру, для проведения эксперимента создаются фирмы, подыскиваются квартиры, магазины для обнаружения субъектов, причастных к экономическим преступлениям, в том числе сбывающих украденное, запрещенные товары и пр.

Второй тип экспериментов используется для фиксации событий и непосредственного задержания граждан, обоснованно подозреваемых в незаконных действиях. Обычно такие мероприятия проводятся в отношении взяточников, наркоторговцев, продавцов оружия и пр.

Подготовительный этап

Перед проведением эксперимента руководителю оперативно-розыскного отдела необходимо убедиться, что:

  • характер условий, которые созданы сотрудниками, в разумной степени является очевидным для объекта наблюдения и, соответственно, верно им оценен;
  • есть основания полагать, что запланированное мероприятие позволит выявить скрытую противоправную деятельность, обнаружить разыскиваемого гражданина или украденные ценности;
  • формирование для объекта, совершающего преднамеренные действия, соответствующих условий оправдано в силу противоправности сделки, в которой он намеревается участвовать.

Алгоритм действий оперативников

На практике сложилась общая схема проведения эксперимента. Разумеется, в зависимости от обстоятельств, те или иные пункты могут корректироваться. В общем виде алгоритм действий можно представить следующим образом:

  1. Получение достоверных сведений о причастности субъекта к замаскированному преступлению.
  2. Принятие решения о выполнении оперативного эксперимента, вынесение и утверждение постановления.
  3. Составление плана мероприятия.
  4. Реализация мер по фиксации противоправной деятельности подозреваемого, следов преступлений.
  5. Осуществление задержания лиц в момент совершения деяния или разыскиваемого субъекта при обнаружении.

Из приведенного перечня следует, что самым первым действием оперативников является проверка поступившей информации. После этого должно быть вынесено и утверждено официальное постановление о выполнении ОРМ. Без этого документа эксперимент не может считаться законным.

Особенности оформления постановления

В документе должна отражаться вся информация, касающаяся эксперимента. В постановлении указываются:

  1. Сведения об организаторе ОРМ.
  2. Полученная предварительно информация по объекту наблюдения.
  3. Признаки преступления, на которые указывают сведения.
  4. Информация о конкретных субъектах, фактах, местах проведения эксперимента.

Вынесенное и утвержденное постановление должно храниться у инициатора ОРМ.

Дополнительные правила

Эффективное проведение эксперимента обеспечивается четким планом. Если ОРМ включает в себя несколько этапов, то план может составляться на каждый из них.

Согласно положениям 36 статьи ФЗ № 3 от 1998 г., использование наркотических и психотропные средств для целей эксперимента может осуществляться без лицензий.

Каждое действие участников мероприятия и объектов наблюдения должны документироваться.

Фиксация результата

Полученные в ходе эксперимента сведения отражаются в рапорте. Если целью ОРМ является выявление преступления или обнаружение субъекта, причастного к нему, результат фиксируется в специальном акте. Этот документ должен оформляться по правилам, предусмотренным для протокола следственного эксперимента. При этом информацию, составляющую гостайну, не отражается.

В вводной части документа указывают:

  1. Цель, время, обстановку, условия проведения.
  2. Схему расстановки участников.
  3. Местонахождение контролируемого субъекта, лиц, привлеченных к наблюдению за ним.
  4. Используемые технические средства.
  5. Замечания участников.

Если к ОРМ привлекается специалист, сведения о нем также отражаются в акте.

К документу должны прилагаться рапорты организатора эксперимента, иных его участников, объяснения лиц, задержанных в ходе мероприятия, показания очевидцев, прочие материалы, в том числе видео- и аудиозаписи.

Представление результатов

После проведения эксперимента и фиксации полученных сведений руководитель оперативно-розыскного отдела выносит постановление. На его основании задокументированные результаты ОРМ передаются следственному органу, дознавателю или в судебную инстанцию. Кроме этого, при необходимости утверждается постановление о рассекречивании сведений, отнесенных к гостайне.

Фактическая передача материалов осуществляется по сопроводительным документам.

При необходимости и в отсутствии угрозы расшифровки источников поступления сведений, способов их получения, зафиксированные в ходе ОРМ результаты могут рассекречиваться отдельным протоколом или актом. Его составляет уполномоченный оперативный сотрудник.

Источник: .ru

Источник: http://monateka.com/article/267475/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.