+7(499)-938-48-12 Москва
+7(812)-425-63-82 Санкт-Петербург
8(800)-350-73-64 Горячая линия

Опасный груз – что это? Классификация опасных грузов, правила перевозки

Содержание

Опасные для транспортировки грузы. Общие положения

Опасный груз - что это? Классификация опасных грузов, правила перевозки

Категория товаров, которые требуют особой системы транспортировки и представляющие опасность для человека и окружающей среды — называются опасными грузами.

Международная организация ООН разработала соглашение, которое регламентирует транспортировку и хранение товаров, относящихся к категории опасных.

Называет классы каждого из них и диктует порядок упаковки, обращения с опасными грузами.

Транспортировка опасных грузов регулируется соглашениями ООН

Опасные для транспортировки грузы. Классификация, упаковка, особенности перевозки

Соглашение, которое одновременно является и официальным допуском для занятия транспортировкой опасных грузов называется ДОПОГ. Данное соглашение является модифицированным, осовремененным вариантом ПОГАТ. Является документом не статического характера. В ДОПОГ постоянно появляются дополнения в статьях, которые необходимо учитывать для соблюдения всех норм транспортировки.

Опасные грузы были классифицированы в ДОПОГ по специальной таблице. Перечень опасных грузов является полным и редко изменяется. Каждому классу были присвоены определенные знаки, символизирующие об их повышенной опасности.

Опасные грузы подвергаются определенной маркировке. Наклейки и таблички с указанием класса, подкласса должны быть обязательно наклеены на автомобили и тару. Пдд для движения опасных грузов разработаны с учетом особенностей автомобилей.

Знак ДОПОГ для опасных грузов: знак опасности, код экстренных мер, класс опасности и номер вещества по классификации ООН

Классификация

Классификация опасных грузов включает в себя 9 классов с указанием подклассов. Каждая отдельная группа товаров имеет свой знак и название:

  1. Взрывоопасные вещества и соединения. Этот класс повышенной опасности грузов имеет три подкласса. Взрывоопасные соединения представляют для человека опасность, которая в результате неправильной транспортировке или обращении может привести к взрыву. Пиротехнические материалы или химические соединения, которые используются в тяжелой промышленности для вызова пиротехнического эффекта.
  2. Газообразные вещества и газы. К этому разделу относятся сжиженные особым способом или частично растворенные газы. Аэрозоли и другие газообразные химические соединения.
  3. Легковоспламеняющиеся вещества, которые в процессе транспортировки могут вызывать выделение взрывоопасных газов. С разной температурой вспышки — от низкой, до повышенной.
  4. Легковоспламеняющиеся товары повышенной опасности. К категории относятся материалы и твердые вещества, которые способны привести к самовозгоранию в нормальных условиях. Способные воспламениться от трения при неправильной транспортировке.
  5. Окислители. Эти вещества, благодаря своим химическим свойствам, способны в некоторых условиях выделять кислород. Что может спровоцировать длительное горение других материалов.
  6. Инфекционные препараты и яды. Опасность этого вида заключается в нанесении вреда здоровью человека или окружающей среде посредством контакта.
  7. Радиоактивные вещества. Свойства веществ с радиоактивной способностью не более чем 70 кДж/кг.
  8. Коррозийные и едкие вещества. Этот термин используется для обозначения веществ с классом опасности, которые в определенных количествах могут вызвать пожар при взаимодействии с иными соединениями.
  9. Соединения, которые не входят в перечень опасных грузов иных классов. Относятся к самостоятельным веществам не попадающим под определения.

Каждый из классов имеет определенную маркировку, для определения при транспортировке какие классы транспортируются и к какой степени опасности они относятся.

Маркировка опасных грузов: 1) взрывчатые вещества; 2) газы; 3) воспламеняющиеся жидкости; 4) воспламеняющиеся вещества; 5) окислители; 6) инфекционные продукты; 6) токсичные вещества; 7) радиоактивные продукты; 8) коррозийные вещества, 9) смешанные вещества

Упаковка грузов с классом опасности

Транспортировка и упаковка грузов с классом опасности требует предельной осторожности и соблюдения всех норм безопасности.

Согласно правилам ДОПОГ, какие тары должны применяться для упаковки опасных грузов, определено в разделе А.

Опасный груз обязательно упаковывается в:

  1. Абсолютно инертную упаковку. Производитель упаковки для транспортировки опасных грузов обязательно должен знать характеристики каждого из продуктов, для того, чтобы произвести абсолютно инертную тару по отношению к содержимому.
  2. Во внутреннюю и внешнюю упаковку, если речь идет о транспортировке товаров в стеклянной таре. Обязательной является и прокладка между внутренней и внешней упаковкой, чтобы исключить свободное перемещение груза внутри коробок.
  3. Пластиковые или металлические канистры со специальной маркировкой, с толщиной стенок, которая позволяет перемещать агрессивные вещества.

Для упаковки различных категорий опасных грузов используются:

  • Комбинированная тара.
  • Составная тара и конструкции для транспортировки грузов большого объема.
  • Крупногабаритная тара.

Каждая из упаковки обеспечивает транспортировку в условиях, в которые препятствуют появлению взрыва или самовозгорания. Конструкция упаковки должна обеспечить полную сохранность груза в процессе перевозки и не допустить того, чтобы грузы оказались в числе освобожденных в результате аварии.

Каждая тара, согласно стандарту ДОПОГ, проходит определенные испытания на прочность. Это делается для того, чтобы создатели соглашения были уверены в упаковке. Управляющая организация ДОПОГ испытывает упаковку:

  • Давлением. Давление, которое оказывается на любой вид упаковки как снаружи, так и изнутри содержимым.
  • На прочность при внешнем воздействии. Тара подвергается ударам и термическому воздействию, чтобы выявить особенности, при которых возможно ее герметичное нарушение.
  • Штабелированию.

Все эти операции относятся к процедуре утверждения типа конструкции тары для транспортировки опасных грузов.

Упаковка опасных грузов производится в специализированную тару

Маркировка

Каждый опасный груз должен подвергаться маркировке, чтобы не только персонал, который транспортирует его знал о содержимом, но и участники дорожного движения понимали к какой категории относится перевозимый товар.

Так как в аварийных ситуациях люди не всегда могут адекватно оценивать ситуацию, то для маркировки опасных товаров используются графические знаки.

Эти знаки приняты для того, чтобы человек мог определить в любой ситуации какие грузы, освободившиеся от тары при аварии имеют место быть и какой количество освобожденных грузов транспортировалось.

ПДД и УАТ не имеет определенных правил для маркировки подобного вида, и поэтому термин «опасный груз», имеет в стандарте ДОПОГ определены схемы. Определена таблица соответствия классов знакам.

Маркировка (таблица с классом опасности и подклассом, знак класса) обязательно ставится и на тару с транспортируемым товаром и на автомобиль, при помощи которого производится транспортировка.

Маркировка на тару должна быть нанесена стойкой краской, которая выдержит транспортировку при любых условиях и не сотрется.

В большинстве случаев, доступ к опасному продукту ограничен строгим количеством людей и маркировки на таре бывает недостаточно. Для этого обязательным является и применение информационных наклеек, табло и указателей на автомобилях. Таблица с указанием класса груза обязательно должна располагаться в нескольких местах транспорта, при помощи которого происходит перевозка.

Указатели и таблица должны быть оранжевого цвета и хорошо просматриваться в потоке движущихся автомобилей.

Маркировка опасных грузов отличается ярким цветом и должна бросаться в глаза

Правила транспортировки

Для перевозки опасных отходов и веществ автомобилями, специально оборудованными под такой вид транспортировки, используются схемы безопасного движения.

Специально в правилах пдд составлена таблица, содержащая в себе список и типы знаков и термины, которыми принято обозначать данные категории.

Таблица наглядно демонстрирует схемы проезда товаров с опасным грузом в любых количествах по дорогам России.

Таблицы можно найти на сайте госавтоинспекции, а правила пдд при перевозке опасных товаров можно разделить на:

  • Пдд, которые относятся к габаритам транспортного средства и порядку маркировки данного авто.
  • Наличию специализированных документов, которые являются допуском для водителя и компании к транспортировке товара.
  • Применение маркировки, которая содержит информацию о количествах вещества и сообщает его свойства. Таблица классов опасности с указанием необходимой маркировки класса вещества представлена в соглашении ДОПОГ и обязательна для соблюдения правил маркировки.
  • Соблюдение скоростного режима.
  • Следования правилам пдд по знакам.

Таблица знаков для транспортировки опасных веществ:

Таблица знаков транспортировки опасных веществ

Компании, которые собрались транспортировать опасные для перевозки грузы, должны серьезно подойти к данному мероприятию и подробно изучить все основные положения ДОПОГ и пдд.

Источник: http://logoskop.ru/perevozka/opasnye-gruzy.html

Особенности перевозок опасных грузов

Опасный груз - что это? Классификация опасных грузов, правила перевозки

Под категорию опасных грузов попадают такие грузы, которые в силу своих физико-химических свойств могут представлять опасность жизни и здоровью людей, нанести серьезный экологический ущерб природной окружающей среде, а также являться причиной ущерба или уничтожения материальных ценностей.

Не случайно такие грузы называют опасными, поэтому все манипуляции с ними, в частности их транспортировка, регламентируются соответствующими нормативно-правовыми актами.

Правовая основа дорожных перевозок опасных грузов

Для регулирования перевозок опасных грузов автомобильным транспортом на территории Российской Федерации существуют правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (правила ПОГАТ), утвержденные Минтрансом России 8 августа 1995 г. № 73 и зарегистрированные Минюстом России 18 декабря 1995 г. № 997.

Кроме этого, существует еще один важный документ – Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов, сокращенно именуемое ДОПОГ (ДОрожные Перевозки Опасных Грузов) или ADR (Accord Dangereuses Route).

Данное соглашение было разработано Экономической комиссией ООН еще в далеком 1957 году в Женеве с целью создания общих правил дорожной перевозки опасных грузов.

В число стран, подписавших данный документ входит и Россия, поэтому все требования являются действительными на территории Российской Федерации.

Также существует ряд нормативных правовых актов, затрагивающих отдельные аспекты транспортировки опасных видов груза. Однако здесь специально не приводится их описание, дабы не делать уклон в юридическую сторону.

Классификация опасных грузов

В соответствие с правилами перевозок опасных грузов (далее – правила ПОГАТ) грузы делятся на 9 классов по типу опасности (по требованиям ГОСТ 19433-88):

  • 1 класс: взрывчатые материалы (ВМ);
  • 2 класс – газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
  • 3 класс – легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
  • 4 класс – легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
  • 5 класс – окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
  • 6 класс – ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
  • 7 класс – радиоактивные материалы (РМ);
  • 8 класс – едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);
  • 9 класс – прочие опасные вещества.

Кроме того, каждый класс подразделяется на отдельные подклассы, категории и группы. При транспортировке в документах на груз указывается класс и подкласс опасности: сначала номер класса, затем после точки – номер подкласса.

Также, в соответствии с ДОПОГ, каждому типу опасного груза присваивается четырехзначный номер из списка номеров ООН.

По данному списку можно определить какой номер группы опасности имеет перевозимое вещество, его класс и классификационный код, а также группу упаковки, необходимой для транспортировки, и отражающей степень опасности.

Классификационный код указывает вид опасности, а также физические и химические свойства перевозимого груза. Классификационный код может состоять из букв и цифр, которые указывают на группу опасных свойств вещества. Для каждого класса имеются свои обозначения.

Например, распространенный взрывоопасный газ – пропан – относится ко второму классу и третьему подклассу опасности, что записывается как “2.3”. Его номер из списка ООН – 1978 (UN1978), классификационный код – 2F (2 группа, F – огнеопасно).

Особо опасные грузы

Не все опасные грузы одинаково опасны: какие-то опасны в большей степени, какие-то в меньшей. Очевидно, что радиоактивные вещества по степени опасности представляют повышенную опасность по сравнению, например, с некоторыми видами пестицидов.

Исходя из этого, опасные грузы, представляющие повышенную опасность, относятся к категории “особо опасных грузов“. Список особо опасных грузов приведен в приложении 7.2 ППОГ. К таким типам грузов предъявляются особые требования по транспортировке, а также особый порядок оформления дорожной документации.

Что относится к опасным грузам или когда опасные грузы считаются не опасными

Для того, чтобы узнать, является ли перевозимое вещество опасным грузом, необходимо заглянуть в список ООН. Там подробно описано к какому классу и степени опасности относится вещество.

Например, пропан – присутствует в данном списке, это означает, что он представляет собой опасный груз и, следовательно, его необходимо перевозить по правилам перевозки опасного груза.

Однако в жизни бывают ситуации, когда человеку на своей машине необходимо перевезти на дачу газовый баллон – неужели требуется получение специального разрешения, оборудование машины соответствующими опознавательными знаками и т.д?

В правилах ПОГАТ написано, что перевозка ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве можно считать как перевозку НЕОПАСНОГО груза, т.е. правила ПОГАТ в этом случает не распространяются.

Под термином ограниченное количество понимается то количества вещества, которое фактически не несет большой опасности и не попадает под действие правил перевозки опасных грузов.

Это прописано в ДОПОГ, причем для каждого типа вещества определены свои нормы количества, а для некоторых – не определены вовсе.

Это говорит о том, что вещество является опасным в любом количестве (например, радиоактивный уран).

К примеру, для пропана максимальное количество груза, которое можно перевозить на одной транспортной единице (одном автомобиле с прицепом или без) без попадания под действия правил, составляет 333 кг. Это значит, что если масса пропана меньше указанной нормы, то водитель не обязан иметь ДОПОГ (ADR) разрешения на перевозку.

Однако не следует забывать, что несмотря на то, что данное количество опасного груза не попадает под действие ПОГАТ, то его не следует провозить должным образом.

Существует немало нормативных актов и правил, где прописано, как и что надо правильно перевозить.

Например, транспортируя баллоны с газом, необходимо соблюдать требования правил безопасности, описанные соответствующими нормативными актами.

Выдача разрешений на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом

Транспортировка грузов осуществляется на основании специальных разрешений на перевозку опасного груза. Такие разрешения принято называть ДОПОГ или ADR разрешениями.

Разрешения выдаются либо территориальным органом РосТрансНадзора – если маршрут проходит по дорогам федерального значения или более чем через один субъект РФ, или другими органами (орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления) в иных случаях.

Для получения ADR разрешения грузоперевозчик заполняет заявления по установленной форме, а также прилагает к нему ряд документов, в числе которых:

  • свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;
  • свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов;
  • аварийная и информационная карточки системы информирования об опасности;
  • маршрут перевозки.

В аварийной и информационной карточках указываются подробные опасные свойства перевозимого груза, а также перечень мер, необходимых для ликвидации последствий при наступлении аварийной ситуации.

В заявлении также указываются лица, ответственные за транспортировку и сохранность груза.

Маршрут перевозки опасного груза

В ДОПОГ и правилах ПОГАТ четко прописано, что маршрут перевозки опасного груза должен проходить вне густонаселенных районов, а также вне объектов, представляющих какую либо ценность для человечества (заповедники, исторические места и др.

) дабы в случае наступления аварийной ситуации избежать большого количества жертв и ущерба имущества.

Если избежать проезда таких мест невозможно, то маршрут выбирается по принципу минимизации опасности – он должен пролегать там, где не планируется большого скопления людей.

Также в маршруте указывается время, в которое автотранспорт с опасным грузом может передвигаться, места остановок, ограничение скорости на определенных участках дороги и т.п. Немаловажную роль играют также погодные условия, которые будут в то время, в которое планируется перевозка.

Если перевозимый груз является особо опасным, то в этом случае маршрут согласовывается с органами МВД. Также без обращения в МВД не обойтись, если перевозка груза производится в сложных дорожных условиях (горная дорога, условия недостаточной видимости, снегопад), а также груз перевозится колонной более чем из трех машин.

Движение по маршруту

Транспортировка опасного груза должна осуществляться согласно разработанному маршруту – строго соблюдаться скоростной режим, места обозначенных остановок и др.

В машине, перевозящей опасный груз, должен находиться человек, ответственный за транспортировку (лицо сопровождающее и ответственное за груз), который знает особенности и свойства перевозимого вещества и меры обращения с ним в случае наступления аварийной ситуации.

При перевозке особо опасного груза, а также груза колонной машин более чем из 3-х единиц, впереди транспортного средства обязательно должен ехать автомобиль сопровождения, оборудованный маячком оранжевого или желтого цвета. При необходимости, в качестве сопровождающего, может быть выделен патрульный автомобиль ГАИ МВД.

Требования к автомобилям, перевозящим опасный груз

Автомобиль, который планируется для перевозок опасных веществ должен быть соответственно оборудован, иначе на него нельзя будет получить свидетельство о допуске к транспортировке опасных грузов.

Мероприятия по установке спец оборудования включают установку на автомобиль проблескового маячка желтого цвета, топливного бака повышенной прочности, противооткатного бруса, систем пожаротушения, средств информирования окружающих о потенциальной опасности и т.д. Это позволяет максимально обезопасить данный автомобиль и окружающих от риска возникновения аварийной ситуации, а также предотвратить или уменьшить негативные последствия, если это все-таки произошло.

С целью ужесточения контроля для минимизации риска наступления аварийных ситуаций при перевозке опасных грузов Министерство транспорта Российской Федерации издало приказ № 285 от 31.07.

2012, в котором говорится об обязательной установке на автомобили, перевозящие опасные грузы, системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или GPS для контроля движения по установленному маршруту.

Плюс ко всему этому машины должны быть оборудованы тахографами – приборами, “следящими” за соблюдением времени нахождения водителя за рулем, а также системой ABS(Antilock Brake System – антиблокировочная тормозная система), ответственной за поведение автомобиля во время экстренного торможения.

Источник: http://www.charoit.net/index.php?page=articles/osobennosti_perevozok_opasnih_gruzov

Перевозка опасных грузов: основные правила

Опасный груз - что это? Классификация опасных грузов, правила перевозки

Необходимость четкой законодательной базы по вопросу транзита опасных грузов (ОГ) всегда востребована в силу множества фактов.

Ежегодно на автодорогах происходит 450-500 инцидентов и происшествий, связанных с транзитом ОГ, с такой же периодичностью примерно 250-300 аварийных ситуаций той или иной степени серьезности возникает на судах мирового флота.

Изменения, касающиеся эволюции транспортных средств ив состава перевозимого, а также процессы, совершающиеся в различных сферах законодательного сопровождения, требуют внесения правок и уточнений.

Объектами транспортировки, которые способны навредить населению планеты и ее экологии вследствие неправильной транспортировки, аварий и стихийных бедствий, считаются взрывоопасные, пожароопасные, токсичные вещества, подразделяющиеся на 9 классов (причем, вещества и изделия 1 класса делятся еще на 6 разновидностей), а загрязнители моря выделяются в особую группу.

Морские перевозки опасных грузов

Морские перевозки опасных грузов

Современная межконтинентальная торговля и требуемые грузоперевозки насчитывают 60 % транспортировок всего мирового грузооборота. Это значит, что десятки тысяч крупнотоннажных судов периодически находятся на просторах Мирового океана, включая один из крупнейших мировых танкеров, известный под именами “Seawise Giant”, «Happy Giant» и «Jahre Viking».

 За время своего существования (с 1976 года) он несколько раз менял названия, конструкцию и даже тоннаж (последний – 564763 тонны нефти). Сегодня он считается «плавающей единицей хранения», так как самостоятельно не может швартоваться даже в крупных портах мира и проходить через такие места, как Ла-Манш, Суэцкий канал и им подобные.

От окружающей морской среды опасный груз отделен стальным бортом, толщина которого всего лишь 3,5 см. Нарастившие в 1981 году (первоначально он был выпущен значительно меньших габаритов) объемы танкера японские специалисты не дали этой плавающей единице стать объектом аварии.

Этого нельзя сказать о либерийском танкере «Рена», потерпевшим крушение из-за столкновения с рифом поблизости от Новой Зеландии в октябре 2011 года. Из-за аварии примерно 300 тонн нефти попало в Тихий океан.

Перечень норм содержания ОГ действителен не только для транспортировки, в процессе складирования и размещения на транспорте в промышленных гаванях. Нормативы действуют для упакованных ОГ и для порожних объектов с остатками транспортируемого груза.

Для морских средств передвижения, где действуют методики навала ил налива, и для грузов усложненной классификации, действителен Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МК МПНГ).

На транзит жидкостей распространяются Правила Сборника 7-М.

Остановимся подробнее на МК МОПОГ, состоящий из 4 основных частей. Первая часть охватывает целый ряд разрешенных и запрещенных к транспортировке упаковочным методом (в определенных тарах и контейнерах) химических соединений, пестицидов, ядов и комбинированных ОГ.

Действующие критерии, определяющие условия для попавших в окружающую среду субстанций, таковы:

  • угроза жизни человека и его здоровью;
  • если наносят необратимый урон окружающей среде;
  • если происходит порча материального имущества.

Можно выделить основу правил, соблюдения которых требует перевозка опасных грузов морским транспортом:

  1. Взять на борт ОГ имеет право специально оборудованное судно. Оно должно иметь выданное органами технадзора классификационное свидетельство (с указанием регистра) о готовности к плаванию. Перед получением свидетельства на судне должны быть проведены такие мероприятия, как генеральная уборка грузовых помещений, тестирование исправности оборудования, руководящие указания членам экипажа – все осуществляется с учетом знаний технико-тактических характеристик груза.
  2. ОГ размещаются и закрепляются с учетом соблюдения всех нормативов безопасности, причем, каждая разновидность груза крепится по-сволему.
  3. Взрывчатые ОГ содержатся в помещениях специального предназначения. Помимо ОГ, в месте их хранения недопустимо содержание детонирующих субстанций, помещения должны быть заперты.
  4. ОГ, способные выделять вредные испарения, содержатся в хорошо проветриваемом помещении с дополнительной вентиляцией.
  5. Легко воспламеняемые объекты или газы содержатся в условиях, которые препятствуют возникновение пожара.
  6. Судно должно быть снабжено всеми 4 томами МК МОПОГ, а заодно и комплектами защитной одежды, предназначенной для работы с ОГ.
  7. Отклонение от неукоснительного соблюдения МК МОПОГ допустимо лишь в обстоятельствах форс-мажора, когда без этих отступлений невозможно спасение человеческих жизней и груза.
  8. Специальный температурный режим осуществляется в помещении лишь после предоставления специального Свидетельства, включающего характеристику груза. В этом случае судно должно обзавестись специфическими огнетушащими средствами.
  9. На случай транспортировки несовместимых ОГ, судно должно предоставить помещения, соответствующие их раздельным условиям содержания. Для определения совместимости ОГ следует сверяться с таблицей (№ 400, 464, 509 маргинальных Правил).

Капитан отвечает за готовность судна, которое обеспечивается подробной схемой с указанием всех мест для размещения специфических грузов. Документ должен иметь резолюцию инспекторов ВОХР и Санэпиднадзора. Обязательства по поводу соблюдения требований к расфасовке и размещению в контейнеры и другие объекты хранения ложится на компанию-отправителя.

Три основные категории проницаемости и надежности укупорки, определяемые МОПОГ и ГОСТом 26319-84, таковы:

  • паронепроницаемая укупорка (герметичная);
  • влагонепроницаемая;
  • не проницаема для сыпучих компонентов.

Чтобы правила морской перевозки опасных грузов были соблюдены , сырье, из которого изготовлена тара, не должно вступать ни в какие реакции с содержимым.

Следующий важный момент – маркирование ОГ. Здесь применимы требования, соответствующие нормативам ГОСТа 19433-88:

  • спецификационное (а не коммерческое) название груза.
  • информация о знаках опасности.
  • должны быть использованы стойкие маркировочные материалы, способные выдержать трехмесячное пребывание в морской воде;
  • промаркирована каждая отдельно взятая упаковка.

И последний момент, на котором стоит остановиться для более подробного рассмотрения – это требования к сопроводительным документам и их копиям (копии предоставляются в специальные инспекции порта). В первую очередь, это коносамент, морская накладная, доковая расписка и деливери ордер.

К ним прилагаются:

  • опись ОГ;
  • грузовой план, представляющий собой графическое изображение на чертеже судна всех разновидностей грузов для оптимального их размещения в условиях предстоящего рейса;
  • свидетельство, гарантирующее соблюдение правил упаковки и маркировки груза (ответственность возлагается на отдельного специалиста).

При отсутствии какого-то из документов погрузка может быть отложена или отменена. То же самое произойдет, если будут выявлены повреждения упаковки.

Перевозка опасных грузов по железной дороге

Тот факт, например, что вагоны с некоторыми разновидностями ОГ должны быть передвигаемы в гору и под уклоном бережными толчками, а не допущены к «стихийному» передвижению, требует гораздо лучшего качества дорог, чем наши автотрассы. Поэтому второе место в рейтинге перевозок заслуженно занимает железнодорожная магистраль.

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/perevozka-opasnyih-gruzov-osnovnyie-pravila/

Правила перевозки опасных грузов автотранспортом

Опасный груз - что это? Классификация опасных грузов, правила перевозки

Согласно международной статистике, доля опасных грузов (ОГ), перемещающихся по общественным дорогам, составляет половину от общего грузооборота.

Правильная организация перевозок такого характера – залог безопасного автодвижения.

Отправителями и получателями опасных грузов, как правило, выступают предприятия, работающие в областях химической, нефтехимической, фармацевтической и добывающей промышленности.

Их деятельность не должна мешать обычным автолюбителям свободно передвигаться по общественным дорогам, а тем более угрожать их жизни и здоровью. Именно поэтому для автотранспорта, перевозящего ОГ, разработаны специальные правила и требования.

Опасные грузы: что это?

К категории опасных относят вещества, материалы и изделия, которые при транспортировке способны причинить вред человеку и животным, окружающей среде, спровоцировать возникновение опасной ситуации.

Именно поэтому транспортировка такого груза регламентируется единым европейским документом – соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

В Европе данный свод правил обозначается аббревиатурой ADR. Данный документ состоит из 3 частей: самого соглашения и 2 приложений.

Соглашение ДОПОГ было одобрено и подписано множеством стран. Цель в данном случае понятна и логична — максимально повысить уровень безопасности во время транспортировки опасного груза.

Кроме того, единый формат ДОПОГ позволяет упростить предприятиям оформление документации на подобную перевозку.

Приложение № 1 содержит классификацию опасных грузов, в которую входит список веществ, изделий, материалов, которые могут представлять риски для окружающих.

Всего таких категорий — 9, и у каждой из них есть свой код, состоящий из 4 цифр:

  • 1- класс;
  • 2 — подкласс;
  • 3 — категория опасности;
  • 4 — степень опасности.

Классифицируются опасные грузы следующим образом:

  • 1 класс – взрывчатые материалы (ВМ);
  • 2 – газы;
  • 3 – легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
  • 4.1 – легковоспламеняющиеся твёрдые вещества (ЛВТ): самореактивные и твёрдые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
  • 4.2 – самовозгорающиеся вещества;
  • 4.3 – вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
  • 5.1 – окисляющие вещества;
  • 5.2 – органические пероксиды;
  • 6 – ядовитые вещества;
  • 6.1 – токсичные;
  • 6.2 – инфекционные (ИВ);
  • 7 – радиоактивные материалы (РМ);
  • 8 – едкие (коррозионные) вещества (ЕК);
  • 9 – прочие опасные вещества.

В РФ для транспортировки вышеуказанных грузов, помимо международного соглашения, существует ещё целый ряд других нормативных документов: разрешений, допусков, лицензий.

Перевозка опасных грузов: правила и требования

Для того чтобы перевозка опасных веществ и материалов была максимально безопасной, водитель должен соблюдать предельную осторожность, а также выполнять все требования, которые содержатся в «Правилах перевозки опасных грузов автотранспортом», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.04.2011 г.

Этот нормативный документ должен строго соблюдаться как водителями, так и организациями, которые занимаются транспортировкой.

Данные правила разработаны в рамках реализации международного соглашения ДОПОГ, участником которого является и РФ. Многие российские компании перевозят опасные грузы за пределы своего отечества.

Чтобы автомобили с опасными грузами могли свободно пересечь границу Евросоюза, они должны соответствовать указанным в соглашении требованиям, а их водители обязаны иметь документ о прохождении специальной подготовки.

Далее рассмотрим все условия, которые поставлены перед водителем и перевозчиком подобных грузов.

Обязательные документы

Требования ко всем участникам опасных перевозок подразумевают наличия у водителя таких документов, как:

  • лицензия на допуск транспортировки груза, относящегося к категории опасных;
  • документ о прохождении техосмотра;
  • разрешение Минтранса или ОВД (в случае перевозки особо опасных грузов);
  • маршрутный лист;
  • документ, подтверждающий прохождение водителем спецподготовки.

Подготовка автомобиля

Транспортировка опасных грузов возможна только в специальных автомобилях.

Требования к автотранспорту:

  • труба глушителя должна быть вынесена вперёд, перед радиатором;
  • бензобак отделяется от аккумулятора, кузова, электрики и двигателя непроницаемой перегородкой;
  • электропроводка изолируется специальным материалом;
  • у автомобиля обязательно должно быть заземление в виде специальной цепи;
  • сзади устанавливается противоударный бампер.

Кроме указанного оснащения, автомобиль снабжается особыми опознавательными знаками, принятыми в международном соглашении всех стран-участников ДОПОГ.

Спецавтомобиль должен быть оснащён:

  • особыми надписями;
  • определённым окрасом;
  • проблесковым маячком (мигалкой) оранжевого цвета;
  • информационными табличками СИО спереди и сзади.

Что же указывается на таблицах системы информации? Здесь зафиксирован код экстренных мер (КЭМ), складывающийся из определённого набора букв и цифр. Каждый символ обозначает определённое действие, которое нужно обязательно выполнить для устранения последствий возможной аварийной ситуации.

Код экстренных мер должен указываться:

  • на таре груза;
  • на контейнере,
  • в информационной табличке на кузове автомобиля;
  • в аварийной и информационной карточках.

Расшифровка КЭМ содержится в информационной и аварийной карточках, которые имеются у водителя или экспедитора ТС.

Все знаки, имеющиеся на машине, должны быть хорошо видны с дальнего расстояния. Информационные таблички имеют нормативные размеры и должны соответствовать всем требованиям.

Нарушения, связанные с некорректной установкой таблиц, могут привести к ограничению или приостановлению лицензии фирмы – перевозчика.

Кроме того, автомобиль должен быть оснащён и укомплектован средствами для ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций.

Маршрут следования

К маршруту перемещения ОГ выдвигаются строгие требования. В ряде ситуаций перевозчику потребуется обязательное согласование с автодорожной полицией. Но есть и общие требования к маршруту, которые нельзя нарушать ни в коем случае.

Итак, на пути следования автомобиля с ОГ не должны встречаться:

  • крупные населённые пункты;
  • зоны отдыха;
  • промышленные объекты;
  • охраняемые природные территории;
  • учебно-воспитательные учреждения;
  • объекты здравоохранения;
  • территории, предназначенные для проведения культурно-массовых мероприятий.

Требования к грузу

Они зависят от специфики груза. Так, например, химические вещества должны содержаться в таре, изготовленной из материала, который не вступает в реакцию и не разрушается при взаимодействии с ним.

В разряд таких материалов входят стекло, пластик, металл, картон.

Но инструкция по перевозке содержит несколько требований, которые касаются любой упаковки:

  • соответствие ГОСТу;
  • герметичность;
  • прочность и влагостойкость;
  • непроницаемость;
  • надёжное закрепление;
  • маркировка, соответствующая ГОСТу и правилам ДОПОГ.

Требования, предъявляемые водителю

Стать водителем автомобиля, перевозящего ОГ, непросто. Для этого необходимо:

  • обладать стажем вождения подобным автотранспортом не менее 3 лет;
  • проходить медосмотр перед каждым рейсом;
  • иметь документ, подтверждающий прохождение обязательного инструктажа или спецподготовки (удостоверение ДОПОГ).

Обучение водителей, выполняющих перевозку ОГ, включает освоение специальной программы, предписанной для подготовки водителей, планирующих заниматься подобным делом.

С этой целью водитель проходит специальные курсы, которые проводятся в соответствии с требованиями ДОПОГ.

Здесь будущих водителей инструктируют о рисках, связанных с перевозкой ОГ; знакомят с базовой информацией, необходимой для минимизации рисков и для принятия мер в случае возникновения критической ситуации.

Для получения лицензии на транспортировку ОГ перевозчик подаёт в органы Управления государственного автодорожного надзора заявление, в котором фиксирует:

  • характер груза;
  • маршрут следования;
  • ответственных за перевозку.

К заявлению обязательно прилагаются такие документы, как:

  • аварийная карточка;
  • утверждённый маршрут перевозки;
  • свидетельства о допуске ТС и водителя к перевозке подобных грузов.

Штраф за перевозку опасного груза без разрешения

Несоблюдение правил транспортировки грузов, относящихся к категории опасных, грозит перевозчику и водителю наказанием в виде:

  • уплаты штрафа;
  • конфискации имущества (в том числе и транспортного средства);
  • лишения водительских прав;
  • изъятия лицензии и допуска к управлению ТС.

Кроме административных мер, применяются также и уголовные наказания. Это возможно при нелегальных доставках опасных грузов. Водителя также привлекут к уголовной ответственности, если он будет управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

Обратите внимание: Если при перевозке ОГ у водителя отсутствуют разрешительные документы, то штрафные санкции ждут не только его, но и компанию-перевозчика, а также должностное лицо, которое отвечает за отправку груза.

Размеры штрафов за перевозку груза с маркировкой «опасно!» без разрешения:

  • для водителя без свидетельства ДОПОГ — от 2000 до 2500 рублей;
  • для транспортной организации, занимающейся транспортировкой, – от 400000 до 500000 рублей;
  • для лица, ответственного за отправку и доставку груза, – от 15000 до 20000 рублей.

Транспортировка опасного груза – мероприятие очень серьёзное, как для водителя, так и для компании-перевозчика. Лица, занимающиеся подобной деятельностью, должны понимать всю ответственность, которую они берут на себя.

Подвергать опасности окружающих – недопустимо! Это должно стать главным лозунгом для всех участников перевозки. И тот свод требований и правил, который приведён выше в статье, должен быть изучен и реализован ими в обязательном порядке.

Вас заинтересует:

Источник: http://pravo-auto.com/pravila-perevozki-opasnyh-gruzov-avtomobilnym-transportom/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.