+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Ограничение конкуренции и пути ее преодоления

Содержание

Монополистические действия и ограничение конкуренции

Ограничение конкуренции и пути ее преодоления

Wise 02 сентября 2015 09:55

Монополистические действия и ограничение конкуренции – преступные деяния в экономической сфере. Монопольное снижение (повышение) цен, ограничение доступа или конкуренции, противозаконная борьба и устранение из нее действующих субъектов, поддержка (установление) единых цен – все это уголовно наказуемо.

Монополистические действия и ограничение конкуренции: законодательная база

В законодательстве многих стран есть ответственность за ограничение конкуренции в торговой деятельности и монополизацию в определенной отрасли. Не стала исключением и Россия, в уголовном кодексе которой предусмотрены следующие статьи:

1. Статья 178 рассматривает вопросы, непосредственно касающиеся ограничения конкуренции и монополий.

Монополистические действия, которые подразумевают установку заниженных или завышенных цен, а также ограничение рыночной конкуренции (в том числе устранение других субъектов деятельности, поддержание или установка единых цен) подразумевают штрафные санкции с размером от 200 до 500 МРОТ или в объеме заработной платы осужденного (другого лица) в период от 2 до 5 месяцев. Более суровый вариант – арест на период в 4-6 месяцев или тюрьма – до пяти лет.

Совершение таких же действий, но уже группой лиц или их повторение подразумевают штраф (размер 500-700 МРОТ) или лишение свободы (можно получить срок до 2-5 лет).

Описанные выше деяния могут быть усложнены применением (угрозой) насилия, повреждением (уничтожением) имущества, вымогательством и так далее. Все это наказывается лишением свободы на период 3-7 лет. При этом возможна конфискация имущества.

2. Статья 180 предусматривает наказание за противозаконное товарного знака, принадлежащего другому субъекту. Данное нарушение – прямая недобросовестная конкуренция. Это объяснимо, ведь знаки обслуживания, название точек происхождения, товарные знаки – все это индивидуально. Все права закреплены в Законе, а по ГК РФ возможно их применение только при согласии обладателя прав.

По сути, при таком виде преступления другое лицо незаконно использует товарный знак, название места, где изготавливается продукция, знак обслуживания и так далее. Обязательные признаки такого преступления – неоднократность деяния из-за существенного ущерба. Четкий размер законом не устанавливается.

Если преступление повторяется неоднократно, а в качестве последствий выступает крупный ущерб за незаконное применение индивидуальных отличий, то можно ожидать повышенную ответственность.

3. Статья 181 рассматривает проблемы, связанные с нарушение правил создания пробирных клейм. В объективную часть преступления можно включить – изготовление и сбыт продукции, применение государственного пробирного клейма, работы по подделке последнего.

К слову, процесс изготовления пробирных клемм и их применение – это государственная монополия. Клеймение обязательно для всех созданных на территории РФ драгоценностей (как правило, ювелирных изделий), предназначенных для реализации, а также импортируемых в Россию драгоценностей и прочих изделий из драгметаллов для продажи.

Преступление фиксируется после того, как оно уже было совершено. При этом факт наступления вреда от последствий в учет не берется. Обязательный признак такого правонарушения – личная заинтересованность. Форма – прямой умысел.

4. Статья 182 рассматривает ситуацию и наказание в отношении заведомо ложной рекламы. Объективная сторона нарушения закона – использование в рекламе открытой лжи в отношении услуг или товаров, а также в сторону продавцов или исполнителей, причинивших подобный ущерб. Как следствие, состав преступления может охватить действия, которые совершены участниками экономической деятельности.

Ущерб, который причинен потребителям услуг и товаров по причине применения ложной рекламы, должен быть существенным. При этом в законе строгого оценочного признака попросту не существует.

Монополистические действия и ограничение конкуренции: сущность преступлений

Если приводить разъяснение к существующему нарушению, то здесь стоит выделить два основных деяния:

1. Ограничение доступа на рынок, его разделение, устранение конкурентов (субъектов экономической деятельности) и так далее.

2. Установление монопольных завышенных или заниженных цен.

При таком преступлении наступлении вредных последствий нет никакой нужды, то есть признавать ничего не нужно – нарушение закона является формальным. Субъекты преступной деятельности – лица в возрасте от 16 лет.

Статья 178 уже не нова и первоначально в ней были задействованы положения УК РСФСР статьи 154.3.

В отличие от старой статьи незаконные деяния, связанные с выставлением завышенных (заниженных) цен, рассмотрены лишь как вариант совершения действий монополистической направленности.

В статье устранены специальные виды наказания, предусмотренные за несоблюдение предписаний антимонопольных органов. В юридически-технической статье установлено несколько составов преступления, ограниченных по ряду признаков:

– по ограничению конкуренции и совершению монополистических действий;

– по квалификационным признакам различной степени тяжести.

цель статьи 178 – оптимизировать работу товарного рынка и обеспечить уголовно-правовую охрану порядка. При этом сводится к минимуму риск недобросовестной конкуренции и монополии в сфере рыночной деятельности. Отдельное место занимает еще одна задача статьи – защитить интересы и права граждан и страны, которые не являются субъектами хоздеятельности.

Статья 178 охватывает все отношения, связанные с рыночными отношениями и конкуренцией, в которых принимают участие иностранные и российские структуры, субъекты публичного права и даже физические лица.

Монополистические действия определяются как те, которые напрямую противоречат действующему законодательству. Сюда относится деятельность или бездействие определенных субъектов.

К данной категории можно отнести структуры исполнительной власти, муниципального управления и так далее.

Стоит отметить, что в 1995 году был выпущен Федеральный закон, в котором прописывались все нюансы государственных монополий. В нем устанавливался особый порядок взаимоотношений, который подразумевал участие естественных монополий, а именно субъектов (юрлиц), играющих особую роль в производстве или продаже товаров.

Под этим понималось такое состояние рынка, когда удовлетворение спроса было эффективнее при отсутствии на рынке конкуренции со стороны других субъектов.

Еще один признак в том, что продукция, которая изготовлена представителями естественной монополии, не может быть заменена другим товаром, что позволяет по собственному усмотрению регулировать стоимость.

Законодательно установлена целая группа сфер деятельности, в которых актуальна монополия. К таковым можно отнести – транспортировку нефти, перегонку нефтепродуктов по трубопроводам, услуги по передачи электроэнергии, услуги, предоставляемые транспортными терминалами, почтовой и электрической связью, портами и так далее.

Важный момент – монопольно завышенная цена. К данной категории можно отнести стоимость продукции (товара), которая устанавливается участником предпринимательской деятельности.

Последний может быть монополистом на товарном рынке или выступать в роли доминирующего предприятия.

Основная цель – компенсироваться собственные затраты, вызванные неполным применением мощностей в производстве и получении новой прибыли по причине снижения качества продукции.

В свою очередь, монопольно заниженная цена – стоимость продукции, которую устанавливает субъект предпринимательской деятельности. задача – компенсации расходов или получение прибыли за счет реализатора (продавца).

У данного термина есть и второе определение, в котором монопольно заниженная цена – это стоимость продукции, приводящая к убыткам от реализации данного товара.

Цель в этом случае – ограничить конкуренцию и вытеснить другого субъекта с рынка.

Особого внимания заслуживает и сам факт доминирующего положения. Здесь речь идет об экономическом субъекте, который не имеет заменителя. При этом он способен воздействовать на условия обращения продукции на рынке товаров или усложнить процесс допуска других товаров. В роли доминирующего признается тот субъект, часть которого на рынке составляет от 65% и больше.

Факт ограничения конкуренции – вид монополии, когда в процессе деятельности грубо нарушаются права других участников рынка. Сюда же относится соответствующие действия субъектов РФ (в том числе и местных структур), а также заключение договоров субъектов друг с другом.

Объективной стороной монополистических сделок является:

– принятие решений по изменению стоимости;- распространение цены в границах, которые определены доминирующим положением на рынке  товаров;- применение цены без каких-либо льгот;

– доминирование на рынке и так далее.

Подобные преступления, как правило, совершаются умышленно. Основная цель – недоопустить, устранить или ограничить конкурентов с основной целью – повысить прибыль и (или) ограничить свои затраты.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/12264-monopolisticheskie-deystviya-i-ogranichenie-konkurencii

ГРЭ. Глава 5. Монополизм и антимонопольное регулирование экономики

Ограничение конкуренции и пути ее преодоления

     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

Государственное регулирование экономики

Учебное пособие

Под общей редакцией зав. кафедрой экономической теории ВВАГС, доктора экономических наук, профессора Г.Н. Власова и кандидата экономических наук, доцента А.М. Желтова.

Авторский коллектив:   Г.И. Черкасов (глава 1), В.М. Колтунов (главы 3—4), А.М. Желтов  (главы 2, 5, 6, 10—12), В.М. Непомилуев (главы 7, 8, 9, 14), Е.Н. Кириллов (глава 13).

Нижний Новгород, 1998

Экономическая конкуренция и монополистическая деятельность

Механизм экономической конкуренции практически отсутствует в административно-командной системе. Ранее считалось, что конкурирующие начала в экономике воплощает состязательность в виде социалистического соревнования.

На самом деле соревнование в его традиционно установившихся, а точнее навязанных формах, есть игра в конкуренцию, ее суррогат. Конкуренцию нельзя имитировать, она должна быть естественной и суровой, так как экономическая конкуренция, как и любая другая, есть борьба.

Разумеется, борьба за экономическое существование.

Конкуренция — один из самых сильных побудителей активизации экономической деятельности, главный рычаг ускорения НТП и поиска прогрессивных форм организации труда, основное условие повышения эффективности производства и качества работы.

Конкуренция в широком смысле этого слова означает состязательные, соперничающие отношения между двумя или несколькими экономи­ческими субъектами, участниками хозяйственной деятельности.

Она проявляется в стремлении каждого субъекта обойти другого в дости­жении конечной цели, т.е.

получить более высокий результат — более высокую прибыль, а тем самым оттеснить, вытеснить соперника из экономического пространства.

В этом процессе верх одерживает более умелая, предприимчивая и способная сторона, которая лучше использует свои возможности и находит наиболее эффективные пути опережения или вытеснения сопер­ника. Конкуренция в своем идеале должна быть честной и добросо­вестной.

Конкуренция в своей спортивной аналогии напоминает скорее всего соревнование в беге, но, конечно, не в боксе. На беговой дорожке побеждает тот, кто обладает более высокой энергией и выносливостью, умеет лучше использовать свои шансы, а не сталки­вает противника на обочину.

Таким образом, экономическая конкуренция полезна и эффективна только тогда, когда желание опередить соперника превращается в стремление к повышению качества и результативности собственной предпринимательской деятельности.

В рыночной экономике конкуренция возникает естественным образом благодаря свободе создания предприятий и производств, выбора производственной программы, продвижения на любой рынок.

Конкуренция неизбежно появляется в условиях полноценного развитого рынка вследствие отсутствия как дефицита товаров, так и диктата производителя, взамен которого возникает диктат потре­бителя. Борьба за потребителя и становится питательной средой конкуренции, ибо без завоевания рынка потребителей экономическое существование в рыночной экономике становится тяжелым, а то и просто невозможным.

Вместе с тем было бы ошибочно считать, что конкуренция в ры­ночной экономике имеет всепронизывающий характер, доведена до совершенства и не боится монополизма как своего главного врага. Монополизм и стремление к нему столько же неизбежны, как и конку­ренция в рыночной экономике.

Рыночная экономика не способна устранить монополизацию. Не может она создать совершенную конку­ренцию как антипод монополизма.

Тем не менее рыночная экономика способна: противостоять крайним проявлениям монополизма и обеспе­чивать демонополизацию, создавать некое равновесие, баланс между неизбежным уровнем монополизации и необходимым уровнем конкуренции.

Итак, конкуренция продолжает оставаться важнейшей составной частью рыночной системы. Этому способствуют следующие моменты:

1. Конкуренция является главным, коренным свойством системы, а монополизация выступает как тенденция.

2. Исключительную гибкость рыночной системе придает мелкое и среднее предпринимательство.

3. Определенную роль оказывает государственная политика поддержания конкуренции, малого и среднего бизнеса.

4. Конкуренцию стимулирует интенсивный процесс интернациона­лизации экономики.

В настоящее время развитие конкуренции обусловлено и связано с переходом к рынку и отказом от государственного диктата:

– осуществляется реформирование отраслевой структуры;

– создаются условия для поддержания новых форм и методов хозяйствования;

– проводятся мероприятия по ограничению монополистической деятельности;

– формируются механизмы, ориентирующие производителей на производство конкурентоспособной продукции;

– поддерживаются формы воздействия на потребителей в виде ассоциаций потребителей;

– совершенствуется антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование экономики.

Что же касается монополистической деятельности конкретно, то она определяется следующим образом.

Монополистическая деятельность —  противоречащие антимонополь­ному законодательству действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Какие виды монополистической деятельности надо ограничивать или запрещать, чтобы конкуренция не подавлялась и не разрушалась? Их можно систематизировать на основании рассмотрения нарушений, которые обычно монополисты совершают: нарушение существующих норм ценообразования за счет создания искусственного дефицита товаров, нарушение монополистом договорных обязательств, использование таких условий, которые вынуждают конкурента подписывать неравно­правные договора.

Наиболее опасным среди этих нарушений является ценовая эксплуатация рынка. Конкуренция приобретает извращенный характер, когда в нее привносятся элементы нечестного, недобросовестного отношения к конкуренту, потребителю и покупателю.

В Законе РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” в разделе II — Монополистическая деятельность, ст. 5. “Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением” указаны конкретные действия, которые запрещаются. А именно:

I. Запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемле­ние интересов других хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе такие действия, как:

1) изъятие товаров из обращения с целью создания или поддер­жания дефицита на рынке либо повышения цен;

2) навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные тре­бования передачи финансовых средств, в том числе в иностранной валюте, сырья, материалов, изделий, жилых домов, квартир, рабочей силы контрагента и др.);

3) включение в договор дискриминирующих условий, которые ста­вят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

4) согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

5) создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

6) нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

II. В исключительных случаях действия хозяйствующего субъекта могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что его действия способствовали или будут способствовать насыщению товарных рынков, улучшению потребительских  свойств товаров и повышению их конкурентоспособности, в частности на внешнем рынке.

И, наконец, среди существующих нарушений особо можно выде­лить практику вмешательства органов государственной власти и управления в хозяйственную деятельность субъектов с целью ограничения конкуренции.

Что же должно учитываться при противодействии монополисти­ческой деятельности;

1. Бороться следует с монополизмом, а не с монополией как таковой. При этом нельзя отождествлять монополизм с крупным производством. Монополизм — это не размер производителя, это не структура, а поведение хозяйствующего субъекта на рынке.

2. Необходимо четко разграничивать меры противодействия монополизму и меры по поддержанию конкуренции.

3. Взгляд на монополизм как на худшее зло по сравнению с конкуренцией не должен исключать жестких мер по отношению к “недобросовестной” конкуренции. Тем более, что ее проявление в нашей действительности превратились в каждодневное, массовое и обыденное дело.

Характерные черты недобросовестной конкуренции

Там, где есть  конкуренция, порождается неприязнь и даже вражда: излишек для одного всегда означает недостаток для другого. Из этого вытекает стремление помешать конкуренту нечестными спо­собами, которые противоречат коммерческим традициям. Не случайно в странах с развитой рыночной экономикой действует закон о недоб­росовестной конкуренции.

Данный закон ставит своей целью обеспе­чение и защиту добросовестной конкуренции, а также борьбу с ее негативными проявлениями. Он защищает от недобросовестных (не­честных) действий конкурента, запрещает такие действия, которые противоречат общепринятым “правилам игры”. Нарушающий эти правила обязан возмещать нанесенный материальный и моральный ущерб.

Недобросовестным, к примеру, считается:

– воздействие на клиента путем обмана и вводящей в заблуж­дение информации;

– подделка чужих товарных знаков;

– доставка незаконных товаров, ставящая получателя в неприят­ное и затруднительное положение;

– реклама своих товаров с элементами критики в адрес конку­рента;

– утверждение и распространение ложных сведений, способных причинить убытки, испортить деловую репутацию конкурента;

– бойкот, т.е. происходящее по инициативе третьих лиц изоли­рование хозяйствующего субъекта от привычных деловых отношений.

Спектр деятельности, которую можно назвать нечестной, очень широк. Парижская конвенция 1883 г. по охране промышленной собст­венности определяет как недобросовестную конкуренцию следующие три ее вида:

1. Когда действия ведут к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную и коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную и коммерческую деятельность конкурента.

2. Когда ложные заявления в ходе коммерческой деятельности дискредитируют предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента.

3. Когда в ходе коммерческой деятельности используются ука­зания или обозначения, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления и характеристик товара (услуг).

Источник: http://vasilievaa.narod.ru/gu/stat_rab/book/GRE_Zheltov/g5.htm

Ограничение конкуренции в договоре

Ограничение конкуренции и пути ее преодоления

Здравствуйте! Пожалуйста, подскажите по такому вопросу: Наша компания – владелец программного обеспечения. По условиям нашей программы маркетинговой поддержки дилеров, мы компенсируем им до 70% затрат на контекстную рекламу в случае продвижения только наших продуктов.

У нас есть потенциальный партнер, мы хотели бы обязать дилеров запускать контекстную рекламу через него и компенсировать затраты только при работе через данное агентство.

При этом дилеры смогут запускать контекстную рекламу и через другие агентства, либо напрямую в контекстные системы, но в таком случае они компенсацию от нас не получат. Наши юристы утверждают, что такие изменения в партнерских программах вступают в противоречие с: 1.

Антимонопольным законодательством (ограничение конкуренции): «Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов» 2. Ст.

Ограничение конкуренции и свободы договора

Запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если: 1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара; 2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя. 3.

Эксклюзивные оговорки в договорах. внесение условий, ограничивающих конкуренцию

Под согласованными действиями статья 8 закона понимает «действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

  1. результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
  2. действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
  3. действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке…»

Во-вторых, необходимо разобраться в том, что именно закон понимает под факторами, ограничивающими конкуренцию. Для этого необходимо обратиться к статьям 11 и 11.1.

Когда и как можно ограничивать конкуренцию?

  • продавец продает товар 2 или более покупателям и имеет долю на рынке этого товара менее 35 процентов либо в соответствии с соглашением продает товар единственному покупателю, доля которого на рынке этого товара составляет менее 35 процентов;
  • продавец и покупатель не конкурируют между собой либо конкурируют на товарном рынке, на котором покупатель приобретает товар в целях его последующей продажи;
  • покупатель не производит товары, взаимозаменяемые по отношению к товарам, которые являются предметом соглашения». Однако в п. 2 содержится перечень условий, при которых соглашение все так же не является допустимым.

Российское законодательство отличается весьма строгим подходом к регулированию конкуренции и активно препятствует монополизации рынка.

Эксклюзивное право: ограничение правоспособности или воля сторон договора?

ФЗ № 135, запрещается:

  1. Вводить ограничения и запреты на создание новых компаний, осуществление уже функционирующими компаниями некоторых действий и производство товаров, относящихся к определенным категориям.
  2. Препятствовать нормальному функционированию компаний без наличия весомых оснований.
  3. Ограничивать свободное перемещение товаров по территории страны, а также лишать компании прав на их приобретение, продажу и обмен.
  4. Самостоятельно определять партнеров, с которыми компании должны заключать соглашения, а также давать указания о порядке заключения таких договоров.
  5. Ограничивать право приобретателей товаров (пользователей услуг) на самостоятельный выбор поставщиков.
  6. Создавать условия, ущемляющие права отдельных компаний.

Кроме того, согласно положениям ст.

Ограничение конкуренции и пути ее преодоления

В первом случае ограничение конкуренции выражается в:

  1. Установлении/сохранении высокой/низкой стоимости продукции.
  2. Изъятии товара из обращения, в результате чего увеличилась его цена.
  3. Навязывании невыгодных условий сделки контрагенту.
  4. Необоснованном сокращении/прекращении выпуска продукции при наличии на нее спроса.
  5. Установлении необоснованно высоких цен на предоставляемые финансовые услуги.
  6. Создании дискриминационной обстановки на рынке.
  7. Формирование препятствий для доступа к товарообороту или выхода из него другим предприятиям.
  8. Нарушении ценообразования, закрепленного нормами.

Согласованные действия Закон о конкуренции и ограничении монополистической сферы устанавливает запрет на создание такой ситуации на рынке, при которой соперничающие фирмы, не оформляя соглашения об образовании картеля, действуют сообща.

Физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 — 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами. 6. Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения, предусмотренные частями 2 — 4 настоящей статьи, могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьёй 12 или с частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона. 7.

ФЗ № 135, такие действия признаются согласованными, а их выполнение запрещается. Уголовное наказание за ограничение конкуренции Нормы ст. 178 УК РФ устанавливают ответственность за ограничение конкуренции, достигнутое путем формирования картеля. В том случае, если такое действие принесло государству или субъектам рыночных отношений ущерб, размер которого является крупным (10 млн руб.

и более), совершившее его лицо может быть оштрафовано на сумму от 300 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент заработка осужденного за период от года до 2 лет. В качестве альтернативной меры наказания нарушитель может быть привлечен к принудительным работам продолжительностью не более 3 лет либо лишен свободы на тот же срок.

Кроме того, суд может принять решение о необходимости установления запрета на осуществление виновником преступления определенных видов деятельности продолжительностью не более 1 года.

В нашей статье вы найдете информацию об особенностях и признаках ограничения конкуренции как самими предприятиями, так и органами власти, уполномоченными на создание актов и заключение соглашений, способных оказывать влияние на исход конкурентной борьбы между участниками рынка.

Конкуренция в законодательстве Признаки ограничения конкуренции Ограничение конкуренции по 135-ФЗ Уголовное наказание за ограничение конкуренции Ограничение конкуренции органами власти Последствия ограничения конкуренции органами власти Подписывайтесь на нашканал в Яндекс.

Дзен! Подписаться на канал Конкуренция в законодательстве На законодательном уровне понятие конкуренции установлено в п. 7 ст. 4 федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135 (далее — Закон о конкуренции, ФЗ № 135).

Ограничение конкуренции в договоре аренды

Запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьёй 12 настоящего Федерального закона), если:

  • 1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;
  • 2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

3.

Источник: http://advocatus54.ru/ogranichenie-konkurentsii-v-dogovore/

Ограничение конкуренции: жалоба в ФАС, закон, крупный ущерб, статья УК РФ

Ограничение конкуренции и пути ее преодоления

В современном мире практически каждый может попробовать себя в роли бизнесмена. Из-за этого на рынке достаточно хорошо себя чувствует конкуренция, условий для ее существования и развития во многих отраслях много. Однако многие вследствие ведения нечестной борьбы могут попытаться ограничить конкуренцию противника, но тут же получат за это наказание по определенным критериям.

Сегодня мы поговорим про понятие такого экономического преступления, виды и нормы в законах, например, ФЗ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.

Особенности злодеяния

Сразу же возникает вопрос: «Как же действовать в условиях соперничества, если ограничивать конкуренцию нельзя?». Частично ответить на него позволяет определение конкуренции – состязательность двух субъектов в рамках уменьшения тотального влияния какой-либо из сторон на состояние рынка.

Достаточно важно, чтобы недовольная сторона четко знала, к какому нормативному акту необходимо обратиться в случае возникновения ограничения конкуренции. Это значительно упрощает и ускоряет процесс подачи жалобы и рассмотрения дела.

О размере ущерба при ограничении конкуренции расскажет этот видеосюжет:

Понятие и правовая характеристика

Посягательство на свободу конкуренции и ограничение монополистической деятельности, нарушение баланса рыночной экономики является ограничением конкуренции.

Почти всегда это понятие шагает рядом с антимонополией.

Монополистическая деятельность также направлена на устранение, ограничение или запрет конкуренции, что противозаконно, реализуется она хозяйствующими субъектами или федеральными органами исполнительной власти.

Объектом большинства преступлений по ограничению конкуренции является целостность рыночного равновесия, объективная сторона создается при ее нарушении. Субъекты:

  • Руководители коммерческих (некоммерческих) организаций;
  • Руководители объединений (коммерческих);
  • ИП (индивидуальные предприниматели);
  • Должностное лицо федеральных, субъектных исполнительных органов;
  • Должностные лица органов местного самоуправления.

Состав преступления и квалифицирующие признаки

Совершение монополистических действий и ограничения конкуренции служат основой состава преступления. Особый вид состава дополнен сговором группы лиц и/или согласованными действиями, направленными на реализацию состава преступления.

Квалифицирующим признаком ограничения конкуренции является нарушение одного или нескольких условий гармоничного функционирования рынка, выражается оно в следующих характеристиках:

  • Фиксация цен на уровне монопольно высоких или низких;
  • Ограничение выхода на рынок конкурента;
  • Сговор по захвату сегмента рынка;
  • Установка и удержание определенной единой цены;
  • Незаконное устранение соперников с рыночного поля.

О том, что говорит УК РФ в отношении недопущения ограничение или устранения конкуренции, читайте далее.

Нормы, регулирующие вопрос

За законность рынка отвечают статьи разной степени нормативных документов:

  • УК РФ – 178 статья – непосредственно преступление в ограничении конкуренции;
  • КоАП – 14.9 – ограничение только органами власти;
  • Федеральный закон – 135 – защита конкуренции.

В некоторых случаях ограничения конкуренции применяются и статьт ФЗ № 44.

Наиболее полно раскрыта тематика данного преступления в Федеральном законе под номером 135. В нем по частям описаны все квалифицирующие признаки, суть преступления, описание действий антимонопольной структуры, правила государственного контроля.

Про ограничение конкуренции по срокам, по территориальному и иным признакам расскажем далее.

О внесении некоторых изменений в законодательство об ограничении конкуренции расскажет это видео:

Виды

Вопрос классификации ограничений конкуренции достаточно обширен, так как не совсем честные бизнесмены достаточно изобретательны в попытках добиться максимального дохода и захвата рынка товаров. Разобьем все ОК на три большие подгруппы:

Агрессивное использование преимущества

Агрессивное использование преимущества:

  1. Диктат ценовой политики;
  2. Ничем не обоснованная разная оценка одинаковых товаров, отмена производства популярного товара, блокировка выполнения договорных обязательств с потребителем;
  3. Формирование условий дискриминации;
  4. Территориальные запреты распространения (если особые условия не указаны в соответствующих документах);
  5. Препятствие появлению новых компаний на рынке.

Создание соглашений

Создание ОК соглашений, согласованные действия хозяйствующих субъектов:

  1. Создание картелей – объединение организаций, позволяющее сохранять независимость ее участникам, но в общем массиве придерживаться одной политики поведения (самое опасное формирование по отношению к антимонопольному закону);
  2. Согласованные не вынужденные условиями действия хозяйствующих субъектов.

Действия органов власти

Акты, действия, бездействие органов власти:

  1. Ограничивающие создание новых организаций;
  2. Устанавливающие запреты на реализацию определенных функций производства;
  3. Незаконно препятствующие деятельности организации;
  4. Формирующие определенные предпочтения покупателей по отношению к каким-либо предприятиям.

Как подать жалобу в ФАС?

Если вы считаете, что конкуренты создают какие-либо из вышеназванных условий нездоровой конкуренции, то для начала необходимо проконсультироваться со специалистами в сфере антимонополии. Вопрос ОК достаточно тонок и не всегда ваши догадки будут действительно нарушением законодательства.

Затем составляется жалоба в ФАС на ограничение конкуренции по образцу:

Документ будет рассмотрен в центральной ФАС или в ее территориальном отделении в течение месяца (с возможным продлением до еще двух месяцев).

Правовое регулирование

В последние годы даже обычные граждане часто слышали выражение «антимонопольные службы». Это свидетельствует о том, что политика государства в данном вопросе достаточно четко описана, сфера тщательно изучается и многие ее аспекты освещены в текущем законодательстве.

Ограничение конкуренции и монополистическая деятельность ограничивается законами и нормативными актами, например, Постановлениями Правительства. Существуют статьи в Гражданском Кодексе, позволяющие еще более полно раскрывать ситуацию.

Про недопущение ограничения или устранения конкуренции, штраф и другие типы наказания, уголовную ответственность, расскажет следующий раздел.

Наказание и ответственность

Так как правовых документов в данной теме большое количество, наказания рассмотрим непосредственно касающиеся совершения преступления. КоАП предусматривает наказания для должностных лиц за ограничение конкуренции в виде штрафа (15-50 тыс. руб), а также дисквалификацию на три года.

178 УК РФ позволяет наказывать нарушителя:

Работы и лишение свободы сопровождается запретом занимать нарушителем определенных должностей.

Защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности — частая тема в судебной практике, поговорим о ней далее.

Судебная практика

  • Подсудимый получил взятку и указания действовать в интересах компании, которую представляло дающее взятку лицо. Защита пыталась доказать, что в данном действии присутствовал сговор, но суд решил, что состава преступления по статье 178 УК РФ в действиях подсудимого нет.

  • Компания проводила незаконный конкурс по отбору управляющих компаний. На скамье подсудимых сотрудник компании, который свою вину не признавал. По статье 14.9 судом был назначен штраф 15 000 рублей.

О конкуренции и ее ограничении среди поставщиков расскажет специалист в видеосюжете ниже:

Источник: http://ugolovka.com/prestupleniya/finansovye/ekonomicheskie/ogranichenie-konkurentsii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.