+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Мораторий на проверки малого бизнеса

Содержание

Мораторий на проверки: что ждет малый бизнес в 2021 году?

Мораторий на проверки малого бизнеса

  • В чем суть моратория на проверки малого бизнеса.
  • Что делать, если контрольный орган пришел с плановой проверкой в обход моратория.
  • Каковы результаты действующих «надзорных каникул».
  • Продлен ли мораторий на проверки для малого бизнеса до 2022 года.
  • Как получить статус малого или среднего предприятия.
  • Как подтвердить принадлежность своей компании к малому бизнесу.

Мораторий – временное ограничение какого-либо правила.

В 2021 году такое ограничение было наложено федеральным законом на все государственные проверки малого бизнеса.

Правила подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки

Суть моратория на проверку малого бизнеса 

На строго ограниченный период времени государство избавило субъекты малого предпринимательства от плановых проверок контролирующими органами.

От проверок не освобождены:

  • юридические лица, осуществляющие деятельность в области здравоохранения, образования и социальных услуг, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • компании, которые ранее допускали грубые нарушения КоАП РФ, это было установлено по итогам предыдущих проверок, лицо было привлечено к административной ответственности, дисквалифицировано, либо его деятельность была приостановлена, а лицензия аннулирована, с момента такой проверки не прошло трех лет.

Законодатель выделил стратегически важные сферы деятельности, которых мораторий от проверок не коснулся

  • соответствие нормам безопасности гидротехнических сооружений, если компания эксплуатирует опасные производственные объекты и гидротехнические сооружения (1 и 2 классов опасности);
  • экологическая безопасность, если компания эксплуатирует объекты, отрицательно влияющие на окружающую среду (1 и 2 категории опасности);
  • соответствие нормам промышленной безопасности и пожарного надзора;
  • соблюдение требований радиационной безопасности и использования атомной энергии;
  • наличие действующей лицензии у компаний, которые управляют многоквартирными домами (УК);
  • охрана государственной тайны, если деятельность организации так или иначе связана с ее соблюдением;
  • деятельность аудиторских компаний (внешний контроль их работы).

Полный перечень видов деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944, можно скачать тут.

Существуют объекты, чрезмерная лояльность к эксплуатации которых может стоить безопасности и жизни людей, поэтому тщательный государственный контроль и надзор в данных областях необходим. Мораторий касается только плановых проверок.

Новые правила не защищают субъекты малого бизнеса от внеплановых проверок, которые в обязательном порядке проводит госорган по обращению заинтересованного лица.

Поэтому руководству компаний, на которые распространяется вышеуказанный закон, не стоит пренебрегать требованиями техники безопасности, правами потребителей, санитарными нормами.

Проверки в обход закона

Если ваша компания отнесена к субъектам малого предпринимательства, можно рассчитывать, что, начиная с 2021 года, плановые проверки вам не грозят.

Если надзорный орган все же пришел, его представителям будет достаточно показать документы, подтверждающие причастность компании к малому предпринимательству. Если такие документы в наличии и в порядке, то проверка должна быть прекращена немедленно.

В случае, если вы обнаружили свою организацию в перечне лиц, в отношении которых планируется проверка, то вправе обратиться с заявлением в надзорный орган и потребовать исключения компании из ежегодного плана проверок.

Так или иначе, руководителю организации, в которой была проведена проверка в обход закона о моратории, беспокоиться не о чем, так как ее результаты будут считаться недействительными.

С 1 января 2021 г. законодательством закреплен «риск-ориентированный подход». Этот метод направлен на сокращение издержек, как со стороны проверяющих надзорных органов, так и подконтрольных субъектов.

Риск-ориентированный подход заключается в том, что все компании, над которыми ведется контроль, условно делят на группы соответственно классам их опасности и категориям риска.

То есть классификация субъектов зависит от степени тяжести негативных последствий, которые вероятно могут наступить при административных нарушениях лица, а также от вероятности совершения таких административных проступков.

Например, крупная производственная компания, эксплуатирующая объекты, которые представляют вред для окружающей среды, должна быть отнесена к более высокому классу риска, чем организация, оказывающая бытовые услуги населению.

С перечнем плановых проверок в отношении вашей организации вы можете ознакомиться на сайте ФГИС «Единый реестр проверок», для этого достаточно ввести ОГРН, ИНН или полное наименование организации.

Результаты моратория на 2021 год

Новшество доказало свою эффективность: значительно снижена административная и бюрократическая нагрузка на небольшие компании, открыт путь к развитию для многих отечественных стартапов.

В рамках президентской реформы контрольно-надзорной деятельности воплощено множество законодательных инициатив: внедрен Единый реестр проверок, активизируется процесс электронного взаимодействия органов власти, введен риск-ориентированный подход при проведении плановых проверок.

По данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», общее количество плановых проверок в 2021 году уменьшилось в среднем на 40 %.

За указанный период выросло число внеплановых проверок. Контролирующие органы сами нарушают законодательство или относятся к его исполнению недобросовестно. Ежегодно прокуратуре приходится отклонять множество предложений контролирующих органов о включении в сводный план проверок, если они составлены некорректно или с нарушением закона.

Например, в отношении лиц, которых проверяли в последние три года или которые даже прекратили коммерческую деятельность. Крупные предприятия начали дробиться, регистрируя свои подразделения как отдельные юридические лица и стремясь к получению каждым из них статуса субъекта малого бизнеса.

К такой уловке прибегли сетевые магазины, имеющие в своей структуре большое количество обособленных подразделений. Помимо снижения надзорной нагрузки статус малого предприятия дает преимущества в налогообложении, что оптимизирует издержки предприятия.

Налоговая служба может расценить подобные манипуляции как способ ухода от налогов, что грозит уголовной ответственностью для руководителя.

Продление моратория до 2022 года

В настоящий момент Правительство РФ планирует продление моратория на проверки бизнеса до конца 2022 года. Это связано со стремлением снизить административную нагрузку на отечественные предприятия.

В Государственной Думе идет речь не только о пролонгации моратория, но и о расширении сферы его действия на средний бизнес.

По мнению участников рынка, в 2021 году наибольшее количество административных проверок пришлось именно на субъекты среднего предпринимательства.

Новые правила проверок разрабатывались в рамках президентской реформы контрольно-надзорной деятельности в РФ. А в проект «дорожной карты» по выполнению в 2021–2021 гг. «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года», подготовленной Минэкономразвития РФ, внесена инициатива о бессрочном запрете плановых проверок субъектов малого бизнеса. 

Инициатива – еще не законопроект, а законопроект – еще далеко не принятый Федеральным Собранием и подписанный Президентом федеральный закон.

Государственная политика в отношении административных проверок предпринимателей может неоднократно измениться, однако на сегодняшний день есть все предпосылки говорить о том, что по субъектам малого и среднего бизнеса сохранится тенденция снижения административной нагрузки.

В связи с этим у предпринимателей возникает вопрос: как получить статус субъекта малого или среднего предпринимательства, чтобы легально пользоваться государственной поддержкой и льготами?

Статус субъекта малого бизнеса

Помимо освобождения от плановых проверок, статус субъекта малого бизнеса обеспечивает налоговые льготы, доступ к госзакупкам и иные меры государственной поддержки.

Для подтверждения статуса субъекта малого бизнеса нужно:

  • соответствовать определенным критериям, установленным законом;
  • включить компанию или ИП в реестр субъектов малого предпринимательства. 

Закон называет всего 3 фактора для оценки:

  • состав учредителей (оценивается только у компаний, претендующих на положение малого предприятия, если в их числе есть другие организации, помимо физических лиц);
  • количество штатных сотрудников (за предыдущий годовой период не может превышать для малых предприятий – 100 человек, субъектов среднего бизнеса – 250 человек);
  • размер дохода (не должен превышать 800 миллионов рублей за прошлый год, при этом доходная часть суммируется по всем видам деятельности и режимам налогообложения).

Юридическое лицо не может стать субъектом малого предпринимательства, если его учредителями являются:

  • на 25 % – государственные образования (РФ, субъекты, муниципалитеты);
  • на 25 % – общественные или религиозные организации и фонды;
  • на 49 % – любые прочие организации.

Компания может попытаться получить статус, если основные ее акционеры-организации, занятые в инновационном секторе экономики, участники проекта «Сколково», либо они сами имеют статус субъектов малого или среднего предпринимательства.

Как подтвердить принадлежность к малому бизнесу

Чтобы подтвердить принадлежность своей компании к малому бизнесу (например, при включении в план проверок в обход моратория), руководителю следует получить выписку из Единого реестра малого и среднего предпринимательства. 

Ведением такого единого реестра занимается Федеральная налоговая служба РФ. ФНС России вносит сведения обо всех компаниях, которые подходят под критерии малого или среднего предпринимательства, автоматически.

Никаких дополнительных действий от руководителя субъекта бизнеса не требуется.

Налоговая самостоятельно анализирует сведения о доходах предприятий, среднесписочной численности штата, данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также информацию из других органов.

Чтобы получить выписку из Единого реестра, необходимо зайти на официальный сайт, ввести регистрационные данные юридического лица и распечатать готовый документ. Такая выписка будет иметь полную юридическую силу, так как на ней уже имеется усиленная электронная подпись. Дополнительного заверения этот документ не требует.

По указанию ФНС России от 8 августа 2021 г. № ГД-4-14/15554@ местные налоговые инспекции не уполномочены выдавать справки о принадлежности юридического лица к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Если вы полагаете, что ваша компания относится по всем критериям к числу субъектов малого или среднего предпринимательства, но не нашли ее в Едином реестре на сайте ФНС РФ, можно самостоятельно подать заявку.

Налоговая инспекция в таком случае проведет анализ предоставленной информации и при положительном решении внесет юридическое лицо в Единый реестр вручную.

Также на сайте можно исправить некорректные данные или внести дополнительные сведения о своей компании (сообщить о заключении новых контрактов, участии в программах партнерства, перечислить продукцию и дополнить контактные данные).

Мораторий выполнят ключевые функции, которые на него возложило Правительство РФ при разработке идеи снижения административного давления на малый бизнес. Продление новых правил, а также расширение области их действия на субъекты среднего предпринимательства кажутся вполне обоснованными и закономерными.

У надзорных органов остается возможность проведения внеплановых проверок, а также сохраняется особый контроль за стратегически важными сферами деятельности, которых мораторий от проверок не коснулся.

Большим шагом в данном вопросе явилось внедрение риск-ориентированного подхода к проверке предприятий, он позволяет экономить время контролеров, а соответственно и бюджетные средства.

Источник: https://www.gd.ru/articles/9912-moratoriy-na-proverki-malogo-biznesa

Мораторий на проверки малого бизнеса в России: содержание закона

Мораторий на проверки малого бизнеса

Мораторий на проверки малого бизнеса начал действовать первого января 2021 года, а закончится тридцать первого декабря 2021 года. Учитывая, что недавно была пройдена средина отведенного срока, то пора рассмотреть этот закон, особенности его реализации, и то, насколько теория совпадает с практикой.

Общая информация

Как было сказано ранее, закон о моратории проверок малого бизнеса работает в период времени с первого января 2021 по тридцать первое декабря 2021. Что он даёт? Законом вводится запрет на осуществление плановых проверок юрлиц, которые отнесены к представителям малого бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей.

Это было сделано с целью создания благоприятных условий для развития небольших экономических субъектов. Но всё же это неполноценная защита. Так, исключение сделано для радиационного, экологического и пожарного надзора, а также в сфере обеспечения государственной тайны и при использовании атомной энергии.

Поэтому трехлетний мораторий на проверку малого бизнеса не в полной мере почувствовали те субъекты, что занимаются потенциально опасной деятельностью.

Что нужно делать, если есть желание ознакомиться с оригиналом? В таком случае можно прочитать федеральный закон под номером N 294-ФЗ от двадцать шестого декабря две тысячи восьмого года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Это конкретная часть. Но опирается она в плане теории на четвертую статью федерального закона под номером N 209-ФЗ от двадцать четвертого июля две тысячи седьмого года “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ”. Далее в статье будет приведена краткое описание понятным «человеческим» языком о его действии.

Что же в законе написано?

Первоначально давайте обратим внимание на срок. Мораторий на налоговые проверки малого бизнеса действует во временном диапазоне с первого января 2021 по тридцать первое декабря 2021. И это закреплено на законодательном уровне, а не является распоряжением правительства, президента или кого-то ещё. Об этом говорится в статье 26.1 N 294-ФЗ этого документа.

Следует отметить ещё раз, что запрет не является абсолютным. Так, он не распространяется на внеплановые проверки. Об этом идёт речь в статьях 10 и 26.1 N 294-ФЗ. Внеплановые проверки могут быть проведены без ограничений. От чего он защищает, ясно указывается в частях два и три статьи девять закона N 294-ФЗ. Также существуют определённые ограничения в базе действия.

Так, если проверка не подчиняется требованию этого же закона под номером N 294-ФЗ, то она тоже может быть проведена без какого-то ограничения. Со всем списком можно ознакомиться в частях 3 и 3.1 первой статьи. Если кратко, то интерес здесь представляет федеральный закон под номером N 144-ФЗ от двенадцатого августа 1995 года “Об оперативно-розыскной деятельности”.

Не остановит закон и государственных служащих, что ориентируются УПК Российской Федерации. Иными словами – налоговые, полицейские, прокурорские, таможенные, страховые, валютные, банковские проверки будут продолжаться.

Кроме них, ещё стоит упомянуть о соблюдении законодательства относительно контрактной системы, а также при распространении информации или же при её хранении.

Общий интерес представляют подпункты от первого и по восьмой шестой части статьи 26.1 в законе N 294-ФЗ. Как уже ранее писалось в статье (хоть и кратко), не отменены проверки пожарных инспекторов и Госгортехнадзора для производственных объектов, которые относятся к 1 или 2-му классу опасности.

Кроме этого, следят за теми, кто имеет доступ к государственной тайне. Не освобождены от лицензионных проверок управляющие организации, что занимаются обеспечением проживания в многоквартирных домах. Не вздохнули и аудиторские компании, ведь внешний контроль над их деятельностью и качеством работы тоже не отменили.

Мораторий на проверки малого бизнеса в России не отменён также в сферах образования, здравоохранения, электроэнергетики, теплоснабжения, энергетической эффективности, энергосбережения и относительно субъектов социальной направленности. Об этом говорится в девятой и первой частях соответственно статей 9 и 26.1.

Несмотря на то что основные моменты прописаны в законе, определённое влияние оказывает и постановление, выданное правительством Российской Федерации N 944 от двадцать третьего ноября 2009 года.

Почему так? Дело в том, что в законе N 294-ФЗ существует довольно много расплывчатых формулировок, поэтому и было принято решение о постановлении N 944.

Ещё меньше защиты

Мораторий на проверки малого бизнеса не действует также в случае соответствия субъекта экономической деятельности целому набору условий. Часть из них, следует признать, являются вполне адекватными и необходимыми.

В иных же случаях возникает определённая доля сомнений в плане возможности возникновения манипуляции.

Так, не приходится говорить про мораторий на проверки малого бизнеса в случаях, если было выявлено за последние 3 года деятельности такие нарушения, что привели к дисквалификации или приостановке деятельности субъекта экономической деятельности за грубые нарушения.

Также должно вступить в свою законную силу решение об аннулировании лицензии или же о назначении административного наказания. И пока этого всего нет, вопрос остается в подвешенном состоянии. Данные требования находятся во второй части девятой статьи закона N 294-ФЗ.

Важный момент

Когда формировался план (или будет), то он должен быть подан в прокуратуру не позднее первого сентября текущего года. И со следующего он уже будет действовать. Такое требование предусматривается постановлением правительства РФ N 489 от тридцатого июня 2010 года. Хотя иные ведомства рекомендуют обращаться к ним ещё раньше.

Так, в методических рекомендациях, утверждённых Рострудом под номером N 455 от двадцать восьмого октября 2010 года, говорится о том, что вся документация должна быть готова до первого июля. Это сделано с целью обеспечения своевременного реагирования на все запросы. Хотя следует не забывать, что это не требование, а рекомендация.

Изменение реальности

Увы, мораторий на налоговые проверки малого бизнеса не распространяется. И здесь ничего исправить нельзя. Но что, если предприниматель или организация считают, что они подпадают под действие закона, тогда как относительно их уже запланирована проверка? В таком случае изменить реальность вполне под силу.

Что же для этого нужно сделать? Первоначально пишется заявление, где просят исключить проверку из ежегодного плана. В нём указывается, что текущее положение дел нарушает статью 26.1 N 294-ФЗ. Все требования и рекомендации к заявлению можно найти в постановлении N 1268 правительства РФ от двадцать шестого ноября 2015 года.

В нём имеется перечень документации, которую необходимо подготовить для утверждения положительного решения. Но что делать, если плановая проверка буквально сейчас начнётся? В таком случае необходимо предоставить собранную для заявления документацию и указать на тот факт, что отсутствует нужда в проверке.

И если до этого не было административных нарушений или же данных о них, то этот процесс будет прекращен. В этом случае составляют специальный акт, который предусмотрен пятой частью статьи 26.1 рассматриваемого N 294-ФЗ. Если проверка всё же была проведена, то можно подать апелляцию и признать её недействительной.

В этом случае на помощь придут первая и седьмая части статей 20 и 26.1 соответственно.

Иногда можно услышать неверную информацию, которая является или сознательным обманом, или же желанием видеть то, чего нет, но хочется. Так, можно встретить упоминание о том, что был введён мораторий на проверку малого и среднего бизнеса. Это неверно.

Хотя подобные предложения и звучали, когда закон только обговаривался, но в конечном результате под его действие попали малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Также, как уже рассматривалось, он не даёт 100% неприкосновенности со стороны государственных чиновников.

Ещё раз хочется сконцентрировать внимание на том, что мораторий направлен только на плановые проверки. Если же к соответствующим органам обратится заинтересованное лицо, избежать общения с государством в лице его представителей не получится.

Таким, например, может выступить гражданин, у которого после питания в кафе заболел живот.

Зачем вводился этот закон?

Мораторий на плановые проверки малого бизнеса направлен на улучшение экономической ситуации в стране и обеспечение деятельности субъектов экономической деятельности. Подразумевается, что он даст возможность предпринимателям развиваться, а не тратить время на бумажки.

Насколько эта цель будет выполнена, можно будет судить только после завершения льготного периода. Сейчас же ограничимся промежуточными итогами. Наибольшую пользу от рассмотренного закона получили те предприниматели, которые выбрали белую модель работы и не совершают правонарушений.

И это хорошо, ведь они и были главной целью осуществляемого мероприятия.

Заключение

Несмотря на такой довольно неплохой закон, всё ещё есть много работы. Сейчас Российская Федерация переживает не самые лёгкие времена. Поэтому необходимо сконцентрироваться на создании собственной устойчивой экономики.

У РФ уже успел закончиться один крупный резервный денежный фонд, ещё два на исходе. И всё активней стоят вопросы о том, что мы будем делать после их истощения. В таком случае можно будет полагаться только на себя.

И во главе поезда, который вытянет нас всех, станут предприниматели – люди, которые не боятся брать на себя ответственность и действовать. Нам же следует озаботиться тем, чтобы честные и умелые оказались в самых благоприятных условиях.

Для этого важно не мешать им действовать. И став богатыми, они сделают такими же и других людей, что окружают их. Нужно только запастись терпением.

Источник: http://fb.ru/article/331164/moratoriy-na-proverki-malogo-biznesa-v-rossii-soderjanie-zakona

Закон о моратории на проверку малого бизнеса

Мораторий на проверки малого бизнеса

  • Единственное в стране

    издание о государственной

    и методологов страны

    Нас читает вся страна

    Президент России Владимир Путин подписал закон о трехлетнем моратории на проверки малого бизнеса. Документ опубликован на портале раскрытия правовой информации.

    Как сообщалось ранее, документ предполагает запрет на проведение с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Это позволит сократить количество плановых проверок и будет способствовать формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России.

    Речь идет о проекте федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    Согласно документу, если ранее в отношении предпринимателя было вынесено постановление об административном нарушении, либо были выявлены другие нарушения, то контрольные органы вправе включать в план проверку таких лиц.

    Для кого не будет действовать мораторий

    Запрет не распространяется на предприятия, плановые проверки которых могут проводиться два и более раза за три года. Речь идет о компаниях, занимающихся видами деятельности, предусмотренными Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    Цель такого решения — защита безопасности граждан. К таким видам деятельности относятся здравоохранение, образование, социальная работа, теплоснабжение, электроэнергетика, энергосбережение и повышения энергетической эффективности. Также предложено не распространять законопроект на ряд других видов государственного надзора.

    Рекомендуем посмотреть

    «Бюджетный учет» для бухгалтеров казенных, бюджетных и автономных учреждений

    Выставки, форумы, конференции

    Учебный центр «Бюджет»: ваша возможность повысить квалификацию

    Финансовый контроль

    Журнал «Финконтроль» для финансовых контролеров и проверяемых

    Вопросы модельного бюджета

    Обогнали Тель-Авив. Как российские города выглядят в рейтинге IESE Cities in Motion

    В России создается фонд развития. Как он будет работать?

    Объявлены победители конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

    bujet.ru

    Закон о трехлетнем моратории на плановые проверки призван упростить условия работы для малого бизнеса

    МОСКВА, 1 января. /ТАСС/. Закон о трехлетнем моратории на проверки малого бизнеса вступает в действие с 1 января 2021 года, он коснется как индивидуальных предпринимателей, так и юрлиц, подпадающих под определение малого бизнеса.

    «Этот закон сам по себе для нас победа, шаг вперед. Я считаю, что бизнес почувствует на себе результаты усилий в этом направлении», — заявил ТАСС президент «Деловой России» Алексей Репик.

    СМИ: малый бизнес могут освободить от проверок ФАС

    Закон о трехлетнем моратории на плановые проверки призван упростить условия работы для малого бизнеса и отчасти стать мерой поддержки в сложной экономической ситуации.

    По словам Репика, закон будет не вполне эффективен в отрыве от работы по реформе контрольно-надзорных функций в государстве. Он отметил, что мораторий должен быть дополнен введением риск-ориентированных подходов к проверкам, уходом от «палочной» системы, расширением возможностей для бизнеса апеллировать по несправедливым решениям.

    «У нас умеют контрольно-надзорные органы находить правильное объяснение зачастую неправильным действиям. Здесь очень важно, чтобы в комплексе ситуация все-таки была доведена до тех целевых показателей, о которых говорил бизнес», — сказал Репик.

    По его словам, меры, предусмотренные законом о введении моратория, должны носить системный и постоянный характер. «Пройдут три года, жизнь-то продолжается, и поэтому проблему нужно решать в целом», — считает глава общественной организации.

    При этом он напомнил, что 3 декабря 2015 года в ежегодном Послании Федеральному Собранию президентом РФ Владимиром Путиным «было высказано некоторое разочарование темпом работы по облегчению ведения бизнеса именно в части избыточного контроля и надзора».

    Медведев поддержал идею ТПП о размещении заказов крупных госкомпаний у малого бизнеса

    В соответствии с законом, который действует с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года, мораторий не коснется малого бизнеса, работающего в сфере здравоохранения, образования, социальной, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

    При этом ряд проверок все же будет сохранен.

    Речь идет, в частности, о надзоре в области промышленной безопасности, пожарном, экологическом надзоре, надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении компаний малого бизнеса, эксплуатирующих объекты 1-го или 2-го класса опасности, а также надзоре в области обеспечения радиационной безопасности, контроле за обеспечением защиты гостайны, надзоре в области использования атомной энергии.

    Кроме того, мораторий не коснется лицензионного контроля в отношении компаний, управляющих многоквартирными домами и внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.

    Законопроект также закрепляет норму о применении риск-ориентированного подхода при организации госконтроля за деятельностью бизнеса для снижения издержек бизнеса и оптимального использования ресурсов надзорных органов.

    Этот риск-ориентированный подход может применяться с 1 января 2021 года, и на его основе правительство в определенных случаях может принять решение не только о непроведении плановых и выездных проверок, но и сократить или установить иной срок той или иной проверки.

    При этом правительство РФ вправе определить отдельные виды госконтроля, которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до 1 января 2021 года.

    Закон был разработан в рамках реализации задач, озвученных президентом Путиным в Послании Федеральному Собранию в декабре 2014 года. Он тогда призвал отказаться от «принципа тотального, бесконечного контроля» и предложил ввести надзорные каникулы для малого бизнеса.

    tass.ru

    Госдума приняла закон о моратории на проверки малого бизнеса

    Госдума приняла закон о трехлетнем моратории на проверки малого бизнеса.

    Мораторий коснется как индивидуальных предпринимателей, так и юрлиц, подпадающих под определение малого бизнеса.

    И не коснется компаний, работающих в социальной сфере, здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

    Также ушел из под моратория лицензионный контроль в отношении компаний, управляющих многоквартирными домами и внешний контроль качества работы аудиторских организаций. Однако некоторые проверки останутся.

    Так, будет сохранен надзор в области промышленной безопасности, пожарный, экологический, надзор в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении компаний малого бизнеса, эксплуатирующих объекты 1-го или 2-го класса опасности, а также надзор в области обеспечения радиационной безопасности, в области использования атомной энергии. Будут контролировать и обеспечение защиты гостайны.

    Закон также закрепляет норму о применении риск-ориентированного подхода при организации госконтроля за деятельностью бизнеса для снижения издержек бизнеса и оптимального использования ресурсов надзорных органов.

    Он начнет применяться с 1 января 2021 года, и на его основе правительство в определенных случаях может принять решение не только о непроведении плановых и выездных проверок, но и сократить или установить иной срок той или иной проверки.

    При этом правительство вправе определить отдельные виды госконтроля, которые с применением такого подхода могут осуществляться до 1 января 2021 года.

    rg.ru

    Вступил в силу мораторий на проверки малого бизнеса

    Правда, с учетом определенных исключений. Освобождение от проверок не коснутся компаний, работающих в сферах образования, медицины и социального обслуживания. А также аудиторских организаций, управляющих компаний многоквартирных домов и организаций, работающих с гостайной.

    Не будут прекращаться налоговые проверки и ревизии на предмет уплаты взносов во внебюджетные государственные фонды. Также сохранится надзор в сфере пожарной, экологической, промышленной, радиационной безопасности объектов I и II классов опасности.

    На «каникулы» не выйдут и компании, совершившие грубые нарушения или лишившиеся лицензий в течение трех лет до наступления момента плановых проверок. Изменения не предполагают отказа от внеплановых проверок. Они, как и сейчас, будут проводиться после поступления жалоб на компании в надзорные инстанции.

    Плановые проверки бывают двух видов.

    Документальные (когда запрашивают определенные документы и на основании представленного делают выводы) и выездные (когда производится выезд на место, осмотр, фиксация, изъятие документов, предметов, интересующих проверяющих), пояснил «РГ» президент Российской ассоциации честных адвокатов Антон Матюшенко. По его словам, в нормально режиме собственники, например, небольшого магазина общаются с проверяющими, в среднем, раз в месяц.

    Несколько пекарен самообслуживания, проработавшие в Москве больше года, проверяли лишь пару раз, поделился с «РГ» опытом преподаватель кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Козлов. Приходившие за это время проверяющие были из ФМС и Роспотребнадзора.

    «В нашей практике был случай, когда конкурирующее предприятие сообщило в органы по охране труда о нарушении трудового законодательства. Произошла внеплановая проверка и предприятие было закрыто на 90 дней для устранения нарушений. От таких ситуаций ни один закон не сможет защитить», — приводит противоположный пример эксперт юридического сервиса 48Prav.ru Павел Самсонов.

    Президент межрегиональной общественной организации поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди» Ольга Косец указывает, что штрафы при проверках индивидуальных предпринимателей начинаются с 40 тысяч рублей, а обществ с ограниченной ответственностью — с 4 миллионов.

    «Каникулы» полезны в условиях сложной экономической ситуации, говорит финансовый директор МТВК «ГРИНВУД» Олег Ткач. «Ни для кого не секрет, что ситуация с проверками надзорных органов в России до сих пор была удручающей.

    И дело тут даже не в частоте таким проверок, плановых и внеплановых — на практике они проводятся не слишком часто», — говорит он.

    По его сведениям, в небольшой магазин должны прийти представители Роспотребнадзора, пожарной службы и ФНС: в среднем, одна проверка в год.

    Эксперт указывает, что сегодняшние требования к бизнесу таковы, что найти огрехи можно в работе даже самых честных компаний. Чем зачастую пользуются проверяющие, заинтересованные в личном обогащении.

    «Получается, что проверки надзорных органов, которые должны делать работу бизнеса качественнее, приводят к обратным результатам. Случаи разорения предпринимателей из-за недобросовестных действий контролирующих органов регулярны. Так что закон вступает в силу как нельзя вовремя.

    В будущем такие «каникулы» можно было бы распространить на часть среднего бизнеса — это могло бы дать не меньший положительный эффект для роста экономики, считает директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков.

  • Источник: http://42garmoniya.ru/zakon-o-moratorii-na-proverku-malogo-b/

    Мораторий на проверки малого бизнеса | Юридическая помощ на IDdeiforbiz.ru

    Мораторий на проверки малого бизнеса

    Сейчас на территории Российской Федерации действует мораторий на проверку малого и среднего бизнеса. Что он собой представляет? Как им можно воспользоваться? О чем необходимо знать предпринимателям и структурам, которые решили отдохнуть от чиновничьей бюрократии? Об этом мы расскажем в статье.

    Государственный контроль, с которым многие встречаются в виде плановых проверок, часто становится сложным испытанием для тех, кто ведёт коммерческую деятельность. Поэтому не удивительно, что в Российской Федерации был введён временный запрет на это дело.

    Но здесь следует отметить один момент – защита обеспечена исключительно от плановых проверок со стороны государственных и муниципальных органов. Действует он в период с 2021 г. и по конец 2021 года. Мораторий на проверки бизнеса можно будет оценить после того, как закончиться весь отведенный срок.

    Но подвести промежуточные итоги можно уже сейчас.

    Особенности

    Следует отметить, что кричать «Ура!» могли не все предприниматели. Было несколько исключений.

    Так, не были отменены проверки в отношении лиц, что вели деятельность в сферах образования, здравоохранения и общественности.

    Также если раньше были допущены грубые нарушения с позиции КоАП Российской Федерации (и они были выявлены в предыдущем периоде), и при этом не прошло хотя бы трех лет, то субъект тоже не подпадает под защищенный режим.

    Но бывает и такое, что было получено освобождение от надзора, но предприятие всё так же числится в числе тех, кого должны проверить. В таком случае оно может подать запрос на своё изъятие из этого списка.

    Следует отметить, что отмена проверок не была произведена и в нескольких стратегически важных направлениях вроде пожарного надзора, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений для субъектов, что эксплуатируют опасные производственные объекты.

    Также при определённых условиях сохраняется экологический и радиационный контроль. Ещё не повезло тем, кто имеет доступ к государственной тайне, управляет многоквартирными домами и следит за аудиторскими организациями.

    Если же субъект считается таковым, на которого распространяется мораторий на проверки, то проведение процедуры будет считаться грубым нарушением, и её итоги будут признаны недействительными.

    Какие последствия?

    Ещё больше года будет действовать мораторий на налоговые проверки. Малый бизнес, который смог в полной мере воспользоваться предоставленной возможностью, ощущал себя спокойно на протяжении длительного времени. Но позитивные сдвиги будут не только для субъектов предпринимательства, но и для контролирующих органов. В чем же дело?

    Есть такой федеральный закон как 294-ФЗ, где было внесено такое понятие как «риск-ориентированный подход». Он предполагает оптимизацию ведения деятельности, что позволит снизить издержки во время осуществления проверок.

    Нормы, регулирующие риск-ориентированный подход будут действовать с 1-го января 2021 года.

    Поэтому когда субъекты предпринимательской деятельности, которых сейчас защищает мораторий на проверку малого и среднего бизнеса, потеряют свой зонтик, они смогут оценить, насколько изменилось качество обслуживания со стороны государства.

    Преследуемые цели

    А что же должно получиться в итоге? Хотя о регулирующем ситуацию законе начали заботиться ещё в конце нулевых годов третьего тысячелетия, так уж вышло, что значительные подвижки произошли только в 2014, и он оказался очень к месту. Так, мораторий на проверки позволяет упростить работу малого бизнеса и поддержать его в тяжелой экономической ситуации, в которой сейчас пребывает Российская Федерация.

    Это является составной частью плана об уходе от так называемой палочной системы, что предусматривает оптимизацию взаимодействия и расширение возможностей для апелляции по несправедливым решениям. Возможно, что в последующем отдельные положения, что имеет мораторий на проведение проверок, в будущем приобретут постоянный и системный характер.

    На кого он нацелен?

    В первую очередь необходимо понимать, что от проверок освобождаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые ведут свою деятельность в рамках закона и согласно установленным правилам. То есть для тех, кто не причинял государственным органам неприятностей и не вызывал интереса с правовой точки зрения, и были сделаны эти послабления.

    При этом справедливо рассуждали, что если человек/организация не совершает нарушений, то зачем за ним следить? Но расслабляться всё же не стоит – ведь право на осуществление внеплановых проверок всё же осталось. Поэтому, если возникнет прецедент, грубо нарушающий установленные правила, и об этом станет известно контролирующим органам, то мораторий не поможет.

    Возможность продления

    Сейчас довольно часто можно услышать слова о том, что мораторий на проверки малого бизнеса необходимо продлить.

    Чаще всего о таком говорят из-за неутешительного положения дел в вопросе обеспечения правового взаимодействия представителей государственных органов и субъектов предпринимательства.

    Но это в большей мере относится к ситуации, когда сотрудниками соответствующих служб сознательно игнорируется закон.

    В целом же сейчас благодаря повсеместной автоматизации процессов, субъекты экономической деятельности, действующие по серым и черным схемам довольно быстро выявляются.

    Так, для этого используется сопоставление значений деклараций, отдельных налоговых накладных и множество иных инструментов. В случае с честными субъектами экономической деятельности плановые проверки только отнимают время, хотя и являются обязательными.

    Тогда как в случае с преступными элементами — у государства есть множество иных доступных инструментов.

    С позиции государственных органов

    Ранее в статье излагалась точка зрения предпринимателей. А что по этому поводу думают государственные служащие? Начать можно с президента Российской Федерации В. В. Путина.

    Он ещё в 2014 году выражал неудовольствие от того, что послабление надзора за субъектами предпринимательской деятельности ведётся значительно медленней, нежели рассчитывалось первоначально.

    Поэтому он сообщает, что выступает за облегчение жизни рядовых граждан, в том числе и ведущих коммерческую деятельность.

    Государственные служащие рангом поменьше тоже выступают за мораторий. Но причины такой позиции явно прозаичней и проще: им в таком случае придётся меньше работать. Не секрет ведь, что большинство людей хотело бы просто получать деньги и ничего не делать.

    Но в целом и общем они приветствуют систематизацию и актуализацию данных, которые предоставляются предприятиями.

    Мораторий же даёт определённую передышку для того, чтобы разобраться с накопившимися делами и провести подготовку государственных органов для выхода на новый уровень.

    В заключение

    И что же можно сказать напоследок? Подводя итог, следует отметить ещё раз, что хотя мораторий на осуществление проверок и является довольно позитивным моментом, но нам необходимо работать над улучшением ситуации на системном уровне.

    Ведь если всё будет нормально работать и функционировать, то не будет надобности и прибегать к определённым временным мерам. Хотя сказать о том, что удастся в ближайшее время достигнуть определённой идеальной ситуации, нельзя.

    И дело тут не только в государственных служащих и законах.

    Наш мир постоянно изменяется, возникают новые условия, направления и многое другое. Поэтому, даже если бы мы имели самых совершенных государственных служащих и принимаемые ими законы – даже тогда вряд ли нам под силу было бы реализовать идеальную ситуацию, которая не требует вмешательства.

    Главное помнить – ничего не создаётся на ровном месте. Поэтому, если есть желание улучшать свою жизнь и существование близких людей, то над этим необходимо работать.

    Нужно взаимодействовать с органами государственной власти, предлагать им свои видения на различные вопросы, возможно – даже идти на конфликт, отстаивая свои интересы.

    Источник

    Источник: http://IDeiforbiz.ru/moratorij-na-proverki-malogo-biznesa.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.