+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Монетизация льгот в России: основные положения, результаты проведения

Содержание

Монетизация льгот в 2019 году – что это такое, инвалидам, ветеранам труда Москве, последние изменения

Монетизация льгот в России: основные положения, результаты проведения

Отношение к льготам в обществе неоднозначно. Те, кто их получает, заинтересован в сохранении существующего порядка.

Не имеющая льгот часть населения и государство считают, что порядок предоставления социальной помощи требует значительных изменений. Один из шагов в этом направлении – монетизация льготных поощрений.

Важная информация

В 2019 году до 31 декабря любой из граждан, имеющий право на получение льгот федерального или местного значения имеет возможность отказаться от этого, заменив потенциальные льготные услуги денежными выплатами в фиксированном размере.

Данное решение принимается добровольно, с учетом интересов каждого конкретного человека. Несмотря на то, что политика монетизации льгот действует уже более 10 лет, большинство представителей льготных категорий населения не торопятся отказываться от привычной системы социальной поддержки.

Что это такое

Для более глубокого понимания вопроса рассмотрим некоторые понятия:

Монетизация льготОфициальная политика государства, направленная на изменение ситуации в сфере предоставления льгот различным категориям населения
Цель монетизацииОграничить применение льгот, которые трудно учитывать и контролировать и заменить их выплатой денежных сумм

Практика предоставления льгот лицам, имеющим особые заслуги перед государством, или наименее защищенным слоям населения возникла в Советском Союзе.

С тех пор количество льготников возросло в несколько раз. ФЗ №122 «О монетизации льгот» был принят в 2004 году, когда правом на льготы пользовались 70% населения (более 100 млн человек), и насчитывалось около 120 различных видов льгот.

За период, прошедший от даты издания закона, значительная часть льгот была переведена в денежную форму, особенно предоставляемых на федеральном уровне.

Но в большинстве регионов России население по-прежнему предпочитает пользоваться льготой, считая, что монетизация не компенсирует получаемые выгоды.

Перечень видов госпомощи

Система льгот широко распространена в России и направлена на оказание государственной помощи наименее защищенной части населения, к которой относятся пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, сироты и так далее.

Вторая категория льготников – это лица, имеющие особые заслуги перед страной, например, участники боевых действий, ветераны ВОВ, доноры и так далее.

Часть компенсаций выплачивается в денежной форме как специальных пенсия и пособия, в том числе материнский капитал. Такие суммы имеют фиксированные размеры.

Отдельную категорию представляют налоговые льготы и вычеты, а также льготное кредитование в банках.

Менее поддается контролю та часть льгот, которая получается гражданами в натуральном виде, т.е. в виде товаров и услуг. В этот перечень входят:

  • полностью или частично бесплатный проезд;
  • получение бесплатных лекарств;
  • лечение и отдых в санаториях;
  • сниженные тарифы на услуги ЖКХ.

Особенность последней группы состоит в том, что пользователи находятся в неравных условиях и пользуются льготами с различной интенсивностью.

Например, кто-то ежегодно отдыхает за счет государства и ежедневно пользуется бесплатным городским транспортом. Другие лица не имеют такой возможности по разным причинам.

Закон № 122 направлен на уравнение прав всех граждан путем гарантированной оплаты (монетизации) льготных прав.

Данным законом предусмотрен механизм начисления ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) вместо натуральных льгот.

Последние изменения в законодательном регулировании

В 2019 году кардинальных изменений в законодательстве Российской Федерации по вопросу льгот и их монетизации не произошло.

С 1 февраля была традиционно проведена индексация ЕДВ с учетом инфляционных тенденций, а также стоимости НСУ (набора социальных услуг):

В 2016 году монетизация НСУГраждане ежемесячно получают 995,23 рубля
В 2019 году после 1 февраляГраждане ежемесячно получают 1048,97 рублей

В 2019 году проводится работа по созданию Единой государственной информационной системы социального обеспечения, которая должна войти в действие с 2019 года.

В данной системе будет проводиться персональный учет всех лиц, имеющих право на получение льгот, а также суммы и виды государственной помощи, которыми воспользовался каждый гражданин.

Создатели ресурса рассчитывают, что это позволит проконтролировать все случаи, когда льготник одновременно получает льготы на нескольких уровнях, и устранить данные факты.

Одновременно каждый гражданин получит возможность узнать о своих правах и причитающихся ему выплатах социальной помощи.

Как осуществляется монетизация льгот

Механизм монетизации предусматривает добровольность решения граждан по вопросам получения льгот.

В настоящее время действуют следующие тарифы монетизации, которые включаются в ЕДВ, т.е. ежемесячно гражданин получает фиксированную сумму независимо воспользовался он данной льготой или нет:

Бесплатное получение лекарств по рецептам807,94 рублей
Получение путевки на лечение в санаторий или на курорт124,9 рубля
Бесплатный проезд на поездах пригородного назначения или проезд к месту лечения116,04 рублей

Общая сумма надбавки к пенсии или пособию составляет 1048,97 рублей на федеральном уровне. В каждом регионе вопрос с монетизацией льгот местного уровня решается индивидуально.

Так повсеместно распространенный бесплатный проезд в местном транспорте для льготных категорий в ряде городов меняется на фиксированные перечисления на счет сумм от 100 до 400 рублей. Заявление на предоставление льготы можно скачать здесь.

Использование данной возможности разных категорий граждан в Москве

Государственная политика предусматривает, что регион, предоставляющий льготы на своем уровне, должен оплачивать их из собственного бюджета.

В связи с этим большинство региональных образований не только прекратить расширять перечень видов социальной помощи, но и сокращают количество категорий населения — льготников.

Не стала исключением и Москва. Не так давно был отменен бесплатный проезд в городском транспорте для всех категорий, кроме получателей федеральных льгот.

Пенсионеры

Пенсионеры, проживающие на территории России, в различных регионах могут воспользоваться такими льготами, как:

  • сниженные в процентном отношении тарифы на коммунальные услуги, включая электричество, телевидение и телефон;
  • бесплатные поездки на городском транспорте;
  • частичная или полная компенсация стоимости лекарств.

Жители Москвы пенсионного возраста могут получить денежную компенсацию за коммунальные платежи на сумму, превышающую 20% дохода. Также они имеют право:

  • на бесплатное медицинское обслуживание с выездом врача на дом;
  • на путевку в санаторий за счет бюджета не чаще одного раза в год;
  • бесплатные стоматологические услуги.

Пенсионеры Подмосковья получают в год одну тысячу рублей, если им необходимы поездки в Москву, в том числе — 400 рублей для консультации и 600 рублей – на лечение.

Многодетные семьи

В каждом регионе имеются свои особенности в отношении семей с детьми, начиная с того, сколько детей необходимо, чтобы считать семью многодетной и заканчивая перечнем причитающихся выплат и предоставляемых льгот.

Самые распространенные льготы для многодетных родителей, которые можно монетизировать:

  • бесплатный проезд по городу детям и одному из родителей;
  • компенсация медикаментов;
  • путевки в детские лагеря отдыха;
  • сниженные коммунальные тарифы.

В Москве дополнительно существуют:

  • компенсация подорожания потребительской корзины;
  • возмещение платы за городской телефон;
  • снижение стоимости услуг ЖКХ пропорционально количеству детей.

Если количество детей больше пяти, то дополнительно выплачивается ежемесячная сумма на покупку детских вещей на каждого ребенка.

Инвалиды

Лица с ограниченными возможностями пользуются значительным перечнем региональных льгот практически на всей территории страны. В этот список входят:

  • проезд в городском транспорте без оплаты;
  • бесплатные путевки на лечение, включая проезд до санатория;
  • компенсация стоимости лекарств, ортопедических товаров и медицинских услуг, включая протезирование конечностей и зубов.

Инвалидам, проживающим в Москве, дополнительно предоставляются услуги социального такси.

Ветераны труда

Ветераны труда, имеющие соответствующие удостоверения, в различных регионах страны пользуются такими же льготами как пенсионеры, только суммы компенсации имеют больший размер, например, 50% а не 25% стоимости ЖКХ.

Среди исключительных видов льгот можно назвать частичную компенсации билетов на поезд за исключением летнего сезона.

Московские ветераны пользуются всеми льготами или их монетизированным выражением, как льготники федерального уровня.

Матери-одиночки

Льготы, которые предоставляются матерям-одиночкам, в основном находятся в сфере трудового законодательства и касаются режимов работы и возможности увольнения.

Денежная форма присуща таким льготам, как:

  • бесплатные медикаменты ребенку до достижения трехлетнего возраста;
  • неоплачиваемые путевки в детский лагерь.

В Москве одиноким матерям дополнительно частично компенсируют стоимость детского сада.

Главные правила оформления

Для монетизации своего права на льготы гражданину необходимо обратиться в орган Пенсионного фонда с соответствующим заявлением:

Заявление на монетизациюПринимается до 31 декабря и действует, начиная со следующего года
Заявление на отказ от монетизацииПодается до 1 октября

Срок действия выбранного порядка неограничен по времени, т.е. не нужно ежегодно подавать новое заявление.

На что обратить внимание

Процедура монетизации имеет несколько нюансов, на которые нужно обратить внимание, подавая заявление:

  • если одинаковые льготы предоставляются на федеральном и региональном уровнях, то гражданин может пользоваться выплатами только одного из них. При подаче заявления данный вопрос проверяется сотрудниками Пенсионного фонда;
  • каждое лицо имеет право самостоятельно выбирать те виды льгот, которым он предпочитает денежные выплаты. Так, жители городов и сел, имеющие автомобиль, могут безболезненно отказаться от бесплатного проезда, оставив право на бесплатное лечение в санаториях. Граждане, не нуждающиеся в бесплатных лекарствах или не получающие их по разным причинам, имеют право на денежную замену, которую могут потратить на любые нужды;
  • различные регионы проводят собственную политику в отношении льгот, поэтому при переезде на новое место жительства, необходимо сначала ознакомиться с нормативными региональными актами, а затем принимать решение по поводу получения льгот или их монетизации.

Монетизация льгот вызывает неодинаковое отношение у различных групп граждан. Для тех, кто регулярно пользуется льготой, например, ежедневно бесплатно ездит на работу, суммы возмещения кажутся недостаточными.

Другая категория, которая практически не пользуется городским транспортом, приветствует получение дополнительной суммы к пенсии.

: монетизация льгот и транспортная карта

Источник: https://posobieguru.ru/lgoty/monetizacija/

Монетизация льгот в России: основные положения, результаты проведения

Монетизация льгот в России: основные положения, результаты проведения

Для замены натуральных видов преференций для ветеранов труда, пенсионеров по возрасту и других категорий граждан в 2005 году была предложена монетизация льгот. Данное решение было закреплено законодательно и вызвало определенное недовольство в обществе.

Согласно новому закону, деньги на компенсацию натуральных льгот пропорционально разделяются между местными и региональными бюджетами.

Причиной такого решения стало то, что к 2005 году в Российской Федерации насчитывалось около 200 категорий, которые получали около 120 льготных услуг, что в совокупности составляло около 103 млн. граждан.

Что такое монетизация льгот? Законодательная база

Согласно нормативным документам, монетизация льгот – это полноценная замена натуральных преференций на денежную компенсацию. Нормативную базу под это решение подвел Федеральный Закон № 122 от 22.08.04, вступивший в силу с 1 января 2005 года. В нем указываются основные понятия и механизмы данного процесса:

  • этот законный акт вносит изменения в текст более чем в 150 других законов и сам по себе не является системным нормативным актом;
  • закон состоит из 156 статей, некоторые из них уже утратили свою силу;
  • ввел ответственность за введение дополнительных льгот – их оплачивает учредитель;
  • при распределении ответственности за финансирование преференций или скидок был закреплен принцип работы с конкретной категорией граждан, а не отдельным видом льгот;
  • новый акт оставил в силе предыдущие законы. (те, кто стали в очередь на жилье до 01.01.2005 года, получают ее из центрального бюджета, позже – региональными властями, в согласованном порядке).

Согласно новому закону заниматься выплатами монетизированных льгот должен Пенсионный Фонд РФ, а их сумма должна прибавляться к пенсии. Если у человека есть право на получение нескольких льгот, денежные выплаты предоставляются только по одной из них. Сумма компенсации индексируется вместе с пенсией, в соответствии с действующим коэффициентом.

Поскольку сам Закон № 122 называется очень длинно и запутанно, для упрощения было введено название «Закон о монетизации». Сам термин «монетизация» в тексте этого документа не встречается ни разу, поскольку является неофициальным новообразованием без соответствующей лингвистической базы.

Монетизация, как замена льгот денежной компенсацией, распределяется на наименее социально защищенные категории граждан и людей, имеющих особые заслуги для страны. Все они делятся на федеральные – финансируемые из центра, и региональные – деньги на которые поступают из региональных бюджетов. К категории федеральных льготников, одинаково финансируемых на территории всей страны, относят:

  • пенсионеров по возрасту;
  • ветеранов ВОВ и других боевых действий;
  • несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и тюрем;
  • кавалеров определенных комплектов наград и Героев СССР;
  • членов семьи погибшего участника боевых действий;
  • ликвидаторов атомных аварий, получивших облечение;
  • Героев Социалистического Труда.

Источник: https://ProLgoty.com/lgoty/monetizatsiya

Монетизация льгот – позволяющая заменить льготы пенсионерам денежными выплатами. В этой статье мы подробно разобрались как правильно поступить, от каких льгот можно отказаться в пользу денег, и на какие суммы можно рассчитывать. Читайте обо всем этом ниже.

Законодательная база

Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, была проведена для урегулирования вопроса компенсации официальным категориям льготников, которых до указанного времени «набралось» более половины населения страны. Монетизация льгот должна была восстановить убытки федерального бюджета, которые образовались вследствие обязательного предоставления компенсации.

Понятие «монетизация льгот» и ее воплощение привело к массовым забастовкам по всем городам России. Все основывалось на том факте, что в короткие сроки у людей льготной категории стали «отбирать» определенные привилегии, но при этом предусматривалась денежная доплата, которая могла быть использована для покрытия пробела в собственном бюджете.

Процедура была проведена после заключения, что почти все льготники не могут воспользоваться представленными льготными услугами в полном объеме. К примеру, на инвалида первой группы выделяются средства для посещения санаторно-курортного лечения, но получатель не может воспользоваться подобной возможностью.

Сейчас можно подать отказ от льгот подобного характера и получать за это денежную компенсацию.

Федеральный закон о монетизации льгот № 122 регулирует всю процедуру.

К общему списку свода законов, регулирующих вопрос, следует отнести и ФЗ № 178 2015 года, содержащий весь перечень услуг, от которых льготные категории могут отказаться – к примеру, от лекарственного обеспечения или бесплатного проезда в общественном транспорте. Подать заявление на отказ следует до 1 октября текущего года. Заявка вступит в силу с января следующего года.

Законами предусмотрены денежные выплаты на:

  • лекарственное обеспечение;
  • санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд в транспорте.

В индивидуальных случаях можно получить выплаты для оплаты коммунальных услуг.

В соответствии с представленным списком возможны следующие действия:

  • отказ от льготы на лекарства;
  • отказ от бесплатного получения лекарств и лечения в государственных медицинских учреждениях;
  • отказ от предоставления денежных средств на проезд.

Отказаться можно только от одной льготно предоставляемой услуги, частично или полностью.

Категории льготников

Монетизация льгот предусмотрена только для определенных категорий граждан. Право на получение денежной замены предоставляется следующим лицам:

  • инвалидам;
  • пенсионерам;
  • многодетным семьям;
  • ветеранам труда;
  • матерям-одиночкам;
  • ветеранам боевых действий;
  • детям-инвалидам.

Каждая из категорий льготников может рассчитывать только на определенные денежные выплаты.

Монетизация льгот влечет обязательную ежегодную переиндексацию денежных выплат. На 2018 год замена натуральных льгот денежными компенсациями представляется в следующих размерах:

  • 833 рубля 79 коп. – сумма для оплаты лекарственных средств;
  • 128 рублей 99 коп. – выплаты по пособиям относительно санаторного лечения;
  • 119 рублей 75 коп. – на оплату проезда на пригородном ж/д транспорте и общегородских транспортных средствах.

В соответствии с этим, предусмотрено ежемесячно выплачивать 1082 рубля 53 копейки. Суммы указаны на 2018 год, основные положения не были заменены.

Как оформить отказ от льгот

Монетизация льгот предусматривает обязательное подписание отказа от предоставления «условной» компенсации. Только официальный отказ от льгот влечет предоставление денежной суммы к имеющейся пенсии и дотациям. Чтобы воспользоваться денежной компенсацией, надо осуществить следующие действия:

  1. Написать заявление в Пенсионный Фонд, в котором указать наименование организации получателя, а также собственные данные. Прописать просьбу в отказе от выбранной компенсации.
  2. Заявление на отказ следует подать до 1 октября текущего года. Представленные заявки делают ежегодно, чтобы с января следующего года получать компенсации в денежном эквиваленте.
  3. В случае необходимости можно вернуть льготы до 31 октября – то есть в течение месяца. Для возврата также следует подавать заявление на отказ в монетизации.

Дополнительных действий в монетизации проводить не придется. Поданную заявку рассматривают госслужащие регионального уровня, которые сверяют верность поданной информации о заявителе.

Чтобы получить компенсации, необходимо представить следующий перечень документов:

  • оригинал и копию паспорта гражданина РФ;
  • оригинал и копию пенсионного удостоверения;
  • удостоверение-основание, доказывающее наличие прав пользования льготами заявителю;
  • заявление – зачастую выдают готовый бланк, также заполнить форму могут сами сотрудники Пенсионного фонда.

В зависимости от ситуации, возможно, потребуются дополнительные документы. К примеру, если оформление отказа от льгот проводится представителем ребенка с наличием инвалидности, необходимо дополнительно подать оригинал и копию свидетельства о рождении.

Плюсы и минусы монетизации льгот

Новшество повлекло массовые споры с ни в чем не повинными людьми. Так, при отмене бесплатного проезда представители льготных категорий стали ругаться с кондукторами, которые не имеют никакого отношения к действиям Правительства страны.

К остальным недостаткам относят следующие моменты:

  • споры и недовольства граждан – регулярные изменения влекут массовые протесты с митингами возле администраций населенных пунктов;
  • необходимость ежегодного посещения Пенсионного Фонда с обязательной подачей заявления на отказ;
  • нехватку полученной компенсации для восполнения необходимого приобретения услуг.

Зачастую льготники сетуют на факт, что монетизация льгот в виде полученной единовременной компенсации не может покрыть тот расход, который последовал в текущем месяце. Но при тщательном подсчете затраченных денежных средств льготники остаются с незначительной прибылью.

К примеру, пенсионерам и прочим категориям населения не удается получить льготных средств в результате развития заболевания – приходится тратить собственные деньги. От льгот в виде оплаты лекарственных средств нельзя отказываться в том случае, если имеются хронические заболевания с вероятностью обострения.

Рассмотрим преимущества, которые влечет монетизация льгот:

  • при отсутствии возможности прожить на одну пенсию, можно получить денежную компенсацию за услуги, которыми льготники не могут воспользоваться в полной мере;
  • полученная компенсация тратится на индивидуальные нужды, а не «оседает в карманах» Правительства вследствие не востребованности;
  • значительную помощь теперь получают жители деревень, которые не могут пользоваться общественным транспортом в черте своего населенного пункта.

Ответить на вопрос, полезна ли процедура монетизации для граждан, практически невозможно. В данном случае все индивидуально. К примеру, мама-одиночка имеет возможность получения льготных лекарств на ребенка, который болеет максимум 1 раз в год. Отказавшись от них, она может ежемесячно получать денежную компенсацию, на которую купит что-то необходимое ребенку.

Источник: https://lgoty.net/pensioneram/monetizatsiya-lgot.htm

Источник: http://businessizakon.ru/monetizaciya-lgot-v-rossii-osnovnye-polozheniya-rezultaty-provedeniya.html

Монетизация льгот

Монетизация льгот в России: основные положения, результаты проведения

Монетизация льгот — замена натуральных льгот денежными компенсациями, проведенная правительством России в 2005г.

Правительственные обоснования проведения монетизации льгот

Система льгот возникла в советское время, когда действовала система социальных гарантий, характерная для государственной экономики. Льготы являлись поощрением определенных (сравнительно немногочисленных) категорий граждан, имеющих особые заслуги перед страной.

В 80-90-е годы количество льгот было резко расширено, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения в условиях инфляции и отсутствия денег в госбюджете.

Многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество формальных льготников превысило половину населения страны.

Система льгот способствует хищению госсредств и коррупции. Например, в сфере лекарственного снабжения налажены каналы получения госсредств за бесплатный отпуск лекарств льготникам, при этом реальный отпуск лекарств осуществляется на гораздо меньшую сумму (в том числе за счет отказа обслуживать льготников).

Высокая себестоимость транспортных услуг, причиной которой зачастую является коррупция, оправдывается заинтересованными чиновниками обслуживанием льготников.

В санаторно-курортном обслуживании ветеранов имелись массовые злоупотребления; рядовые ветераны не получают этой услуги или вынуждены находится в многолетних очередях.

Льготы в сфере проезда на транспорте приводят к деградации муниципального транспорта.

Одновременно отсутствие данных о реально оказанных услугах льготникам позволяют в ряде случаев с помощью коррупции выбивать непропорционально высокие дотации для муниципальных и даже частных транспортных компаний.

Помимо муниципального транспорта льготы оказывают негативное влияние на железные дороги, которые теряют на этом 6 млрд. руб. в год, что сказывается на состоянии железнодорожной инфраструктуры.

Система льгот несправедлива к тем, кто льготами не пользуется, например, жителям деревень. Монетизация устраняет несправедливость неравномерного доступа к льготам, а льготники получают возможность потратить деньги по своему усмотрению.

Наличие льгот сдерживает проведение реформ в сфере транспорта, ЖКХ и естественных монополий.

Введение конкурентных отношений на соответствующих рынках затруднено до тех пор, пока остается неясным, кто будет оплачивать льготы.

Привлечение частных инвестиций в сферу транспорта, ЖКХ и естественные монополии затруднено, так как инвесторы не уверены в полной оплате услуг всеми потребителями (а значит в окупаемости инвестиций).

Основные положения монетизации льгот

Федеральная монетизация касается только «федеральных льготников» (инвалиды, военнослужащие, участники ВОВ и некоторые другие — 14 млн. чел.). Монетизированы три вида льгот — транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках), лекарства и санаторно-курортное лечение. Отмену льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг правительство отложило на период после выборов 2008г.

На замену льгот денежными компенсациями (для «федеральных льготников») в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд. рублей. Реально была потрачена существенно б́ольшая сумма.

В пакете законов о монетизации предусмотрено ежемесячно выплачивать для замены льгот инвалидам первой группы с детства — 1,4 тыс. рублей, второй группы — 1000 руб.

и третьей группы — 800 рублей, «чернобыльцам» — 1700 руб., донорам — 500 руб., героям Великой Отечественной войны — 3,5 тыс. рублей, участникам войны — 1,5 тыс. рублей, блокадникам — 1,1 тыс.

рублей, инвалидам войны — 2 тыс. рублей.

Эти выплаты заменяют право на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, бесплатные лекарства и санаторное лечение. В первоначальных предложениях Минфина число льгот, подлежащих денежной замене, было более десяти.

Для «региональных льготников» (ветераны труда, пенсионеры и др. — 20-30 млн. чел.) субъекты федерации могли либо провести аналогичную монетизацию, либо сохранить натуральные льготы в нынешнем виде.

Но при этом регионы должны были оплачивать транспортным предприятиям и другим поставщикам те услуги, которые предоставляются льготникам.

Федеральный центр декларировал выплату регионам до 40% соответствующих компенсаций в случае проведения монетизации.

Принцип разделения льготников на федеральные и региональные прост: тот, кто выдает гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета.

Ошибки, допущенные при проведении монетизации льгот

Была недооценена техническая сложность решения столь масштабной задачи, как монетизация. Многие чиновники и целые регионы оказались не готовы к монетизации, не продумали свои действия заранее. Монетизация создает угрозу для ряда чиновничьих «кормушек», поэтому часть госаппарата не заинтересована в ее эффективном проведении.

Не был учтен разрыв между получением компенсаций (конец января 2005г.) и тем, что льготы перестали действовать с начала января.

Хотя соответствующие средства были перечислены из федерального бюджета заранее, длительные новогодние праздники и система выплаты пенсий (через которую выплачиваются компенсации и которая перечисляет деньги в конце месяца) не позволили донести эти средства до населения вовремя.

Денежные выплаты далеко не всегда компенсировали отмену соответствующих льгот. Хотя в целом монетизация выгодна населению, но выгоды и потери распределились неравномерно.

Например, деревенским жителям (которые льготами почти не пользовались) монетизация выгодна, а льготникам-потребителям дорогостоящих лекарств — нет.

Таким образом, определенная прослойка населения реально пострадала от монетизации.

Законы о монетизации не предусматривали компенсаций пенсионерам, так как льготы пенсионерам принимались исключительно региональными властями и ни в одном федеральном законодательном акте не прописаны. Решение проблемы с пенсионерами было полностью отнесено к ответственности региональных властей, федеральный центр фактически устранился от ее решения.

Поскольку формально пенсионеры не являются получателями льгот, то компенсации для них не предусматривают ни федеральный, ни региональный бюджеты. Именно «брошенные» пенсионеры и стали основной движущей силой протестов.

В результате сделанных ошибок по стране прокатилась волна протестов против монетизации льгот. Ряд компенсаций были повышены, для погашения недовольства из госбюджета были дополнительно выделены десятки миллиардов рублей.

Некоторые категории граждан потеряли льготы, не получив при этом компенсацию. Например студенты(например, до монетизации льгот студенты могли приобретать билеты на поезда по льготным ценам), пенсионеры.

Источники

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”

Народное творчество

Монетизации льгот посвящена песня «Льготники» группы «ЛОМЭ».

Источник: http://mediaknowledge.ru/db63b18af541930e.html

Монетизация льгот — 5 причин взять льготы деньгами

Монетизация льгот в России: основные положения, результаты проведения

Монетизация льгот – позволяющая заменить льготы пенсионерам денежными выплатами. В этой статье мы подробно разобрались как правильно поступить, от каких льгот можно отказаться в пользу денег, и на какие суммы можно рассчитывать. Читайте обо всем этом ниже.

От каких льгот можно отказаться в пользу денег

Законами предусмотрены денежные выплаты на:

  • лекарственное обеспечение;
  • санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд в транспорте.

В индивидуальных случаях можно получить выплаты для оплаты коммунальных услуг.

В соответствии с представленным списком возможны следующие действия:

  • отказ от льготы на лекарства;
  • отказ от бесплатного получения лекарств и лечения в государственных медицинских учреждениях;
  • отказ от предоставления денежных средств на проезд.

Отказаться можно только от одной льготно предоставляемой услуги, частично или полностью.

Размер денежной компенсации

Монетизация льгот влечет обязательную ежегодную переиндексацию денежных выплат. На 2018 год замена натуральных льгот денежными компенсациями представляется в следующих размерах:

  • 833 рубля 79 коп. – сумма для оплаты лекарственных средств;
  • 128 рублей 99 коп. – выплаты по пособиям относительно санаторного лечения;
  • 119 рублей 75 коп. – на оплату проезда на пригородном ж/д транспорте и общегородских транспортных средствах.

В соответствии с этим, предусмотрено ежемесячно выплачивать 1082 рубля 53 копейки. Суммы указаны на 2018 год, основные положения не были заменены.

Хищение средств и коррупция

В качестве обоснований реформ власть указывала на значительные нарушения законодательства госорганами. Например, в сфере снабжения медикаментами активно действовали каналы, через которые проходило получение государственных средств за бесплатное предоставление лекарств льготникам.

Реальный же отпуск препаратов производился на гораздо меньшие суммы. В транспортной сфере установились достаточно высокие цены на услуги. Причиной этому стала коррупция. Высокая стоимость услуг оправдывалась заинтересованными чиновниками необходимостью обслуживать льготников.

Имели место и злоупотребления в сфере санаторно-курортного лечения. Рядовым ветеранам приходилось находиться многие годы в очередях, чтобы воспользоваться возможностью бесплатно посетить профилактические учреждения.

Монетизация льгот, по мнению правительства, могла устранить все эти нарушения.

Проблемы в транспортной сфере

Закон о монетизации льгот мог, как считали представители власти, остановить деградацию муниципальных перевозок. Люди, которые постоянно пользовались общественным транспортом, стремились, естественно, получить возможность бесплатного проезда. В результате более половины всех поездок перестали оплачиваться.

Вместе с этим отсутствие сведений о реально предоставленных услугах льготникам дают возможность в некоторых случаях выбивать с помощью коррупции непропорционально высокие бюджетные дотации для муниципальных, а иногда и частных транспортных предприятий. Кроме того, оставались нерешенными и стали возникать новые проблемы в области железнодорожных перевозок.

Монетизация льгот позволила бы вернуть в сектор порядка 6 млрд р.

Препятствия для реформирования

Льготная система не распространялась на жителей деревень. В этой связи население сельской местности фактически осталось не у дел. Монетизация льгот позволила бы устранить несправедливость доступа к социальным гарантиям.

При этом те люди, которые уже ими пользуются, получив деньги, могли бы тратить их по собственному усмотрению. Монетизация льгот пенсионерам способствовала бы устранению препятствий для проведения реформ не только в сфере транспорта, здравоохранения, но и ЖКХ и естественных монополий.

Введение конкуренции на рынке было осложнено тем, что не было понятно, кто будет финансировать социальные гарантии гражданам.

Соответственно, не наблюдалось фактического привлечения частного капитала в сферы ЖКХ и транспорта, в естественные монополии, потому что у инвесторов не было уверенности в полной оплате потребителями поставляемых им услуг.

Основные положения

В начале реформирования были определены категории, к которым будет применяться новый порядок. Федеральная реформа коснулась, соответственно, исключительно федеральных льготников. Под преобразования попадало три вида гарантий:

  • Проезд на городском и пригородном общественном транспорте.
  • Санаторно-курортное лечение.
  • Предоставление бесплатных медикаментов.
  • Что касается отмены льгот для услуг ЖКХ, то она была отложена на период после завершения выборов 2008 г.

    Выплаты

    Для компенсации льгот было предусмотрено 171.8 млрд р. Однако в действительности правительством была потрачена гораздо большая сумма. Монетизация льгот инвалидам осуществлялась в соответствии с группой. Так, для 1 гр. с детства предусматривалось 1.4 тыс. р., 2 гр. – 1 тыс. р., 3 гр. – 800 р. Компенсация «чернобыльцам» составляла 1.7 р.

    , донорам – 500 р. Для героев ВОВ предусматривались выплаты в 3.5 тыс. р., блокадникам планировали выдать 1.1 т. р., инвалидам ВОВ – 2 т. р. Этими выплатами заменялось право бесплатного проезда в пригородном и городском транспорте, санаторное лечение и медикаменты. Первоначальные предложения Минфина содержали порядка 10 льгот, подлежащих замене.

    Ситуация в субъектах страны

    Монетизация льгот ветеранам труда и прочим гражданам, получавшим региональные соцгарантии, могла и не проводиться. Решение этого вопроса передавалось на усмотрение властей субъектов. Региональные администрации могли и сохранить действовавшие льготы.

    В этом случае им необходимо было самостоятельно финансировать услуги транспортных и иных предприятий, которые предоставлялись гражданам бесплатно. При проведении монетизации федеральная власть декларировала выплату до 40% соответствующих компенсаций регионам.

    Протесты населения

    В 2004 году, 29 июля, состоялся митинг «чернобыльцев» в Москве. С начала августа массовые протесты прошли почти во всей стране. Реализация реформы на практике вызвала недовольство большей части граждан. Основная часть протестующих состояла из пенсионеров.

    Большой размах протесты приобрели в крупных городах. Бывший в то время мэром Лужков нашел деньги на компенсацию льгот из бюджета города. В Санкт-Петербурге ситуация была не такой благополучной.

    Протестующие требовали скорейшей отмены принятого Закона № 122, регламентирующего монетизацию.

    Решение возникших проблем

    В. В. Путин провел встречи с кабинетом министров. В январе он предложил осуществить индексацию пенсий с 1 марта, а не с 1 апреля, как планировалось. Кроме этого, он поручил повысить военнослужащим денежное довольствие.

    На протяжении 2005 года правительство совместно с региональными администрациями предпринимают определенные меры по снижению напряженности. В некоторых субъектах компенсационные выплаты были повышены до уровня, устраивавшего пенсионеров.

    Постепенно протесты стали затихать.

    Причины провала реформы

    В первую очередь монетизация является достаточно сложной, с технической точки зрения, процедурой. Многие регионы и отдельные чиновники оказались просто не готовы к таким масштабным преобразованиям. В результате действия управленцев не были продуманы.

    Вместе с этим монетизация предполагалась как инструмент для ликвидации коррупции. В этой связи определенная часть госаппарата была не заинтересована в реформе. При планировании монетизации не был принят во внимание разрыв между периодом получения выплат (конец января 2005 г.

    ) и тем фактом, что отмена льгот была введена в начале месяца.

    Несмотря на то что средства были перечислены заранее, продолжительные новогодние каникулы и действовавшая система перечисления не позволили донести их до граждан своевременно. Не всегда выплаты могли компенсировать отмену льгот.

    В целом реформа помогла бы гражданам, однако, в связи с неравномерным распределением потерь и выгод, она провалилась. Особенно пострадали обычные пенсионеры. Решение вопроса по этим гражданам было отнесено к компетенции регионов. В федеральном же законодательстве об этих льготниках не сказано.

    Одни регионы смогли решить вопрос, а другие – нет ввиду отсутствия достаточных средств.

    Заключение

    Большое недовольство монетизация вызвала у малоимущих граждан. Но стоит отметить, что многие транспортные и другие обслуживающие предприятия, были в определенной степени довольны реформой.

    Они смогли получить живые деньги и направить их на развитие сектора. Многие предприятия предполагали провести модернизацию парка за счет монетизации. Тем не менее определенные социальные гарантии гражданам пришлось вернуть.

    После широкомасштабных акций протеста была разработана новая программа о демонетизации.

    Источник

    Источник: http://IDeiforbiz.ru/monetizaciya-lgot-v-rossii-osnovnye-polozheniya-rezultaty-provedeniya.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.