+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Монархия абсолютная: особенности и современность

Монархия и её разновидности

Монархия абсолютная: особенности и современность

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство Внутренних ДелРоссийской Федерации

Московский Университет

Кафедра конституционного имуниципального права

Дисциплина: Конституционноеправо зарубежных стран

Реферат:

«Монархия и её разновидности»

Проверил: Сдал:

Подполковникмилиции курсант 202 уч. взвода

ЧеишвилиМ. В. Гуреева А. С.

Москва 2010

Введение 4

Виды монархий 5

По объему ограничений 6

Абсолютная монархия 6

Конституционная монархия 7

Парламентарная монархия 8

Дуалистическая монархия 9

По традиционному устройству 11

Древневосточная монархия 11

Феодальная монархия 11

Теократическая монархия 14

По качеству монархической власти 14

Достоинства и недостатки монархической формы правления 15

Заключение 17

Список литературы и сайтов сети Интернет: 19

Введение

Мона́рхия (лат. monarchia«единовластие») — форма правления, прикоторой верховная государственнаявласть принадлежит одному лицу — монарху(королю, царю, императору, герцогу,эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.и т. п.

) и, как правило, передаётся понаследству. Также это может бытьсконцентрированная власть страны(империи) именно в центре, то есть столице.Подобное видно в политическом строенииКиевской Руси: Властитель (монарх) былв столице.

1

Отсюда вытекает, что общимисущностными признаками данной формыправления являются: а) единоличнаяверховная государственная власть и б)получение этой власти и передача ее попринципу крови, по наследству.

Встречавшиесяв истории и современности отдельныередкие отклонения от этих норм не могутпоставить под сомнение принципиальнуюобщезначимость указанных юридическихпризнаков монархии.

Точно так же тотфакт, что во многих монархиях главегосударства реальная верховнаягосударственная власть не принадлежит,поскольку страной фактически управляютдругие государственные органы, не можетотменить то, что формально-юридически,номинально именно монарх олицетворяетверховную власть. Бывает и наоборот,когда реальная власть монарха (например,в Марокко, Иордании и др.) значительновыше, нежели это вытекает из конституционныхнорм.

Эта власть нередко обожествляется(монарх – помазанник Божий).

На сегоднябожественное происхождение властимонарха мало кого волнует: из историиизвестно, что феодалы становилисьмонархами и добывали трон для себя исвоих потомков в результате иногдавыборов (разумеется, не всенародных),чаще насилия, изредка приглашения. Изэтого исходит и большинство действующихконституций монархических государств.

Число монархий в современноммире, несомненно, значительно сократилосьпо сравнению с тем, что имело место ещедва-три столетия назад, не говоря уже одревности и средневековье.

За последниеполвека с небольшим монархии пересталисуществовать в Италии, Болгарии, Румынии,Греции, Югославии, Афганистане, Ливии,Эфиопии и некоторых других странах, несчитая тех, кто вышел из составаБританского Содружества.

Но и сегодняэта форма государственного правленияне является редким исключением. Околочетырех десятков стран мира являютсямонархиями (для сравнения: примерно вчетырех пятых всех стран мира распространенареспубликанская форма правления).

Монархиями ныне являются Великобританияи Япония, Испания и Дания, Австралия иКанада, Швеция и Норвегия, Бельгия иНидерланды, Саудовская Аравия и Иордания,Марокко и Объединенные Арабские Эмираты,Оман и Катар, Кувейт и Бахрейн, Малайзияи Таиланд, Люксембург и Непал, Свазиленди Бутан, Тонга и Лесото, а также ряддругих стран. В отдельных странах,особенно постсоциалистических (Албания,Болгария, Румыния и др.), за последнеевремя серьезно оживились силы, выступающиеза возврат к монархической формеправления, но они не смогли привлечь насвою сторону большинство населения.2

Виды монархий

Форма правления представляетсобой отражение способов организациигосударственной власти конкретногогосударства.

Основными формами правления,которые существовали в разные историческиеэпохи, являются монархия и республика.

Они приобрели абстрактное значение, нов каждую эпоху, применительно к каждомугосударству всегда одевались в конкретныеодежды. Но самыми распространённымивидами монархий являются абсолютная иограниченная.

Форма государства характеризуетсянеразрывной связью с его содержанием.Категория “содержание” позволяетустановить принадлежность государственнойвласти, ее субъекта, ответить на вопрос:кто ее осуществляет.

Изучение же “формы”государства позволяет дать ответ навопрос как формируется власть вгосударстве, какими органами онапредставлена, каков порядок образованияэтих органов, сколь длителен период ихполномочий, каковы взаимоотношенияглавы государства, высших органовзаконодательной и исполнительнойвласти.

Абсолютная монархия

Абсолютная монархия — этотакая форма государственного правления,когда вся полнота государственнойвласти сосредоточивается в руках самогомонарха, который пользуется ею безвсяких ограничений и безусловно, неделя эту власть ни с кем.

Абсолютнаямонархия несовместима с принципомразделения властей, поскольку в нейединственным источником власти, носителемгосударственного суверенитета выступаетмонарх, олицетворяющий собой неразделимоеединство высшей законодательной,исполнительной и судебной властей.

Нио какой системе сдержек и противовесовили балансе ветвей власти здесь говоритьне приходится, ибо эта форма правленияв самой своей основе отрицает существенныепринципы демократии и действительногоконституционализма.

Власть монархасамодержавна: он сам издает законы, самили через посредство назначаемых имчиновников управляет страной, сам вершитвысший суд; все его подданные изначальнобес­правны и являются его слугами,включая министров, и только он наделяетих тем или иным объемом прав. Обладаниевысшей духовной властью еще болееусиливает власть такого монарха.

Исторически такая государственнаяформа была характерна для доиндустриальныхобществ.

В современном мире абсолютныемонархии встречаются крайне редко ипредставляют собой политико-правовойанахронизм, сохраняющийся благодаряопределенным историческим, национальным,конфессиональным и иным особенностямразвития соответствующих стран и врядли имеющий большое будущее.

Уже сегодняони в какой-то мере, хотя и медленно,модернизируются, а отдельные из них,как Непал в 1990 г., превращаются изабсолютных монархий в конституционныемонархии.

К числу современных абсолютныхмонархий можно отнести прежде всегоряд арабских стран Персидского залива— Саудовскую Аравию, Оман, Кувейт, ОАЭ,Бахрейн, Катар, а также султанат Брунейв другой части Азии.

В сравнительночистом виде абсолютная монархиясохранилась только в Омане, где нетконституции и парламента или иногопредставительного органа, вся общественнаяи государственная жизнь опирается наКоран, а король является одновременнои высшим духовным лицом.

В других такихстранах хотя и имеются конституции, ав ряде из них даже проводились парламентскиевыборы, тем не менее абсолютистскийхарактер государственной власти отэтого не изменился, поскольку в них речьидет об октроированных (дарованных)монархами конституциях, над которымик тому же стоит Коран, а парламенты вних крайне ограничены в своих функциях,носят характер совещательных органов.В Саудовской Аравии в 1992 г. король такжеиздал конституционный акт, согласнокоторому парламент был замененсовещательным советом, все 60 советниковкоторого назначаются самим королем.Большую роль в абсолютных монархияхможет играть такой неформальный орган,как семейный совет, поскольку нередкочлены семьи и родственники монархазанимают важные руководящие посты вцентре и на местах.

Конституционная монархия

Монархия, при которой властьмонарха ограничена конституцией. Приконституционной монархии реальнаязаконодательная власть принадлежитпарламенту, исполнительная — правительству.

Конституционные монархии делятсяна два вида: представительные, илидуалистические монархии, и монархиипарламентарные. И в тех, и в других монархделит власть с парламентом, но в товремя, как в первых за ним остается всяисполнительная власть, во вторых онаосуществляется правительством,ответственным перед парламентом.

Обычным юридическим способомограничения власти монарха являетсяпостановление, что никакое его повелениене имеет силы, пока оно не контрасигнованосоответствующим министром.

При этом, вмонархии первого типа министрыответственны только перед самим монархом,и им же назначаются или смещаются;обязанность монарха подчинятьсяпарламенту в законодательной сферегарантируется в таких государствах(хотя весьма недостаточно, как этодоказывает пример Пруссии в эпохуконфликта 1862—1866 г.) правом парламентавотировать бюджет.

В монархиях второго типаминистры ответственны перед парламентоми несмотря на то, что их назначениевыполняется монархом, снятие министровс должности может инициироватьсяпарламентскими вотумами недоверия (см.Парламентаризм). В государствах последнеготипа у монарха осталось очень малореальной власти.

Никакое его желание,даже такое частное, как относительнопомилования преступника, фактическине может быть исполнено, если оно вызываетнедовольство парламента. Иногдапарламенты даже ограничивают свободумонархов в их частных делах.

Юридическиза монархом остается громадная власть:и окончательное утверждение законов,и их исполнение, и назначение и смещениевсех чиновников, и объявление войны, изаключение мира — все это лежит на нем,однако он может выполнять всё это лишьв согласии с волей народа, выражаемойпарламентом.

Монарх «царствует, но неуправляет»; однако и он представляетсвое государство, является его символом.

Было бы неправильно сказать, чтов таких государствах активная рольмонарха сведена к нулю: являясь главнымпредставителем государства и исполнителемволи народа, он несет различные функции,важные в особенности в области иностраннойполитики, а также в моменты кризисов иконфликтов в области внутренней.3

Парламентарная монархия

Парламентарная монархия —конституционная монархия, в котороймонарх выполняет свои функции чистономинально. При парламентарной монархииправительство ответственно передпарламентом, которому принадлежитформальное верховенство среди другихорганов государства.

Парламентарная монархияотличается тем, что статус монархаформально и фактически ограничен вовсех сферах государственной власти.

Законодательная власть полностьюпринадлежит парламенту, а исполнительная— правительству, которое несётответственность за свою деятельностьперед парламентом. Примерами парламентарноймонархии могут служить Англия, Голландия,Швеция и др.

Парламентарные монархии идуалистические монархии в научнойлитературе именуют конституционнымимонархиями.

В парламентарных монархияхправительство формируется партией,получившей во время всеобщих выборовбольшинство в парламенте, илипартиями, располагающими в нём большинством.

Лидер партии, обладающейбольшинством депутатских мест, становитсяглавой правительства. Власть монархавесьма ограничена во всех сферахгосударственной жизни, прежде всего взаконодательной и исполнительной.

Причём ограничение это имеет неформально-юридический, а фактическийхарактер.

Парламентарные монархиизначительно более распространены всовременном мире по сравнению сабсолютными и дуалистическими. Средимонархий их подавляющее большинство.Это — Великобритания, Япония, Канада,Испания, Австралия, Швеция, НоваяЗеландия, Норвегия, Дания, Нидерланды,Бельгия, Таиланд, Малайзия, Люксембурги др.

«Политической формой испанскогогосударства является парламентарнаямонархия», — гласит ч. 3 ст. 1 КонституцииИспании. Выше уже была приведена высокаяоценка места и роли короля в этойКонституции (ст. 56). Вместе с тем в нейконкретно и подробно определяютсяфункции и права монарха в условияхпарламентарной монархии (ст. 62—65).

Всовременной Испании король, оставаясьглавой го­сударства, не являетсяглавой исполнительной власти, не обладаетправом законодательной инициативы иправом вето в отношении законов, принятыхпарламентом. Конституция Люксембурга(ст. 51) устанавливает, что «в ВеликомГерцогстве действует режим парламентскойдемократии».

В отличие от парламентарноймонархии в Испании, эта же разновидностьмонархии здесь предусматривает, чтоВеликий Герцог является главойисполнительной власти и обладает правомзаконодательной инициативы, а Палатедепутатов предоставлена возможностьнаправлять ему законопроекты.

Он женазначает и увольняет членов правительства,определяет его состав, назначает судейи т.д.

Источник: https://works.doklad.ru/view/iAO2l_EciRw.html

Абсолютная монархия: что это такое? Характеристика и примеры таких стран

Монархия абсолютная: особенности и современность

> Государство и право > Абсолютная монархия: что это такое? Примеры стран

Давайте попробуем разобраться, что такое абсолютная монархия.

Определение: абсолютная монархия – это строй, при котором вся полнота государственной, а в некоторых случаях и религиозной власти сосредоточена в руках одного человека (король, император, султан, эмир). Глава государства концентрирует в себе функции законодательной, исполнительной, судебной власти, является главнокомандующим армии.

  • Отличительные черты и особенности абсолютной монархии
  • Абсолютная монархия в Европе
  • Современные государства с абсолютной монархией

Отличительные черты и особенности абсолютной монархии

Отличительными чертами абсолютной монархии являются:

  • централизация всех властных полномочий;
  • жесткая иерархическая структура государственного управления;
  • наследный характер передачи власти;
  • власть монарха не может быть ограничена.

В Европе расцвет абсолютизма пришелся на XIV – XVI века. В современном мире также сохранились несколько государств с неограниченной властью.

Как форма правления абсолютная монархия появилась во времена Древнего Египта, Древнего Китая. Там вся полнота власти была сосредоточена в руках императора и фараона. Они были верховными судьями, главнокомандующими армий. Некоторые историки считают, что форму правления в древних государствах можно отнести к деспотии, а не к абсолютизму в современном его понимании.

Основы абсолютизма были заложены еще в Древнем Риме. Известна формула римского юриста Ульпиана – Государь не связан законами (источник: Википедия). В Европе большой вклад в формирование абсолютной монархии внес Никколо Макиавелли. В своих трудах он описал теоретические основы и особенности неограниченной власти монарха.

Особенностью абсолютизма в Средние века и в настоящее время, например, в Ватикане, являлось обожествление власти монарха. Это было выражено в церемонии одобрения (коронации) короля или царя в церкви. Связано это с тем, что в то время влияние церкви было огромно. Она доминировала во всех областях общественной жизни.

Абсолютная монархия в Европе

Появление абсолютизма в Европе было обусловлено изменением общественных отношений. К примеру, во Франции власть фактически принадлежала крупным землевладельцам (королю принадлежало только около 30% земель).

Сословно-представительные органы имели неограниченное влияние на короля. Землевладельцы могли заставить короля принять любой закон, который им был выгоден. С развитием городов появляется новый класс буржуазии. Непрекращающиеся войны приводят к увеличению расходов.

Появилась необходимость объединения, установления сильной власти.

Централизацию власти поддержали представители церкви. В тот период произошло слияние государства и церкви. Практически все посты в органах власти занимали священнослужители.

Земли переходят в собственность государства, сословно-представительные органы теряют свое влияние, развивается новая иерархия власти. Появляется регулярная армия, органы правопорядка. Законы, издаваемые королем, обязательны для исполнения по всей территории страны. Города утрачивают право на самоуправление, градоначальники назначаются королем.

По мере развития экономических отношений неограниченная монархия утратила свое значение, стала препятствовать дальнейшему росту благосостояния буржуазии. Возникшие противоречия привели к смене абсолютной монархии на конституционную, например, в Великобритании, и насильственному свержению государя, например, во Франции.

Отличительными чертами неограниченной монархии в Великобритании было сохранение функций парламента, отсутствие регулярной армии, разветвленного аппарата управления на местах.

В Германии и Италии (так как централизованные государства формировались позже) неограниченная монархия выражалась во власти местного князя.

В России абсолютная монархия (самодержавие) просуществовала до начала XX века.

Современные государства с абсолютной монархией

В настоящее время сохранились несколько государств с такой формой правления. Это:

  1. Ватикан – теократическое государство, вся власть в котором принадлежит главе католической церкви — Римскому Папе.
  2. Королевство Саудовская Аравия, согласно основному закону государства, является теократической абсолютной монархией, хотя номинально власть короля может быть ограничена нормами и правилами шариата.
  3. Королевство Свазиленд – в руках короля сосредоточена исполнительная власть. Номинально высшим законодательным органом является парламент страны, однако, фактически он исполняет только консультативную функцию.
  4. ОАЭ – государство, объединяющее в форме федерации, несколько эмиратов с абсолютной властью монарха. Президентом федерации является эмир Абу-Даби, а премьер-министром – эмир Дубая. Высший совет, в который входят все эмиры стран ОАЭ, является верховным органом в стране.
  5. Султанат Бруней – тоже является теократическим государством с неограниченными полномочиями султана. В стране номинально существует парламент, однако, состоит он только из родственников султана.
  6. Султанат Оман можно охарактеризовать как классическую абсолютную монархию. В руках султана Омана сосредоточена вся полнота власти. Он является премьер-министром, министром иностранных дел, финансов, обороны и исполняет обязанности директора Центрального банка страны.
  7. Эмират Катар – в государстве действует Конституция, согласно которой страна является абсолютной монархией. Эмир единолично назначает всех членов правительства и консультационного совета.

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/gosudarstvo-i-pravo/absolyutnaya-monarhiya-chto-eto-takoe-primery-stran.html

Абсолютная монархия на современном этапе

Монархия абсолютная: особенности и современность

Поэтому, чтобы вполне понять сущность монархии, сравним строй разных государств в их становлении с древности до сегодняшнего дня.

Монархия как форма правления – это сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-психологического состояния общества. В мире насчитывается немало государств с монархической формой правления.

современная теория государства и права делит монархии на два типа: абсолютные и относительные8.

Абсолютная (неограниченная) монархия характеризуется всеми перечисленными выше признаками. Власть монарха безусловна, он пользуется своими правами неограниченно, независимо ни от кого. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, не существует законодательного ограничения власти монарха.

Он самостоятельно издает законы, руководит исполнительной властью, контролирует правосудие и местное самоуправление. Население государства не принимает никакого участия в его управлении при отсутствии любых форм демократического волеизъявления.

Примерами абсолютной монархии в настоящее время являются некоторые страны Среднего Востока, например, Саудовская Аравия (в которой все ключевые должности в государстве занимают родственники монарха).

Изначально все монархии были абсолютными. В последствии эта форма правления перестала удовлетворять общество, тормозя развитие государства. Власть монарха была ограничена, и на смену абсолютной монархии пришла ограниченная монархия. Во многих странах монархия из абсолютной в ограниченную превратилась революционным путем. Так, по Европе (Германия, Франция, Бельгия и др.

) в середине 19 века прокатилась волна буржуазно-демократических революций, в результате которых власть монарха как бы «раздвоилась»: он фактически и юридически еще был независим от парламента в сфере исполнительной власти, но ему уже приходилось считаться с ним; законодательную же власть стал осуществлять только парламент – монарх был отстранен от выполнения законодательной функции.

Применительно к абсолютной монархии необходимо отметить важность такого компонента абсолютизма, как источник норм права. Так, в абсолютных монархиях арабских стран воля монарха по своей юридической силе выше, чем нормы права, принимаемые существующими там законодательными органами. Еще выше в иерархии находятся нормы Корана.

В конституционных (ограниченных) монархиях воля монарха не является «истиной в последней инстанции», а используется в силу обычая, когда монарх утверждает уже принятые парламентом законы.

Несмотря на то, что технически и юридически монарх мог бы возразить, в таких монархиях этим правом короли и королевы не пользуются уже много веков.

В России в период абсолютной монархии также отмечались подвижки в области изменения иерархии источников права. Так, например, в классический век абсолютизма (18 в.), по сравнению с предыдущим периодом (16–17 вв.), стало меньше видов источников права9.

Прежде всего, судебно-административная практика постепенно теряет значение источника права, что было вызвано как ростом числа нормативных актов, так и требованием законодателя во всем строго следовать закону.

Соотношение действующих источников права в практике изменилось в сторону превалирования нормативных актов, а важнейшим правообразующим фактором стала единоличная воля главы государства.

Таким образом, в России в период абсолютизма источниками права были обычай, нормативный акт и церковной право, т.е. те же источники, которые применяются в современных абсолютных монархиях Востока.

Для абсолютной монархии характерно:

– максимальное сосредоточение власти в руках одной личности;

– наличие сильного разветвленного профессионального бюрократического аппарата;

– наличие сильной постоянной армии;

– ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений.

Все эти признаки были присущи российскому абсолютизму, однако он имеет свои особенности:

– если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

– если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами, то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжение во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились в:

а) стремление к расширению своей территории и выходу к морям;

б) политики дальнейшего закрепощения, принявшее наиболее широкие формы в 18 в.;

в) усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходило юридическая консолидация правящего класса, сложилось сословие дворянства.

Идеология абсолютизма может быть определена как «патриархальная». Глава государства представляется как «отец народа», который любит и хорошо знает, чего хотят его дети. Он вправе их воспитывать, поучать, наказывать.

Отсюда стремление контролировать все, даже малейшее проявление общественной и частной жизни: указы в первой четверти 18 в. Предписывали населению, когда гасить свет, в каких гробах хоронить, брить или не брить бороду и т.п.

Поэтому государство, возникшее в начале 18 в., называют «полицейским».

В отдельные периоды существования абсолютной монархии и ее идеологии становилась идеология «просвещения»: возникали правовые формы, напоминающие западноевропейские, предпринимались попытки создания правовых основ государственности, конституции, культурного просветительства. «Просвещенный» абсолютизм возникал в периоды, когда старые методы управления становились не эффективными.

Для системы властвования, установившейся в эпоху абсолютизма, характерно довольно частые дворцовые перевороты. В этот период было обилие писаных юридических актов, принимаемых по каждому поводу. Госаппарат в целом, а также его структурные части действовали по предписанию специальных регламентов, иерархию которых замыкает Генеральный регламент.

В сфере экономической идеологии господствующей стала философия меркантилизма, ориентирующая экономику на превышение экспорта над импортом, накопление и государственной протекционизм.

Безусловно, монархическая форма правления плохо согласуется с господствующими в современном мире идеями народного суверенитета и равноправия людей. Однако в экономическом смысле монархии – достаточно успешные страны. В приложении 2 приведен список 30 стран с наибольшим ВВП на душу населения, 5 из которых – абсолютные монархии.

В первой десятке стран с наибольшим ВВП на душу населения восемь представляют – монархии и лишь две – республики. Всего в мире осталось достаточно незначительное количество абсолютных монархий по сравнению с ограниченными монархиями и республиками.

Поэтому присутствие в десятке списке стран с наибольшим ВВП на душу населения 3 абсолютных монархий – прямое указание на жизнеспособность и успешность данной формы правления.

Успех монархий можно объяснить большей политической стабильностью в данных странах, что позволяет не тратить ресурсы государства на излишние политические «баталии», а направить их на развитие экономики.

Таким образом, в мире продолжают успешно функционировать страны с различной формой правления. Среди них достаточное количество монархий, в том числе и абсолютных.

Тем не менее, следует заметить, в современном мире абсолютные монархии сохранились лишь в традиционных обществах, где сильно влияние религии.

В таких странах общество консервативно, стремление к переменам незначительно, поэтому политическая атмосфера в этих государствах позволяет многие столетия управляться представителями одной династии.

Между тем, тот факт, что восстановление монархии – факт исключительный, может служить подтверждением того мнения, что абсолютные монархии, хоть и сохраняться в обозримом будущем, в исторической перспективе будут заменены на другие формы правления. Процесс ограничения абсолютной монархии наблюдается практически во всех странах с данной формой правления.

2.1. Особенности монархического правления в современном мире

Современные монархические страны Европы представляют собой государства во главе с монархами, обладающими лишь номинальной властью. Фактически же эти страны зачастую имеют такие же органы государственной власти (если не считать отсутствия президента), как и парламентские республики. Главой государства продолжает оставаться монарх.

Такими являются конституционные монархии Северной Европы – Дания, Норвегия, Швеция. Про английскую королеву говорят, что «она царствует, но не правит». Монархия была восстановлена в Испании в 1975 году. Таким образом, многие европейские страны являются монархиями, что не мешает им активно развиваться как экономически, так и политически.

Современная форма ограниченной монархии – конституционная, где власть монарха ограничивается Конституцией или другими нормативными актами.

Так, в Швеции власть короле ограничивается сразу тремя нормативными актами. Монарх здесь пользуется правами при содействии или посредстве органов и властей, существующих независимо от него.

Ограниченная монархия имеет несколько видов – дуалистическую или парламентскую.

Представительная монархия является формой правления, при которой монарх остается главой исполнительной власти, может назначать и смещать министров, формировать правительство в целом, имеет право вето и роспуска парламента в некоторых случаях. Законотворчеством занимается парламент – выборный орган, состоящий из двух палат.

Нижняя палата формируется выборным путем, а верхняя – путем назначения монархом. Власть монарха, таким образом, ограничена, хотя и незначительно. Такая форма правления является переходным, временные состоянием. Она существовала в прошлом в Пруссии, Австрии, Италии, Румынии и др.

Со временем она преобразовалась в парламентскую монархию.

Парламентская монархия – форма правления, при которой монарх лишь формально утверждает состав исполнительной власти, которая формируется органом законодательной власти (чаще всего главой партии, победившей на выборах в парламент). Таким образом, назначение министров главой государства является номинальным действием.

Реально исполнительная власть зависит от вотума доверия парламента. В целом, в парламентских монархиях происходит верховенство парламента над правительством, что делает последнее более уязвимым и менее долговечным.

Конституционные монархии могут иметь как двухпартийные (Великобритания, Канада, Австралия), так и двухпартийные (Дания, Нидерланды, Япония с 1998 г.) парламенты.

Монарх иногда имеет право отлагательного вето, в определенных случаях распускает парламент. Акты монарха получают юридическую силу после одобрения (ассигнования) главой исполнительной власти либо соответствующим министром, т.к.

сам монарх не ответственен (в английской трактовке этот принцип звучит так: «монарх не может быть не прав»). Ни парламент, ни правительство перед монархом ответственности не несут. Власть лишь осуществляется от имени монарха.

Великобритания – первая из мировых монархий, которая «вступила на путь демократических преобразований и смогла сохранить при этом старые институты власти, умело сочетая их с вновь создаваемыми государственными органами»10. В законодательном порядке верховная законодательная власть парламента была установлена Биллем о правах 1689 г.

Он отменил право короля приостанавливать действие законов и делать из них изъятия, т.е. сделал незаконным изменение законов монархом без согласия парламента. Этот опыт был впоследствии перенят многими монархиями Европы, которые постепенно трансформировались в конституционные (парламентские) монархии.

Монарх перестал быть представителем бога на земле, а церковь была отделена от государства.

В арабских же странах с монархической формой правления глава государства продолжает оставаться высшим духовным лидером, что усиливает его власть (Саудовская Аравия, Оман).

Зачастую de juro ограниченная монархия в этих странах de facto остается абсолютной.

Так, Саудовская Аравия хоть и провозглашена конституционной монархией, но существующая в этой стране конституция не ограничивает власть монарха.

В дуалистической монархии (например, Иордания) происходит отделение законодательной власти от исполнительной, однако оно носит урезанный характер.

За монархом сохраняется право абсолютного вето, издаваемые им указы имеют силу закона, оно может распустить парламент. Так, в Иордании после роспуска парламента в 1974 г. следующий его созыв произошел лишь в 1989 г.

, а в течение 15 лет страна была фактически абсолютной монархией.

Некоторыми учеными выделяется и такая историческая форма ограниченной монархии, как сословно-представительная.

Она представляет собой наличие при монархе сословных учреждений в виде Земских Соборов, Кортесов, генеральных Штатов и т.п. Эти сословные учреждения являлись совещательными органами при монархе.

В целом, они мало влияли на решения монарха, однако создавалась видимость, что монарх делит власть с представителями народа.

народы с консервативным менталитетом остаются верными исторической традиции, поэтому монархия в таких государствах будет существовать еще долго, не мешая государству развиваться. Все же тенденция к установлению республиканской формы правления в мире налицо.

Источник: http://stud24.ru/state-theory/absoljutnaya-monarhiya-na-sovremennom-jetape/517147-2352030-page2.html

15. Понятие, отличительные признаки абсолютной монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах

Монархия абсолютная: особенности и современность

Историческимпредшественником современной монархииявляется монархия абсолютная,сформировавшаяся как политическоеучреждение в поздний период развитияСредневековья. Для абсолютной монархии(самодержавия) характерно отсутствиекаких-либо представительных учреждений,сосредоточение всей государственнойвласти без остатка в руках монарха.

В настоящее времяабсолютная монархия сохраняется вСаудовской Аравии, В тех странах, гдебуржуазная революция осуществляласьсравнительно мирным путем, заканчиваласькомпромиссом между дворянством ибуржуазией, абсолютная монархияэволюционизировала в монархиюконституционную. 

16. Понятие, отличительные признаки дуалистической монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах

Дуалистическая(двойственная)  монархия возникаетв переходные периоды, когда классфеодалов уже не в состоянии безраздельногосподствовать, а буржуазия еще не всилах взять всю полноту политическойвласти в свои руки. Власть монархаограничена парламентом в законодательнойобласти. Это переходной вариант отабсолютной к парламентарной монархии.    

Признакидуалистической монархии   

1. Наличие двухпалатнойструктуры парламента. Нижняя палатаформируется выборным путем и представляетинтересы буржуазии, а верхняя —назначается монархом.   

2. Правительствопри дуалистической монархии подчиненомонарху, который по своему усмотрениюназначает и отстраняет от должностичленов правительства.  

  3. Монархобладает правом вето на принимаемыепарламентом законы.

17. Понятие, отличительные признаки парламентской монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах

Парламентская(конституционная) монархия – это формамонархии, при которой власть монархаограничена в законодательной сферепарламентом, а в исполнительной –правительством. В условиях парламентарноймонархии король не имеет реальной властии не вмешивается в политику государства.

Это не означает, что король не играетникакой роли в государстве. Его полномочия,которые традиционно принадлежат главегосударства (объявление чрезвычайногои военного положения, право объявлениявойны и заключения мира и др.

), иногданазываются “спящими”, поскольку монархможет ими воспользоваться только вситуации возникновения угрозысуществующему государству.

Данная формамонархии называется также конституционной,потому что власть монарха также можетбыть ограничена конституцией. Так, поконституции Японской империи 1889 г.власть императора ограничиваласьИмперским парламентом, он рассматривал,одобрял и принимал законопроекты,которые предлагал император[11].

Такимобразом, в конституционной монархиивсе исходящие от монарха акты приобретаютюридическую силу, если они одобреныпарламентом и основаны на конституции,то есть они не могут противоречитьконституции.

Монарх в конституционноймонархии играет главным образомпредставительную роль, является своегорода символом, декорумом, представителемнации, народа, государства. Он царствует,но не правит.

Парламентская(конституционная) монархия отличаетсясущественными признаками:

· парламентизбирается населением;

· правительствоформируется из представителей определеннойпартии (или партий), получивших большинство на вы­борах в парламент;

· лидер партии,обладающий наибольшим числом депутатскихмест, становится главой государства;

· в сферахзаконодательной, исполнительной исудебной власть монарха фактическиотсутствует, она является символической;

· законодательныеакты принимаются парламентом и формальноподписываются монархом;

· правительствосогласно конституции несет ответственностьне перед монархом, а перед парламентом;

· лишь в некоторыхпарламентарных монархиях монарх имеетреальные рычаги управления государством(распускает парламент, является главойсудебной власти, главой церкви).

В настоящее времяпарламентскими монархиями являютсяпрактически все монархии Европы:Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия,Голландия, Дания, Норвегия и другие.

18. Понятие,отличительные признаки президентскойреспублики, ее особенности в современныхзарубежных государствах.

Президентскаяреспублика представляет собой формуправления, которая характеризуетсясоединением в руках президента полномочийглавы государства и главы правительства.Формальной отличительной особенностьюпрезидентской республики являетсяотсутствие должности премьер-министра.

Президентскаяреспублика теоретически строится попринципу жесткого разделения властей.

Это означает, что в конституционномзаконодательстве соответствующих странпроводится строгое разграничениекомпетенции между высшими органамизаконодательной, исполнительной исудебной власти.

Соответствующие высшиеорганы государства не только структурнообособлены, но и обладают значительнойсамостоятельностью по отношению другк другу.

Наряду с объединениемполномочий главы государства и главыправительства в руках президентапрезидентская республика отличаетсяследующими характерными особенностями:внепарламентский метод избранияпрезидента; внепарламентский методформирования правительства и отсутствиеинститута парламентской ответственности;отсутствие у президента права роспускапарламента.

Президентскаяреспублика создает весьма благоприятныеюридические предпосылки для сосредоточенияв руках президента гигантских полномочийв сфере исполнительной власти.

В своюочередь, отсутствие у президента правароспуска парламента лишает правительствовозможности применять в отношенииобщенационального представительногоучреждения угрозу досрочных выборов,что является обычной практикой впарламентарных странах.

Таким образом,в президентской республике при условиисоблюдения конституционной законностиправительство более стабильно, апарламент обладает большими реальнымиполномочиями, чем в тех странах, гдеформально провозглашена парламентарнаясистема.

Историческипрезидентская республика впервые былавведена в Соединенных Штатах Америкина основе Конституции 1787 г. Системавысших органов государственной властиСША строится на основе принципа сдержеки противовесов, согласно которомуПрезидент, Конгресс и Верховный суднаделяются такими полномочиями, которыепозволяют им воздействовать друг надруга.

Президент избираетсявнепарламентским путем посредствомкосвенных выборов. Будучи главойисполнительной власти, он формируетПравительство – Кабинет – лишь приноминальном участии Сената. Никакойответственности перед КонгрессомКабинет не несет. Он возглавляетсяПрезидентом и фактически играет принем роль совещательного органа.

Конгрессявляется носителем законодательнойвласти, но его деятельность поставленав зависимость от Президента, которыйне только представляет собой важнейшийисточник законодательной инициативы,но и определяет судьбы многихзаконопроектов, используя право вето,для преодоления которого требуетсяквалифицированное большинство обеихпалат Конгресса.

Североамериканскаяформа правления послужила образцом длямногих стран и наибольшее распространениеполучила в государствах ЛатинскойАмерики. Одним из типичных примеровпрезидентских республик являетсяБразилия.

В ряде президентскихреспублик сохранились либо быливосстановлены некоторые чертыпарламентской формы правления. В Чили,например, отдельные акты Президентаконтрассигнуются министрами; КонституцияВенесуэлы предусматривает ограниченнуювозможность вынесения вотума недоверияотдельным министрам; Конституция Перуучреждает должность председателя Советаминистров.

Президентскаяреспублика представляет собой весьмагибкую и легко приспосабливающуюся кразличным условиям форму правления(эта форма правления получила достаточноширокое распространение в государствах,освободившихся от колониальнойзависимости).

Однако не следуетабсолютизировать оценку тех либо иныхполитико-правовых форм без учета ихконкретного политического содержания.При фактической оценке президентскойреспублики следует иметь в видуособенности политического режима вэтой стране.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5996922/page:10/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.