+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге: описание, адрес, фото

Содержание

Михайловский дворец (архитектор – Карл Росси): описание, история создания

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге: описание, адрес, фото

Санкт-Петербург известен во всем мире своими великолепными многочисленными архитектурными строениями. Туристы со всех уголков земного шара приезжают полюбоваться интересными местами города и его достопримечательностями. Одним из шедевров строительства в городе является Михайловский дворец, имеющий интересное прошлое и неразрывно связанный с именем его архитектора Росси.

Начало строительства

История создания Михайловского дворца интересна и охватывает не одно десятилетие.

Павел I издал указ о скором возведении резиденции для недавно родившегося сына Михаила и накоплении для этого денег. Правитель даже набросал некоторое количество рисунков будущего дворца. Однако идея не реализовалась при жизни правителя, поскольку его убили заговорщики.

Указ императора все же был осуществлен позднее его старшим наследником – Александром I. Главным архитектором дворца выбрали уже знаменитого тогда Карла Росси, приступившего к двухлетнему проектированию в 1817 году.

Первоначально здание планировали построить на месте Воронцовского дворца, затем на участке графа Чернышева. Александр I не одобрил план перестройки строений, так как это влекло слишком большие расходы и не имело царского размаха.

Монарх предложил под застройку другой обширный участок, где архитектор Росси и возвел превосходной красоты и размаха архитектурный ансамбль. Сюда вошли великолепный дворец с площадью, пара корпусов по бокам, пара улиц. Кроме того, неподалеку разбили сад. Фундамент дворца был заложен летом 1819 года.

Постройка осуществлялась в теплый период, чтобы обеспечить стойкость зданий.

Архитектор Михайловского дворца занимался его планировкой и возведением. Радикальные задумки и перепланировка сделали возможным соединение комплекса с наиважнейшей магистралью Петербурга – Невским проспектом. Таким образом, на парадную часть здания открывался впечатляющий вид с центральной дороги города.

В своих чертежах создатель Михайловского дворца тщательно продумывал все до мелочей: от узора на полу до распланировки сада. Известнейшие талантливые художники и ваятели участвовали в творении многообразных элементов декора: С. Пименов, Ф. Брюллов, Б. Медичи, В. Захаров и другие.

Масштабные работы окончились в 1825 году. Затраты в денежном эквиваленте насчитывали более семи миллионов. Михаил I вместе с женой вскоре поселились во вновь возведенном дворце.

Загадочный Росси

Жизнь главного архитектора Михайловского дворца, одаренного Росси, полна загадок и противоречий. Существует несколько версий о месте рождения и происхождении гениального мастера.

Наиболее признанным является предположение, что Карло ди Джованнни Росси появился на свет в Неаполе в 1775 году.

Его отец имел дворянское происхождение, а мать была известной балериной, которой вместе с отчимом мальчика, Шарлем де Пиком, предложили работу в столице Российской империи.

Согласно другой версии, местом рождения будущего талантливого архитектора был Петербург. Однако все единодушны во мнении, что Карл Росси с детских лет находился в культурной среде и проникся чувством прекрасного. В России итальянское имя мальчика было переделано на русский вариант – Карл Иванович. Тогда он не знал русского языка, но вскоре преуспел в его изучении.

Семья Росси была очень уважаемой, поскольку вносила большой вклад в культурную жизнь столицы. Шарль де Пик удостоился чести давать уроки танцев детям самого императора.

Карьера и творения великого архитектора

Началу карьеры Карла помог тот факт, что другом семьи стал известный архитектор Винченцо Бренна, ставший впоследствии учителем мальчика. Талант Карла проявился уже тогда. Также свою роль сыграл судьбоносный случай. Однажды Бренн повредил руку и не смог заниматься эскизами Инженерного замка, поэтому пригласил себе в помощники своего ученика.

Однако, даже имея гениальные способности и блестящую карьеру, Карл Иванович Росси почил в старости в нужде. От двух жен у него остались десять детей, вся ответственность за которых, в том числе и материальная, была возложена на престарелого Росси до конца его дней. Умер же он от холеры в 1849 году, заразившись от рабочих.

Карла Росси почитают одним из самых талантливейших архитекторов из Италии, привнесшим в мир роскошные шедевры строительства. Результаты дарований мастера представлены многочисленными строениями и архитектурными комплексами в Петербурге и близ него.

Среди выдающихся работ можно упомянуть Михайловский замок, Елагин дворец, Александринский театр, здание Главного Штаба и триумфальная арка на Дворцовой площади.

За постройку комплекса Михайловского дворца со всей его инфраструктурой Росси даровали орден Святого Владимира 3-й степени и участок под дом за счет государства.

Внешний вид

Прекрасным образцом зодчества является Михайловский дворец, архитектурный стиль которого – ампир, или высокий классицизм. Британскому ученому Гренвилю здание показалось самым великолепным архитектурным творением.

В 21-м веке неизменными сохранились лишь фасад и западный флигель. Увидеть результаты труда архитектора Михайловского дворца сейчас возможно лишь в двух подлинниках классического искусства – убранстве Белого зала и главного вестибюля.

Фриз дворца декорирован 44 скульптурными объемными изображениями, исполненными известным скульптором Демут-Малиновским. Внутрь дворца попадают по шикарной просторной лестнице, которую облагораживают каменные скульптуры львов. Боковые ризалиты украшены высокими венецианскими окнами.

Впереди лицевой стороны здания находился уютный парадный садик. Другая сторона дворца, выходящая окнами на Михайловский сад, была также пышно украшена. Ее средней части придает красоту величественная лоджия-колоннада. Здание было отделено от площади металлической массивной оградой в виде копий с позолоченными наконечниками.

Михайловский дворец вскоре после постройки прославился в различных странах Европы. Например, английскому монарху по его просьбе был подарен макет дворца.

Внутреннее убранство

Внутренняя отделка дворца, как и внешний вид, удивляет своей грандиозностью. Гениальным Росси все было продумано до мелочей и выполнено совместно с талантливейшими специалистами. Все элементы декора строения, придуманные архитектором Михайловского дворца, пребывали в гармонии. Это декорация стен и потолков, обои, резная мебель, атласные подушки, элегантные люстры.

Орнаментные паркеты были сделаны из разнообразных ценных пород дерева. Элементы живописи, отдельные части парадной лестницы и мебель, сделанная по рисункам Росси, дошли до нашего времени. Можно прочитать множество восхищенных описаний Михайловского дворца в сохранившихся письменных свидетельствах позапрошлого столетия.

Интерьеры

В 21-м веке неизменными остались убранство вестибюля, главной лестницы и Белого зала.

Весьма впечатляет дошедший до нас сквозь века потрясающий вестибюль своей обширной аркой при входе, торжественной парадной лестницей, богато украшенным росписью плафоном, прекрасно исполненными барельефами на стенах. Примечательно, что Росси четко спланировал все помещения, сконцентрировав их около главной внутренней лестницы.

Нижний этаж дворца вмещал личные покои правителя, включавшие 6 помещений. Среди них был Арсенал с оружием, включая боевые пушки, сыгравшие не последнюю роль в подавлении восстания декабристов. Также присутствовали комнаты для должностных лиц, гостей, слуг и кухни.

Второй этаж вмещал различные парадные помещения для приемов и балов и библиотеку. Особенно здесь выделялся своим великолепием Белый зал. Внутреннее убранство обошлось дороже, чем постройка самого дворца.

Белый зал

Жемчужиной Михайловского дворца в СПб можно назвать шикарный Белый зал. В течение столетий он изумлял и восхищал посетителей. Этот зал считался совершенным, а многократно уменьшенная копия этой комнаты была подарена английскому монарху по его просьбе.

Великолепный зал славился в качестве музыкального салона Петербурга при княгине Елене Павловне. Белый зал представляет собой феноменальный по мастерству и великолепию интерьер, где остались неизменными авторский декор и мебель, сделанная по рисункам самого Росси.

Период расцвета

Летом 1825 года Михайловский дворец был торжественно освящен, и монархи туда заселились. При Михаиле Павловиче дворец стал ядром социальной жизни русского дворянства.

Хозяин дворца каждый день принимал здесь гражданских и военных лиц.

Иностранные граждане, которым посчастливилось там побывать, были восхищены великолепием танцев и музыкального сопровождения, декора, угощений и численностью гостей.

В середине 19-го века жизнь монарха закончилась, и резиденцию унаследовала его жена Елена Павловна, продолжавшая вести светские приёмы.

Михайловский дворец превратился в культурный центр, куда приходили видные активисты культуры. Среди посетителей были Пушкин, Айвазовский, Брюллов и многие другие известные лица. Именно тогда А.

Рубинштейн создал Русское музыкальное общество, а потом и первую в России Консерваторию.

Период упадка

Позже, с целью покрытия затрат, главные комнаты стали арендовать для проведения различных мероприятий. Княгиня Елена оставила резиденцию своей дочери Екатерине Михайловне. Она, в свою очередь, составила завещание о его переходе дворца своим потомкам, которые, однако, становились германскими подданными.

Александр III посчитал эту ситуацию несуразной и принял решение выкупить дворец за счёт государства. Однако это осуществить ему не удалось. Это мероприятие пришлось осуществить его сыну Николаю II за пять лет до окончания столетия. Предыдущим собственникам позволили оставить себе некоторые вещи.

После этого дворец оказался на грани разорения.

Русский музей

Совершив по велению императора выкуп дворца, министр финансов С. Витте подал идею об устройстве здесь Императорского музея русского искусства. Николаю Александровичу эта мысль пришлась по душе, и в 1895 году он издал указ о превращении всей инфраструктуры бывшей императорской резиденции в Русский музей.

Все, кроме главной лестницы и Белого зала, было переделано архитектором В. Свиньиным. К счастью, внешний облик остался неизменным со времен самого создателя этого чуда.

Русский музей открылся для посетителей в 1898 году. Поскольку коллекция картин сильно выросла, для их размещения потребовались еще помещения.

Поэтому в 10-х годах двадцатого столетия архитектор Бенуа спроектировал новый корпус, выходящий одной из сторон на канал Грибоедова. Постройку пришлось довершить после Первой мировой войны.

Здание достроили и назвали в честь его архитектора – корпус Бенуа.

В период Великой Отечественной войны Михайловский дворец был испорчен в ходе обстрелов. Во время блокады осажденные жители старались всеми силами сохранить музейные сокровища.

Сейчас великолепный Михайловский дворец – это основное строение комплекса Русского Государственного музея, славящийся своей роскошью и гармонией.

В музее собрано множество выдающихся творений именитых художников и скульпторов.

Среди работ есть произведения великих отечественных живописцев: Андрея Рублева, Карла Брюллова, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Михаила Врубеля, Марка Шагала и многих других.

В музее проводятся различные интереснейшие выставки, лекции и другие мероприятия, собирающие множество людей.

Адрес и режим работы

В наши дни каждый житель Петербурга знает, где находится Михайловский дворец, так как ныне в нем расположен знаменитый Русский музей. Он расположен на площади Искусств, Инженерная ул., 4. До дворца можно прогуляться от станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект».

Часы работы Михайловского дворца – с 10:00 до 18:00 ежедневно, кроме вторника.

Источник: http://fb.ru/article/355112/mihaylovskiy-dvorets-arhitektor---karl-rossi-opisanie-istoriya-sozdaniya

Михайловский замок в Санкт-Петербурге: фото, история, архитектор

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге: описание, адрес, фото

Михайловский замок, или Инженерный замок (его можно называть и так), относится к числу наиболее ярких и необычных исторических зданий Санкт-Петербурга.

Построенный по указу императора Павла I, спроектированный любовно и тщательно, как будущее родовое гнездо мощной династии и совсем недолго прослуживший императорским дворцом, Михайловский замок, призрачный музей и памятник, стоит в самом сердце Северной столицы.

Он обращен лицом к Летнему саду и Марсову полю и находится в шаговой доступности от площади Искусств и Невского проспекта.

Есть версия, что проект замка создавал В. И. Баженов, талантливый зодчий, продумывая концепцию одного из самых сложносочиненных архитектурных сооружений в Санкт-Петербурге. Однако искусствоведы-западники утверждают, что смелая архитектурная идея принадлежит итальянцу Винченцо Бренна, создателю вычурных дворцов Павловска. Ведь Бренна и построил Михайловский замок.

Это мощное сооружение отличается большой самобытностью. Его стиль – романтический классицизм – позаимствован от архитектуры западного Просвещения.

Изначально романтический стиль называли противоположному стилю классицизма – критическому, концептуально разумному, в конце XVII – начале XIX вв. противостоявшему вычурности и «красивости» других стилей – таких, как рококо.

Романтизм, внедренный в классицизм, создавал архитектурные произведения, не подлежащие копированию, о которых трудно сказать, чего в них больше – простоты и скромности или эстетства и вычурности.

Уникальный свой цвет, бледный нежно-рыжий с розоватым отливом, замок, согласно легенде, получил в честь перчатки, которую носила Лопухина, фаворитка Павла I, переселившаяся в замок вместе с ним.

Есть иная версия, попахивающая вымыслом, о другой фаворитке, сероглазой и рыжеволосой, о которой император якобы говорил с любовью: «Дым и пламень!» Дымно-серая отделка замка превосходно оттенила нежный цвет его строгих крепостных стен.

Внешний вид и отделка фасадов Михайловского замка

  • То ли замок, то ли крепость.
  • Отделка корпуса.
  • Фасады замка.
  • Дополнения к южному фасаду: памятник конному Петру Великому и Кленовая аллея.

С виду Михайловский замок выглядит как замкнутое сооружение с большим квадратным внутренним двором, с высоты птичьего полета похожее на крепость-бастион.

Павел I боялся придворных заговоров (от одного из которых в итоге погиб) и сознательно или подсознательно хотел укрыться, спрятаться в надежной крепости. Безотчетный страх, усиленный мрачными предсказаниями (то тень Петра Великого являлась ему, то цыганка), заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в новой резиденции, выстроенной на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы.

В Летнем дворце и родился будущий император Павел.

Отделкой корпуса замка занимались видные скульпторы того времени – Тибо и П. Стаджи, художники – А. Виги и Д. Б. Скотти и другие. Дорогие материалы, применяемые для отделки фасадов, придали зданию торжественность. Мрамор, использованный при строительстве, был заготовлен для Исаакиевского собора.

Фасады Михайловского замка не похожи друг на друга. Восточный фасад, который виден с берегов Фонтанки, считается самым скромным, а южный – самым торжественным.

Северным фасадом, или главной, лицевой частью замок смотрит на Летний сад и Марсово поле. В пруду Летнего сада в безветренную погоду можно увидеть отражение верхних этажей и надстроек замка. Северный фасад гостеприимно приглашает посетителей на просторную террасу с мраморной колоннадой.

В центральной части западного фасада Михайловского замка, выходящего на Садовую улицу, выделяется зеленоватый купол с позолоченным шпилем церкви, в которой предполагалось совершение молебнов царского семейства. Храм был выстроен в честь Архистратига Михаила, давшего замку имя.

Восточным фасадом сооружение выходит на набережную реки Фонтанки. На фасаде присутствует выступ, расположенный по центру и строго напротив аналогичного выступа с западной стороны (где церковь). Это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии.

Южный фасад одет в мрамор и содержит портик с колоннами, выделяющийся на фоне огромного замка как необычная, неожиданная деталь. Обелиски с рыцарскими доспехами эпохи Средневековья дополняют картину величия.

Южный фасад знаменит и заметен еще и тем, что перед ним установлен памятник Петру I. Это был первый в СПб и в России монумент, запечатлевший конного императора-реформатора. Его свинцовая модель была выполнена великим Б. К. Растрелли еще при жизни Петра Великого, в 1719 – начале 1720-х годов.

Затем, сорок лет спустя, памятник отлили из бронзы, но после этого ему пришлось еще сорок лет ждать, когда он окончательно воцарится на постаменте. На пьедестале – отделка олонецкого мрамора (его можно встретить и в самом замке).

Патриотические барельефы с изображением Полтавской битвы и легендарного сражения у мыса Гангут украшают его.

К южному фасаду ведет просторная и длинная Кленовая аллея. Всякий раз, когда в Питер приходит осень, кленовые листья, рыжие, как окраска стен, подчеркивают строгую красоту замка. Справа и слева от аллеи расположены павильоны, построенные в конце 1700-х – 1800 гг. Их создатели – архитектор В. И. Баженов и скульптор Ф. Г. Гордеев.

Михайловский замок: вид изнутри

  • Интерьер замка для любителей фотосессий.
  • Сырость и роскошь.
  • Галерея Рафаэля.
  • Тронный зал.
  • Овальный зал.

Во внутреннем убранстве замка много мрамора, в том числе разноцветного. Скульптуры, изображающие Геркулеса и Флору, застыли на своих постаментах, охраняя парадную лестницу с северного входа. Потолки в покоях потрясающе расписаны.

Посетить Михайловский замок и сделать памятные фото внутри могут все желающие. Раньше съемка была только платной, но к 2021 году всем разрешили фотографировать, правда, без вспышки. Впрочем, посетители отмечают, что освещение в замке приглушенное, картины и люстры отсвечивают, так что фотографировать довольно сложно.

При переезде император так торопился, что не дождался завершения отделочных работ.

Современники отмечали, что замок с сырыми стенами и мокрицами, ползающими среди великолепных картин, губителен для жизни.

Но Павла I не остановила сырость, он просто велел утеплить личные покои своей семьи деревом. Необжитую промозглость императорского жилища Павел I постарался компенсировать роскошью интерьера.

Наиболее примечательны из внутренних помещений сохранившие часть первоначальной отделки Тронный, Овальный и Церковный залы, а также галерея Рафаэля. Галерея Рафаэля названа так, потому что раньше она была увешана коврами, на которых были скопированы работы великого художника. Сейчас там можно увидеть копии картин других выдающихся мастеров эпохи Ренессанса.

Стены Тронного зала круглой формы прежде были задрапированы зеленым бархатом, а трон – пунцовым. Римские императоры в виде бюстов, установленных над дверьми в специальных нишах, охраняли вход. Из позолоты, роскоши, мебели драгоценных пород дерева и прочих изысков по сей день кое-что сохранилось.

Овальный зал оформлен торжественно и пышно: барельефы, статуи в итальянском стиле сохранились до сих пор. Над интерьером в павловские времена трудился К. Альбани. Боги, сошедшие с Олимпа, украшают плафон, созданный А. Виги. Правда, барельефы не все уцелели: в ходе перестановок после заселения в замок инженерного училища кое-что пришлось убрать.

Интерьеры Михайловского замка по-императорски роскошны и вычурны. Однако главные его богатства – картины, скульптуры и прочие произведения искусства – после убийства императора отправили в другие дворцы: Зимний, Таврический, Мраморный. Семья Павла I так же навсегда покинула замок, вернувшись в прежнюю вотчину – Зимний дворец.

Легенды и тени замка

  • Трагедия и дворцовый переворот.
  • Призрак Михайловского замка.
  • Дальнейшая история Инженерного замка.

У Михайловского замка есть своя удивительная и трагическая история, тесно переплетенная с историей жизни и смерти венценосного его создателя.

В 1801 году 11 марта в Михайловском замке, где еще проводились отделочные работы, был вероломно убит император Павел I.

Дворцовый переворот, повлекший за собой жестокое убийство, был вызван недовольством оппозиционеров экономическими реформами императора, бюрократизацией общества, которую приписывали Павлу I, непоследовательностью правления, казарменным реформированием армии и другими управленческими решениями.

Союз с Наполеоном, заключенный Павлом I в 1800 году, создал России угрозу со стороны Англии.

Возможно, император не был так уж неправ: война с Францией, с которой у России ни до, ни после не имелось существенных разногласий, позже показала это, но тогда оппозиционеры – сторонники покойной матери императора Екатерины Великой – мыслили иначе.

Императора разбудили среди ночи, потребовали отречения от престола и в ответ на отказ задушили шарфом. Ему было сорок шесть лет. Срок пребывания Павла I в Михайловском замке оказался мистическим: всего сорок дней, с 1 февраля по 11 марта.

Недовольство императором породило трагедию, отголоски которой и сегодня можно уловить в мрачновато-торжественной ауре замка, где теперь находится музей. Кажется, что под его сводами по сей день живет некая тайна, к которой лишь на мгновение могут прикоснуться те, кто приходят на экскурсию.

Бытует миф о том, что Павел I стоит у окна своей спальни в каждую годовщину своей смерти, считает прохожих и, насчитав сорок седьмого, уходит, забрав несчастного с собой.

Император, превратившийся в призрак, ночами бродит по коридорам своего замка, пугает ночных сторожей скрипом и постукиваниями, и его тень на стене в ночные часы хорошо заметна.

Эти необъяснимые видения навлекали на Михайловский замок комиссии по аномальным явлениям. И члены комиссий, в том числе атеисты, отмечали, что в замке зафиксировано около двух десятков явлений, не имеющих объяснения с точки зрения науки.

В 1820-е годы недолговечный императорский дворец был передан Николаевскому инженерному училищу и переименован в Инженерный замок.

Инженерное училище выпустило многих славных сынов Отечества, зарекомендовавших себя не только достойными инженерами. Так, одним из выпускников был Ф. М. Достоевский. В дореволюционные годы училище окончил герой Советского Союза Д. М. Карбышев, ставший впоследствии генерал-лейтенантом инженерных войск.

В Великую Отечественную войну в Михайловском замке работал госпиталь, а памятник Петру I закопали в землю, дабы уберечь от артобстрела.

Рекомендуем посмотреть на Несвижский замок.

Обо всем этом посетителям расскажут на экскурсии, когда они придут в Михайловский замок.

Как добраться до замка-музея и когда его посещать

  • Местоположение музея.
  • Недельный режим работы.
  • Стоимость посещения для различных категорий граждан.
  • Выставки и экспозиции помимо основной программы.

Официальный адрес – Садовая улица, д. 2. Добраться туда несложно.

Надо доехать до метро «Невский проспект» или «Гостиный двор» (та же станция, только другая ветка) и минут десять прогуляться пешком по Садовой улице, в сторону Марсова поля.

Режим работы музея одинаков во все дни недели, кроме вторника – единственного выходного дня – и четверга. В четверг музей открыт для посетителей с часу дня и закрывается позже обычного – в девять вечера. Часы работы в остальные дни – с десяти утра до шести вечера.

По стоимости посещение музея доступно практически всем. В 2021 году цена на билеты различным категориям экскурсантов установлена следующая. Взрослые россияне и белорусы платят по двести рублей, студенты и пенсионеры по сто, дети до шестнадцати проходят бесплатно. Цена для взрослых иностранцев триста рублей, для иностранных студентов сто пятьдесят, детям – бесплатно.

Помимо основных экскурсий, в замке периодически проводятся выставки Русского музея. Их расписание зависит от графика проведения выставок Русским музеем.

Русский музей находится рядом, в центральной части площади Искусств, между улицами Ракова и Инженерной, в Михайловском дворце. Даже петербуржцы зачастую путают Михайловский дворец и Михайловский замок. К сожалению, опросы, проводимые краеведами, показывают, что многие граждане принимают два культурных и архитектурных памятника за один!

В замке выставлены и постоянные экспозиции. Они либо относятся к истории Михайловского замка, либо знакомят посетителей с художественными тенденциями Античности и Ренессанса, перекликающимися с исконно русским искусством.

Источник: https://www.miroworld.ru/mihajlovskij-inzhenernyj-zamok/

Михайловский замок в Санкт-Петербурге – дворец императора Павла I

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге: описание, адрес, фото

Михайловский (Инженерный) замок – одно из самых необычных мест Санкт-Петербурга, с которым связано множество легенд и преданий. На этом месте, в Летнем дворце Елизаветы Петровны, Павел Первый появился на свет. Здесь же, в своей спальне в Михайловском замке он был убит. Говорят, что его призрак до сих пор бродит в этих стенах.

♦ По теме: Подборка экскурсий по Санкт-Петербургу, дворцовым пригородам и Ленинградской области

Михайловский замок в Санкт-Петербурге, фасад со стороны Мойки

Летний дворец Елизаветы Петровны

Прежде на месте Михайловского замка стоял Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны, возведенный архитектором Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771) в 1741-1744 годах.

Здесь 20 сентября 1754 родился будущий император Павел. Со временем Елизавета стала реже бывать в Летнем дворце, отдавая предпочтение Царскому Селу. Дворец постепенно ветшал.

Сначала он был передан Григорию Орлову, потом Григорию Потемкину.

Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге. Худ. Л.Ф. Бонштедт (по рисунку М. И. Махаева, 1753), 1847

Легенда о начале строительства Михайловского замка

В 1796 году Летний дворец был сломан и на его месте началось строительство замка. Существует несколько легенд, почему было выбрано именно это место.

Согласно одной из них, император, будучи человеком мистически настроенным и обладавшим определенным даром предвидения, пожелал умереть там, где был рожден. Согласно другой легенде, солдату, стоящему на карауле, явился архангел Михаил. М.И.

Пыляев в своем сочинении «Старый Петербург» так описывает это явление (орфография сохранена):

Однажды солдату, стоявшему в карауле при Летнем дворце, явился в сиянии юноша и сказал оторопевшему часовому, что он, архангел Михаил, приказывает ему идти к императору и сказать, чтобы на месте этого старого Летнего дворца был построен храм во имя архистратига Михаила.

Солдат донес о бывшем ему видении по начальству, и когда об этом доложили императору, он ответил: «Мне уже известно желание архангела Михаила; воля его будет исполнена».

Вслед за этим он распорядился о постройке нового дворца, при котором должна быть построена и церковь во имя архистратига Михаила, и самый дворец было приказано называть Михайловским замком.

28 ноября 1796 года, в первый месяц своего восшествия на престол, император Павел издал указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок.

Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Руководил строительством Винченцо Бренна (1745-1820), архитектором был Василий Иванович Баженов (1737 или 1738 – 1799).

Павел набросал несколько рисунков будущего дворца.

Строительство Михайловского замка

Церемония торжественной закладки состоялась 26 февраля 1797 года. На закладном камне была высечена надпись: «В лето 1797-е, месяца февраля в 26 день, в начале царствования государя императора и всея России самодержца Павла Перваго, положено основание зданию Михайловского замка его императорским величеством и супругою его государынею императрицею Мариею Феодоровною».

Строительство велось с большой поспешностью, с тем, чтобы вчерне замок был готов в этом же, 1797 году. Работы не прекращались ни днем, ни ночью.

В темное время суток строительная площадка освещалась светом факелов и костров. Ежедневно на строительстве было занято от 2500 до 6000 человек, не считая надзирателей и мастеров. Было выделено 791.

200 рублей единовременно и по 1.173.871,10 рублей в течение трех лет.

Вид Михайловского замка в 1800-1801 годах. Гравюра А.И. Даугеля с акварели 1800 года

Ощущалась нехватка строительных материалов. Были разобраны каменные галереи дворца в Пелле. Кроме того, мрамор и камни строящегося в то время Исаакиевского собора также пошли на возведение Михайловского замка. По этому поводу известный в то время автор острот А.Д.Копьев написал об Исаакии:

Се памятник двух царств,Обоим столь приличный:Основа его мраморна,

А верх его кирпичный.

Памятник Петру I

Прежде Михайловский замок окружала стена. Со стороны Большой Садовой улицы к замку вели три липовые и березовые аллеи, посаженные еще при жизни Анны Иоанновны. Перед замком был разбит большой плац — Коннетабльский. Здесь же, у Михайловского замка был установлен памятник Петру Первому. Внизу подпись: «Прадеду правнук 1800 г.».

Михайловский замок и памятник Петру I

У этого памятника долгая история. Первоначальная его идея принадлежала Анне Иоанновне. Предполагалось поставить его на Васильевском острове, в том месте, где сейчас находится университет. Отлит он был литейщиком Мартилли по проекту Растрелли в царствование Елизаветы Петровны. Во времена Екатерины Великой памятник находился под навесом на берегу Невы у Исаакиевского моста.

Если внимательно присмотреться к памятнику, то можно увидеть странность – одна из ног лошади человечья. При этом на многочисленных картинах и литографиях ноги у лошади изображены нормальными. Барельефы на постаменте затерты до блеска — считается, что это приносит удачу.

Памятник Петру I перед Михайловским замком

Сырость в Михайловском замке

Отделка парадных покоев была великолепна, однако, по свидетельству современников, в замке было множество переходов, лестниц, проходов, что создавало большие неудобства. Кроме того, ввиду той поспешности, с которой велись работы, в Михайловском замке ощущалась сильная сырость. Так, Пыляев отмечает:

По рассказам современников, следы разрушающей сырости в большой зале, в которой висели картины, не смотря на постоянный огонь в каминах, виднелись в виде полос льда сверху до низу по углам и потолку.

Настолько был сыр дворец, что в первый раз, когда император дал в нем бал, в комнатах стоял такой туман от зажженных восковых свечей, что везде была густая мгла, и тысячи свечей мерцали, как тусклые фонари на улице. Гостей можно было с большим трудом различить в конце каждой из зал; они как тени двигались в потемках.

Все дамские наряды и уборы отсырели, и в полутьме казались одного цвета. Дворец для всех был крайне неудобен, беспрестанно было нужно проходить по коридорам, в которых дул сквозной ветер.

Парадная лестница в Михайловском замке

Павел буквально влюбился в свой замок. Когда императрица Мария Федоровна преподнесла ему в дар сервиз с видами Михайловского замка, он прослезился. Однако император прожил здесь совсем недолго – всего 40 дней. В ночь на 12 марта 1801 года он был убит заговорщиками, в своей спальне в Михайловском замке.

План Михайловского замка

(Из книги: К.Валишевский, Сын Великой Екатерины. Император Павел I. Издание Т-ва А.С.Суворина — «Новое Время»)

План Бель-этажа Михайловского замка, по рис. Бренны

Замок после смерти Павла и в наше время

После смерти Павла с Михайловского замка были сняты почти все украшения. Внутренняя отделка была сохранена только в Тронном зале и в Круглой комнате, в некоторых помещениях на потолках сохранялись живописные плафоны.

Внутри разместились различные учреждения: жандармский полуэскадрон лейб-гвардии, институт слепых, комитет по благотворительной части, канцелярия министра духовных дел и просвещения. В 1820 году по проекту архитектора Карла России территория вокруг замка была перепланирована, засыпаны рвы, убраны подъемные мосты.

В 1822 году он был переименован в Инженерный замок. В 1823 году здесь разместилось Главное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет).

В советское время в замке размещались различные учреждения, в блокаду — госпиталь. В результате переделок роспись на стенах и потолках была замазана, залы перегорожены. В 1991 и 1995 годах Михайловский замок сначала частично, а потом полностью был передан Русскому музею.

В ходе реконструкции были восстановлены интерьеры, надпись на фасаде, статуи со стороны Летнего сада, фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста. 27 мая 2003 года состоялось торжественное открытие Михайловского замка.

Сейчас в залах размещены постоянные экспозиции: «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей» и «Открытый фонд скульптуры».

Информация для посетителей

  • Адрес Михайловского замка: 191023, Санкт-Петербург, Садовая улица, 2.
  • Телефон: 8 (812) 570-5112
  • Сайт: www.museum.ru/M158
  • Режим работы: с 10.00 до 18.00 ежедневно, кроме вторника; в понедельник с 10.00 до 17.00. Кассы закрываются на час раньше.

© “Путешествия с Марией Анашиной”, 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.

com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, , Telegram, , Instagram, RSS, Tripadvisor

Если мой сайт оказался вам полезным, вы можете поблагодарить меня, купив туристические услуги по моим рекомендациям и ссылкам. Эти сервисы опробованы мною лично. Вы ничего не переплачиваете.

Источник: https://anashina.com/mixajlovskij-zamok/

Михайловский дворец

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге: описание, адрес, фото

Михайловский дворец.

Английский ученый Гренвиль, прибывший с визитом в Россию в 1826 году, вот что написал после посещения Михайловского дворца: «Дворец этот является, безусловно, триумфом новейшей архитектуры, он не только превосходит все виденное в Тюильри и других королевских дворцах континента, но является положительно единственным в своем роде». И действительно, Михайловский дворец с его изящным внешним видом и интерьерами как нельзя лучше подходит для расположенной в нем экспозиции Государственного Русского музея. Но обо всем по порядку.

Михайловский дворец: историческая справка

В 1798 году у императора Павла I родился сын Михаил — самый младший из десяти детей, родившихся в браке с супругой Марией Федоровной. Почти сразу же отцом было принято решение о строительстве великолепного дворца для будущего великого князя Михаила Павловича.

С этого момента по велению императора стали откладывать ежегодно по несколько сотен тысяч рублей для осуществления поставленной задачи. Однако воочию увидеть её осуществление императору не удалось: он был предательски убит в 1801 году во время дворцового переворота. Тем не менее, по прошествии многих лет, воля царя была выполнена.

В тот год, когда князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год, царствовавший в то время Александр I (cтарший сын императора Павла I) отдал приказ о начале строительства.

К делу постройки дворца для князя Михаила (отсюда и его название) был привлечен знаменитый зодчий Карл Росси, и в 1817 году работы над проектом начались. Подходящим местом для постройки оказался пустырь, находившийся почти в самом центре столицы.

Значительная территория, предназначенная для застройки, позволяла великому архитектору проявить всю мощь своего таланта. Он запланировал превратить неприглядную пустошь в целый ансамбль зданий культурного назначения, настоящую площадь Искусств. И, надо сказать, эта затея осуществилась.

Сейчас Михайловский дворец является центральной частью Государственного Русского музея, который находится в окружении таких выдающихся в культурном плане зданий, как Российский этнографический музей, Корпус Бенуа, Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербургская государственная филармония, музей-квартира художника Исаака Бродского, Михайловский театр.

Великий архитектор не только гениально спроектировал сам дворец и создал архитектурный ансамбль площади Искусств, но также органично вплёл новые постройки в уже существующую городскую среду. Карл Росси наметил создание Большой Итальянской, Инженерной и Михайловской улиц, а так же продлил Садовую.

Но вернёмся к истории. Летом 1819 года, после скрупулёзной разработки проекта, было начато строительство дворца. Чтобы постройка получилась более крепкой и надёжной, работы проводились лишь в летний период или в тёплые дни весны и осени.

В 1823 году здание было построено и началась отделка интерьеров, эскизы которых утвердил сам император Александр I. Эта работа заняла ещё два года.

Для внутреннего оформления дворца денег не жалели и, если на само строительство здания было потрачено 3 миллиона рублей, то на украшение его интерьеров — около 4 миллионов.

В помощь архитектору Росси для внутренней отделки дворца были привлечены художники Джованни Скотти, Антонио Виги, Фёдор Брюллов, скульпторы Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, известные мраморщики, резчики и мебельных дел мастера.

После того, как 30 августа 1825 года дворец был освящен, владелец дворца, князь Михаил Павлович не стал мешкать с новосельем. Буквально через день, 1 сентября он и его супруга переехали сюда из Зимнего дворца.

Стены Михайловского дворца с того времени повидали множество роскошных балов и целый ряд именитых гостей.

Здесь бывали, например, поэты Пушкин и Тютчев, художники Айвазовский и Брюллов, а так же другие яркие представители разного рода искусства и государственные деятели.

После смерти первых владельцев, дворцу не уделялось достаточного внимания, а новые хозяева едва не превратили Михайловский дворец в доходный дом, что неблагоприятно сказалось на его состоянии.

Для спасения достояния династии Романовых Александром III было принято решение выкупить его за счёт казны. Но только в годы царствования Николая II это осуществилось.

Кроме того, император повелел устроить здесь Русский музей, предназначенный для размещения произведений именно российских мастеров (в отличие от Эрмитажа).

И в наши дни Михайловсий дворец продолжает выполнять миссию культурного просвещения, а его коллекция заметно расширилась. Теперь Русский музей занимает сразу несколько зданий. Сам дворец стал его главным корпусом.

Непосредственно к нему примыкает Корпус Бенуа.

Филиалы расположились неподалёку: Михайловский замок — на улице Садовой, Мраморный дворец — на Дворцовой набережной, Летний дворец Петра — в Летнем саду и Строгановский дворец — на Невском проспекте.

Михайловский дворец: архитектура и достопримечательности

Рассказывая об архитектурных достопримечательностях Санкт-Петербурга, трудно удержаться от слов «великолепный» и «уникальный»: в историческом центре города почти каждое здание является шедевром.

И, всё же, эти эпитеты подходят к Михайловскому дворцу, как ни к какому другому строению. Внешний облик дворца является, действительно, уникальным. Огромное здание не кажется громоздким, оно пронизано светом и воздухом, а его облик торжественный, но не вычурный.

Поэтому дворец воспринимается как истинный храм Искусства.

Михайловский дворец.

Главный фасад, находящийся со стороны Инженерной улицы, имеет подчёркнуто изящный вид. Он украшен портиком из восьми высоких колонн, вознесённым над аркадой цокольного этажа. Полуколонны на самом здании являются зрительным  продолжением портика.

Портик сверху увенчан треугольным фронтоном с барельефами. Цокольный этаж служит массивным основанием для лёгкого и щедро украшенного парадного верхнего этажа.  На фризе располагаются 44 статуи работы Демут-Малиновского. По бокам к основному строению примыкают симметричные флигели.

Роскошная дворцовая ограда изготовлена по рисункам Росси.  Её составляют копья и пики разного размера с позолоченными наконечниками, а венчают изображения двуглавого орла, мечей и знамён. Войдя через ворота, посетитель попадает в парадный двор.

Подойдя поближе к зданию, можно внимательнее рассмотреть находящиеся по обе стороны от гранитной лестницы скульптурные изображения львов, играющих с мячами.

Садовый фасад, обращённый в противоположную сторону, выглядит более скромно, но не менее торжественно. Он выполнен в виде широко развёрнутой гигантской двенадцатиколонной лоджии, приподнятой над высокой аркадой. А на самом верху здания, надо всем его великолепием — скульптурная композиция с фамильными вензелями и символами царской власти.

Михайловский дворец.

Стиль внешнего оформления дворца сохраняется и в его внутренней отделке: стройные колонны с изящными капителями, выразительные барельефы на стенах и ажурная лепнина на потолке — всё соответствует атмосфере возвышенности и настраивает на торжественность момента соприкосновения с прекрасным. Вошедших встречает парадная лестница, ведущая в Белоколонный (Белый) зал. Она эффектно взмывает, расширяясь галереями из колонн.

Белый зал — одно из немногих помещений Михайловского дворца, которое сохранилось практически без изменений.

Зал хранит мебель, выполненную по эскизам великого Росси, скульптуры, живописные полотна и предметы декоративно-прикладного искусства, созданные в начале XIX века. Современники высоко оценивали оформление Белого зала.

Именно по этой причине его модель была преподнесена в качестве подарка английскому королю.

В здании Михайловского дворца, главном корпусе Русского музея, действует несколько постоянных экспозиций. Знакомству с древнерусским искусством отданы первые четыре зала дворца. Здесь собраны наиболее ценные произведения, созданные в Новгороде и Пскове, Москве и Ярославле, Владимире и Суздале с XII по XVII век.

Русское искусство XVIII века представлено в хронологическом порядке, что позволяет проследить, как оно развивалось в эпоху Петра. Залы посвящённые искусству ХIХ века содержат произведения наиболее известных российских мастеров: художников Брюллова и Айвазовского, Кипренского и Федотова, Репина и Васнецова, Сурикова и Поленова, скульпторов Пименова, Демут-Малиновского и др.

Постоянно действующая экспозиция декоративно-прикладного искусства располагается в примыкающем к Михайловскому дворцу Корпусу Бенуа. Она содержит полторы тысячи экспонатов, которые расположены в хронологической последовательности. По ним можно узнать, как развивались основные виды и жанры крестьянского искусства в различных регионах страны с периода Древней Руси и до наших дней.

Каждая из экспозиций не является застывшей во времени. Постоянно идёт их обновление за счёт поступления новых экспонатов из запасников или других музеев. Совершенствуются способы освещения скульптур и живописных полотен, что позволяет насладиться знакомыми и любимыми произведениями в полной мере, увидеть их более чётко и по-новому.

В Михайловском дворце, подтверждая его звание культурного центра Северной столицы и всей страны, регулярно сменяют друг друга различные культурные мероприятия.

Периодически устраиваются тематические выставки, проводятся концерты и лекции, постоянно действует абонементное обслуживание посетителей, организуются экспериментальные музыкально-художественные проекты, собираются познавательные фестивали и конечно же, проводятся разнообразные экскурсии.

Обратим Ваше внимание, что рядом с Михайловским дворцом расположен живописный Михайловский сад, где можно насладиться неспешной прогулкой в окружении природы или посидеть на скамейке с видом на пруд, находясь при этом в самом центре города.

Михайловский замок и сад.

Михайловский сад.

Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.

), нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места.

При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Двор Михайловского дворца (со стороны главного фасада).

2. Садовый фасад дворца и Михайловский сад.

3. Экспозиция Русского музея в Михайловском дворце:

Михайловский дворец: где находится и как добраться

Источник: http://spbguidebook.ru/mihajlovskij-dvorec-v-sankt-peterburge/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.