+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Межбюджетные трансферты: понятие, виды межбюджетных трансфертов, назначение, формы, условия предоставления

Содержание

Сущность, назначение и формы межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты: понятие, виды межбюджетных трансфертов, назначение, формы, условия предоставления

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Братский государственный университет

Факультет Экономики и управления

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

Специальность «Финансы и кредит»

Финансовая помощь субъектам Российской Федерации,

муниципальным образованиям.

(вариант №6)

Курсовая работа по дисциплине

«Бюджетное планирование и прогнозирование»

Выполнил

студент группы ФПСфз-09                     ──────                    В.В.Федотова

Проверил

к.э.н., доцент

кафедры «ГиМУ»     ──────                Л.В. Клеймёнова

БРАТСК 2011

Введение

Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики.

Субъекты Российской Федерации значительно различаются между собой по уровню социально-экономического развития (в силу расположения в разных климатических зонах), также по уровню обладания различными природно-ресурсными потенциалами и неодинаковой степени развития транспортной инфраструктуры, промышленного и сельскохозяйственного производства. В связи с этим очевиден тот факт, что большинство регионов не имеют достаточного экономического потенциала для того, чтобы самостоятельно выполнять в полном объеме все социальные функции государства на своей территории без помощи извне, равно как поддерживать на должном уровне и развивать экономику. Из этого вытекает объективная необходимость перераспределения федеральным центром части финансовых ресурсов в пользу экономически слаборазвитых регионов для их поддержки и обеспечения выполнения социальных и экономических задач.

Межбюджетные отношения играют важную роль в бюджетной системе любого государства, имеющего административно-территориальное деление. В России, с ее огромной территорией и существенной дифференциацией экономических потенциалов регионов, тема межбюджетных отношений всегда вызывала множество вопросов и проблем.

Начиная с 90-ых годов законодательные и исполнительные органы власти Российской Федерации постоянно пытались найти наилучшие пути и методы регулирования межбюджетных отношений,  в связи, с чем в бюджетное законодательство часто вносились изменения и дополнения.

Целями настоящей работы являются следующие: дать понятие межбюджетных отношений, а также рассмотреть формы межбюджетных трансфертов и условия их предоставления.

Объект исследования – бюджетное регулирование в Российской Федерации.

Предмет исследования – принципы организации финансовой помощи субъектам Российской Федерации.

Цель настоящей работы – изучить принципы организации финансовой помощи субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям.

Для реализации данной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:

  • сущность, назначение и формы межбюджетных трансфертов;
  • формы межбюджетных трансфертов;
  • условия предоставления трансфертов из федерального бюджета.

В расчетной части курсового проекта необходимо выполнить практическое задание по составлению проекта бюджета субъекта РФ на следующий год по данным текущего года.

Разработанность темы в экономической литературе достаточно велика. По данной проблематике высказывались такие авторы, как: Г.Б.Поляк, М.В. Романовский, А.Илларионов, Н.С.Максимова, В.Н.Сумароков, А.М.Ковалева.

1. Сущность, назначение и формы межбюджетных трансфертов

Бюджетная система России состоит из трех звеньев – федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов, бюджеты муниципальных образований.

Наличие межбюджетных отношений определяется неодинаковым экономическим развитием  территорий.

Одни из них имеют богатые природные ресурсы, другие обладают важным стратегическим положением, определяющим их значение в государстве. Природные ресурсы принадлежат всем гражданам.

Это предопределяет необходимость перераспределения в интересах государства в целом ренты, которую приносят эти ресурсы. [2,3]

Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетное регулирование  осуществляется с помощью следующих основных инструментов:

  • установление нормативов отчислений от налогов;
  • установление нормативов распределения неналоговых доходов между бюджетами бюджетной системы РФ. Доходы от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной, региональной или муниципальной собственности, зачисляются в соответствующий бюджет, что позволяет каждому публично-правовому образованию самостоятельно и эффективно распоряжаться находящимся в его собственности имуществом. За бюджетами закрепляются доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими бюджетными учреждениями, часть прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей государственных и муниципальных унитарных предприятий, доли прибыли от участия в капитале хозяйственных обществ и товариществ, дивиденды от вложения бюджетных инвестиций в акционерные общества;
  • бюджетные кредиты. Бюджетный кредит может быть представлен публично-правовому образованию на основании договора и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены законом о соответствующем бюджете. Бюджетный кредит может быть выдан только тому публичному образованию, которое не имеет просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом;
  • межбюджетные трансферты являются одним из основных инструментов межбюджетного регулирования. В Бюджетном кодексе РФ дается следующее определение межбюджетных трансфертов: «средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ, другому бюджету бюджетной системы РФ».

Межбюджетные трансферты могут предоставляться, во – первых, на выравнивание бюджетной обеспеченности. Во – вторых, межбюджетные трансферты в форме субвенций являются основным видом финансирования полномочий, передаваемых одним публично- правовым образованием на исполнение другому публично правовому образованию.

В – третьих, в целях эффективного социально- экономического развития страны и отдельных территорий из одного бюджета бюджетной системы РФ могут передаваться средства другому бюджету на софинансировании затрат по значимым целевым программам и проектам путем межбюджетных трансфертов в форме субсидий и субвенций на строго целевые направления.

Формы межбюджетных трансфертов определены Бюджетным кодексом РФ для каждого бюджета бюджетной системы. [4,5] Межбюджетные трансферты выдаются в форме дотаций, субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов.

Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий их использования.

В первую очередь дотации вдаются на выравнивание бюджетной обеспеченности дотационным региональным и местным бюджетам, у которых собственных доходов не хватает для обеспечения финансовыми ресурсами принятых в соответствии с законодательством расходных обязательств. Они формируются в Федеральном Фонде финансовой поддержки субъектов РФ и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований.[2]

Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету системы РФ. [6]

Например, РФ на основе принятого федерального закона передает субъектам РФ какие-то полномочия, исполнение которых возложено на органы государственной власти РФ.

В этом случае в федеральном бюджете должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования, передаваемые субъектам РФ на исполнение ими дополнительных расходных обязательств.

Совокупность субвенций из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций, из бюджетов субъектов РФ – региональные фонды компенсации.[2]

Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы  РФ на софинансирование целевых расходов.

К межбюджетным трансфертам относятся только субсидии, выдаваемые одним бюджетом другому бюджету на исполнение совместных полномочий  по предметам совместного ведения или софинансирование общественно значимых целевых расходов, возникающих при выполнении полномочий публично- правовых образований по их предметам ведения.

Иные межбюджетные трансферты предоставляются одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ и в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, иными нормативными правовыми актами. Их понятие, цели и структура Бюджетным кодексом РФ не определены.[2,7,8]

1.2 Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в следующих формах:

    1. дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
    2. субсидии бюджетам субъектов РФ;
    3. субвенции бюджетам субъектов РФ;
    4. иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ. [1,9]

Основным условием предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ является соблюдение органами государственной власти субъектов РФ бюджетного и налогового законодательства РФ.

Бюджетным кодексом РФ установлены ограничения по межбюджетным трансфертам из федерального бюджета и условия их предоставления региональным бюджетам.

Первое из них касается расчетной доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджетов в  объеме собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ.

Если в течении двух из трех последних отчетных финансовых лет указанная доля превышала 5%, то данный субъект РФ не имеет права заключить соглашение о передаче ему полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения регионального бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ.

Если же указанная доля за тот же период превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, то субъект не имеет права, во – первых устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ и федеральным законодательством к полномочиям государственных органов власти субъектов РФ, во-вторых, превышать установленные Правительством РФ нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта РФ и содержание органов государственной власти субъекта РФ.

Если указанная доля за тот же период превышала 60% объема собственных доходов, то к перечисленным выше мерам добавляются новые дополнительные условия и ограничения:

  • высший орган государственной власти субъекта РФ обязан подписать соглашение с Министерством финансов РФ о мерах по повышению эффективности использовании бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджет субъекта РФ;
  • органы федерального казначейства полностью осуществляют организацию исполнения регионального бюджета;
  • финансовый орган субъекта РФ обязан предоставлять в Министерство финансов РФ в установленном им же порядке документы и материалы, необходимые для подготовки заключения о соответствии проекта бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год требованиям бюджетного законодательства РФ;
  • счетная палата РФ или Федеральная служба финансово- бюджетного надзора ежегодно будет осуществлять внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ. [2,10]

Кроме того, при несоблюдении органами государственной власти субъектов РФ условий межбюджетных трансфертов  Министерство финансов РФ вправе принять решение о приостановлении или их сокращении.

Источник: http://student.zoomru.ru/budjet/sushhnost-naznachenie-i-formy-mezhbjudzhetnyh/244248.1928416.s1.html

Бюджетные трансферты это

Межбюджетные трансферты: понятие, виды межбюджетных трансфертов, назначение, формы, условия предоставления
Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах;

  • Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы.

    1. субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
    2. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
    3. межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

    4. иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

    Действие трансферта зависит от его типа. Региональные или местные власти получают нецелевой трансферт для использования средств по своему усмотрению на цели.

    Процент федерального налога в бюджет субъектов страны или финансирование общественных благ — нецелевой. обеспечение вертикального баланса бюджета; горизонтальное выравнивание дохода; выравнивание доходов

    На практике проведение функций межбюджетных можно осложнить рядом проблем.

    В частности, появляются «торги» меж бюджетами разных уровней при решении вопросов возмещения расходов на общенациональные задачи. Разрешению подобных трудностей способствует создание стабильных формализованных технологий выделения и получения межбюджетных трансфертов.

    Среди межбюджетных трансфертов также возможны бюджетные кредиты и дотации.

    Что такое межбюджетные трансферты – определение и понятие

    Можно утверждать, что межбюджетные трансферты являются важнейшей частью бюджетной системы, поскольку ежегодно у вышестоящих органов власти возникает потребность в утверждении отчислений в нижестоящие бюджеты для сбалансированности их доходов и расходов.

    Предоставляются территориальным единицам (субъектам РФ) на безвозмездной основе для компенсации расходов местных фондов, или иными словами, для софинансирования затратных обязательств для выполнения задач, определенных законодательством РФ и ее субъектов.

    Природные ресурсы принадлежат всем гражданам.

    Это предопределяет необходимость перераспределения в интересах государства в целом ренты, которую приносят эти ресурсы.

    Кроме того, в одних регионах промышленность исторически развивалась быстрее, чем в других.

    Согласно международной терминологии: Бюджетная дотация – несвязанный, общий, безусловный, генеральный трансферт. Бюджетная субвенция – связан, специальный, условный трансферт, который предоставляется при определенном участии в финансировании со стороны получателя.

    Изучаем Экономику и Бухучет

    Советские ученые и практики высказывались против использования дотаций, считали их вредящими.

    Теперь считается, что не развитость механизма предоставления дотаций местным бюджетам на соответствующем этапе их развития вызвали значительное снижение эффективности бюджетного регулирования в целом.

    Бюджетный кодекс Украины изменил концептуальные подходы к классификации трансфертов. В первую

    Межбюджетные трансферты и их формы

    Субвенции – это межбюджетные трансферты, которые переходят из одного бюджета в другой либо на нужды юридического лица.

    Характерной особенностью этой формы является безвозвратная и безвозмездная основа, а также строго целевое расходование средств.

    Дотациями являются средства, которые предоставляются в бюджеты других уровней на безвозмездной основе, не требующей возврата в дальнейшем, кроме того, отсутствует необходимость целевого использования.

    Межбюджетные отношения

    другие обладают важным стратегическим положением, определяющим их значение в государстве. Природные ресурсы принадлежат всем гражданам.

    Это предопределяет необходимость перераспределения в интересах государства в целом ренты.

    которую приносят эти ресурсы.

    Кроме того, в одних регионах промышленность исторически развивалась быстрее, чем в других. В условиях экономического кризиса 1992-1998 гг.

    Межбюджетные трансферты: понятие, виды межбюджетных трансфертов, назначение, формы, условия предоставления

    Таким образом, различные виды межбюджетных трансфертов в местные бюджеты позволяют ликвидировать социальную напряженность, связанную с экономическими спадами.

    Возмещение бюджетов менее развитых регионов средств, потраченных на выполнение задач общегосударственного значения. Таким образом, они не позволяют диспропорциям увеличиваться во время осуществления масштабных проектов.

    Устранение недостатков системы взимания налогов.

    Источник: http://myeconomist.ru/bjudzhetnye-transferty-ehto-19287/

    Что такое межбюджетные трансферты – определение и понятие – Юридический справочник бизнеса

    Межбюджетные трансферты: понятие, виды межбюджетных трансфертов, назначение, формы, условия предоставления

    В каждой стране есть территории с различным уровнем развития – как менее, так и более развитые. Для того чтобы обеспечить их равномерность, используются разные виды межбюджетных трансфертов.

    В федеративных странах, к которым относится Россия, эффективная компенсация неравномерного развития регионов обеспечивается за счет системы управления, которая включает в себя не только центральные и местные органы власти, но и промежуточные звенья управления, осуществляющие полномочия в пределах конкретных субъектов федерации.

    Таким образом, межбюджетные трансферты являются действенным инструментом перераспределения финансовых ресурсов между всеми регионами государства для обеспечения равномерного развития его территорий.

    Функции межбюджетных трансфертов

    Межбюджетные трансферты бывают нескольких видов.

    Но все они используются для достижения следующих целей:

    • для устранения диспропорций между районами страны и ликвидации социальной напряженности, связанной с временными финансовыми спадами;
    • для возмещения бюджетов регионов, развитых меньше, и компенсации денежных средств, направленных на обеспечение выполнения задач общегосударственного значения;
    • для устранения недостатков системы налогообложения.

    Можно утверждать, что межбюджетные трансферты являются важнейшей частью бюджетной системы, поскольку ежегодно у вышестоящих органов власти возникает потребность в утверждении отчислений в нижестоящие бюджеты для сбалансированности их доходов и расходов.

    Формы межбюджетных трансфертов

    Порядок распределения финансовых ресурсов между регионами и основные виды трансфертов закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Согласно этому документу, основными формами трансфертов являются субсидии, дотации, субвенции и иные межбюджетные трансферты.

    Субсидии

    Предоставляются территориальным единицам (субъектам РФ) на безвозмездной основе для компенсации расходов местных фондов, или иными словами, для софинансирования затратных обязательств для выполнения задач, определенных законодательством РФ и ее субъектов. К примеру, субсидии могут выдаваться на развитие социальной инфраструктуры регионов.

    Субсидии могут выделяться из Федерального фонда софинансирования расходов или из резервных фондов правительства России.

    Дотации

    Предоставляются на безвозмездной основе (не требующей возврата), при этом их назначение заранее не определено.

    Дотации, полученные субъектом РФ, могут быть использованы им по собственному усмотрению.

    Дотации выделяются из Федерального фонда финансовой поддержки, который формируется исходя из наименьшего уровня обеспеченности финансовыми ресурсами регионов РФ. Сумма выделяемых дотаций рассчитывается и утверждается отдельно на каждый финансовый год. Эти средства позволяют уменьшать диспропорции в развитии регионов России.

    Субвенции

    Предоставляются бюджетам субъектов РФ для восполнения расходов, которые связаны с исполнением муниципальными образованиями функций центрального аппарата. Выделяются из Федерального фонда компенсаций. Распределение средств из данного фонда осуществляется на основании требований нормативно-правовых актов.

    Субвенции, как и субсидии с дотациями, предоставляются на безвозмездной основе.

    При этом субвенции и субсидии имеют целевой характер и отличаются лишь по объему финансирования (субвенции компенсируют целевые расходы, а субсидии – только их некоторую часть).

    Иные межбюджетные трансферты

    К иным межбюджетным трансфертам относится особая группа финансовых ресурсов, появившаяся в новом Бюджетном кодексе РФ (ранее такая форма перераспределения бюджетных средств не предусматривалась законодательством). Иные межбюджетные трансферты являются безвозмездными и безвозвратными. К ним относятся, к примеру, трансферты различным закрытым административно-территориальным единицам.

    Все перечисленные виды трансфертов могут выделяться из федерального бюджета, местных бюджетов, бюджетов субъектов РФ, а также из внебюджетных фондов (к примеру, из Фонда обязательного медицинского страхования).

    Из федерального бюджета трансферты могут предоставляться в таких формах:

    • в форме дотаций, предоставляемых на выравнивание обеспеченности бюджетов территориальных единиц высшего уровня (субъектов РФ);
    • в форме субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов РФ;
    • в форме субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ;
    • в форме иных межбюджетных трансфертов, которые направляются бюджетам субъектов РФ;
    • в форме межбюджетных трансфертов, которые перечисляются бюджетам внебюджетных государственных фондов.

    Трансферты из бюджетов субъектов РФ

    Межбюджетные трансферты, которые перечисляются из бюджетов субъектов РФ, могут выражаться в определенных формах.

    Межбюджетные трансферты могут выражаться:

    • в форме дотаций, направляемых на выравнивание обеспеченности бюджетов населенных пунктов и дотаций на выравнивание обеспеченности бюджетов районов или округов;
    • в форме субсидий, предоставляемых местным бюджетам;
    • в форме субвенций, направляемых местным бюджетам и бюджетам АО, входящих в состав областей (либо краев), для осуществления полномочий органов госвласти субъектов РФ;
    • в форме субсидий, направляемых федеральному бюджету из бюджетов субъектов России;
    • в форме иных межбюджетных трансфертов, которые предоставляются различным бюджетам финансовой системы РФ.

    Трансферты из бюджетов местных органов власти предоставляются в таких формах:

    • в форме дотаций, перечисляемых из бюджетов муниципальных районов, которые предоставляются на выравнивание обеспеченности бюджетов населенных пунктов;
    • в форме субсидий, перечисляемых из бюджетов населенных пунктов в бюджеты муниципальных районов для решения вопросов местной значимости межмуниципального характера;
    • в форме субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов РФ для образования региональных фондов финансовой поддержки населенных пунктов и муниципальных районов;
    • в форме иных межбюджетных трансфертов.

    Межбюджетные трансферты из Фонда ОМС предоставляются в таких формах:

    • в форме субвенций, перечисляемых бюджетам территориальных фондов ОМС;
    • в форме иных трансфертов бюджетам различных территориальных фондов ОМС.

    Условия предоставления

    В законодательстве Российской Федерации определен порядок выделения межбюджетных трансфертов. В частности, условия предоставления каждого вида трансфертов прописаны в Бюджетном кодексе РФ. Данными условиями установлен ряд ограничений.

    Основными условиями являются следующие:

    • субъект не может принимать на себя новые затратные обязательства в том случае, если 20% его бюджета приходится на трансферты;
    • в случае получения дополнительных финансовых ресурсов регион-получатель должен тщательно соблюдать финансовую дисциплину;
    • Счетная палата России и Федеральная служба бюджетного надзора могут в любое время осуществить проверку субъекта, получившего трансферты;
    • трансферты из бюджетов территориальных единиц РФ предоставляются исключительно при соблюдении органами местной власти законодательства РФ;
    • при предоставлении трансфертов из бюджетов субъектов РФ у потенциальных получателей должны отсутствовать просроченные долги;
    • законодательством субъектов РФ могут быть установлены дополнительные условия для предоставления и получения трансфертов.

    Источник: http://bizjurist.com/likbez/mezhbyudzhetnye-transferty.html

    Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления

    Межбюджетные трансферты: понятие, виды межбюджетных трансфертов, назначение, формы, условия предоставления

    Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов определены в гл. 16 (“Межбюджетные трансферты”)  БК РФ.

    В соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

    Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации:

    1. Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (направлены на на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ).

    2. Субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
    3. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
    4. Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.
    5. Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ.

    На основании гл. 16 можно выделить следующие межбюджетные трансферты:

    1. из федерального бюджета;
    2. из бюджетов субъектов Российской Федерации;
    3. из местных бюджетов;
    4. из внебюджетных фондов (в частности, Федерального фонда обязательного медицинского страхования).

    Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации

    Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

    • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
    • субсидий местным бюджетам;
    • субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;
    • иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

    Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.

    Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов

    Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

    • дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
    • субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
    • субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
    • иных межбюджетных трансфертов.

    Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета ФОМС

    Межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предоставляются в форме:

    • субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
    • иных межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

    Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов

    Межбюджетные трансферты предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами государственной власти бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

    Более подробно условия предоставления отражены в ст. 130, 136, 142 БК РФ.

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2021 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2021 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2021 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2021 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

    Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2021 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

    Согласно Федеральному закону от 28.11.2021 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2021 года).

    Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/mezhbiudzhetnie-transferti-ponyatie-formi-usloviya-predostavleniya

    Особенности межбюджетных трансфертов

    Межбюджетные трансферты: понятие, виды межбюджетных трансфертов, назначение, формы, условия предоставления

    Одной из ключевых характеристик статистики бюджета являются межбюджетные трансферты (далее МТ). На их долю приходится большая часть совокупных расходов федерального бюджета (более трети).

    Необходимость межбюджетных отношений для органов власти разных уровней возникает в связи с разным экономическим развитием отдельных территорий.

    Природные ресурсы и иные факторы, расположенные неравномерно, принадлежат всем гражданам страны. Поэтому при несбалансированности бюджетов возникает необходимость в МТ.

    • Что это такое
    • Функции МТ
    • Виды МТ
    • Безусловные трансферты
    • Обусловленные трансферты
    • Формы и условия предоставления
    • Заключение

    Что это такое

    Дорогие читатели!

    Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,

    как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

    8 (499) 703-15-47 — Москва
    8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург

    или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

    Все консультации у юристов бесплатны.

    Межбюджетные трансферты (далее МТ) — это инструмент поддержания общего межбюджетного баланса внутри страны путём передачи средств из резерва одного бюджета другому.

    Функции МТ

    МТ важны для бюджетного регулирования по причине выполнения ими ряда характерных функций:

    1. Поддержка бюджетов нижних уровней в выполнении общенациональных задач при недостатке их собственных финансовых поступлений.
    2. Регулирование межбюджетных диспропорций в сфере решения социально значимых вопросов по причине региональных спадов в экономике.
    3. Стимуляция налоговых отчислений местных властей.

    Уровни развития систем регионов (экономический, социальный), их финансовых потенциалов сильно разнятся. Это вызывает необходимость выравнивания их бюджетов. Правительственные группы разных уровней не всегда быстро достигают согласия в таких вопросах, провоцируя своеобразные торги.

    Доводы федерального центра: следует жёстче контролировать использование МТ. Доводы местных представителей: в центре плохо понимают местные приоритеты, у нас мало свободы.

    Поэтому технологии выделения и получения МТ должны быть стабильными.

    С этой целью следует учитывать принципы:

    1. Государственные пакеты услуг местного значения обязаны обеспечивать местные органы власти.
    2. Услуги, предоставляющиеся нескольким территориальным образованиям, обеспечиваются областным уровнем.
    3. Услуги в масштабах страны предоставляются властями федерального значения.

    При дефиците федеральных средств, объёмы трансфертов, соответственно, сокращаются. Субъекты Федерации в результате также испытывают нехватку средств.

    Виды МТ

    МТ бывают двух видов: безусловные и обусловленные.

    Безусловные трансферты

    Это финансовые отчисления в бюджеты-получатели для реализации их по собственным планам. Направлены они, как правило, на повышение жизненного уровня населения, обеспечение конституционных гарантий.

    Обусловленные трансферты

    Обусловленными являются МТ, ограниченные определёнными условиями:

    • соответствие финансируемых проектов интересам национального значения (например, при дорожно-ремонтных работах, в сфере экологической безопасности);
    • невозможность реализации данных проектов в рамках своего бюджета, без МТ.

    Стоит отметить: общими признаками всех обусловленных трансфертов считается финансовая ответственность и отчётность.

    Трансферты представлены несколькими формами: субсидиями, субвенциями, дотациями и др.

    Формы и условия предоставления

    Дотации – это безвозмездные нецелевые МТ, не требующие возврата, без указания условий и регламентации направлений применения. Предоставляются в случае недостаточности собственных доходов в бюджет. Объём их определяется бюджетными нормативами;

    Субсидии – безвозмездные целевые МТ, направляемые в субъекты для софинансирования расходов страны, субъектов РФ и органов местного самоуправления;

    Субвенции – безвозмездные целевые МТ, выделяемые субъектам РФ из фонда федерального бюджета. Их целью является обеспечение целевых расходов с учётом налогового законодательства. Целевое назначение определяется государством.

    Кредит бюджетный – предоставление требуемого финансирования другому бюджету с обязательством возврата.

    Следует учесть: идеальной модели принципов распределения МТ не существует. Как правило, чьи-либо интересы оказываются ущемлёнными.

    Основными направлениями трансфертной политики считаются:

    • снижение зависимости субъектов от федерального центра;
    • повышение региональных бюджетных потенциалов;
    • реализация максимальной бюджетной сбалансированности.

    Заключение

    МТ — важное средство поддержки регионов из федерального бюджета. Принцип сбалансированности ценен для всей бюджетной системы страны. Финансовая помощь посредством МТ вносит существенный вклад в устранение бюджетного дефицита.

    Смотрите видео, в котором специалист разъясняет, что такое межбюджетные трансферты и их виды:

    Внимание!

    В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите вопрос в форме ниже:

    Источник: https://sovetnik.guru/finansovoe-pravo/mezhbyudzhetnye-transferty.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.