+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Меры нетарифного регулирования и их методы

Меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Классификация нетарифных мер

Меры нетарифного регулирования и их методы

Каждое государство стремится развивать национальную промышленность. Но как это лучше сделать? Спор между сторонниками протекционизма и свободной торговли не прекращается уже многие столетия.

В различные временные периоды ведущие государства склонялись в ту или иную сторону. Существует два способа контроля экспортно-импортных потоков: таможенные пошлины и меры нетарифного регулирования.

О последних и пойдет речь в статье.

Классификация нетарифных мер

Национальная торговая политика может быть протекционистской, умеренной или открытой (свободной). Такое разделение на группы является достаточно относительным, однако значительно помогает в анализе.

Для определения жесткости торговой политики учитываются не только пошлины и квоты, но и меры нетарифного регулирования, которые введены страной. Причем именно последние гораздо сложнее заметить и оценить, поэтому они так и популярны сегодня.

Выделяют следующие меры нетарифного регулирования:

  1. Количественные. К этой группе относят вотирование (контингентирование) импорта, лицензирование входящих и исходящих товарных потоков и так называемые «добровольные» ограничения экспорта.
  2. Скрытые меры нетарифного регулирования. К этой группе относят государственные закупки, предъявление требований о содержании местных компонентов, введение технических барьеров, налогов и сборов. Скрытые меры нетарифного регулирования направлены на регулирование импорта.
  3. Финансовые. К этой группе относят субсидирование, кредитование национальных производителей и демпинг. Финансовые методы служат для регулирования экспорта.

На этом заканчиваются экономические меры нетарифного регулирования. Отдельно нужно выделить правовые инструменты, которые тесно связаны с международной торговлей.

Измерение нетарифных методов

Количественные, скрытые и финансовые ограничения слабо поддаются оценке, поэтому они зачастую плохо отображены в статистических данных. Однако для измерения нетарифных методов обычно используют несколько индексов. Среди наиболее известных:

  • Индекс частотности. Он показывает то, какая часть товарных позиций покрыта нетарифными мерами. Плюсом данного показателя является возможность оценки с помощью него уровня ограничений. Однако он не позволят измерить относительную важность применяемых мер и их влияние на экономику.
  • Индекс покрытия торговли. Данный показатель характеризует стоимостную долю экспорта и импорта, на которую распространяются нетарифные ограничения. Его минусом является то, что он обычно недооценивает влияние интенсивных нетарифных барьеров.
  • Индекс воздействия на цены. Данный показатель показывает, как введенные нетарифные меры воздействуют на экономику. Он характеризует соотношение мировой и внутренней цены на товары. Минусом данного индекса является то, что не учитывает тот факт, что на рыночную стоимость влияет не только введение нетарифных мер, но и множество других факторов.

Самые распространенные методы

Прямые количественные ограничения являются административной формой нетарифного регулирования государством торговых потоков, определяющей количество товаров, разрешенных к экспорту или же импорту.

Нужно понимать, что введенная квота становится ограничением только тогда, когда она достигнута. Тариф же действует всегда. Зачастую правительства отдают предпочтение именно квотам.

Это связано с тем, что гораздо проще сразу установить пороговый объем, чем вычислять, какой тариф приведет к экспорту или импорту данного необходимого количества товаров.

Количественные ограничения могут вводиться как по решению правительства одной страны, так и на основе международных соглашений, которые регулируют торговлю определенными продуктами. К ним относят квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Квотирование

Методы из первой подгруппы используются наиболее часто. Квота и контингент – это синонимичные понятия. Разница состоит лишь в том, что второе носит оттенок сезонности.

Квота представляет собой количественную нетарифную меру, предполагающую ограничение импорта или экспорта определенным объемом (суммой). Она накладывается на определенны промежуток времени. По направленности квоты бывают экспортными и импортными.

Первые обычно вводятся в соответствии с международными соглашениями или при дефиците на внутреннем рынке. Импортные направлены на защиту национального производителя и поддержания положительного торгового баланса. По охвату выделяют глобальные и индивидуальные квоты.

Первые накладываются на экспорт или импорт определенного товара, причем его происхождение не учитывается. Индивидуальные квоты накладываются в рамках глобальных и конкретизируют страну.

Лицензирование

Этот вид количественных ограничений тесно связан с квотированием. Лицензирование предполагает выдачу правительством специальных разрешительных документов на экспорт или импорт определенного количества товаров. Эта процедура может выполняться как отдельно, так и в рамках квотирования. Выделяют несколько видов лицензий:

  • Разовая. Она предполагает разрешение на одну сделку, которое действует не более года.
  • Генеральная лицензия. Это разрешение без количества сделок, но которое действует не более года.
  • Автоматическая лицензия. Она выдает незамедлительно, причем заявка не может быть отклонена государственными органами.

«Добровольные» ограничения экспортных потоков

У крупных государств есть множество рычагов давления на более слабые страны. «Добровольное» ограничение экспорта – один из них. Слабая страна вводит его себе во вред, фактически защищая национального производителя крупного государства. Его действие похоже на квотирование импорта. Разница заключается в том, что одно государство навязывает ограничение другому.

Скрытые методы протекционизма

Существует огромное количество мер, которые можно отнести к данной группе. В их числе выделяют:

  • Технические барьеры. Они представляют собой административные правила и нормы, которые построены так, чтобы препятствовать ввозу зарубежных товаров.
  • Налоги и сборы на внутреннем рынке. Они направлены на увеличение цены иностранного товара для того, чтобы снизить его конкурентоспособность.
  • Политика государственных закупок. Этот вид скрытых механизмов нетарифного регулирования предполагает установления обязательств по приобретению определенных товаров, изготовленных на национальном рынке.
  • Требования о содержании местных компонентов. Они предполагают установление доли конечного продукта для продажи на внутреннем рынке страны, которая должна быть изготовлена национальными производителями.

Данная группа методов направлена на увеличения экспорта. Финансовые механизмы помогают в понижении цены товара, что повышает его конкурентоспособность на мировом рынке. В ответ на них вводят специальные антидемпинговые и компенсационные таможенные пошлины. Выделяют следующие финансовые методы:

  • Субсидирование.
  • Кредитование.
  • Демпинг.

Последний вид предполагает снижение экспортных цен за счет ресурсов фирм с целью продвижения товаров на зарубежный рынок. Для борьбы с такой нетарифной политикой используются антидемпинговые меры. Они представляют собой временный сбор, который направлен на покрытие разницы между заниженной ценой и нормальной. Антидемпинговые меры нейтрализуют негативные последствия нечестной конкуренции.

Источник: http://fb.ru/article/282324/meryi-netarifnogo-regulirovaniya-vneshnetorgovoy-deyatelnosti-klassifikatsiya-netarifnyih-mer

Меры нетарифного регулирования

Меры нетарифного регулирования и их методы

Под мерами нетарифного регулирования понимается система методов, применяемых государством для регулирования внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к тарифным инструментам.

Несмотря на то, что таможенные тарифы продолжают оставаться ключевым инструментом, их роль ослабевает.

Нетарифные меры являются менее открытыми, поэтому дают правительству больше возможностей для произвольных действий.

Для чего вводятся нетарифные меры?

Возможность интеграции нетарифных мер предусмотрена рядом международных соглашений, если существует необходимость в:

  • Ограничении импорта или экспорта того или иного товара, способного нанести вред здоровью граждан или окружающей среде.
  • Ограничении импорта для поддержки товаров отечественного производителя.
  • Защите культурных ценностей государства, а также общепринятой морали.
  • Обеспечении внутренней безопасности.
  • Введении антидемпинговых мер (импортируемый товар имеет гораздо более низкую рыночную стоимость, что грозит подорвать конкуренцию и вылиться в отраслевую монополию).

Меры прямого ограничения

Меры прямого ограничения включают в себя:

  • Квотирование. Установление квот – это самая распространенная из нетарифных мер регулирования. Под квотой понимается ограничение в стоимостном или количественном измерении ввозимого и вывозимого из страны товара. В России используется такая мера – квота устанавливается каждый год Правительством РФ.

Существует несколько видов квот:

– Глобальная. Применяется в 60% случаев. Лимитирует размер импорта за определенный период, при этом по странам-импортерами квота не разбивается.

– Индивидуальная. Эта квота предусматривает ограничение для конкретного товара или конкретного импортера. Как правило, индивидуальные квоты имеют договорной характер и являются двусторонними.

– Сезонные. Предусматривают лимит импорта в определенное время года. Объектом сезонных квот чаще всего является сельскохозяйственная продукция.

– Тарифные. При такой квоте определенный объем продукции можно ввести беспошлинно или с минимальным сбором – к товарам сверх установленного объема применяется стандартный тариф.

Квотирование имеет свои преимущества и недостатки. К плюсам квотирования можно отнести поддержку, оказываемую местным предприятиям путем распределения квот, а к минусам – способствование образованию монополии в отрасли.

  • Лицензирование – это регулирование количества ввозимого и вывозимого товара с помощью специальных разрешений, выдаваемых компетентными государственными органами – лицензий. Отсутствие лицензии – основание для запрета ввоза продукции. Встречаются лицензии 3 видов:

– Разовая, период действия которой не превышает год. Такая лицензия выдается для осуществления конкретной внешнеторговой сделки.

– Генеральная предоставляется импортеру на каждый вид ввозимого товара. Срок действия этой лицензии – тоже год.

– Исключительная – дает владельцу исключительное право на импорт. Срок действия этой лицензии не устанавливается законом и определяется в индивидуальном порядке.

Специальные меры нетарифного регулирования

К группе специальных мер нетарифного регулирования причисляются:

  • Специальные пошлины. Применение специальных пошлин обусловлено угрозой нанесения ущерба отрасли в случае импорта или экспорта того или иного товара. Специальные пошлины вводятся только после расследования компетентными органами. Срок меры устанавливается государством (до полного устранения ущерба), однако, не может превышать 4 лет.
  • Антидемпинговые пошлины. Если ввозимый товар создает угрозу отрасли из-за слишком низкой цены, он облагается дополнительной пошлиной. Срок антидемпинговых пошлин ограничен 5 годами.
  • Компенсационные пошлины. Если производитель субсидируется государством, то к экспортируемой им продукции импортером применяются компенсационные пошлины, призванные нейтрализовать субсидии, чтобы уравнять экспортеров в правах. Срок введения таких пошлин – максимум 5 лет.

Административные меры

К административным мерам нетарифного регулирования относятся:

  • Импортные налоги. Этот вид сборов нельзя путать с импортными пошлинами. К таким сборам причисляются, например, пограничный налог (уплачиваемый при пересечении товаром границы), портовые и статистические сборы. Одной из специфических форм импортного налога считается импортный депозит – согласно этой мере, импортер, прежде чем ввезти продукцию, должен положить на счет уполномоченного банка определенную сумму, устанавливаемую в зависимости от стоимости поставки.
  • Сертификация. Сертификат выдается товару только в том случае, если он соответствует всем техническим, санитарным и экологическим требованиям, установленным на территории страны-импортера. Если сертификата нет, поставку просто не пропустят.
  • Предотгрузочная инспекция. Для того чтобы обезопасить себя от риска искажений экспортером данных о ввозимом на территорию страны товаре (в первую очередь о стоимости), государство имеет право проводить предотгрузочную инспекцию. При ее успешном прохождении экспортеру выдается сертификат.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/11746-mery-netarifnogo-regulirovaniya

Зачем нужны нетарифные меры?
 

Члены ВТО (организации, в которую входит 161 государство, в том числе Казахстан) не могут просто так без особых причин вводить какие-либо государственные протекционистские меры в международной торговле. Однако в отдельных случаях международные договора подразумевают определенное регулирование со стороны государственных институтов. Это регулирование как раз производится с помощью нетарифных методов.

Какие могут быть причины использования нетарифных методов регулирования ВЭД? К примеру, импортный товар стоит значительно дешевле отечественных аналогов и грозит нанести вред отдельно взятой отрасли, нарушив конкуренцию на внутреннем рынке. Или экспорт/импорт какого-либо товара может навредить безопасности страны. Также в случае угрозы культурным ценностям нетарифные меры регулирования можно применять без оглядки на общепринятые правила свободной торговли.

В рамках Таможенного Союза ЕАЭС, в состав которого входит Республика Казахстан, допускается нетарифное регулирование. Данное понятие предполагает комплекс ограничений внешнеэкономической торговли. Включает в себя ряд мер.

Какими могут быть меры нетарифного регулирования?
 

Нетарифные методы регулирования, которые применяют различные государства, можно подразделить на 3 основные группы:

  • прямые ограничения;
  • специальные нетарифные методы;
  • административные методы.

Рассмотрим каждую группу подробнее.
 

Прямые ограничения:
 

К мерам первой группы относятся лицензирование и квотирование.

Лицензирование подразумевает выдачу государством разрешительных документов (лицензий) на экспорт и импорт отдельных видов товаров, которым необходимо регулирование.

Лицензии могут быть разовыми, генеральными и исключительными.

Без наличия государственной лицензии экспорт или импорт регулируемой продукции невозможен.

Квотирование – не менее популярный инструмент нетарифного регулирования. Позволяет вводить количественные и стоимостные ограничения как для ввозимых, так и для вывозимых товаров.

Квотирование бывает индивидуальным, глобальным, сезонным и тарифным.

Как правило, квотирование применяется в качестве временной меры, для регулирования внешнеэкономической деятельности на определенный период.

Специальные нетарифные методы:
 

В эту категорию входят различные пошлины (специальные, антидемпинговые, компенсационные), а также импортные квоты.

  • Антидемпинговые пошлины применяются государством в случае угрозы одной из отраслей из-за чрезмерно низкой цены импортного товара.
  • Компенсационные пошлины позволяют нивелировать преимущество иностранных компаний-экспортеров, получающих поддержку от своего государства.
  • Специальные пошлины используются при риске ущерба экономической отрасли и вводятся только в исключительных случаях после государственного расследования.

Импортные квоты – ограничения ввоза тех или иных категорий товаров в страну. Регулирует либо объем, либо стоимость товара.
 

Административные и другие методы:
 

К ним относятся такие меры, как налоги и сборы на импортируемые товары, сертификация и некоторые другие методы регулирования.

Помимо этого, к мерам нетарифного регулирования относят методы, не входящие в перечисленные категории – поддержка экспорта, валютные контроль и ограничения, управление курсом валюты.

Далеко не каждому бизнесмену удается легко разобраться в тонкостях всех этих регулирующих методов. Но с помощью хороших консультантов вести успешную внешнеэкономическую деятельность совсем несложно. Компания «АГАПАС» – Ваш надежный компас в мире ВЭД.

Наши специалисты в курсе всех особенностей таможенного законодательства Казахстана. Мы поможем вам на всех этапах проведения сделки. Информацию о ценах и условиях сотрудничества можно уточнить по телефону: +7 717 272-74-65. Также вы можете оставить заявку с помощью формы, расположенной ниже – и мы вам перезвоним!

Источник: http://agapas.kz/information/mery-netarifnogo-regulirovaniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.