+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Летний сад в Санкт-Петербурге: скульптуры и фонтаны

Содержание

Летний сад в Санкт-Петербурге | История, фото, как добраться

Летний сад в Санкт-Петербурге: скульптуры и фонтаны

«Петра творенье» – это символичное название города на Неве можно с полным правом адресовать Летнему саду в Санкт-Петербурге.

Ажурная кованая решетка с позолотой, установленная со стороны Невы в 1784 году, была выполнена тульскими мастерами кузнецкого дела, став одним из символов города.

Дата его основания – 1704 год, показывает, что он почти ровесник Северной столицы. Одного этого будет достаточно, чтобы посвятить время прогулке по Летнему саду.

Некогда закрытая для простой публики зона великосветского променада, с 1917 года была лишена «императорского» статуса. Сегодня городской парк открыт для свободного посещения. Время работы Летнего сада – с 10.00 до 21.30 ежедневно, каждый вторник парк закрыт — здесь выходной день.

Как добраться до Летнего сада

Добраться до старейшего городского парка удобнее всего от станции метро «Гостиный двор», затем минут 15 неспешным шагом по Садовой улице в сторону Невы.

Непродолжительная прогулка по историческому центру Санкт-Петербурга приведет к Карпиеву пруду, он находится в глубине сада. Центральный вход, украшенный красивой оградой с позолотой, расположен со стороны Невы.

Впрочем, давайте познакомимся с этим атмосферным местом подробнее, прогуляемся по аллеям и узнаем историю старейшего парка Санкт-Петербурга.

Знатоками паркового искусства принято выделять разные периоды в истории становления Летнего сада, с момента его возникновения до наших дней. Мы остановимся только на некоторых из них, помогающих понять богатую его культуру в том варианте, как он сейчас доступен для посетителей.

Рождение Летнего сада

Шесть лет потребовалось первому устроителю парка Угрюмову Ивану Матвеевичу, чтобы воплотить замысел Петра Великого. За этот период, с 1704 по 1706 годы была осуществлена изначальная планировка, проведено осушение болотистой местности, укреплены почвы, оформлена парковая зона, высажены летние сорта цветов.

С 1709 года, уже после смерти Угрюмова, началось активное освоение территории. Построены фонтаны и Летний дворец. Это было место для увеселительных прогулок знати, попасть на балы, фейерверки и ассамблеи могли лишь лица по персональному приглашению Петра I.

Все идеи Петра Великого оказали большое значение на последующий облик города и общую городскую культуру благодаря необыкновенному синтезу утилитаризма и аристократизма, отличающих все его начинания. Это можно наблюдать и в истории становления Летнего сада.

Не только развлечения для знати было петровской идеей создания сада. Петр I пытался повлиять на приобщение к общеевропейской культуре представителей знати. Для этой цели был создан, например, Лабиринт Эзоповых басен. Позже он стал жертвой стихии, наводнений в 1777 и в 1824 годах, которые фактически уничтожили большую часть парковой культуры.

Как свидетельство замысла Петра I, в саду в XIX веке будет установлена бронзовая скульптура Ивана Андреевича Крылова, первая из посвященных русским литераторам от поклонников таланта. Она логично заменила скульптуру Эзопа, воплощая собой идею заботы о развитии культуры соотечественников.

Скульптуры

Идея приобщения знати к мировому искусству нашла свое выражение и в скульптуре Летнего сада. По мнению специалистов, их условно можно подразделить на несколько подгрупп: имеющих историческое значение, аллегорического типа и наделенных мифологической тематикой.

Наиболее известные из них: статуя Венеры. Сегодня она, как и большинство ценных исторических экспонатов находится в музейных залах Санкт-Петербурга. К этой группе можно отнести и скульптурные изображения исторических деятелей – римского императора Марка Аврелия, выдающегося полководца Александра Македонского.

Аллегорический ряд был заложен еще эзоповской серией скульптур. В этой коллекции были собраны работы итальянских мастеров XVII-XVIII века, среди которых «Милосердие» (П.Баратта), «Аллегория красоты» (Дж. Зорзони) и многие другие. Единственная композиция из этой серии «Мир и Победа» остается оригинальной композицией в Летнем саду в наше время.

Мраморные скульптуры в условиях питерского климата по оценке специалистов могут сохраняться не более 100 лет. По факту некоторые из них, благодаря стараниям реставраторов, простояли на пьедестале по 300 лет.

Стихийные бедствия и человеческий вандализм сыграли не последнюю роль в истории оригинальных скульптур, которых в конце XVIII века насчитывалось более 200.

Сейчас все сохранившиеся культурные памятники бережно хранятся в специальных режимах сохранения в музейных залах, в Летнем саду установлены их копии, выполненные по оригинальной технологии.

Сейчас осталось 92 скульптурных памятника, украшающих аллеи сада. Принципиально не выполняются копии шедевров по заказам частных лиц.

Фонтаны Летнего сада

Фонтаны в истории парковой культуры – это отдельная тема. Большинство из них установлены на Главной аллее: Фонтан на Царицыной площадке, Гербовый фонтан, Пирамида.

Самый эффектный, Коронный фонтан расположен в парадном партере. Это немного правее от входа, между Школьной и Лебяжьей аллеями.

Он выделяется некоторой помпезностью и великолепно смотрится в оформлении отдельной зеленой площадки вокруг него.

Прогулка по аллеям с фонтанами вдохновит даже далеких от искусства людей. В отличие от именитых Версальских аналогов, фонтаны Летнего сада работают целый день, завораживая шумом льющейся воды и единством композиции с парковым окружением.

Люблю тебя, Петра творенье!

То, о чем рассказано выше – лишь штрихи к богатому современному портрету Летнего сада. Он вмещает в себя намного больше истории, чем это дано для восприятия посетителя. Каждый из боскетов парка – отдельная тема для погружения в дух прошлого:

  • Боскет «Птичий двор» — дань царской утехе. Подобные современной голубятне птичьи дворы и мини зверинцы были обязательной атрибутикой европейских дворцовых резиденций.
  • Боскет «Менажерийный пруд». В переводе с французского это значит «зверинец», это место использовалось как питомник для водоплавающих.
  • Боскет «Французский партер» — здесь установлен памятник Крылову, в память о мастерстве слова и эзоповской теме, обозначенной еще Петром I.

Даже зеленые штакетники, установленные для воссоздания паркового ландшафта, аутентичного петровской эпохе, не нарушают гармоничного единства Летнего сада. Они лишь подчеркивают заботу о сохранении и преемственности идеи Петра Первого о важности окружающей атмосферы для формирования городской культуры.

Бережно отреставрированная Ваза Эльфдаленксого Порфира, что установлена за Карпиевым прудом, служит символом единства. Единства эпох, объединенных идеей бережного отношения к истокам национальной культуры.

Стоит однажды прийти сюда вместе с детьми, чтобы был повод поговорить с ними о главном в жизни, о том, что не поддается даже разрушающей стихии и наводнениям. О ценности искусства и духовном богатстве нации.

Источник: https://turisticum.ru/2021/letniy-sad.html

Летний сад в Санкт-Петербурге: возвращение в XVIII век

Летний сад в Санкт-Петербурге: скульптуры и фонтаны

Во время своей поездки в Санкт-Петербург летом 2012 года я посетила Летний сад, впервые после широкомасштабной реконструкции. Я была там много раз раньше, но сейчас бродила по нему, одновременно узнавая и не узнавая его. И сегодня предлагаю вам прогуляться по аллеям Летнего сада и полюбоваться его «садовыми затеями».

♦ По теме: Подборка экскурсий по Санкт-Петербургу, дворцовым пригородам и Ленинградской области

Фонтан «Гербовый» на Центральной аллее

аллея

История Летнего сада в Санкт-Петербурге

Летний сад в Санкт-Петербурге был заложен по приказу Петра Великого в 1704 году в качестве летней царской резиденции. Прежде здесь располагалась мыза шведского майора Эриха Берндта фон Коноу.

Первоначальные работы по обустройству Летнего сада были поручены бомбардиру Ивану Матвеевичу Угрюмову (Ивану Матвееву,  ум. в 1707 году).

Под руководством Петра I и Угрюмова была осушена территория, для чего был прорыт мелиоративный канал, распланирован сад, посажены деревья и сооружены первые фонтаны.  В 1704 году был устроен гаванец, куда заходили мелкие суда.

В 1705 году его стены были обложены каменными плитами и, таким образом, он стал первой мощеной набережной Санкт-Петербурга.

После смерти Угрюмова в 1707 году работы были поручены А.В.Кикину (1670-1718). В 1709 году был построен деревянный Летний дворец. В Летнем саду устраивались балы, ассамблеи и фейерверки. Попасть в сад можно было только по личному приглашению царя.

В 1711-1719 годах была прорыта Лебяжья канавка (Лебяжий канал) длиной 648 м. Своим названием она обязана лебедям, поселившимся здесь. В 1710-1714 годах по проекту архитектора Доменико Трезини (ок.1670-1734) был построен Летний дворец, где с 1712 по 1725 года в теплое время года жил Петр I (в холодные месяцы Петр жил в Зимнем дворце).

В 1712 году был приглашен голландский садовник Ян Роозен, проработавший здесь до 1726 года. Его стараниями Летний сад приобрел черты голландских регулярных садов. В 1713-1725 годах по проекту архитектора А.Шлютера был возведен павильон «Грот». В это же время во Втором Летнем саду был вырыт Карпиев пруд.

В 1716 году в Санкт-Петербург прибыл французский архитектор Жан Батист Леблон (1679-1719), который привнес в Летний сад композиционные идеи регулярных французских садов. Под его руководством архитектор М.Земцов (1688-1743) вдоль Лебяжьей канавки разбил огромный цветочный партер с фонтаном. Вдоль центральной аллеи были устроены четыре боскета.

В 1718 году водоподъемные механизмы фонтанов Летнего сада, которые до этого работали на конной тяге, были заменены паровой водовзводной машиной, созданной по проекту французского инженера Т.Дезагюлье (1683-1743).

Воду для фонтанов брали из Безымянного Ерика, который с этого времени стали называть Фонтанкой. Около 1719 года был прорыт Поперечный канал, деливший сад на две почти равные части — Первый и Второй Летний сад.

В 1725 году работы в Летнем саду были поручены Ф.Б.Растрелли (1700-1771). В 1732 году на набережной Невы он возвел нарядный Летний дворец для императрицы Анны Иоанновны. В 1734-1738 годах он создал каскад «Амфитеатр», а в центре партера – фонтан «Коронный».

При императрице Елизавете Петровне (1741-1762), «в небытность государыни» в столице, в Летний сад допускалась нарядно одетая публика. В 1750-х годах были изданы несколько указов, регламентировавшие нахождение публики в Летнем саду. В 1763-1767 году вдоль  Летнего сада со стороны Невы была устроена свайная набережная.

21 сентября 1777 года в Санкт-Петербурге произошло сильное наводнение, в результате которого были разрушены  фонтаны и павильон «Грот». Было решено фонтаны не восстанавливать, акведук, по которому подавалась вода, был разобран, засыпан Поперечный канал и Гаванец. В 1787-1790 годах были окончательно разобраны «Садовые затеи», созданные Леблоном.

В 1771-1784 годах по проекту Петра Егорова была возведена ограда Летнего сада, которая никого не оставляет равнодушным и является одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

В 1798-1799 годах по проекту Г.П.Пильникова (1754-1818) на берегу Лебяжьей канавки была построена каменная терраса. В 1826 году Карл Росси (1775-1849) на месте павильона «Грот» возвел «Кофейный домик». В 1827 году по проекту Л.И.Шарлеманя (1784 или 1788 – 1845) были построены «Чайный домик» и чугунная ограда со стороны Мойки.

Шпалеры в Летнем саду существовали до середины XIX века. В 1851-1855 годах был установлен памятник баснописцу И.А.Крылову (скульптор П.К.Клодт), который первоначально планировалось поставить на Васильевском острове между зданиями Университета и Академии Наук.

В 1866 году в память о покушении на императора Александра II (правил в 1855-1881) 4 апреля 1866 года, в Невскую ограду Летнего сада была встроена часовня из гранита, выполненная по проекту архитектора Р.А.Кузьмина, разобранная в 1930-х годах.

Первый проект восстановления первоначального облика Летнего сада был разработан в 1941 году архитектором Т.Д.Дубяго; он был частично реализован после 1945 года.

В 1971 году вновь была поднята идея частичного восстановления фонтанов  и «садовых затей» Летнего сада. Наконец, в 2008 году институт «Ленпроектреставрация» представил проект реконструкции сада.

В 2009-2011 годах были проведены широкомасштабные работы, и 27 мая 2012 года Летний сад вновь открылся для посетителей.

Фотопрогулка по Летнему саду

А теперь, вооружившись необходимой информацией, давайте отправимся в виртуальную прогулку по Летнему саду. Перенесемся в пасмурный августовский день 2012 года. И подойдем к Летнему саду со стороны Марсова поля. Накрапывает дождик. Вода в Лебяжьей канавке и Неве — свинцово-серая.

Лебяжья канавка и Верхний Лебяжий мост

В конце Лебяжьей канавки видно яркое пятно — Михайловский замок. А по правую руку — дом И.И.Бецкого, дворец принца Ольденбургского (построен в 1784-1787 годах). В 1791–1796 годах здесь жил баснописец И.А.Крылов. Здесь он обустроил типографию, где печатались журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий».

Кроме того, Крылов любил музицировать на скрипке. Причем делал это он весьма экстравагантным образом — обнаженным. И дамы, которые прогуливались по Летнему саду, частенько видели в открытых окнах совершенно голого мужчину, играющего на скрипке.

Пришлось вмешаться полиции, которая предписала Крылову «спускать шторы, в то время как он играет, а то по саду в этой части гулять нельзя».

Лебяжья канавка и дом Бецкого

Ну а мы пойдем дальше, к одному из чудес света — Невской ограде Летнего сада. Некогда здесь стоял Летний дворец Анны Иоанновны.

Ограда Летнего сада

Войдем в Летний сад. Как же он изменился! Кругом шпалеры, подстриженные деревья. Мнения петербуржцев и гостей северной столицы разделились: одним очень нравится, другие возмущаются. Равнодушных нет!

Шпалеры вдоль аллеи Летнего сада

Подойдем к Летнему дворцу Петра I, одному из самых первых сооружений Санкт-Петербурга:

Летний дворец Петра I в Летнем саду

Летний дворец Петра I в Летнем саду

Рядом с ним — восстановленный гаванец. Сейчас он отделен от Фонтанки набережной. Хорошо видно, как вырос культурный слой за три столетия.

Гаванец в Летнем саду

А вот и фонтан «Царицын», самый первый от Невы, на Главной аллее. Назван он в честь императрицы Екатерины I, здесь она встречала гостей.

Фонтан «Царицын»

Вокруг шпалеры и зеленые кабинеты, где можно передохнуть на скамеечке в тени.

Шпалеры

Правее от него, если стоять спиной к Неве, находится боскет «Крестовое гульбище», выполненный в форме креста, в центре которого расположен фонтан-статуя «Нереида».

Фонтан-статуя «Нереида»

К нему ведет берсо, любимое место фотосъемок молодоженов.

Берсо

По другую сторону от Царицына фонтана — боскет «Менажерийный пруд», в котором содержались водоплавающие птицы. Создан в 1720-х годах.

Боскет «Менажерийный пруд»

Далее по Главной аллее следует фонтан «Гербовый», за которым виднеется Птичник, мы еще подойдем к нему.

Фонтан «Гербовый» на Центральной аллее

По другую сторону от фонтана — памятник «дедушке Крылову», пожалуй, один из самый знаменитых памятников Летнего сада. На постаменте — барельефы с сюжетами басен. Вокруг памятника воссоздан боскет «Французский партер».

Памятник баснописцу И.А. Крылову и боскет «Французский партер»

На третьей площадке Главной аллеи — еще один фонтан, не имеющий собственного названия. Он был создан в 1708 году.

Шпалеры и фонтан на Главной аллее

А мы заглянем на «Птичий двор» с «Голубятней». В XVIII веке птичьи дворы и зверинцы были обязательным атрибутом регулярного сада.

В Летнем саду в Птичьем дворе содержались редкие животные и птицы: некоторые на свободе, другие в вольерах. Так, здесь жили орлы, черные аисты, журавли, а в башенке «Голубятни» — редкие породы голубей.

Сейчас в «Голубятне» расположен небольшой музей истории и археологии Летнего сада.

Боскет «Птичий двор» и павильон «Голубятня»

Павильон «Голубятня»

Правее «Птичьего двора»  — партер и великолепный фонтан «Коронный». По-видимому, из-за играющего на скрипке Крылова дамы не могли прогуливаться именно здесь

Источник: https://anashina.com/letnij-sad-v-sankt-peterburge/

Летний сад в Петербурге, как доехать, что посмотреть |

Летний сад в Санкт-Петербурге: скульптуры и фонтаны

Летний сад туристический объект типа must see  в Санкт-Петербурге. По официальной исторической версии это старейший сад Санкт-Петербурга. Дата его основания почти совпадает с датой основания города.

В этой статье я расскажу о режиме работы сада, стоимости посещения и интересных фактах из истории, чтобы вы не просто ходили по саду но и нагрузили свой мозг любопытными размышлениями о перепитиях истории государства Российского.

В настоящий момент Летний сад является филиалом Русского музея и собственного официального сайта у него нет, есть только страничка на сайте Русского музея.

Режим работы Летнего сада

С мая по сентябрь с 10-00 по 22-00, вход до 21-30 (в это время в саду всегда светло, белые ночи)

Вторник выходной день.

С 1 апреля по 1 мая сад закрыт на просушку.

С октября по март с 10-00 до 20-00, вход до 19-30 (зимой в Питере рассвет в 10-00, а закат около 16-00, фонтаны не работают, а все статуи спрятаны в футляры). Зимой можно только посмотреть на самую красивую в мире решетку Летнего сада и осмотреть Летний дворец Петра I, но сейчас он на ремонте до конца 2021 года.

Решетка Летнего сада, само совершенство

Как доехать на метро

Летний сад находится в самом центре Санкт-Петербурга.

Легче всего доехать на метро до станции «Гостиный двор», обратите внимание, на то что выйти надо на Садовую улицу, у станции метро «Гостинный двор» два выхода, перейти Невский проспект, пройти порядка 1 км по Садовой улице мимо Михайловского замка и вы на месте, отмеченным на карте красной точкой на плане Летнего сада, т.е. перед Карпиевым прудом.

Посмотреть план сада во всплывающем окне

Правила посещения

Посещение Летнего сада абсолютно бесплатно, хотя на входе установлены турникеты, но они служат лишь для подсчета вошедших и вышедших.

После реставрации 2009-2011 года велись разговоры, что посещение будет платным, но принимая во внимание широкий общественный резонанс и обсуждение этого вопроса, от взымания платы решили отказаться.

Онегина ведь в Летний сад гулять водили и меня тоже водили, чем наши дети хуже?.

Вы можете скачать с google play  бесплатное приложение для андроид с гидом по Летнему саду, лучше это сделать дома в условиях нормального Wi-Fi.

 В Чайном домике и Зеленом кабинете у Кофейного домика есть зона Wi Fi, но скорость может быть очень низкой, 86 Мб я качала целый час, это было в воскресенье, очень много народа.

Гид представляет собой интерактивную карту и пояснения ко всем зданиям, боскетам и очень многим скульптурам.

Летний сад укомплектован множеством информационных плакатов, так что даже без гида у вас есть шанс узнать многое об истории сада, если есть такое желание.

В летнем саду запрещается

  1. Ездить на велосипедах, самокатах и прочих транспортных средствах (не допускаются даже детские трехколесные велосипедики с ручкой, при входе есть бесплатная парковка для них на глазах у охраны, так что есть шанс, что велосипед сохранится.

    )

  2. Ходить по газонам
  3. Наносить ущерб деревьям, кустарникам, цветникам и декоративным элементам сада
  4. Проводить массовые спортивные мероприятия
  5. Распивать спиртные напитки
  6. Осуществлять несанкционированную торговлю частным лицам
  7. Осуществлять профессиональную фото и видео съемку.

    ( имеется в виду штатив, с зеркальным фотоаппаратом я ходила, мне и слова никто не сказал).

Интересные факты о скульптурах

Очень многие наверное слышали о масштабной реставрации Летнего сада проходившей с 2009 по 2011 годы в результате которой Летний сад преобразился до неузнаваемости. Из пейзажного парка Летний сад превратился в регулярный, каким и был изначально по задумке Петра I. Не всем это понравилось, страсти кипели в интернете и в жизни несколько лет. Люди обычно с трудом расстаются с привычным.

Аллеи Летнего сада, Апполон и Артемида

На самом деле парк не совсем регулярный, ощущается небольшая ассиметрия, которую объясняют тем, что парк был разбит в бывшей усадьбе шведского майора, и дорожки усадьбы были ассимелированы в царский сад. Некоторые историки предполагают на основании погрешностей в симметрии, что Петр сам лично нарисовал план сада и даже план своего Летнего дворца, профессиональный архитектор не мог этого изобразить.

Статуи совсем не античные и даже не античные копии. Большая часть скульптур датируется началом XVIII  века, т.е. по отношению к эпохе Петра статуи были современными.

Дело в том, что в петровские времена Ватикан официально запретил вывозить античные скульптуры.

Петру удалось вывести всего одну античную статую, сейчас известную под именем Венера Таврическая, в обмен на мощи святой Бригитты. Венера Таврическая уже давно хранится в Эрмитаже.

Амур и Психея. Школа Бернини, Италия, конец XVIII века.

Среди известных римских богов и аллегорий времен года встречаются совсем странные люди, например мало известная Марция Фурнилла жена императора Тита Веспасиана, какое отношение она могла иметь к Петербургу? Тит Веспасиан прославился тем, что разрушил Иерусалим и при нем был открыт Римский Колизей. Поставить бюст разрушителя христианской святыни и его жены, странное решение для православного государя.

Марция Фурнила жена императора Тита Веспасиана

Бюста Марции Фурниллы даже нет в официальном списке 92 статуй Летнего сада, под крайней мере под этим именем. Бюст шведской королевы Кристины так же выглядит странно, ведь в те времена Россия вела войну со Швецией и в то же время царь украшал свой сад бюстом врага? Это все равно, что Сталин бы поставил бюст Гитлера во время войны.

Я вообще слабо могу представить, как во времена Петра люди, которые  испытывали потребность прикрывать срам лица бородой, могли воспринимать весь этот  беспредел с обнаженными статуями языческих богов.

Единственным русским в этой компании римских богов, императоров и аллегорических статуй, как не странно является любимый детьми и взрослыми баснописец Иван Андреевич Крылов.

Его памятник настоящий, отлитый из бронзы тем самым Клодтом, украсившим своими бессмертными творениями Анничков мост.

Памятник Крылову бесспорно является любимцем детворы, ведь его постамент украшает целый зоопарк бронзовых героев басен.

Памятник Крылову в Летнем саду

В результате реставрации все скульптуры, кроме скульптурной группы «Мир и победа» были заменены на копии изготовленные из полимера и мраморной крошки.

Оригиналы скульптур после реставрации выставляются в Михайловском замке.

Климат Санкт-Петербурга не способствует сохранности мраморных изваяний, весь осенне-зимний период температура скачет через 0 при влажности 90%, и этот процесс способен превратить мраморную скульптуру в щебенку за несколько столетий.

Специалисты утверждают, что срок жизни мраморных статуй в нашем климате порядка 100 лет. Скульптуры Летнего сада прослужили целых 300 лет, благодаря многократным реставрациям и укрытиям на зиму в специальные футляры, навевающие ассоциации с туалетом на даче, но специалисты утверждают, что это наилучший способ сохранить статуи.

Футляр для зимнего хранения скульптур

Питерского климата не выдержала даже Порфировая ваза, хотя в отличие от мраморных скульптур она сделана из гранита. Это гораздо более твердый камень и сама Порфировая ваза моложе мраморных скульптур на сто лет и сделана из 5 отдельных частей и все равно не выдержала и раскололась пополам. Можете попробовать найти следы склейки.

Порфировая ваза

О фонтанах летнего сада

В Летнем саду моего детства фонтанов не было, они погибли еще в далеком 1777 году во время катастрофического наводнения. Екатерина II решила их не восстанавливать. И так после более чем двухсотлетнего перерыва Летний сад вновь украсили фонтаны. Не которые из них повторяют фонтаны Петергофа, например, фонтан Пирамида.

Фонтан Пирамида

Любопытно, что в Летнем саду все фонтаны работают весь день. Я много поездила по Европе и такой роскоши я там не видела.

В Версале фонтаны включают только по субботам и воскресеньям и вход в парк в это время становится платным.

В Линдехофе (Бавария) фонтан включают на 3 минуты каждые полчаса, так что наслаждайтесь фонтанами в Летнем саду, это аттракцион не слыханной щедрости со стороны наших властей.

Самый шикарный фонтан Летнего сада — Коронный

Кстати Петр I посещал Версаль во время великого посольства и пришел в полный восторг и все наши дворцы и парки разбиты по образу и подобию Версаля.

Во время реконструкции в Летнем саду проводились археологические раскопки и один из фонтанов не стали восстанавливать, оформили его как музеефицированный раскоп. Уровень почвы в саду поднялся по сравнению с петровскими временами на 1 м, а возле Летнего дворца на 1,60 м.

Фонтан Лакоста, 1736 год, музеефицированный раскоп

Во время раскопок были найдены старинные водоводы в которых местами можно ходить, к сожалению посмотреть на них нельзя. Зато какую пищу эти находки дали альтернативным историкам.

Здания и боскеты в Летнем саду

Некоторые находки археологов выставлены в павильоне Птичьего двора. Там же выставлена мраморная статуя найденная в земле, можете посмотреть что с ней сделало время.

Боскет птичий двор

Сейчас птиц и зверей в Летнем саду нет, кроме двух лебедей в Карпиевом пруду, так что птичий двор обманка. Лебедей кстати зовут Руслан и Людмила, зиму они проводят в Ленинградском зоопарке.

В Кофейном домике сейчас расположен ресторан, по выходным там играют джаз. Это здание стояло в саду и до реконструкции, оно сохранилось с XIX века.

Кофейный домик, архитектор Росси, 1836 год

В годы Петра I в Летнем саду существовали оранжереи и огород, чтобы свежие овощи и пряные травы поступали прямиком к царскому столу. Здание Малой оранжереи так же появилось в саду после реконструкции 2009-2011 годов, оно целиком деревянное.

Малая оранжерея, воссоздана по чертежам 1738 года в 2010-2011 годах

Летом в Малой оранжерее работает кафе, а зимой ее используют по прямому назначению, как оранжерею для кадочных растений.

Мандаринчики зреют в Красном саду

Так же после реконструкции появился еще и боскет Менажерийный пруд, в петровские времена в нем содержали водоплавающих птиц, согласно тогдашней моде.

Боскет Менажерийный прудБоскет Зеленые кабинеты

В общем после реконструкции парк стал другим.

По моему сад стал интереснее для туристов и гостей нашего города, по газонам в нем не походишь, но и раньше это было запрещено, просто мало кто соблюдал, а для любителей пейзажных парков и местных жителей остался еще Таврический сад и парки пригородов. Для осмотра сада я бы рекомендовала выделить пару часов.

Не официальные историки считают, что Петр I, не основал город на пустом месте, а начал ремонт заброшенного города Тиля, стоявшего на этом месте ранее и отмеченного на старинных шведских картах, а некоторые историки полагают, что на месте Летнего сада было кладбище и все эти бюсты раньше стояли на надгробиях, но эта версия по-моему разбивается об очень ограниченный срок жизни мраморных скульптур в нашем климате. А что вы думаете по этому поводу?

Возможно вам будет интересна статья — Прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Какую выбрать? В ней я привожу свои соображения по этому поводу, или вы захотите узнать Как самостоятельно съездить в Петергоф?, или вас заинтересует Как увидеть Янтарную комнату и не умереть? от изнурения в очереди, я имела в виду.

Источник: https://trip-together.ru/letnij-sad-peterburg/

Санкт-Петербург. Летний сад

Летний сад в Санкт-Петербурге: скульптуры и фонтаны
1:5021:512

Всего через год после основания Петербурга, в 1704 году, на болотистом берегу Невы напротив Петропавловской крепости по приказу Петра начались работы по разбивке большого парка, который получил романтическое название “Летний сад”.

Отведенная для этого территория тянулась от Невы до современного Невского проспекта, но за триста с лишним лет центр Петербурга изменился настолько, что название “Летний сад” закрепилось лишь за небольшой частью прежнего огромного парка.

Сегодня это фактически зеленый остров, который окружают Фонтанка, Мойка, Лебяжья канавка и Нева. 

1:15611:92:514

Вид на Фонтанку из Летнегно сада

5:573

Летний сад создавался в модном тогда в Европе “регулярном стиле”, который еще называли “французским”.

Аллеи в таких парках располагались симметрично, сходились и расходились, образуя площадки правильной геометрической формы, на пересечении аллей устанавливали скульптуры и фонтаны, из зелени создавали причудливые беседки, галереи, лабиринты.

Сад украшали южные растения, высаженные в специальные кадки, партеры с яркими цветами, фигурные клумбы. Такие парки становились как бы продолжением дворцовых залов и анфилад.     

5:15485:96:520Летний сад делился каналом на две части: парадную и хозяйственную. Парадная часть примыкала к Неве, здесь при жизни Петра летом проходили ассамблеи и торжества в честь побед в Северной войне. В боковых аллеях накрывали столы, а в самой большой средней устраивали танцы.

Аллеи были украшены скульптурами, которые по приказу Петра доставили в Петербург из Италии.

Царь хотел, чтобы скульптуры стали не просто украшением парка, но и способствовали просвещению гостей: каждая из них олицетворяла какое-то понятие — времена года, стихии, время суток, кроме того, некоторые скульптуры изображали героев античных мифов. 

6:16576:9

 Скульптура Слава. П. Барата, Италия, 1718 г.

6:92 В Летнем саду в петровское время находилась и знаменитая скульптура Венеры, которую впоследствии стали называть Таврической, для ее охраны даже был выставлен специальный пост. Сегодня знаменитая скульптура Венеры Таврической находится в Эрмитаже.

В южной части парка, которая считалась хозяйственной, находились каменная галерея, скульптурная мастерская, теплицы, пруд, где разводили карпов, здесь росли фруктовые деревья, были устроены грядки с “поваренными травами”. Петр называл эту часть сада царским огородом.

7:15577:98:5148:524

 В Летнем саду находился и первый дворец русского царя. Сначала выстроили деревянный дом, а в 1712 году по проекту архитектора Доменико Трезини был возведен каменный дворец, который можно увидеть в Летнем саду и сегодня.

Летний дворец Петра I выглядит очень просто и строго, его украшают лишь барельефы на фасадах, выполненные по мотивам античной мифологии и прославляющие победы России над Швецией в Северной войне.

Залы дворца украшены живописью, лепкой, изразцами, декоративными росписями.

8:1430

Барельеф на Летнем дворце Петра I

9:1999

автор: Дмитрий Казаков

9:4910:554

Особой достопримечательностью Летнего сада были фонтаны. Некоторые из них находились в “зеленых лабиринтах”, в боковых аллеях, а в центре сада устроили самый большой пятиструйный фонтан.

Фонтанные водоемы отделывали мрамором, пудожским камнем, раковинами, их украшали мраморные или даже позолоченные статуи, бюсты, вазы. Воду для фонтанов с помощью специального устройства подавали из Безымянного Ерика, поэтому за этой рекой быстро закрепилось название “Фонтанная река”, а потом и просто “Фонтанка”.

К сожалению, фонтаны в Летнем саду просуществовали только до 70 годов 18 века: катастрофическое наводнение 1777 года их уничтожило. 

10:1716

Летний сад. Фонтан “Пирамида” на Центральной аллее. 

Рядом с Летним садом находился Большой луг, там устраивали смотры войск, фейерверки, праздновали знаменательные события. Теперь это место знакомо всем как Марсово поле. 

11:933

Летний сад стал первым в России парадным публичным парком, в котором, на европейский манер, не только отдыхали, но и устраивали официальные государственные праздники и даже принимали иностранных гостей. С тех пор прошло уже больше 300 лет, Летний сад давно перестал быть закрытой императорской резиденцией, но нет, наверное, в центре Петербурга более любимого и романтического места. 

11:1642

 Текст подготовила Галина Дрегуляс

11:72

Ворота ограды Летнего сада

12:652

Украшение сада – решетчатое ограждение со стороны реки Невы было исполнено в 1773-1786 гг. по проекту архитектора Фельтена. 

12:88512:93613:144113:145114:1956

Боскет «Менажерийный пруд»

18:2299

Скульптурные работы Бората, Боцацца и других мастеров из Италии 17-18 века сохранились, украшают его аллеи до сих пор и являются самым старинным собранием в России садовых скульптур. Образы античных богов и героев древности по замыслу Петра I должны передавать его идеи построения и преобразования государства Российского.           

18:633

Фонтан «Царицын»

25:160126:50426:51427:101927:119628:170128:929:51429:52430:102930:103931:154431:932:631

автор: Дмитрий Казаков

33:118433:1194

Летний сад

33:1217

Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,

33:1351

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

33:1469

В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.

33:1613

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.

33:136

И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.

33:262

А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.

33:385

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви

33:499

И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

33:630

Ахматова А.А.   1959     

33:694

   источник

33:729

Источник: https://jenskiymir.com/eto-interesno/unikalnye-mesta/940-sankt-peterburg-letniy-sad.html

Летний сад в Санкт-Петербурге

Летний сад в Санкт-Петербурге: скульптуры и фонтаны

Режим работы и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт Летнего сада

Фото Летнего сада

27 мая 2012 года в День города после реконструкции открылся Летний сад в Санкт-Петербурге. Работы продолжалась около трех лет и реставраторы сделали все возможное, чтобы посетители увидели Летний сад таким, каким он был в 18 веке. Посетив этот зеленый островок в самом центре Северной столицы, мы перенесемся в прошедшую эпоху и сможем лучше понять воспетый поэтами прекрасный город на Неве.

Создание Летнего сада в Санкт-Петербурге – история

Строительство было начато мастером Иваном Матвеевичем Угрюмовым под руководством Петра Первого в 1704 году. Царь мечтал о своем Версале и первоначальный план нарисовал сам лично.

Он планировал создать регулярный – архитектурный парк с чёткой планировкой и прямыми аллеями, аккуратно подстриженными деревьями и кустарником. Было завезено огромное количество земли и проводились работы по укреплению почвы, а деревья высаживались круглый год.

В создании парка принимали участие видные архитекторы и мастера-садоводы. Парк должен был стать местом отдыха, сочетая черты городской и загородной усадьбы.

Летний сад со всех сторон окружен водой. Естественной границей парка с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка, с  южной и западной — Мойка и Лебяжья канавка. От Невы вглубь территории ведут три параллельно расположенные прямые аллеи, их пересекают перпендикулярные дорожки.

Северная часть, примыкающая к дворцу Петра носила название Первого Летнего сада. Здесь по проекту Д. Трезини был построен небольшой двухэтажный Дворец Петра I, сохранившийся до наших дней. Южная часть, от канала до Мойки – Второй, а часть южнее речки – третий Летний сад (современный Михайловский сад и территория вокруг Михайловского замка).

Центральную галерею, самую нарядную, украшали двенадцать парных мраморных колонн, а  дорожка была покрыта белыми и чёрными мраморными плитами.

Здесь была установлена античная статуя Венеры, названная позднее Венерой Таврической, это была первая античная скульптура нагой женщины в России. К скульптуре пришлось приставить солдата с ружьем для круглосуточной охраны.

Петербуржцев смущала «голая баба с белым лицом» и каждый старался ее во что-нибудь одеть. Сейчас Венера  хранится в государственном Эрмитаже.

Фонтаны в Летнем саду

В саду на 4-х площадках были устроены фонтаны, отличавшиеся своей красотой, это были первые фонтаны в России. Для их работы был прорыт канал, а паровая машина качала воду из Безымянного Ерика, который позже получил название Фонтанки.

Конечно, эти фонтаны были более скромны, чем в Петергофе, но они удачно оживляли парк. Сильное наводнение 1777 года разрушило их и фонтаны решили не восстанавливать.

В ходе реконструкции парка удалось по старым чертежам восстановить систему водоснабжения и заново запустить фонтаны.

Грот и лабиринт

На берегу Фонтанки был построен грот, напоминающий сказочную пещеру. Этот был павильон прямоугольной формы с куполом, увенчанным шестигранным фонариком. Его стены украшали колонны и скульптуры, а три зала были отделаны раковинами, разноцветными камнями и толчёным стеклом.

Входящего в Грот встречала Позолоченная колесница Нептуна на горе, возведенной из различных камней и раковин, а в пещере под горой томился лев (Нептун олицетворял Петра I, а лев – Швецию). В птичнике необычной формы содержались орлы, чёрные аисты, и другие диковинные птицы.

Грот был также поврежден во время наводнения 1777 года и по приказу Павла I в 1801 году был частично разобран. На его месте сейчас находится Кофейный домик, созданный архитектором К.И. Росси. Чайный домик построен по проекту архитектора Л.И. Шарлеманя.

Две постройки, связанные между собой колоннадой и общей крышей, были кладовыми, а веранда между ними служила укрытием во время дождя.

Во Втором Летнем саду был устроен Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны с позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен. Каждая из 60-ти скульптур — иллюстрация к какой-нибудь басне древнегреческого поэта. Для тех, кто басен не читал, около фонтанов поставлены таблички с пояснениями.

Скульптуры в Летнем саду в Санкт-Петербурге

Скульптуры для Летнего сада Петр Первый привозил из Италии и очень дорожил ими. В XVIII веке скульптур было больше двухсот, но впоследствии многие из них были или разрушены во время наводнения или переехали в летние загородные царские резиденции и в Эрмитаж.

Сохранилось около девяноста мраморных статуй и бюстов из ценнейшей коллекции. Они выполнены мастерами венецианской школы П.Баратта и  Дж.Бонацца, А.Тарсия и Дж.Зорзони.

Это бюсты Александра Македонского и Юлия Цезаря, римского императора Траяна и польского короля Яна Собеского, шведской королевы Христины, а также статуи героев античной мифологии и аллегоричные изображения природных явлений и отвлечённых понятий («Ночь», «Полдень», «Утро», «Закат», «Навигация», «Астрономия», «Мир и изобилие»).  Одна из самых замечательных статуй – «Амур и Психея» находится у Лебяжьей канавки.

За 300 лет неблагоприятные климатические условия разрушали статуи. Кроме того, многие из них неоднократно подвергались актам вандализма. Поэтому все скульптуры были отремонтированы и перевезены в Михайловский замок на хранение. Теперь Летний сад украшают 90 скульптур – копий, выполненных из искусственного мрамора – натуральной мраморной крошки и полимеров.

Порфировая ваза

В 1839 году в знак доброй воли после многочисленных войн между Швецией и Россией королем Карлом XIV была подарена Николаю I темно-красная порфировая ваза, ставшая украшением парка.

Ваза установлена у входа со стороны набережной Мойки между прудом и южной оградой. К сожалению, в 2008 году на ней была замечена трещина, затем ваза раскололась. Сейчас после реставрации она снова вернулась в Летний сад.

Порфировая ваза выполнена из розового гранита,  имеет высоту вместе с постаментом – 485 см, а максимальный диаметр – 134 см.

Сначала в парк можно было попасть только по приглашению Петра Первого, позже здесь разрешалось гулять прилично одетой публике. В 19 веке он стал излюбленным местом гуляний петербургской знати. Здесь часто бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов и В. А. Жуковский, И. А. Гончаров и П. И. Чайковский, А. А.

Блок и многие другие деятели русской культуры. Парк был излюбленным местом влюбленных. Здесь устраивали смотрины купеческих невест. По обеим сторонам аллей выстраивались купчихи с дочерьми, а мимо них прохаживались молодые купчики, выбирая себе невест. Каждая мамаша старалась разодеть свое чадо.

Значительную часть парка занимали постройки. Для жены Петра Екатерины был построен второй Летний дворец, а рядом здание картинной галереи, в которой находилось собрание произведений выдающихся европейских художников.

В галереях на берегу Невы во время торжеств накрывали столы и устраивали танцы. Для бракосочетания Анны, дочери Петра, с герцогом Голштейн-Готторпским на берегу Невы была построена “Зала для славных торжеств”.

Затем на этом месте был построен деревянный Дворец для императрицы Анны Иоанновны.

Решетки в Летнем саду

Знаменитые решетки в Летнем саду появились с 1771 по 1884 гг. Авторы Ю.М.Фельтен и П.Е. Егоров. Эту ограду, изумительную по совершенству пропорций, Анна Ахматова назвала “Лучшею в мире”. 36 гранитных колонн, на которых установлены вазы и урны, соединяет ажурная металлическая решетка, украшенная позолоченными деталями.

На решетке Летнего сада можно видеть мемориальную доску, укрепленную в том месте, где в 1866 году революционер Д. Каракозов стрелял в императора Александра II.

Памятник И.А. Крылову в Летнем саду

В 50-тые годы 19 века в парке установлен памятник баснописцу И.А. Крылову. Скульптура, исполненная скульптором П.Клодтом, изображает И.А. Крылова, сидящим на камне с раскрытой в руках книгой. Пьедестал выполнен из сердобольского камня и украшен горельефными композициями на сюжеты наиболее известных басен Крылова.

Летний сад после реконструкции

Кроме работ по восстановлению фонтанов, порфировой вазы и установки новых скульптур в Летнем саду были посажено много деревьев взамен старых, вылечены больные насаждения и была подчеркнута планировка регулярного парка.

Воссоздана уникальная ограда со стороны Невы в соответствии с проектом Юрия Фельтена. Памятник И.А. Крылову оставлен на прежнем месте.

Среди новых объектов в Летнем саду – Археологический музей, где представлены интересные предметы, найденные археологами в ходе реставрации парка. Обновлен Менажерейный пруд – появились беседка, Малая оранжерея с Аптекарским садом и Птичник. Желающие смогут совершить экскурсию по парку, а по воскресеньям организуются выставки и выступление духового оркестра.

Глядя на чудесное садовое убранство, Кофейный и Чайный домики, Великолепную решётку и Дворец Петра Первого, памятник Крылову и беломраморные скульптуры, порфировую вазу и фонтаны, Летний сад в Санкт-Петербурге можно смело назвать музеем искусства.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_7913.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.