+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Культовые сооружения: церкви, соборы, монастыри, мечети, синагоги

Этикет поведения в православном или католическом храме, синагоге..

Культовые сооружения: церкви, соборы, монастыри, мечети, синагоги

Мария Борисовна Кановская, консультант по вопросам делового этикета.

Каждая религия предусматривает свои нормы и правила поведения. Общими нормами поведения во всех храмах являются лишь следующие: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя уважительно. Все остальные правила очень различны.

Православный храм

Как правило, православные храмы имеют три входа: главный (западный, противоположный алтарю), северный и южный. Все церковное здание делится на алтарь, собственно храм и притвор. Алтарь отгорожен от собственно храма иконостасом, доходящим в большинстве случаев до потолка. В алтаре находятся престол и жертвенник. В алтарь ведут Царские врата (центральные), а также северные и южные двери.

Женщинам запрещено входить в алтарь. Мужчины могут заходить в алтарь только по разрешению священников, и то лишь через северные или южные двери. Через Царские врата в алтарь входят только священнослужители.

Непосредственно к иконостасу примыкает солея — возвышенная площадка вдоль всего алтаря. Напротив царских врат находится амвон — центральная часть солеи. Без разрешения священнослужителей на амвон и солею также восходить не разрешается.

С древнейших времен установлено совершать богослужение три раза в день: вечером, утром и днем — литургию. Следует знать, что церковный день начинается не в 0 часов календарного дня, а в 18 часов предыдущего дня.

Вход в храм с улицы устраивается обычно в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Подходя к храму, нужно совершать крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова нужно осенить себя крестным знамением. Не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ.

Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. В случае опоздания нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попросите передать свечи через других людей.

Во время богослужения мужчины должны стоять в правой части храма, женщины — в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам. В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.

В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать.

Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Свечи следует покупать только в том храме, в который вы пришли.

По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения.

При посещении храмов полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта. Не принято ходить в храм в шортах и спортивной одежде. По возможности мужчинам и женщинам следует избегать также маек и рубашек с короткими рукавами. Голова женщины должна быть покрыта. Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор.

В неофициальной обстановке священнослужителей принято именовать следующим образом:

  • Патриарха — Святейший владыко;
  • епископа — владыко;
  • священника — батюшка;
  • игуменью — матушка;
  • диакона — отец диакон.

Не принято при встречах приветствовать духовных лиц возгласами: «Здравствуйте, батюшка!» или «Здравствуйте, владыко!» Следует говорить: «Батюшка, благословите!» или «Владыко, благословите!»

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Как вести себя с трудными людьми

Не следует просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это делать не вправе. Благословляют священники и епископы, а также настоятельницы монастырей в сане игумений. Принимая благословение, следует складывать ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя, креститься перед этим не надо.

Католический храм

Католический храм имеет в целом то же устройство, что и православный. Самым существенным отличием, бросающимся в глаза, является отсутствие иконостаса. Вместо него существует невысокая алтарная преграда.

В храме выделяется центральная часть — алтарная, или пресвитерий — место, где происходит богослужение и где хранятся Святые Дары — пресуществленные в Тело и Кровь Христа хлеб и вино.

Узнать это место можно по неугасимой лампаде, горящей перед дарохранительницей.

Кроме центрального алтаря, могут быть боковые приделы в честь святых. В храме также выделяется специальное место для хора и ризница (отдельное помещение для служителей храма и хранения литургических одеяний и предметов).

Мужчины при входе в храм обязательно должны снимать головные уборы. Для женщин косынки не требуются. Не существует также особых норм в одежде или использовании косметики. Появление в храме в шортах или чересчур открытой одежде не приветствуется, а в некоторых храмах, в том числе в соборе святого Петра в Ватикане — запрещено.

При входе в храм располагается сосуд с освященной водой, или кропильница, в которую окунают пальцы правой руки и затем крестятся.

Сразу же при входе в храм совершается коленопреклонение (правое колено) перед дарохранительницей. И впоследствии, проходя мимо дарохранительницы, совершают коленопреклонение или хотя бы склоняют голову. Крестятся католики в отличном от православных порядке — сначала левое плечо, потом правое. Особых моментов вне литургии, когда требуется совершать крестное знамение, нет.

В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу — низеньких скамеечек (на них преклоняют колени во время богослужения). Исповедь в католическом храме совершается в специальных исповедальнях — небольших кабинках для священника и исповедующегося.

Если в исповедальне кто-либо беседует, не следует находиться в пределах слышимости, равно как и приближаться к священнику во время его беседы с кем-то — это может быть разговор сугубо духовный и личный. Не следует прерывать молитву или молчаливое созерцание верующих, надо подождать, пока они закончат.

Собственно, этим ограничиваются основные правила поведения в католическом храме.

Главой католической церкви является Папа Римский.

Обращения к лицам духовного звания:

  • к Папе Римскому — Ваше святейшество;
  • к кардиналу и архиепископу — Ваше высокопреосвященство;
  • к епископу — Ваше преосвященство (личное — владыка).

К лицам, принадлежащим к высшей церковной иерархии, употребляется также обращение «монсеньор», добавляемое к титулу. К настоятелю храма обращаются «Ваше высокопреподобие». В личной беседе ко всем священникам можно обращаться «отец», к монахам — «брат», к монахиням — «сестра».

Отличить один ранг от другого в повседневной жизни весьма трудно, поэтому, готовясь к встрече со священником, надо узнать заранее его титул.

Однако наличие красного пояса, пиуски (красной епископской шапочки или сутаны не черного цвета), как правило, свидетельствует о принадлежности к высшей иерархии.

Правда, в повседневной жизни священство носит обычные темные костюмы с темными рубашками и белой полоской под воротником.

В общении со священством нужно различать два уровня — тот, когда во время встречи священник призван совершать богослужение, или таинство, и обычную беседу. На беседу распространяются правила обычного этикета.

Католическое священство дает обет безбрачия, поэтому интересоваться семейной жизнью собеседника бестактно. Еще одна особенность — как правило, священник первым подает руку, в том числе и женщинам.

Синагога

Центром религиозной и общественной жизни иудейской общины является синагога.

В настоящее время в иудаизме сосуществуют различные течения — от ультраортодоксальных до ультралиберальных. Соответственно, синагогальные богослужения в различных еврейских общинах могут значительно различаться между собой. Древние традиции в наибольшей степени сохранились в ортодоксальном иудаизме.

Богослужения в ортодоксальных синагогах обычно проводятся трижды в день; в праздничные и субботние дни читаются дополнительные молитвы. Чтобы богослужение состоялось, необходимо присутствие как минимум десяти мужчин старше 13 лет, которые составляют миньян (кворум).

Места для женщин в синагоге либо отделяются от мест для мужчин перегородкой, либо женщины занимают места на галерее.

Мужчинам запрещено находиться в синагоге с непокрытой головой, поэтому во время утренней молитвы они надевают особое молитвенное покрывало (талит), представляющее собой четырехугольный кусок шерстяной материи с четырьмя кистями по углам (цицит).

В будние дни во время утренней молитвы мужчины надевают тфилин — кожаные коробочки с вложенными в них кусочками пергамента с отрывками Священного Писания. С помощью длинных ремешков эти коробочки привязываются ко лбу и левой руке молящихся.

Молитвы произносятся стоя или сидя: молящимся не разрешается простираться ниц или становиться на колени, за исключением отдельных моментов праздничных богослужений.

При входе в синагогу и чтении некоторых молитв принято склонять голову. Молитвы читаются на иврите, а ряд молитв — на арамите (арамейском), языке повседневного общения древних евреев.

Разработанный в течение веков порядок богослужения предусматривает произнесение определенных молитв, последовательность которых соответствует тому или иному дню религиозного календаря.

Руководить богослужением может любой взрослый мужчина-еврей. В больших общинах обычно для чтения молитв по праздникам и субботам специально назначается особо почитаемый человек (хаззан), которому иногда сопутствует мужской хор.

Некоторые части литургии поются всеми присутствующими в синагоге.

Во многих общинах, принадлежащих к другим направлениям иудаизма,— консервативному, реформистскому, либеральному, — синагогальные традиции могут значительно отличаться. Так, в реформистских общинах мужчины и женщины сидят вместе. Мужчины могут не надевать талит и тфилин, хотя нередко носят на голове специальную шапочку (кипу).

В синагогальный хор в реформистских и многих консервативных синагогах входят женщины. Во многих странах часть богослужения может вестись на языке этой страны, причем соотношение количества молитв на иврите и молитв на другом языке различно в разных общинах. Меняется и сам состав молитв в богослужениях различных общин.

Раввины возглавляют еврейские общины и сегодня, хотя их руководство по большей части носит характер духовного наставничества. В обязанности раввинов входит организация торжественных религиозных церемоний — заключение браков, проведение похорон и т. д.

В различных странах мира функции и положение раввината могут отличаться. Так, в Израиле раввины являются государственными должностными лицами. Они утверждаются в должности верховными раввинами и министерством по делам религий и принимают на себя часть важных государственных и судебных функций.

В отличие от других религий, где существуют определенные правила этикета в общении со священнослужителями разного ранга, в иудаизме в целом таких правил нет. Единственное, при обращении к раввину по имени иногда добавляют слово «рабби».

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Личностные особенности экстравертов и интровертов

Мечеть

Мечеть — молитвенное здание у мусульман. Она не является святым местом, храмом в полном смысле этого слова. Исключение составляет только Масджид аль-харам — «запретная мечеть», которая находится в Мекке. В центре Масджид аль-харам стоит Кааба — главная святыня мусульман.

В мечети организуются различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д. Кроме того, в мечети всегда может переночевать приезжий.

Пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан — призыв на молитву. Его возглашает муэдзин. Внутри мечети направление молитвы определяет михраб — специальная ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Справа от михраба в соборной мечети стоит минбар — трибуна для проповедника.

Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа. Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным. Хотя мечеть и не является святым местом, чествуют определенные правила, которые распространяются на любого, кто пришел в мечеть, независимо от вероисповедания.

Внешний облик посетителя мечети не должен оскорблять взгляд верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду. У женщин одежда должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не должен быть вызывающе ярким, а силуэт — облегающим. Волосы женщинам следует полностью спрятать под платок.

Пол в мечети устлан коврами, обувь оставляют при входе. В больших мечетях специальные служащие принимают обувь и выдают жетон.

Посетители мечети ведут себя очень раскованно: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общаются между собой. Но при этом в любое время кто-то может совершать намаз, т. е. молиться.

Верующие читают Коран или просто сосредоточиваются на мысли о Всевышнем. Поэтому не следует повышать голос, смеяться, браниться и т. д.

Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение (вуду) и выстраиваются рядами за имамом — предстоятелем на молитве. Те, кто по каким-то причинам не принимает участие в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть.

Поскольку в исламе не существует института священства, обращение к духовным лицам определяется конкретной практикой, сложившейся в данном регионе. Наиболее универсальным является обращение «сайд» (по-арабски «господин»), а также «хаджи», то есть совершивший хадж. Но эти обращения не являются исключительной прерогативой духовных лиц.

Изучить правила этикета и научиться достойно вести себя в любых обстоятельствах вы можете с помощью курса «Этикет и навыки делового общения». Изучите его отдельно или по абонементу, со скидкой

Источник: http://www.elitarium.ru/religioznyj-jetiket-hram-sinagoga-mechet-pravila-povedenija/

Особенности архитектуры храмов и мечетей

Культовые сооружения: церкви, соборы, монастыри, мечети, синагоги

За последние 10 лет произошли существенные изменения в духовной жизни, стали восстанавливаться и обустраиваться многие культовые здания, которые были заброшены в 50-е годы XX века.

В процессе исследования мною обращалось внимание на местонахождение и время появления храма, в честь каких святых было освящено и, самое главное, на особенности построения православного храма и мусульманской мечети.

Храм Святителя Николая Чудотворца

В 1945 году в Магнитогорске был основан Свято-Никольский  храм. Большую помощь в строительстве церкви оказал легендарный директор металлургического комбината Г.И. Носов (14, с.17).

Почти 30 лет храм был в запустении, сначала из него сделали клуб, потом планетарий, после планетария – меховой склад. Храм был возвращен церкви в 1990 году. Автором проекта иконостаса стал Вадим Калинин.

В этом же году магнитогорский художник Сергей Саломатин завершил роспись купола и стен храма.

В 2003-2004 году много сделано для украшения храма. К престольному празднику покрыли колокольню с напылением нитрита титана. К празднику Святой Троицы облицевали и воздвигли крест на основной купол храма.

К празднику Покрова Пресвятой Богородицы самый большой купол украсили отделкой из синего металла с золотыми звездами.

Накануне Рождества Христова был совершен чин освящения креста, его поднятие и установка на купол над алтарной частью.

Xрам носит имя Святителя Николая, исторических свидетельств о нем не сохранилось. Этот святой считается покровителем моряков, купцов и детей. В христианской традиции отмечается 6/19 декабря – день кончины (так называемый «Никола зимний»), 9/22 мая – день прибытия мощей в город Бари (так называемый«Никола вешний»).

Свято-Никольского храм – прямоугольное двухъярусное в плане здание, форма плана базилика (корабль) (см.приложение). Невысокий одноглавый храм голубого цвета с белым декором. Венчает храм синий со звездами купол, снизу оформленный декоративными кокошниками и лепниной в виде херувимов, купол венчает маленькая луковичная главка на глухом барабане.

Вход с южной, с северной и с западной фасадов организован притворами. Притвор с западного фасада обрамлен архивольтами и оформлен зубцами («ласточкин хвост»).

С восточной стороны находится алтарный выступ, на конхе расположен глухой барабан с небольшим куполом, оформленный декоративными кокошниками и лепниной в виде херувимов (популярный мотив барокко) также венчает купол маленькая луковичная главка на глухом барабане.

Со всех сторон здания находятся оконные проемы, которые обрамлены белыми по цвету декоративными наличниками. Колокольня представляет собой двухъярусную башню в форме четверика с ярусом звона в форме восьмерика, завершенную шатровым куполом с луковичной главкой. Трапезная представляет собой самостоятельное сооружение для совместной еды, с подсобными помещениями.

Михайло-Архангельская церковь

В конце 40-х после реконструкции жилого дома открылась Михайло-Архангельская церковь в пос. Димитрова. Проект храма составили инженеры В. Сычев и Д. Шатунов. Купол и стены расписал художник Н. Тюкинеев.

Xрам трехпрестольный, в честь Одигитрии Божьей Матери, Михаила Архангела и Серафима Саровского.

В христианстве архангел Михаил – главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей. В православии архангел Михаил именуется архистратиг (греч. – главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона. К архангелу Михаилу обращаются с молитвами об исцелении.

Это связано с указанным выше почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. В христианстве принято считать, что вооруженным мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил. В частности, этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах.

В православной церкви празднование Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных установлено 21 ноября (8 ноября по старому стилю).

Михайло-Архангельская церковь является образцом скромного приходского храма в стиле классицизма: её отличают небольшие габариты и подчеркнутая камерность. Невысокий одноглавый храм небесного цвета с белым декором построен из кирпича. Прямоугольный по форме храм базилики (корабля), имеет три апсиды, они сливаются в одну трехчастную форму с перекрытием конхи.

Глава имеет форму луковицы золотистого цвета, золото означает символ небесной славы. Купол расположен на световом по форме восьмерике барабане, стоящем на четверике. Лопатки вертикальные выступы на стене здания, делят фасад на отдельные прясла.

Оконные проемы декорированы полукруглыми белыми по цвету наличниками. Вход с южной и с северной сторон фасадов храма организованы притворами. С северного фасада притвор украшен фигурной подвеской (гирькой).

Притворы завершаются небольшим шатровым покрытием и луковичной главкой.

Невысокая башнеобразная колокольня у основания сливается с первым этажом здания. Колокольня состоит из двух ярусов четвериков и завершается восьмериком и небольшим шатровым покрытием с луковичной главкой. Трапезная представляет собой самостоятельное сооружение для совместной еды, с подсобными помещениями.

Свято-Вознесенский собор

Xрам Вознесения Господня, возведенный по проекту магнитогорского архитектора Анатолия Волобуева, – один из немногих крупных и величественных церковных объектов, что были построены в России за последнее десятилетие.

Идея строительства в Магнитогорске грандиозного храма на правом берегу Урала в центре города долгие годы не давала покоя настоятелю Михайло-Архангельского Храма, протоиерею, благочинному Магнитогорско – Карталинского округа отцу Флору.

В середине 80-х годов двадцатого столетия судьба свела его с архитектором Анатолием Волобуевым, который сразу же проникся замыслом священника. Вместе они выбрали место для будущего храма: на возвышенности у Казачьей переправы. Началась работа над проектом. Окончательно принятый проект показали генеральному директору ММК И. X. Ромазану.

Трест «Магнитострой» приступил к работе. Но смерть И. X. Ромазана подкосила доброе начинание. Стройка замерла на долгие годы.

В 1998 году глава города В. Аникушин вернулся к судьбе храма, и вновь ожила строительная площадка. Летом 1999 года был освящен первый купол малой звонницы семикупольной церкви.

Свято-Вознесенский собор представляет собой огромный комплекс с семью куполами, пристройками, звонницей с колоколами, домом милосердия с домовой церковью, трапезной, медпунктом, богадельней для проживания нуждающихся. Высшая точка купола высотой с 15-этажный дом – 42 метра, а вместе с крестом высота храма составляет 52 метра.

Храм назван в честь церковного праздника Вознесение Господне. Этот день всегда приходится на Четверг шестой недели после Пасхи.

Собор имеет крестово-купольную композицию и состоит из семи куполов и звонницы. Главный купол, а рядом соседствуют 6 меньших куполов. Глава и меньшие купола имеют шлемовидную форму золотистого цвета.

Центральную главу поддерживает барабан со световыми окнами, опирающийся на четыре главных столба, находящиеся внутри храма.

Таким образом, прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленилось крестом, перекрестье которого точно приходится на центр храма – подкупольное пространство между четырьмя главными столбами.

Главные столбы делят храм на нефы – галереи, идущие от входа к алтарю, межрядовые пространства.

С восточной стороны в храме расположился алтарь, где происходит наиболее важная часть христианского богослужения. В области алтаря церковная стена выдается полукруглыми выступами – тремя апсидами.

Над закомарами построены хоры – верхняя открытая галерея, балкон, где во время богослужения находятся певчие.

Храм делится на три части: алтарь, храм (четверик) и притвор. Фасады со всех сторон здания разделены лопатками, вертикальными плоскими выступами на стене, что организует отдельные прясла.

Портал декоративно оформлен византийской мозаикой. С трех сторон фасада собора, кроме восточной стороны, находятся притворы. У каждого притвора и на главном фасаде размещается киот с иконой.

Колокольня имеет башнеобразное сооружение, состоящее из трех стилизованных ярусов.

В апреле 2004 года перед входом в церковный комплекс храма Вознесения Господня установлен памятник Симеону Верхотурскому. Автором семиметровой фигуры святого стал скульптор Хачик Мириджаняни. Симеон Верхотурский, живший в начале 17 века, известен как проповедник и просветитель народов Урала и Сибири. Мощи его с 1704 года хранятся в храме Святителя Николая Верхотурского монастыря.

Соборная мечеть

Строительство мечети в Магнитогорске начато в 1992 году. Автор проекта – архитектор Насим Саяхов. Магнитогорская мечеть – это социально-культурный комплекс, который открылся 16 июля 2004 года. Мечеть включает в себя здание для молений и минарет, административный и хозяйственный корпуса.

Площадь застройки 655 квадратных метров, строительный объем 6458 кубических метров. Высота основного трехэтажного здания мечети – 31,2 метра, высота минарета – 41,8 метра. В мужском молельном зале площадью 300 квадратных метров на втором этаже одновременно могут молиться 1000 человек. Женский молельный зал расположен на первом этаже.

Это определяется не только мусульманской традицией, но и практическими соображениями. «Женщинам удобнее будет на первом этаже, не нужно взбираться», – рассказал нам исламский наставник Баазит. Строительство мечети еще продолжается, в приложении представлен макет здания. Мусульманский храм в виде религиозных символов – полумесяца с девятиконечной звездой.

Полумесяц обязательно должен быть направлен в сторону черного камня Каабы для того, чтобы не прерывалась связь с Меккой.

Магнитогорские мусульмане долго добивались того, чтобы проект мечети был принят в управлении архитектуры города. Градостроители не соглашались с тем, что храм будет построен наискосок. Дело в том, что все улицы Магнитки идут строго с севера на юг.

А мечеть будет повернута по отношению ко всем зданиям еще на 20 градусов. Окна городских квартир «видят» либо юг, либо север, а двери главного входа храма «смотрят» на Мекку и черный камень, которые расположены на юго-востоке.

В итоге архитекторам пришлось уступить, и мусульмане развернули свой храм так, как хотели.

Полумесяцем в магнитогорском комплексе будет одноэтажный гостинично-бытовой корпус, а девятиугольной звездой – мечеть. Сердцевиной полумесяца будет минарет с видовой площадкой, откуда муэдзин призывает на молитву.

Pядом построят еще несколько зданий: приют для немощных стариков и бездомных детей на 30 человек и религиозный центр. И все это на территории мечети, площадь которой составляет 4,2 гектара. Закончить стройку здесь планируют не раньше, чем через три года.

Источник: http://www.microarticles.ru/article/osobennosti-arhitektyri-hramov-i-mechetej.html

Конфессиональные особенности храмовой архитектуры. Часть I

Культовые сооружения: церкви, соборы, монастыри, мечети, синагоги

Если инвестор задумал построить православный или католический храм, синагогу, мечеть, дацан и т.п.,то при разработке конкретного проекта необходимо учитывать архитектурные особенности, исторические сложившиеся в религиозной культуре.

Данная статья рассчитана скорее не на конкретного заказчика или инвестора, который хочет построить тот или иной религиозный объект в мегаполисе, а скорее как общая информация и уточнение для тех, кто не разбирается в тонкостях, а порой и в основных моментах, архитектуры какой либо конфессии, так как часто приходится сталкиваться с тем, что  собеседник не видит разницы между мечетью, храмом и кирхой.

В каждом деле, а тем более таком, как проектирование религиозных объектов, есть свои правила, которые складываются из следующих факторов:

  • общие требования данной конфессии к своим культовым сооружениям;
  • местные и национальные особенности этой же конфессии, ведь не секрет что мечети в ОАЭ и Турции значительно отличаются от своих собратьев в Самарканде и Бухаре;
  • стилистические особенности окружающей застройки, так как чаще всего новый объект приходится вписывать в уже сложившуюся архитектурную среду;
  • климатические особенности;
  • строительные особенности;

Для того что бы понять особенности архитектуры конфессии, необходимо немного обратиться к истории и понять чем же вызваны те или иные требования.

Зачастую они обусловлены скорее неким исключительно историческим фактом, который в определенный момент фиксируется историками и хронографами – «так исторически сложилось». В таких случаях не следует искать чрезмерного глубокого смысла в формировании тех или иных образов, они просто продиктованы модой и человеческим желанием того времени.

К примеру здесь можно привести титул римского первоиерарха – Папа.

Обратимся прежде всего к тем религиям, которые в общем смысле называются монотеистическими.

Монотеизм, то есть единобожие, понятие очень древнее, главной особенностью которого является верование в то, что Бог один, а вот в дальнейшем уже начинаются значительные расхождения по самым разным аспектам понимания этого единства.

Так же мистической особенностью монотеистических храмов является то, что храм не представляется как жилище божества как в языческих культах, где божество «обитает»(живет), «питается»(принимает жертвоприношения), и где требуются особые ритуалы для вхождения внутрь такого храма.

Архитектурная традиция православия

Вероучительными особенностями христианских конфессий является понятие о Боге-Троице, явленном в земной жизни в личности Иисуса Христа. Центром христианской жизни является богослужение-Евхаристия (греч. εὐ-χᾰριστία — благодарение), а целью всеобщее спасение.

Отсюда можно видеть определенные особенности построения христианских храмов, где центром является алтарь, как образ Горнего мира, а все остальное пространство, олицетворяющее дольний мир, динамично и как бы ведет зрителя по направлению к алтарю.

В интерьере характерен ритм пучков или отдельных колонн, пилястр, рисунок пола, ряды икон и окон, ряд паникадил или хоросов и все это завершается алтарной преградой-иконостасом, который стоит перпендикулярно основному пространству и чаще всего выполняется как перспективный портал, что еще более усиливает движение пространства от входа к алтарю.

Так же можно отметить как особенность – обращение главной частью храма, алтарем на Восток.

Где бы храм не располагался, он непременно будет обращен главным входом (чаще всего) на Запад, а алтарем на Восток, который определяется при закладке храма восхождением солнца, так как в христианской религии Христос именуется Солнцем правды.

Эти особенности характерны для Православных церквей, Древлеправославных (Дохалкидонских) церквей: коптских, сиро-яковитских, Старообрядческих (Белокринницкое согласие).

Наряду с перечисленными церквами есть ряд христианских деноминаций, которые по тем или иным причинам отклонили решения церковных соборов и другие правила христианской жизни того времени, а зачастую и просто по политическим мотивам, что повлекло за собой изменения в их богословской науке, а следовательно и архитектуре храмов.

Храмы католической церкви

К примеру Католическая церковь (от греч. καθ – по и όλη – целая; όικουμένη – вселенная) не приняла традицию возведения иконостасов в храмах и мы прекрасно можем наблюдать полностью открытые алтарные пространства, но при этом сохраняется ритмика самого храмового пространства от входа к алтарю.

Наряду с этим в художественную практику католиков вошло широкое использование скульптур, вместо икон, хотя последние так же встречаются в католических церквах, но в виде фресок.

Ритмические ряды скульптур и скульптурных композиций, богатая пластика форм и мощная эмоциональная нагрузка, характерная скульптуре вцелом, создают неповторимые интерьеры католических храмов.

Так же уместно будет вспомнить храмы Армянской Апостольской церкви, особенностями которых является отсутствие иконостаса, икон как таковых, правда не всегда и настенных изображений. Внутренне пространство так же подчинено ритму и обращено к алтарю.

Архитектура протестантских храмов

Протестантские храмы или как чаще их называют – кирхи, являют собой скорее места молитвенных, религиозных собраний, лишенные сакральных (мистических) мест.

После реформы Мартина Лютера, отвергшего гегемонию и формализм Католической церкви и написавшего свои «95 тезисов», небольшое движение его приверженцев (реформация -лат. reformatio — исправление, восстановление) стало набирать силу.

Отвержение Священного предания церкви, обрядовости и ритуалистики, замена Богооткровения индивидуальным человеческим знанием привело к тому, что храмы как таковые стали не нужны «молиться можно где угодно, ведь Бог у тебя в душе». Но тем не менее в дальнейшем протестантские группы верующих стали строить для себя места собраний и общей молитвы.

Характерными особенностями таких зданий являются:

  • отсутствие алтарной части как таковой, а значит и сакральной составляющей храма, так как Бог в душе, то земные (дольние) материальные воплощения горнего излишни или просто не нужны;
  • построение общего молитвенного пространства как лекционной аудитории, обращенной к тому месту, где в православных, Католических и Армянских храмах находится алтарь;

Но, несмотря на это внешний образ протестантских кирх продолжает сохранять особенности храмовой архитектуры Православной или Католической архитектуры.

Вместо алтаря появляется кафедра для проповедника-пастора (ивр. רועה‎‎, лат.

pastor «пастух» или «пастырь»), все так же сохраняется общее молитвенное пространство, во многих кирхах можно увидеть хоры и даже встречаются органы, которые используются за общей молитвой.

Общей особенностью перечисленных религиозных групп можно назвать свободное расположение своих храмов в окружающей среде. Достаточно пройтись по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге, что бы увидеть храмы различных религиозных конфессий, обращенные в разные стороны света. Такое свободное расположение дает просто для архитектурных подходов и решению градостроительных задач.

Наряду с перечисленными церквами необходимо вспомнить беспоповское старообрядчество. Храмовая архитектура этих групп христианских конфессий не отличается большим разнообразием и скорее стремится подражанию старине.

Сохранение старинного (исконного) уклада в семейном быту, национальные одежды, консервативное образование, старинное знаменное и демественное пение на богослужениях, повлекло за собой своего рода законсервированность этих групп религиозных меньшинств, что в свою очередь привело к использованию в своей архитектуре только «дониконовских» мотивов, с почти обязательными росписями стен (фресками).

Особенностью является также отсутствие иконостасов, так как духовенства в этих группах отсутствует. К таким группам можно отнести Поморское согласие, темноверы, зольное согласие, островное согласие, кулугуры, федосеевцы, нетовцы и проч.

Большинство из этих групп проживало или проживает в Сибири и за Уралом.

Многие из них не строят храмы вообще, а для молитвенных собраний используют молитвенные дома, по примеру протестантов с учетом национальных особенностей, порою внешне попросту похожие на избы.

Особенности исламской архитектуры

Наряду с христианством ислам и иудаизм так же являются монотеистическими религиями и при беглом рассмотрении неискушенному зрителю может показаться, что культовая архитектура этих конфессий практически ничем не отличается от христианской. Но это на первый взгляд.

Ислам (араб. الإسلام‎‎ ‎‎ [Islām] – покорность, подчинение), как самостоятельное верование зародился в VII веке. Основными понятиями ислама являются:

  • -верование в Аллаха, творца всего, что мы видим и что невидим (ангельский мир);
  • -верование в Муххамада (Мухаммеда, Магомета), что он есть истинный пророк Аллаха ко всему человечеству;

В исламе существует исторический запрет на изображение человека и всего живого (одушевленного), дабы не уподобляться этим (изображанием) самому Аллаху.

Можно привести характерный пример: «Сообщается, что (как-то раз) к ‘Абдуллаху бин ‘Аббасу, да будет доволен Аллах ими обоими, пришёл один человек и сказал: «О Абу ‘Аббас, поистине, я — человек, и я зарабатываю на жизнь своими руками, делая эти изображения».

Ибн ‘Аббас сказал: «Я скажу тебе лишь то, что слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Я слышал, как он сказал: “Того, кто создаст (какое-либо) изображение,1 Аллах станет подвергать мучениям до тех пор, пока он не вдохнёт в него дух, а он не (сможет сделать этого) никогда!”» (Услышав его слова,) этот человек глубоко вздохнул, и его лицо пожелтело (от страха.

Тогда Ибн ‘Аббас) сказал (ему): «Горе тебе, если уж ты непременно хочешь и дальше заниматься этим, то тебе следует (изображать) деревья и всё то, в чём нет духа».

Из этого отрывка видно, что изображению человека ислам придает сакральный смысл. В исламских молитвенных домах, мечетях (араб. مسجد [ˈmæsdʒɪd] — «место поклонения») полностью отсутствуют изображения людей и животных, но во всем богатстве можно видеть растительные и геометрические орнаменты, с вплетением в них фраз из Корана и Сунны.

По примеру христианских храмов мечети чаще всего купольного типа и как у христианских храмов у них есть свои «звонницы» – минареты. Распространенное число минаретов 2 или 4.

Но также можно заметить архитектурные особенности исламской архитектуры в разных местностях. К примеру, после захвата Византийской империи турками в 1453 году, многие христианские храмы были обращены в мечети, что послужило причиной некоему архитектурному подражательству со стороны исламских зодчих.

Мечети, выходившие из-под их руки были прототипами и уменьшенными копиями храма св.Софии Премудрости Божией (греч. Ἁγία Σοφία, полностью:Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας; тур. Ayasofya). Достаточно вспомнить Голубую мечеть, расположенную напротив храма св.Софии.

Но нельзя сказать, что вся исламская архитектура носила подражательно-копировальный характер. Достаточно вспомнить мечети: Мечеть Биби-Ханым в Самарканде, Мечеть Балянд в Бухаре, Мечеть Калян (тадж.

Мас?ид‍и калон – Большая мечеть) в Бухаре, Мечеть Магоки-курпа (тадж. Мағоки кӯрпа; Яма одеял) в Бухаре, мечети Бишкека, соборная мечеть в СПб. и проч.

Тут видно характерное и ни с чем не сравнимое архитектурное новшество, при всем сохранении исламских традиций и национальных особенностей.

Внутреннее пространство мечетей чаще всего центричное, реже встречаются крупные мечети (как правило современные), в которых большой молитвенный зал с галереями по краям, напоминающим хоры, обращены к концу мечети как бы к центру. Неотъемлемыми атрибутами интерьера являются: ниша обращенная на Каабу в Мекке, место для хранения корана и кафедра проповедника-учителя муллы.

Так же характерной особенностью внутренней организации мечетей является устройство небольших фонтанчиков или родничков для малого и большого омовения верующих, и разделения молитвенных мест для мужчин и женщин.

И все же основной ритм внутреннего пространства мечетей не такой как в христианских храмах, он как бы «кружит» зрителя, не давая ему остановить взгляд на чем-либо и что-нибудь разглядывать.

Даже строки из корана и сунны как бы «вплетаются» в орнамент и сливаются с ним, так что их поначалу трудно разглядеть. Эта самая характерная особенность исламской архитектуры.

Перед большими мечетями устраиваются открытие дворики с крытыми галереями по краям, для собрания большого количества верующих. Мечети всегда делаются однокупольными, дабы подчеркнуть единство Аллаха и венчаются полумесяцем-символом ислама.

Иудейская архитектурная традиция

Иудейские молитвенные дома – синагоги являют собой архитектурные здания внешне и внутренне похожие на христианские храмы и исламские мечети.

Чаще всего это многоярусные сооружения, в интерьере с галереями по краям молитвенного зала с сидячими местами, на этих галереях так же устраиваются молитвенные места, как правило, для женщин.

Также присутствует архитектурный ритм, который как бы направляет зрителя вглубь синагоги, где находится кафедра проповедника-раввина (от арам. רבין раби́н, возможно через греч. ραββίνος; от ивр.

רַב‎, рав; идиш רבֿ, рoв/рув ; перед собственным именем hоРа́в; букв. «великий», «значительный», «учитель») и где в специальной нише или на специальном возвышении хранится Тора (ивр. תּוֹרָה — тора́, букв.

«учение, закон»).

В убранстве синагог отсутствуют живописные изображения Бога или ангелов, так как по иудейскому учению нельзя изображать то, что не видимо и запрещено заповедями, а так же святых ветхозаветных людей.

При входе в синагоги так же устраиваются купели для ритуального омовения – миквэ (ивр. מִקְוֶה‎, в сефардском произношении микве́, букв. `скопление [воды]`).

Венчаются синагоги как правило одним куполом. Очень часто в убранстве синагог (на куполах и на решетках) встречается так называемая «звезда царя Давида» характерный символ иудаизма.

Продолжение матриала смотрите “Конфессиональные особенности храмовой архитектуры. Часть II”

Источник – Питер Девелопмент

архитектор Алексей Прохоров

Источник: https://pro-land.org/news/konfessionalnye-osobennosti-hramovoi-arhitektury

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.