+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы – особенности, права и интересные факты

Содержание

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы - особенности, права и интересные факты

Беженцы и вынужденные переселенцы — статусы, присваиваемые согласно федеральному законодательству РФ и предусматривающие возможность получения убежища, места для временного проживания ввиду исключительных жизненных обстоятельств.

Для указанных лиц разработаны отдельные порядки оформления статуса, социального обеспечения, реализации льготных программ. Для беженцев и вынужденных переселенцев отличие проявляется при установлении гражданства.

Первые выступают иностранными гражданами или лицами, не имеющими такового, а вторые всегда граждане России.

Статус беженца

Чем отличается беженец от вынужденного переселенца? Ввиду различия по гражданству, указанные категории не соотносят друг с другом, что приводит к отдельной регламентации статусов «беженец-переселенец», «вынужденный переселенец». Такое явление, как беженство, регулируется Федеральным законом № 4528-1 «О беженцах».

Кто такие беженцы и переселенцы? Согласно статье 1 ФЗ № 4528-1, беженцами признаются лица, нуждающиеся в убежище по причине наличия угрозы их преследования по расовым, религиозным или национальным мотивам. Причем на родной территории такой человек не может или не хочет получить подобную поддержку, поэтому вынужден переселиться в Российскую Федерацию.

Как упоминалось выше, главное отличие беженцев от вынужденных переселенцев в отсутствии гражданства РФ. Это ключевое условие для оформления указанного статуса. Просить о предоставлении вида на жительство могут следующие лица:

  • иностранцы, которые только желают осуществить переселение на территорию России;
  • не имеющие гражданства, но желающие проживать в РФ;
  • иностранные граждане, у которых пребывание в России имеет законные основания.

Нелегальные мигранты, преступники, иные нарушители права на получение статуса переселенца иметь не будут.

ФЗ № 4528-1 также предусматривает права беженцев, поэтому гарантирует признание таких людей частью населения страны и предоставляет:

  • возможность использования услуг переводчика для ознакомления с законодательством о беженцах, правилами нахождения в стране;
  • помощь при переезде, перевозке багажа;
  • одноразовую выплату беженцу, каждому члену его семьи не меньше ста рублей;
  • направление к местам временного пребывания;
  • обеспечение продуктами питания, коммунальными услугами;
  • помощь при получении медицинских услуг, лекарственных средств;
  • направление на обучение в центрах временного размещения;
  • возможность отозвать заявление, прекратить статус беженца.

Со своей стороны указанная категория лиц должна соблюдать положения законов России, порядок проживания, а также проходить обязательные медицинские осмотры.

Статус вынужденного переселенца

Что касается вынужденного переселенца, то данный вариант социально-политического, конституционно-правового статуса предполагает наличие гражданства России. Соответственно, отличие указанных лиц в том, что они либо возвращаются на территорию РФ, чтобы найти убежище, скрыться от преследования, либо переезжают из одного региона страны в другой по тем же причинам.

В случае с указанной категорией лиц гарантии на право переселения, получения местожительства предлагаются не только фактическим переселенцам, но и членам их семей, а именно — супругам, детям, родителям, если они живут с мигрантом. Для них необязательно официальное оформление рассматриваемого правового статуса.

Когда человек переселяется из одной части страны в другую из-за экономических проблем, совершения преступления, то возможность получения такого статуса и сопутствующих привилегий упраздняется. Также необходимо соблюсти срок обращения — он ограничен годом с момента переезда.

Закон РФ № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» устанавливает не только условия для получения статуса, но и права, распространяемые на лицо, которое вынуждено переезжать:

  • единовременное начисление не менее ста рублей;
  • направление от территориальных органов к месту временного проживания;
  • поддержка при необходимости переезда и перевозки багажа к месту проживания;
  • обеспечение лиц питанием при проживании во временных центрах;
  • медицинская и медикаментозная помощь.

Место жительства переселенцев, как и беженцев, определяется миграционной службой по ходатайству, что можно рассматривать как сходство указанных статусов.

Обязанности переселенцев и беженцев не имеют существенной разницы. Переселенцы также должны соблюдать законы и порядок проживания, предоставлять достоверные сведения и характеристики о себе, а также проходить обязательные осмотры в медицинских учреждениях.

Процедура оформления

Для легализации рассматриваемого статуса и получения места жительства вынужденными переселенцами и беженцами необходимо направить ходатайство в уполномоченный орган власти. В данных вопросах им выступает Миграционная служба РФ, а точнее — ее территориальная структура. Различие здесь проявляться не будет.

Место жительства переселенца и вынужденного переселенца так же, как и необходимое удостоверение, оформляется на основании бумаг, передаваемых в территориальный орган ФМС:

  • документ, устанавливающий личность (паспорт, справка);
  • свидетельство о факте рождения, заключении брака, усыновления для установления родства;
  • две фотографии;
  • заявление.

Скачать образец заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.

Если для оформления статуса используются услуги представителя, то дополнительно придется подготовить доверенность.

Рассмотрение ходатайства проходит в несколько этапов, поскольку необходимо проверить сведения о заявителе и его семье. В случае с беженцами требования к процедуре предъявляются более серьезные, поскольку предстоит предоставить содержание и жилье для переселенцев. Соотечественники проходят процедуру быстрее, если не выявлено нарушений и недочетов при подаче бумаг.

Для беженцев также предусмотрено прохождение опросов и заполнение анкет — такие мероприятия необходимы перед принятием решения.

В то время как по переселенцам, не позднее трех дней после подачи документов, в соответствии с законом, выносится вердикт.

Если ответ положительный, то те и другие получают на руки документ — справка переселенца или удостоверение, подтверждающее их статус и права на территории страны.

Чем отличается беженец от вынужденного переселенца

Нормы закона, а также теоретические сведения, отраженные в литературе, предполагают существование принципиальных различий между рассматриваемыми статусами. Чаще всего представляются отличия беженцев от вынужденных переселенцев в таблицах — для наглядности сравнения указанных понятий.

Определяется несколько критериев, по которым можно разграничить беженцев и вынужденных переселенцев:

  1. Гражданство. Беженцы — всегда люди, которые являются гражданами иностранных государств или не имеют такового, а родиной переселенцев выступает Россия.
  2. Процедура оформления. Для иностранцев она априори сложнее и предполагает более громоздкий порядок действий. Кроме того, вынужденные переселенцы не нуждаются в оформлении гражданства, что упрощает их жизнь на территории России. Беженцам же необходимо такое оформление, чтобы в дальнейшем можно было изменить свой статус.
  3. Срок действия. Беженцы могут пользоваться своим положением бессрочно, однако им требуется регулярно, каждые полтора года, проходить переучет. Вынужденные переселенцы являются таковыми только пять лет, но возможность продления статуса допускается по ходатайству и при условии повторного прохождения необходимой процедуры.
  4. Документация. Несмотря на общий перечень бумаг, нередко иностранцам достаточно предъявить паспорт, в то время как российские переселенцы должны подготовить большое количество дополнительной информации.

После процедуры оформления вероятно различие в возможностях, открывающихся перед рассматриваемыми категориями лиц. В частности, это касается социального обеспечения и дальнейшего проживания на территории страны.

Помимо очевидных различий, определяются также и признаки схожести — в большей степени при предоставлении матпомощи. Обеим группам лиц начисляются единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам, размер которых идентичен, оформляется пенсионное обеспечение на равных условиях.

Нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос

Источник: https://posobie.net/posobie/chem-otlichayutsya-bezhentsy-i-vynuzhdennye-pereselentsy.html

Вынужденный переселенец — это… Кто такие вынужденные переселенцы: права переселенцев, получение статуса

Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы - особенности, права и интересные факты

Добавлено в закладки: 0

Кто такой вынужденный переселенец? Описание и определение понятия.

Вынужденный переселенец является гражданином страны, вынужденный покинуть свое постоянное место жительства из-за насилия или преследования, которое совершается в отношении него или членов его семьи.

Или причиной может послужить реальная возможность подвергнуться преследованию из-за своей национальной или расовой принадлежности, религии, которая исповедуется или языка, который используется, а также вследствие своих политических убеждений.

Статусом вынужденного переселенца наделяют лицо без гражданства или гражданина, который живет на законных основаниях на территории страны.

Лицам, которые в смысле определения Женевской Конвенции о статусе беженцев ООН 1951 года и её специального Протокола из-за имеющих место опасений быть жертвой преследований отличающихся расой, вероисповеданием, гражданством, принадлежностью к определённой социальной группе, сексуальной ориентацией или политическими взглядами, находящиеся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут быть использованы защитой этой страны или не желающие пользоваться такой защитой из-за все тех же опасений; или же, не обладая определённым гражданства и находясь вне страны своего предыдущего обычного местожительства как следствием подобных событий, не могут или не желают вернуться в неё из-за этих опасений.

Бытовое понимание слова подразмевают также внутренне перемещённых лиц; лиц, которые ищут убежище (но ещё не получивших статуса беженца); и вообще все лица, вынужденно переселившиеся из одного места в другое.

Права переселенцев

Беженцам, зачастую, предоставляют равные права с иными иностранцами, их документируют особыми проездными документами и предоставляют гражданство в льготном порядке. Ряд стран предоставляет особый «гуманитарный статус» — т. н.

временное убежище, которое предоставляется в случае массового исхода беженцев или лицам, не удовлетворяющим конвенционным критериям, но не имеющим возможности быть высланным из соображений гуманности.

Беженцами не могут признаваться лица, которые совершают тяжкие преступления неполитического характера, в том числе акты терроризма. Беженца или лицо, которое ищет убежища, нельзя выслать обратно в страну происхождения.

По российскому законодательству беженец является лицом, которое не обладает гражданством Российской Федерации и которое в силу вполне реальных опасений стать жертвой из-за отличий в расе, вероисповедании, гражданстве, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политическим убеждениям находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не может воспользоваться защитой этой страны или не имеет желания воспользоваться такой защитой из-за таких опасений; или, не обладая определённым гражданством и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не имеет возможности или не желания вернуться в неё вследствие таких опасений.

Основными правовыми документами о статусе беженцев является Конвенция 1951 года и Протокол 1967 года. Орган системы ООН, который занимается проблемами беженцев —  это Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Помощь беженцам и вынужденным переселенцам в вооружённых конфликтах также предоставляет Международный Комитет Красного Креста.

С 2001 года мировая общественность 20 июня отмечает Всемирный день беженцев.

Вынужденные беженцы – получение статуса

Если рассмотреть процесс получения статуса вынужденного беженца, то стоит выделить некоторые общие черты существующие во всех странах мира. Во-первых, лицу необходимо обратиться с ходатайством в посольство страны, в которое запланирован вынужденный переезд.

Правильная подача заявки на получение статуса вынужденного беженца может послужить залогом успеха, потому что существует определенный комплекс для причин беженства, который, иногда, необходимо качественно и обстоятельно доказать.

После того как лицо обратиться в посольство страны начнается процесс рассмотрения заявки беженца, причины послужившие вынужденному беженству, социальные аспекты беженца. После официального рассмотрения заявки следует выдача ответа о положительном решении или отказ в предоставлении статуса вынужденного беженца.

После того как подтверждается ходатайство, начинается череда из оформления документов беженца, о переезде и регистрации, в местах где теперь проживают беженцы.

Если говорить об условиях, предоставляемых вынужденным беженцам РФ, то выгода их яляется сомнительной, о чем будет свидетельствовать отсутствие тенденции к переезду в Россию из стран Европы.

Кроме того, среди хороших датаций от государства, беженцу может быть предоставлено жильё по выгодной цене или вообще бесплатно, что является более экономным обычного выезда на работу в Англию, где жильё снимать прийдется по рыночной стоимости, потребующих серьёзных средств.

  Беженец и его семья может иметь льготные условия для детей, среди них, бесплатный детский сад, различные образовательные программы для семей беженцев, а также наделяют льготами в медицинской сфере, коммунальными скидками.

Говоря про Европейские страны, например, Англию, стоит обратить внимание на несколько ярких плюсов, получаемых беженцами вынужденные беженцами при переезде на Туманный Альбион. По началу, вынужденные беженцы получат финансовое пособие в размере от 550 фунтов стерлингов, позволяющее приобретать питание и необходимые в первое время вещи.

Беженцы – выгодны ли условия?

В других странах Европы тоже присутствуют льготные условия для пребывания вынужденных беженцев на территории стран.

Получить жилье, вид на жительство, государственные отчисления для беженцев, бесплатное образование и помощь в трудоустройстве является далеко не полным перечнем преимуществ статуса вынужденного беженеца.

Однако многие государства уделяют большее внимание тем причинам вынужденного беженства, которые занимаются детальным анализом документов, которые предоставлены в посольство, постоянно предпринимающие утверждение поправок в законодательство, которое затрагивает беженцев на территории страны.

Так как постоянно изменяются законы о статусе вынужденных переселенцев, а также специальный подход к беженцам у каждой из стран, стоит посоветовать не предпринимать попыток, чтобы регистрировать заявки на получение статуса вынужденного мигранта не получая консультации специалистов.

Беженцы и переселенцы

Зачастую понятия «беженец» и «вынужденный переселенец» ошибочно считают эквивалентными. Схожесть действительно есть, однако существуют и существенные различия, как касающиеся оформления статуса «беженца» или «вынужденного переселенца», так сама ситуация, произведя учет которой лицо может быть причислено к той или иной категории.

Беженцы и переселенцы – не эквивалентные понятия. Главным различием тут является гражданство. Беженцы – это не граждане страны, в пределах которой проживают.

Вынужденный переселенец –описывает лицо, которое является гражданином страны, либо иностранным гражданином, который проживает постоянно и на законных основаниях в стране, и которого вынудили покинуть постоянное место жительства и поселиться в иной субъект государства.

К вынужденным переселенцам, если касаться русских переселенцев, можно отнести советских граждан, которые проживали на территории одной из республик Союза на постоянной основе.

Переселенцем можно считать лицо, получившее статус беженца, однако по ряду причин, утратившее его в связи с оформлением гражданства, либо же, по причине того, что беженец имел постоянное место проживания, но все равно переехал в иной субъект страны.

Беженцы и переселенцы являются лицами, которые подвергаются гонениям или страдают от враждебного отношения к себе в виду разных признаков: вероисповедания, родины, сексуальной ориентации и т.д.

Именно поэтому вынужденные переселенцы и беженцы могут стремиться отказаться чтобы их защищало государство и покинуть его пределы или переселиться, чтобы избежать угрозы для своей жизни, здоровья, прав и свобод.

Закон и нормативные акты могут регламентировать процедуру присвоения статуса беженца и переселенца. Они могут четко устанавить пакет документов, которые требуются для оформления статуса, а также по ряду признаков, без которых регистрацию беженцев и вынужденных переселенцев провести невозможно. Среди таких признаков можно назвать:

  • Национальную или расовую принадлежность потенциального беженца и вынужденного переселенца;
  • Принадлежность лица, которое притязает на статус «переселенца» или «беженца», к определенной социальной группе;
  • Политические убеждения;
  • Вероисповедание и религиозные убеждения;
  • Язык.

Если рассмотреть законодательно и нормативно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, то можно заметить, что они почти совпадают с точки зрения оснований на которых были созданы, а также предоставляют благоприятные условия чтобы проживать беженцам и переселенцам.

Существуют ситуации, когда иммиграционные комиссии выдвигают отказ на желание получить убежище и вид на жительство в связи с оформлением статуса «беженца» или «вынужденного переселенца». Для этого существует ряд оснований, например:

  • Умышленно предоставлены сведения или сфальсифицированы документы, основываясь на которых производится процедура оформления статуса беженца или вынужденного переселенца;
  • Совершено тяжкое преступление;
  • Отсутствует достаточно аргументов и оснований у потенциальных переселенцев и беженцев чтобы оформить статус, учитывая что, уполномоченные иммиграционные комиссии могут отказать в ходатайстве.

Проблемы статуса “вынужденного переселенца”

Серьезнейшая проблема – это отсутствие разделения ответственности за состояние этих лиц между властями федеральной и региональной, нужно произвести закрепление ответственности административным органам, чтобы соблюдать законы в отношении беженцев.

Плохо проработан отказ в предоставлении статуса. Можно столкнуться с:

  • бюрократическими преградами и проволочками;
  • продлением статуса часто не происходит только по причине недостаточной информированности, но ввиду этого мигрант может потерять все полученные им права;
  • часто заявители по незнанию могут указывать в качестве причины переезда плохие экономические условия, а это может послужить основанием отказа;
  • отказом по воле чиновника;
  • самим статусом, который определен недостаточно четко;
  • требующимися здесь бумагами, имеющими короткий срок действия.

Получение статуса не может решить все проблемы беженцев и вынужденных переселенцев, потому что многие права существуют лишь на бумаге. Зачастую, переселенцы распределяются в отдаленные районы, где зачастую существуют сложности с трудоустройством.

Первоочередной практической задачей на государственном уровне в настоящее время является проведение экспертизы законов и подзаконных актов, с целью отыскать и устранить их слабые места. Реализовать все меры по решению проблем невозможно не увеличив финансирования.

Мы коротко рассмотрели понятие вынужденного переселенца, его методы и способы. Оставляйте свои комментарии или дoпoлнения к материалу.

Источник: https://biznes-prost.ru/vynuzhdennyj-pereselenec.html

Вынужденные переселенцы и беженцы: кто это такие, какие у них права и чем отличаются понятия

Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы - особенности, права и интересные факты

Жизненные проблемы заставляют людей покидать родную страну и переселяться в другую. Плохая экономическая ситуация, низкий уровень медицины и образования, политический прессинг, а также высокая безработица — все это служит неблагоприятными факторами и вынуждает людей на переезд. Рассмотрим понятие «вынужденные беженцы» и узнаем, кто такие переселенцы.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 113-18-96. Это быстро и бесплатно!

Кто такие вынужденные переселенцы

Переселенец — это гражданин определенной страны, который вынужден покинуть свое постоянное место жительства из-за прессинга и насилия, совершенного в отношение него одного или всех членов семьи.

Также причинами могут являться расовая принадлежность, религиозные взгляды, политические убеждения, владение определенным языком. Статусом вынужденного переселенца может обладать гражданин или лицо без гражданства, которое находится на территории страны законно.

Более простое понимание этого статуса подразумевает лиц, которые перемещаются по территории страны и ищут убежище, а также всех лиц, которые были вынуждены переселиться из одного места в другое.

Кто отвечает за положение вынужденного переселенца

Для того чтобы человек получил этот статус, ему необходимо обратиться в посольство страны, в которую он будет переезжать. Лицо обязано предоставить специальный документ — ходатайство.

В нем гражданин указывает все обстоятельства, по которым он вынужден переехать, а также доказывает необходимость получения им статуса переселенца.

Чем аргументированней и достоверней представлены факты, тем больше шансов получить статус.

После обращения в посольстве начинается процедура рассмотрения ходатайства: изучение заявления, социальных аспектов и жизненных обстоятельств человека.

После посольство выносит решение: либо об удовлетворении ходатайства, либо об отказе в удовлетворении.

В случае положительного ответа начинается процедура оформления документов беженца, его регистрации и переезда.

Права и обязанности переселенцев

Российское законодательство подробно регламентирует права и обязанности рассматриваемой категории граждан. В целом они схожи с правовым статусом гражданина РФ, хотя и имеют ряд особенностей. Для начала рассмотрим обязанности переселенцев:

  1. В первую очередь человек обязан соблюдать законодательство РФ — Конституцию, Федеральный закон и иные нормативно-правовые акты.
  2. Каждый год проходить процедуру переучета.
  3. В случае перемены места жительства вставать на учет в территориальный орган МВД.

Права вынужденных переселенцев:

  1. Переселенец вправе самостоятельно выбирать место жительства.
  2. Получить у государства направление на место в центре размещения вынужденных переселенцев.
  3. Имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения.

Справка. Вынужденные переселенцы — это особая категория лиц, жизнь и здоровье которых находились под угрозой, вследствие чего они были вынуждены сбежать в другое государство. Впервые такое понятие стали употреблять в период Первой мировой войны.

Для получения статуса беженца лицу также необходимо обратиться в государственные органы с ходатайством. После чего получить специальное удостоверение, подтверждающее статус беженца.

Переселенцев часто путают с беженцами. Рассмотрим эти два понятия и выявим различия:

  1. Беженцы не являются гражданами страны, в которой проживают. В то время как переселенцы имеют гражданство государства, которое обязаны покинуть в силу различных обстоятельств.
  2. Беженцы могут подать ходатайство о получении статуса только лично, а переселенцы — любым удобным способом: по почте или через интернет. Например, на портале госуслуг.
  3. Получение статуса беженца занимает много времени — как правило, около полугода. Получение статуса переселенца не требует множества проверок и проходит быстро.
  4. У беженцев статус действует бессрочно, его лишь надо подтверждать один раз в год. Статус переселенца дается на пять лет. Его можно продлить при наличии необходимых оснований.

Порядок признания беженцем

Для получения статуса беженца необходимо предоставить следующие документы: заявление, анкету, загранпаспорт, 4 фотографии. Анкета и заявление должны быть заполнены на английском языке и языке принимающей страны. Если лицо не владеет им, то ему бесплатно предоставляют переводчика.

Безоговорочным основанием получения статуса беженца являются военные действия на территории родного государства. Для начала нужно подать запрос на пересечение границы страны. Он сопровождается вопросами о причинах эмиграции, плюс снимаются отпечатки пальцев.

Затем человека селят в специальный центр, отправляют на медицинское обследование и фотографируют.

Далее гражданину предстоит пройти собеседование с офицером иммиграционной службы. Несовершеннолетние лица от 14 до 18 лет проходят опрос в присутствии родителей. Дети младше 14 лет освобождены от этой процедуры.

Заключительный этап — принятие решения. В случае удовлетворения лицо получает статус беженца, удостоверение и временный вид на жительство.

Права и обязанности беженца

Подробнее изучим, какими правами и обязанностями обладает беженец:

  • право в любое время уехать в свое родное государство;
  • право на получение жилья;
  • право на услуги переводчика;
  • право на работу по найму или участие в общественно-полезной деятельности;
  • право на приобретение российского гражданства;
  • обязанность проходить медицинское обследование;
  • обязанность подачи сведений для приобретения статуса беженца;
  • обязанность отмечаться в миграционной службе в установленные сроки.

Утрата статуса

В случае утраты статуса лицо обязано сдать удостоверение в федеральный государственный орган. Основания для утраты статуса следующие:

  • прекращение срока действия;
  • выезд на постоянное место жительство на территорию другого государства;
  • прекращение российского гражданства;
  • наличие в удостоверении непредусмотренных законодательством надписей или фото;
  • приобретение гражданства другой страны;
  • лицо осуждено за совершение преступления на территории России.

Миграционная служба обязана вручить уведомление о лишении статуса беженца или вынужденного переселенца в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.

Заключение

Статус беженца и вынужденного переселенца в РФ очень схож, хоть и имеет ряд отличительных особенностей. В стране много вынужденных мигрантов, которые бежали из своих государств по разным причинам: вероисповедание, язык, политическая принадлежность.

Законодательство России в сфере миграции на сегодняшний день является одним из самых гуманных в мире. Проблема беженцев и вынужденных переселенцев требует постоянного внимания и изучения.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 113-18-96

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://101jurist.com/emigratsiya/vynuzhdennye-pereselentsy.html

Беженцы и вынужденные переселенцы: сходство и различия в статусах, права. Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы - особенности, права и интересные факты

Беженцы и вынужденные переселенцы – это установленные российским федеральным законодательством статусы, которые присваиваются лицам, нуждающимся в получении временного или постоянного места для проживания или убежища в связи со сложными жизненными обстоятельствами.

Для лиц, признанных законодательством переселенцами или беженцам, разрабатываются специальные меры социального и льготного обеспечения. Также для них предусмотрен особый порядок для официального оформления и получения статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

Поговорим об этом подробнее.

Вынужденный переселенец и беженец – в чем разница?

На первый взгляд, это – два идентичных понятия. На практике же дело обстоит иначе.

Беженцы и вынужденные переселенцы по ФЗ № 4528-1 и № 4530-1 различаются главным образом по гражданству. Первая статья федерального закона № 4528-1 указывает, что беженцем считается лицо, которое нуждается в убежище из-за того, что в отношении него существует реальная угроза преследования по мотивам национальной, религиозной или расовой нетерпимости.

Одной из важнейших причин получения статуса беженца является то, что на территории своего государства это лицо не имеет поддержки или не желает ее получать. Поэтому для получения помощи и поддержки иностранный гражданин переселяется на территорию Российской Федерации.

Кто имеет право получить вид на жительство?

Получить статус беженца и вынужденного переселенца по ФЗ вправе совершеннолетнее лицо, обратившееся лично или через представителя (по состоянию здоровья) с письменным ходатайством. Обращаться необходимо в течение года с момента переезда в регион России, в соответствующий отдел органа Федеральной службы по миграции в России.

Правом на подачу ходатайства о приобретении статуса переселенца могут воспользоваться следующие категории лиц:

  • лица без гражданства, которые желают проживать на территории Российской Федерации;
  • иностранные граждане, планирующие переселиться на российскую территорию;
  • иностранцы, которые имеют право на законных основаниях переселиться на российскую территорию.

Если лицо является преступником, нелегальным мигрантом или гражданином, нарушившим какие-либо права других лиц, получить статус переселенца оно не вправе.

Критерии разграничения статусов

Сходство и различия беженцев и вынужденных переселенцев заключаются в следующих критериях:

  1. Порядок получения. Иностранные граждане проходят более сложную процедуру получения статуса, так как, помимо прочего, им необходимо получить российское гражданство для дальнейшего изменения своего статуса. Переселенцы (российские граждане) проходят более легкую процедуру документального закрепления правового статуса.
  2. Гражданство. Родной страной переселенца является Российская Федерация, а для беженца родная страна – иностранное государство.
  3. Срок приобретенного статуса. Срок действия правового положения беженцев и вынужденных переселенцев сильно отличается. Беженцы вправе получить свой статус бессрочно при своевременном прохождении или переучете через каждые восемнадцать месяцев. Переселенцы получают статус на пять лет и продлить его могут путем подачи ходатайства и прохождения всех процедур оформления заново.
  4. Документы. От иностранных граждан чаще всего требуют главным образом предъявления паспорта, а от российских граждан – большого количества дополнительных бумаг и информации.
  5. Социальное обеспечение. В разных регионах по-разному определяется дальнейшая социальная поддержка лиц, находящихся в положении беженцев или вынужденных переселенцев, хотя общий размер и категории помощи для обеих групп сходятся.

Права беженцев

Беженцы считаются социально незащищенными гражданами, которым нужно убежище от притеснения.

Поэтому для общественной реабилитации им предоставляются следующие права и виды помощи:

  • помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
  • право на пользование услугами переводчика в целях ознакомления с правилами пребывания в стране и ее законодательством;
  • одноразовая выплата лицу-беженцу и каждому из членов его семьи в размере ста рублей и больше;
  • направление в места временного расселения или пребывания;
  • помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи;
  • обеспечение необходимыми продуктами и услугами коммунального характера;
  • направление в центры по временному размещению для обучения;
  • право отказаться от статуса и забрать заявление.

Обязанности переселенцев и беженцев

Это очень важный момент. Правовое положение вынужденных переселенцев и беженцев наряду с правами определяет их обязанности.

К ним относятся:

  1. Соблюдения российского законодательства на федеральном уровне, на уровне субъектов и местного самоуправления.
  2. Прохождение обязательного медицинского осмотра в объеме, порядке и в сроки, установленные действующим законодательством страны.
  3. Соблюдение правил и норм проживания в центрах по временному расселению, а также норм санитарии и гигиены.
  4. Сообщение представителям органов миграционной службы достоверных сведений о себе и своих близких, которые необходимо знать уполномоченным органам и лицам для принятия соответствующего решения о присвоении запрашиваемого статуса или отказе в нем.

Рассмотрение ходатайства

ФЗ о вынужденных переселенцах и беженцах определяет этапы рассмотрения ходатайства. Это связано с необходимостью тщательной проверки сведений о самом заявителе и членах его семьи.

Поданное лицом ходатайство рассматривается уполномоченным органом по существу. Общих этапов рассмотрения всего три:

  1. Изучение представленных документов.
  2. Принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем или беженцем и защита его в дальнейшем. Либо принятие отказа в предоставлении такого статуса.
  3. Выдача удостоверения или свидетельства о получении статуса. При отказе выдается соответствующее уведомление.

Если гражданин не может в силу обстоятельств представить документ, который подтверждает его личность, в отношении него проводят процедуру идентификации. Заявителем вправе быть только совершеннолетнее лицо, поэтому сведения о его несовершеннолетних детях и других иждивенцах включаются в ходатайство взрослого (родителя или опекуна).

В отношении беженцев предусмотрена более серьезная процедура проверки, так как миграционным органам необходимо будет предоставить жилое помещение и помощь в проживании посторонним лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации.

В отличие от беженцев, вынужденные переселенцы проходят более легкие проверочные этапы, если их бумаги не содержат недочетов или нарушений. Если все документы в порядке, в трехдневный срок им присваивают статус беженцев или дают мотивированный отказ.

Беженцы, помимо сдачи пакета документов, проходят дополнительно этапы анкетирования и опросов для принятия службой миграции соответствующего решения. Если все этапы пройдены, граждане получают удостоверение или свидетельство в подтверждение полученного статуса.

Выданное на основании принятого решения удостоверение считается официальным документом, заменяющим паспорт гражданина. Удостоверение действует на всех частях российской территории.

Органы

Вопрос о присвоении статуса вынужденного переселенца и беженца решается не только Федеральной миграционной службой, но и другими органами, в зависимости от обстоятельств.

Если иностранный гражданин-беженец еще не прибыл на российскую территорию, его ходатайство рассматривается в первую очередь представительством дипломатического типа или учреждением консульства России.

Если иностранный гражданин-беженец вынужденно незаконно пересек российскую государственную границу в пропускном пункте или вне пропускного пункта, в двадцатичетырехчасовой период его дело рассматривается органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти в сфере служб на границе или территориальным отделом федерального исполнительного органа власти по делам внутреннего характера.

Также дело может рассматриваться иммиграционным контрольным постом федерального исполнительного органа власти в сфере миграции или органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти.

Все указанные органы могут рассмотреть дело и принять решение о выдаче документа (свидетельства) о том, что ходатайство будет рассмотрено по существу, либо о том, что в рассмотрении лицу будет отказано. Указанный документ выдается лично в руки заявителю или его официальному представителю.

Федеральным законодательством определено, что, независимо от органа, получившего ходатайство, указанный документ необходимо передать в федеральную службу миграции в трехдневный срок с момента поступления.

Отказ в предоставлении статуса переселенца или беженца

Федеральная служба по миграции в Российской Федерации вправе отказать в предоставлении убежища и оформлении статуса переселенца или беженца в следующих случаях:

  • в отношении заявителя возбуждено дело об уголовном правонарушении;
  • отсутствие в стране проживания беженца обстоятельств, на которые ссылается гражданин (отсутствие гонений, репрессионных мер, националистических выступлений и т. д.);
  • в отношении заявителя ранее было принято обоснованное решение об отказе предоставить убежище и дать статус беженца любым из государств, являющихся участником Конвенции от 1951 года и Протокола от 1967 года (при этом законодательство данного государства в вопросах предоставления политического убежища беженцам не должно противоречить российскому законодательству);
  • гражданин прибыл из другого иностранного государства, которое могло предоставить ему политическое убежище и статус беженца;
  • заявителем был пропущен установленный законом срок подачи ходатайства;
  • гражданин покинул государство проживания на незаконных обстоятельствах, из-за чего может быть подвергнут наказанию за незаконный выезд;
  • заявитель не сообщил запрашиваемые сведения о себе или обстоятельствах своего прибытия на российскую территорию;
  • гражданин совершил на территории государства проживания уголовное правонарушение;
  • заявитель находится в зарегистрированном браке с российским гражданином, что дает ему право на получение разрешения постоянно проживать в России;
  • гражданин уже имеет разрешение постоянно проживать в России.

Если службой миграции было принято решение об отказе в признании иностранного гражданина, находящегося не на территории России, беженцем, срок уведомления продляется.

Служба миграции направляет в пятидневный срок учреждению консульства или дипломатическому представительству письменный мотивированный отказ. Затем в трехдневный срок заявителю вручается соответствующее уведомление с указанием причины отказа.

Также разъясняется порядок обжалования и правовое положение заявителя и его близких родственников на российской территории.

Если получивший отказ гражданин находился при подаче ходатайства в пропускном пункте на российской границе, он обязан в трехдневный срок с момента получения отказного уведомления покинуть российскую территорию.

Если заявитель вынужденно незаконно пересек российскую границу, обязанность покинуть территорию страны продлевается до одного месяца с момента получения письменного уведомления.

Граждане, имеющие статус переселенца или беженца, пользуются большой социальной поддержкой со стороны российского государства. При этом любое серьезное нарушение обязанностей, установленных законодательством в отношении указанных лиц, грозит немедленной депортацией.

Источник: http://fb.ru/article/387448/bejentsyi-i-vyinujdennyie-pereselentsyi-shodstvo-i-razlichiya-v-statusah-prava-federalnyiy-zakon-o-bejentsah-i-vyinujdennyih-pereselentsah

Отличия беженцев и вынужденных переселенцев в 2021 году

Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы - особенности, права и интересные факты

На территории РФ постоянно находится около 20 тыс. беженцев и около 600 тыс. вынужденных переселенцев. Многие не знают, чем отличается беженец от вынужденного переселенца, поэтому отождествляют данные понятия, что ошибочно.

На самом деле указанные категории лиц имеют множество кардинальных отличий, не позволяющих уравнивать их в правовом положении.

Такие отличия, в частности, касаются оснований для предоставления статуса, гражданства, срока действия статуса и множества других аспектов.

Кто такие беженцы

Согласно ст.

1 ФЗ «О беженцах», ими признаются иностранцы и апатриды, которые в силу обоснованных опасений стать жертвой расовых, религиозных, национальных, гражданских, этнических и иных преследований вынуждены были покинуть страну своей гражданской принадлежности или проживания, и не могут или не желают воспользоваться ее защитой.

Статус беженца не присваивается по умолчанию: для его получения субъекту необходимо обратиться с ходатайством в дипломатические представительства РФ, пограничные или миграционные органы.

Лишь по результатам рассмотрения ходатайства в УВМ МВД и прохождения субъектом ряда предусмотренных законом процедур, в частности, медосмотра, дактилоскопической регистрации, фотографирования, анкетирования и собеседования, может быть предоставлен указанный статус.

Лицо, признанное беженцем, согласно ст. 8 ФЗ “О беженцах”, наделяется широким спектром прав, во многом приравнивающих его к гражданам России.

Отличия

Как мы уже сказали, правовые статусы указанных субъектов существенно отличаются. Данные отличия касаются гражданства лиц, которые имеют на него право, порядка его получения, срока действия статуса, прав, которые такой статус предоставляет, пакета необходимых документов и множества других аспектов. Для полного их понимания рассмотрим основные отличия подробнее.

Гражданство

Так, главное отличие вынужденного переселенца от беженца заключается в гражданстве лица, которого претендует на статус. Согласно ФЗ «О беженцах», правовой статус беженца в России может получить иностранный гражданин или лицо без гражданства – россиянин на территории РФ стать таковым не может.

В то же время, согласно положениям ФЗ «О вынужденных переселенцах», данный статус может быть присвоен лишь гражданам РФ, которые прибыли в Россию из других стран или переселились в рамках субъекта федерации или государства – иностранцы и апатриды на такой статус претендовать не могут.

Указанное отличие влияет и на спектр прав, которыми наделяются владельцы статуса. Так, если беженцам предоставляется ограниченный спектр прав, указанных в законе, и лишь некоторые из которых приравнены к правам россиян, то вынужденные переселенцы уже обладают спектром прав граждан РФ, к которым им ст. 6 ФЗ «О вынужденных переселенцах» предоставляются дополнительные.

Процедура получения

Несмотря на внешнюю схожесть и необходимость ходатайствования о предоставлении статуса как от беженцев, так и от вынужденных переселенцев, имеется множество процедурных отличий.

Так, первые обязаны обращаться с прошением о предоставлении статуса лично или через представителя в случае, если сделать это самостоятельно им не позволяет здоровье.

Вынужденные переселенцы, в свою очередь, могут подать ходатайство не только лично, но и направить по почте или же обратиться через портал Госуслуги.

Отличаются и процедуры, которые необходимо пройти кандидатам.

Так, если переселенцам достаточно лишь направить ходатайство и представить установленный законом пакет документов, то потенциальным беженцам придется вместе с этим пройти медицинское освидетельствование, дактилоскопическую регистрацию, анкетирование, индивидуальное собеседование и ряд других обязательных процедур. Кроме того, ходатайства от последних предусматривают более тщательное рассмотрение и изучение причин и обстоятельств, которые послужили мотивами для направления ходатайства.

Срок действия статуса

Разница между беженцем и вынужденным переселенцам заключается и в сроке действия статуса. Так, для беженцев правовое положение предоставляется бессрочно с необходимостью переучета каждые полтора года. Статус вынужденного переселенца предоставляется на срок в 5 лет с возможностью продления по заявлению его обладателя при наличии на то оснований, указанных в законе.

Необходимые документы

Тем, кто претендует на статус беженца, достаточно представить при подаче ходатайства лишь документ, удостоверяющий его личность. Все остальные документы, подтверждающие указанные им сведения и мотивы, подаются лишь по инициативе лица.

Переселенцам вместе с ходатайством необходимо представить документы, удостоверяющие личность, свидетельство о рождении (для малолетних членов семьи), свидетельство о заключении брака для лиц, состоящих в нем, по 2 фотографии на каждого из членов семьи и документы, подтверждающие их родственные отношения.

Выплаты

Источник: http://100migrantov.ru/migranty/bezhentcy/otlichie-bezhenetcev-vynuzhdennykh-pereselentcev.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.