+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Исполнительные органы государственной власти: функции, полномочия. Высший исполнительный орган

Органы исполнительной власти состав, полномочия, функции (стр. 1 из 12)

Исполнительные органы государственной власти: функции, полномочия. Высший исполнительный орган

Министерство общего и профессионального образования РФ

Новокузнецкий филиал

Кемеровского государственного университета

Юридический факультет

студент группы ЮСП-992

«Органы исполнительной власти состав, полномочия, функции»

Руководитель:

ст. преподаватель

г. Новокузнецк

2001 г.

ПЛАН

I. Понятие органов исполнительной власти.

II. Виды органов исполнительной власти (критерии):

1. Органы исполнительной власти по территориальному масштабу деятельности;

2.

Органы исполнительной власти по порядку образования;

3. Органы исполнительной власти по характеру компетенции;

4. Органы исполнительной власти по порядку разрешения подведомственных вопросов;

5. Органы исполнительной власти по способу их создания;

6. Организационно-правовые формы органов исполнительной власти.

III. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти:

1. Самостоятельность органов исполнительной власти;

2.

Единство системы органов исполнительной власти;

3. Федерализм;

4. Законность;

5. Принцип экономичности;

6. Сочетание централизации и децентрализации;

7. Народовластие, гласность, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, ответственность.

IV. Центральные органы исполнительной власти Российской Федерации:

V. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1. Органы исполнительной власти в республиках, входящих в состав Российской Федерации;

2.

Органы исполнительной власти в территориальных субъектах РФ;

3. Особенности организации исполнительной власти в городах федерального значения (г. Москва и г. Санкт-Петербург).

VI. Заключение.

Понятие органов исполнительной власти.

Очевидно, что если речь идет об исполнительной власти, о государственной деятельности по её практической реализации, неизбежен вопрос о том, какому именно государственно-властному механизму, построенному на началах разделения властей, поручается такого рода деятельность.

До того как Конституция РФ 1993 г. установила, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.

10 Конституции РФ), данный вопрос решался достаточно просто: на различных уровнях государственной организации была построена и соответствующим образом функционировала система органов государственного управления.

Она полностью соответствовала одному из ведущих проявлений государственной власти, а именно – государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой наряду с законодательной и судебной.

Соответственно органы государственного управления в центре и на местах являлись основными субъектами административного права или же носителями административной правосубъектности. Иначе говоря, государственное управление как самостоятельный вид деятельности государства по реализации своих задач и функций имело специального, конституционно закреплённого субъекта.

Конституция РФ 1993 г. вместо термина “государственное управление” ввела в оборот понятие “исполнительная власть”. И теперь конституционные нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить известное представление, как о самой исполнительной власти, так и о реализующих её органах. Так, ст.

77 Конституции РФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Так впервые появляется конституционное упоминание об органах исполнительной власти.

[1]

Что касается, например, республик, входящих в состав РФ, то они самостоятельно устанавливают систему республиканских органов власти (ст.60 Конституции Республики Бурятия), включающую и органы исполнительной власти. Так, в ст.

116 Конституции Республики Татарстан записано, что Кабинет Министров Республики – Правительство – является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики. В некоторых случаях данные позиции конкретизируются. Так, ст.63 Конституции Республики Карелия возлагает осуществление исполнительно-распорядительных функций на главу исполнительной власти (т.е.

на Председателя Правительства) и органы государственного управления (министерства, государственные комитеты и другие ведомства, должностных лиц).

В уставах краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов также закрепляются соответствующие звенья системы исполнительных органов. Так, в соответствии со ст.107 Устава Курганской области исполнительным и распорядительным органом государственной власти является администрация (правительство) области.

Действующее российское законодательство, наряду с широким использованием термина “органы исполнительной власти”, часто содержит упоминания об “исполнительных органах”[2], о “государственных органах управления”[3].

А Указ Президента РФ “О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти” ст17 марта 1997 г.

[4] характеризует субъекты исполнительной власти как “органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление”.

Очевидно, что во всех случаях речь идёт об одном и том же, а именно –о субъектном выражении исполнительной власти, т.е. о тех государственных органах, в чью компетенцию входит практическая реализация её задач, функций и полномочий.

Используя современную конституционную терминологию, мы говорим в подобном смысле о субъектах исполнительной власти или же, что по своей сути адекватно – об органах исполнительной власти.

Налицо тождественность понятий «субъект исполнительной власти» и «орган исполнительной власти».

Действующее законодательство, опирающееся на новую Конституцию РФ, не отказывается от выработанных административно-правовой теорией и практикой понятий, необходимых для характеристики того вида государственной деятельности, который в наши дни предназначен для осуществления в различных сферах нашей жизни исполнительной власти. В силу этого, говоря об органах исполнительной власти, мы подразумеваем (несмотря на их новое название) органы государства, осуществляющие от его имени государственно-управленческую деятельность. Значит, есть все необходимые основания для того, чтобы не забывать о том, что они являются органами государственного управления. В то же время возможно использование и такого собирательного термина, как исполнительные органы для обозначения всех субъектов государственно-управленческой деятельности.

При этом, однако, следует учитывать, что исполнительными по своей сути являются вообще все органы, осуществляющие управленческие функции и за пределами государственно-управленческой деятельности, т.е.

действующие в системе местного самоуправления, в управлении внутренней жизнью государственных предприятий и учреждений, а также общественных объединений.

Естественно, что в подобных случаях имеют место соответствующие особенности.

Таким образом, итоговые позиции, относящиеся к выяснению понятия и признаков органов исполнительной власти (исполнительных органов), выражаются в следующем.

1. По точному конституционному смыслу под органами исполнительной власти подразумеваются лишь те звенья государственного аппарата, которые сопутствуют органам законодательной (представительной) власти в системе разделения властей.

Подобное ограничительное их понимание приводит к необоснованному выводу о том, что якобы органы исполнительной власти функционируют только на уровне РФ и её субъектов.

Опровержение такого вывода содержится как в федеральном законодательстве, так и, в особенности, в законодательстве субъектов Федерации (например, нормы о территориальных и местных исполнительных органах).

В то же время Конституция РФ не содержит нормы, по содержанию которых можно было бы судить о том, какие именно государственные органы являются субъектами исполнительной власти. А по смыслу ст.

10 Конституции исполнительную власть в стране осуществляет только Правительство РФ, что вообще снимает вопрос об иных органах исполнительной власти, которые, тем не менее, фактически существуют.

Наконец нельзя не учитывать отсутствие федерального закона об исполнительной власти и её организации, что пока приводит к тому, что лишь на федеральном уровне определяется система и структура органов исполнительной власти. Что же касается дальнейших уровней государственно-управленческой деятельности, то их организационные формы (т.е. органы управления) отличаются крайним разнообразием и отсутствием должной упорядоченности. Это даёт основания рассматривать в их качестве любые организационно-правовые формы проявления государственно-управленческой деятельности, т.е. характеризовать их в качестве исполнительных органов.

2.

Исполнительные органы представляют собой составную часть государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти в процессе управления или регулирования в сферах экономической, социальной и административно-политической жизни. Соответственно своему специфическому, т.е. исполнительному, назначению эти органы осуществляют повседневную деятельность исполнительного и распорядительного характера.

3. Органы исполнительной власти являются носителями определённого объёма государственно-властных (юридически-властных) полномочий.

Эти полномочия выражаются, прежде всего, в издании исполнительными органами правовых актов в пределах своей управленческой компетенции и в обеспечении их исполнения имеющимися в их распоряжении организационными и юридическими средствами (включая средства административного, т.е. внесудебного, принуждения).

Наличие определённого объёма юридически-властных полномочий, выражаемых вовне, т.е. за пределами данного органа, – наиболее существенный элемент компетенции органов исполнительной власти.

Источник: http://MirZnanii.com/a/45482/organy-ispolnitelnoy-vlasti-sostav-polnomochiya-funktsii

Органы государственной власти в России

Исполнительные органы государственной власти: функции, полномочия. Высший исполнительный орган

  • Обществознание
  • Задания по Конституции
  • Учим планы
  • Термины
  • Справочник
  • Нужен репетитор?
  • Занятия с автором сайта

статьи:

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации). 

Президент

Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию  внутри страны и в международных отношениях.

Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок – 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.

Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны.

Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).  

Полномочия президента РФ:

1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) принимает решение об отставке Правительства

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) утверждает военную доктрину РФ

5) формирует Администрацию Президента

6) назначает:

         а) полномочных представителей Президента

         б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

         в) дипломатических представителей РФ

7) назначает выборы Государственной Думы

8) распускает Государственную Думу

9) назначает референдум

10) подписывает и обнародует федеральные законы

11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) вводит в стране военное положение

14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) осуществляет помилование

Выучить полномочия президента на тренажере

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.   

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного  и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность:

          а) Конституционного суда Верховного суда

          б) Генерального прокурора

          в) заместителя Председателя Счетной палаты

Выучить полномочия Совета Федерации на тренажере

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности:

          а) Председателя Центрального банка                   

          б) Председателя Счетной палаты

          в) Уполномоченного по правам человека

5) объявление амнистии

6) выдвижение обвинений против президента  для отрешения его от должности

Выучить полномочия Государственной Думы на тренажере

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово – премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели.

Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент.

Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Полномочия Правительства РФ:

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Выучить полномочия Правительства на тренажере

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое.

Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Выучить полномочия Конституционного Суда на тренажере

Источник: http://egevmeste.ru/organy-vlasti-rf.html

Исполнительная власть: виды, полномочия и основные функции

Исполнительные органы государственной власти: функции, полномочия. Высший исполнительный орган

Чтобы ответить на вопрос, какими бывают виды исполнительной власти, сначала следует ознакомиться с пониманием ее как таковой. Она представляет собой обособленную ветвь власти, которая выполняет свои административные функции на основании законов. В данной статье будут раскрыты понятие и правовой статус исполнительной власти, рассказано о ее органах и их полномочиях.

Понятие

В соответствии с принципом, провозглашающим разделение властей, исполнительная власть – это самостоятельная, независимая от других властная ветвь. Выполняя свое основное назначение, она должна организовать исполнение тех положений, что записаны в Конституции той или иной страны и в ее законах.

Деятельность исполнительной власти по выполнению этой задачи протекает в рамках управленческого процесса и направлена на то, чтобы удовлетворить общественные интересы, запросы и нужды населения. Для достижения указанной цели эта власть прибегает к реализации своих полномочий, применяя при этом средства публичного права, преимущественно административного.

Исполнительная власть осуществляет непосредственное управление всеми сторонами жизни государства, которые являются общественно значимыми. Она не только руководствуется законами, но и исполняет их.

В процессе реализации указаний законодательных актов определенные действия исполнительная власть реализует по собственной инициативе. Иными словами, она распоряжается. Исходя из законов и конкретных ситуаций, ее представители могут, применяя одностороннее властное волеизъявление, обязывать совершать необходимые шаги. При этом допускается административное принуждение.

Основные формы деятельности

Как уже было сказано, исполнительная власть – это такая ветвь власти, которая не только ведет деятельность по исполнению законов, но и отдает распоряжения в тех, пределах, которые предоставлены ей законодательством. Все это она осуществляет в соответствии с предписанными ей основными формами распорядительной деятельности. Здесь речь идет о (об):

  • выпуске правовых актов исполнительной власти, касающихся управления;
  • использовании распорядительных и контрольных полномочий;
  • заключении административных договоров;
  • проведении организационных мероприятий.

При изучении видов исполнительной власти нужно рассмотреть ее иерархическую структуру с точки зрения ее институтов. Она состоит из:

  • органов исполнительной власти и существующих между ними организационно-правовых отношений, к которым относятся, например, координация, субординация, контроль;
  • корпуса государственных служащих;
  • юридической структуры, представленной системой норм, которыми определяется компетенция органов, должностных лиц, различная по объему.

Иерархическая структура является организационной основой исполнительной власти. Механизм ее работы предусматривает осуществление ее полномочий в рамках конкретной административной процедуры.

Административные правомочия

Полномочия исполнительной власти, которые характеризуют ее иерархическую подчиненность, включают в себя целый спектр правомочий, из них можно выделить такие, как право:

  • принимать решения, т. е. очерчивать содержание деятельности, совершать волевой акт с целью решить проблему;
  • командовать – отдавать распоряжения, которые являются обязательными к исполнению;
  • назначать на должность и снимать с нее;
  • реализовывать принуждение на легитимной основе;
  • замещать, т. е. иметь возможность производить действия вместо нижестоящей инстанции в том случае, когда она осуществляет свою деятельность неправильно;
  • отменять акты нижестоящих инстанций, если они незаконны или нецелесообразны;
  • расходовать вверенные объемы ресурсов;
  • контролировать работу нижестоящих инстанций;
  • разрешать конфликты между подчиненными органами, связанными с вопросами их компетенции и прав.

Административная процедура

Исполнительная власть всегда осуществляет свои полномочия в рамках административной процедуры, что призвано обеспечивать реализацию присущих ей функций. Данная процедура заключается в соблюдении определенного порядка, в соответствии с которым осуществляется властная деятельность органов этого вида власти, решающая управленческие проблемы и разрешающая конкретные индивидуальные дела.

Административная процедура касается, например, регулирования:

  • порядка издания правовых актов управления;
  • оформления пенсий гражданам;
  • рассмотрения их обращений.

Выражающаяся в повседневном оперативном распорядительстве сущность рассматриваемого вида власти и в ее роли в государственном управлении, носящей исполнительский характер, раскрывается посредством многообразия ее функций.

Функции

Когда говорят об основных функциях исполнительной власти, то ведут речь о (об):

  • осуществлении управленческой и организационной деятельности, направление которых – исполнение законов и реализация политики государства в разных сферах общественной жизни;
  • административном нормотворчестве, т. е. подзаконодательном регулировании;
  • административном контроле соблюдения правовых норм и обязательных правил с целью обеспечить правопорядок и законность государственного управления – проведение расследований и инспектирование;
  • осуществлении проводимой государством разрешительной политики, куда входят регистрация, лицензирование, сертификация;
  • непосредственном обеспечении безопасности общества в целом и отдельных граждан, охране правопорядка – имеется в виду полицейская функция;
  • информационном обеспечении органов госвласти и информационно-аналитической деятельности;
  • административном правоприменении, о котором сказано ниже.

Административное правоприменение

Его осуществление производится в двух формах:

  • Первая из них выражается в оперативно-исполнительной деятельности, в основе которой – реализация содержащихся в правовых нормах предписаний, а также позитивное регулирование при помощи индивидуальных правовых актов.
  • Вторая проявляется в юрисдикционной деятельности, осуществляемой административными средствами, и направленной на разрешение управленческих конфликтов, охраняющей правовые нормы от нарушений, обеспечивающей их исполнение и профилактику.

Указанные функции исполнительной власти претворяются в жизнь через конкретные функции видов исполнительной власти, представленых в форме ее органов.

Органы власти

Исполнительным властным органом является такой госорган, который имеет право от имени государства реализовывать свои функции в рамках его компетенции, решать те задачи, которые возникают в процессе госуправления.

Исполнительная власть может осуществляться только через посредство своих органов. Порядок их образования и деятельности, а также их функции, компетенция, методы и формы деятельности определяются в соответствии с законами, положениями и другими нормативными актами.

Каждый из исполнительных органов создается для того, чтобы осуществлять строго определенный вид деятельности по государственному управлению. Вместе с этим в совокупности они характеризуют ряд специфических признаков, отличающих их от прочих властных структур.

Далее будет сказано об органах государственной власти в РФ.

Федеральная администрация

Система исполнительной власти в РФ состоит из совокупности госорганов, формы и виды которых определяются Указом Президента от 14.08.1996 г. за № 1176. Их структура может быть подвержена изменению.

Все зависит от того, будут ли меняться цели и приоритеты политики государства относительно отдельных отраслей управления.

В состав исполнительной власти РФ на уровне федерации входят органы, которые представляют собой следующие организационно-правовые формы:

  • министерство;
  • госкомитет;
  • федеральная комиссия;
  • федеральная служба;
  • российское агентство;
  • федеральный надзор.

Далее приведено их описание.

Виды исполнительной власти РФ (органы)

Среди них находятся:

  • Министерства РФ, которые являются федеральными исполнительными органами, призванными проводить в жизнь политику государства и осуществляющими управление в соответствующей сфере деятельности. В случаях, на которые указывает законодательство, ими координируется деятельность прочих органов федерального уровня в данной сфере, являющихся исполнительными. Каждое из них возглавляется федеральным министром, входящим в Правительство России.
  • Государственные комитеты и государственные комиссии РФ на коллегиальной основе осуществляют межотраслевую координацию, которая касается вопросов их ведения, и функциональное регулирование определенной сферы деятельности.
  • Федеральные службы и российские агентства, а также федеральные надзоры осуществляют ряд специальных функций в определенных сферах деятельности. Это контрольные, исполнительные, регулирующие, разрешительные и прочие функции. Их возглавляют: в первом случае – руководитель, или директор; во втором – генеральный директор; в третьем – начальник. Все указанные руководители назначаются на должность и снимаются с нее Правительством России. Исключение составляют руководители тех органов, которые подведомственны Президенту.

Территориальные органы

В России исполнительная власть реализует свои полномочия не только через центральные, но и через территориальные структуры.

Это происходит в тех случаях, когда федеральные органы образуют подобные структуры.

Их создают, например, Минюст, Минобороны, МИД, Госатомнадзор и многие другие, образуя территориальный уровень исполнительной системы. Как правило, их называют управлениями или главными управлениями.

Возглавляют их начальники, которых назначает и снимает руководитель соответствующего федерального органа, согласуя эти шаги с главой исполнительной власти в субъекте. Последние имеют право на внесение предложений по вопросам работы указанных органов Президенту РФ и Правительству на рассмотрение.

В субъектах рф

Исполнительная власть в этих образованиях осуществляется на основании Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ. Там сказано, что во главе ее стоит высший исполнительный орган соответствующего субъекта.

В тех областях, которые относятся к совместному ведению России и входящих в нее субъектов, исполнительные органы создают единую систему.

В российских субъектах структуру исполнительной власти определяют возглавляющие их лица.

Источник: http://fb.ru/article/444012/ispolnitelnaya-vlast-vidyi-polnomochiya-i-osnovnyie-funktsii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.