+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Государственная аккредитация: это что такое?

Содержание

Аккредитации – это что? Лицензирование и аккредитация

Государственная аккредитация: это что такое?

Каждая организация, учебное или медицинское учреждение может заявить и рассказать о себе что угодно, охарактеризовать так, как выгодно непосредственно им. Но в слова уже мало кто верит.

В современном мире все должно подтверждаться. Вот и здесь соответствие рекламы подтверждается посредством лицензирования и аккредитации.

Это что за процедура? А это своего рода признание официального типа, которое позволяет осуществлять тот или иной вид деятельности.

Определение понятий

Лицензирование – процедура получения права на осуществление деятельности по конкретным специальностям. Применимо к медицинской, образовательной, испытательной и другим отраслям. Наиболее полное определение термина содержит закон о лицензировании.

Аккредитация – операция по официальному подтверждению соответствия объекта четко регламентированным требованиям и стандартам.

Получила наибольшее распространение в области предоставления профуслуг, для оценки качественных характеристик которых используется потребитель. А он, как правило, не владеет достаточным уровнем компетенции.

Если речь идет о вузе, то можно понять только после прохождения им аккредитации, это что за образовательное учреждение – институт, академия или университет.

Свидетельство об аккредитации – документ-подтверждение об успешном прохождении государственного контроля уровня предоставляемых услуг в образовательной сфере.

Объекты аккредитации

Контрольной процедуре могут подвергаться:

  • организации;
  • услуги, оценивать которые потребитель не уполномочен.

В первом случае имеет место аккредитация автошкол, средств массовой информации, высших учебных заведений, медицинских учреждений и т. д.

Ко вторым же относят образовательные, испытательные, диагностические, калибровочные, сертификационные услуги и т. д.

Технология организации и проведения аккредитации в вузе

Получить уровень аккредитации и тем самым подтвердить свой статус учебное заведение может только лишь после составления заявления соответствующей формы, которое направляется в государственную аттестационную службу или органы государственной власти (если имеется поручение основного уполномоченного органа). К заявлению должны быть приложены определенные документы.

Пакет бумаг

Документы для аккредитации:

  • ксерокопия документа о госрегистрации учреждения, осуществляющего учебную деятельность по правилам и требованиям законодательства иностранного государства (касается только иностранных образовательных учреждений);
  • ксерокопия документа, идентифицирующего личность частного предпринимательского лица (касается лиц-предпринимателей);
  • доверенность либо другой документ, который является прямым подтверждением права уполномоченной особы организации, которая функционирует в образовательной сфере и подает заявку с прилагаемыми документами, представлять интересы учебного заведения и действовать от его имени;
  • информационные данные относительно внедрения и выполнения учебных программ, которые были заявлены для получения уровня аккредитации;
  • нотариально заверенная ксерокопия соглашения о сетевой форме выполнения образовательных программ, которое должно быть составлено в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ксерокопия соглашения о создании в учебном заведении, которое занимается непосредственно реализацией образовательных программ, научных учреждений и прочих организаций, осуществляющих научную исследовательскую деятельность, а также лабораторий и других исследовательских центров;
  • ксерокопия соглашения о создании учебной организацией, которая внедряет образовательные программы, других кафедр (научных, исследовательских и т. д.), ведущих научно-исследовательскую деятельность;
  • данные об имеющейся аккредитации общественного типа организаций российского, иностранного либо международного происхождения, а также сведения о наличии профессиональной общественной аккредитации, если таковая имеется;
  • опись предоставленного пакета документов.

После этого грядет экспертиза. В процессе такого испытания осуществляется проверка соответствия учебных программ госнормативам по числу учебных часов, терминам и формам обучения. Проверка заключается в проведении анализа качества обучения по отдельно взятой специальности.

Кроме этого, могут быть специальные тестовые задания для студентов. Причем тестированию подвергаются не все обучающиеся, а их выборочное количество. Такие действия осуществляются в проверочных целях и характеризуются стандартизованностью.

Официальное их название – аттестационные педагогические измерительные материалы.

По результатам проверки служба комиссии принимает решение относительно удовлетворения просьбы заявителя. Если решение положительное, выдается аттестат аккредитации.

Этот документ предоставляет право высшему учебному заведению наделять абитуриентов при поступлении теми или иными льготами, которые предусмотрены российским законодательством, а учащимся стационарной формы обучения давать отсрочку от призыва в армию.

Только вуз, прошедший аккредитацию, может выдать выпускнику диплом государственного образца, на основании которого впоследствии можно стать студентом магистратуры, и который признан работодателями на территории всей Российской Федерации независимо от формы собственности предприятия, организации, завода и т. д.

Подтверждает право учебного заведения предоставлять вышеперечисленные льготные привилегии студентам и в финишной стадии выдавать государственный диплом аккредитация образовательных программ.

свидетельства

С этим термином вы уже ознакомлены. А вот какое его содержание и условия действия – вопросы, которые оставались открытыми.

Аттестат аккредитации, который выдан образовательному учреждению, действителен только в том случае, если он подкреплен приложением.

В нем содержится перечень всех программ образовательного характера, которые подверглись этой процедуре. Для каждого вуза такой список различен. Все зависит от специализации высшего учреждения.

Аккредитация отдельного направления

Система аккредитации образовательной программы выявляет не только качество обучения, но и научную активность, условия образовательной деятельности, подбор штата.

Повышенное внимание совсем недавно заслужили официальные сайты вузов. Было выявлено, что ранее эти интернет-ресурсы содержали недостоверную информацию. Например, указывали действующей ту лицензию, которая в реальном времени уже потеряла свою силу.

Или в перечень специальностей вуза включали те, которых нет в лицензии. Требование заявлять в лицензионном документе достоверную информацию на интернет-ресурсах считается аккредитационным требованием.

К числу таких же относят прозрачность и доступность информационных данных.

На официальном портале образовательного заведения должен быть представлен список всех специальностей и направлений, по которым осуществляется подготовка студентов, определена возможность осуществления учебного процесса по всем формам, которые только имеются, и идентифицировано наличие кафедры военного дела. Что касается форм обучения, их может быть три: очная, вечерняя и заочная.

Что будет, если требования проигнорированы?

Неисполнение требований станет причиной того, что аккредитация вузов или других образовательных организаций будет приостановлена. Они не смогут осуществлять учебную деятельность в принципе.

А если аккредитация «завалена»?

Бывают случаи, когда учреждение не сдает «экзамен» и не проходит государственную проверку, следовательно, не получает подтверждения степени. Такая ситуация чревата тем, что высшее учебное заведение понизит свой аккредитационный уровень. Так, университет может стать академией или институтом.

О чем говорит степень аккредитации

Для большинства абитуриентов ключевым критерием при выборе будущего вуза является степень его аккредитации. Это что значит? Аккредитационная степень олицетворяет свойственные образовательному учреждению качественные характеристики.

Об этом уже ранее в статье упоминалось, но, как говорится, повторение – мать учения.

А вот, что эта степень является еще прямым подтверждением профессионализма педагогического состава, наличия печатных изданий собственного авторства, поддержания дополнительных форм занятий, знает не каждый.

Существует пять аккредитационных ступеней, которые применяются к высшим учебным заведениям. Рассмотрим их подробнее.

1-2 степень

Первая и вторая ступень аккредитации присваивается средним специальным учебным заведениям, к числу которых относятся техникумы, колледжи, лицеи, гимназии. Иногда идентичные организации могут предоставить диплом о полном среднем образовании.

3-4 степень

Это аккредитация вузов высшей категории: академии, институты, университеты. Все они уже имеют индивидуальные системы обучения и научный состав преподавателей среднего и высшего звеньев, собственные типографские офисы и газетное издание. Как правило, процесс обучения в таких заведениях основан на использовании Болонской системы, которая подразумевает двух- или трехсеместровое обучение.

5 степень

Вашему вниманию представляется самая почетная степень аккредитации. Это что за показатель престижа? К таким учебным заведениям относятся университеты и академии национального значения.

Аккредитация автомобильных школ

Совсем недавно стала обязательной аккредитация автошкол. Это прямой пропуск для осуществления компанией своей деятельности.

Каждая школа должна находиться под властью и влиянием государственных стандартов, иметь материально-техническую базу, которая установлена соответствующими нормативными актами.

Например, обязательным стало создание и функционирование официального сайта автошколы, который будет служить ареной для действующих образовательных программ.

Кроме того, одним из требований-нововведений является создание медицинского класса, оборудованного тренажерами, и наличие прицепа на легковое авто.

Аккредитация автошкол также выдвигает требования относительно списка образовательных программ, который теперь утверждается только по согласованию, а также количества учебных занятий как по теоретической, так и по практической части.

А сам учебный процесс состоит из трех циклов или уровней: базового, специального и профессионального. Такой системный подход максимально комфортен для получения прав какой-либо иной категории впоследствии.

Так, если вы единожды уже были выпускником автошколы и, например, получили тогда права на вождение мотоцикла, а теперь желаете стать владельцем прав на авто, то базовая подготовка уже исключается из вашего учебного процесса.

Обязательная аккредитация организации стала причиной вышеперечисленных нововведений. Как результат, стоимость обучения увеличилась, собственно говоря, так же как и его срок.

На сегодняшний день не все школы прошли «проверку на прочность», поэтому, выбирая образовательное учреждение, внимательно изучите соответствующий пакет документов. Многие «школы-умники» набирают аудитории и целенаправленно увеличивают срок обучения, надеясь за это время стать аккредитованной организацией.

Но есть и добросовестные заведения, которые успешно прошли аккредитацию и соответствуют всем законодательным требованиям. Некоторые даже умудряются снижать стоимость образовательных услуг.

Такое позволить себе могут, конечно, только передовые школы, которым отдают предпочтение не только за привлекательную стоимость, но и за высокопрофессиональный инструкторский персонал, а также обновление автомобильных парков и площадок.

Аккредитация и лицензирование. Что их объединяет

Лицензирование и аккредитация – это вещи различные. Но ряд общих черт все же существует:

  • Цель – подтверждение/опровержение соответствия учебного заведения действующим на территории России стандартам.
  • Сроки проведения – один раз в пять лет.
  • Результат – предоставление документов, на основании которых и будет осуществляться образовательная деятельность.

Подведем итоги

Лицензирование подразумевает подтверждение права на осуществление того или иного вида деятельности или предоставления тех или иных услуг, а аккредитация организации подтверждает качество и соответствие определенным нормативам, которые имеются в законодательной базе.

Обе процедуры начинаются по инициативе потенциального объекта лицензирования/аккредитации, который должен написать соответствующее заявление и подать его вместе с пакетом документов в уполномоченные органы. Закон об аккредитации регламентирует состав такого пакета бумаг, который зависит от типа объекта.

По результатам проверок выдается два основных документа: лицензия и сертификат (аттестат) аккредитации соответственно. Эти документы имеют срок годности. Как правило, он составляет 5 лет. Когда документы теряют силу, процедура повторяется.

Остались вопросы?

Если в этой статье вы не нашли моменты, которые вас интересуют, вы всегда можете обратиться к правовым документам. Среди них есть закон о лицензировании, регламент прохождения аккредитации образовательных организаций, закон РФ «Об образовании» и Положение «О государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

Источник: http://fb.ru/article/224880/akkreditatsii-eto-chto-litsenzirovanie-i-akkreditatsiya

Государственная аккредитация: это что такое?

Государственная аккредитация: это что такое?

Аккредитация вузов — аналог ГОСТа. Вот только критерии и сама процедура проверки не всегда адекватны, и в некоторых случаях даже могут навредить. ЧТД разобрался, зачем нужна система аккредитации и почему против нее протестуют все больше преподавателей и ученых.

В июне, после проверки Рособрнадзора, у Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) была отозвана аккредитация. Петиция на сайте change.org с требованием упразднить саму госструктуру уже набрала почти 5 тысяч .

Авторы — инициативная группа студентов и выпускников Шанинки — назвали решения надзорного органа «непрозрачными», подчеркнув, что «критерии экспертной оценки не имеют никакого отношения к качеству образования».

Шанинку также поддержал Ученый совет НИУ ВШЭ, а на «Снобе» было опубликовано открытое письмо 200 преподавателей из разных стран с призывом к Рособрнадзору пересмотреть решение.

«Шанинка основана в 1995 году и заработала себе имя до того, как получила российскую государственную аккредитацию. На каком-то этапе вуз принял решение добиться этого статуса, и ему это удалось, — говорил тогда в беседе с ЧТД преподаватель Шанинки, социолог Григорий Юдин.

— Мы, конечно же, будем пытаться учесть замечания Рособрнадзора и вернуть аккредитацию, но мы готовы двигаться дальше и без нее».

Отзыв аккредитации — это «некритичная ситуация, хотя и неприятная», добавил Юдин: «У Шанинки остается государственная лицензия, которая позволяет продолжить работу».

Шанинка продолжает принимать студентов (в том числе на бюджетные места). Тем не менее, многие студенты усмотрели в происходящем тревожную тенденцию, вспомнив историю с Европейским университетом в Санкт-Петербурге. Два года назад этот авторитетный вуз тоже был лишен аккредитации, а после потерял и лицензию из-за формальных претензий.

Аккредитация и лицензия: в чем разница?

Это разные документы. Лицензия — это право на ведение образовательной деятельности.

Если перед вами ООО «Академия стратегического менеджмента и рыболовства» — это еще не значит, что в этой академии действительно чем-то учат (по крайней мере, легально). Для этого нужна лицензия.

Аккредитация, в свою очередь, — это документ, который свидетельствует о доверии государства к учебному заведению.

Наличие государственной аккредитации означает, что учреждение соответствует заявленному статусу (институт, академия, университет) и готовит студентов с соблюдением государственных стандартов и требований.

Если вуз успешно прошел проверку, ему дается не только статус, но и деньги из бюджета, а также право давать студентам льготы и отсрочку от армии.

Это больной вопрос для многих — в том числе для тех, кого интересует дополнительное образование. Без аккредитации у вуза остается лицензия, то есть он по-прежнему может готовить студентов и присваивать им квалификацию (а значит, и выдавать подтверждающий эту квалификацию диплом).

Но без аккредитации вуз не может выдавать дипломы государственного образца.

Выпускнику такого вуза нельзя поступать на государственную службу, равно как и в аспирантуру. К тому же далеко не все работодатели хотят связываться с обладателями таких дипломов, — особенно если есть из кого выбирать. Негосударственные дипломы в России по-прежнему считаются ненадежными и вызывают вопросы.

Аккредитация отсеивает вузы. В чем проблема?

В том, что государственные проверки в их нынешнем виде — слишком грубый инструмент, который часто бьет мимо цели. И это главное, за что ругают сегодня Рособрнадзор.

«Действующая модель проверки университетов не позволяет адекватно оценивать качество образования — она ориентирована исключительно на контроль за исполнением формальных, зачастую избыточных предписаний, нежели на оценку реальной организации учебного процесса» — говорится в петиции Инициативной группы студентов Шанинки.

Источник: https://4td.fm/article/akkreditatsiya-vuzov-znak-kachestva-ili-anakhronizm/

Образование 17 января 2021

Государственная аккредитация – это что? Вообще данное слово пришло к нам из латыни. Буквально оно означает «оказание доверия».

На сегодняшний день аккредитация приобрела значение проверки на соответствие общепринятым стандартам и подтверждения определенного статуса.

Особенно важна аккредитация, проводимая на государственном уровне, в частности, среди образовательных учреждений. Подобная процедура регулируется законодательно.

Законодательная база в отношении государственной аккредитации образовательной сферы довольно часто дополняется, и в нее вносятся некоторые корректировки. Данное явление объясняется тем, что контрольные и надзорные функции совершенствуются с течением времени и развитием государственной системы.

Подобные перемены имеют своей целью оптимизацию услуг, предоставляемых в образовательной сфере. Аттестация и аккредитация научных организаций и образовательных учреждений начала проводиться с 2010 года.

Внесенные в законодательство изменения предполагают, что аттестация и аккредитация в образовательной сфере будут проводиться вне зависимости от вида и типа организации. В тех же нормативных актах, однако, приведены и некоторые исключения.

Данные проверки не распространяются на дошкольные образовательные учреждения и сферу дополнительного детского образования.

Иные структуры, проводящие обучение по нормам ФГОС, федеральным или законодательным требованиям, обязаны проводить соответствующие процедуры.

Важный нюанс

Существует важный нюанс, связанный с аккредитацией государственных учреждений, в состав которых входит подразделение, реализующее дошкольную образовательную программу. Вопрос состоит в том, должно ли данное учреждение выполнять процедуру подтверждения соответствия.

Согласно действующим нормам, данная структура проходит аккредитацию, однако не включает в ее состав вышеописанные программы. Следует учесть, что реализация подобных программ требует специального разрешения.

Это лицензия, которая дает право на осуществление деятельности по дошкольным образовательным программам. В данную категорию также попадают организации, поддерживающие программы дополнительного образования, а именно дома детского творчества, спортивные школы и т. д.

Государственная аккредитация образовательной деятельности для них также не проводится.

Федеральное законодательство установило государственную пошлину, вносимую в качестве платы за проведение аккредитации образовательных учреждений.

Данная пошлина стала заменой оплаты, предусмотренной договорами с организациями, оказывающими информационно-методические услуги. Величина пошлины регулируется налоговым законодательством.

То есть получается, что сама государственная аккредитация образовательных программ с юридической точки зрения проводится безвозмездно, так как входит в ряд услуг, осуществляемых за счет средств из бюджета.

Государство устанавливает следующие пошлинные тарифы:

  1. Высшие профессиональные образовательные учреждения – 130 тысяч рублей, а также по 70 тысяч за каждое дополнительное направление в рамках организации и ее филиалов, которое необходимо включить в аккредитационное свидетельство.
  2. Учреждения, осуществляющие дополнительные программы по профессиональному образованию, – 120 тысяч рублей.
  3. Учреждения среднего профессионального образования – 50 тысяч рублей.
  4. Учреждения начального профессионального образования – 40 тысяч рублей.
  5. Прочие виды образовательных учреждений – 10 тысяч рублей.
  6. Смена статуса и оформление нового свидетельства обойдется в сумму до 70 тысяч рублей.

В иных случаях, например за выдачу временной лицензии, придется заплатить 2 тысячи рублей. При том, что оплата аккредитации была заменена на фиксированную пошлину в государственный бюджет, учреждение имеет право на заключение соглашений со сторонними организациями на оказание услуг по подготовке к аккредитации.

Нюансы аккредитации

Государственная аккредитация – это довольно сложный и длительный процесс. Требования предусматривают повышенное внимание к образовательным программам. Это касается в первую очередь учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Данным категориям лицензия выдается не на конкретные программы, а на расширенные направления, устанавливающиеся контролирующим органом. Подобная политика дает возможность дополнять или вносить изменения в проекты без оповещения уполномоченных структур.

Данные изменения предусматриваются выдаваемой лицензией.

Закон «Об образовании» предусматривает проведение государственной аккредитации в учреждениях, где имеются обучающиеся или завершающие обучение по определенным программам в текущем году. При этом аккредитация проводится поэтапно.

Самообследование и экспертиза

Аккредитация предполагает самостоятельную оценку образовательным учреждением собственной деятельности. Раньше процедура самооценки проводилась преимущественно в высших учебных заведениях. Правила проведения самооценки утверждаются исполнительным органом власти на федеральном уровне. Он также разрабатывает стратегию в отношении образовательной сферы.

Аккредитация и выдача лицензии предполагают проведение определенных процедур, направленных на выявление соответствия учебных программ ФГОС. Проверке также подвергается усвоение выпускниками и обучающимися данных программ. Помимо этого, проводится экспертиза основных показателей функционирования вуза.

Список показателей утверждается на государственном уровне. Критерии, по которым оцениваются эти показатели, а также фиксируются тип и вид учреждения, определяются органом государственной аккредитации. Это очень важно.

В случае со школами, например, подобным органом считается региональный департамент образования или министерство.

Данные показатели, безусловно, должны быть задействованы в образовательной сфере, а перечень показателей обязательно согласовывается с Министерством образования и науки.

Необходимые документы

Положение об аккредитации предусматривает проведение процедуры в несколько этапов.

На начальном этапе руководитель учреждения проводит анализ деятельности учебного заведения и составляет отчет о самообследовании.

Далее в уполномоченные органы направляется пакет документов и заявление от образовательного заведения для проведения аккредитации по определенным программам. Список необходимых документов включает:

  1. Копии устава заведения, планов программ, по которым будет проводиться аккредитация, основной программы послевузовского обучения, а также положение о подразделениях и филиалах.
  2. Отчет, составленный на основании самообследования.

Государственная аккредитация организаций выражена в специальных бумагах, которые выдаются после проведенной проверки. Документы, направляемые на проверку, должны быть обязательно описаны. Все копии должны быть заверены нотариально. Также необходимо приложить квитанцию, подтверждающую факт оплаты государственной пошлины.

Все вышеперечисленные документы должны быть предоставлены на бумажном носителе. Допускается также их личное предъявление или отправка по почте. Возможно предоставление документов и в электронном виде. Следует учитывать, что в данном варианте необходимо заверять документы электронной подписью.

Оформление заявления и вынесение решения

Аккредитация учреждений в образовательной сфере проводится при наличии соответствующего обращения. При этом заявление должно содержать следующие сведения:

  1. Полное наименование, местонахождение и организационно-правовую основу заведения согласно данным устава.
  2. Адреса и полные наименования филиалов заведения, если таковые имеются.
  3. Данные о внесении учреждения в единый реестр.
  4. ИНН и другие данные, подтверждающие постановку учреждения на налоговый учет.
  5. Данные о предыдущей аккредитации.
  6. Вид и тип образовательного учреждения.
  7. Перечень программ, которые заявлены на аккредитацию.

В срок не позднее 7 дней после получения заявления, орган аккредитации направляет учреждению или передает представителю уведомление о том, что предоставленные документы находятся в стадии рассмотрения. Если представленные документы не соответствуют установленным правилам и перечню, учреждению дается два месяца на исправление недочетов.

Проведение аккредитации

Аккредитация проводится в формате нескольких мероприятий, а именно:

  1. Оценка качества предоставляемых образовательных услуг и соответствие предъявленных программ требованиям ФГОС.
  2. Обсуждение результатов, полученных в ходе проведения проверки.
  3. Вынесение решения о продлении или отказе в пролонгации аккредитации.
  4. Внесение учреждения в специальный реестр.
  5. Выдача учреждению специального свидетельства о государственной аккредитации.
  6. Извещение исполнительных органов о результатах проверки в письменном виде.

Показатели

Что касается критериев и показателей, по которым проводится аккредитация, то они устанавливаются организацией, что проводит проверку. При этом существуют основные показатели, которые едины для всех аккредитирующих органов:

  1. Соответствие представленных планов обучающим программам.
  2. Нормативное обеспечение.
  3. Оценка качества процесса получения образования.
  4. Соответствие нормам организационной структуры учреждения.
  5. Уровень, на котором учреждение обеспечено необходимыми методическими материалами.
  6. Мнения обучающихся, сотрудников и выпускников о процессе обучения.

Теперь известно, что это – государственная аккредитация.

Источник: .ru

Источник: http://monateka.com/article/269286/

Источник: http://businessizakon.ru/gosudarstvennaya-akkreditaciya-eto-chto-takoe.html

Государственная аккредитация лаборатории или учреждения: что это такое

Государственная аккредитация: это что такое?

Добавлено в закладки: 0

Что такоеаккредитация – это набор мероприятий или действий, в процессе которого определяют подтверждение соответствия установленному стандарту. Аккредитации могут подлежать и организации, и лица, а анализу соответствия подвергают обычно услуги.

Наличие аккредитации дает потребителю возможность сделать вывод о качестве товаров или услуг, для самостоятельной оценки которых он в недостаточной степени компетентен.

В качестве услуг, которые подлежат аккредитации, можно в настоящее время выделить лабораторные, образовательные, услуги по сертификации, медицинские диагностические услуги и так далее.

Рассмотрим, более детально, что значит аккредитация. Аккредитация является процедурой официального подтверждения соответствия объекта установленным показателям и критериям (стандарту). Самая распространенная в области оказания профессиональных услуг, для оценки качества которых потребитель, обычно, не обладает достаточными компетенциями.

Аккредитуются

  • услуги, для оценки качества которых потребитель не имеет достаточной компетенции
  • организации (СМИ, вузы и так далее)

К аккредитуемым услугам относятся: услуги по проведению испытаний (в испытательных лабораториях), услуги по образованию, услуги по клинической диагностике (в медицинских лабораториях), услуги по калибровке (в калибровочных лабораториях), услуги по сертификации (в органах по сертификации) и так далее. Обычно аккредитацию производят органы по аккредитации, которые проводят свою деятельность по определённым процедурам и правилам.

Аккредитация лабораторий

При аккредитации лабораторий, как стандарта, который устанавливает требования, используется международный стандарт ИСО/МЭК 17025, доступный на русском языке как ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009.

Деятельность органов по аккредитации лабораторий регламентирует международный стандарт ИСО/МЭК 17011, доступный на русском языке как ГОСТ ИСО/МЭК 17011-2009.

Процедура аккредитации должна производиться соответственно со следующими принципами: добровольность (аккредитуют лишь те лаборатории, которые хотят подвергнуться процедуре), независимость (органы по аккредитации не связаны общими интересами с аккредитуемыми лабораториями), компетентность (органы по аккредитации охвачены системой внешней проверки их компетентности, обычно со стороны других органов аккредитации), доступность (аккредитацию проводят по правилам, являющимся общедоступными), равноправность (ко всем лабораториям предъявляют одни и те же требования). Лаборатория при позитивном исходе процедуры получает документ (аттестат аккредитации), удостоверяющий, что лаборатория отвечает требованиям ИСО/МЭК 17025. В Российской Федерации функции национального органа по аккредитации возлагаются на Федеральную службу по аккредитации (Росаккредитация). Аккредитацию в то же время производит ряд негосударственных органов аккредитации.

Государственная аккредитация ВУЗ

Высшие учебные заведения в большинстве стран должны получать на образовательную деятельность разрешение государства.

Это подтверждение или установление государственного аккредитационного статуса образовательного учреждения по виду (университет, академия, институт) и по типу (высшее учебное заведение), уровня имеющихся образовательных программ и их направления и соответствия качества и содержания подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным образовательным государственным стандартам или федеральным государственным требованиям сроком 5 лет.

Свидетельство о государственной аккредитации

Когда учебное заведение при прохождении процедуры государственной аккредитации подтвердило качество имеющихся образовательных услуг, Федеральная служба по надзору в сфере науки и образования (Рособрнадзор) выдает свидетельство о государственной аккредитации.

Свидетельство об аккредитации дает заведению право при поступлении предоставлять абитуриентам льготы, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, а студентам очной формы обучения давать отсрочку от призыва на военную срочную службу.

Важно учитывать, что лишь аккредитованный вуз может выдавать выпускнику диплом о профессиональном высшем образовании государственного образца, который дает в дальнейшем право на поступление в магистратуру и признается работодателями как негосударственных, так и государственных учреждений.

Свидетельство о государственной аккредитации, выданное учебному заведению действительно лишь при наличии к нему приложения. Именно в приложении указывается список всех аккредитованных образовательных профессиональных программ, по которым вуз может предоставлять указанные выше льготы учащимся и по окончании выдавать диплом государственного образца.

К примеру, в Австралии вуз должен иметь лицензию правительства штата или федерального правительства.

Также зависимо от вида института можно получить разрешение на образовательную деятельность на основе экспертного заключения негосударственной организации, которой государство делегировало собственные полномочия по вопросу аккредитации или по постановлению парламента.

В республике Таджикистан для претворения в жизнь главных положений государственной программы реформирования образования и улучшения государственного надзора в сфере качества образования была образована постановлением правительства республики Таджикистан от 03.03.

2007, № 105 Государственная служба по надзору в области образования. На основании этого постановления организованны при управлении районных, областных, городских отделов образования специальные отделы Государственной службы по надзору в области образования.

Негосударственная аккредитация

В США в противоположность этому услуги учебных заведений и больниц не аккредитуются прямо федеральным правительством. В Канаде США и аккредитация осуществляется традиционно разными частными некоммерческими объединениями (региональными или национальными).

В сфере бизнес-образования для программ MBA самые известные аккредитации EQUIS, AMBA, AACSB, которые служат своеобразным «знаком качества» учебных заведений.

Общественная аккредитация учебного заведения

Общественная аккредитация учебного заведения являет собой признание уровня учебного заведения и его заслуг каким-либо профессиональными или общественными ассоциациями, организациями, союзами. Общественная аккредитация весьма важна для престижа учебного заведения, но не может заменять государственную аккредитацию и за собой не влечет каких-нибудь гарантий со стороны государства.

Проблемы систем аккредитации

Различия в критериях аккредитации вызывают затруднения при сравнении качества обучения в разных учебных заведениях.

Мы постарались дать наиболее полное определение и понятие термина аккредитация, раскрыть её проблемы и типы. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Источник: https://biznes-prost.ru/akkreditaciya.html

Аккредитация – это что такое?

Государственная аккредитация: это что такое?

В последнее время особое внимание уделяется качеству услуг, товаров, работ. Субъект, осуществляющий предпринимательскую или иную экономическую деятельность, должен быть компетентным в своей сфере.

Для подтверждения этой компетентности проводится аккредитация. Эта процедура предполагает проверку субъекта сторонними лицами. По ее результатам делается вывод о компетентности или некомпетентности.

Аккредитация – это своего рода гарантия выполнения задач в соответствии с требованиями и стандартами.

Безусловно, сторонние лица, осуществляющие аккредитацию деятельности, должны быть сами профессионалами, обладать необходимым уровнем компетентности. В противном случае их выводы нельзя признавать действительными.

Немаловажно и то, что аккредитация должна быть независимой. Другими словами, субъекты, осуществляющие ее, – центры аккредитации – не должны влиять на взаимоотношение аккредитуемого лица и его клиентов, а также сами не должны находиться ни под чьим влиянием. Они обязаны руководствоваться исключительно нормативными актами, регламентирующими их деятельность.

Кроме этого, для проведения аккредитации необходимо установить стандарты. Они закрепляют конкретные виды деятельности, подвергающиеся проверке, а также правила ее осуществления.

Историческая справка

Развитие аккредитации – области менеджмента качества – было обусловлено становлением массового производства промышленных товаров, возникновением правил и стандартов выполнения работ и оказания услуг. Первые ее виды стали возникать в XIX в. толчком к развитию аккредитации считается необходимость обеспечения единства измерений и результатов оценки.

Способствовать в установлении доверительных отношений между производителем и потребителями может сторонний субъект, пользующийся авторитетом обеих сторон.

В качестве основного инструмента обеспечения доверия как раз и стала выступать аккредитация. Эта процедура со временем стала охватывать широкий спектр видов деятельности.

Сегодня аккредитация проводится практически во всех экономических сферах. Области аккредитации в настоящее время весьма многообразны.

Цели

Сегодня аккредитация – это один из эффективных инструментов, обеспечивающих повышение качества и конкурентоспособности работ, услуг и продукции на уровне отдельных экономических секторов, государств и на мировом рынке. По сути, она означает, что экономический субъект придерживается в своей деятельности определенных стандартов. Если их уровень высок, то и степень доверия к предприятию увеличивается.

Ключевая цель аккредитации состоит в повышении уровня доверия всех субъектов рыночных отношений: производителей, потребителей, профессиональных сообществ, экспертов, государственных служб, прочих заинтересованных лиц.

Наличие аттестата аккредитации указывает на достижение предприятием определенной ступени своего экономического развития.

Это означает, что хозяйствующий субъект располагает надежными механизмами для постоянного улучшения качества своих услуг и работ.

Кроме этой основной цели, есть и дополнительные, не менее важные. Все они так или иначе качаются повышения степени доверия между участниками рынка.

Достижение целей аккредитации осуществляется за счет:

  1. Обеспечения внешнего анализа качества услуг или работ. Аккредитация имеет определенные сходства с аудитом. В результате этого процесса формулируется вывод о соответствии либо несоответствии субъекта установленным критериям.
  2. Выявления предприятий и лиц, желающих повысить качество услуг и работ. Все они регистрируются в единой информационной системе. По итогам аккредитации отбираются лучшие субъекты в соответствующей сфере деятельности.
  3. Улучшения качества предоставляемых услуг и выполняемых работ. После получения аттестата аккредитации экономический субъект подвергается периодическим проверкам. Они выступают в качестве своего рода мотивации для предприятия. Понимая, что после аккредитации будут следовать проверки, субъект старается не только не снижать качество услуг и работ, но и повышать его.
  4. Признания результатов всеми участниками рыночных отношений. К примеру, при аккредитации лабораторий и органов сертификации, документы, выдаваемые ими, признаются всеми организациями.
  5. Стимулирования участников рыночных отношений совершенствовать свою деятельность. При получении аккредитации одним субъектом другие предприятия тоже будут стремиться ее получить. Это необходимо им для повышения своей конкурентоспособности.
  6. Сегментации рынка. Аккредитация не предполагает явного разделения субъектов на категории. Тем не менее, ее результаты имеют большое практическое значение. К примеру, аккредитация на площадках госзаказов, в рамках участия в тендерах позволяет отсеять некомпетентных исполнителей за счет установления критериев допуска.

Формы

Для сферы управления качеством ключевыми факторами выступают объекты аккредитации, стандарты, регионы, влияние на безопасность, специализация деятельности, сроки. В соответствии с ними, различают формы аккредитации по:

  • объектам;
  • уровню стандартов;
  • статусу применения;
  • срокам.

Формы проверки по уровню стандартов обусловлены особенностями территории, на которой они установлены.

При этом необходимо помнить, что стандарты могут быть не только региональными, но и национальными, международными, местными. Кроме того, они могут устанавливаться организациями.

К примеру, существуют стандарты СРО или JCI. В соответствии с этим, выделяют такие формы аккредитации организаций, как:

  1. Международная. Она осуществляется на основании международных стандартов. Ее результаты признаются участниками рыночных отношений из разных стран. Необходимо подчеркнуть, что при такой форме аккредитации значение имеет не только соответствие субъекта международным требованиям, но и факт признания этих требований разными государствами. Если его нет, то и процедуру нельзя считать международной.
  2. Национальная. Такая форма аккредитации существует на уровне конкретных стран. Почти во всех государствах действуют свои национальные системы аккредитации. При этом они могут основываться как на государственных, так и на международных стандартах. Результаты национальной аккредитации признаются на уровне данной страны. Но если государства подписывают соглашения о взаимном их признании, то процедура автоматически приобретает статус международной.
  3. Региональная. Как следует из наименования, такая аккредитация проводится на уровне субъекта РФ и основывается на положениях региональных стандартов. Результаты проверки признаются участниками рыночных отношений конкретной административно-территориальной единицы.
  4. Отраслевая. Эта форма аккредитации касается специфики деятельности в определенной экономической сфере. Так, к примеру, проводится аккредитация врачей, аудиторов и пр. Соответственно, проводится процедура на основании отраслевых стандартов. В последнее время широкое распространение получила государственная аккредитация образовательных учреждений. Качеству педагогического процесса в настоящее время уделяется повышенное внимание. Поэтому разработаны федеральные стандарты (ФГОСы), которые периодически обновляются. Результаты отраслевой аккредитации могут признаваться на региональном, национальном или даже международном уровне. Это будет зависеть от наличия соответствующих соглашений между участниками экономических отношений.
  5. Корпоративная. Законодательства многих государств предусматривает возможность формировать системы аккредитации предприятиями или отдельными физлицами. При этом нормами могут ограничиваться виды деятельности, в отношении которых они применяются. Корпоративная аккредитация может основываться на внутренних стандартах предприятия, национальных или международных стандартах.

Кроме того, существуют и смешанные системы. К примеру, отраслевая аккредитация принимает статус международной, если участниками выступают субъекты из разных стран, а между ними существует соглашение о взаимном признании результатов.

Классификация по объектам

Аккредитация может проводиться в отношении организаций или физлиц. К числу первых относят не только предприятия, имеющие форму юридического лица, но и индивидуальных предпринимателей.

Что касается физлиц, то может проводиться аккредитация экспертов, аудиторов, медработников, педагогов и пр. На форму процедуры влияет специфика деятельности экономического субъекта.

В соответствии с этим могут разрабатываться анкеты, отраслевые тесты. Аккредитация может проводиться в несколько этапов.

В РФ вопросы аккредитации регламентируются 412-ФЗ. Согласно положениям этого нормативного акта, национальную аккредитацию могут пройти исключительно индивидуальные предприниматели и юрлица. А вот физлица могут являться экспертами государственной аккредитационной системы.

При классификации по объектам выделяют форму аккредитации по видам деятельности. В этом случае процедура проводится в отношении комплекса организационно-методических мероприятий, разработанных экономическим субъектом. Речь, в частности, идет об аккредитации программ для информационных систем, образовательных программ, медицинских услуг и пр.

412-ФЗ предусматривает 2 формы аккредитации: обязательную и добровольную Первая осуществляется уполномоченными государственными структурами. Обязательная аккредитация связана с вопросами обеспечения безопасности граждан и всего государства в целом.

К примеру, такая форма применяется к предприятиям, выпускающим вооружение и военную технику, занятым в сфере атомной энергетики, перевозчикам воздушным, морским, речным транспортом, организациям, обеспечивающим санитарно-гигиеническое благополучие населения и пр.

Добровольная форма аккредитации может применяться в сферах, где отсутствует прямая угроза здоровью и безопасности государству и гражданам. Государственное регулирование этой области ограничивается принятием законов, утверждением норм, правил и стандартов проведения процедуры.

Различия между этими формами аккредитации можно определить следующим образом:

  1. Добровольная аккредитация предполагает возможность экономического субъекта самостоятельно принимать решение о прохождении проверки. При этом свою деятельность он вправе осуществлять независимо от наличия аттестата.
  2. Обязательная форма регламентируется федеральным законодательством. Экономический субъект не вправе осуществлять деятельность, не пройдя аккредитацию. В противном случае она будет являться незаконной, а в отношении нарушителя будут применены меры административного или уголовного наказания.

Сроки

В зависимости от правил, действующих в системе аккредитации, она может являться бессрочной либо иметь ограниченный период действия. При этом в первом случае речь не идет о том, что после получения аттестата деятельность субъекта не будет контролироваться.

Как правило, после получения аттестата, проводится периодическая проверка. В ходе нее выявляется соответствие деятельности субъекта критериям аккредитации. В случае нарушения лицом установленных требований аттестат аннулируется.

Критерии аккредитации

Они представляют собой набор определенных правил и требований. На основании них формируются минимальные наборы действий, которые необходимо выполнить заявителям, желающим получить аттестат.

Разумеется, в разных системах проверки критерии различаются. Они могут ранжироваться по “престижности” в зависимости от сложности. Прохождение аккредитации с высокими требованиями обеспечивает большее доверие участников экономических отношений.

Критерии разделяются на частные и общие. Последние закрепляются законодательно. Они задают ключевые требования к процедуре. Частные критерии закрепляются подзаконными актами (при обязательной форме) либо в правилах аккредитационной системы (при добровольной форме). Они призваны детализировать набор требований для заявителей.

Аттестат

Он является подтверждением успешного прохождения аккредитации. Аттестат также указывает на принадлежность субъекта к конкретной системе аккредитации. этого документа в разных системах различается, однако существует определенный набор сведений, который должен присутствовать всегда. Речь, в частности, о:

  1. Наименовании системы аккредитации. На основании него идентифицируется принадлежность участника к конкретной системе.
  2. Названии организации (госоргана), выдавшей аттестат. Эти сведения важны, если в системе действует несколько структур, имеющих полномочия проводить аккредитацию.
  3. Наименовании субъекта, получившего аттестат.
  4. Названии видов деятельности. Субъект может осуществлять только ту деятельность, по которой он аккредитован.
  5. Дате выдачи и сроке действия. На основании этих данных определяется актуальность аттестата.

Кроме того, в документе указывается его идентификационный номер и знак аккредитации.

Источник: https://www.nastroy.net/post/akkreditatsiya---eto-chto-takoe

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.