+7(499)495-49-41

«Гамбургский счет»: значение фразеологизма и происхождение

Содержание

«Гамбургский счет»: значение фразеологизма и происхождение

«Гамбургский счет»: значение фразеологизма и происхождение

Выражение «гамбургский счет», или «по гамбургскому счету», лингвисты относят к разряду таких фразеологизмов, значение которых не равно сумме значений слов. Другими словами, знание о том, что такое «гамбургский» и что такое «счет», не прольет свет на смысл этого словосочетания.

Интуитивное понимание выражения, основанное на контексте

Тем не менее, выражение «гамбургский счет», или «по гамбургскому счету», обычно интуитивно понятно из контекста и часто приравнивается к фразеологизму «по большому счету».

В общем и целом это верно, однако только интуитивное понимание фразеологизма обычно не дает возможности свободно пользоваться им в собственной речи, так как границы значения не совсем четкие, а во-вторых, всегда остается сомнение в том, правильно ли оно понято и какое оно имеет отношение к городу Гамбургу.

Разобраться в нюансах значения и в специфике употребления этого выражения поможет знание о том, что такое «гамбургский счет», а также какова история происхождения фразеологизма.

Виктор Шкловский об этимологии выражения «гамбургский счет»

Происхождение фразеологизма тесно связано с именем известного литературоведа и критика Виктора Шкловского. Именно его книга называется «Гамбургский счет». Значение фразеологизма становится понятно после знакомства с притчей, рассказанной Шкловским и объясняющей название книги.

Притча гласит, что спортивные борцы-профессионалы никогда не борются честно, их задача – выступить по заказу. Они должны проиграть (лечь на лопатки) тогда, когда им скажет антрепренер. Это жульничество нужно для зарабатывания денег.

Однако ежегодно в одном из трактиров Гамбурга борцы собираются для честной борьбы. Их борьба происходит без зрителей, от которых скрывается и сама борьба, и то, насколько она в действительности долгая, неэстетичная и тяжелая для борцов.

На этом незрелищном мероприятии выясняется, кто из борцов сильнее, а кто – слабее.

Это делается для того, чтобы узнать настоящую цену каждому борцу, независимо от того, какое место он занимает на открытой арене.

«Гамбургский счет» в литературе

Именно эту скрытую от всех борьбу, в которой не важны официальные титулы и звания, Шкловский называет «гамбургский счет». Понятие это важно применительно к литературе, а точнее – к тому, какое место на литературной арене занимает тот или иной писатель.

Что значит фразеологизм «гамбургский счет» для Виктора Шкловского, становится ясно из использования выражения «по гамбургскому счету» в тексте его небольшой статьи. «По гам­бург­ско­му сче­ту – Се­рафи­мови­ча и Ве­реса­ева нет.

Они не до­ез­жа­ют до го­рода», – пишет автор и далее продолжает свою аллегорию, говоря о том, что в Гамбурге, то есть на скрытых соревнованиях, где выясняется истинная сила борца, Булгаков оказался бы у ковра, Исаак Бабель выступал бы в роли борца-легковеса, сила Максима Горького была бы сомнительна, так как этот «спортсмен» не всегда в форме, а вот Велимир Хлебников был бы чемпионом.

Одна из сфер употребления выражения «гамбургский счет» – экономическая. Этимология и значение фразеологизма таковы, что оно может быть использовано в том смысле, что экономические отношения строятся на честных, открытых принципах, когда все стороны договора равны и формально, и по сути.

«Гамбургский счет» в литературной критике

Как можно видеть из пересказа небольшой статьи Шкловского, в литературе, как и в спорте, важен гамбургский счет.

Значение фразеологизма в контексте литературной критики заключается в том, что в литературе, как и в борьбе, любая фигура может оцениваться по двум системам. Для первой важна официальная «расстановка» сил, а для второй – реальная.

В первом случае в литературе важны формальные показатели успешности автора и произведения, а во втором – его настоящий масштаб дарования.

Конечно же, в литературе выяснить, кто из писателей «не доезжает до города», а кто является чемпионом, гораздо сложнее, чем в спорте.

В конечном итоге по гамбургскому счету оценить писателя и произведение может только время, однако имеется в виду то, что при оценке литературного явления важно не следовать сиюминутным критериям, а смотреть на него так, как если бы оно существовало вне времени.

«Гамбургский счет» в разных сферах культуры и искусства

Со времен Шкловского (а его книга была написана в 1928 году) во многих сферах культуры стало привычным выражение «гамбургский счет». Значение фразеологизма расширилось.

Чаще всего оценка «по гамбургскому счету» означает оценку культурного явления или деятеля культуры, вне зависимости от каких бы то ни было мнений, официальных признаний, наград, присужденных премий, популярности и известности.

Так, деятель науки по стечению обстоятельств может не иметь высокого научного звания – не быть ни академиком, ни даже профессором, а всего лишь доцентом, не занимать руководящих должностей, не участвовать в официальных мероприятиях, однако «по гамбургскому счету», то есть в реальности, быть интересным ученым, мысли, труды и достижения которого действительно немаловажны для науки.

Этот подход к оценке возможен не только по отношению к человеку, но и, например, к книге.

Одна книга может быть издана крупнейшим издательством тиражом десять тысяч экземпляров, широко известна читателям, иметь массу поклонников, по ней может быть снят сериал, однако по гамбургскому счету это всего лишь коммерческий проект или временное, сиюминутное явление.

Другая книга может быть опубликована в небольшом провинциальном издательстве тиражом пятьсот экземпляров и известна лишь небольшому кругу читателей, получить отрицательные отклики критиков, однако по гамбургскому счету это может оказаться действительно талантливым произведением.

Иносказательный смысл выражения «гамбургский счет»

Однако и это далеко не все возможные значения выражения «гамбургский счет». Значение фразеологизма в современном языке еще шире. Его употребляют тогда, когда хотят сказать о действительной, честной цене чего-либо, об истинном положении вещей.

Судить, оценивать по гамбургскому счету можно не только явления и деятелей культуры, но и свои поступки, отношения в семье, отношения между людьми, события в стране и т. д.

– словом, все, что может иметь формальную, официальную сторону и действительную, истинную.

Примеры употребления выражения «гамбургский счет»

Специфика фразеологизма такова, что даже при ясном понимании его значения его употребление может вызывать проблемы, так как необходимы образцы грамматичного «вписывания» выражения во фразу. Грамматических и синтаксических вариантов, действительно, не так много:

  • Пелевин – крепкий сатирик и очень удачный коммерческий проект, удачливый писатель, но, если по гамбургскому счету, то это пустота, как и все явления постмодернизма.
  • Он очень охотно разговаривает на самые разные темы, но при Иване Ивановиче замолкает: понимает, что по гамбургскому счету все его знания поверхностны.
  • Я доверяю этому ветеринару. Он никогда не скажет лишнего и не посоветует, если не разобрался в ситуации. Он работает по гамбургскому счету, его цель – не сделать вид, что он все понимает, а спасти животное и не навредить ему.
  • Конечно, этот матч они выиграли. Но, по гамбургскому счету, играли они плохо. Им просто повезло. Это был их день.

Уместные и неуместные контексты

Фразеологизм – такая языковая единица, которая в случае прозрачности ее смысла применяется свободно и стремительно расширяет горизонты своего использования.

То же происходит и с выражением «гамбургский счет»: происхождение и значение слов прозрачны. Это значит, что можно смело экспериментировать.

Однако в данном случае стоит остерегаться применять выражение даже в том случае, когда хорошо понятно, что такое гамбургский счет.

Дело в том, что это выражение само предназначено для разговора «по гамбургскому счету» и сопротивляется обыденным, бытовым, малозначимым темам и контекстам.

Оно будет неуместно при разговоре о том, хорошо ли прошел день рожденья, удался ли пирог или на каком уровне сервис в кафе.

В этих ситуациях выражение «гамбургский счет» не избыточно только в том случае, если бытовые события по каким-то причинам имеют важное значение в чьей-то судьбе или значимы для жизни города или страны.

Источник: http://fb.ru/article/171604/gamburgskiy-schet-znachenie-frazeologizma-i-proishojdenie

Каково значение фразеологизма «гамбургский счёт»

«Гамбургский счет»: значение фразеологизма и происхождение

Вероятно, многие слышали выражение «гамбургский счёт» – фразеологизм, значение которого не так просто определить. С другой стороны, фраза имеет довольно интересную историю, которая сразу же определяет её смысл.

Происхождение и значение фразеологизма

Фразеологизм означает максимальную свободу от коррупции, нечестных суждений и субъективного мнения в принципе. Употребляя это выражение, рассказчик исключает возможность нечестности, фальши и даже симпатии к конкретной стороне схватки.

Несложно догадаться, что фразеологизм происходит из Германии. Речь идёт о гамбургскимх борцах, которые проводили бои в обычных трактирах.

Эти схватки устраивались для подпольного развлечения. Уважающий себя борец должен был всегда поддерживать форму и доказывать статус в борьбе с достойным соперником. Только так можно было стать чемпионом по гамбургскому счёту.

Автор крылатой фразы, Виктор Шкловский, впечатлился подобным распорядком вещей в спортивной среде и выразил своё желание применять подобные требования к литературным деятелям.

Существует легенда, что писатель впервые услышал это выражение в одном из московских ресторанов от Ивана Поддубного, когда тот рассказывал, как его пытались побороть.

Однако на данный момент гамбургское происхождение фразы не подтверждено исторически, фразеологический оборот считается вымыслом самого Шкловского.

Рассказанная история легла в основу пролога книги писателя «Гамбургский счёт»

Эта легенда не имеет точных подтверждений. Так, на территории Гамбурга не было обнаружено трактиров, в которых проводились бои со столь жёсткими условиями.

Вокруг этой истории существует огромное количество догадок, однако наиболее достоверные факты касаются следующего:

  1. Виктор Шкловский — русский кинодраматург и писатель. В одной из своих статей он предположил, что к деятелям искусства должны выдвигаться суровые требования, так называемый гамбургский счёт.
  2. Фразеологизм получил известность в год своего образования — в 1928-м.
  3. Через какое-то время после издательства журнала, в котором была опубликована статья, Шкловский решил несколько смягчить своё мнение. Однако фраза настолько запомнилась в литературных кругах, что до сих пор не вышла из обихода.

Как выражение «гамбургский счёт» может применяться в современности

Как бы то ни было, речь идёт об интересной и наполненной смыслом фразе. Поэтому её стоит использовать в уместных случаях. Вряд ли такое выражение будет гармонировать с разговорной речью, но может украсить доклад, произведение или интеллектуальную беседу.

Выражение может быть использовано в следующих ситуациях:

  • для подтверждения справедливости судебной инстанции. К примеру: «Присуждение титулов спортсменов после состязания происходило по гамбургскому счёту». То есть, налицо беспристрастность судей;
  • для подчёркивания отсутствия личных претензий критика к субъекту. К примеру: «Соглашусь, между нами существуют определённые разногласия, но работа выполнена качественно, если судить по гамбургскому счёту». То есть, критик берёт во внимание только те детали, которые касаются фактической составляющей задания его собеседника;
  • для указания на профессионализм субъекта. К примеру: «Не вижу причины для твоих волнений: по гамбургскому счёту чертёж выполнен качественно». В этом случае фразеологизм выступает как высшая шкала градации;
  • для указания на большое количество усилий, направленное на достижение цели. К примеру: «Мне казалось, за ночь справиться с таким нереально. Что называется, отплатил по гамбургскому счёту». То есть, были выполнены не только все условия задачи, но и предприняты дополнительные шаги;
  • для демонстрации наиболее заветных ожиданий. К примеру: «Занятая мной позиция, в принципе, меня устраивает. Но по гамбургскому счёту было бы неплохо оказаться хотя бы на третьем месте…» То есть, фразеологизм употребляется в значении максимума, своеобразного предела.

При этом стоит исключить употребление словосочетания с предлогом «на», поскольку такая формулировка уже будет некорректной.

Как написать сочинение на эту тему в школе

Как и во многих подобных случаях, важно указать на основное значение слова и предоставить достаточное количество примеров. Последние стоит вставлять по ходу освещения нового факта в сочинении.

В сочинении следует указать все существующие версии происхождения фразеологизма

Какие данные о понятии стоит предоставить:

  1. Начать сочинение следует с описания основных фактов — года появления фразеологизма, автора выражения и обстоятельств, при которых оно родилось. Не лишним будет упомянуть, что Виктор Шкловский неоднократно поднимал вопрос справедливой критики в своих работах.
  2. Рекомендуется продолжить повествование с уклоном на изначальный смысл фразы. Упомянуть, что в современной литературе имеется несколько объяснений, которые имеют отличия.
  3. Заострить внимание на несущественности таких отличий: фраза однозначно говорит о справедливости, честности суждений и даже некоторой жёсткости в установках. Именно поэтому когда-то обычная фраза смогла стать фразеологизмом и просуществовать почти столетье.
  4. Основную часть рекомендуется продолжить кратким пересказом истории возникновения крылатой фразы. Не стоит забывать об упоминании города, в котором происходили события — Гамбург. Поскольку, в противном случае, нарушится вся логическая цепочка повествования.
  5. Ближе к концу сочинения желательно отдать должное опрометчивости сравнения достойного результата с гамбургским счётом.

Какие примеры стоит использовать:

  1. Фразеологизм в изречениях спортивных комментаторов: «по гамбургскому счёту команда Демократической Республики Конго показала достойный результат». На практике действительно нередки случаи употребления фразы в подобном контексте.
  2. В описании двух соревнующихся команд относительно любой сферы: «В менеджменте лучше рассчитать свои силы заранее и быть готовым к трудной работе. Результаты будут оценены по гамбургскому счёту».
  3. Крылатая фраза в описании судебных фигур или критиков: «Главный принцип нашего судьи — здравый смысл и гамбургский счёт».
  4. Относительно мотивации в какой-либо сфере: «Нужно посвятить какое-то время учёбе. Я намерен оценивать свои результаты по гамбургскому счёту».

Что ещё следует учитывать при написании сочинения:

  • несмотря на то, что фразеологизм по своей природе имеет размытое происхождение, устойчивое словосочетание, о котором идёт речь, имеет чётко очерченное значение;
  • фразеологизм получил широкое употребление в книге Виктора Шкловского под тем же названием ;
  • если сочинение подразумевает большой объём, можно немного расширить историю о самих гамбургских борцах. Так, борьба по исключительно честным и беспристрастным правилам происходила лишь один раз в году. В остальное время силачи находились на оплачиваемой работе, основное условие которой — поддаться в тот момент, когда укажет тренер. Поэтому тот единственный бой имел столь высокую цену и для борцов, и для окружающих;Согласно придуманной истории, бои проходили при закрытых дверях и завешанных окнах
  • эта крылатая фраза уникальна ещё и тем, что не имеет аналогов не только в европейских, но и в мировых литературных кругах. То есть, Шкловскому практически удалось вывести целое понятие;
  • Фразеологизм можно сравнить и с другими выражениями, известными в русском языке – «подлинно», «сущая правда» и т.д.

В целом, нужно понимать, что фразеологизм тесно связан с историей своего возникновения. Поэтому он практически не имеет смысла, если рассказчик не ознакомлен с короткой историей термина.

Источник: https://frazy.su/28371-gamburgskiy-schet-znachenie-frazeologizma.html

Что означает выражение «по Гамбургскому счёту»?

«Гамбургский счет»: значение фразеологизма и происхождение

Что бы это значило?

По Гамбургскому счёту, Гамбургский счёт — оценивать что-то, исходя из принципиальных соображений, рассматривать результаты дела по критериям его важности и полезности, при обсуждении чего-то не обращать внимания на мелочи и детали, профессиональный подход без уловок и двусмысленностей, реальное положение вещей, подлинная система ценностей

«Выражение „гамбургский счёт“ появилось у меня так.Союз писателей в старом своём составе, как одна из писательских организаций, находился в Доме Герцена по Тверскому бульвару. Было лето. На первый этаж прямо в сад выходил большой тент: под тентом был ресторан, и весь первый этаж тоже был рестораном.

Поваром ресторана был человек, фамилию которого я забыл; знаю, что по прежней своей профессии он являлся цирковым борцом. К нему приходили большие, уже немолодые люди, они садились тяжело на стулья и, как помнится мне, иногда нарочно их ломали.

Шеф-повар для своих друзей приготовлял винегрет; порции подавались в больших, специально купленных умывальных тазах. После такой закуски люди ели обед. Раз пришёл человек, менее других отяжелевший, но всех крупнее. Вокруг него сразу образовалась свита, расположившаяся по рангам: это был Иван Поддубный. Пришёл он с борьбы: боролись в цирке Шапито.

Было тогда Поддубному 70 лет. Его попросили выступить бороться. Рассказал он об этом спокойно:– Бороться в семьдесят лет, – говорил Поддубный, – нельзя, но показать, как борются, можно. Да и знали все, что меня по моему рангу положить нельзя. Нехорошо человека в семьдесят лет вдруг взять да и положить на лопатки.

(Я всё это пересказываю через 40 лет, так что вы к кавычкам не относитесь как к цитированию документов, находящихся у меня на столе. Продолжаю рассказывать.)– Показываю я перекат и вдруг чувствую, что мой молодой напарник хочет меня прижать, вместо того чтобы дать мне показать классический мост.

Дальше я рассказываю точно: „Бороться в семьдесят лет нельзя, но две минуты или одну минуту я могу быть сильнее другого борца на сколько угодно. Но я никогда не толкался. Если бы мы толкались, живых бы не было. Тут я его толкнул; его унесли на доске.

Тут шеф-повар сказал спокойно:– Пускай помнит гамбургский счёт!“Я спросил, что такое гамбургский счёт, и мне объяснили, что это счёт без условностей, без наигрыша. Его в старину устанавливали в Гамбурге на закрытых состязаниях – без публики.

Я, издавая книгу, написал о гамбургском счёте. Мне посоветовали вынести это название на обложку. Было это в 1924 году”


(воспоминания В. Шкловского в перессказе писателя В. Конецкого)

    «Гамбургский счёт» — сборник статей, воспоминаний, эссе, изданная Шкловским в 1928 году

Оценка Шкловским некоторых советских писателей «по Гамбургскому счёту»

Модернизм формы Пильняка чисто внешний, очень удобный для копирования, сам же он писатель не густой, не насыщенный.
Элементарность основного приема делает Пильняка легко копируемым, чем, вероятно, объясняется его заразительность для молодых писателей».
О романе К. Федина «Города и годы».

«В романе есть интересный газетный материал, но он неумело связан, и все герои труппой гуляют из Германии к мордве. < …> Роман цитатен < …>, описания состоят из перечислений, герои не нужны, сюжета нет, и сюжетное затруднение заменено поэтому временно́й перестановкой».
О Бабеле.

«Иностранец из Парижа, одного Парижа без Лондона, Бабель увидел Россию так, как мог ее увидеть француз-писатель, прикомандированный к армии Наполеона < …>. Смысл приема Бабеля состоит в том, что он одним голосом говорит и о звездах и о триппере».
О В. Катаеве. «Растратчики» – это рыба на зеркале.

В эту блестящую поверхность нельзя нырнуть»
О «Восковой персоне» Тынянова – что даже петровская эпоха «не состоит из одних поразительностей» и не есть «только кунсткамера в спирту»

Синонимы фразеологизма «Гамбургский счёт»

  • без дураков
  • взыскательно
  • всерьез
  • не вдаваясь в подробности
  • строго
  • требовательно
  • по большому счёту

Применение выражения в литературе

«Само наличие такой компании, где происходили откровенные разговоры о литературе и политике, разговоры по гамбургскому счету, разговоры, которые мы называли «откровенным марксизмом», могло в ту пору окончиться плохо» (Давид Самойлов «Общий дневник»)
«В отечестве нашем в те годы критика оборачивалась журналистикой ― раздолбать или продвинуть, ― тосковалось по текстовому анализу, по гамбургскому счету» (Андрей Вознесенский «На виртуальном ветру»)
«Играть» еще рано, но кто как прочтет гоголевский текст ― это заявка на соревнование «по гамбургскому счету» (Сергей Юрский «Вспышки»)
«Так вот, не по официальному положению, званиям и наградам, а по гамбургскому счету Николай Николаевич Урванцев был великим полярным исследователем и путешественником» (Владимир Санин «Не говори ты Арктике ― прощай»)
«Да если по-честному, по гамбургскому счету, зачем ему эту сотню у бедного студента тягать?» (Ю. В. Трифонов «Время и место»)

Ещё статьи

«И ты Брут»
Казни Египетские
«Камень преткновения»
«Кануть в Лету»

Источник: http://ChtoOznachaet.ru/po-gamburgskomu-schyotu.html

Художественная аллегория

Современные исследователи предполагают, что исторического факта, описанного Шкловским, в реальности не существовало, а этот авторский вымысел был создан для того, чтобы стать платформой для шутливого ранжирования писателей первой половины XX века. Шкловский, тонко владеющий литературным словом и обладающий неистощимым чувством юмора, с некоторой долей сарказма продолжил рассказ о выявлении победителей среди борцов: «Гамбургский счет необходим в литературе».

Далее писатель расставляет своих коллег по воображаемым ступеням литературного Олимпа, которых они, по его мнению, достойны. Чемпионский титул достается Велимиру Хлебникову, а Булгаков оказывается в роли рыжего клоуна у ковра. Наверное, нынешним выпускникам школ будет интересно раскрыть тему гамбургского счета в сочинении по ЕГЭ.

Тем более, что история, придуманная Шкловским, отличается не только красотой и лаконизмом. Она обросла некоторыми интересными фактами. Говорили, что Михаил Булгаков обиделся на этот критический выпад и какое-то время не подавал руки его автору.

Однако фраза мгновенно обрела популярность среди литераторов, а потом вышла за пределы писательской среды.

Значение и примеры употребления идиомы

Гамбургский счет… Что означает это короткое словосочетание, мы уже выяснили. Его смысл истолковывается довольно просто: истинный расклад, реальное положение вещей, правдивая оценка. Нередко это выражение используется в самых различных областях жизни.

Например, вы посмотрели фильм, который при внешней красочности не несет никакой художественной ценности или просто вам не понравился. Вот тут можно сыронизировать: «По большому гамбургскому счету, то есть, честно говоря, эта кинокартина гроша ломаного не стоит».

И неважно, будет ли это мнение строго объективным или же основанным на собственном, индивидуальном видении. Это выражение давно утратило фундаментальный смысл и употребляется с налетом легкого незлобивого юмора.

Сомнение в компетентности и заслуженное одобрение

Фразеологизм применим для оценки профессиональных или личностных характеристик человека: «Парень он, конечно, неплохой, но, если судить по гамбургскому счету, серьезное дело ему доверить нельзя».

Чаще всего, произнося эту фразу, пытаются вскрыть какие-то недостатки одушевленного или неодушевленного предмета, события, явления. Реже здесь может звучать похвала: «Работа выполнена на «отлично» даже по гамбургскому счету».

Значение, вкладываемое в этот словесный оборот, служит своеобразным мерилом качества высшей пробы на бескрайней шкале общечеловеческих ценностей.

Твердый валютный курс

Попробуем разобраться, существовала ли эта фраза вне произведения Шкловского, принадлежит ли писателю пальма первенства в ее создании? В финансово-кредитной сфере есть такое понятие как «банко», обозначающее установленный курс, по которому производится купля-продажа ценных бумаг.

Согласно «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона», впервые этот термин был введен Гамбургским банком вначале XVIII века. Как известно, вплоть до XIX века Германия представляла собой имперский союз множества суверенных государств, в каждом из которых имела хождение собственная валюта.

Золотые талеры мало того, что истирались при долгом использовании, теряли свой изначальный вес, так еще и не всегда принимались к расчетам в сопредельных землях.

Лишь в банке Гамбурга можно было положить на счет валюту любого из германских государств. Одна условная монета (марка-банко) имела номинал 528 ас чистого золота. С 1763 года гамбургский счет был принят на вооружение финансовыми организациями многих стран мира.

Монеты чеканились в Англии, Дании, Швеции, Пруссии, принимались в голландских, итальянских, немецких и прочих банках.

С введением метрической системы такой механизм взаиморасчетов постепенно стал утрачивать свои позиции, а на территории объединенной Германии был упразднен в 1873 году.

Самый точный способ банковских расчетов

Фразеологизм «гамбургский счет», по предположению историков, скорее всего, возник в бухгалтерской сфере и был известен узкому кругу профессионалов. Во времена, когда не существовало сложной вычислительной техники, а все математические подсчеты производились вручную, в ходу был так называемый гамбургский метод, позволявший получать наиболее точные результаты.

Этот способ сведения банковских балансов считался трудоемким, поэтому использовался только в особых случаях. Надо полагать, что в 20-х годах прошлого века, когда Шкловский создавал ставшую знаменитой заметку, основным инструментом финансового работника были счеты с деревянными костяшками. Сведения о специальной сверхточной методике могли быть на слуху.

Как рождаются легенды

Вполне вероятно, что Виктор Шкловский мог знать как о существовании гамбургской системы расчетов, так и об универсальной валюте европейских банков.

Но, согласитесь, легенда, повествующая о соревнованиях борцов, выглядит гораздо романтичнее и привлекательнее для читателей, чем погружение в дебри финансового делопроизводства.

Видимо, именно этими соображениями руководствовался Шкловский при создании своей заметки.

Если бы писатель не облек это выражение в художественную оболочку, вряд ли оно бы стало известно широкому кругу читающей публики и вышло в народ. Неоспоримый факт: многие пословицы и поговорки, считающиеся народными, на самом деле являются строками из авторских произведений.

Достаточно вспомнить фразу «остаться у разбитого корыта», вышедшую из сказки Пушкина «О золотой рыбке», или замечательное выражение «счастливые часов не наблюдают», подаренное нам А. С. Грибоедовым.

Сегодня крылатые фразы входят в нашу речь благодаря незаурядным работам кинорежиссеров, мастерству актеров, изобретательности артистов разговорного жанра, таланту поэтов-песенников и даже невсегда складным выступлениям некоторых политиков.

Термин, принятый в социальной психологии

Интересно, что словосочетание «гамбургский счет» в наши дни является полуофициальным термином, используемым в социальной психологии для определения истинного статуса индивидуума в обществе.

Реальная позиция личности, согласно выводам отдельных исследований, часто не соответствует формальному ее положению на закрепленной за ней ступени социальной лестницы.

Чтобы выяснить действительный статус того или иного субъекта, специалисты прибегают к методу, условно называемому гамбургским счетом.

Этот словесный оборот присутствует в профессиональном сленге практикующих психологов и даже используется в тематических докладах и публикациях. Позволив себе немного пошутить, скажем, что Виктор Шкловский не только обогатил родную речь красивой крылатой фразой, но и внес вклад в современную науку.

Фильм немецких кинематографистов

Много раз приходилось слышать утверждение, что фразеологизм «гамбургский счет» существует только в русском языке.

Но в 1999 году вышел художественный фильм производства Германии, в названии которого фигурирует этот словесный оборот.

Как это понимать? Неужели режиссеру Зёнке Вортманну, снявшему историю о событиях пятничной ночи в одном из районов портового города, была известна наша идиома?

Вопрос разрешается довольно просто. Оригинальное название фильма – «Ночь в Санкт-Паули» (St. Pauli Nacht).

А в «Гамбургский счет» кинолента была переименована для российского проката по замыслу отечественных переводчиков, поскольку сюжет развивается именно в Гамбурге. Безусловно, получилось неплохо. Во всяком случае, емко и узнаваемо.

Но, к сожалению, никакого отношения к произведениям Виктора Шкловского, творчеству русских литераторов и легенде об атлетах этот фильм не имеет.

Источник

Источник: http://IDeiforbiz.ru/gamburgskij-schet-znachenie-frazeologizma-i-proisxozhdenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.