+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Федеральные органы государственной власти России – особенности, описание и история

Содержание

Структура власти РФ. Структура федеральных органов власти

Федеральные органы государственной власти России - особенности, описание и история

Государство представляет собой сложную политико-правовую структуру, которая объединяет большое количество людей. Изначально на планете не существовало держав вообще.

Их предшественниками были родоплеменные общины, которые строились на патриархальной основе. По мере своего разрастания, подобного рода формации перестали должным образом справляться с процессом общественного регулирования.

То есть необходимо было изобретение новой, более функциональной по своей сути организации. Таковыми стали государства.

На сегодняшний день подобных структур в мире большое количество. Все они функционируют по-разному, однако, имеют общие черты. Например, каждое государство управляется посредством власти. Данный феномен также имеет свои характерные черты и структуру.

В Российской Федерации на сегодняшний день структура власти состоит из нескольких взаимосвязанных элементов, каждый из которых, несет свою информацию о государстве.

Таким образом, данная проблематика имеет большое значение для деятельности Российской Федерации как государства, что обуславливает необходимость детального изучения феномена и его системы.

Власть: понятие

Структура власти РФ является исходным понятием и явлением классической формы управления. Поэтому необходимо, прежде всего, проанализировать её особенности.

Согласно современным научным тенденциям, власть – это совокупность способов и реальных возможностей навязывать волю с целью управления деятельностью индивидов, социальных групп, общностей и т. п.

При этом данный феномен может быть основан на совершенно разных теоретических и практических началах, а также использовать методы определенного характера, например, авторитарные, демократические, насильственные, нечестные, провокационные и т. д. Специфической формой классического вида власти является государственная власть.

Власть государственного характера

Государственное управление подразумевает под собой реальную возможность влиятельной верхушки или политической элиты управлять населением отдельной страны, посредством использования рычагов юридического характера.

Власть в державе всегда основывается, прежде всего, на праве, то есть действующем законодательстве, и не может выходить за его рамки или же противоречить ему.

Помимо того, в настоящее время государственная власть имеет четкую структуру, существование которой обусловлено переосмыслением этой категории в период Нового времени и создания определенных принципов, на каких в большинстве государств строится вся система управления.

Российская Федерация в данном случае не является исключением. Структура власти и весь государственный строй этой страны функционируют на основе определенных положений.

На сегодняшний день существует несколько основных принципов функционирования системы управления в государстве. К ним относятся следующие:

  • Народовластие. Подразумевает под собой существование единого источника суверенитета государства, которым является население. Оно, в свою очередь, влияет на страну через специальные органы.
  • Федерализм, подразумевает федеративное устройство территории.
  • Политическое многообразие – это допустимость существования большого количества партий и движений.

Россия является светским государством, что исключает наличие официальной религии.

Принцип разделения власти

Структура власти РФ функционирует на основе принципа разделения государственного управления. Далеко не все понимают, что собой представляет указанная идея. Она была разработана Шарлем Луи де Монтескье и Джоном Локком.

Согласно её положениям, структура власти в любом государстве должна содержать законодательный, исполнительный и судебный сегменты.

При этом управление страной не может быть сосредоточено в руках правящей верхушки или же одного человека (монарха, вождя, тирана и т. п.). Этот принцип нашел свое применение практически во всех странах.

Конечно, некоторые государства видоизменили принцип трехуровневого устройства, однако, задумка в целом осталась неизменной. На сегодняшний день немного осталось примеров единоличной власти.

Структура федеральной власти России

Сегодня в РФ разработана достаточно функциональная, а, что самое главное, эффективная система государственного управления. Её деятельность строится, во-первых, на тех принципах, которые были упомянуты ранее, а, во-вторых, на демократической направленности российской политики.

Помимо этого, структура федеральной власти РФ также вобрала в себя положения принципа разделения государственного управления. В соответствии с ним существует три основных ветви, а именно: законодательная, исполнительная, судебная.

На основе этого положения в России функционирует целая структура федеральных органов власти, состоящая из следующих элементов, а именно:

  • Федеральное собрание.
  • Правительство Российской Федерации.
  • Суды России.
  • Президент Российской Федерации.

Из представленных элементов, по сути, состоит система и структура органов власти в РФ. Они, в свою очередь, являются абсолютно самостоятельными и выполняют специфические функции.

Система и структура исполнительной власти

Все три представленных сегмента управления государством важны. При этом каждый из них, выполняет собственные функции. В данном случае большое значение имеет деятельность исполнительной власти.

С помощью этой ветви, по сути, происходит реализация политики государства. Основой всей исполнительной ветви власти является президент и правительство Российской Федерации.

Далее федеральные структуры исполнительной власти объединяются в министерства и отдельные ведомства разной целевой направленности.

В число функциональных задач главы государства входит охрана суверенитета РФ, неприкасаемости её границ, независимости и т. п.

Помимо этого, соответствующие нормативные акты и Конституция возлагают на президента обязанность определять направленность внешней и внутренней политической программы.

Правительство Российской Федерации, в свою очередь, является координирующим органом, который возглавляет председатель. Помимо этого, правительство фактически руководит целой структурой министерств, служб федерального характера и агентств.

Структура федеральных органов власти содержит в себе три взаимосвязанных элемента, о чем уже было указано ранее в статье. Одним из них является законодательная власть. Данный сегмент существует для систематизации нормативной отрасли страны и разработке официальных актов.

Иными словами, законодательная власть выдает законы. Её существование необходимо для того, чтобы обеспечить законность и действенность конституционных принципов государства.

Таким образом, деятельность законодательной власти направлена на достижение определенных целей, исполнение которых возложено на отдельный государственный орган.

Федеральное собрание – назначение и структура

Согласно Конституции Российской Федерации, структура органов государственной власти содержит в своем составе парламент. Это выборный коллегиальный орган, функционирующий с целью обеспечения законодательного процесса.

Федеральное собрание содержит в своей структуре два элемента, называемых палаты, а именно: верхнюю (Совет Федерации) и нижнюю (Государственная Дума).

Свою деятельность палаты производят раздельно, однако в некоторых случаях могут проводить общие заседания, например, для заслушивания посланий Конституционного Суда или президента РФ.

Следует отметить, что Федеральное собрание – это сугубо избирательный орган.

То есть его наполнение происходит за счет граждан России, которые выдвигают своих кандидатов. Однако каждая парламентская палата пополняется членами совершенно по-разному. Например, Совет Федерации формируется за счет представителей от каждого субъекта государства. Дума, в свою очередь, состоит из депутатов, которым может стать любое лицо, чей возраст составляет более 21 года.

В своей деятельности Федеральное собрание издает федеральные и конституционные законы. Нормативные акты должны быть приняты обеими парламентскими палатами, после чего разрешается их фактическая выдача.

Судебная сфера России

Структура органов власти РФ не существовала бы без наличия судебной ветви. Это достаточно важный сегмент, основой которого является целая система соответствующих органов. На сегодняшний день высшими судебными органами можно назвать Верховный и Конституционный суды.

Данные учреждения занимаются решением определенных дел или же споров, которые возникают в правовом поле державы.

Как правило, судопроизводство проходит в уголовной, административной, гражданской, хозяйственной сферах жизнедеятельности человека.

При этом Конституция закрепляет следующий принцип: лишь представленная система органов может осуществлять правосудие. Существование иных ведомств с подобной деятельностью не допускается.

Государственное управление на территории субъектов федерации

Следует отметить, что структура власти имеет специфический вид, если мы говорим о субъектах федерации. Территориальные образования государства управляются посредством собственных органов. При этом разграничение власти общефедеральной и локальной происходит на уровне Конституции.

Помимо этого, достаточно интересным является вопрос местного самоуправления. Согласно положениям Конституции, данная сфера регулирования не относится ни к одной ветви власти и является совершенно самостоятельным образованием.

Её главной целью есть не что иное как обеспечение нормальной жизнедеятельности территориальной группы населения.

Заключение

Итак, в статье была представлена структура органов государственной власти в Российской Федерации, существующая на сегодняшний день. Стоит отметить, что её деятельность является эффективной, если учитывать особенности современного мира. Но теоретические и практические инновации в этой области необходимы, если мы хотим построить действительно демократическое государство.

Источник: http://fb.ru/article/258590/struktura-vlasti-rf-struktura-federalnyih-organov-vlasti

Государственная власть в современной России

Федеральные органы государственной власти России - особенности, описание и история

Государственная власть как возможность и способность государства через систему формальных норм и институтов осуществлять руководство и управление процессами общественного развития в пределах своей территории была и остается определяющим фактором развития России.

Государственная власть всегда формализована, легализована и закреплена в правовой форме. Она реализуется специальным государственным аппаратом и выполняет арбитражную роль в обществе.

В силу своих исключительных характеристик и полномочий государственная власть призвана не только организовывать и регламентировать общественные отношения, но и обеспечивать эффективность и работоспособность всей политической системы.

В свою очередь достижение данных характеристик невозможно без должного уровня легитимности власти, которая обеспечивается не только спецификой ее происхождения, но и социально-экономической результативностью деятельности госаппарата, а также готовностью граждан воспринимать конкретную власть как адекватную данному периоду развития.

Государственная власть в России осуществляется посредством комплекса политико-правовых институтов и норм, объединенных в единый государственный механизм.

В свою очередь эффективность его деятельности зависит не только от количества и качества публично-правовых организаций, но и от того насколько они объединены единым государственным началом.

Государственная власть – это своего рода корпоративный дух, воплощенный в институциональную форму.

Принципы формирования и особенности функционирования государственной власти

Система государственной власти в России строится на основании Конституции РФ, согласно закрепленным принципам разделения властей (ст.10) и федеративного устройства (ст.5).

Сложность властной организации современного этапа развития страны заключается в том, чтобы обеспечить не только рассредоточение власти между законодательными, исполнительными и судебными институтами, но и сохранить целостность государственной власти на всей территории государства при максимально эффективной реализации принципов федерализма.

В настоящее время федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения образуют единую систему исполнительной власти.

Во взаимоотношениях Федерального Собрания, законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления единая иерархическая система отсутствует. Тем не менее, отношения вертикальной зависимости имеют место и здесь.

Например, Федеральное собрание РФ имеет возможность принятия в строго оговоренных случаях решения о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта РФ.

В Советском Союзе высшие органы государственной власти обладали формальными признаками и не могли без партийного вмешательства принимать политические решения, как на союзном, так и на республиканском уровнях, не говоря уже об уровнях автономных республик и округов.

Так, согласно Конституции СССР 1977 г. государственная власть формально принадлежала народу и осуществлялась через Советы народных депутатов, составляющих основу политической системы страны. Все другие государственные органы были подконтрольны и подотчетны советам (ст.2).

Высшими органами государственной власти и управления были:

  • Верховный Совет СССР (законодательный и представительный орган), состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обе палаты состояли из равного числа депутатов. Совет Союза избирался по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от автономной области и один депутат от каждого автономного округа. Это был непостоянно действующий орган законодательной власти. Сессии верховного Совета созывались два раза в год для утверждения законопроектов. Постоянного действующим органом был Президиум Верховного Совета СССР, состоящий из 39 человек;
  • Совет министров СССР (правительство) – высший исполнительный и распорядительный орган власти – формировался Верховным Советом;
  • Верховный суд СССР также избирался Верховным Советом. Однако, приоритет советов и прежде всего Верховного Совета СССР был лишь формальным, так как руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы провозглашалась Коммунистическая партия (ст.6).

Следует помнить, что государственная власть – это один из видов власти, субъектом которой выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, объектом же является – население страны.

Субъектно-объектный (государство-общество) характер государственной власти дополняется такой сущностной чертой, как монополия на легальное, легитимное и универсальное принуждение от имени общества, обладание юридическим верховенством в обществе, универсальностью и суверенностью.

В результате государственная власть представляет собой «публичное явление социально-политического характера»; является «основной формой проявления политической власти определенной социальной общности (народа, класса и др.

)» и обладает «специализированным аппаратом для регулирования общественных отношений, верховенством в обществе» (Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М.: Юрист , 1996).

Таким образом, государственная власть представляет системно организованную совокупность институтов, располагающих средствами силового и «мягкого» принуждения, что обеспечивает общеобязательный характер государственных решений.

Конфигурация государственной власти в современной России

В современной России на общефедеральном уровне систему органов государственной власти образуют такие институты, как Президент РФ, Правительство РФ, двухпалатный парламент – Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации. Федеральными органами судебной власти являются Конституционный и Верховный суды. Высший Арбитражный суд был упразднен 6 августа 2014 года.

В конфигурации системы государственной власти современной России центральное место занимает институт президентства, а глава государства – президент – является главным арбитром и эпицентром принятия политических решений, замыкая на себя различные полномочия в сфере нормотворчества, исполнительной деятельности и кадровой политики. Таким образом в современной России в несколько сглаженном виде воспроизводится историческая схема властестроительства, когда «государство и государственный интерес мыслились не иначе, как конкретно – в форме живой личности государя и государева дела» (Заозерский А.И. Царская вотчина в России ХVП века. М.: Соцэкгиз, 1937).

Пирамидальное строение власти в современной России, при всех возможных негативных проявлениях такой модели, предопределяется объективными факторами: важностью и одновременно сложностью решения задач государственного управления огромной страной в условиях наложения внутреннего и мирового кризисов.

Множественность центров власти и большая распыленность государственных органов с не всегда четко и предметно очерченными полномочиями и компетенциями потенциально создают возможности структурных противоречий, которые могут приобретать конфликтные формы.

В таких условиях возникает необходимость в сильном арбитражном институте, полномочия которого позволяли бы своевременно и эффективно разрешать спорные политические, экономические и правовые ситуации.

Законодательная ветвь власти в РФ при всех внешних демократических атрибутах представляет собой на практике довольно жесткую бикамеральную модель организации парламента, не предусматривающую единого координирующего парламентского органа, а также совместно реализуемых палатами полномочий.

Несмотря на то, что Государственная Дума имеет определенные возможности по контролю за действиями институтов исполнительной власти, реальные конституционные полномочия в этом отношении (например, право проведения по своей инициативе парламентских расследований, права интерпелляции и т.д.

) у ее депутатов и Государственной Думы как палаты в целом отсутствуют. Возможность участия в кадровых вопросах со стороны этой палаты также достаточно ограничена (Конституция РФ, ст. 111).

Такая ситуация компенсируется монопольным правом Госдумы на принятие законов – никакой закон не может быть принят помимо воли большинства депутатского корпуса.

Роль представительства интересов регионов призван выполнять Совет Федерации – верхняя палата Федерального Собрания РФ. Поскольку Конституция подробно не раскрывает порядок формирования этой палаты, ограничиваясь лишь фиксацией оснований представительства и его квоты, данный порядок определяется федеральным законом и менялся уже трижды.

В 1994-1995 гг. Совет Федерации избирался по двухмандатным округам. В период с 1996 по 2000 гг. палата формировалась из глав исполнительной и законодательной властей субъектов федерации по принципу «пост занимает первый». С 2000 г. органы законодательной и исполнительной власти делегируют своих представителей в состав Совета Федерации.

Влиятельным институтом, который реализует стратегии, выработанные в президентских структурах и одобренные парламентом, является Правительство РФ. Это влияние основано на двух китах: финансах и монополии на силу. Особое внимание следует обратить на коллегиальность в работе правительства.

Наиболее важные вопросы не решаются Председателем правительства единолично, а всегда выносятся на заседание кабинета министров. Более того, общество, как правило, достаточно информировано о его деятельности. Однако характер принятия решений на заседаниях правительства принципиально иной, чем в палатах парламента.

Несмотря на столкновение различных групп интересов, которые имеют место в кабинете, решение по существу вопроса всегда принимается не анием, а Председателем правительства.

Конституция РФ определяет правительство, по сути, как команду президента. Оно формируется главой государства. Состав правительства не определяется расстановкой сил в палатах парламента и результатами выборов.

Это создает возможности для формирования так называемого «технического» кабинета из специалистов-технократов, не принадлежащих к политическим группировкам. Деятельность такого правительства всецело обеспечивается политическим ресурсом главы государства. С одной стороны, в этом нет ничего плохого.

В политической истории России большинство кабинетов формировалось именно по такому принципу, что обеспечивало единство исполнительной власти и, соответственно стабильность. С другой стороны, неучастие депутатских объединений в формировании правительства приводит к неучету интересов значительного числа избирателей.

Правда, результаты, начиная с декабрьских выборов 2003 г. в Государственную Думу большинство депутатского корпуса, как и правительственных чиновников принадлежит к партии «Единой России», что позволяет проводить единую политическую линию.

Вертикаль судебной власти в России является наиболее централизованной. Все суды, кроме Верховного и Конституционного, относятся к системе федеральных судов.

Судьи этих судов назначаются указом Президента РФ и формально в кадровом плане не связаны с региональными и местными органами власти.

Хотя судебная власть и находится вне политики, нередко принимаемые судебные решения приобретают политическое звучание (дела ЮКОСа, Норильского никеля, бывшего Генерального прокурора Ю. Скуратова, бывшего мэра Владивостока А. Черепкова и т.д.).

Двухуровневая система государственной власти

Создание эффективно работающего механизма государственной власти в России осложняется не только политико-культурными особенностями прошлого, историческим опытом и сложной социально-экономической ситуацией, но и наличием двухуровневой системы власти: центр – регионы.

Формально принципы федерализма позволяют в большей степени реализовать демократические ценности, создать условия для удовлетворения интересов и потребностей каждого индивида. Однако существующая на практике модель федерации вызывает не только множество вопросов, но и является зачастую источником ряда проблем.

То, как развивались федеративные отношения после распада СССР привело страну к региональному произволу, распаду внутреннего политического и экономического единства, к национальным конфликтам, к войне на Северном Кавказе.

Поэтому процесс реформирования федеративных отношений, укрепление связей между субъектами федерации представляется как совершенно необходимый и своевременный.

В 2000-2003 гг. федеральным центром был предпринят ряд инициативных действий, направленных на укрепление вертикали власти и создание новых механизмов взаимоотношений между центром и регионами.

В частности, были усилены позиций федеральной власти на региональном и субрегиональном уровнях за счет создания федеральных округов как межрегиональных центров государственного управления (Указ Президента РФ № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г).

В настоящее время в РФ существует девять федеральных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Кавказский и Крымский).

Было также осуществлено статусное разграничение носителей федеральной и региональной власти (внесение изменений в формирование Совета Федерации); приведено в соответствие с Конституцией РФ договоров между центром и регионами, а также разграничение предметов ведения между различными уровнями публичной власти; создан механизм политической и правовой ответственности субъектов РФ и муниципальных образований за ненадлежащее осуществление властных функций.

В настоящее время существующее четкое разграничение полномочий между центром и регионами, а также передача ряда прерогатив центра на уровень субъектов и муниципальных образований создали благоприятные условия для успешного развития федерализма в стране, что является в свою очередь залогом эффективно действующей государственной власти.

Источник: http://xn----ptblgjed.xn--p1ai/node/3196

Органы государственной власти в России

Федеральные органы государственной власти России - особенности, описание и история

  • Обществознание
  • Задания по Конституции
  • Учим планы
  • Термины
  • Справочник
  • Нужен репетитор?
  • Занятия с автором сайта

статьи:

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации). 

Президент

Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию  внутри страны и в международных отношениях.

Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок – 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.

Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны.

Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).  

Полномочия президента РФ:

1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) принимает решение об отставке Правительства

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) утверждает военную доктрину РФ

5) формирует Администрацию Президента

6) назначает:

         а) полномочных представителей Президента

         б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

         в) дипломатических представителей РФ

7) назначает выборы Государственной Думы

8) распускает Государственную Думу

9) назначает референдум

10) подписывает и обнародует федеральные законы

11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) вводит в стране военное положение

14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) осуществляет помилование

Выучить полномочия президента на тренажере

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.   

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного  и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность:

          а) Конституционного суда Верховного суда

          б) Генерального прокурора

          в) заместителя Председателя Счетной палаты

Выучить полномочия Совета Федерации на тренажере

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности:

          а) Председателя Центрального банка                   

          б) Председателя Счетной палаты

          в) Уполномоченного по правам человека

5) объявление амнистии

6) выдвижение обвинений против президента  для отрешения его от должности

Выучить полномочия Государственной Думы на тренажере

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово – премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели.

Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент.

Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Полномочия Правительства РФ:

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Выучить полномочия Правительства на тренажере

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое.

Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Выучить полномочия Конституционного Суда на тренажере

Источник: http://egevmeste.ru/organy-vlasti-rf.html

История формирования государственных органов России

Федеральные органы государственной власти России - особенности, описание и история

Немногим менее двенадцати веков существует Российское государство, с момента призвания Рюрика в 862 году и до настоящего времени. Весь этот период превышает время существования всех существующих ныне государственных образований Европы и Америки.

Предпосылки образования русской государственности

Государство появилось из родо-племенного уклада в результате:

  • Распада первобытно-общинного общества и возникновение неравенства.
  • Вычленения князя и его дружины.

Формирование органов управления на Руси вписывается в систему общемировых принципов становления государственного управления, но особенности периодов развития страны отмечены своеобразием.

Великокняжеская эпоха

  1. Период надплеменной великокняжеской власти с 862 по 1054 год характеризуются единоначальной властью Великого князя. На вершине иерархии власти находился Великий князь, при нем был боярский совет, а для решения важнейших вопросов созывалось вече. Начинают вводиться письменные законы.

  2. Период великокняжеской удельной власти с 1054 по 1240 годы, отмечен совершенствованием аппарата управления. В ту пору центробежные тенденции, достигли уровня феодальной раздробленности, с фактическим дроблением властных структур в независимых уделах.

  3. Период удельной княжеской власти с 1240 по 1328 годы под игом монголо-татар выполнил главную задачу: сохранение русской власти над возможно большей территорией Руси от посягательств Запада и максимального удаления от государственных структур Золотой Орды.

  4. Период с 1328 по 1472 год, великокняжеская объединительная власть, в лице Ивана Калиты и его потомков, организующей освободительное движение и собирающей под свою руку разрозненные и оторванные от Руси земли, вследствие татарского и литовского нашествия.

От великокняжеской к царской власти

Женитьба Ивана III на византийской царевне Софье Палеолог в 1472 году, наследнице византийского престола дало основание его внуку Ивану IV венчаться на царство в 1547 году и переустроить систему государственного управления в сословно-представительную монархию.

Система отраслевых Приказов структуировала и сделала более стройной власть.

В XVII веке государственное управление эволюционировало к абсолютной монархии путем:

  • ослабления и упразднения сословно-представительных органов власти;
  • расширения социальной базы Боярской Думы за счет дворянства и думных дъяков;
  • полной отменой местничества;
  • повышения роли приказной бюрократии.

Однако в конце XVII века громоздкая и дезорганизованная приказная система изжила себя и стала тормозом для развития государства.

Имперская эпоха

Преобразования Петра I были устремлены на европеизацию внутреннего уклада жизни европейского общества и модернизацию социально-экономического и государственного устройства страны.

Система государственного управления перестраивалась:

  • по европейским образцам;
  • на базе неизменных крепостнических порядков;
  • без продуманного алгоритма и регламента.

Под стать характеру Петра I, реформа государственного управления проводилась жестким курсом в быстрых темпах, в сильной зависимости всех внутренних преобразований от внешней политики.

Боярская дума была заменена Правительствующим Сенатом с «хвостом» контрольных органов. Вместо приказов, учреждены коллегии, введен «Табель о рангах». По окончании Северной войны царя начали именовать Императором, а страна стала Империей.

В целом система государственного управления с изменением функций и названий основополагающих и второстепенных институтов управления государством просуществовала до 1917 года.

Временное правительство

После отречения императора от престола к власти пришло Временное правительство, провозгласившее республику 1 сентября 1917 года, но полноценных институтов под эту форму не существовало. Созыв Учредительного собрания откладывался, что дало возможности реализации большевистского варианта государственного управления.

Государственное управление Советского периода

Захватив в октябре 1917 года власть, большевики сумели ее удержать и сконструировать принципиально новую государственно-управленческую систему в целом не уступающую, а в каких-то моментах и превосходящую предшествующую.

В целом, для Советской системы государственного управления были характерны черты:

  • республиканская сущность;
  • сочетание унитаризма и федерализма;
  • конституционность основ управления.

Источником власти были трудящиеся и единство ветвей власти. В числе недостатков числят определяющую роль КПСС и бюрократизацию управления.

Постсоветский период

Концептуальную основу формирования «нового государственного управления» составила одноименная идеология, разработанная в США в последней трети XX века. Суть ее заключена:

  • в способности провести либерально-экономические реформы;
  • в отходе от классических принципов бюрократического управления;
  • в отказе от централизации, иерархического регулирования и жесткого сметного финансирования бюджетом.

Работа государственного аппарата рассматривалась как вид оказания услуг клиентам, в качестве которых рассматривались граждане. Внедрение чужеродной системы завершило построение «пирамиды власти», породившей проблемы коррупции, оффшоризации экономики и кадровых ошибок.

Современный государственный аппарат России не похож ни на гражданскую службу, ни на рациональную бюрократию. Несмотря на усилия высших органов власти, закрытость системы управления от общества на сегодняшний день очень высока.

Таким образом, формы правления и система государственной власти в России органически развивались всю историю существования государства изменяясь под воздействием обстоятельств, последовательно сменявшихся эпох.

Источник: https://histerl.ru/lectures/istoriya-formirovaniya-gosudarstvennyx-organov-rossii.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.