+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Экономическая и финансовая безопасность предприятия

Экономическая безопасность – принципы и методы обеспечения

Экономическая и финансовая безопасность предприятия

Термин «экономическая безопасность» нужно расценивать как большую концепцию. Задача этой области – укрепление государства, стабильный прирост производительности труда и высокая степень формирования производства. Многие секреты применяют и в схемах охраны бизнеса.

Что такое «экономическая безопасность»?

Экономическая безопасность – это сфера академического знания, где исследуют положение экономики, которое гарантирует действенную удовлетворенность необходимых ресурсов для страны, государственное контролирование за применением отечественных богатств и охрана экономических ценностей. Главные элементы:

  1. Развитие. Когда экономика не улучшается, она становится уязвимой перед внешней угрозой.
  2. Устойчивость. Стабильное положение позволяет выдерживать нагрузки.

Основной критерий – это оценка состояния экономики, с учетом ресурсов, эффективности их использования, капитала страны, соотношения к запасам других государств. Экономическая безопасность – забота самых разных экспертов, этим озабочены:

  • отраслевые министерства;
  • налоговые и таможенные службы;
  • банки и фонды.

Чем занимается экономическая безопасность?

Сущность экономической безопасности осуществляется в сосредоточении разных показателей, но ведущую роль играют их пороговые значения.

Это ограничивающие пределы, нарушение каковых мешает формированию разных компонентов воспроизводства, и может привести к отрицательным результатам в сфере защиты экономики, поэтому очень важную роль играют объединения стран, которые заинтересованы в сохранении правильного экономического равновесия.

Виды экономической безопасности

Как и любая система, экономическая безопасность имеет свою структуру, и нестабильность одного из видов способно спровоцировать шатание всей «пирамиды». Аналитики определяют такие структурные элементы экономической безопасности:

  1. Технологический и промышленный. Это контролирование природных богатств, экспорта и импорта.
  2. Энергетический. Обеспечивает устойчивость и формирование заводов и фабрик, производственных концернов, приносящих прибыль в казну державы.
  3. Инфляционный. Его показывает рост цен, что связано с потоками финансов. Рынок валюты, торговый и платежный баланс страны сразу отражаются в цифрах.
  4. Финансовый. Показатели доходов в бюджет, доходы банков, рынки ценных бумаг.
  5. Интеллектуальный. Защита патентов, авторского права, контроль со стороны таможни.
  6. Информационный. Контроль за работой СМИ, подачей информации, грамотные вливания «дезы».
  7. Внешнеэкономический. Взаимодействие с мировой экономикой, показатели внешней торговли, итоги годовых балансов.

Возрастающую роль играет и экономическая безопасность бизнеса – меры, направленные на охрану деятельности предпринимателей. Такие проблемы, как трения внутри компаний, угрозы со стороны криминальных структур, схемы мошенников требуют четкого подхода в их решении. Поэтому службы безопасности работают, опираясь на такие виды защиты:

  • физическая: охрана и камеры слежения;
  • экономическая: проверки и оптимизация налогов;
  • организационно-кадровая: контроль за служащими;
  • юридическая: экспертиза сделок, анализ проектов.

Поскольку речь идет о системе, которая охватывает немало составляющих, гарантировать ее сохранность может только аналогичная по мощности схема охранных мер. Основные принципы экономической безопасности:

  1. Главенствующая роль закона.
  2. Соблюдение баланса экономических интересов семьи и государства.
  3. Своевременность мер, предпринятых по защите «столпов» экономики».
  4. Предпочтение мирных способов урегулирования проблем, как внешних, так и внутренних.
  5. Интегрирование государственной и интернациональной систем защищенности экономики.

Уровни экономической безопасности

Понятие экономической безопасности подразумевает и уровни, каковые определяются факторами:

  1. Географическое расположение державы, наличие ценных ресурсов.
  2. Финансовая и военная сила государства, стратегии его развития.
  3. Помощь промышленным предприятиям.

Угрозы экономической безопасности

Стратегия экономической безопасности учитывает и многочисленные угрозы во всех проявлениях. Специалисты держат ситуацию под контролем, четко разграничивая факторы на внутренние:

  • спад инвестиций, снижение промышленной активности;
  • разрушение научного потенциала государства;
  • резкое имущественное расслоение социума.

И внешние:

  • эмиграция талантливых специалистов;
  • отток капиталов на европейские счета;
  • рост государственного долга;
  • утрата западных рынков.

Книги по экономической безопасности

Сегодня литература по экономической безопасности представлена многочисленными книгами европейских и отечественных авторов: от учебников и пособий до ценных монографий и научных исследований. Разобраться, что такое финансовая и экономическая безопасность, помогут труды:

  1. В. Черняк, Н. Эриашвили. «Управление предпринимательскими рисками в системе экономической безопасности». В монографии изложены нововведения в сфере предпринимательства, взаимоотношения правительственных организаций и хозяйственников.
  2. К. Буркеева. «Английский язык в сфере экономической безопасности». Пособие учит решать простые и сложные задачи, основываясь на лучшем опыте европейских экспертов.
  3. И. Кузнецов. «Бизнес-безопасность». Книга анализирует варианты обеспечения защищенности компаний: от налаживания работы служб до охраны секретных схем.
Onedrive – что это за программа и как ею пользоваться? OneDrive – облако-хранилище информации онлайн. Майкрософт постоянно совершенствуется и последняя разработка – данное приложение. Многие юзеры столкнулись с проблемой, как ею пользоваться и как увеличить количество свободного пространства. Bonjour – что это за программа и как ею пользоваться? Умная и одновременно бесполезная утилита Bonjour, что это за программа и как она появилась на ПК без ведома пользователя – одни из главных вопросов, интересующих многих, ведь навязанные компьютерные программы – не редкость.
Что такое конфедерация, ее плюсы и минусы Конфедерация – особая форма объединения независимых государств для реализации определенных задач. Какие особенности этого союза, чем он привлек американцев, его минусы и преимущества – вопросы, требующие детального рассмотрения. Подкасты – что это такое и как ими пользоваться? Подкасты – это звуковой или видеофайл, который распространяется через интернет. Как правильно его записать, какие нужны приложения для разных систем – помогут понять советы опытных специалистов.

Источник: https://womanadvice.ru/ekonomicheskaya-bezopasnost-principy-i-metody-obespecheniya

Показатели финансовой безопасности

Экономическая и финансовая безопасность предприятия

Общее понятие безопасности предполагает сохранение функций объекта под влиянием различных факторов и рисков.

Национальная безопасность – это понятие, описывающее комплекс защитных элементов на уровне государства. Сюда относят меры по обеспечению военной безопасности, а так же экономической, финансовой, политической, психологической и информационной.

Национальная безопасность позволяет стране противостоять опасностям и угрозам, а так же обеспечивает защиту общества и каждого гражданина в отдельности.

Замечание 1

Одной из крупнейших подсистем национальной безопасности является ее экономическая составляющая. В данном случае под ней понимается защищенность хозяйственной системы страны способной поддерживать необходимый уровень жизни населения и сохранять стабильность функционирования экономики. Высокий уровень экономической безопасности способствует хозяйственному развитию страны.

Существуют источники внутреннего и внешнего воздействия на хозяйственную систему страны:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • мировые экономические кризисы;
  • изменения в общемировом политическом курсе;
  • нарушение внешнеэкономических и торговых связей;
  • отток капитала из страны;
  • снижение общего уровня образования населения, отток высококвалифицированных кадров заграницу;
  • расслоение общества по доходам и иным признакам;
  • увеличение доли теневого рынка;
  • криминализация экономических отношений;
  • снижение научно – технического потенциала страны.

Замечание 2

Экономическая система может считаться безопасной, если она независима от влияния сторонних экономических структур, способна самостоятельно выбирать свой курс развития.

Другим параметром безопасности является хозяйственная стабильность системы, обеспечиваемая непрерывным экономическим развитием. Стабильный рост совокупных макроэкономических показателей государства, сохранение положительной тенденции в длительном периоде времени так же положительно сказывается на защищенности внутреннего рынка и хозяйственной структуры государства.

Показатели финансовой безопасности на государственном уровне

Национальная и экономическая безопасность страны составляют основу защиты населения страны и международных государственных интересов. Как известно, хозяйственная система имеет множество подсистем, сформированных различными секторами и рынками.

Экономика невозможна без движения денежных средств и установления финансовых отношений между субъектами. Поэтому, можно сказать, что финансовая безопасность во многом определяет защищенность государства в области осуществления экономической деятельности.

Систему финансовой безопасности выделяют в отдельную область знания, так как работа рынка финансов и финансового сектора экономики наиболее чувствительна к любым колебаниям и изменениям факторов внутренней и внешней среды. При этом сами финансы могут создавать негативные условия, тем самым вызывая внутренние кризисы, которые легко могут развиться в глобальные состояния.

Любые изменения в структуре финансового рынка могут привести к всеобщей инфляции, падению или резкому росту курса валют, нарушению работы кредитно – денежной системы и даже к деноминации.

На государственном уровне безопасность в сфере финансов определяется перечнем параметров:

  • стабильностью цен и постоянством размера дефицита бюджета;
  • оптимизацией движения средств в деньгах и взаиморасчетов;
  • защищенностью и соблюдением интересов вкладчиков;
  • уровнем обеспеченности государственной валюты золотым фондом;
  • степенью развития рынка финансов и отношений;
  • состоянием государственного долга;
  • дефицитом баланса страны;
  • объемами инвестирования.

Устойчивость государства в сфере финансов описывается показателями двух групп. Показатели первой группы имеют количественное выражение, ограниченное пороговыми значениями. Они выступают индикатором критичности угрозы.

Другая группа формируется из показателей, указывающие на определенный перечень ограничений, необходимых к учету в управлении кредитно – финансовой политикой страны.

Эта же группа вводит критерии качества, которым должны соответствовать элементы финансовой безопасности.

Показатели финансовой безопасности предприятия

Финансовая безопасность на уровне предприятия имеет такое же значение, как и на национальном уровне.

Без стабильного финансового состояния компания не может противостоять угрозам макро-, мезо- и микросреды.

Постоянный мониторинг сферы денежного обращения организации позволяет своевременно выявлять проблемы деятельности компании, реагировать на колебания рынка, вносить изменения в управление предприятием.

Замечание 3

Финансовая устойчивость объекта хозяйствования выступает гарантом эффективности его хозяйственного роста и стабильности.

Финансовое состояние компании так же описывается количественными и качественными показателями. Первые имеют пороговые значения, выход за границы которых сигнализирует о нарушении финансовой безопасности. Вторые показывают правила и тенденции, которым необходимо следовать для сохранения защищенности объекта хозяйствования.

Рассмотрим пороговые значения основных количественных показателей финансовой стабильности хозяйствующего субъекта:

  1. Ликвидность текущая = Оборотные активы / Текущие обязательства > 1
  2. Финансовая независимость = Собственные средства / Валюта баланса >= 0.5
  3. Финансовый рычаг = Заемные средства / Собственные средства коэффициента инфляции
  4. Рентабельность капитала > рентабельности активов
  5. Прирост прибыли > увеличение выручки
  6. Увеличение выручки > рост активов
  7. Стоимость капитала < рентабельность активов

Управление объектом хозяйствования должно выстроить его финансовую защиту таким образом, чтобы создать условия для устойчивого развития компании, снизить влияние внешних экономических кризисов, проанализировать и предотвратить заключение сделок, способных нанести урон. Кроме того, необходимо оптимизировать учетную политику, разработать и внедрить прозрачную систему контроля над финансами.

Важно в своей деятельности использовать услуги надежных кредиторов и банковских структур. На предприятии должна осуществляться интенсивная работа с персоналом, позволяющая предотвращать акты мошенничества и другие нарушения, способные нанести финансовый урон. Обеспечение защиты информации и соблюдение коммерческой тайны так же позволят повысить уровень финансовой безопасности предприятия.

Источник: https://spravochnick.ru/analiz_hozyaystvennoy_deyatelnosti/pokazateli_finansovoy_bezopasnosti/

Безопасность финансов

Экономическая и финансовая безопасность предприятия

Wise 18 мая 2015 11:09

Безопасность финансов – главное условие работы любой структуры (государства, компании), в основе которой лежат товаро-денежные отношения.

Безопасность финансов – одна из главных составляющих экономической безопасности при работе в условиях рыночной экономики. Финансовая безопасность может рассматриваться глобальной позиции (для государства в целом) или являться частным случаем (для предприятия, компании, небольшой фирмы).

Финансовая безопасность государства и предприятия: виды, задачи

В зависимости от защищаемого объекта угрозы (внутренние и внешние), а также способов борьбы с ними финансовая безопасность может быть поделена на два основных вида:

1. Финансовая безопасность государства – это способность государственных органов эффективно вести финансово-экономическую деятельность, преследуя при этом исключительно национальные интересы.
Безопасность финансов страны зависит от способности государственных органов:

– обеспечить устойчивость платежных и расчетных систем государства;- удерживать на высоком уровне экономические и финансовые параметры страны;- гарантировать устойчивое экономическое развитие;- сводить к минимуму действие мировых финансовых кризисов и не допускать их влияния на финансовую (экономическую) сферу;- исключать любую утечку капитала за рубеж и защищать таким способом интересы экономики;- предотвращать вероятные конфликты между различными секторами власти;- заниматься привлечением средств из-за рубежа для восстановления экономики страны;

– препятствовать административным правонарушениям и серьезным преступлениям в финансовой сфере.

2. Финансовая безопасность компании – основной элемент экономической безопасности. Именно от него зависит стабильность работы организации, ее финансовые интересы, возможность развития и роста в условиях жесткой конкуренции, объем прибыли и так далее.

Эффективность системы финансовой безопасности предприятия обусловлена компетентностью соответствующих органов и их способностью решать следующие задачи:

– обеспечивать стабильное экономическое развитие компании в любых условиях;- достигать целевых параметров деятельности с учетом удержания высокой ликвидности компании и ее независимости в экономическом плане;- устранять негативные влияния на компанию кризисов, происходящих внутри страны или в мире. Препятствовать негативному влиянию конкурентов;- исключать проведение любых операций с ценными бумагами, которые могут нести опасность правам собственности;- формировать оптимальную систему учета денежных потоков, а также добиться максимальной эффективности контролирующих органов;

– привлекать и применять по назначению заемный капитал, а также держать под контролем уровень долговой нагрузки;

– защищать предприятие от мошенничества и предотвращать подобные случаи еще до их появления;- работать с персоналом во избежание грубой халатности во время работы, а также совершения крупных финансовых ошибок;

– разрабатывать и внедрять в жизнь системы контроля финансового состояния компании, а также на раннем этапе выявлять признаки банкротства (кризиса) и эффективно с ними бороться.

Правовые основы финансовой безопасности РФ

Эффективным в экономическом плане можно назвать только такое государство, которое отстаивает свои экономические и национальные интересы в условиях жесткой рыночной экономики.

На законодательном уровне доктрина экономической безопасности была разработана, одобрена Президентом РФ и введена еще в 29 апреля 1996 года.

На основании этого документа было принято Постановление о мерах по реализации стратегии РФ в финансовой сфере.

В доктрине были четко определены пути дальнейшего развития, рассмотрены основные угрозы для экономики страны, приведены основные параметры и критерии различных состояний финансовой сферы, описаны механизмы противодействия и так далее. Без обеспечения финансовой безопасности решение серьезных вопросов внутри страны и на межгосударственном уровне невозможно.

Правовые основы финансовой безопасности имеют несколько основных уровней:

1. Конституция Российской Федерации. В документе четко указаны все органы, которые отвечают за безопасность финансов государства, расписаны их полномочия и особенности взаимодействия.
2. Федеральные конституционные законы и законы РФ. Данный «пласт» можно разбить на несколько основных групп:

– федеральные законы, регулирующие финансовую деятельность страны и субъекты хоздеятельности в целом;- законы РФ, которые рассматривают порядок регулирования, полномочия и особенности деятельности институтов (государственных органов), задача которых – обеспечение безопасности финансов;- федеральные законы, которые регулируют только вопросы финансовой безопасности;

– законы РФ, в которых четко прописана ответственно за невыполнение или же грубое нарушение законодательства в сфере безопасности финансов страны.

3. Отдельные Указы, отданные Президентом РФ. В них, как правило, определяется концепция национальной безопасности, действующая стратегия противодействия терроризму и его финансированию, а также особенность взаимодействия ответственных за финансовую безопасность органов.

4. Акты Правительства России определяют правила работы, организации и полномочия действующих государственных органов, задача которых – обеспечение безопасности финансов страны.

5. Соответствующие акты федеральных органов, которые предусматривают меры по обеспечению финансовой безопасности страны.

6. Акты других институтов и органов, которые работают над обеспечением финансовой безопасности. Здесь в большей степени речь идет об актах Центрального Банка Российской Федерации.

7. Международные соглашения и договоры РФ с другими странами.

8. Резолюции совета ООН, в котором Россия принимает непосредственное участие.

Угрозы финансовой безопасности РФ и причины их появления

На сегодня можно выделить несколько видов угроз финансовой безопасности для Российской Федерации:

1. Внутренние – те виды угроз, которые могут провляться по причине ошибочной политики, персональных оплошностей работников госструктур, мошешеннических действий и так далее. Среди них:

– просчеты органов власти или ошибки в управлении;- ошибочная финансово-экономическая политика, направленная на разрушение экономики, а не на ее поддержание;- злоупотребление должностными обязанностями представителей органов власти в корытных целях и в ущерб финансовой безопасности;- бесхозяйственность;

– экономические преступление в органах власти и так далее.

2. Внешние угрозы имеют большие последствия для экономики страны и требуют особого рассмотрения. К причинам их появления можно отнести:

– постоянный рост объемов капиталов, их активное движение, концентрация денег., как на глобальном, так и на макроэкономическом уровне;

– активная интернационализация (глобализация) мирового хозяйства, развитие экономических связей между различными странами;

– появление автономии в некоторых субъектах, таких как ТНБ или ТНК, в руках которых сосредоточены крупные финансовые «нити». Дополнительным фактором является их способность влиять на хозяйственную деятельность других стран;- большой выбор финансовых инструментов и их изменчивость;- высокий уровень мобильности существующих рынков, а также внедрение самых новых информационных технологий;- взаимодействие внутренней и внешней экономик страны, а также их зависимость от мировых инвестиций. Большинство специалистов сходятся во мнении, что глобальная мировая система не видит никакой разницы между политиками страны (внутренней или внешней). Все взаимосвязано;- зависимость экономики РФ от краткосрочных спекуляций на рынке. Все это делает финансовую систему страны крайне уязвимой;- общая неустойчивость экономик многих стран мира, а также непредсказуемость их финансовых систем;

– неспособность контролирующих органов своевременно влиять на ситуацию и оперативно принимать «реанимационные» меры.

Стратегия финансовой безопасности РФ и пути противодействия угрозам

На основе вышесказанного стратегия безопасности финансов должна включать:

– четкое распределение секторов влияния РФ с учетом этнонациональной, климатической и экономической общности;- выделение основных параметров и критериев финансовой системы РФ, которые бы отвечали основным нормам безопасности в финансовой сфере;- работа над выявлением угроз и их устранением;- разработка методик, которые бы позволили прогнозировать вероятные опасности, проводить своевременные исследования, выявлять негативные тенденции и эффективно им противодействовать;- определение главных угроз, а также механизмов, которые могут нести риски для социальной, политической или финансовой системы страны;- организация качественного взаимодействия органов контроля финансов, которые бы позволили контролировать финансовую деятельность страны по регионам и географическим участкам;

– выделение предметов, объектов или параметров, которые бы позволили держать под контролем всю финансовую безопасность страны.

Меры по обеспечению финансовой безопасности России

В условиях большого числа внешних и внутренних угроз должны быть приняты следующие меры совершенствования системы безопасности:

– четкое определение границ внешнего инвестирования, то есть предела вливаний иностранного капитала в отечественные компании;- выделение требований к области производства, применения устройств для передачи технологий, использования местных компонентов и так далее;- ограничение по каждой из отраслей по максимально допустимому объему иностранных инвестиций. При этом для наиболее важных секторов экономики доступ капиталу из-за рубежа должен быть закрыт или сведен к минимуму;- принятие мер по отношению к структурам, которые принимают ограничительные меры и искажают нормальные условия конкуренции;

– разработка систем, позволяющих контролировать все потоки иностранного капитала из-за рубежа, а также видеть процессы их распределения.

Результатом работы системы должен обеспечить ряд выполнение следующих задач:

– удержание национальной валюты на стабильном уровне;- создание условий, которые бы гарантировали конкурентоспособность национального капитала;- насыщение финансового сектора деньгами в том объеме, который необходим для нормального развития страны и роста экономики;

– гарантия равного развития с партнерами по бизнесу, а в перспективе и доминирование на рынке.

Угроза финансовой безопасности предприятий

Как и в случае с государством, здесь можно выделить два вида угроз:

1. Внешние – те, которые не зависит от работы компании и представляют собой различные факторы риска:

– уровень инфляции в стране, изменение прогноза; – негативные макроэкономические условия;- устойчивость нормативно-правовой основы;

– нестабильная валютная политика страны (изменчивый валютный курс);

– низкая эффективность работы кредитных, страховых или налоговых структур;- невыгодные условия кредитования компании (резкие изменения ставок процента);- нехватка инвестиционного капитала;- недобросовестные конкуренты, использующие «грязные» методы борьбы;- природные катаклизмы;

– повышенный уровень преступности в стране (области), повышение процента финансовых преступлений;

– скупка ценных бумаг или долгов компании;

– наличие финансовых обязательств у компани и невозможность по ним расплатиться.

2. Внутренние угрозы вызваны исключительно деятельностью самой компании, недобросовестной работой персонала, мошенничеством, низким качеством работы финансового менеджмента. К таким угрозам можно отнести:

– недостаточная маркетинговая оценка рынка;- низкое качество менеджмента, грубые ошибки в управлении;- слабый уровень персонала;- неправильная ценовая политика компании;- устаревшая техническая база;- сбои в работе оборудования, сетей, коммуникаций;

– минимальная ликвидность;

– ошибки при хранении материальных (финансовых) активов;- плохая репутация компании;- утечка к конкурентам финансовой или стратегической информации;- невыполнение своих договорных обязательств;

– отсутствие плана деятельности (развития) или его невыполнение при появлении внештатных ситуаций, некорректное бизнес планирование.

Меры по обеспечению финансовой безопасности предприятия

Чтобы обеспечить безопасность финансов компании стоит сделать следующие мероприятия:

1. Определить параметры и критерии деятельности компании, которые бы отвечали основным требованиям финансовой безопасности.

2. Включить в элементы финансовой безопасности следующие составляющие:

– характеристику сфер проявления угроз;- разработку качественных механизмов, способствующих выявлению потенциальных угроз для финансовой деятельности предприятия, а также своевременного их устранения;

– выделение основных угроз, особенности их работы, а также сферы воздействия на финансовую систему компании.

3. Разработать компоненты, которые бы определяли механизмы мониторинговой деятельности, выполнение предупреждающих мероприятий, своевременный контроль и эффективную защиту от различных видов угроз. В эту группу нужно включить:

– разработку методики по прогнозированию, определению и защите от негативных факторов, дестабилизирующих безопасность компании;- составление регламента, в котором были бы определены угрозы для финансовой сферы компании, а также методы противодействия.

Кроме этого, должны быть четко установлены критерии, по которым бы можно было судить о нарушении устойчивости;- создание информационных систем, позволяющих проводить мониторинг различных угроз (как внешних, так и внутренних);- создание структуры, осуществляющий финансовый контроль за финансовой безопасностью.

При этом меры противодействия должны разрабатывать как для нормальных условий, так и для кризисных этапов;

– разработка комплекса предупредительных мероприятий, формирование четких механизмов финансовой политики, а также внедрение нормальной системы финансовой безопасности, которая бы позволила смягчить действие негативных факторов в случае необходимости.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/8769-bezopasnost-finansov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.