+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Экологическое нормирование и стандартизация

Содержание

Экологическое нормирование

Экологическое нормирование и стандартизация
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Экологическое право » Экологическое нормирование

Экологическое нормирование призвано оптимизировать взаимодействия человека с природой. Разработка нормативов проводится на основе последних научно-технических достижений и в соответствии с международными стандартами в сфере природоохранной деятельности.

Правовые основы экологического нормирования устанавливаются Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.

Согласно статье 19, экологического нормирования заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Основные механизмы экологического нормирования включают:

  • исследование обоснования нормативов в контексте природоохранной деятельности;
  • установление условий разработки нормативов;
  • проведение экспертизы на утверждение нормативов;
  • контроль за применением нормативов;
  • формирование информационной нормативной базы;
  • прогнозирование экологических, экономических и социальных последствий применения утвержденных нормативов.

Субъектами, деятельность которых подлежит нормированию, являются природопользователи – физические и юридические лица.

Классификация экологических нормативов в сфере охраны окружающей среды

В вышеуказанном законе «Об охране окружающей среды» указаны следующие виды нормативов:

1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

При этом важно учесть природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. Нормативы качества окружающей среды включают в себя:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов.

2. Нормативы допустимого воздействия устанавливаются для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Законодатель выделяет:  

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  • нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
  • нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
  • нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

3.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной деятельности относительно нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере охраны окружающей среды.

4. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

5. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение также устанавливаются для предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

6. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника подобного воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также учитывая влияния других источников физических воздействий.

7. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды – нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.

8. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах определенных территорий и акваторий.

9. Иные нормативы в сфере охраны окружающей среды, которые могут устанавливаться в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды.

Стандартизация в сфере природоохранной деятельности

Стандартизация, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, является правовым средством по охране природной среды, которое объединяет стандарты и иные нормативные документы с целью установления общего предмета регулирования: требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля; ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду; порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

Процесс стандартизации играет важную роль и регламентируется специальными нормативными актами, поэтому на уровне экологического законодательства могут приниматься правовые документы, не имеющие юридических характеристик стандартов, однако, устанавливающие:

  • порядок организации природоохранной деятельности и управления с сохранением прав на разработку экологических требований за органами охраны окружающей среды;
  • ограничения хозяйственной и иную деятельность для пресечения любых форм негативного воздействия на окружающую среду.

Разграничение стандартов на практике означает уточнение компетенции специально уполномоченного органа в сфере окружающей среды по принятию подзаконных нормативных правовых актов в области нормирования.

Экологическая сертификация

Статья 31 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. гласит, что основной целью проведения сертификации является обеспечение экологической безопасности осуществляемой хозяйственной и прочей деятельности на территории России. Перед экологической сертификацией стоят следующие задачи:

  • предупреждение появления на рынке и реализации экологически опасных продукции и услуг и предупреждение экологического и экогенного вреда;
  • внедрение экологически безопасных технологических процессов и оборудования;
  • производство безопасной для окружающей среды продукции на протяжении ее жизненного цикла, повышение качества и конкурентоспособности;
  • предотвращение ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов.

Экологическая сертификация осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании”. Ст.

21 данного закона гласит, что добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольной сертификации могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Уполномоченный орган по сертификации:

  • осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
  • выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
  • предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
  • приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Широкое развитие добровольная экологическая сертификация получила при возведении объектов Олимпиады в г. Сочи. Согласно международным требованиям объекты Олимпиады должны соответствовать международным “зеленым” стандартам.

Сейчас используются зарубежные стандарты BREEAM и LEED, но ведется работа по разработке национальных систем экологической сертификации объектов капитального строительства. Например, в 2009 г.

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации были утверждены критерии системы добровольной экологической сертификации объектов недвижимости. Распространение получает экологическая сертификация “умных домов”, построенных с применением энергоэффективных материалов и технологий.

Система добровольной экологической сертификации зданий и сооружений разработана Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ). В 2012 г. зарегистрирован национальный стандарт ГОСТ Р 54964-2012 “Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости”.

В настоящее время законодательство направлено на совершенствование разрешительной деятельности в сфере охраны окружающей среды и ориентируется на дифференциацию обязательных экологических требований в зависимости от степени экологической опасности объекта хозяйственной деятельности, а также на искоренение элементов разрешительной системы, которые являются административными барьерами.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/ekologicheskoe-pravo/ekologicheskoe-normirovanie.html

Нормирование в области охраны окружающей среды

Экологическое нормирование и стандартизация

Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды.

Цель экологического нормирования:

  • установление научно обоснованных пределов воздействий человека на окружающую среду, исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы.

Это и определяет место экологических нормативов в механизме экологического права.

Экологическое нормирование – это установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации.

Одним из основных является Федеральный закон “Об охране окружающей среды”, глава V которого – “Нормирование в области охраны окружающей среды – определяет систему экологических нормативов, критерии их установления.

Некоторые специальные требования по экологическому нормированию применительно к регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов установлены в актах природоресурсного законодательства:

  • Земельном кодексе РФ (ч. 5 ст. 13);
  • Водном кодексе РФ (ст. 35);
  • Федеральном законе “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации” (ст. 30);
  • Федеральном законе “Об охране атмосферного воздуха” (ст.ст. 11, 12);
  • Лесном кодексе РФ (ст. 87);
  • Федеральном законе “О животном мире” (ст. 17);
  • Федеральном законе “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” (ст. 47);
  • Федеральном законе “Об отходах производства и потребления” (ст. 18);
  • Федеральным законом “О санитарно-эпидемическом благополучии населения” определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания.

Важную роль в экологическом нормировании играет Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденный постановлением Правительства РФ.

Система экологических нормативов включает:

  1. нормативы качества окружающей среды;
  2. нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;
  3. нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.

Соблюдение этих нормативов служит критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений в области оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования, сертификация, контроля и др.

Согласно ст. 22 Федерального закона “Об охране окружающей среды” за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Нормативы качества окружающей среды

По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней (ПДУ) радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
  • иные нормативы качества окружающей среды.

Функции нормативов качества окружающей среды:

  • устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду;
  • служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам;
  • служат одним из юридических критериев для определения благоприятного состояния окружающей среды;
  • учитываются при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов;
  • образуют основу для регулирования охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий на природную среду отдельными источниками – предприятиями, транспортными средствами и т.п.

В законодательстве определены юридические критерии (те общественные интересы, которые учитываются при разработке нормативов), с учетом и на основе которых устанавливаются нормативы качества окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом “Об охране окружающей среды” нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов (ст. 21).

Соответственно, нормативы качества окружающей среды должны быть определены на уровне, исключающем причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру, что автоматически будет способствовать сохранению и генетического фонда.

Государственные природоохранительные органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов, должны выполнять данное правило.

Согласно экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России.

Одновременно допускается установление более строгих нормативов ПДК с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий).

Потребность в дифференциации нормативов качества окружающей среды возникает также в связи с наличием на территории России различных природных и климатических зон и соответственно с различной реакцией растительных и животных организмов на однотипные воздействия.

Реализации этой меры настоятельно требует практика. Установление более жестких нормативов качества окружающей среды для особо охраняемых природных территорий служит одной из мер сохранения природных комплексов этих территорий и объектов.

Федеральный закон “Об охране окружающей среды” определяет полномочие органов государственной власти субъектов РФ разрабатывать и утверждать нормативы не ниже установленных на федеральном уровне (ст. 6). Прежде всего, это полномочие касается возможности установления нормативов качества окружающей среды.

Субъект Российской Федерации может управлять охраной окружающей среды на своей территории посредством более жесткого, чем на федеральном уровне, нормирования качества окружающей среды. Это полномочие полезно осуществлять избирательно, применительно к наиболее экологически вредным загрязняющим веществам.

Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды

См. также Информацию Росприроднадзора “По нормированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ”

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/normirovanie-v-oblasti-ochrani-okruzhaiuschey-sredi

Стандарты в области экологии

Экологическое нормирование и стандартизация

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОкончаниетаблицыБ. 2

ИСО 9001:2000ИСО 14001:2004
Внутренние аудиты (проверки)8.2.24.5.5Внутренний аудит
Мониторинг и измерение процессов8.2.34.5.14.5.2Мониторинг и измерения Оценка соответствия
Мониторинг и измерение продукции8.2.44.5.14.5.2Мониторинг и измерения Оценка соответствия
Управление несоответствующей продукцией8.34.4.74.5.3Подготовленность к нештатным ситуациям, авариям и ответные действияНесоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
Анализ данных8.44.5.1Мониторинг и измерение
Улучшение (заголовок)8.5
Постоянное улучшение8.5.14.24.3.34.6Экологическая политика Цели, задачи и программа(ы) Анализ со стороны руководства
Корректирующие действия8.5.24.5.3Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
Предупреждающие действия8.5.34.5.3Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия

Библиография

[1] ИСО 9000:2000Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
[2] ИСО 9001:2000Системы менеджмента качества. Требования
[3] ИСО 14004:2004Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования
[4] ИСО 19011:2002Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента

Ключевыеслова:экологическийменеджмент,системаэкологическогоменеджмента,требования

Нормированияи стандартизации

Объективно в процессеобщественного развития человек не можетне воздействовать на состояние окружающейсреды. Так, он не может не извлекатьминеральные ресурсы, не может не забиратьводу и пока не может по экономическими техническим соображениям не выбрасыватьв природную среду загрязняющие вещества.

Проблема заключается в том, чтобы приэтом были определены научно обоснованныепределы таких воздействий исходя издолгосрочных общественных интересовв сохранении количественных и качественныхсвойств и характеристик природы.Достижению указанной цели и призваныслужить экологическое нормирование истандартизация.

Под нормированиемв области природопользования и охраныокружающей среды понимается установлениеуполномоченными государственнымиорганами экологических нормативов всоответствии с требованиямизаконодательства.

Стандартизацию ЗаконРФ от 10 июня 1993 г.

«О стандартизации»определяет как деятельность поустановлению норм, правил и характеристик(требований) в целях обеспечения: а)безопасности продукции, работ и услугдля окружающей среды, жизни, здоровьяи имущества; б) качества продукции, работи услуг в соответствии с уровнем развитиянауки, техники и технологии; в) единстваизмерений; г) экономии всех видовресурсов; д) безопасности хозяйственныхобъектов с учетом риска возникновенияприродных и техногенных катастроф идругих чрезвычайных ситуаций.Соответственно,экологическая стандартизация можетбыть определена как установление встандартах требований по рациональномуприродопользованию и охране окружающейсреды.

Экологическоенормирование и стандартизация могутизучаться и анализироваться в разныхкачествах: как правовые меры охраныокружающей среды, как правовой институти как функции государственного управленияв области охраны окружающей среды ирационального использования природныхресурсов.

В природоохраннойпрактике России, как и во всем мире,нормирование и стандартизация с давнихпор используются в качестве одной изосновных мер или инструментов охраныокружающей среды.Будучи урегулированной в природоохранномзаконодательстве, такая мера становитсяправовой.

Это означает, с одной стороны,что экологическое нормирование истандартизация должны в обязательномпорядке осуществляться уполномоченнымигосударственными структурами.

С другойстороны, правовой характер данной мерыпроявляется в том, что установленныеэкологические нормативы и стандартыдолжны соблюдаться всеми природопользователями.

Совокупность правовыхнорм, регулирующих отношения поразработке, принятию и обеспечениюсоблюдения экологических нормативови стандартов, образует институтэкологического права.

Наконец, разработкаи принятие экологических нормативов истандартов представляет собой одно изнаправлений природоохранной деятельностиуполномоченных государственных органов.Другими словами, нормирование истандартизация являются одной из функцийгосударственного управления охранойокружающей среды и природопользованием.

В Российской Федерацииимеется немало нормативных правовыхактов, регулирующих отношения в областиэкологического нормирования истандартизации. В числе основных следуетназвать Закон РСФСР «Об охране окружающейприродной среды», разд.

IV которого –«Нормирование качества окружающейприродной среды » – определяет системуэкологических нормативов и стандартов,критерии их установления, органы,ответственные за разработку и утверждениеэтих нормативов.

Законом РСФСР «Осанитарно-эпидемиологическом благополучиинаселения» определяются требования ксанитарно-гигиеническому нормированиюв области охраны среды обитания. Правовыеосновы экологической стандартизацииустанавливаются Законом РФ «Остандартизации».

Применительно киспользованию отдельных природныхресурсов и их охране нормированиерегулируется соответствующимприродоресурсным законодательством –земельным, водным, лесным, об охранеатмосферного воздуха, о животном миреи др.

Важную роль в экологическомнормировании играет Порядок разработкии утверждения экологических нормативоввыбросов и сбросов загрязняющих веществв окружающую природную среду, лимитовиспользования природных ресурсов,размещения отходов, утвержденныйпостановлением Правительства РФ от 3августа 1992г.

В системе нормативныхправовых актов, регулирующих отношенияв рассматриваемой области, имеетсязначительное число норм по экологическомунормированию и стандартизации,определяющих компетенцию государственныхорганов в данной сфере. Они содержатся,например, в положениях о конкретныхгосударственных органах.

Речь идет, вчастности, о Положении о Государственномкомитете РФ по охране окружающей среды,утвержденном постановлением ПравительстваРФ от 30 мая 1997 г., Положении о Министерствездравоохранения РФ, утвержденномпостановлением Правительства РФ от 3июня 1997г.

, Положении о Государственномкомитете РФ по стандартизации, метрологиии сертификации, утвержденном постановлениемПравительства РФ от 25 декабря 1992 г., идр.

Система экологическихнормативов и стандартов предопределяетсяпрактическими потребностями виспользовании разных видов нормативовприменительно к видам экологическизначимой деятельности или продукциикак инструментов для решения задачохраны окружающей среды. В системуэкологических нормативов и стандартоввходят:

• нормативы качестваокружающей среды;

• нормативы предельнодопустимого вредного воздействиянасостояниеокружающей среды;

• нормативы использованияприродных ресурсов;

• экологическиестандарты;

• нормативы санитарныхизащитныхзон.

Источник: https://works.doklad.ru/view/RshlGuqLw0c/13.html

Экологическое нормирование и стандартизация

Экологическое нормирование и стандартизация

Ни для кого не секрет, что природа, окружающая нас, подвержена негативному воздействию человеческой деятельности. В теории и на практике экологическое нормирование является тем определяющим защитным барьером допустимого уровня изменений и человеческого влияния на её свойства, в котором нуждается естественная среда.

Стоит отметить значение такого важного в рассмотрении данного вопроса понятия, как качество окружающей природной среды. Под ним подразумевают уровень соответствия ее основных особенностей и характеристик жизненным потребностям населения, технологическим запросам в разнообразных отраслях.

В свою очередь, данные научно-технические требования полностью соответствуют российскому законодательству об охране окружающей природной среды. Экологическое нормирование и стандартизация ОПС – это система подзаконных правовых актов, содержащая достаточно подробную конкретизацию условий её качества.

Среди них государственные стандарты (ГОС), постановления, распоряжения, инструкции и т. д.

В сфере охраны окружающей среды экологическое нормирование устанавливает:

  • основополагающие нормы, требования, инструкционные правила к поступающей продукции, предоставляемым услугам и работам, применяемым контрольным методам;
  • реальные запреты и ограничения на осуществление хозяйственной деятельности с целью предупредить и остановить её отрицательное пагубное влияние на прилегающую к главному вредоносному очагу природу;
  • правоотношения, возникающие в сфере управления природоохранных мероприятий.

Таким образом, для получения разрешения на организацию какого-либо производственного процесса обязательным является прохождение процедуры на определение соответствий нормам, сохраняющим окружающую природную среду.

Принципы экологического нормирования, действующие на территории того или иного государства, как правило, разрабатываются на основе международных договоров, стандартов и правил, учитывая достижения нынешнего технологического процесса.

Отсюда следует, что ни один государственный стандарт не может приниматься вне соответствующего предела требований и норм в природоохранной отрасли.

Это касается ГОСТов на импортную бытовую технику, строительные материалы, различные технологии и множество категорий других товаров, а также связанные с ними процессы хранения, обработки, транспортировки, эксплуатации и утилизации.

Государственные органы, отвечающие за экологическую безопасность

Основы экологического нормирования принимаются к реализации утверждением уполномоченных государственных органов.

К ним относят санитарно-эпидемиологическую службу, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии, часто именуемый в народе как Госстандарт.

Лишь только после утверждения ими все нормы, правила и инструкции становятся законными и требующими неукоснительного соблюдения.

Согласно некоторым природоохранным законам современной РФ, экологическое нормирование и стандартизация, определяющие качественный уровень окружающей среды, способны обеспечить:

  • максимальную безопасность населения;
  • сбережение естественного генетического фонда всего живого (растений, животных, человека);
  • использование в рациональных масштабах ресурсов недр на территории государства и соответствующее вероятное их воссоздание.

О систематизации нормативов экологического контроля

Экостандарты рассчитаны на применение и внедрение во многих областях, среди которых и прогнозирование, и экологический контроль, планирование природно-ресурсных добыч, программирование, экологический аудит, экспертиза и т. д. В сегодняшних условиях система экологического нормирования состоит из нескольких сложных показателей, классифицированных по группам, описанным ниже.

Крайние предельные характеристики, демонстрирующие критичность определённой степени влияния на окружающую природную среду и человека.

Медицинские, биологические, социально-экономические и экологические итоги превышения подобных границ, в соответствии с современными научными исследованиями, являются катастрофичными и допущению не подлежат.

Такие критерии представляют собой строгие жёсткие меры, обязательные для выполнения в ходе решения проектных задач, составления экономического плана развития и пр.

Данная процедура необходима для установления контроля над использованием ресурсов конкретной территории каждого российского региона. Зонирование способствует определению функционального назначения естественных запасов и установлению ограничений на их добычу, использование.

Экологическое нормирование качества окружающей среды, в частности, территориальное зонирование, представляет собой важное условие соблюдения природного равновесия и правильного пользования ресурсами, предоставленными человеку.

Категория качественных нормативов является показателями состояния окружающей среды. особенность данных критериев заключается в их временном действии. Как правило, это регулируется законодательным способом, и по завершении срока их действия нормативы подлежат замене. Однако практика показывает, что зачастую перемены происходят с тенденцией ужесточения тех или иных норм.

К тому же они могут действовать лишь на оговоренных функциональных территориальных зонах. Таким образом, объекты экологического нормирования – это результаты воздействия хозяйственных отраслей не только на отдельные природные комплексы и естественные запасы, но и здоровье основной массы населения.

Данная категория нормативов качественных характеристик окружающей среды позволяет выделить ряд разновидностей. При этом виды экологического нормирования в природоохранной области требуют детального рассмотрения.

Первое, что нельзя упустить, это нормативные показатели предельного уровня концентрации вредных веществ, способных оказать отрицательное влияние на состояние природных сред и здоровье людей. К ним относят химические, токсические вещества, вирусы, паразитирующие микроорганизмы.

Допустимым количеством загрязнителя в атмосфере, почве, водоёмах считается то, которое при регулярном или периодическом влиянии на человеческий организм не оказывает пагубного действия, не отражается на состоянии здоровья и не вызывает негативных последствий у рождённого потомства.

Преобладающая часть нормативов носит санитарно-гигиенический характер. К их соблюдению призывают с целью обеспечения должного уровня экологической безопасности населения.

Обращаясь к истории, следует отметить, что Россия стала одним из первых государств, принявшим во внимание понятие экологического нормирования. В 20-х годах прошлого столетия здесь конструировали первые установки для выявления предела допустимой концентрации вредных веществ, выделяемых в атмосферу рабочей зоны. Лишь спустя десятилетие аналоги ПДК появились в США и Германии.

Второй группой нормативов считают критерии и требования, предъявляемые к качеству питьевой воды. На территории Российского государства в этом вопросе обращаются именно к санитарным правилам и нормам.

СанПиН – свод зафиксированных условий и требований, выдвигаемых к характеристикам питьевой воды, принят ещё в 1996 году.

Он регулирует и определяет допустимый уровень содержащихся в воде бактерий, микроэлементов, газов, веществ органического и неорганического происхождения.

В общий перечень запрещённого содержимого входит порядка 2000 наименований, среди которых около 200 из этого списка, находящихся в проверяемой воде, делают источник запрещенным для питья и бытовых нужд. Особо вредными и опасными элементами, присутствующими в воде, считают хлор, нефтепродукты и их остатки, нитраты и др.

К третьей обособленной категории относят нормы, определяющие пределы допустимых уровней воздействий техногенного происхождения. Принципы экологического нормирования показателей указанной области определяют степень влияния радиации, шумового порога, чрезмерной вибрации, вредных магнитных полей на природные.

В большинстве современных стран оптимальным уровнем шума на протяжении дня принято считать 55 децибел. Однако ночью предельная планка спускается на 10 децибел, достигая 45. На крупных транспортных магистралях, где не избежать шумности, разрешенным уровнем является 65 децибел.

Четвёртый нормативный подраздел состоит из показателей, разрешающих допуск предельной нагрузки на природную окружающую среду.

Речь идёт о множестве антропогенных факторов, при оказании действия которых на естественные комплексы и ресурсы, нарушения целостности и устойчивости последних не происходит.

Цель экологического нормирования с определением максимальной степени нагрузки на природопользование представляет собой чёткое установление лимитных ограничений для своевременно принятия необходимых мер по сохранению экосистем.

Самыми распространёнными нормативными параметрами ПДН являются ограничения в лесопользовании, квоты на отстрел диких животных и рыбный вылов, предоставление определённого количества возможностей на посещение заповедников и охраняемых природных зон.

В пятую группу входят нормы, устанавливающие правила в санитарных зонах.

Такое экологическое нормирование позволяет защитить водоёмы, особенно предназначенные для массового водоснабжения, сохранить чистоту уникальных заповедных мест, лечебно-оздоровительных, курортных зон, выполняя профилактические мероприятия по сбережению их от негативных антропогенных и промышленных воздействий. Также специализированные защитные и санитарные зоны установлены в окрестностях полигонов и организаций, занимающихся утилизацией и захоронением отходов с высокой токсичностью.

На территории России ширина таких санитарных полос достигает 500 метров. Чаще всего их можно обнаружить на прибрежных участках рек, озёр, водохранилищ.

Охраняя от попадания химических веществ водоёмы, отличающиеся богатыми рыбными ресурсами, отводят 200–метровую санитарно-защитную зону с запретом хранения и применения разнообразных токсичных продуктов.

В дополнение ко всему такие меры предосторожности способствуют значительному улучшению гидрологического режима.

Предельно допустимые выбросы и сбросы, относящиеся к эмиссионным нормативам, представляют собой множество вредных микроорганизмов или биологически активных элементов, которые могут существенно загрязнить атмосферу, расположенные поблизости водоёмы и почву.

В процессе производства на предприятиях, особенно промышленной отрасли, выбросы или сбросы вредных веществ разрешены лишь в максимальных ограничениях. Лимиты устанавливаются расчётом возможной концентрации неблагоприятных веществ, не нарушающих качество окружающей среды и исключающих причинение необратимых последствий.

Однако, в случае превышения допустимого уровня выброса веществ в населённых пунктах и объективной невозможности достижения предприятиями, расположенных там, соответствующих коэффициентов, такие организации могут получить разрешение на установление непостоянных временных выбросов при условии гарантированного постепенного снижения высоких показателей до соответствующих значений.

Экологическое нормирование требований безопасности к реализуемой продукции.

Согласно законодательным актам РФ в природоохранной области, данные запросы на качество продукции обязаны соответствовать нормативам всех разрешённых уровней воздействия на окружающую среду в производственном процессе, в ходе длительного хранения, перевозки и использования товаров.

Также практически во всех мировых странах содержание разрешённых химических веществ в составе продуктов питания регулируется в обязательном порядке. Рекомендации подготавливают не только внутренние органы природоохранной деятельности государства, но и международные влиятельные сообщества экспертов (ФАО, ВОЗ).

Кроме состава продуктов питания, ограничения устанавливают и на уровень выделений из полимерных материалов, которые входят в контакт с питьевой водой, напитками и едой.

Выполнение усложнённых задач в сфере деятельности по охране природной среды и предоставление должного уровня безопасности для экологии требуется в модернизации существующих нормативно-правовых документов и принятия дополнительных. Решением данного вопроса стали некоторые стандарты, представленные далее.

https://www.youtube.com/watch?v=ZZseWtEwZsY

Экологическое нормирование окружающей среды включают в себя стандартизированные показатели, регламентирующие функционирование природоохранной системы управления на производственных предприятиях. Международной популярностью пользуются стандарты вида EMAX и ISO I4000.

Первая серия применяется в основном в странах Евросоюза. На территории России с 1998 года действует аналогичная стандартизированная цепочка на базе второго комплекса ISO I4000. Отечественная версия имеет название ГОСТ Р ИСО 14000.

Отличаются данные стандарты объектом нормирования. Здесь ими выступают неконкретные, взятые по отдельности характеристики и требования к выпускаемым товарам или производственному процессу.

Такая стандартизация оказывает влияние на весь организационный и управленческий механизм.

Благодаря подобной системе обеспечения экологической безопасности природоохранные требования подразумевают соблюдение правил на всех этапах изготовления: от закупок и поставки основного сырья до конечной продажи готовых изделий и правильной утилизации товаров, отбывших свой срок.

Источник: http://btf.su/biznes-i-proizvodstvo/ekologicheskoe-normirovanie-i-standartizaciya

Нормирование качества окружающей природной среды и экологическая стандартизация

Экологическое нормирование и стандартизация

Возрастающее воздействие хозяйственной деятельности на природную среду и его негативные последствия остро поставили вопрос о регулировании качества той среды, в которой живет и разносторонне проявляет себя человек.

Качеством ОПС надлежащего уровня считается такое состояние ее экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает процесс обмена веществ, энергии и информации между природой и человеком и беспрепятственно воспроизводит и обеспечивает жизнь. Оно поддерживается прежде всего самой природой путем саморегуляции, самоочищения от вредных веществ и явлений.

Нормирование качества ОПС представляет собой прежде всего деятельность по установлению нормативов (показателей) предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

При этом учитывается наиболее распространенный и к тому же опасный вид отрицательного воздействия загрязнения ОПС.

Под ним, как известно, понимают физическое, химическое, биологическое изменение последней, вызванное антропогенной деятельностью и содержащее угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, состоянию растительного и животного мира экологических систем природы.

Нормативы качества ОПС подразделяются на три группы: санитарно-гигиенические, экологические (производственно-хозяйственные) и комплексные, сочетающие в себе признаки первой и второй групп.

К санитарно-гигиеническим показателям относятся нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ (химических, биологических), физических воздействий и др.

, нормативы санитарных, защитных зон, предельно допустимых уровней (ПДУ) радиационного воздействия и др. Целью создания таких нормативов является определение показателей качества окружающей среды применительно к здоровью человека.

Это наиболее разработанная часть нормативов качества ОПС.

Вторую группу образуют экологические нормативы. Возглавляют данную гpynny нормативы выбросов и сбросов вредных веществ. Они устанавливают требования непосредственно к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной выброса (сброса).

цель вспомогательных норм и правил состоит в обеспечении единства в употребляемой терминологии, в деятельности организационных структур и правовом регулировании экологических отношений .

Санитарно-гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха

Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ. Для каждого вещества, загрязняющего атмосферный воздух, установлена ПДК, количественно характеризующая такое содержание вредного вещества, при котором на человека и окружающую среду не оказывается ни прямого, ни косвенного вредного воздействия.

Прямое воздействие — это нанесение организму временного раздражающего действия, вызывающего кашель, ощущение запаха, головной боли й подобных явлений, которые наступают при повышении пороговой концентрации вещества.

Под косвенным воздействием имеются в виду такие изменения в окружающей среде, которые ухудшают нормальные условия обитания (например, увеличивают количество туманных дней, поражают зеленые насаждения, и т.п.).

Для каждого вещества, загрязняющего атмосферный воздух, установлены два норматива ПДК: максимально разовый (ПДКмр) и среднесуточный (ПДКсс).

ПДКмр — это концентрация (в мг/м3), которая в течение 30 мин не должна вызывать рефлекторных реакций у человека (ощущения запаха, изменения световой чувствительности глаз, аллергических реакций и др.).

ПДКсс — это концентрация (в мг/м3), которая не должна оказывать на человека вредного воздействия (общетоксичного, канцерогенного, мутагенного) при дыхании в течение 24 часов.

Для веществ, по которым ПДК не определены, руководствуются утвержденными на 3 года (с возможностью продления) ориентировочными безопасными уровнями воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест (согласно гигиеническому нормативу ГН 2.1.6.696-98).

По степени опасности (токсичности) различают четыре класса веществ: 1) чрезвычайно опасные, 2) опасные, 3) умеренно опасные, 4) относительно безвредные.

Атмосферный воздух населенных мест одновременно загрязняется многими веществами, при этом совместное присутствие ряда вредных веществ в атмосферном воздухе может усиливать их токсичность. Такие вещества называются вредными веществами однонаправленного действия.

Поэтому Минздравом России введено требование о необходимости учета суммарного воздействия (аддитивности) ряда таких веществ: диоксид азота; диоксид серы и сероводород; оксид углерода, диоксид серы и диоксид азота, аэрозоль пентоксида ванадия и диоксид серы; аммиак и оксид азота; диоксид азота, оксид азота и др.

Санитарно-гигиенические нормативы качества поверхностных вод

Согласно Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами, все водные объекты, относятся к двум категориям: первая — источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также водоснабжения предприятий пищевой промышленности; вторая — объекты для спорта, купания и отдыха населения.

Водные объекты рыбохозяйственного использования также делятся на две категории. К первой относятся водные объекты, в которых сохраняются и воспроизводятся ценные виды рыб, обладающих высокой чувствительностью к кислороду и загрязнениям, ко второй категории — водные объекты, используемые для других рыбохозяйственных целей.

ПДК того или иного вещества в водоеме устанавливается по тому признаку вредного действия (влияние на здоровье населения, на органолептическое или общесанитарное состояние водоема), который характеризуется меньшей пороговой концентрацией.

Поскольку этот признак вредности определяет характер наиболее вероятного неблагополучного действия наименьших концентраций вещества, он получил название лимитирующего признака вредности (ЛПВ).

Лимитирующий признак вредности должен всегда сопровождать предельно допустимую концентрацию, характеризуя ее с основной качественной стороны.

Требования к качеству вод в водоемах, которые используются для рыбохозяйственных целей, в большинстве случаев более жестки, нежели таковые для водных объектов хозяйственно-бытового назначения.

Это связано с тем, что при переходе вредных веществ по пищевой цепи гидробионтов происходит их биологическое накопление до опасных для жизни качеств.

В силу этого рыбохозяйственные ПДК для ряда моющих веществ в три раза ниже санитарных норм, нефтепродукты – в шесть раз, а тяжелых металлов (например, цинка) – даже в 100 раз.

Важно соблюдать принцип гигиенического нормирования при одновременном присутствии в воде нескольких вредных веществ. Согласно этому принципу, вещества одного ЛПВ проявляют аддитивное действие.

Это означает, что общее воздействие двух или нескольких веществ одного ЛПВ (содержащихся в предельно допустимой концентрации каждое) будет таким же, как если бы какое-нибудь из них, присутствуя в воде в единственном числе, содержалось в двух или нескольких ПДК.

Данное положение в Правилах охраны поверхностных вод зафиксировано в следующей форме: при поступлении в водоем нескольких веществ с одинаковым ЛПВ сумма отношений этих концентраций каждого из веществ в расчетном створе к соответствующим ПДК не должна превышать единицы, т.е.

Вышеперечисленные состав и свойства воды водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования должны соответствовать нормативным требованиям в створе, расположенном на водотоках в одном километре выше близлежащего по течению пункта водопользования (водозабор для хозяйственно-питьевого водоснабжения, места купания, организованного отдыха, территория населенного пункта и т.д.).

Санитарно-гигиенические нормативы качества почв

Принципы нормирования вредных веществ в почве существенно отличаются от принципов, положенных в основу нормирования их для водоемов, атмосферного воздуха и пищевых продуктов.

Разница обусловлена тем, что прямое поступление вредных веществ через почву в организм человека невелико, оно ограничено немногими случаями прямого контакта с ней (игра детей в песочницах, употребление в пищу немытых овощей и т.д.).

Вредные химические вещества, попавшие в почву, поступают в организм человека в основном через контактирующие с почвой среды: воду (миграционный водный показатель вредности), воздух (миграционный воздушный показатель вредности) и растения (транслокационный показатель вредности).

Степени загрязнения почв сельскохозяйственных угодий оценивают по транслокационному показателю вредности, в наибольшей степени отражающему уровень возможного накопления токсикантов в пищевых продуктах.

Нормативы предельно допустимого уровня ионизирующего излучения

Гигиеническая регламентация ионизирующего излучения осуществляется Нормами радиационной безопасности НРБ-96, Гигиеническими нормативами ГН 2.6.1.054-96.

При этом основные дозовые пределы облучения и ПДУ устанавливаются для следующих категорий облучаемых лиц: 1) персонал — лица, работающие с техногенными источниками (группа А) или находящиеся по условиям работы в зоне их воздействия (группа Б); 2) все население, включая лиц из персонала вне сферы их производственной деятельности.

Для категорий облучаемых лиц устанавливают три класса нормативов: основные дозовые пределы, допустимые уровни, соответствующие основным дозовым пределам, и контрольные уровни (С.В.Белов и др., 1999 г.).

Здесь доза эквивалентная — поглощенная доза в органе или ткани, умноженная на соответствующий взвешивающий коэффициент мя данного вида излучения. Единицей измерения эквивалентной дозы, является зиверт (Зв), имеющий размерность Дж кг-1. Значение взвешивающего коэффициента для фотонов, электронов и мюонов любых энергий составляет 1, для частиц, осколков деления, тяжелых ядер — 20.

Эффективная доза (Е) — величина, которая используется как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения всего тела человека и отдельных его органов с учетом их радиационной чувствительности. Она представляет сумму произведений эквивалентной дозы в органе (Н) на соответствующий взвешивающий коэффициент для данного органа или ткани (Wt):

Единица измерения эффективной дозы — зиверт.

Значения взвешивающего коэффициента для отдельных видов тканей и органов таковы: гонады — 0,2; костный мозг (красный), легкие, желудок — 0,12; печень, грудная железа, щитовидная железа — 0,05; кожа — 0,01.

Нормативы предельно допустимых уровней шума и вибрации

Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, который обеспечивает сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни ОПС.

Допустимые уровни шума. Образец техники, эксплуатация которого сопровождается повышенным уровнем шума (с максимальным уровнем звука более 85 дБа), не должен создавать шум на территории, непосредственно прилегающей к жилым зданиям, выше уровня, приведенного в согласно ОТТ 1.1.10-99.

Источник: http://b-energy.ru/biblioteka/ekologiya-konspekt-lekcii/249-normirovanie-kachestva-okrujayuschei-prirodnoi-sredy-i-ekologicheskaya-standartizaciya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.