+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Экологический надзор – это что такое?

Содержание

Региональный государственный экологический надзор

Экологический надзор - это что такое?

      – это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной осуществляемой на территории Псковской области деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
      Региональный государственный экологический надзор на территории Псковской области осуществляется отделом экологического и радиационного контроля, являющимся структурным подразделением Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды согласно  положению об отделе.    

Полномочия отдела экологического надзора:      

• Профилактика, выявление и пресечение правонарушений в сфере охраны окружающей среды.

• Осуществление в пределах своей компетенции  регионального государственного экологического надзора на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, находящихся на территории области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, включающего в себя:региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;региональный государственный надзор в области обращения с отходами;региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.• Реализация полномочий органа управления системой учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Псковской области.

• Осуществление иных, определенных законодательством Российской Федерации, приказами и распоряжениями председателя и заместителя председателя комитета, полномочий.

Водные объекты, подлежащие региональному государственному экологическому надзору в области использования и охраны водных объектов

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.

2006 № 74-ФЗ Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов  на территории Псковской области осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти – Управлением Росприроднадзора по Псковской области и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – Государственным комитетом Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов определяются Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 640).

На основании указанных критериев федеральными органами исполнительной власти утверждаются перечни водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.

Все остальные водные объекты на территории Псковской области, не включенные в указанный перечень, подлежат региональному государственному экологическому надзору.

Нормативные правовые акты:

Федеральные законы:  

• Конституция Российской Федерации• Водный кодекс от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ• Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря  2001 г. № 195-ФЗ• «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ• «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ• «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г.

№ 89-ФЗ• «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ• «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г.    № 33-ФЗ• «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ• «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ

Постановления Правительства РФ

• от 04 ноября 2006 года № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов »• от 30 июня 2010 г.

№ 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

• от 16 мая 2011 г.

№ 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»

• от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»;

Источник: http://priroda.pskov.ru/vidy-deyatelnosti/vidy-deyatelnosti/ohrana-okruzhayushchey-sredy/regionalnyy-gosudarstvennyy-ekologicheskiy-nadzor

Экологический надзор и контроль. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Экологический надзор - это что такое?

Государственный экологический надзор представляет собой деятельность специальных органов. Она направлена на проверку выполнения предписаний законодательства в сфере охраны природы. Рассмотрим далее подробно, как осуществляется государственный экологический надзор.

Общие сведения

Ключевой организацией, осуществляющей проверку законодательных предписаний в сфере охраны природы, выступает Федеральная служба по экологическому надзору.

На региональном уровне данная деятельность относится к компетенции исполнительных структур субъектов и территориальных подразделений. Объекты экологического надзора утверждаются правительственным постановлением.

В перечень, в числе прочего, входят энергетические комплексы, особо ценные природные территории, а также инфраструктура, обеспечивающая оборону страны.

Экологический контроль осуществляется планово и внепланово. В первом случае проверки выполняются по предварительно утвержденному графику. В соответствии с общим правилом, такой экологический контроль проводится не чаще 1 раза за три года.

Внеплановая проверка выполняется при наличии конкретных оснований. К примеру, это может быть сообщение в СМИ о нарушении в сфере охраны природы.

Кроме этого, в ходе внеплановых мероприятий уполномоченные лица устанавливают, выполняются ли требования экологической безопасности, а также предписания, полученные по результатам предыдущих проверок.

Права инспекторов

Непосредственный экологический надзор осуществляют должностные лица, имеющие соответствующие полномочия. В рамках своей компетенции они наделяются правами, позволяющими им реализовывать обязанности. В частности, инспекторы могут:

  1. Беспрепятственно посещать объекты для проведения проверок соблюдения предписаний экологического законодательства.
  2. Запрашивать материалы, необходимые для инспекции.
  3. Составлять протоколы об административных нарушениях в пределах своих полномочий.
  4. Привлекать к ответственности субъектов, не выполняющих предписания закона.
  5. Предъявлять исковые заявления о компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде.

Экономические субъекты могут проводить проверки самостоятельно.

Для этого им необходимо сформировать соответствующую службу либо отдел или назначить должностных лиц, ответственных за обеспечение соблюдения предписаний по охране окружающей среды на предприятии.

Результаты производственных проверок должны передаваться органу, уполномоченному проводить экологический надзор. Общественные инспекции выполняются гражданами и их объединениями. Таким образом, реализуется право на благоприятную среду проживания.

Привлечение субъектов к ответственности

В качестве оснований для применения санкций выступают:

  1. Нанесение вреда природе либо ее компонентам.
  2. Причинение ущерба здоровью граждан вследствие негативного воздействия на среду проживания.
  3. Нанесение вреда имуществу организаций и физлиц экологическим правонарушением.

В качестве условий для привлечения лиц к ответственности выступают:

  1. Выявление факта нанесения вреда.
  2. Установление вины лица, причинившего ущерб. Если вред возник от источника повышенной опасности, выполнение этого условия не требуется.
  3. Определение размера ущерба, причиненного правонарушением.
  4. Установление причинно-следственных связей между вредом и действиями субъектов.

Специфика нарушений

Субъектом, который может быть привлечен к ответственности в случае установления его вины, может быть гражданин в возрасте от 16 л. Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в экологической сфере. Субъективная сторона предусматривает неосторожную и умышленную вину.

Наказания за экологические преступления установлены в гл. 26 УК РФ. Кроме этого, законодательство предусматривает административную ответственность. Она определена в главах 8 и 10 КоАП. К административной ответственности могут быть привлечены как юрлица, так и граждане.

К деяниям, попадающим под действие КоАП, относят нарушения:

  1. Законодательных положений об экологической экспертизе.
  2. Правил охраны акваторий, атмосферного воздуха, порядка заготовки древесины, охоты, рыбной ловли.

Особо охраняемые местности

К основным видам таких территорий относят:

  1. Природные заповедники и заказники.
  2. Национальные и дендрологические парки.
  3. Памятники природы.
  4. Ботанические сады.
  5. Лечебно-оздоровительные территории и курорты.

Экологический надзор направлен на обеспечение сохранности указанных местностей, обобщения информации о них. В ходе проверок выявляются случаи ненадлежащего использования естественных комплексов, устанавливается необходимость проведения восстановительных работ.

Атомный надзор

Он выполняется в соответствии с действующими нормативными документами, утвержденными Правительством. В качестве уполномоченной организации выступает Ростехнадзор. В его компетенцию, в числе прочего, входит инспектирование строительства.

Указанный орган проводит проверку деятельности всех ядерных и прочих объектов, получающих либо использующих источники ионизирующего излучения. Кроме этого, инспекция отвечает за соблюдение международных норм по обращению с радиоактивными и ядерными материалами.

В рамках своей деятельности Ростехнадзор проверяет выполнение правил использования атомной энергии.

Важные условия

Субъекты, эксплуатирующие атомные установки, обязаны соблюдать не только предписания основных правовых актов, но и строительные нормы. Правила должны соблюдаться уже на этапе проектирования.

Строительство атомных установок осуществляется только по согласованию с Ростехнадзором.

Эксплуатирующие субъекты должны понимать, что даже незначительное отступление от правил может вызвать серьезные последствия.

Дополнительно

Ростехнадзор в своей деятельности опирается на положения федерального законодательства, СНиПы и прочие нормативные акты. В рабочем порядке регулярно организуются совещания, собрания. Они проводятся как на территории РФ, так и за рубежом.

Надзор в сфере использования атомной энергии осуществляется на всех стадиях деятельности инспектируемых субъектов. Тщательной проверке подвергается инфраструктура установок, устанавливается наличие соответствующей технической документации.

Радиационная безопасность обеспечивается при транспортировке, хранении, использовании и последующей утилизации, а также переработке и добыче соответствующих руд и материалов. Особое внимание инспекция уделяет процессу эксплуатации установок, на которых применяются источники ионизирующего излучения.

Каждый вид надзорной деятельности регламентируется нормативными документами, приказами, законами. Без надлежащего инспектирования промышленные предприятия, занятые в этой сфере, не могли бы функционировать, не причиняя ущерба природе.

В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. В каждой стране вырабатывается стратегия обеспечения защиты окружающей среды. На законодательном уровне создаются нормы, предписания, вводится ответственность.

При этом требования экологической безопасности регулярно пересматриваются и адаптируются к условиям современности. Реализация предписаний является обязательной для всех экономических субъектов и граждан. При этом в стране действует специальная инспекция, осуществляющая надзор за соблюдением экологических норм.

Полномочия этой инстанции достаточно широкие. Вместе с этим должностные лица, которые непосредственно выполняют контрольные мероприятия, наделяются обязанностями. В частности, они должны действовать строго по установленным правилам, не выступая за пределы своей компетенции.

Инспекторы обязаны своевременно выявлять и пресекать нарушения экологического законодательства. Проверки должны осуществляться на всех уровнях. Поэтому в регионах, а также МО действуют подразделения федеральной службы по экологическому надзору.

Законодательство допускает проведение собственных внутренних проверок на предприятиях. В ходе них может пересматриваться техническая и иная документация, связанная с обеспечением защиты окружающей среды от вредных выбросов или иного негативного влияния.

Источник: http://fb.ru/article/257995/ekologicheskiy-nadzor-i-kontrol-federalnaya-slujba-po-ekologicheskomu-tehnologicheskomu-i-atomnomu-nadzoru

Основные задачи и виды экологического надзора

Экологический надзор - это что такое?

Охрана окружающей среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного воздействия на природу неизбежно приводят к обострению экологической ситуации.

В результате, истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, утрачивается естественная связь между человеком и экосистемой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки и жизненное пространство.

Решить все эти многочисленные проблемы призван экологический надзор.

Задачи экологического надзора

Замечание 1

Экологический надзор представляет собой комплекс правовых мер, нацеленных на обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий. Его содержание объединяет в себе такие категории, как оценка качества окружающей природной среды, экологический мониторинг и экспертиза.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Хозяйственная деятельность человека неизвежно сопровождается использованием природных ресурсов. Одна их часть перерабатывается в конечный продукт, а остальная – идет в отходы. Твердый мусор складируется на поверхности, зарывается в землю, жидкие отходы сливаются в водоемы, а газообразные – выбрасываются в атмосферу.

Экологический контроль призван минимизировать ущерб, наносимый окружающей среде скапливающимися отходами хозяйственной и иной деятельности. Кроме того, экологический контроль осуществляется с целью организации рационального использования природных ресурсов и повышения эффективности мероприятий по охране окружающей среды.

задача экологического контроля – выявление любых изменений качества окружающей природной среды и поддержание его на установленном уровне. Качество окружающей природной среды измеряется научно обоснованными показателями, установленными в государственных стандартах на различные виды природных ресурсов, природных объектов и комплексов.

Государственные стандарты, конкретизируя содержание требований законодательных норм, включают в себя технические правила и нормативы и облекаются в форму нормативно-правовых актов.

В системе показателей качества окружающей природной среды выделяют нормативы, которые определяют:

  1. предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде и других природных объектах;
  2. предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы;
  3. предельно допустимые уровни вредных воздействий, в том числе вибраций, электромагнитных излучений и т.д.

Перечисленные нормативы призваны бороться с загрязнением природного объекта одним видом загрязнителя. В действительности, хозяйственная деятельность человека одновременно воздействует на различные природные объекты, загрязняя их вредными веществами.

Рисунок 1.

Система экологического надзора

В систему экологического надзора входят: государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды, уполномоченные министерства, ведомства и общественные организации.

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды решает следующие задачи:

  1. наблюдение за состоянием окружающей среды и отдельных природных объектов, за происходящими в них физическими, химическими, биологическими процессами;
  2. обобщение и оценка полученной информации о состоянии окружающей среды;
  3. прогнозирование изменений состояния окружающей среды с целью предупреждения отрицательных экологических последствий;
  4. обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природной среды заинтересованных организаций и населения.

Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами и другими нормативными актами экологического законодательства.

Виды экологического надзора

Выделяют следующие основные виды экологического надзора:

  1. государственный;
  2. ведомственный;
  3. производственный;
  4. общественный.
  • Государственный экологический надзор относится к полномочиям действующей в России системы управления, которая осуществляет регулирование в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.Законодательство предоставляет федеральным органом власти право устанавливать порядок организации и проведения государственного экологического надзора. К компетенции субъектов РФ относится реализация государственного экологического контроля. Это предусмотрено положениями Лесного и Водного кодексов, федеральным законом «О недрах» и другими нормативными актами.
  • Ведомственный экологический надзор осуществляется уполномоченными министерствами и ведомствами, а так же соответствующими негосударственными структурами субъектов РФ.Специфика отраслевых государственных органов заключается в том, что к сфере их компетенции относится один вид природных ресурсов. Например, Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод – водных ресурсов, Рослесхоз – лесов и зеленых насаждений.В некоторых случаях сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных ресурсов. Скажем, для федерального агентства по рыболовству важно состояние водных объектов с позиций воспроизводства и продуктивности рыбных запасов. А Роскомнедра, помимо контроля за рациональным использованием полезных ископаемых, следит за исполнением экологических требований в отношении подземных вод.
  • Сферой производственного экологического контроля служит хозяйственная деятельность предприятий и организаций, которые являются основной категорией природопользователей. Правовые требования, касающиеся охраны окружающей среды от вредных воздействий, в первую очередь, адресованы им.производственного контроля зависит, прежде всего, от специфики предприятия. Экологический контроль осуществляет руководитель предприятия, начальники функциональных служб и производственных подразделений. Однако в целях экономии и в силу недооценки важности данного направления, экологические службы на некоторых предприятиях порой отсутствуют, что неправомерно.
  • Общественный экологический контроль – это прерогатива профессиональных союзов и других объединений. Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, но вместе с тем он обладает и серьезным преимуществом – реальной независимостью от административных структур и ведомственных интересов.

Таким образом, общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/osnovnye_zadachi_i_vidy_ekologicheskogo_nadzora/

Государственный экологический надзор

Экологический надзор - это что такое?
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Экологическое право » Государственный экологический надзор

Кто осуществляет государственный экологический надзор? Какие задачи возложены на государственные органы в сфере экологического надзора? На данные вопросы ответит настоящая статья.

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными государственными органами, которые контролируют соблюдение экологических требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Надзор осуществляется на 2 уровнях: федеральном и региональном.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере природопользования – Росприроднадзор.

Служба проверяет исполнение экологического законодательства в отношении объектов, перечень которых утвержден Правительством РФ.

Это объекты, которые обеспечивают обороноспособность и безопасность государства, государственные энергетические системы, охраняемые природные территории.

Региональный государственный экологический надзор производят территориальные подразделения Росприроднадзора и исполнительные органы субъекта РФ. Правительство субъекта самостоятельно формирует орган, который осуществляет региональный государственный экологический надзор.

Координацией деятельности федеральных и региональных подразделений Росприроднадзора занимается Управление государственного экологического надзора – структурное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Главные задачи, которые возложены на Управление:

  • Следить за исполнением законодательства и соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечением экологической безопасности.
  • Участвовать в реализации и формировании государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
  • Принимать участие в разработке нормативных актов и методических документов, на основании которых осуществляется государственный экологический надзор.

Разрабатывать предложения по совершенствованию государственного надзора за исполнением законодательных актов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.

Структура Управления включает в себя следующие отделы:

  • отдел надзора в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха;
  • отдел надзора и регулирования в области обращения с отходами;
  • отдел надзора за водными ресурсами и морского надзора;
  • отдел методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности;
  • отдел разрешительной деятельности в области обращения с отходами.

Виды государственного экологического надзора

  • земельный надзор;
  • надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;   
  • надзор за обращением с отходами;     
  • надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • надзор в области охраны водных объектов;     
  • экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
  • надзор в области охраны озера Байкал;   
  • федеральный лесной надзор;    
  • экологический надзор в особой экономической зоне РФ;
  • надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;   
  • надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;     
  • федеральный охотничий надзор.

Порядок осуществления государственного экологического надзора

Основная задача государственного экологического надзора  – это профилактика, выявление и пресечение правонарушений в области экологии, а именно: незаконное использование природных ресурсов либо негативное воздействие на окружающую среду.

Государственный экологический надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проходят по заранее утвержденному графику. Периодичность их проведения – раз в 3 года.

Региональное управление Росприроднадзора в конце каждого года формирует план проведения проверок и согласовывает его с прокуратурой. Затем сведения направляются в Генеральную прокуратуру, где составляется сводный план.

Ежегодный план проведения проверок и результаты их проведения размещаются на официальном сайте Росприроднадзора.

Внеплановые проверки производят, когда есть для этого основания, например, получена информация о нарушении экологического законодательства,  или для того, чтобы проверить, как выполняются предписания, вынесенные при плановой проверке.

Проверки проводят государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, которые наделены определенными полномочиями, а именно:

  1. Посещение организаций и предприятий для проведения проверок исполнения требований законодательства в области экологии.
  2. Проверка соблюдения нормативных документов в области охраны окружающей среды, выполнения мероприятий и планов по охране окружающей среды, утвержденных хозяйствующим субъектом.
  3. Выдача предписаний юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
  4. Составление протоколов при выявлении нарушений.
  5. Привлечение к административной ответственности виновных в нарушениях.
  6. Предъявление исков о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде.

Инспектор привлекает хозяйствующего субъекта к ответственности в случае выявления следующих нарушений:

  • Причинение вреда окружающей среде;
  • Причинение вреда имуществу юридических или физических лиц при совершении экологического правонарушения;
  • Причинение вреда здоровью физических лиц при совершении экологического правонарушения. 

При выявлении нарушений инспектор сначала устанавливает сам факт причинения ущерба или вреда, а также вину субъекта в этом правонарушении и причинно-следственные связи. Далее определяется размер причиненного ущерба или вреда.

Как правило, за нарушение экологического законодательства  должностные лица или руководитель организации привлекаются к административной ответственности и на них налагается штраф, либо оформляется предписание с требованием устранить выявленные нарушения.

Поясните,пожалуйста,возможно ли законное использование районной администрацией старых карьеров для муниципальных нужд по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог без лицензии на недра?

Наталья09.11.2018 09:30

Источник: http://Advokat-Malov.ru/ekologicheskoe-pravo/gosudarstvennyj-ekologicheskij-nadzor.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.