+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Должностная инструкция социального педагога в школе – обязанности, требования и рекомендации

Должностная инструкция учителя

Должностная инструкция социального педагога в школе - обязанности, требования и рекомендации

[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия]Утверждаю[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждатьдолжностную инструкцию][число, месяц, год]М. П.

Должностная инструкция учителя [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, раздела “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв.

приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Учитель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2.

На должность учителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность учителя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

– не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

– не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

– не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

– не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Учитель должен знать:

– приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

– законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

– Конвенцию о правах ребенка;

– основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

– педагогику, психологию, возрастную физиологию;

– школьную гигиену;

– методику преподавания предмета;

– программы и учебники по преподаваемому предмету;

– методику воспитательной работы;

– требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

– средства обучения и их дидактические возможности;

– основы научной организации труда;

– нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

– теорию и методы управления образовательными системами;

– современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

– методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

– технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

– основы экологии, экономики, социологии;

– трудовое законодательство;

– основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

– правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

– правила по охране труда и пожарной безопасности;

– [иные знания]

1.5. Учителю запрещается:

– оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов учителя;

– использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Учитель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

Учитель:

2.1.

Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.2. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.

2.3. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.

2.4.

Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательной организации, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

2.5. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

2.6. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

2.7. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

2.8. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

2.9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации.

2.10. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательной организации, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2.11. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

2.12. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

2.13. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.14. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.15. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.16. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.17. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.18. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.19. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.20. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.21. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.22. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.23. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.24. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.25. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Учитель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

– на сокращенную продолжительность рабочего времени;

– на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

– на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

– на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

– на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

– на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

– на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

– на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

– на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.7. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Учитель несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности – в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Согласовано:

[должность] [инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-uchitelya

Должностная инструкция социального педагога

Должностная инструкция социального педагога в школе - обязанности, требования и рекомендации

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции социального педагога, образец 2021 года.Должностная инструкция социального педагога должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности социального педагога, права социального педагога, ответственность социального педагога.

Должностная инструкция социального педагога относится к разделу “Квалификационные характеристики должностей работников образования“.

В должностной инструкции социального педагога должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности социального педагога

1) Должностные обязанности. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей). Изучает особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и их микросреды, условия их жизни.

Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.

Выступает посредником между обучающимися (воспитанниками, детьми) и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися (воспитанниками, детьми), способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).

Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.

Организует разнообразные виды деятельности обучающихся (воспитанников, детей), ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

Участвует в организации их самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской. Обсуждает с обучающимися (воспитанниками, детьми) актуальные события современности.

Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих) обучающихся (воспитанников, детей). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Социальный педагог должен знать

2) Социальный педагог при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства; общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические методики; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п.; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации социального педагога

3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Должностная инструкция социального педагога – образец 2021 года. Должностные обязанности социального педагога, права социального педагога, ответственность социального педагога.

Источник: https://hr-portal.info/job-description/dolzhnostnaja-instrukcija-socialnogo-pedagoga

Обязанности социального педагога в школе в России

Должностная инструкция социального педагога в школе - обязанности, требования и рекомендации

Большинство людей довольно смутно представляют обязанности социального педагога в школе, но, так или иначе, сталкивались с результатами деятельности этого сотрудника. Обычно считается, что функционал социального педагога ничем не отличается от обязанностей учителя по любому другому предмету, но это большое заблуждение.

Задачи социального педагога

Социальный педагог – это человек, который обеспечивает коммуникацию между учеником, родителями, администрацией школы и сторонними организациями.

Обязанности социального педагога

  1. Контроль взаимодействия между учащимися, создание здорового климата в коллективе.
  2. Организация полезного досуга школьников, адаптация их в социуме, помощь в эффективном взаимодействии детей и взрослых.

  3. Постоянное общение с семьями учащихся, особенно с «неблагополучными».
  4. Отслеживание процесса общения учащегося с семьей, устранение возможного насилия со стороны родителей.
  5. Анализ коммуникации между школьниками и их педагогами, устранение спорных вопросов.

  6. Защита интересов детей в общественных организациях.

Как видно из вышеизложенного, обязанности социального педагога в школе считаются архиважными, ведь дети – это будущее нашей страны, и помочь ученикам влиться в социум – основная задача такого педагога.

Поэтому можно смело сказать, что эта специальность очень важна для любой среды, где обитают дети.

Профилактическая работа социального педагога

В основные обязанности социального педагога в школе входит профилактическая работа:

  • разъяснение учащимся о вреде табакокурения, употребления алкоголя и запрещенных препаратов;
  • пропаганда спортивных кружков и здорового образа жизни;
  • привлечение школьников к общественно-полезной работе.

В большинстве стран мира система образования предусматривает наличие социального педагога, ведь все понимают важность той задачи, которая возложена на такого сотрудника.

Обязанности социального педагога в школе в России разительно не отличаются от функционала такого сотрудника в другой стране, ведь фактически ими преследуется одна глобальная цель – воспитать людей с активной гражданской позицией, высоким уровнем нравственных качеств и развитым патриотизмом. А это главная задача любого государства.

Взаимодействие социального работника с учителями и родителями

В обязанности социального педагога в школе входит не только общение с детьми, но и помощь взрослым. Такие люди обычно помогают учителям завоевать уважение среди учащихся, грамотно организовать процесс образования, чтобы заинтересовать учеников в школьном предмете.

Такой педагог обязан присутствовать на родительских собраниях, давать рекомендации родителям по поводу воспитания их чад, анализировать степень социальной адаптации самих родителей и осуществлять посильную помощь в коммуникации между родителями и детьми: зачастую родители настолько заняты процессом зарабатывания денег, что совсем забывают о воспитании.

Социальный работник и ФГОС

Любой сотрудник общеобразовательного учреждения в своей деятельности должен руководствоваться Федеральным государственным образовательным стандартом. Обязанности социального педагога в школе по ФГОС включают в себя:

  • сформировать из ребенка полноценную личность вне зависимости от уровня его успеваемости;
  • использовать в своей деятельности новые технологии – быть современным;
  • пробудить в ребенке исследовательский интерес путем внедрения самообразования, ведь знания, полученные самостоятельно, являются наиболее продуктивными;
  • руководствоваться системно-деятельностным подходом к обучению – индивидуальный подход к каждому ученику;
  • раскрывать его особенностей и талантов, изменение процесса обучения – учить ученика учиться;
  • организовывать внеклассные мероприятия.

Требования к личности социального педагога

Такая профессия, как социальный работник, обязывает человека обладать следующими качествами:

  1. Профессиональная компетентность: умение не просто объяснять, а вызвать интерес к процессу обучения – из учителя превратиться в сопровождающего.
  2. Цельность: способность созидать и взращивать в ребенке самостоятельность и активность в процессе обучения.
  3. Высокая нравственность.
  4. Гибкость: способность к применению инновационных технологий.

Можно сказать, что эта профессия является очень ответственной. В процессе поиска сотрудника обязанности социального педагога в школе для резюме следует указать как можно более полно, чтобы соискатели заранее могли оценить свои способности к этой уникальной профессии.

Особенности деятельности социального педагога в школе-интернате

В последние десятилетия Россия пережила тяжелые времена: экономические кризисы, проблемы на рынке труда, нестабильная внешнеполитическая обстановка – все это очень сильно сказалось на детях. Появляется все больше семей, в которых дети превращаются в социальных сирот, сталкиваются с насилием и жестокостью со стороны родителей.

Дети, оставшиеся без родителей, направляются в школы-интернаты и детские дома. Разумеется, в таких учреждениях социальный психолог сталкивается с более глобальными задачами, помимо становления личности ребенка – это защита его интересов и прав (право на жилье, пособия и т. д.) и работа с семьями, готовыми взять на себя ответственность за детей-сирот.

В обязанности социального педагога в школе-интернате входит:

  • установление правового статуса маленького гражданина;
  • выяснение информации о местонахождении родителей и прочих родственников ребенка, его жилищных условиях и состоянии здоровья;
  • обеспечение интересов и прав ребенка;
  • определение ребенка в школу-интернат.

В процессе обеспечения конституционных прав ребенка социальный работник взаимодействует с судами, налоговой инспекцией, Сберегательным банком, федеральной миграционной службой и пенсионным фондом.

Психологическая помощь детям-сиротам

Постоянно сталкиваясь с домашним насилием, поступая в школу-интернат, ребенок находится в состоянии сильнейшего стресса, ведь детская психика хрупка и податлива, к тому же то, что переживают такие дети, и для взрослых будет испытанием.

А значит, задача социального работника – адаптировать такого ребенка к коллективу в интернате, зажечь в нем желание жить, вернуть веру в людей и тягу к знаниям.

Также важно провести профилактику вреда употребления наркотиков и алкоголя, потому что в состоянии стресса ребенок может захотеть уйти от реальности в наркотическую эйфорию, чего случиться категорически не должно.

Кроме того, очень важно объяснить ребенку, что он не является ущербным и ущемленным в правах по сравнению с детьми из благополучных семей, просто так сложилась жизнь. В таких тяжелых ситуациях прекрасно действует отвлечение в виде хобби. Это может быть спорт, чтение, вышивка – любое увлечение подойдет, потому что помимо морального удовлетворения происходит дополнительное раскрытие личности и маленькому человеку намного проще будет определиться с тем, кем же он хочет стать в будущем.

Внеклассная деятельность социального работника

Любой социальный работник должен быть прекрасным организатором, потому что в основные обязанности социального педагога в школе входит и организация различных мероприятий, в том числе и праздничных.

Организовать тематические праздники, такие как Новый год, День защитников отечества, Международный женский день, обычно труда не составляет. Проблемы возникают с мероприятиями в рамках учебного процесса: они направлены на развитие не только учащихся, но и учителей, и родителей.

Например, день самоуправления, вебинары по повышению уровня коммуникативности для учителей и родителей учащихся, семинары по повышению педагогической осведомленности родителей. Как правило, родители учеников слишком заняты, чтобы вести активную школьную жизнь.

Задача социального педагога – привлечь к общественной жизни максимальное число родителей.

Итак, рассмотрев основные аспекты деятельности, можно сделать вывод о том, что задачи и обязанности социального педагога в школе носят глобальный характер.

Такой человек должен любить свою работу и понимать ту степень ответственности, которая на него возлагается.

Дети – это хрупкие существа, личность которых формируется в школьные годы, поэтому задача социального педагога – организовать процесс перехода ребенка во взрослую жизнь максимально комфортно, помочь ему понять свое предназначение, мечты, стремления.

Нужно научить ребенка общаться со сверстниками, педагогами и прочими гражданами, направить его по пути саморазвития, нивелировать возможность употребления вредящих здоровью препаратов. Но самая важная задача социального педагога – объяснить ребенку понятие Родины и повысить уровень патриотизма.

Источник: http://fb.ru/article/301939/obyazannosti-sotsialnogo-pedagoga-v-shkole-v-rossii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.