+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Что такое методические рекомендации? Разработка, виды, назначение

Как написать методическую разработку? Что такое методическая разработка?

Что такое методические рекомендации? Разработка, виды, назначение

Чтобы образовательный процесс был структурированным и полностью обеспеченным всеми необходимыми материалами, преподаватели и учителя готовят различные специфические документы. В данной статье хочется рассказать о том, как написать методическую разработку, что это такое и зачем вообще нужно это делать.

Терминология

Изначально надо понять, о чем же именно будет идти сейчас речь. Первый вопрос, который может возникнуть у каждого: “Что такое методическая разработка?” Итак, это специфическое пособие.

В нем описываются различные методы организации образовательного процесса, формы и элементы педагогических технологий, которые могут пригодиться для проведения урока или внеклассного занятия.

Важные моменты:

  1. Подготавливать методическую разработку можно применительно к одному только уроку, теме или же целому курсу полностью.
  2. Данный документ может быть как индивидуальным, так и подготавливаться целой командой специалистов, то есть быть коллективным.

же цель методической разработки – педагогическо-профессиональное совершенствование учителя при подготовке уроков или курсов.

Важные моменты

Разбираемся далее, как написать методическую разработку. Собираясь подготавливать данный документ, нужно помнить о важных деталях, на которые необходимо обратить внимание:

  • Общий объем документа (так называемый «чистый текст») должен составлять не менее 16 листов информации, набранной на компьютере. И это не считая титульного листа и списка литературы.
  • Также надо помнить, что поля должны быть: 3 см – слева, по 2 см – сверху, снизу и справа.
  • Номер страницы ставится по центру снизу. Сам же символ должен быть арабским (то есть «1», «2», «3» и т. д.).
  • Шрифт обязательно Times New Roman, размер 14-й, междустрочный интервал одинарный. Если в работе есть таблицы, шрифт текста, написанного в них, – Times New Roman, 12-й.
  • Выравнивание текста должно быть по ширине страницы.
  • Красная строка отступается на пять знаков.
  • Все заголовки выделяются полужирным шрифтом (Times New Roman, размер 14-й), предпочтительно их размещение по центру страницы.

При этом важно помнить, что все иллюстрации должны обозначаться термином «Рисунок» или «Рис.», все они нумеруются по порядку. Основная часть может быть разделена на разделы, подразделы.

Стоит сказать, что методическая разработка проще, чем кажется на первый взгляд. Ведь сделать ее совершенно не трудно, если человек свободно ориентируется в материале. Ведь в этом документе его нужно всего лишь грамотно структурировать и преподнести в удобном для чтения и использования виде. При создании методической разработки нужно придерживаться следующих важных правил:

  1. работы должно четко соответствовать цели, а также обязательно тематике.
  2. Суть создания методической разработки – подача сведений о максимально рациональной и эффективной организации учебного процесса в той или иной дисциплине.
  3. Все разработанные методики должны быть творческой работой, а не копированием частей учебников, пособий и иных ранее существовавших образовательных документов.
  4. Язык в тексте должен быть лаконичным, простым и понятным. Однако важно также использовать соответствующую профессиональную терминологию.
  5. Все методы, приемы и формы подачи учебного материала должны «иллюстрироваться» ссылками на свой ранее примененный педагогический опыт.
  6. В данном документе надо описать все вспомогательные средства, которыми пользуется педагог во время подачи ученикам материала. Это могут быть карточки, схемы, таблицы, инструкции для проведения лабораторных работ и т. д.

Просматривая варианты того, как написать методическую разработку, стоит помнить главное: все написанное должно соответствовать действительности.

Так, не нужно описывать тот или иной метод обучения, если нет возможности его материально-технического обеспечения.

И главное – методическая разработка должна ответить на вопросы: «Как научить? Как сделать так, чтобы ученик наилучшим образом усвоил предложенный учителем материал?»

Кратко о структуре

Рассматривая рекомендации по написанию и оформлению методических разработок, нужно также помнить и о том, что подача материала должна быть структурированной. Так, очень важно помнить, что любая серьезная работа должна состоять из следующих элементов (и методическая разработка не исключение):

  • Титульный лист.
  • Аннотация.
  • .
  • Вводная часть, или введение.
  • Основная часть, где будет изложен весь материал.
  • Заключение (можно вместе с выводами).
  • Список использованной в работе литературы.
  • Если есть необходимость, могут присутствовать в работе приложения.

Титульный лист

Теперь же стоит разобраться, как правильно оформлять все вышеперечисленные части методической разработки. Итак, начинается документ с титульного листа. Он оформляется следующим образом:

  1. Сверху пишется наименование учреждения, куда данный документ подается (название указывается в соответствии с выданной лицензией).
  2. В центре листа пишется название самой работы.
  3. Немного ниже от названия, по правой стороне, надо указать следующие сведения об авторе: место работы, занимаемая должность, а также ФИО.
  4. В центре в самом низу надо указать город и год, то есть где и когда данная методическая разработка была создана.

Важно отметить, что к оформлению названия работы строгих требований нет. Так, тут можно поэкспериментировать с различными шрифтами, размерами, особенностями оформления (однако в рамках дозволенного, ведь методическая разработка – это официальный документ).

Аннотация

Просматриваем далее рекомендации к оформлению методической разработки. На данном этапе важно рассказать о том, что же такое аннотация и как ее нужно правильно оформлять. Ведь нередко люди боятся этого слова и теряются, если нужно составить аннотацию. Так, это всего лишь краткое объяснение того, что будет изложено далее в документе. Тут важно помнить, что нужно указать в таком случае:

  • Главное – рассказать о той проблеме или особенности, которой посвящена разрабатываемая методика.
  • Нужно высветлить те вопросы, на которые можно будет найти ответ в тексте ниже.
  • Также указываются потенциальные пользователи данной разработки.

Сама же аннотация не должна быть большой. Достаточно будет 10 предложений, где и нужно изложить всю суть.

Идем далее, разбираясь в том, как написать методическую разработку. После титульного листа следует оглавление, и написать его не составит труда. Следующее в списке – введение. Вот это очень важный раздел всей работы, где также надо кратко и доступно рассказать о том, в чем же особенность данного труда.

  1. Изначально излагается новизна этой работы, ее уникальность и обязательно актуальность. Тут нужно рассказать, чем руководствовался автор при выборе данной тематики, чем она особенна.
  2. Далее надо описать цель работы.
  3. Следующий важнейший пункт – условия применения этой работы, то есть надо рассказать, когда и в каких случаях изложенные в документе рекомендации могут применяться.
  4. Также можно указать возможные сложности, риски.

Объем введения не должен превышать 2 страниц текста, набранного на компьютере.

Основная часть

Продолжаем говорить о том, как написать методическую разработку раздела ООП (то есть основной образовательной программы) или же просто самостоятельную работу (независимо от иных образовательных документов). Так, пришло время понять, как же надо оформлять основную часть работы. Именно тут и происходит изложение всего того материала, который подготовил педагог.

  • Важно раскрыть специфику методической разработки.
  • Также надо придерживаться существующих требований с учетом специфики дисциплины.
  • Важно логически подавать материал, чтобы замысел автора был максимально понятен.

Заключение

Это последняя основная часть работы. Именно тут делаются определенные выводы, могут подаваться также рекомендации. В данном разделе важно рассказать о том, где и как будет приводиться в действие все изложенное в этой методической разработке. Объем этого текста – до одной страницы.

Все остальное, о чем не было упомянуто

Список литературы оформляется в алфавитном порядке, сначала подаются все нормативные документы. Тут также можно указывать ссылки на интернет-источники (в самом конце списка).

Если в работе есть приложения, они подаются после списка литературы. Каждое отдельно взятое приложение нумеруется арабской цифрой, ему присваивается имя («Приложение 1», «Приложение 2» и т. д.).

Чаще всего также надо будет написать рецензию на методическую разработку. Так, они бывают двух видов:

В первом случае рецензия пишется работником того же заведения, где работает педагог, во втором – специалистом иного образовательного учреждения, однако всегда в соответствии с профилем и спецификой самой методической разработки.

Источник: http://fb.ru/article/190847/kak-napisat-metodicheskuyu-razrabotku-chto-takoe-metodicheskaya-razrabotka

Методические рекомендации

Что такое методические рекомендации? Разработка, виды, назначение

Методическиерекомендации– вид методической продукции, раскрывающийпорядок, логику и акценты изучениякакой-либо темы, проведения занятия,мероприятия.

В методических рекомендацияхакцент делается не столько напоследовательность осуществляемыхдействий (как в методической разработке),сколько на раскрытие одной или несколькихчастных методик, выработанных на основеположительного опыта.

Задача методическихрекомендаций – пропагандироватьнаиболее эффективные, рациональныеварианты, образцы действий применительнок определенному виду деятельности (втом числе – мероприятию). В методическихрекомендациях обязательно содержитсяуказание по организации и проведениюодного или нескольких конкретных дел,иллюстрирующих описываемую методикуна практике.

Методическиерекомендации– это один из видов методическойпродукции (наряду с методическойразработкой, методическим пособием,дидактическим материалом). Методическиерекомендации представляют собой особымобразом структурированную информацию,определяющую порядок, логику и акцентыизучения какой-либо темы, проведениязанятия, мероприятия.

Методическиерекомендации содержат в себе раскрытиеодной или нескольких частных методик,выработанных на основе положительногоопыта. Их задача – рекомендовать наиболееэффективные, рациональные варианты,образцы действий применительно копределенному виду деятельности (в томчисле к мероприятию).

В методическихрекомендациях обязательно содержитсяуказание по организации и проведениюодного или нескольких конкретных дел,иллюстрирующих методику на практике.Методические рекомендации должны иметьточный адрес (указание на то, кому ониадресованы: педагогам, родителям,методистам, педагогам-организаторам,классным руководителям и т.д.).

Соответственно этому регламентируетсятерминология, стиль, объем методическихрекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Общая структура:

  • Титульный лист
  • Рецензия (внешняя, внутренняя)
  • .
  • Введение(пояснительная записка)
  • Стандарт
  • Графлогические структуры
  • Технологическая карта (если пособие по занятию для преподавателя)
  • Основная часть
  • Заключение (тесты, эталоны к тестам)
  • Список использованной литературы.
  • Приложения(дополнительный материал).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций

На титульном листе должны бытьобозначены:

  • название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
  • название;
  • фамилия, имя, отчество автора;
  • название города;
  • год разработки.

На втором листе вверху приводитсяаннотация, включающая лаконичныесведения о:

  • сути рассматриваемых вопросов;
  • предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа);
  • источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные метод.рекомендации);
  • возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

Внизу второго листа помещаются сведенияоб авторе (авторах): Ф.И.О., должность,место работы, квалификационная категорияили научная степень, контактный телефон.

Пояснительная записка должна содержатьследующую информацию:

  • обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
  • определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
  • краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам; может способствовать повышению мотивации студентов и т.п.);
  • обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

методических рекомендацийможет быть связано с самыми разнообразнымивопросами: решением определеннойпедагогической проблемы, проведениеммассовых мероприятий, проведениемучебно-исследовательской работы,изучением отдельных тем образовательнойпрограммы и т.п. Поэтому содержаниеметодических рекомендаций не имеетособо регламентированной структуры иможет излагаться в достаточно произвольнойформе. Например, его можно структурироватьв следующей логике:

  • описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
  • дать советы по решению:
  • организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы);
  • финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия),
  • кадровому обеспечению (требования к экспертам);
  • вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

Список рекомендуемой литературы потеме рекомендаций составляется валфавитном порядке, в соответствии ссовременными правилами оформлениялитературных источников.

Приложения включают материалы,необходимые для организации рекомендуемоговида деятельности с использованиемданных методических рекомендаций, ноне вошедшие в блок «». В числеприложений могут быть:

  • планы проведения конкретных дел, мероприятий;
  • тестовые задания;
  • методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
  • примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
  • методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
  • схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
  • примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2789099/page:3/

Как составить методические рекомендации

Что такое методические рекомендации? Разработка, виды, назначение

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

Ø     титульный лист;

Ø     аннотацию;

Ø     сведения об авторе (авторах);

Ø     пояснительную записку;

Ø     содержание;

Ø     список рекомендуемой литературы по данной теме;

Ø     приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:

Ø     название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

Ø     фамилия, имя, отчество автора;

Ø     название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);

Ø     название города;

Ø     год разработки.

  1. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

Ø     сути рассматриваемых вопросов;

Ø     предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);

Ø     источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);

Ø     возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

Ø     Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

  1. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

Ø     обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.

), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

Ø     определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);

Ø     краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);

Ø     обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
  1. методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:

Ø     описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;

Ø     дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);

Ø     вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

Ø     предостеречь от типичных ошибок.

  1. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
  2. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «». В числе приложений могут быть:

Ø     планы проведения конкретных дел, мероприятий;

Ø     тестовые задания;

Ø     методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;

Ø     примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

Ø     методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

Ø     схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

Ø     примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ
Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДОД), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Примерная схема методической разработки может включать: ■ название разработки; ■ сведения об авторе; ■ цель мероприятия; ■ возраст детей; ■ условия осуществления мероприятия; ■ перечень используемого оборудования и материалов; ■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала; ■ методические советы по его организации и подведению итогов; ■ список использованной литературы;

■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

Источник:

Совет 1: Как составить методические рекомендации

Дайте советы по решению сопутствующих вопросов, а также рекомендации по материально-техническому, финансовому, кадровому обеспечению процесса. Определите цели и дайте краткое описание ожидаемых результатов от использования данного документа.

Это могут быть другие методические рекомендации и инструктивные материалы, а так же документы, иллюстрирующие процесс: диаграммы, схемы, карты, фотографии.

Она в любом случае должна содержать титульный лист, сведения об авторе или коллективе авторов (должности, квалификационные категории, ученые степени), краткую аннотацию, введение, основную часть, список рекомендуемой литературы и приложения, если они есть.

2На титульном листе укажите название учреждения, фамилию и инициалы автора (авторов), название, которое должно начинаться словами: «Методические рекомендации по», название города, год составления.

3В краткой аннотации, которая приводится верху на втором листе, напишите суть рассмотренных вопросов, предназначение данных методических рекомендаций, укажите источники положительного опыта, который лег в основу их разработки и перечислите сферы их возможного применения.

Обратите внимание на наиболее трудные моменты исходя из того опыта, который уже имеется у автора, предостерегите читателя от типичных ошибок.6Составьте список рекомендуемой литературы в алфавитном порядке. Инструкция1Для любых методических рекомендаций существует определенная структура, которой должны придерживаться авторы.

Внизу второго листа поместите сведения об авторе или авторах.

4Во введении дайте обоснование необходимости составления данных методических рекомендаций, краткий анализ положения дел по рассматриваемому в них вопросу, охарактеризуйте значимость разработки, перечислите, где и кому они могут быть полезны в практической работе.

Обоснуйте его особенности и новизну в сравнении с другими подобными документами, разработанными в данной области.5В основной части рекомендаций опишите поэтапный порядок, алгоритм, формы и методы выполнения данного процесса.

Придерживайтесь при его составлении утвержденных нормативной документацией правил оформления литературных источников.7В качестве приложения укажите те материалы, которые не вошли в основную часть содержания методических рекомендаций, но являются необходимыми для выполнения данного рабочего процесса.

Еще по теме

Как подобрать цвет для кухни в 2021 году

Инструкция1Все используемые цвета и фактуры (мебельных фасадов, аксессуаров, стен, пола) должны хорошо сочетаться. Правильных цветовых сочетаний нет в…

Совет 1: Как правильно составить прайс-лист

Вам понадобится- компьютер— принтер.Инструкция1Сначала оформите шапку прайс-листа, в которой укажите всю контактную информацию о фирме: название компании, ее юридический и производственный…

Как определить характер по почерку

Инструкция1Форма букв может быть округлой, угловатой и комбинированной. Округлая форма говорит о добродушии, мягкости человека, о…

Источник:

Районный дом детского творчества — Как составить методическую рекомендацию

Статистика
Онлайн всего: 1Гостей: 1Пользователей:

                                                                            В помощь педагогу

Источник: https://novpedkolledg2.ru/lajfhak/kak-sostavit-metodicheskie-rekomendatsii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.