+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Что такое бюджет? Определение, формирование, статьи доходов и расходов

Содержание

1.1 Определение семейного бюджета

Что такое бюджет? Определение, формирование, статьи доходов и расходов

“Бюджет” (от англ. budget – кошель, сумка, кожаный мешок) – схема доходов и расходов определенного лица, устанавливаемая на определенный период времени. С одной стороны, бюджет – совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект (государство, предприятие или семья).

С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий их поступления или расходования в течении определенного периода, чаще всего одного года.

Иначе говоря, бюджет определяет содержимое “денежной сумки”: наличие в ней денежных средств или их дефицит, динамику ее наполнения или опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами”. Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально – экономической системе, присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа.

Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальным различием.

Семейный бюджет – это план регулирования денежных доходов и расходов семьи, составляемый обычно на месячный срок в виде таблицы, баланс семейных доходов и расходов, это финансовый план, суммируемый доходы и расходы семьи за определенный период времени. Традиционно выделяют три типа семейного бюджета: совместный, совместно – раздельный (долевое участие) и раздельный.

Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, и только сами члены могут выбрать, какой вариант им больше подходит. Совместный бюджет – это самый распространенный тип семейного бюджета. При таком способе разделения денег, все средства, заработанные членами семьи, складываются вместе, а потом оба супруга решают, как и на что потратить деньги.

Идея совместного бюджета пришла к нам из патриархальных семей, где мужчина работал, а женщина вела хозяйство. Сегодня общий кошелек используют супруги с приблизительно равными доходами. Совместно – раздельный (долевой) в настоящее время приобретает все большую актуальность. Этот принцип работает лучше всего в случае, если разница между зарплатами супругов незначительна.

Для этого надо сначала рассчитать, сколько денег семья тратит каждый месяц на питание, коммунальные платежи, хозяйственные расходы и прочие нужды. Далее эта сумма распределяется между членами семьи либо пополам, либо в соотношении, которое семья посчитает справедливым. Таким образом, у каждого остаются личные деньги, которые можно потратить по личному усмотрению.

Раздельный бюджет, как таковой, в нашей стране редко применяется в чистом виде. Этот стиль семейного планирования пришел к нам с Запада, где женщины стараются быть независимыми и ни в чем не уступать мужчинам. Такой тип распределения денег больше принят среди пар, в которых оба супруга имеют достаточно высокий доход. Вывод: Понятие слова бюджет имеет широкое определение. Свой бюджет может иметь как обычная небольшая семья, так и большое предприятие, или целое государство. Бюджет – это определенная схема, состоящая из доходов и расходов, устанавливаемая на определенный период времени.

Бюджетные правоотношения: понятие, виды и особенности

3. В ходе исполнения бюджета, принятого без дефицита, произошло превышение расходной части бюджета над доходной ввиду непоступления средств по отдельным источникам доходной части бюджета. Является ли данное превышение расходов над доходами дефицитом или нет? Почему?

Ответ Данное превышение расходов над доходами является дефицитом, так как по определению дефицит – это превышение расходов над доходами. В связи с этим не поступление в доходную часть в бюджет средств…

Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

– сальдо бюджета, его виды, дефицит бюджета, способы его финансирования, мультипликатор сбалансированного бюджета;

– бюджетную систему России, межбюджетный федерализм; – анализ динамики сальдо бюджета РФ (1991-2000гг.), проблемы и способы балансирования. – анализ динамики сальдо бюджета РФ (2000 – 2010), проблемы и способы балансирования…

Государственный бюджет как экономическая категория

2.1 Экономические формы функционирования бюджета – доходы бюджета, расходы бюджета; их характеристика

Государственные доходы — это часть национального дохода страны…

Государственный бюджет: структура, функции, пути формирования и использования

1.1 Определение сущности государственного бюджета как экономической категории

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет (от англ., budget — сумка, кошелек). В Англии бюджетом называли отчет канцлера казначейства (министра финансов) в палате общин…

-Определение лимитов расходов бюджета

Принципы и способы эффективной организации личных финансов

2.2 Доходы семейного бюджета: формирование и структура

Как правило, домохозяйствами называют семьи самого разного состава и любых размеров. На одном полюсе находятся так называемые большие семьи, состоящие из нескольких поколений…

Разработка бюджетирования как инструмента контроллинга

f1. Определение бюджета, цель и задачи бюджетов, структура системы бюджетов

Одной из важнейших задач системы оперативного контроллинга на предприятии является разработка, анализ и контроль бюджетов…

Роль местного бюджета в финансовой системе Российской Федерации

2.2 Исполнение расходной части бюджета и дефицита бюджета района за 2011-2013 гг

Анализ исполнения расходной части бюджета Новгородского муниципального района представлен в таблице 2 и таблице 2 Приложения. По данным отчета Контрольно-счетной палаты Новгородского муниципального района…

Семейный доход: формирование и структура использования

1.2 Основные составляющие семейного бюджета

Семейный бюджет обычно составляется на месяц. Нормальным считается такой семейный бюджет, в котором статьи доходов превышают статьи расходов или же равны им. При составлении семейного бюджета…

Семейный доход: формирование и структура использования

f2. Основные подходы для формирования семейного дохода

Финансовая система России

1.Определение стоимости каждого источника средств в общей сумме финансирования. Определение средней цены капитала

Исходные данные согласно Приложению 1 Цена капитала, привлекаемого через размещение привилегированных акций определяется по формуле: Цобык.акц.= (1) Где Цприв.акц.- дивиденды по привилегированным акциям; СМАприв- средства…

Финансовые резервы в персональных финансах

2.1 Характеристика семейного бюджета

Семья – группа лиц, которые связанны родственными отношениями и совместно ведут хозяйство для обеспечения семейного потребления…

Финансовые резервы в персональных финансах

2.2 Доходная часть семейного бюджета

Под доходом понимают деньги или материальные ценности, которые получает семья от предприятия, отдельного лица или любого вида деятельности…

Финансовые резервы в персональных финансах

2.3 Расходная часть семейного бюджета

Расходы – это совокупность затрат семьи. Расходы делятся на несколько категорий (таблица 5)…

Источник: http://fin.bobrodobro.ru/54121

Бюджет доходов и расходов – БДР

Что такое бюджет? Определение, формирование, статьи доходов и расходов

Составление бюджета является универсальным инструментом в управлении бизнес-процессами. При помощи данных инструментов появляется возможность не только оптимизировать использование ресурсов организации, но и сделать оценку экономической деятельности предприятия, которое находится лишь на планировочном этапе.

Здесь ключевым элементом является организация бюджета доходов и расходов (сокращенно БДР). На его основе составляется прогнозирование результата деятельности за весь период, на который формируется бюджет.

Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО, ознакомьтесь с нашим специальным предложением.

Как составить Бюджет доходов и расходов?

Прежде чем ответить на вопрос о формировании БДиР, необходимо усвоить: бюджет доходов и расходов является завершающей частью образования финансового бюджета организации. В основе БДР лежит множество показателей, среди которых данные о комплексе бюджетов на всех уровнях.

Принято, что перед тем, как составлять БДР, необходимо сформировать производственный бюджет, бюджет, связанный с продажами, бюджет, который включает в себя все производственные издержки, управленческий бюджет, коммерция и общепроизводственные траты и т.д.

На заметку. Таким образом, бюджет доходов и расходов является некой чертой, которая обобщает все эти показатели.

Итогом образования БДиР будет подсчет на окончание бюджетного периода чистой прибыли.

Составные части БДР

Составные части бюджета доходов и расходов принято разделять на две части:

Рассмотрим каждую подробнее.

Доходная

В нее включается следующее:

  • прибыль от продажи основной продукции, отток которой запланирован в бюджетной фазе;
  • прибыль от других типов реализации какой-либо продукции;
  • прибыль, полученная от внереализационных доходов. Сюда включается и полученная денежная сумма от займов, которые были предоставлены другим организациям. Также прибыль может поступить от смены курса валюты.

Расходная

Эта часть состоит из показателей:

  • производственных затрат. Берутся эти данные из затрат, связанных с производственным бюджетом;
  • расходов, связанных с коммерцией и управлением;
  • расходов на прочие нужды. Сюда включаются процентные выплаты по взятому кредиту и т.д.

На заметку. При необходимости, связанной с потребностями учета, каждую отдельную строку доходной и расходной части можно детализировать и добавить новые элементы.

Форма отчета по БДиР

Модель отчета может быть разной и в большинстве своем зависит конкретно от специфики предприятия, на котором составляется. Но существует общий принцип, соблюдать который обязательно, — реальное отражение достоверного порядка и смысла подсчета, который планируется как результат на намеченный бюджетный период.

Самый популярный вид отчета, он же самый простой — использование формы 2 отчета о прибыли и убытках. Оформляется все по стандарту, но основа — все регламентные показатели организации.

На заметку. Отчет, в котором будет сформирован бюджет каждого уровня компании, позволяет увидеть практически все направления, негативно влияющие на прибыль.

Именно поэтому правильно составленный бюджет доходов и расходов, в котором будут учитываться все возможные аспекты деятельности организации, не только помогает руководителям своевременно принять правильные решения, но и изменить некоторые нюансы в деятельности фирмы. Например, исправить план по продажам на более актуальный или вовремя подключить дополнительные резервы ресурсов.

Так выглядит форма 2 на примере:

Отличия БДР от БДДС

БДДС (бюджет движения денежных средств) так же, как и БДР, является финансовым бюджетом. Притом они одновременно самые популярные. Многие думают, что эти понятия схожи, однако это далеко не так, и можно заметить приличное количество отличий, которые могут это подтвердить.

Что такое БДР, мы знаем. Теперь необходимо узнать, что конкретно из себя представляет бюджет движения денежных средств.

БДДС — документ, отражающий потоки денежных средств, которые существуют во всей организации. То есть сюда включаются только те операции, которые выражены в денежном эквиваленте.

Сравнение

БДР отличается от БДДС не только целями, для которых они формируются, но и показателями, которые включены в их отчетность.

  • БДР — разрабатывается для планирования прибыли, которую способна получить организация за бюджетный период. Сюда включаются данные о себестоимости и выручке. По форме отчета документ очень похож на бухгалтерский отчет о прибыли и убытке.
  • БДДС исполняет другую функцию — бюджет такого типа формируется для распределения потока денежных средств. Они могут быть как входящими, так и исходящими. Документ показывает всю деятельность организации, которая была выполнена в денежной форме. Таким образом, отслеживаются все перемещения средств компании по различным счетам. Документ похож на отчет по движению денежных средств.

Именно в этих пунктах заключается принципиальное отличие между БДР и БДДС.

Пример таблиц БДР

Если составлять отчет в Excel, то он будет выглядеть именно таким образом, как в примере. Ничего сложного в составлении БДР нет, если разобраться, конечно.

Более интересно бюджеты строятся на базе программы 1С. Например, так:

Причем в системе 1С каждую из цифр можно расшифровать вплоть до первичного документа.

Как видно, на картинке учитывается множество факторов. Такие объемные таблицы характерны в основном для крупных предприятий. Если же у Вас небольшая организация, то число столбцов может сократиться в несколько раз.

Источник: http://Programmist1S.ru/byudzhet-dohodov-i-rashodov-bdr/

Расходы бюджета: понятие, виды

Что такое бюджет? Определение, формирование, статьи доходов и расходов

Использование бюджетных средств, будучи компонентом финансовой деятельности, порождает общественные отношения, к которым применяется понятие расходов бюджетов.

Расходы бюджета – это отношения, возникающие в связи с распределением и использованием централизованного фонда денежных средств по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6 БК РФ).

Бюджетные расходы следует рассматривать как одну из сторон финансовой деятельности государства (местного самоуправления). Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон.

Качественная характеристика позволяет установить природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

Активная роль государства в жизни общества, проведение социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов, что вызвано, в свою очередь, действием ряда факторов: функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств.

Виды бюджетных расходов

По Сперанскому:

«Необходимыми расходами должно считать все те, без коих внутренняя и внешняя безопасность государства стоять не может; полезными – те, кои принадлежат единственно к гражданскому усовершенu0019ствованию; избыточными – те, кои принадлежат к некоторой роскоши и великолепию государства; наконец, излишние и бесполезные суть те, кои употребляются противу разума исu0019тинной государственной экономии, на предметы, для правиu0019тельств посторонние и по существу своему принадлежащие к частной промышленности».

Виды расходов бюджета:

  1. по функциональному признаку (п. 3 ст.

    21 БК РФ):

    • общегосударственные вопросы;
    • национальная оборона;
    • национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
    • национальная экономика;
    • жилищно-коммунальное хозяйство;
    • охрана окружающей среды;
    • образование;
    • культура, кинематография;
    • здравоохранение;
    • социальная политика;
    • физическая культура и спорт;
    • средства массовой информации;
    • обслуживание государственного и муниципального долга;
    • межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований.
  2. по территориальному признаку:
    • федеральные;
    • субъектов РФ;
    • местные.
  3. по времени осуществления:
    • обыкновенные;
    • чрезвычайные.
  4. по экономическому признаку:
    • текущие;
    • капитальные;
    • инвестиции.

Обыкновенные и чрезвычайные расходы бюджета

Обыкновенные расходы – это установленные законом (решением) о бюджете бюджетные средства, которые призваны покрывать основную, наиболее устойчивую и стабильную часть текущих и капитальных бюджетных расходов.

Чрезвычайные расходы представляют собой расходы временного характера; их размер также установлен законом (решением) о бюджете в переделах сформированных в составе бюджетов резервных фондов.

В составе расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) Бюджетным кодексом РФ (ст.

81) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) – резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций.

Средства этих фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

В указанной статье установлены правовые основы образования и использования резервных фондов; размер данного фонда не может превышать 3% от общего объема расходов бюджета.

В федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента РФ (ст. 82 БК РФ), его размер не может превышать 1% от утвержденных расходов федерального бюджета.

Средства резервного фонда Президента РФ используются для финансового обеспечения непредвиденных расходов, за исключением проведения выборов, референдумов, освещения деятельности Президента РФ.

Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента РФ осуществляется на основании указов и распоряжений Главы государства.

Текущие и капитальные расходы бюджета

Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.

К текущим расходам относятся такие расходы, как заработная плата, приобретение услуг, транспортные услуги, коммунальные услуги.
Однако даже своевременного и полного финансирования всех текущих расходов, направленных на поддержание жизнедеятельности общества, недостаточно. Для его нормального развития необходимы капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, ее субъектов, муниципальных образований. К капитальным расходам относится капитальное строительство, капитальный ремонт, приобретение оборудования, инвентаря длительного пользования и земли.

Действующим бюджетным законодательством бюджетные кредиты выведены из состава расходов бюджетов, но в теории придерживаются вышеприведенной классификации и включают бюджетные кредиты в состав капитальных расходов бюджетов. Это объясняется тем, что бюджетные кредиты предоставляются на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены законами (решениями) о бюджете (ст. 93.2 БК РФ).

Объем расходов соответствующего бюджета определяется и утверждается постатейно. Бюджетные средства выделяются конкретным получателям бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Среди капитальных расходов бюджетов выделяются:

  • расходы, предназначенные для инвестиций в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности;
  • средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам.

Таким образом, именно капитальные расходы способствует созданию и расширению социально-экономической инфраструктуры.

Бюджетные расходы делятся по территориальному признаку в соответствии с бюджетным устройством РФ.

Структура института расходов бюджета

В системе бюджетного права для регулирования отношений, возникающих по поводу расходов бюджетов бюджетной системы РФ, сформировался институт расходов бюджетов, который включает в себя нормы, регулирующие отношения, складывающееся в процессе распределения и использования денежных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст.

6 БК РФ, расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, ее субъекта, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из того или иного бюджета.

Таким образом, законы, иные нормативные правовые акты, договоры или соглашения порождают расходные обязательства публично-правового образования, которые посредством включения их в закон (решение) о бюджете трансформируются в бюджетные обязательства.

Исполняются расходные обязательства публично-правовых образований в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств бюджетов, однако Бюджетным кодексом, в частности п. 6 ст.

192 БК РФ, допускается исключение: если в очередном финансовом году и плановом периоде общего объема расходов федерального бюджета недостаточно для финансового обеспечения установленных законодательством РФ расходных обязательств РФ, то Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.

Все расходы бюджета осуществляются в соответствии с законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и выделение денежных средств из бюджета в порядке расходования невозможно вне правового оформления.

Закон (решение) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных нормативных актах, изданных до его принятия и предусматривающих расходные обязательства публично-правового образования, т.е.

предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий, и обусловливает необходимость расходов.

Расходы бюджетов бюджетной системы  осуществляются посредством определения в законе (решение) о бюджете на очередной финансовый год размера бюджетных ассигнований для исполнения бюджетных обязательств. В соответствии с действующим бюджетным законодательством размеры бюджетных ассигнований устанавливаются только на очередной финансовый год для исполнения бюджетных обязательств.

Статьи 69, 69.1 БК РФ определяют виды бюджетных ассигнований.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы по доходам и расходам осуществляется Федеральным казначейством и его территориальными органами.

Средства бюджетов предоставляются фактическим получателям бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, но при условии их целевого использования.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/raschodi-biudzheta-ponyatie-vidi

Главные особенности бюджета доходов и расходов

Что такое бюджет? Определение, формирование, статьи доходов и расходов

Бюджетирование доходов и расходов (БДР) – это такой инструмент менеджмента, который необходимо активно применять на каждом предприятии.

У каждой компании своя собственная система бюджетирования, которая зависит от поставленных целей и стратегии финансового планирования. Поэтому назначение существования БДР – это достижение целей руководящего состава предприятия, используя собственные силы и средства объекта хозяйствования. Кроме этого документа, существует еще два вида бюджета – БДДС и БДЛ.

Документ обычно составляется не только для предприятия в целом, но и для отдельных его подразделений. Бюджет доходов и расходов объединяет в себе план работы всех структурных элементов компании и позволяет принимать решения, касающиеся управленческих решений, единым потоком.

В этом документе указываются суммарные финансовые потоки и прибыль. Таким образом, БДР можно назвать результатом координированной деятельности руководств каждого подразделения предприятия, что направлено на эффективное управление всей компанией в целом.

Благодаря расчетам, которые используются при формировании бюджета, возможно точно определить количество денег, которое необходимо для реализации того или иного проекта. Конкретно это касается источников поступления средств (например, собственные средства компании или займы).

В чем их цель

Можно выделить три основных цели формирования БДР:

  • определение, насколько деятельность предприятия эффективна;
  • выявление наиболее эффективных подразделений компании за установленный период времени;
  • установление лимитов, касающихся основных статей расходов.

Отчет о прибылях и убытках схож по своим функциям с бюджетом, но, в отличие от БДР, в нем указываются запланированные убытки. В БДР в этом случае может быть указана лишь нулевая прибыль.

Бюджет доходов и расходов позволяет руководству предприятия провести анализ прибыли и найти пути увеличения этого показателя. Кроме того, этот документ дает возможность провести оптимизацию налоговых и других обязательных выплат.

Еще одна цель БДР – полное раскрытие прибыли доходов компании, ее расходов и себестоимости производства продукции. Это позволяет точно определить прибыль, которую компания получает в выбранном периоде.

Исключением может быть тот случай, когда предприятие запускает новый проект, прибыль от которого ожидается только через несколько лет. Тогда в выбранном периоде времени убытки будут неизбежны, но бюджет в итоге будет показывать безубыточность.

Пример отчета о прибылях и убытках (форма 2)

Популярные подходы

По мнению ведущих экспертов в области бюджетирования, существует два подхода в разработке БДР:

Top-down бюджетирование (сверху-вниз)
  • Этот способ удобен для формирования системообразующих для компании бюджетных документов. Например, для компании, занимающейся торговлей, к таким документам можно отнести бюджет продаж.
  • Этот подход заключается в том, что руководство выделяет итоговые значения основных бюджетных форм, а отдельные подразделения компании заполняют их. Что касается бюджета продаж, то руководящий состав компании устанавливает требуемый объем выручки, а персонал подразделений подбирает под него список позиций. Таким образом формируется каждая часть общего бюджета ДР.
Bottom-up бюджетирование (снизу-вверх)
  • В этом случае центр финансовой ответственности формирует детализированный вариант своего подразделения. Затем эти данные отправляются руководству предприятия на утверждение.
  • Часто информация искажается, так как при разработке части, посвященной доходам, значения обычно занижаются. Это связано с тем, что в таком случае их легче достичь. Что касается расходной части, то здесь они, наоборот, указываются немного выше.

У обоих подходов есть свои плюсы и минусы. Считается, что самым оптимальным вариантом бюджетирования является итерационный. Суть его заключается в применении обоих подходов: при формировании задачи руководством компании для подчиненных ЦФО, необходимо согласование с менеджерами «на местах».

Конечно, согласование – это процесс, который требует времени, он включает в себя несколько итераций. В каждую из них входит проведение совещаний, анализ данных за предшествующие периоды. Но, в итоге, такой документ будет более содержательным, нежели список цифр, которые руководство спустило своим подчиненным.

Государственная модель

Каждое суверенное государство имеет свой бюджет, составление которого возложено на властные структуры. В этом плане бюджет – государственный документ, согласно которому распределяются финансовые ресурсы в стране.

Российская модель государственного бюджетирования подразумевает наличие определенной самостоятельности у субъектов РФ. Тем не менее, утверждает главный финансовый документ в России правительство, а процесс его разработки подчинен единой законодательной базе, единым принципам.

Государственная модель бюджетирования подразумевается, что некоторые регионы требуют дополнительного вливания денег. Поэтому размер федерального бюджета показывает также степень финансовой помощи депрессивным регионам и муниципалитетам.

Формирование трат

Основные направления расходов государственного бюджета:

  • здравоохранение;
  • наука;
  • оборона;
  • государственное управление;
  • социальная политика;
  • правоохранительные органы;
  • международная деятельность;
  • сельское хозяйство;
  • промышленность.

Контроль прибыли

Источник доходов бюджета определяется в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством РФ. Денежные средства, которые уже поступили на счет исполнительного органа, считаются поступившими в доход бюджета. Выделяют налоговые и неналоговые доходы государственного бюджета. Контроль расходов и доходов государства лежит на Министерстве Финансов РФ.

Классификация бюджета доходов и расходов

Классификация доходов – это группировка поступлений в бюджет от различных уровней управления (федеральный, региональный и муниципальный).

Существует четыре группы доходов бюджета РФ:

  • перечисления от государственных целевых фондов;
  • безвозмездные перечисления;
  • неналоговые доходы;
  • налоговые доходы.

Классификация бюджетных расходов делится на функциональную, экономическую и ведомственную. Первая представляет собой группировку по уровню управления и показывает, куда направлены финансовые средства и как они расходуются.

Согласно экономической классификации, расходы делятся по их экономическому содержанию. Выделяют капитальные, текущие расходы, предоставление кредитов. Ведомственная классификация расходов включает в себя три уровня: федеральный, региональный и местный.

Сбалансированным называется такой бюджет, при котором доходы и расходы равны. Если же наблюдается превышение первых над вторыми, то наблюдается профицит бюджета. Дефицит – обратная картина, когда расходы преобладают над доходами.

Пример таблиц БДР

Технология анализа

Анализ БДР – это незаменимая часть любой бюджетной архитектур.

Существуют следующие виды анализа:

Коэффициентный анализИспользуется для изучения динамики разных показателей друг относительно друга.
Структурный анализПрименяется в том случае, если изучаемый показатель имеет свою собственную структуру (сюда можно отнести анализ производственных затрат, который включает в себя затраты на себестоимость продукции и др.).
Факторный анализПрименяется для тех показателей, которые описываются формулами, состоящими из факторов, динамика которых изменяет итоговое значение показателя.

В основе любого метода лежит расчет показателей (групп показателей) с дальнейшим их сравнением с нормативами. Выбираются объект анализа на основе целей предприятия и особенностей ее деятельности.

Анализ БДР по БДСС

Основными такими показателями считаются:

EBITDAПрибыль до процентных выплат по займам, кредитам, до уплаты налогов, учета амортизации средств и так далее. Под налогами в данном случае понимаются корпоративные налоговые выплаты.
EBITТо же самое, но без учета амортизации средств и нематериальных активов.
EBTПрибыль до уплаты налогов и процентных платежей.

Востребованность именно этих показателей объясняется тем, что экономические условия работы предприятия оказывают существенное влияние на расходы, которые связаны с амортизацией, налогами и процентными выплатами.

Поэтому нет возможности получения сопоставимых данных, которые характеризуют эффективность решений, принимаемых руководством компании.

Анализ этих факторов дает возможность адекватно сравнить деятельность предприятий, функционирующих на территории различных государств.

Показатели и результаты

Формирование доходной части бюджета учитывает следующие показатели:

  • бюджет проданных услуг и товаров;
  • доход, связанный с другой деятельностью;
  • прогнозы других доходов, а также учет изменения валютного курса за данный период времени;
  • прогноз полученных процентных платежей за кредиты, которые предоставила организация.

Для расходной части БДР используют показатели:

  • список условно-постоянных и переменных издержек на производство и хозяйственную деятельность;
  • коммерческие расходы;
  • выплаченные проценты по кредитам и займам;
  • другие расходы.

БДР компании позволяет оценить, насколько эффективно она ведет свою деятельность, а также определить резервы для роста прибыли и определить лимит издержек. В процессе формирования размеров ожидаемой прибыли (целевого показателя), прогностические данные постоянно меняются. Вместе с тем происходит пересчет показателей БДР, необходимых для достижения цели предприятия.

Разбор содержания формы

Цель бюджетирования – создание итоговой формы бюджета, по данным которой можно провести анализ эффективности деятельности предприятия. Она дает возможность получить четкое представление о текущей финансовой ситуации и об ожидаемых изменениях в будущем. Оценка проводится на основе трех показателей: прибыли, результатов денежных потоков и остатка финансовых средств.

Типовая форма БДР включает в себя следующие строки:

  • выручка – это статья доходов, показывающая количество денежных средств, которые компания получает за определенный период;
  • трансферты – это выручка, которая еще не указана в бухгалтерских документах или выручка, которая документально принята в текущем периоде, но реально относится к другому;
  • чистая выручка – сумма первого и второго пункта;
  • выручка от основной и прочей деятельности компании;
  • внереализационная выручка – не связана с основной деятельностью предприятия. Сюда относят проценты по банковским депозитам, дивиденды и так далее;
  • себестоимость;
  • переменные расходы;
  • постоянные расходы;
  • заработная плата персонала и начисления на нее;
  • основные материалы;
  • общепроизводственные и общехозяйственные расходы;
  • коммерческие расходы;
  • налоги.

Инструкция по оформлению в Excel

Рассмотрим структуру бюджета доходов и расходов в виде таблицы Excel. На верхнем уровне (нулевом) указываются три группы статей (показателей): доходы, расходы и прибыль предприятия. Такой вид позволяет составлять бюджет для любой компании.

На первом уровне доходы и расходы детализируются по основным направлениям деятельности предприятия (например, доход от основной, от прочей деятельности и так далее). Вместе с этим, на данном уровне задаются те типы прибыли, которые необходимо анализировать.

Важно также определить основное направление работы фирмы и выяснить, какие виды деятельности относятся к прочим. Если взять за образец металлургический завод, то основным для него будет производство металлопродукции, а прочим – транспорт.

На основе полученной информации определяются направления затрат. Для этого проводится исследование производственных процессов. Это могут быть затраты на сырье, оплату труда работников, энергию и т.д.

Примерно по такому принципу ведется учет БДР в виде таблицы Excel.

Источник: http://buhuchetpro.ru/bjudzhet-dohodov-i-rashodov/

Как с помощью бюджета доходов и расходов (БДР) управлять бизнесом

Что такое бюджет? Определение, формирование, статьи доходов и расходов

Бюджетирование — универсальный и многоплановый инструмент управления бизнесом. Комплекс приемов и процедур, реализуемых в рамках бюджетирования, не только помогает оптимизировать движение ресурсов компании, финансовых и прочих, но и позволяет оценить экономическую эффективность будущей деятельности фирмы еще на этапе планирования.

Главную роль при этом играет формирование Бюджета доходов и расходов (далее, — БДР). Основное назначение БДР — прогнозирование финансового результата работы предприятия за бюджетный период.

Формирование БДР

БДР — главная, итоговая часть формирования финансового бюджета предприятия. БДР фактически является верхушкой айсберга, в основе которого — показатели всего комплекса операционных и функциональных бюджетов по направлениям.

Предполагается, что составлению БДР должно предшествовать формирование бюджета продаж, бюджета производства, бюджета затрат на производство, бюджета управленческих, коммерческих и общепроизводственных расходов и некоторых других.

Наиболее интересен из них бюджет затрат на производство, который реально представляет собой бюджет себестоимости. Его формирование предполагает обязательный расчет планируемых изменений остатков на складах, движение остатков незавершенного производства и полуфабрикатов.

Обобщив все аспекты бюджетирования хозяйственной деятельности предприятия, БДР подводит символическую черту под спланированной и организованной согласно плану деятельностью.

Итог формирования БДР — расчет плановой чистой прибыли компании на конец бюджетного периода.

Состав БДР

БДР — это прогнозный отчет, состоящий, согласно экономической логике расчета прибыли, из двух частей: доходной и расходной.

Доходная часть БДР

Доходная часть формируется из:

  • выручки от продаж, равной стоимости продукции как результата основной (операционной) деятельности, отгрузка которой запланирована в бюджетном периоде; фактически это итог бюджета продаж основной продукции
  • выручка от прочей реализации — итог бюджета продаж прочей продукции, товаров
  • внереализационные доходы — прогнозируются на основании данных о получении процентов за предоставленные займы и ожидаемых колебаний курсов валют.

Вся информация о том, что такое факторинг.

Кроме БДР есть БДДС, и о нем вы можете узнать здесь.

Расходная часть БДР

Расходная часть БДР состоит из следующих показателей:

  • производственные затраты (переменные и условно-постоянные) — показатели берутся из операционных бюджетов производственных расходов
  • коммерческие и управленческие расходы — итоги соответствующих операционных бюджетов
  • прочие расходы, к ним относят проценты к уплате по полученным кредитам и займам

При формировании БДР каждая доходная или расходная строка может быть детализирована в соответствии с потребностями и возможностями управленческого учета и согласно принятому на предприятии классификатору статей.

Форма БДР

Форма самого отчета разрабатывается также в соответствии с внутренними регламентами и спецификой предприятия. При этом должен соблюдаться главный принцип — форма должна отражать порядок и смысл расчета планируемого финансового результата за бюджетный период.

Наиболее распространенный вариант — привычная логика бухгалтерской отчетности. За основу берется Форма 2, Отчет о прибылях и убытках, которая формируется обычным образом, но на основе плановых показателей.

Бюджетный период, для которого формируется БДР, может быть абсолютно любым. Однако практика бюджетирования показывает, что большинство предприятий предпочитает прогнозировать прибыль помесячно и годовую.

Формирование бюджетов всех уровней, от операционных до финансовых, позволяет не только увидеть негативные тенденции, но и избежать их.

Профессионально составленный БДР как квинтэссенция всех аспектов производственной и финансовой деятельности бизнес-субъекта, помогает руководству вовремя принять взвешенные решения по управлению предприятием. Может быть радикально изменен или подкорректирован план закупок, скорректирован план продаж, своевременно подключены резервы, в первую очередь финансовые, увеличены или уменьшены заимствования.

Вся информация о том, как узнать свои долги по налогам.

Как можно получить информацию о вашем партнере, вы можете узнать здесь.

По адресу: http://helpacc.ru/buhgalteria/aktivy/vneoborotnye-i-oborotnye-aktivy.html можно узнать, что относится к внеоборотным и оборотным активам.

Бдр как инструмент управления компанией

Механизм формирования БДР и его сущность позволяют использовать его как инструмент моделирования экономической ситуации. Можно, меняя определенные параметры, посмотреть, как это отразится на величине прибыли. Обратный процесс: руководство формулирует цель — получить доход определенных размеров.

Грамотно составленный БДР позволит увидеть, какие условия необходимо обеспечить, чтобы достичь столь желанного результата.

Бюджетирование как универсальный инструмент управления компанией, предназначен не только для выстраивания ориентиров и прогнозирования результатов, но и для действенного контроля исполнения бюджетов всех уровней.

Элементарный план-фактный анализ после получения реальных результатов деятельности в виде бухгалтерских данных, позволяет выявить негативные явления в бизнесе.

Это могут быть как ошибки и несовершенство планирования, так и серьезные причины неисполнения запланированного: технические сбои, плохая работа персонала, недочеты в оперативном управлении.

Достижение финансового результата, близкого к сформулированному в БДР, возможно лишь при жестком исполнении всех операционных бюджетов по подразделениям, на основании которых построен главный финансово-экономический план-прогноз предприятия — Бюджет доходов и расходов.

Источник: http://HelpAcc.ru/ekonomika/budget/bdr-chto-eto.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.